В этом посте пойдет рассказ о электропоездах Сименс Дезиро Рус (Siemens Desiro Rus) "Ласточка" (ЭС1), которые с 23 января 2013 года стали выполнять регулярные рейсы с пассажирами по сети ОАО "РЖД".
Поезда Siemens Desiro Rus, в первую очередь, закупаются для обеспечения перевозок при проведении Олимпиады 2014-го года в городе Сочи. Так же (в дальнейшем) - для улучшения качества региональных перевозок на сети ОАО "РЖД".
Электропоезд Siemens Desiro Rus - двухсистемный, высокопольный, пятисекционный (пятивагонный). Конструкционная скорость электропоезда - 160 км/ч. Такие электропоезда могут эксплуатироваться в сцепке из двух составов - итого 10 вагонов.
С 23 января 2013 г. началась эксплуатация данных электропоездов с пассажирами по маршруту Санкт-Петербург - Бологое/Великий Новгород. Таким образом, от станции Санкт-Петербург-Главный до станции Чудово следуют два сцепленных пятивагонных поезда. В Чудово происходит расцепка (на обратном пути - сцепка) поездов и далее каждый из поездов следует своим маршрутом - до Великого Новгорода или до Бологое.

Подробнее с порядком следования нового электропоезда, со схемой вагонов, расписанием и т.п. можно ознакомиться в нижевыложенных документах - частично отсканированных буклетах ОАО "РЖД" о запуске скоростного электропоезда "Ласточка" (они кликабельны).

01. Общая информация об электропоезде "Ласточка", первом маршруте его следования и порядке покупки билетов

02. Расписание электропоездов "Сапсан" и "Ласточка"

03. Схема полигона обращения скоростных поездов ОАО "РЖД" и стоимость проезда на "Ласточке" по маршруту Петербург - Бологое/Великий Новгород

04. Схема вагонов электропоезда "Ласточка".

На настоящее время я совершил две поездки на электропоездах "Ласточка".
23 января 2013 г, в день открытия движения этих электропоездов, я ехал в ЭС1-009 от Тосно до Петербурга, а уже 26 января 2013 г. была совершена поездка в электропоезде ЭС1-012 по полному маршруту от Петербурга до Великого Новгорода и обратно.

Сразу скажу - я ожидал от нового электропоезда много большего. Поэтому, и такое название этого поста. Так же, в силу специфики своей работы, я привык многие вещи рассматривать критически. Не обошел я вниманием и этот поезд, рассматривая его с точки зрения очень придирчивого пассажира. Некоторые оценки основаны на опыте поездок в поездах аналогичного класса страна Европы и даже Республики Беларусь.
Итак, начинаем.
Сначала несколько фотографий общего вида электропоезда ЭС1 "Ласточка" снаружи.

05. Сплотка из электропоездов ЭС1-009 и ЭС1-010 на станции Санкт-Петербург-Главный (Московский вокзал) после прибытия из первого рейса с пассажирами из Бологое и Великого Новгорода. 23 января 2013 г.

06. Электропоезд ЭС1-012 на станции Новгород-на-Волхове. 26 января 2013 г.

Ну а теперь перейдем к оценке электропоезда.
Электропоезд высокопольный. Понятно, что основные полигоны обращения этих поездов имеют высокие платформы, но в Европейских странах последнее время высокопольных поездов не делают. Да, у "Ласточки" есть штатные выходы на низкие платформы - в виде выдвижной лестницы. Но лестница эта с маленькими ступеньками и с отсутствием каких-либо поручней. Так что олимпийцы, выходящие из этого поезда на низкую платформу, вполне возможно продолжат свое участие уже в паралимпийских играх... Что уж говорить об обычных, особенно пожилых, пассажирах...

07. Обратите внимание на уровень пола поезда и уровень платформы. В Великом Новгороде, в Тосно и на Московском вокзале в вагон поезда приходилось шагать примерно на 30 сантиметров вверх. То ли платформы у нас везде неправильные, то ли сам поезд.

Следующий пункт. Вам необходимо произвести посадку в поезд и, соответственно, найти свой вагон. Вы ищите номер вагона... Интуитивно это делается на электронном информационном табло... ...где Вы номер вагона не обнаруживаете.

08. Наружное информационное табло. На головных вагонах (секциях) отсутствует

Следующий пункт - посадка в вагон электропоезда.
Прибывает поезд, останавливается. Вы идете к ближайшей двери, нажимаете кнопку адресного ее открывания а дверь... ...не открывается. Потому что в составе из 5 вагонов всего два кондуктора и всего две открытых двери (при посадке). Соответственно вам приходится бежать (в условиях минутной стоянки) до ближайшей открытой двери...
Если же оказалось, что кнопка адресного открытия дверей сработала, дверь открылась, но за ней нет кондуктора (дверь почему-то не заблокировали), тут же находится человек, который выставляет Вас из вагона и требует пройти к двери с кондуктором.
Почему в таких поездах нельзя применить Европейскую систему посадки пассажиров во все двери с более поздней проверкой билетов - я ума не приложу. В пользу этого говорят и двери, которые автоматически закрываются через фиксированное время после их открытия. Поэтому, проводнику при посадке пассажиров на вокзале, требуется не только проверять билеты, но и мгновенно по многу раз предотвращать начавшееся закрытие дверей.

10. Одна из дверей электропоезда "Ласточка". По центру двери - зеленая кнопка адресного открывания дверей. Тамбура в поезде отсутствуют, соответственно - и места для курения. Курение в этом электропоезде запрещено, что написано и на билете.

Итак, Вы попали в вагон и начинаете искать своё место.
Сиденья в электропоезде расположены по схеме 2+3. Имеются сиденья как друг напротив друга (их большинство) так и друг за другом (их значительно меньше), плюс - откидные сиденья.
С нумерацией мест проблем я не обнаружил. Номера мест приведены под багажной полкой. Места у окна имеют нечетный номер, все остальные места у прохода, в середине и откидные - четные. Место, располагающееся у окна, помечено соответствующей пиктограммой.
Под полосой с указанием мест есть крючки для одежды. Прелесть этих крючков в том, что их можно передвигать вдоль всего окна в удобное Вам места. Про надежность крючков для одежды скажу лишь то, что мне они оказались недостаточно прочными - эксплуатация покажет.

11. Нумерация мест в вагоне электропоезда "Ласточка", крючки для одежды

Теперь пройдемся немного по составу и посмотрим на салон, некоторые виды мест и на санузел.

12. Салон головного вагона. Головные вагоны поезда предназначены, в том числе, для перевозки лиц с ограниченными возможностями. В вагоне имеется место для расположения инвалидных колясок. В головных вагонах так же размещается огромного размера санузел. На фото - обычная пассажирская часть головного вагона

13. Сиденья, как я уже и говорил, в основном, расположены друг напротив друга, но есть и сиденья друг за другом. Сиденья мягкие, красного и синего цветов, причем расположение разноцветных сидений - хаотичное. Это довольно интересно - глаз не замыливается. Между сиденьями имеются подлокотники. Регулировка положения спинки сиденья отсутствует. Расстояние между напротив стоящими сиденьями, в принципе, позволяют разместиться двум людям средних пропорций. Но если поезд заполнен и все места заняты, то при длительной езде ноги уже не вытянешь - это существенный минус для такого расположения сидений в электропоезде, который планируется эксплуатировать на региональных линиях.

14. Это - откидное место. Пока продажа на такие откидные места закрыта. Но, насколько мне известно, скоро билеты в "Ласточку" будут продаваться и на эти места, причем по обычному тарифу без скидок.

15. Санузел огромного размера - специально для лиц с ограниченными возможностями. Биотуалет, умывальник. Дверь открывается вручную по полукругу. Почему-то при отправлении из Великого Новгорода с санузлом было все нормально, а на пол пути к городу перед входом в него загорелся индикатор "Только для обслуживающего персонала"...

16. Удивительные откидные места - по типу верхней боковой полки у туалета в плацкарте. Мало того, здесь нет окон, так еще и по Вашим ногам будут ходить желающие попасть в туалет. О запахе я наверно промолчу.

17. А это - стеллажи для расположения лыж. Все-таки электропоезда планируется эксплуатировать на зимней олимпиаде.

18. Мусорный ящик рядом с дверьми. Его вместимость - несколько поллитровых бутылок

19. Стенд с информационными буклетами, журналами и газетами. Располагается тоже у дверей, посажен клеем на стеклянную перегородку.

20. Салон промежуточного вагона электропоезда. Здесь располагаются много-много сидячих мест для лиц без ограничения их возможностей.

Плавно перейдем к вопросу информационного оповещения пассажиров.
В каждом вагоне установлено по несколько бегущих строк. На двух языках (русский, английский) на бегущей строке показывается станция назначения, маршрут движения поезда, температура воздуха за бортом, текущее время, дата, скорость движения поезда.
И если при поездке 23.01.2013 из Тосно в Петербург бегущая строка работала замечательно, то по пути в Новгород с оповещением пассажиров были значительные неувязки...
Еще совсем не понятно, почему на такой бегущей строке не написать номер вагона, в котором в настоящее время находится пассажир. Мелочь, а досадно.

21. Бегущая строка в вагоне электропоезда "Ласточка"

При поездке в Новгород 26.01.2013 бегущая строка работала неоднозначно.
Хоть поезд имеет два пункта назначения - Бологое и Великий Новгород, но на бегущей строке указывалось только Бологое, что весьма смущало некоторых пассажиров. После Чудово следующей остановкой была объявлена Малая Вишера. Непосредственно в Великий Новгород, судя по информационному табло, поезд захотел ехать только после расцепки сдвоенного состава по станции Чудово, причем первоначально вообще объявили об отправлении поезда из Чудово в сторону Санкт-Петербурга.
Так же, весь путь и туда и обратно время на информационном табло не соответствовало действительному - отставало от него ровно на два часа...

22. Информационное табло в головном вагоне. Электропоезд следует с максимальной скоростью 160 км/ч.

Сели Вы в поезд и, допустим, Вам необходимо подзарядить мобильный телефон. Розеток в поезде не много - 8 штук на вагон. Но интересно не это, а место расположения этих розеток: смотрим следующую фотографию.

23. Одно из характерных мест расположения розетки в вагоне электропоезда "Ласточка".

Розетка располагается... ...в районе багажных полок. Представим себе розетку, включенный в нее тройник и несколько зарядных устройств... По мне так, количество розеток и их расположение не коррелируются с классном и назначением такого поезда.
Но это ладно. Допустим, вы все-таки воткнули зарядное устройство в розетку, подключили к нему телефон и... ...вам приходится держать его в руках, так как какие-либо столики в этом поезде отсутствуют как класс, а "подоконник" у окна имеет скошенное положение - на них ничего не положить.
В комплексе эти параметры я считаю громадным упущением в конструкции этого поезда по параметру комфортности пассажира и качеству проезда.

24. Нумерация мест, крючки для одежды, молоток для аварийного разбивания окна.

Что еще можно сказать про этот поезд:
1. Между вагонами поезда имеются ручные двери. Для открытия дверей требуется достаточная сила. Неоднократно видел, что эти двери вызывают значительные трудности для их открытия, к примеру, девушкам, или пожилыми людьми.
2. Межвагонные переходы недостаточно герметичны и в них попросту холодно. Так же этот холод распространяется на близлежащую к переходу часть вагона. А так, в принципе непонятно наличие межвагонных дверей - в поезде "Штадлер-Флирт" сочленение герметичное и двери отсутствуют.
3. Пол межвагонного перехода вызывает значительные трудности для перекатки "технологического оборудования" - к примеру, передвижных киосков по продаже кофе, еды и т.п. К этому - необходимость одновременного открытия двух относительно не лёгких межвагонных дверей.
4. Отопление, как и в электропоездах серии ЭД4М, может осуществляться потоком холодного воздуха сидящего у окна пассажира.

В силу приведенных выше причин я бы поставил этому электропоезду оценку "3+".
Конечно, это новая эпоха в развитии движения электропоездов в нашей стране. Но такие поезда приятнее видеть, и они более соответствуют по своим параметрам обычному пригородному движению, а не межрегиональному. С учетом того, что скорость 160 км/ч развивать в нашей стране можно на ограниченном количестве участков, в плюс этому поезду может пойти только его "двухсистемность" - возможность работы от сетей как постоянного, так и переменного тока. На региональных линиях эксплуатация таких поездов на значительные расстояния будет просто неудобной для пассажиров.
Вообще, в этом поезде я бы отметил для себя следующее, возможно не верное, умозаключение - немецкое качество сборки для заказанной не лучшей и во многом вредной российской компоновки (комплектации) состава. Все таки это поезд не Европейского уровня. Он лучше всяких там уже 20 лет назад морально устаревших ЭД4М, но и не то замечательное, что можно было бы получить с относительным минимумом дополнительных затрат относительно "Ласточки".
Ну и уровень "сервиса" от обслуживающего поезд персонала остается на вечном уровне "РЖД". Такая вот "Бедная "Ласточка".

Теперь немного непосредственно про маршрут "Ласточки" Петербург - Великий Новгород.
Стоимость проезда по этому маршруту на "Ласточке" - 400 рублей, что всего на 30 рублей дороже обычной электрички - это просто замечательно. Единственное, что билет приходится покупать по паспорту.
Время ходя поезда от Петербурга до Чудово очень тянутое - смело можно выкидывать минут 20. Максимальную скорость в 160 км/ч, да и вообще скорость выше 130 км/ч поезд развивал лишь на небольшие отрезки времени. Сложилось впечатление, что по такому графику сможет проехать и обычный электропоезд ЭТ2М.

В заключение - несколько билетов на скоростные электропоезда "Ласточка"

Я не претендую на какую-то полноту, непредвзятость этого поста об электропоезде "Ласточка", но у меня впечатление сложилось именно такое. Многие оценки были сделаны исходя из сравнения с электропоездом "Штадлер-Флирт".
Благодарю читателей за внимание:)

Неделю назад довелось проехать до Петрозаводска и обратно новой версией "Ласточки", адаптированной под дальнее сообщение. Называется поезд "Ласточка-премиум" и действительно имеет не так уж мало отличий от стандартной компоновки, которую я подробно разбирал два года назад - . К стандартной компоновке у пассажиров в процессе эксплуатации выявились немалые претензии - если ехать далеко, а вагон заполнен - очереди в туалеты (всего 2 на пятивагонную секцию) и скученность рассадки, особенно в варианте "лицом к лицу". Поэтому на пятичасовой рейс, самый дальний из "Ласточек" в регуляре, РЖД недавно поставило другую версию.

В этом рейсе на Карелию (№805/806) я проверил на себе, как оно проезжается сейчас и что поменялось.

"Ласточка-Премиум" на первой платформе вкз. Петрозаводск


2. Все сообщения на Карелию и Заполярье берут сейчас своё начало на Ладожском вокзале. Я появился тут примерно за 20 минут до отправления, немного припоздав от планируемого. День уже прибавился, поэтому закатное солнышко ещё освещало своды вокзала.

3. Небольшая затарка блинчиками по пути на платоформу - а то кто его знает, как оно будет в дороге. Заодно с удивлением отмечаю, что бравого солдата Швейка вокзальные рестораторы записали в баварцы:)

4. Ну что, спускаемся вниз...

5. И оказалось, зря. Надо было по эскалатору вниз: в этот день (понедельник) "Ласточка" короткая, 5-вагонная, и вся помещается прямо под конкорсом. Ладно, идём обратно по платформе.

6. Подходим к поезду, посадка уже вовсю идёт. Народу много, несмотря на понедельник.

7. ...Заглянем в глазки поезду, незыблемая традиция. Теперь можно и садиться, до отправления осталось минут 7 или 10.

Из-за того, что я немного припозднился к отправлению, снимать внутри стало уже сложно.
Народу было реально много - наверное на 90% или даже больше поезд был заполнен, так что сильно не выберешь ракурсы, не нарушая личного пространства многочисленных пассажиров. Поэтому, что есть, то есть. На обратном пути я немного доснял виды, во вторник обратно в Питер поезд был заполнен примерно на 60% и было несколько попроще.

В отличие от стандартной "Ласточки" эта версия ("Премиум") имеет 2-классную компоновку каждой пятивагонной секции: первый вагон бизнес-класса, со 2 по 5-й - эконом-классы. Я проехал и тем (туда) и другим (обратно), так что давайте посмотрим оба. Начнем с эконома.

8. Вот так выглядит вагон эконом-класса в новой версии. Кресла стали более "самолётного" типа, межкресельные расстояния увеличились, а там, где кресла стоят "лицом к лицу", появились столики, как на "Сапсане". Вагон был заполнен, поэтому эргономику можно было оценивать более смело.

9. Для сравнения: вагон стандартной "Ласточки" на Бологое (из моего тестирования января 2013-го).

Я думаю, что это весьма фундаментальное изменение, если брать новую компоновку: число мест в дальней версии уменьшилось с 443 в стандартной версии до 332 сейчас. Вот смотрите, сравнительная схема средних вагонов, обычная компоновка и "дальняя":

10. Давайте повнимательней взглянем на кресла поближе и в профиль. Сиденья регулируются с выдвижением седалища вперёд, правда эту кнопку не так просто сразу нащупать:)

11. Место со столиками, "семейной компоновки". Тут расстояние тоже выросло.

12. Опять же, для сравнения: стандартная компоновка, снимок из бологовской поездки-2013.

13. Внутренние салоны начали помаленьку брендировать, фирменным стилем. Раньше не было.

14. Хорошим качеством является то, что весьма массивные вещи помещаются наверху, можно многое закинуть. Помните же, осенью я , от Lietuvos gelezinkeliai, на польском поезде? Там было плохо с пространством для вещей. Тут это дело гораздо лучше поставлено: места много как наверху, так и в багажных стойках. Одежда вешается прямо над окнами - поскольку народу было много и зима, то наглядно видно, как выглядит размещение многочисленных курток и пуховиков.

15. Однако самое значимое для пассажира изменение, которое мне более всего понравилось - это кулеры с холодной водой и кипятком. Ради этого пожертвовали откидными креслами, ликвидировав их в дальней версии вообще, как класс. Я сразу же вспомнил китайские поезда категории D, где кулеры тоже стоят в каждом вагоне. На самом деле, это очень важное дополнение к комфорту: отпадает необходимость страдать от жажды или покупать воду втридорога в дорожной торговле. Можно заварить чай в пути из своих пакетиков. Кулер в дороге очень популярен, как оказалось - особенно после стоянки в Свири, где продают копчёную рыбу. И немудрено:)

16. Вот вариант практически полностью забитого вагона, с кучей вещей и одежды. Это по пути "туда". Кулер заставлен вещами, но доступ к нему есть, правда не очень удобный, приходится тянуться.

17. На пути обратно было попроще, так что во время посадки в Петрозаводске я смог снять варианты планировки серединных вагонов без пассажиров (2, 3, 4). Столик между креслами сейчас в сложенном виде. Это сторона с тремя креслами, ...

18. ...а это - с двумя, напротив.

19. Остановок сейчас у карельского вечернего экспресса две - в Свири (станция стыкования) и в Лодейном Поле (введена буквально месяц назад по просьбам пассажиров). Про Лодейное Поле я спрашивал начальника поезда, как там с посадкой и есть ли пассажиры. Говорит, стабильно 15-20 человек на рейс есть, садятся. На Питер в основном. Быстро и без остановок.

20. Несмотря на морозец, рыбу на свирском перроне продают вовсю. Все вагоны распределены. Торговля идёт активно, народ затаривается. Остальные, кто вышел, отчаянно дымят, сколько успевают за 6 минут, в поезде-то курить нельзя.

21. Теперь давайте перейдём в бизнес-класс. Это всегда 1-й вагон пятивагонной секции в этом варианте. Планировка тут не 2+3, как в экономе, а 2+2, а сами кресла кожаные, а не матерчатые.

22. Передняя часть вагона. За дверками - небольшой загончик для стюардов и официантов. Официантов два, и корзинка с питьём, чаем-кофе, сэндвичами и едой едет с ними, окормляя пассажиров, по вагонам дважды за рейс - до Свири и после неё.

Кстати, видите, в середине кадра на меня смотрит чувак?
Это финн, который по каким-то делам попёрся в Петрозаводск. Где-то после Свири подошёл ко мне и спрашивает на ломаном русском:
- Привьет! У тебя хорошая камьера. Ты фотограф?
- Нет, я скорей путешественник.
- А чего снимаешь тут? Зачем туалет снимать?
- А это моя тема, железная дорога.

23. Кстати, про туалеты. Это третье большое изменение в новой версии - теперь их тут 4, а не 2, как раньше. Один большой, второй небольшой (на фото). Обе пары расположены в концевых вагонах.

По части туалетов напряженность в сообщении на дальние плечи выявилась давно: при двух на секцию постоянно возникали очереди в 10-12 человек. Так вот, на 4 туалета очереди уменьшились до пары человек - это я смотрел при полностью забитом поезде на пути "туда". Если же поезд заполнен наполовину, то в этой конфигурации очередей вообще нет. Вообще, в стандартной версии тоже надо перепланировать на 4.

24. Проход от большого туалета вглубь, в начало вагона. Слева - гардероб для одежды.

25. Три места здесь одиночных. Кстати, полезный совет: старайтесь 21-е место в "бизнесе" не брать, оно точно напротив входа в "малый" туалет. Будете все время пути созерцать походы пассажиров в толчок, а также открывания и закрывания дверей рядом с собой.

26. Есть тут и места со столиками, также как и в "экономе".

Розетки в вагоне расположены также, как и в стандартной версии - в основном наверху, через равные промежутки.
Также есть 4 или 6 розеток в местах под креслами на каждый вагон.

* * *
Преимущества и общую планировку мы рассмотрели, теперь перейдём к странностям и минусам.

А. Самая главная из странностей - в креслах эконом-класса при перекомпоновке не предусмотрели столики! (в бизнесе есть). Это было тем более странно, что технологическая выемка под столик у каждого кресла хорошо видна; просто видимо взяли комплектацию на полторы копейки дешевле. Чем закупщики мотивировали такое странное решение в глазах начальства, я не знаю.

Посмотрите внимательней на фото №16 и особенно №10, видите, там выемки под столик видны?
Это довольно неудобно, так как в дороге пассажиры на местах без столиках, "самолётной" планировки, начинают размещать свои бутылки где попало, еду на коленях, а в случае свободного соседнего кресла - размещают весь свой перекус прямо на кресле, подстилая бумажки. Ибо больше негде.

Б. Вопрос с мусором. Опять же, вроде мелочь, но приводит к неудобствам. Можно было предусмотреть конвертики по бокам с вложенными пакетиками, как во многих аналогичных поездах. Правда, есть две урны у бестамбурного выхода, но они маленькие. Как решается этот вопрос в рейсе? Дважды, до и после Свири, ходит специальная девушка с мусорным мешком и собирает у пассажиров разный накопившийся мусор. Всё равно бутылки в маленькую урну не выкинешь.

В. И ещё. Удивительно, но кулер с водой в бизнес-классе не поставили. В экономах есть, идти недалеко, а из бизнес-класса, где по умолчанию должен быть комфорт классом выше, придётся идти через вагон, чтобы набрать воду. Странно.

27. Отправляемся из Петрозаводска домой. Ещё закат, день уже существенно увеличился, от конца декабря.

Дополнительные полезные сведения.

Поезд ходит ежедневно. Под №806 он отправляется из СПб в 18:00 и прибывает в Петрозаводск 22:55 (4 часа 55 минут). Из Петрозаводска точно так же, №805 - в 18:00 уходит, в 22:55 приходит.
- Цена билета - 936 руб. эконом, 1312 рублей бизнес.
- В зависимости от дня недели «Ласточка-Премиум» ходит либо в 5 (будни), либо в 10-вагонной компоновке (пятница, воскресенье).

28. Вот и всё. Питер. Поездка закончена, спускаемся по лабиринтам Ладожского вокзала в метро.

Резюме.
Поезд в новой планировке значительно вырос в уровне пассажирского удобства и комфорта.
Особенно хорошо, что увеличили вдвое число туалетов и поставили кулеры с водой.
Но надо обязательно поставить столики в места эконом-класса, без них неудобно.

В Нижний Новгород пустили еще один хороший поезд. Теперь у "Сапсана" есть бюджетная альтернатива - "Ласточка". 700 рублей, и через 4 часа вы в Нижнем.

Все самое приятное от "Сапсана" сохранилось - тишина в салоне, плавность хода и скорость 160 км/ч. "Сапсан" на этом участке едет точно так же. По сути - такой должна быть любая электричка, какие в европах ездят уже не один десяток лет. У нас это пока все еще особый сервис.

Двери в вагонах организованы прекрасно! Они не в краях вагона, а отстоят от краев ближе к середине. Таким образом, по идее, где бы ты не сидел, до ближайшего выхода всегда недалеко. Не надо протискиваться через весь вагон.

Но в РЖД умеют все "исправить". Двери открывают не все. И даже не во всех вагонах. В итоге - "любимые" очереди на посадку. А смотреть на людей, протискавающихся через 2 вагона на выход с детьми, колясками и чемоданами, просто жалко.

Вагоны сквозные без тамбуров.

Везде наклеены какие-то цифры, кои всех путают. Вот это "Два" - это класс, а не номер вагона.

Сидения в вагоне - 2+3. Спинки хоть и не откидываются, но ехать вполне комфортно. Загадочно только ориентирование кресел - положения "лицом" или "спиной" выбраны хаотично. Сделали бы уж одну сторону в одном направлении, другую в другом. Все приятнее.

Столиков в спинках нет. Не велика бы печаль, так тут же разносят горячий чай и кофе. Куда стаканы то ставить?

Очень удобные крючки для одежды. Они сдвижные.

Не тесно. И приятно большие окна!

Вот где полная лажа, так это с туалетами. В нормальных поездах их обычно 2 на вагон. Здесь же их 2 на состав. Пассажиры "Ласточки" народ особый, видимо. Писаться должны сильно меньше, чем пассажиры "Сапсана". Разумеется - все время очереди.

Очень удивили еще 2 кресла, причем пронумерованные, которые расположены в нише у входа в туалет. Туда билеты пока не продают, но сам факт их расположения настораживает.

В целом - быстро, приятно и комфортно. Кондиционер работает, отстановки объявляют, места для багажа есть. Шторки бы только на окна любого вида. Когда жарит солнце, хрен куда спрячешься.

Схемы вагонов поезда «Ласточка», «Ласточка-премиум» и их модификаций ЭС1П и ЭС2Гп

На этой странице представлены схемы расположения мест в вагонах скоростных региональных поездов «Ласточка», «Ласточка-премиум», а также их модификаций ЭС1П и ЭС2Гп. Они помогут вам выбрать удобное место — у окна или у прохода, по ходу движения или наоборот, а путешествующим семьёй или дружной компанией — специальные совмещённые блоки кресел.

Поезда «Ласточка» имеют салон пригородного типа. Поезда с салоном междугороднего типа называются , они имеют несколько модификаций, различающихся расположением мест. На маршрутах Москва – Иваново, Москва – Курск, Санкт-Петербург – Псков, Санкт-Петербург – Сортавала, Санкт-Петербург – Маткаселькя (Рускеала), Псков – Петрозаводск работают модификации .

Поезда «Ласточка» (с салонами пригородного типа)

Головные вагоны (№1, №6).

Промежуточные вагоны (№2, №7).

Промежуточные вагоны (№3, №4, №8, №9).

Головные вагоны (№5, №10).