Что ждет пассажиров «ВИМ-Авиа»

26 сентября Росавиация провела экстренное совещание, посвященное проблеме. По информации ведомства, было «согласовано решение о выделении около 200 млн руб. из федерального бюджета следующего года для компенсации затрат авиакомпаниям, которые выполнят перевозку пассажиров на внутренних регулярных направлениях».

На встрече готовность перевозить пассажиров по билетам «ВИМ-Авиа» выразили семи авиакомпаний — это «Уральские авиалинии», «АйФлай», Red Wings, NordStar, «Икар», «Северный ветер» и «Якутия».

28 сентября министр транспорта Максим Соколов сообщил, что главной задачей сейчас является вывоз из-за рубежа тех клиентов «ВИМ-Авиа», отдых которых подошел к концу. Вторым в списке приоритетов он назвал выполнение регулярных рейсов на внутренних и международных линиях. Потом, по словам Соколова, можно приступить к выполнению чартерных рейсов, билеты на которые проданы, но дата вылета еще не наступила. «Последний пункт этого плана возможен только после того, как будут завершены вышеуказанные задачи», — он.

Что ждет руководителей компании

25 сентября Следственный комитет завел дело в отношении неназванных должностных лиц «ВИМ-Авиа» по ч. 4 ст. 159 УК России (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере), которых заподозрили в получении 1 млн руб. за счет реализации билетов, заведомо зная, что денег на исполнение обязательств по перевозке не хватит.


Александр Кочнев (Фото: Татьяна Белякова / ТАСС)

Вечером 27 сентября по поручению главы Следственного комитета Александра Бастрыкина дело перенаправили в главное управление СК по расследованию особо важных дел. В то же время стало известно, что владельцы «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев и его жена Светлана покинули Россию. По данным источника РБК, они в Стамбул.

28 сентября появилась информация, что Мурсекаеву заочное обвинение по той же ч. 4 ст. 159 УК РФ, максимальным наказанием по которой является лишение свободы на срок до десяти лет. «В том случае, если Мурсекаев не явится на допрос к следователю, то будет объявлен в федеральный розыск, а затем в международный», — сообщил РБК источник в СКР.

В этот же день Следственный комитет о задержании генерального директора авиакомпании Александра Кочнева и ее главного бухгалтера Екатерины Пантелеевой.

Авиакомпании «ВИМ-Авиа» застали врасплох несколько сотен туристов. Начиная с пятницы, 26 мая, проблемы с вылетом произошли более чем на 20 рейсах. Больше всего это коснулось турецкого и кипрского направлений. Туроператоры пересаживают людей на другие борта и терпят убытки, а туристы блокируют информ-стойки перевозчика в аэропорту, так как не знают, что делать..

Записывайте не только на видео

Главное правило для туристов, которые попали в ловушку в аэропорту, – всё фиксировать. Причем не на видео и фото – по словам юристов, это плохо работает в суде, – а на бумагу. Записывать надо досконально: во сколько должны были улететь, на сколько рейс перенесли, предоставили ли еду, прохладительные напитки, интернет, комнату матери и ребенка, гостиницу (от 8 часов). Также юристы рекомендуют самостоятельно обращаться за предоставлением всего вышеперечисленного и за достоверной информацией о причинах невылета и точным временем отправки к авиакомпании и туроператору и просить подписать их ответ на том же акте. Если официальных представителей исполнителей нет или они отказываются ставить автографы, – собрать побольше свидетелей (лучше из числа своих земляков) и подписать всё самим, с указанием ФИО и телефонов. Всё это поможет впоследствии отстоять свои права в суде.

«Большое значение здесь будет иметь причина задержания рейса. У нас есть правила безопасности, неисправности воздушного судна, метеоусловия и т. д., но я так понимаю, что с «ВИМ-Авиа» не тот случай. Это скорее системный сбой, плохая организация работы авиакомпании. А раз это не какой-то форс-мажор, они должны нести гражданско-правовую ответственность, в том числе возмещать убытки», – отмечает адвокат Клуба защиты прав туриста Маргарита Еремеева .

В отпуск

Туристам, которые полетели на «ВИМ-Авиа», так как купили турпакет, юристы рекомендуют обращаться к туроператору. Уже после того как вылет всё-таки состоится и туристы прилетят на отдых, организатор тура наверняка постарается урегулировать все проблемы на месте, чтобы избежать судебных претензий в будущем.

Если задержка рейса оказалась настолько значительна, что привела к изменению даты заселения в отель, по прибытии на отдых туристам, скорее всего, постараются как-то компенсировать неудобства. Это может быть дополнительная экскурсия, улучшение типа номера или еще какой-либо бонус на усмотрение принимающей стороны. Если договориться на месте не удалось, следует предъявить письменную претензию туроператору уже по возвращении с отдыха. Если переговоры зайдут в тупик и на этом этапе, остается обращаться в суд, причем не факт, что судья встанет на сторону туристов.

Авиакомпания «ВИМ-авиа» может остановиться с понедельника. Фото: Википедия

Десятая в России авиакомпания «ВИМ-авиа» на грани остановки. У компании нет денег на авиатопливо и аэропортовое обслуживание, кредиторы оплатили ее полеты до 12.00 в понедельник, 25 сентября. На прошлой неделе «ВИМ-авиа» обратилась за помощью в правительство, но шансы получить госгарантии под новые кредиты невелики.

Что происходит?

  • 22-23 сентября в Домодедово на 10-13 часов были задержаны 19 рейсов «ВИМ-авиа». Причина - задолженность авиакомпании перед аэропортом и поставщиками топлива, сказал The Bell представитель Росавиации. У авиакомпании нет денег, чтобы оплачивать авиатопливо и аэропортовое обслуживание, говорят источники The Bell: только в Домодедово авиакомпания должна около 500 млн рублей, примерно столько же составляет совокупный долг перед другими аэропортами и поставщиками топлива.
  • В субботу утром работу «ВИМ-авиа» до 12.00 понедельника, 25 сентября, согласились профинансировать структуры, близкие к правительству Татарстана, где зарегистрирована авиакомпания, - «Татнефть» (она поставит авиатопливо), само правительство и близкий к нему банк «Зенит», рассказывают источники The Bell. Важно было обеспечить продолжение полетов именно в выходные, когда число пассажиров больше всего, говорит один из них.
  • В четверг «ВИМ-авиа» обратилась за поддержкой к профильному вице-премьеру Аркадию Дворковичу, попросив госгарантий по кредитам. Представитель Дворковича сообщил The Bell, что запрос компании был передан в Минтранс для «формирования предложений». Предложения должны быть представлены в понедельник. Собеседники The Bell, знакомые с позицией регуляторов, считают, что при оптимистичном сценарии авиакомпания может прожить максимум до середины октября, при пессимистичном - до конца сентября.
  • Росавиации поручено проработать с авиаперевозчиками маршрутную сеть «ВИМ-АВИА» с целью определения ответственных за перевозку пассажиров в случае «наступления обстоятельств, при которых «ВИМ-АВИА» не сможет выполнять рейсы», говорится в официальном сообщении Минтранса.
  • Всего на понедельник в расписании «ВИМ-авиа» заявлено 17 рейсов, из них 10 - после 12.00.
  • «Временные трудности с расписанием авиакомпании вызваны традиционным сезонным спадом, что привело к спорам хозяйствующих субъектов и задержкам ряда рейсов», - говорится в комментарии, который переслала The Bell представитель «ВИМ-авиа» Елена Федорова. Компания провела консультации c контролирующими органами и партнерами и достигла предварительных соглашений об исправлении ситуации, говорится в комментарии.
  • Все источники The Bell называют причиной проблем «ВИМ-авиа» ее агрессивную стратегию: с начала 2016 года компания закупила 7 широкофюзеляжных самолетов Boeing-777 в расчете на рост турпотока между Россией и Китаем, но выполнить запланированный объем перевозок не смогла. За лето 220 тысяч пассажиров, купивших билеты «ВИМ-авиа», развезли другие перевозчики.
  • За 8 месяцев 2017 года «ВИМ-авиа» перевезла 1,83 млн пассажиров (рост на 31,4%) и занимает 10-е место среди российских авиакомпаний. Один из источников The Bell оценивает число проданных компанией на ближайшие месяцы билетов в 100 тысяч. Источник на туристическом рынке говорит, что на чартерные рейсы компания продала 20-30 тысяч билетов.
  • UPD: задержки «ВИМ-авиа» в «Домодедово» продолжаются, сегодня шесть рейсов компании задержаны на несколько часов

Что делать, если у вас билет на рейс «ВИМ-авиа»?

  • Если вы вылетаете до 12.00 в понедельник, беспокоиться не о чем: до этого момента заправка и вылет самолетов «ВИМ-авиа» уже оплачены.
  • Нынешний кризис - возможно, самый серьезный, но не первый в истории «ВИМ-авиа». Есть вероятность, что владелец авиакомпании Рашид Мурсекаев найдет финансирование для продолжения ее работы в ближайшее время, а после окончания летнего чартерного сезона финансовое положение компании станет более стабильным.
  • Если вы летите чартерным рейсом (основные чартерные направления «ВИМ-авиа» - Турция, Китай, Кипр), вам надо связаться с туроператором, у которого вы покупали билет. В случае остановки полетов «ВИМ-авиа» договариваться о развозе чартерных пассажиров будут именно они. Вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин считает, что на излете сезона у туроператоров не должно быть серьезных проблем с поиском самолетов для выполнения чартерной программы «ВИМ-авиа» в случае ее остановки.
  • Если вы за границей и должны лететь обратно рейсом «ВИМ-авиа», поводов для беспокойства немного меньше: российские авиакомпании, испытывающие проблемы с финансированием, обычно накапливают долги перед российскими аэропортами и топливными компаниями, а с иностранными поставщиками рассчитываются вовремя.
  • Если вы летите регулярным рейсом, не остается ничего, кроме как следить за информацией о рейсах компании на ее сайте, сайтах Росавиации и Минтранса. Обычно при остановке крупной авиакомпании Росавиации удается договориться с другими участниками рынка о развозе пассажиров.
  • Тем не менее, в любом из перечисленных случаев надо быть готовым к тому, что ваш рейс может быть задержан на неопределенный срок.

Петр Мироненко, Светлана Рейтер

В понедельник, 25 сентября, Минтранс России и Росавиация объявили, что авиакомпания «ВИМ-Авиа» приостанавливает чартерные перевозки пассажиров. Уже сегодня в базовом аэропорту компании - Домодедове - отменили все 14 запланированных на день рейсов.

Что случилось с компанией

У авиакомпании, рейсы которой начали еще в конце мая, закончились деньги, и выполнять свои обязательства перед пассажирами она больше не может. Задолженность перед аэропортами и поставщиками топлива составляет, по оценке The Bell, около 10 миллиардов рублей. Кредиторы, в частности близкий к правительству Татарстана банк «Зенит», не хотят продолжать финансирование компании.

Сколько пассажиров может пострадать из-за этого

Ассоциация туроператоров России считает , что ситуация с перевозчиком «приведет к коллапсу на туристическом и авиационном рынках», и призывает государство вмешаться. АТОР оценивает потенциальное число туристов, которых могут коснуться отмены рейсов, в 100 тысяч человек. По подсчетам ассоциации «Турпомощь», из них 43 тысячи сейчас находятся за рубежом: в Турции, Греции, Италии, Испании и на Крите.

Как «ВИМ-Авиа» планируют выводить из кризиса

В самой компании при этом заверяют, что принимаются «все возможные меры для скорейшего вывоза пассажиров».

ПРЕСС-СЛУЖБА «ВИМ-АВИА»

От лица всей авиакомпании «ВИМ-Авиа» мы приносим наши извинения пассажирам задержанных рейсов. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что в авиакомпании «ВИМ-Авиа» сложилась тяжелая экономическая ситуация. Закончились оборотные средства, финансирование заморожено, и приостановлено обслуживание в аэропортах. В данный момент мы продолжаем переговоры с финансовыми структурами о поддержке авиакомпании для нормализации ситуации и скорейшего вывоза пассажиров. Авиакомпания рассчитывает на поддержку госорганов, а также партнеров из туристической отрасли. И поскольку авиакомпания не может осуществлять полеты без дополнительного финансирования, мы планируем введение внешнего антикризисного управления.