Кто чаще всех смотрит в небо? Кто может узнать самолет по шуму его двигателей? Кто всегда держит под рукой график полетов? Правильно, плейнспоттеры.
Споттинг зародился во времена Второй мировой войны, когда британские энтузиасты записывали бортовые номера вылетевших на задания самолётов, а когда они возвращались, по номерам сверяли, кто не вернулся. Снимать самолеты начали только «для галочки». И лишь намного позже это превратилось в отдельный жанр фотографии.
В России авиационный споттинг - занятие не новое, фотографировать самолеты ради развлечения начали в 2007 году, когда прошел первый официальный споттинг в Домодедово. Сегодня российских споттеров можно определить как настоящую касту среди фотографов, и даже отличить по внешнему виду: куча ремувок*, сменные объективы, рация..
Возможно, споттеры - это самые романтичные люди в мире, ведь что может быть прекраснее, чем грациозные силуэты самолетов в лучах заходящего солнца, не так ли?

О том, почему споттеры не верят в мистику и запасаются плюшками рассказывают Александр Шухов* (chkala_crew) и Михаил Поляков **.



*Александр Шухов, 22 года, студент МАИ, снимает с 2010 года.



**Михаил Поляков, 20 лет, снимает с 2013 года.

О себе
- Расскажите, как вы увлеклись авиационной фотографией?
М.П.
Я живу в городе Жуковский - в наукограде, можно сказать, альма-матер нашей авиаотрасли. С самого детства я пропитан авиацией. Рев авиадвигателей отдается в груди до самых костей, авиация - моя жизнь.
Однажды, когда мне было 17 лет, решил посмотреть, что на аэродроме происходит в будние дни. И «остался» там надолго. За забором находился особый мир, совершенно не похожий на тот, что окружал меня раньше. Привел однажды друга с фотоаппаратам, и так всё началось…
А.Ш. У меня похожая история, я тоже живу рядом с аэродромом Чкаловский. Лет восемь назад, еще будучи школьником мы с моим лучшим другом решили туда заглянуть после уроков. Полеты самолетов оставили неизгладимое впечатление. Мы стали ходить туда все чаще и чаще. А потом мы узнали, что самолеты, оказывается, можно не только провожать взглядом, но и фотографировать.

- Чем занимаетесь помимо споттинга?
А.Ш.
На данный момент я просто фотографирую, играю в рок-группе, увлекаюсь оружием и стрельбой, а также люблю путешествовать. В свое время занимался бальными танцами и верховой ездой.
М.П. С моим другом, тоже споттером, Данилой Башкировым, не так давно открыли свой магазин по авиационной тематике, благо фотоматериалов хоть отбавляй. В свободное время занимаюсь спортом, люблю ходить с палаткой. В этом году, например, на неделю разбили с друзьями палатку возле аэродрома Дягилево под Рязанью, как раз во время проведения «Авиадартса». Романтика, самолеты!

Что говорят знакомые и родные о вашем увлечении? Много ли времени занимает это занятие?
А.Ш.
Сначала некоторые не понимают и говорят «Ты правда фотографируешь самолеты? Зачем? Что в них такого красивого?», но потом видят мои снимки и говорят «Ух ты-ы-ы, как здорово!».
М.П. Ну я лично очень скромно отношусь к этому увлечению, считаю, что успешный кадр - это во многом случайность. Задача фотографа - выбрать правильную композицию, параметры съемки, а погода, траектория полета и так далее- факторы, которые невозможно предусмотреть.. Многим нравятся мои работы, для меня это очень важно.
А.Ш. Что касается времени, то всегда по-разному. Бывает, что проторчишь на споттинге пару часов, а бывает так, что на целый день. Помню, как летом уходили на аэродром часов в 10 утра, а возвращались в 11 ночи - удовольствие от таких споттингов гораздо больше, чем от кратковременных. Для меня это не только кадры, это еще и общение с друзьями, эмоции, моменты, движение.
М.П. Согласен с Сашей. Потом еще весь отснятый материал нужно обработать. И это тоже очень увлекательно.
Какой именно самолет мечтаете снять?
А.Ш. Мечта, наверное, каждого споттера - снять Ан-225 Мриа, самый большой самолет в мире.
М.П. Мне тоже очень хотелось бы снять этот самолёт. Иногда даже тяжело представить, как такая машина может летать…

Снимали ли вы ait-to-air?
А.Ш.
Я впервые попробовал снимать с воздуха на параде Победы в 2012 году, потом еще пару раз летали на танкерах Ил-78. Честно признаться, снимать самолёты air-to-air мне понравилось больше, чем вертолёты. Когда человек видит перед собой Ил-76, он восхищается его размерами, мощью. А теперь представьте, что вы находитесь внутри этой махины, и рядом, метрах в семидесяти, грациозно плывёт по облакам точно такой же самолёт. Такое зрелище попросту завораживает и переносит тебя в некий волшебный мир.

Кто из авиа фотографов или просто фотографов является вашим эталоном?
А.Ш.
Я бы хотел выделить таких авиафотографов, как Антон Харисов, Вадим Савицкий, Сергей Аблогин, Александр Бельтюков.
М.П . А мне очень нравится творчество Саши (Александра Шухова) и Артема Аникеева.

Выигрывали ли вы премии в конкурсах фотографий?
А.Ш.
Несмотря на то, что авиационная фотография не пользуется особой популярности среди большинства фотографов, всё же удавалось выигрывать в нескольких студенческих конкурсах и даже фотоконкурсы от ОАК. Но самым значимым на данный момент стал выигрыш фото-конкурса, который организовал журнал «Новый Оборонный Заказ»: после победы мне предложили сотрудничество, так что сейчас я с удовольствием снимаю репортажи на различные военные тематики, в том числе и авиационные.

О споттерстве:

Кто такие споттеры?
А.Ш. В классическом понимании споттер - это человек, который фиксирует информацию о самолете: время и место прилета, его бортовой номер и принадлежность к авиакомпании. Часто люди ходят на споттинг с блокнотом, ручкой и биноклем, фотографируют только для того, чтобы лучше рассмотреть номер или же просто подтвердить факт прилета определенного самолета.
У нас в России слово «споттинг» ассоциируется исключительно с авиационной фотографией. Наверно потому, что во многих российских аэропортах для того, чтобы дойти до места, откуда открывается обзор на интересующий объект (будь то ВПП, стоянка, или даже банальная глиссада), нужно приложить определённое усилие, совершить, так сказать, маленький поход. После такого «путешествия» вряд ли захочется ограничивать свою споттинг-сессию лишь записями.
Я бы сравнил российских споттеров с фотографами дикой природы. Только «охотникам» за дикими животными нужно быть внимательными для того, чтобы не упустить редкий кадр, а споттерам самим нужно держать ухо востро, чтобы в некоторых случаях не угодить в руки СБ или патруля.))

Как попасть в споттерскую элиту? Ну или в споттерский клуб?
А.Ш.
На мой взгляд, членство в определенном клубе можно присвоить споттеру в соответствии с тем веб-ресурсом, куда он заливает свои снимки: если в ЖЖ - то блоггер, если в инстаграм- то инстаграммер и так далее. С другой стороны, если ты взял в руки мыльницу, сделал пару снимков и залил их себе на страничку в ВК, то ты уже споттер. Человек вливается в споттерский клуб, когда начинает активно ездить в аэропорт/аэродром, потихоньку знакомиться с другими споттерами, всё как обычно, в принципе.
У нас говорят, что представили «элиты» - это те, кто имеет связи в авиационной, военной сфере. Благодаря этому им открывается доступ к закрытым показам, новым, необычным ракурсам, недоступным широкой массе споттеров.
М.П. Вообще, «элитарность» споттера хорошо заметна на массовых авиашоу: кого-то пускают на стоянку самолетов, кто-то снимает с воздуха, кого-то ведут на медиа-площадку и в шале, а кто-то просто снимает из толпы.

Почему места споттинга засекречены, но все о них знают?))
М.П.
Не засекречены, а просто передаются из уст в уста. К примеру, какой-нибудь споттер находит удобную точку для съемки, как у нас говорят, «под забором», и делится им только со своими друзьями. Если место удачное, оно постепенно становится все популярнее и популярнее.

Зачем споттерам нужны ремувки, откуда это пошло?
А.Ш.
Для споттера ремувка сродни значку «я люблю авиацию!». А еще память - со споттинга или какого-то авиационного мероприятия, их можно дарить друзьям и в конце концов просто коллекционировать. Сейчас отшивают всех цветов радуги помимо традиционного красного, добавляют изображение самолёта или чего-нибудь на авиационную тематику. Вообще «Remove before flight» - это знак, который цепляют к чехлам от разных датчиков самолета, чтобы авиатехник обязательно увидел, что чехол все еще надет и снял его перед вылетом борта.

Как споттеры узнают о том, что будут полеты военных самолетов?
М.П.
Чаще приезжают без какой-либо информации о полетах - на удачу. Но есть люди «со связями», которые могут знать заранее, кто куда прилетит. Это, к сожалению, не про нас))
Бывает, что Минобороны организует специальные мероприятия для СМИ и блогеров, тогда мы получаем данные, так сказать, из официальных источников. Хотелось бы и от ОАК как-нибудь попасть на авиационное мероприятие.

Правда ли, что девушек среди споттеров мало? Почему?
А.Ш. Меньше, чем хотелось бы.)) Многие девушки любят авиацию, ездят на авиашоу, но не берут с собой камеру, даже будучи хорошими жанровыми фотографами. Плюс все-таки девушки - существа нежные, они вряд ли согласятся проторчать весь день на холоде, пройти пару километров по грязи, залечь в кусты. Это для них как рыбалка, только динамичнее.

Приносит ли доход продажа авиа снимков?
М.П.
Все зависит от активности человека: если он продвигает свое творчество, то авиационная фотография может приносить неплохую прибыль. Если ты просто публикуешься в интернете, то твои фотографии редко покупают, чаще просто воруют. Я сталкивался с тем, что российское издательство убрало мой водяной знак на фото и пустило в тираж.
Более честные в этом плане иностранцы. И они платят хорошие деньги.
А.Ш. Грустно все это. Авторское право споттеров не защищает.

Как обстоят дела со споттерством за границей? Есть ли знакомые иностранные споттеры?
А.Ш.
Если говорить о Европе и Америке, то там, надо сказать, тепличные условия по сравнению с Россией. У нас главные "барьеры" это доступность точки (грязь, болота, огонь, вода и немного медных труб), а еще, наверное, популярное до сих пор совковское мнение, что все должно быть секретно, аж до смешного. Каждый человек с фотоаппаратом около аэродрома - это точно шпион.
На западе все иначе: аэропорты обустраивают точки для споттеров, полиция даже если и дежурит, то относится без агрессии, очень часто проводятся официальные споттинги, в том числе и на военных базах. С появлением Инстаграма можно чуть ли не он-лайн наблюдать за всем, что происходит "за забором". У меня есть несколько знакомых споттеров, в том числе и из Америки, мы общаемся, делимся кадрами - удивляемся специфике нашего хобби в наших странах.

Может ли споттер быть шпионом?
М.П. Я не совсем согласен с Сашей - действительно есть и шпионы с камерами, прикидывающиеся споттерами. Может быть меры СБ и не чрезмерны.. Но чаще бывает, что обычные фотографы выкладывают в интернет фотографии, которые являются секретными. Не уверен, что у них есть цель - рассекретить что-либо, скорее по незнанию.
Что категорически запрещают снимать военные?
А.Ш. Военные не разрешают снимать свои лица, что, в принципе, понятно. Есть специфика мнения особого отдела относительно того или иного объекта: не снимать стоянки, определенные самолеты, вооружение, склады, ангары, КПП и так далее. Очень трепетно относятся к фотографиям кабин.

Сложно ли вообще у военных разрешение получить?
А.Ш.
Любят и доверяют знакомым фотографам, новичков, как правило, не жалуют.
Тут, на мой взгляд, важно правильно себя преподнести на этапе знакомства, причем с любыми офицерами: от простых техников до начальства. А если удалось построить хорошие отношения и получить разрешение, то не стоить рушить всё это, пренебрегая указаниями военных в съёмке. Например, если сопровождающий офицер говорит, что нельзя снимать определённый самолёт или подходить к полосе ближе, скажем, 50 метров, то этим требованиям лучше подчиниться. Все мы делаем свою работу.

Правда ли, что гоняют службы безопасности? Что делать, если тебя заловили?
М.П. Если ты снимаешь самолеты на режимном объекте, естественно, что службы безопасности будут мягко говоря не в восторге. Что касается гражданских аэропортов, то обычно САБ имеет претензии лишь в том случае, когда в аэропорту ожидается прилет, вылет каких-либо высокопоставленных лиц. Меня ни разу не задерживали.))
А.Ш. Если всё-таки задержали, лучше, конечно же, не сопротивляться, везти себя вежливо и спокойно, постараться объяснить и показать охране, что ты не представляешь опасности- иногда такое работало. В самом противном случае человека отвозят в отделение МВД или комендатуру, где с ним проводят разъяснительную беседу. Иногда кадры удаляют, причем все, без разбора. Это, конечно, печально, но что делать...

А что делаете с клещами и собаками «под забором»?
М.П.
Хороший вопрос! Одеваться в соответствующую одежду. Вообще не советую ездить снимать в шортах, майках: можно не только словить клеща, но и обгореть.
А собака - лучший друг человека. Я их люблю, ни разу с ними проблем не испытывал. Наоборот, чаще всего они подходят с любопытством, или поесть просят. Носите с собой колбасу, споттеры!
А.Ш. И еще баллончик от комаров.

Случались ли какие-нибудь курьезные случаи в ходе споттингов?
А.Ш. У нас что не споттинг, то какой-нибудь курьёз! Вообще мистики особой не было, а вот страшно было: еще будучи шестнадцатилетними пацанами с другом после споттинга нарвались около аэродрома на странного дядьку. Весь в порезах, хромал, под градусом - кинулся на нас с ножом. Вернулись через овраг обратно, мало ли что..
М.П. Однажды мне с товарищем довелось переплывать небольшую речку, чтобы занять другую точку съемки. Сделали мы это так: рюкзаки с аппаратурой и одежду переправили на веревочке, натянутой над водой. Выглядело потрясающе со стороны, а наши напряженные лица.. учитывая риск намочить камеру)) Это лишь одна история, про такие приключения можно рассказывать часами..

Поделитесь советами начинающим споттерам: какую точку для съемок выбрать, ездить ли на массовые мероприятия типо МАКСа, чтобы сделать хорошие кадры, как ориентироваться в расписании самолетов, как засечь редкое судно... Что надевать на споттинг, какую еду брать, так сказать, бэкпэк для новичков (еда, вода, газовый балончик, мачете?)
М.П.
Мне кажется, что начинающему фотографу обязательно стоит найти себе опытного наставника, который поможет ему с освоением процесса съемки, научит обработке фотографий и пр.
А.Ш. Что касается массовых мероприятий, я всегда стараюсь на них присутствовать: никогда не знаешь, когда подвернётся удачный кадр. На МАКС-2015 в один из дней утром был сильнейший ливень, а потом появилось солнце, и с самолетов были огромнейшие срывы - народ тогда охал и ахал от красоты.
М.П. Расписание вылетов\прилётов всегда можно посмотреть на сайтах аэропортов. Там же иногда можно засечь и редкий самолет. Но чаще информация о прилете редкого ВС поступает не оттуда, а от знакомых, которые работают в авиационной сфере. Или кто-то выкладывает информацию в открытый доступ.
Что про одежду: летом самое главное защищаться от клещей и от солнечного удара. В холодные времена года я, к примеру, надеваю термобелье, беру перчатки, шапку, шарф, обязательно еду в теплых ботинках. Все точно также, как в походе)) Обязательно берите с собой горячий чай в термосе и поесть.
А.Ш. Миша толково подходит к вопросу) Лично у меня бэкпэка как такового не существует. Я бы порекомендовал брать с собой перекус, например бутерброды, бутылку воды, пластырь, фонарик, зажигалку и средство от комаров (летом). Само собой, дополнительную карту памяти и аккумулятор. И не забывать о документах - но это так, на всякий случай.

О технике:
Существуют ли специальные курсы по авиасъемке?
А.Ш. Не встречал. На разных форумах есть статьи с советами, в том числе по обработке фотографий, но мне кажется, что ко всему нужно прийти самому, непосредственно через свой личный опыт.

Нужно ли быть профессиональным фотографом, чтобы делать хорошие снимки самолетов?
М.П. Чтобы делать красивые кадры вовсе не обязательно иметь хорошую аппаратуру или диплом о завершении фото-курсов. Знаю много авиационных фотографов, и могу с уверенностью сказать, что главное- это иметь художественное видение, которое позволяет выбрать правильную композицию и т.д.
А.Ш. Наверное все же человек, первый раз берущий с собой зеркалку физически не сможет сделать фотографии лучше, чем фотограф с большим стажем.

Какую технику используете вы? Для каких случаев съемки какие объективы подходят?
А.Ш. На данный момент снимаю на Canon 5D mark 3, из объективов у меня Canon EF 100-400, EF 24-105 и Sigma 12-24. Первый, длиннофокусный, подходит почти для всего, в том числе и наземных съёмок, кроме съёмок внутри самолета. На широкоугольные объективы фотографирую разные сюжеты, связанные с людьми и самолетами, а так же салоны и кабины.
М.П. Мой набор довольно скромный. Фотоаппарат: Sony A-55. Два телеобъектива: Sony 55-200, Sigma 70-300 и один широкоугольник Sony 17-55.

Расскажите о способах съемки летящих самолетов и на статике.
А.Ш. При съемке летящего самолета предпочтительнее снимать по солнцу, а не против, если нет инертного освещения. Когда наступает закат, я предпочитаю снимать против солнца, тогда получается интересная цветовая гамма. Зимой можно попробовать поснимать так называемые "белые брюха"- когда светит солнце и снег отражает этот свет на «брюхо» самолета получается довольно красиво. Еще существует приём "close-up", когда фотограф намеренно "обрезает" крылья самолета, делая самолет ближе к зрителю.
Вообще, я не рекомендую снимать самолеты просто в бок особенно в пустом небе, это считается не самым креативным ракурсом. На посадке можно попробовать сделать "проводку"- установить относительно длинную выдержку (1/50 для больших самолетов и где-то 1/80 для истребителей) и вести объективом самолет, тогда будет смазан фон, а сам самолет останется резким - это очень эффектно смотрится.
Хорошим тоном будет смазать лопасти у вертолета или винтового самолета.
Что до статики, то тут уж полная свобода мысли. Я предпочитаю снимать самолеты на очень широкий угол, особенно если свет красивый.

Как фотографировать самолеты ночью? Есть ли 100% выигрышные позиции по съемке самолетов на статике?
М.П. Я
бы разделил ночную фотографию на два типа: статическую и динамическую.
В принципе, имея штатив, вы не будете иметь никаких проблем при съемке статичных объектов. Так же можно использовать монопод для стабилизации изображения.
Если штатива нет - уже будет сложнее, потому что съемка идёт на длинной выдержке, и успех кадра будет зависеть от плавности движения ваших рук. Так же стоит заметить, что ночью приходится ставить высокое ISO(чувствительность).

Как и где обрабатывать фотки?
А.Ш. Ч
аще всего фотографии обрабатывают в Фотошопе или Лайтруме. Минимальная споттерская обработка - это кадрирование, изменение размера фотографии (самое оптимальное для новичков разрешение это 1024х683 пикселей).
Затем идет работа с цветом - добавить контраста, подкорректировать баланс белого, сделать подавление шумов и увеличить резкость.
М.П. Начинающим фотографам я бы посоветовал несколько очень нужных плагинов для Фотошопа: Nik Collection Sharpener Pro (для увеличения резкости фотографии) и Topaz DeNoise (для подавления шумов). Для оригинальной художественной обработки я использую плагины от Nik Collection: Analog Efex Pro, Color Efex Pro и т.д.

Нужна ли рация?
М.П. Скажем так, устройство для прослушивания авиационных частот лишним не будет.)

Об авиации:

Хорошо ли вы разбираетесь в современной авиации и самолетостроении?
А.Ш.
Думаю, что вполне неплохо. Сейчас учусь в МАИ на переводчика, поэтому знание основ самолетостроения обязательно для меня.
М.П. Я очень много читаю авиационную литературу, биографии летчиков-испытателей, конструкторов и людей, связавших свою жизнь с авиацией. В своё время довелось изучить основы конструкции самолёта: понять из чего он состоит, почему летает. Сейчас слежу за блогами, сетями действующих военных летчиков- интересно..

Что можете сказать о современных гражданских судах?
М.П.
Не могу оценить с технической точки зрения, но внешне наш самолет SSJ100, бесспорно, очень красив. Я довольно часто снимаю его «за забором». Честно говоря, я рад, что конструкторам удалось создать конкурентоспособную машину для рынка гражданских самолётов.
МС-21 должен стать прорывом для российской гражданской авиации, если уже не стал. Технологии, которые используются на МС-21, впервые применяются на пассажирских самолётах российского производства в таких масштабах. Это, в первую очередь, композитные материалы. Композиты позволяют облегчить вес самолёта, что, соответственно, сказывается на его лётных характеристиках. В данный момент лётные испытания проходит новейший двигатель ПД-14, который в будущем планируется установить на МС-21. Поэтому, я считаю, что данная машина должна закрепить за собой статус прекрасного самолёта. Надеюсь, что в недалёком будущем наши пилоты поставят этому самолёту оценку “отлично”!

Как вы относитесь к военной авиационной технике России?
М.П.
Я очень горжусь нашей боевой авиацией. Еще с Советских времён она считается одной из лучших. Были и тяжелые времена, но сейчас оборонная промышленность снова начала набирать обороты, что, конечно, вызывает большую гордость за нашу страну. Военную технику правильнее было бы судить по эффективности в боевых условиях..
Я же могу лишь сказать о её внешнем виде, посмотрев демонстрационные полёты и показы боевой техники. Конечно, когда наблюдаешь за пилотажем, к примеру, Су-35С, то иногда просто не понимаешь, как он может выполнять такие фигуры в небе…
А.Ш. Ну да.. вот у меня отец бывший военный, сейчас работает в КБ Камова и с восторгом говорит о Ка-52. Я в ответ с аналогичным восторгом я рассказываю ему об истребителе Су-34, очень мне нравится.

Знакомы ли вы с военными летчиками?
А.Ш.
Да, у меня есть несколько знакомых военных летчиков и техников, которые работают на разных типах ВС. Они все очень душевные ребята - иногда такие истории рассказывают- хоть стой, хоть падай.
М.П. Наверное у всех по настоящему увлеченных небом есть такие знакомые.. Мне тоже с этим повезло.)

Есть ли для вас знаковые персоны в авиации?
М.П.
Пожалуй, на этот вопрос я могу отвечать очень долго) Очень люблю историю нашей отечественной авиации, поэтому знаковых персон могу выделить довольно много. Это Михаил Михайлович Громов, его именем назван Летно-исследовательский институт в Жуковском. Очень советую всем прочитать книгу Громова «На земле и в небе».
Среди летчиков назову Сергея Анохина, Амет-Хан Султана, Александра Федотова, Алексея Маресьева, Ивана Кожедуба.
Нельзя не сказать об авиаконструкторах Ильюшине, Сухом, Микояне, Яковлеве, Мясищеве - безусловно, это великие люди.


Напоследок, дайте напутствие нашим читателям.
А.Ш.
Не теряйте индивидуальности, делайте так, как считаете нужным (учитывая здравую критику, само собой)!
М.П. Всегда идите к своим мечтам, дорогие читатели! “Всё выше, выше и выше…!”













Как фотографировать самолеты и получить при этом интересные фотографии расскажет статья на нашем сайте. Во время воздушных шоу, когда самолеты демонстрируют все свои возможности и выполняют различные трюки, так хочется качественно снять эти мощные воздушные машины! Следует заметить, что — дело не самое простое, ведь самолеты летают на огромной скорости и даже глаза не всегда успевают уследить за их передвижениями. Но именно это и делает фотосъемку самолетов особенным занятием, когда один кадр может рассказать о многом и произвести очень сильное впечатление.

Для того, чтобы качественно фотографировать самолеты, летящие в воздухе необходимо использовать очень короткую выдержку . Например, 1/500 секунды. Это позволит поймать самолет в кадре без смаза, который может быть вследствие его скорости или дрожания ваших рук. Снимок должен быть резким, все детали самолета должны быть четко видны.

При фотосъемке самолетов полезно пользоваться таким приемом, как «фотосъемка с проводкой» . Оба глаза в этом случае открыты: один смотрит в видоискатель, а второй поверх камеры следит за полетом самолета. Движением камеры мы «провожаем» самолет, делая снимки при этом (серийная съемка в помощь!). При чем провожаем самолет не руками с камерой, а поворотом корпуса. Руки же в это время прижаты к туловищу для обеспечения неподвижности камеры во время съемки.

Чтобы удачно фотографировать самолеты просто необходимо «дружить» с ветром . Имеется ввиду то, что от направления ветра зависит то, что самолет будет делать в небе в том или ином направлении. Взлет совершается против ветра, скоростные трюки — по направлению ветра, более медленные элементы программы — против ветра. За ветром можно следить, поглядывая на флюгер, указывающий направление ветра на всех аэродромах.

Полезно учитывать при съемке самолетов окружающее пространство . Разнообразия тут немного, но облака и солнце вполне могут помочь в создании интересной композиции и глубины.

Если самолеты летят звеном, то можно получить интересный кадр, когда они выстроены в один ряд. Если при этом использовать телеобъектив, то за счет эффекта сжатия перспективы может получиться очень интересная фотография — самолеты в полете будут практически касаться друг друга и все будут недоумевать: «как это они так летают?».

Можно делать кадры с вертикальной ориентацией, особенно когда самолет устремляется вверх, оставляя за собой полосу белого дыма.

Если у самолета моторы с винтами, то их лучше снимать на более длинных выдержках, чтобы передать эффект вращения лопастей. Подойдет выдержка 1/30 — 1/60 секунды.

Интересно фотографировать самолеты на взлете! Тут важно предугадать сам момент взлета и отрыва шасси от поверхности аэродрома.

А самолеты находящиеся на земле хорошо фотографировать широкоугольным объективом и с нижней точки. Так самолет будет выглядеть эффектнее.

Споттинг (от английского слова «spot» - «увидеть», «опознать») - особый вид хобби, смысл которого заключается в фотографировании и опознании летательных аппаратов, чаще всего самолётов, по их бортовым номерам. Местом съемки обычно служит аэропорт или мелкий аэродром. Ну а самый распространенный вид съемки - фотографирование садящихся самолетов.

Сегодняшний споттинг будет проходить в аэропорту Пулково в Санкт-Петербурге.

Для качественного фотографирования движущихся с большой скоростью (до 300 км/ч) объектов необходим большой опыт, поэтому споттеры занимаются любимым делом как можно чаще. Многие отправляются в другие города, чтобы снимать в местном аэропорту.



Некоторые вводят в заблуждение, говоря что плейн споттинг это фотографирование самолетов, это далеко не так. Фотографирование это часть современного споттинга, но не его основа. Часть споттеров, особенно на западе до сих пор ходят на споттинг с подзорной трубой и блокнотом, записывая в него какой самолет где и когда они видели.

Скайэкспресс садится:

Во время холодной войны на Западе споттинг был особенно популярен. Считалось огромной удачей заснять советский самолёт, так как в СССР фотографировать аэропорты и самолёты было запрещено.

Первый в России официальный массовый споттинг был организован в Московском международном аэропорту «Домодедово» 22 мая 2007 года.

Ту-154 Аэрофлота выруливает на взлет:

Оренбургские авиалинии:

Аэрофлот:

Этот самолет летел 9 часов из Сеула в Петербург:

ТУ-154 можно узнать издалека по черному следу от двигателей:

Этот самолет был построен в 1990 году. А ЮТэир его купила в 2006 когда ему было уже 16 лет. Это все можно узнать по его регистрационному номеру:

Отличный самолет Ил-86. Производился серийно в1980-1993 годах на авиационном заводе Воронеже. Всего было выпущено 106 самолётов. Этот экземпляр уже на пенсии:

Диспетчерский центр Пулково и два из пяти стаканов здания аэропорта:

Закат в тот вечер был очень прекрасный:

Еще несколько фотографий с других мест.

Также, фотографы любят самолёты с редкой раскраской фюзеляжа. Например, Boeing 747-400, Малазийские авиалинии:

Или вот такой:

Индийские авиалинии:

На сегодня про споттинг все.

Авиашоу воплощает детские фантазии о великолепных полетах самолетов и желание быть непобедимым в реальность. Наверное, поэтому на этих «крылатых» представлениях можно увидеть все поколения семей — от дедов и мальчишек до молодых людей, которые не просто любуются аэросалоном, но и замирают с камерой в руках, глядя в небо, пытаясь вернуть свои детские ощущения и воспоминания.

Итак! Как фотографировать авиашоу?


Как и для любого фотографического жанра, фотокамер, которыми можно снимать авиашоу, превеликое множество. Выбрать можно любую — начиная от самых дорогих и заканчивая бюджетными вариантами. Просто всегда помните, что основную работу выполняет не камера, а пространство между ушами, от работы которого зависит будут ли ваши фотографии лучше, чем у других или нет.


Несколько советов для получения лучших снимков!

Снаряжение
Камера: DSLR, штатив или монопод для устранения шевеленки.

Объективы: желательно телевик 50-200 мм F2.8-3.5 для тех самолетов, что летают на уровне зрителей; 2x телеконвертер, чтобы увеличить фокусное расстояние и что-то для широкого угла, чтобы попробовать получить фотографии с драматической перспективой.

Память и аккумуляторы: не забывайте о запасных батареях. В любой момент времени в вашем кофре должны быть запасные батареи. Всякий раз, готовясь к съемке, убедитесь в том, что у вас достаточно питания для камеры и его хватит на несколько часов интенсивной съемки. Нет, пожалуй, ничего более раздражающего, чем в отличный съемочный день неожиданно обнаружить, что из-за серийной съемки у вас осталось места на карте памяти буквально для пары кадров. Чтобы судорожно не стирать «лишнее», руководствуясь только небольшим изображением на дисплее фотокамеры, закиньте в кармашек сумки или жилета парочку дополнительных карточек. Кстати, об одежде!

Одежда
Носите шляпу или бейсболку! Не стоит перегревать голову. Держите столь тонкий в настройке инструмент подальше от солнечных лучей. Наденьте брюки-карго и фотожилет. На некоторых авиасалонах вам не позволят пройти на территорию, увешанному сумками и кофрами, поэтому множество карманов и кармашков вам очень могут пригодиться. На всякий случай все самое ценное спрячьте в зиплок-пакеты, чтобы сохранить в безопасности.

Аксессуары

Солнцезащитный крем, беруши, удобная обувь и вода.

1. Если у вас есть практика съемки других быстродвижущихся объектов, она вам пригодится и на авиашоу.

2. Универсальное правило заключается в следующем: «Не снимайте с выдержкой в два раза меньшей, чем ваше фокусное на длинном конце». Другими словами, если вы используете 100-400 мм объектив, скорость затвора должна быть не ниже 1/800.

Есть исключение из правила. Для самолетов с пропеллером, т.е. поршневых, нельзя использовать короткую выдержку. Она «заморозит» движение пропеллера в воздухе и самолеты будут выглядеть неестественно. Профессионалам и сведущим людям, которые потом будут смотреть на ваши фотографии, может показаться, что машина сейчас упадет, потому что находится в нерабочем состоянии. Используйте чуть большую выдержку, чтобы захватить все едва уловимые движения и слегка размыть изображение пропеллера.

Подобное может быть достигнуто, если вы снимаете с выдержкой где-то от 1/125 до 1/180. Съемка в непрерывном режиме повысит вероятность получения хороших кадров.

3. Используйте в камере режим приоритета выдержки . Установите значение порядка 1/1000. Это поможет устранить шевеленку, вызванную дрожанием рук. Для среднестатистического фотографа данный метод прекрасно работает. Тем не менее, при прочих равных, в режиме приоритета выдержки, камера регулирует раскрытие диафрагмы, что в свою очередь приводит к размытостям другого порядка — из-за уменьшения глубины резкости. Именно поэтому увеличение скорости затвора не является идеальным решением.

4. Для тех, кому нравятся фотографии летающих объектов, когда они сняты на короткой выдержке, следует переводить камеру в мануальный режим съемки, устанавливать диафрагму на средних числах (от f5.6 до f11 в зависимости от яркости освещения) и пробовать выдержку около 1/800. Опять же, в зависимости от яркости дня.

5. После того, как у вас дойдет дело до снимков зрителей или фотографирования стационарных самолетов, переключите камеру в режим приоритета диафрагмы. Большинство шоу проходят в хорошую погоду, поэтому можно не особо беспокоиться по поводу количества света. Делайте снимки так, как для вас комфортно. Попробуйте, например, съемку с диафрагмой f9.0 или даже f2.8, если увидите что-то для макро-изображений.

6. Отправляйтесь на авиашоу пораньше. Время вам необходимо для того, чтобы осмотреться и пристреляться . Как выбрать лучшее место? Лучшее место там, где вы увидите фотографов с большими линзами. Не позволяйте им себя запугать. Тихонечко пристройтесь рядом и помните про совет номер один — качество фотографий напрямую зависит от того, что находится между ушами фотографа.

7. Будьте готовы к некоторым разочарованиям! Вы обязательно пропустите время и у вас окажется целая куча кадров с половиной самолета или размытые снимки, включающие чью-то голову. Не удаляйте ничего, пока не посмотрите все изображения на большом мониторе компьютера. Пока вы будете очищать свою карту памяти — пропустите что-нибудь важное, что в тот момент будет происходить в воздухе.

Самое главное

Авиашоу — это очень весело. Не погружайтесь в процесс съемки так глубоко, чтобы забыть, что пришлю на аэросалон для того, чтобы хорошо провести время с семьей. Безусловно круто дополнить свое портфолио великолепными кадрами, но куда будет круче, если этот поход останется в памяти вашего ребенка как самое замечательное событие и эпизод детства.

Kevin Pepper, перевод С.Заводова <

Пленительный мир авиации манит и притягивает к себе миллионы людей по всему миру. Кто не мечтал в детстве стать летчиком, кто может остаться равнодушным при посещении авиашоу, когда на Ваших глазах многотонные машины грациозно вальсируют в небе, а песня реактивных турбин заставляет содрогаться землю под ногами? Огромные пассажирские авиалайнеры и стремительные истребители, более смахивающие на этажерки старинные летательные аппараты и стрекозообразные вертолеты - на фотоснимке грациозные очертания стальной птицы подчеркнут ее изящность, красоту, динамичность.

Сегодня мы рассмотрим технические вопросы авиафото. Поймать в объектив самолёт, только что мчавшийся по взлетно-посадочной полосе в момент его отрыва от земли, или проносящийся высоко в небесной синеве... Это - мир, где все решают секунды. Остановить мгновение, запечатлеть на фотографии объект, движущийся с такой скоростью, что за его перемещением не успевает человеческий глаз - в этом изюминка авиационной фотографии, особое удовольствие от процесса подобной фотосъёмки.

Далее будут рассмотрены особенности фотосъемки, как за пределами территории аэропорта, так и непосредственно на летном поле. Возможность оказаться в самом центре событий представляется во время авиасалонов или дней открытых дверей на военных авиабазах, а также на официальных фотосессиях (плэйн-споттингах) в гражданских аэропортах (например, подобные мероприятия регулярно проводятся в Московском аэропорту Домодедово). Однако, особо хочется отметить, что находясь на территории аэродрома, в погоне за красивым кадром, эффектным ракурсом никогда не следует забывать о собственной безопасности и безопасности экипажа и пассажиров воздушного судна. Никогда не следует находиться на взлетно-посадочных полосах и рулежных дорожках непосредственно на траектории движения самолета.

PS Друзья, будем видеть в комментариях результаты ваших опытов по авиационной фотографии на Nikon!



Приемы фотосъемки:

1. Съемка с проводкой

2. Короткие выдержки

3. О ракурсах и сюжетах

Вам понадобятся:

Фотокамера

Для съемки самолетов в воздухе предпочтительнее фотокамера с высокой скоростью серийной съемки (далее будет рассмотрено, в каких случаях это потребуется).

Объектив

Оптимально использовать светосильный телеобъектив. При этом, объектив с фиксированным фокусным расстоянием, конечно, позволит вам получить бескомпромиссные по качеству изображения снимки, однако, в большинстве случаев при съемке зум-объективом, вы будете все же иметь большую свободу выбора ракурса и как следствие, получите больше разнообразных по сюжету фотографий. Например, на авиашоу, во время выполнения демонстрационных полетов в пределах пилотажной зоны, расположенной на безопасном расстоянии от зрителей, с широким диапазоном высот и скоростей, расстояние до объекта съемки будет постоянно изменяться и поэтому использование объектива с переменным фокусным расстоянием будет предпочтительнее. Использование же объектива с фиксированным фокусным расстоянием может быть оправданным, например, при съемке за пределами гражданского аэропорта заходящих на посадку один за другим, по одной и той же траектории, рейсовых пассажирских самолетов.

При съемке статической экспозиции на авиасалоне или самолетов на стоянках в аэропорту используйте широкоугольный объектив. Пока самолет на земле, можно неторопливо выстроить кадр, обратить внимание на детали, подождать красивого света, рассветного или закатного, например. Выбрать наиболее выгодный ракурс, низкую или высокую точку съемки.

Также при съемке на территории аэропорта может быть оправдано использование двух фотокамер, на одной из которых будет установлен широкоугольный объектив, а на другой телеобъектив (одна камера для самолетов на статической экспозиции и на рулении или буксировке в непосредственной близости от Вас, вторая - для самолетов в воздухе, и находящихся на большом расстоянии на стоянках).

Техника съемки

1. Съемка с проводкой
Движущийся по полосе самолет смотрится эффектнее, если фотография передает скорость его движения. Готовая оторваться от земли машина с уже поднятой передней стойкой шасси, или мгновение назад коснувшаяся земли, или проходящая в полуметре над полосой до или после касания - все эти сюжеты получатся одинаково красивыми при съемке с проводкой.

Соответственно, Вам необходимо располагаться как можно ближе к точке отрыва самолета от взлетно-посадочной полосы или к точке касания. Угадать эти точки заранее со стопроцентной уверенностью невозможно, однако общие закономерности позволят свести вероятность занять неправильную позицию к минимуму.

При выборе точки съёмки важно учесть не только положение солнца, но и направление ветра. Взлёт и посадка обычно осуществляются против ветра, но на крупных авиашоу, где в кабинах самолетов сидят, как правило, летчики-испытатели ведущих конструкторских бюро, взлетать и садиться могут и по ветру.

Длина разбега (и, как следствие, точка отрыва) зависит, кроме направления и скорости ветра, еще и от веса взлетающего самолета и мощности его двигателей. Например, отечественные пассажирские самолеты, как правило, отрываются от земли позже своих западных аналогов. Вес взлетающего самолета будет тем больше, чем дальше ему предстоит лететь (из-за веса топлива на борту). При съемке в гражданском аэропорту, заранее изучив расписание, можно узнать, куда отправляется тот или иной самолет.

2. Короткие выдержки

К сожалению, получение резкого качественного кадра при съемке с проводкой, гарантировано на сто процентов далеко не всегда и поэтому, если, например, на авиашоу Вам представилась возможность снять единственный полет уникальной машины, будьте готовы к тому, что, возможно, снимок получится неудачным. Съемка на короткой выдержке даст более предсказуемый результат (но и тут Вы, конечно, не застрахованы от неудачи на сто процентов).

Чтобы исключить смазывание изображения, снимайте с выдержкой, значение которой будет меньше обратной пропорции фокусного расстояния объектива. Например, при использовании объектива с фокусным расстоянием 500 мм, не устанавливайте выдержку длиннее 1/500. Использование штатива при съемке полетов неприемлемо, однако, можно попробовать использовать монопод.

3. О ракурсах и сюжетах

Избегайте снимать самолеты в воздухе (в первую очередь пассажирские авиалайнеры) в профиль. Тонкий и длинный силуэт разрежет кадр пополам, оставит много незаполненного пространства (такой ракурс на слэнге авиафотографов называется «боковик» или «батон»). Не «пеките батоны», смотреть их зрителю быстро наскучит, но в то же время помните, что именно такая фотография лучше всего демонстрирует ливрею (раскраску) авиалайнера. Снимайте в таком ракурсе только самолеты в самых красивых и необычных ливреях.

Или снимайте «боковики» самолетов на земле. Попавшие в кадр наземные объекты, заполнят пустое пространство, сделают кадр плотнее (например, сделанные с проводкой фотографии самолета на полосе тоже можно назвать «боковиками»).

Однако если ливрея самолета не представляет экстра интереса, лучше снять самолет на земле в 3/4, в таком ракурсе он будет смотреться еще эффектнее.

Можно поэкспериментировать, попробуйте снять самолет в 3/4 не только спереди, но и с хвоста, с низкой или с высокой точки съемки.

Но помните при этом, что длинное тонкое крыло превратиться на снимке в узкую полоску, и если оно будет присутствовать в кадре целиком, оставит, таким образом, также много незаполненного пространства. Кроме того, постарайтесь никогда не размещать крыло на уровне горизонта.

Чтобы сделать кадр с самолетом в воздухе более плотным, максимально заполнить пустое пространство снимка, снимайте самолет на вираже.

Причем вираж должен выполняться на фотографа - чтобы самолет показал ему, освещенную солнцем верхнюю плоскость. Иначе на снимке будет «пузо». Хуже «боковика» может быть только снимок с «пуза». С этого ракурса практически любой самолет выглядит некрасиво.

К тому же, «пузо» практически никогда не будет освещено солнцем, хотя исключения тоже бывают - например, зимой солнечный свет, отраженный от снега, нижнюю часть самолета все же подсветит, а прямой солнечный свет может попасть на «пузо» взлетающего авиалайнера на рассвете или перед закатом, когда солнце невысоко над горизонтом, а самолет набирает высоту с большим тангажом (высоко «задрав нос»). В отличии от «пуза» пассажирских авиалайнеров, «пузо» истребителя или спортивного поршневого самолета может оказаться на солнце во время выполнения фигуры высшего пилотажа «бочка» (когда самолет летит «вниз головой»). Как правило, эта фигура высшего пилотажа выполняется с убранным шасси, тем необычнее и интереснее будет смотреться на фотографии самолет, «пузо» которого окажется на солнце, а «спинка», наоборот, в тени во время выполнения бочки с выпущенным шасси.


Выбирая позицию для съемки вблизи аэродрома (вне его территории), в случае если Вам доступны только точки за обеими торцами полосы, позволяющие делать только фотографии самолета, находящегося в воздухе, предпочтительнее будет «посадочный торец». Взлетевший самолет пройдет над Вами на большей высоте, чем садящийся. К тому же, взлетевший самолет к моменту прохода торца полосы, скорее всего, уже успеет убрать шасси, в то время как садящийся предстанет перед Вами во всей красе в посадочной конфигурации - с выпущенными на максимальный угол закрылками и шасси, с включенными фарами.

Экспериментируйте, попробуйте включить в композицию окружающий пейзаж, солнце, облака, тени на облаках, дымы, тепловые ловушки в момент их отстрела (салют).

Особенно красив момент синхронного отстрела ловушек несколькими самолетами в составе пилотажной группы, например, во время роспуска, или при выполнении одним из них (соло) высшего пилотажа.

Особенно эффектно отстрел будет смотреться на «колоколе», в момент, когда самолет полностью остановится в верхней точке фигуры.

Однако, помните, что общепринятые в художественной фотографии законы композиции в авиафото не действуют (включая правило третей и золотого сечения).

Поскольку Вашему зрителю интересно в первую очередь видеть на фотографии именно самолет, а не окружающий его пейзаж или небо, снимайте самолет крупно, стараясь заполнить им весь кадр, располагая его посередине фотографии. Авиафото - это, в какой-то мере, та же предметная фотография или макро. Как правило, облакам, теням и дымам основной роли на снимке не отводится.

Уделите внимание реактивной струе от двигателя.

Особенно эффектно она будет смотреться на фоне наземных объектов, но если их в кадре нет, можно оживить снимок и реактивной струей просто на фоне облаков.

Ищите ракурс, при котором в реактивной струе одного самолета (за ней) окажется другой самолет. Например, при съемке на перроне. Или при съемке парных посадок. Или при съемке вблизи аэропорта с интенсивным трафиком, когда второй самолет в воздухе в кадр попадает случайно. Помните, что наличие в кадре второго самолета всегда оживляет снимок.

Но и не забывайте о том, что «размытый» самолет - это, брак, неудачный кадр. Будь то самолет, оказавшийся в реактивной струе двигателя другого борта или его работающей ВСУ - вспомогательной силовой установки, в мареве, поднимающемся от бетона полосы в жаркий день, или в дрожащем теплом воздухе за окном. Помните, что снимая зимой из теплого помещения через открытое окно (например, из номера приаэродромной гостиницы с видом на летное поле), вы тоже можете столкнуться с дрожащей «стеной» теплого воздуха за открытым окном.

При съемке самолета на перроне, обращайте внимание на стоящие с ним по соседству другие борта, не запущена ли на них ВСУ. Теплый воздух не всегда заметен глазу, ориентируйтесь по звуку работающей ВСУ. При съемке у полосы в жаркий день, снимать получится только самолеты, находящиеся над полосой на определенной высоте (где марева уже не будет).

Попробуйте запечатлеть на фотографии срывы воздушного потока. Они возникают при сочетании определенных значений влажности воздуха, его температуры и углов атаки, с которыми пилотируется самолет. Общая закономерность - чем выше влажность воздуха, тем больше эффект. Соответственно, идеальные условия для съемки - солнце, только-только вышедшее после грозы. Влажность воздуха в этот момент еще высокая, но и солнечный свет уже есть.

Также, появившееся непосредственно после грозы солнце, дает Вам возможность снять всю красоту взлетов и посадок на мокрую полосу, особенно эффектен будет процесс включения реверса на пробеге (особый режим работы двигателя, при котором тяга двигателя направляется в обратную сторону, используется при торможении после посадки).

Можно попробовать снимать не только после дождя, но и непосредственно в дождь, туман или снег. Брызги за самолетом или поднятая им снежная пыль могут немного оживить скучный кадр. Но помните, что солнечного света в таких условиях будет не хватать, и самолет на снимке окажется серым, неконтрастным.

Попробуйте запечатлеть срыв с лопастей винта турбовинтового самолета или вертолета. Общие закономерности возникновения этого явления такие же, как описано выше. Также, сделать снимок более выразительным могут помочь пыль или снег, поднимаемые вертолетами при взлете и посадке, брызги за взлетающим с воды или садящемся на воду гидросамолетом.

При съемке группового пилотажа ищите возможность заранее изучить программу выступления, присутствовать на репетиции. Вы сможете заранее определить наиболее зрелищные моменты, выбрать выигрышные ракурсы, оказаться в нужное время в нужном месте - в точке, откуда маневр будет смотреться наиболее ярко.

С другой стороны помните, что возможность присутствовать на репетиции может заменить (как правило, к сожалению, не всегда равноценно) собственный опыт. Изучайте «поведение» самолетов, следите за ними, учитесь понимать, что произойдет в следующий момент.

Во время выступления, выбирайте моменты, когда несколько самолётов в группе окажутся рядом друг с другом (в одной плоскости). Используйте эффект сжатия перспективы при помощи телеобъектива.

Снимайте турбовинтовые самолёты на длинной выдержке, чтобы их винты сливались в замкнутый круг. Во многом всё зависит от скорости вращения и количества лопастей. Но подобные кадры получится снять, скорее всего, только когда самолет неподвижен или на рулении.

Летящий самолет попытайтесь снять с такой точки, чтобы он оказался под Вами. Ищите точки съемки с превышением, попробуйте поснимать вблизи горных аэродромов.

Самое сложное в авиационной фотографии - это встречный пилотаж, когда многотонные машины стремительно несутся навстречу друг другу. Мгновение, еще мгновение … и … самолеты разошлись в разные стороны. Скорость одного из них относительно другого при этом могла достигать 1500 км/ч и выше. Здесь, как нигде больше, пригодится высокая скорость серийной съемки. Однако никакая, даже самая современная и скоростная камера не позволит сделать серию кадров, в которой гарантированно будет идеальный снимок. Везение при съемке встречного пилотажа Вам потребуется как никогда, но определенная техника получения удачных фотографий поможет приблизиться к конечному результату. Выберите самолет, который в момент пересечения курсов будет к Вам ближе. Это не так просто как кажется, Ваш глазомер может Вас обмануть, остается опять надеяться на удачу. Ведите выбранный самолет в видоискателе, и старайтесь при этом не упускать из вида вторую машину, идущую ему навстречу. В момент пересечения траекторий полета (или за мгновение до него, если у Вас получится) нажимайте на спуск, заранее установив режим серийной съемки. Выберите из полученной серии удачный кадр (в случае его наличия). Других советов, к сожалению, не существует. Но вероятность получить хороший снимок все же не так мала, как может показаться на первый взгляд.

В заключение хочется отметить, что авиационная фотография не ограничивается вышеописанными сюжетами и приёмами съемки. Продолжайте экспериментировать, ищите новизну.

Попробуйте себя в «авиамакро» (снимайте крупным планом стойки шасси, турбины или винты двигателей, сопло ВСУ, винглеты на крыльях и т.д.) или «интерьерной съемке» (обыграйте в кадре ряды разноцветных кресел в пассажирском салоне авиалайнера или неповторимое сочетание стрелок, индикаторов и ламп на приборной доске в кабине пилота, роскошь салонов самолетов бизнес-авиации и просторные грузовые кабины военно-транспортных самолетов-гигантов). Снимайте «пейзажи» через иллюминатор в полете.

Но предварительно снимите с объектива защитный фильтр, чтобы не поцарапать пластик иллюминатора «зубчиками» фильтра - проявите заботу о фотографе, который полетит на Вашем месте после Вас.


Помните также об юридических аспектах подобной фотосъемки. Например, некоторые авиакомпании запрещают фотографировать в салоне своих самолетов. Несанкционированно фотографировать в непосредственной близости от аэродромов разрешено тоже не во всех странах мира. Будьте готовы к общению с представителями САБ - службы авиационной безопасности.

Сергей Александров - фотограф, Россия, Москва.