Архитектурное проектирование

Ансамбль в архитектуре - это функционально связанная совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик.

Архитектурный ансамбль, в такой же мере как отдельное здание и его интерьер, является архитектурным произведением и объектом творческого труда архитектора.

Различают ансамбли городские, загородные и парковые. Они бывают малого и большого масштаба. Архитектура в них в большей или меньшей степени всегда сочетается с природой, которая также становится объектом архитектурной композиции.

Версальский дворцово-парковый ансамбль


Ансамбль Троице-Сергиевой лавры

Неотъемлемой частью создания ансамбля является организация прилегающей к нему территории. Под организацией территории понимается пространственное распределение и устройство улиц, дорог, зданий, инженерного оборудования и всего того, что мы понимаем под благоустройством территории. Ансамбль, как и всякое архитектурное произведение, обладает определенным художественным обликом. Человечество имеет богатый опыт и ценнейшее наследие в области архитектурных ансамблей, в которых, как и в отдельных произведениях искусства, выражаются общественные идеалы, художественные стремления, художественные вкусы породивших их эпох. Существует два вида городских ансамблей.

К первому виду относятся ансамбли, созданные в течение длительного времени (в течение нескольких десятилетий, а иногда столетий). Зодчие более позднего времени строили новые здания и сооружения в других стилях и включали их в ранее определившуюся общую форму ансамбля, дополняя и развивая его замысел. Примером может служить Красная площадь в Москве.

Ко второму виду относятся ансамбли, созданные единовременно, по единому замыслу, в едином архитектурном стиле. Примерами могут служить ансамбли Санкт-Петербурга, созданные Росси (улица Росси; Александрийский театр и ансамбль прилегающих площадей; Дворцовая площадь, ансамбль Русского музея), и многие новые ансамбли, созданные нашими и зарубежными архитекторами.

И тот и другой вид городского ансамбля обычно входит в состав современного города, приспосабливаясь к его практическим потребностям. Исключение составляют ансамбли, превращаемые в историко-архитектурные музеи, которые образуют как бы островки-заповедники в современном городе, нередко окружаемые и отделяемые от современного города парком. Примерами могут служить ансамбли кремлей в старых русских городах. Композиция как города в целом, так и отдельного ансамбля в первую очередь определяется историческими условиями.

Существенное влияние на композицию архитектурного ансамбля оказывают также природные условия. Низкий, равнинный рельеф местности дает возможность проводить прямые дороги, проспекты и улицы. Высокий, холмистый рельеф заставляет проводить криволинейные дороги и улицы, пересекать низины виадуками и мостами, что придает ансамблю живописный характер.

Важное значение для планировки населенного пункта в целом и для его ансамблей имеет наличие прилегающего водоема и его характер, так как в большинстве случаев это сказывается на планировке ансамбля и города. Чем крупнее водоем, тем больше ориентируется на него ансамбль или город: устраиваются набережные, прибрежные парки и скверы; дома, расположенные на рельефе, обращаются к водоему; в сторону водоема раскрываются ансамбли и площади. Так возникают парадные «фасады городов», выходящие на берега больших рек и морей.

Связь с природой во внутренних городских ансамблях осуществляется путем раскрытия перспектив на окружающий пейзаж и путем устройства парков, скверов, прудов, фонтанов, бассейнов и т. п. В градостроительной практике сложились определенные планировочные приемы и формы (улицы различных типов, площади, набережные, городские центры), на основе которых складываются ансамбли.

В пространственной композиции архитектурных ансамблей различают следующие наиболее типичные построения:

    глубинно-пространственная перспектива , которая может раскрываться вдоль вытянутой площади, вдоль улицы, бульвара, канала, реки и т. п. Эта перспектива может начинаться с композиционно главного элемента либо приводить к нему; или все пространство, охватываемое перспективой, может быть главным элементом по отношению к окружающему;

    замкнутое (или полузамкнутое) пространство , ограничиваемое застройкой или массивами зелени. К этому виду композиции ансамбля относятся городские и парковые площади, внутриквартальные и внутризаводские пространства и площади;

    свободное пространство , в котором здания располагаются таким образом, что они не образуют строго определенных линейных границ площади или улицы. В этом случае элементом, определяющим пространственную среду, служат природные границы или периметральные сооружения;

    панорама , к которой относятся панорамы набережных, а также панорамы, раскрывающиеся с высоких точек зрения внутри самого города или поселка. В этого рода ансамблях большое значение приобретают силуэт застройки и высотные сооружения. Обычно мы наблюдаем в ансамблях совмещение указанных типовых случаев, тем более, что ансамбли воспринимаются в движении и с различных точек зрения.

В дополнение укажем еще некоторые основные приемы, используемые при построении архитектурного ансамбля :

    постановка в определенных местах зданий, выделяющихся по своему значению, масштабу, композиции и художественным качествам. В ансамбле может быть одно или несколько таких зданий, служащих как бы композиционными узлами ансамбля;

    использование в качестве композиционных узлов ансамбля исторических памятников архитектуры;

    постановка монументов, посвященных выдающимся событиям и деятелям, в ответственных, хорошо видимых и посещаемых пунктах ансамбля.

Единый архитектурный замысел - это главная особенность социалистического градостроения. Однако проблема целостного ансамбля как синтеза архитектуры - искусства организации пространства и живописи и скульптуры - изобразительных искусств, отражающих все жизненное многообразие окружающего мира в застройке города в 70-е годы XX века приобретает все большее значение. Г. Орлов и К. Держинский считали, что ансамбль, соединяя простран­ственную и изобразительную форму, способен эстетически обогащать образную содержательность среды жизнедеятельности человека, формируя композиции исключительно высокого идейно-художественного звучания. К сожалению, на пути к этому существовало множество организационных трудностей, препятствующих реализации ансамблевой застройки.

В скором времени на сайте издательства TATLIN откроется онлайн-библиотека изданий по архитектуре, искусству и дизайну ХХ века. Мы продолжаем публиковать фрагменты текстов и статьи из изданий, вошедших в нашу виртуальную коллекцию. Ниже - глава из брошюры «Советская архитектура. Творческие проблемы», подготовленной и изданной Г. Орловым и К. Держинским в 1977 году.

Главная особенность социалистического градостроитель­ства заключается в том, что все строительные и рекон­структивные работы в масштабе города проводятся по единому плану и архитектурному замыслу. Это относит­ся не только к реализации научно обоснованной струк­туры, обеспечивающей правильное функционирование городского организма, но и к формированию архитек­турно-художественного облика города и его частей на основе ансамблевого принципа застройки (в крупных городах создаются системы архитектурных ансамблей).

Проблема ансамбля стала особенно актуальной в на­ши дни, когда интенсивно застраиваются и реконстру­ируются городские центры, центры новых жилых рай­онов и промышленных зон. Сейчас проектируются и осу­ществляются крупные городские центры общественно-политического, административного, культурно-зрелищно­го и мемориального назначения в Ульяновске, Ташкен­те, Ашхабаде, Алма-Ате, Перми, Архангельске, Йошкар-Оле, Владивостоке, Новороссийске, а также в новых го­родах: Тольятти, Набережных Челнах, Зеленограде и многих других. Архитектурная трактовка некоторых из этих ансамблей, их масштабность, новизна и современ­ность объёмно-пространственного построения определя­ют своеобразие и индивидуальность городов.

Роль ансамбля в формировании облика города и его центра, индивидуальный подход к решению конкретной архитектурной задачи можно проиллюстрировать на примерах застройки центральных площадей Ташкента и Ашхабада.

Обе площади - столичные, общественные. Но первая - тор­жественная, предназначенная для демонстраций, шествий, парадов, носит ярко выраженный характер политического, административно­го центра столицы Узбекской ССР. Вторая площадь - место для празднеств, гуляний, отдыха, поэтому тема ее разработки и архи­тектурно-художественный образ другие.

На площади Ленина в Ташкенте {арх. Б. Мезенцев, Л. Адамов, А. Якушев и др.) расположены правительственные и администра­тивные здания. Отсюда их крупные размеры н представительность, соответствующие масштабам полуторамиллионного города; конт­растность композиционных решений зданий - высотность одних и протяженность других; динамичность градостроительной трактовки площади, подчеркнутая эффектной «стеной» водяного каскада.

Тбилиси. Инженерный корпус Министерства автодорожной промышленности Грузинской ССР. Арх. Г. Чахава, З. Джалагания, инж. Т. Тхилава, А. Кимберг

На Ашхабадской площади им. Карла Маркса главное здание - библиотека, которая и определяет ее характер как центра культуры. Архитектура этого во многих отношениях примечательного здания получила очень высокую оценку. Автор проекта Библиотеки им. К. Маркса арх. А. Ахмедов и другие участники этой работы в 1976 г. удостоены Государственной премии СССР. Они по-новому, разнообразно, крупно и пластично проработали «архитектуру земли», органически увязав ее с архитектурой зданий библиотеки и Управления Каракумстроя. Из монолитного бетона (как и другие здания на площади) выполнена сложная система протяженных массивных подпорных стенок, отдельных геометрических объемов, водоемов, цветочниц, скамей и пр. Все эти элементы как бы перерастают в выразительные, эмоционально насыщенные формы здания библиотеки. Из-под палящего солнца человек попадает в прохладу ее внутренних затененных дворов. В этом комплексе можно видеть также черты подлинного синтеза искусств.

Перечень выразительных, по-современному задуманных и уже осуществленных архитектурных ансамблей можно было бы продолжить. Они создаются в столицах и городах многих наших республик. Складывается, например, интересный ансамбль городской площади в Алма-Ате, где ведущими зданиями являются Дворец им. В. И Ленина (арх. Н. Рипинский, В. Ким, Л. Ухоботов и др.) и строящаяся высотная гостиница. Крупный и идейно значительный ансамбль формируется при въезде в Ленинград со стороны Московского шоссе и Пулковского аэропорта. Архитектор С. Сперанский и его группа задумали и планомерно осуществляют застройку современной по своему архитектурному облику площади Победы. Ее композиционным центром стал монумент в честь героических подвигов защитников Ленинграда.

Тбилиси. Грузинская государственная филармония. Арх. Чхенкели, скульптор М. Бердзенишвили. Государственная премия Грузинской СР 1973 г.

Проблема синтеза архитектуры и монументального искусства в застройке современного города, в формиро­вании его идейно-художественного образа и его ансамб­лей приобретает в последние годы все большее значе­ние. Естественно, дело не в том, что образная вырази­тельность архитектурной формы сама по себе недоста­точна и требует дополнительного своего раскрытия средствами монументальной скульптуры и живописи. Отнюдь нет, и об этом свидетельствуют многочисленные примеры из истории градостроения. Однако красота го­рода может быть духовно обогащена памятниками, мо­нументами, фресками и мозаикой. Если архитектура - искусство организации пространства и пространствен­ных форм, вызывающее в человеке обобщенный эмоци­ональный художественный образ, то скульптура и жи­вопись - искусства изобразительные, отражающие жиз­ненное многообразие окружающего нас мира. Именно поэтому синтез архитектуры и монументального искус­ства, создавая высокохудожественный сплав простран­ственной и изобразительной формы, способен формиро­вать ансамблевые композиции исключительно высокого идейно-художественного звучания, эстетически обогащать образную содержательность среды жизнедеятельности человека.

Мы знаем о том, что всенародное признание получил памятник героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде (скульптор Е. Вучетич, арх. Я. Белопольский и др.), который доминирует в силуэте города. Вносит активный идейно-образный акцент в застройку Тбилиси статуя «Мать-Грузия» (скульптор Э. Амашукели). Роль силуэтного акцента в ансамбле главных магистралей г. Еревана играет обелиск в честь 50-летия Великого Октября (арх. Д. Торосян и С. Гурдзанян). Эмоциональный художественный образ памятника защитниками г. Мурманска, сооруженного на одной из окаймляющих город сопок (скульптор И. Бродский, арх. И. Покровский и др.), обогащает пространственные характеристики центральной части столицы Советского Заполярья. В последние годы сооружен ряд удачных памятников, органично вписавшихся в застройку городских площадей и магистралей. Среди них памятник II. К. Крупской в Москве (скульптор Е. Балашова, арх. В. Воскре­сенский), памятник В. И. Ленину в г. Горьком (скульптор Ю. Не­рода, арх. В. Воронков, Ю. Воскресенский), памятник архитектору А. Таманяну в Ереване (скульптор А. Овсетян, арх. С. Петросян) и многие другие.

Баку. Гостиница «Азербайджан». Арх. М. Усейнов

Говоря об ансамблях, в частности, ансамблях обще­городских центров, естественно обратиться и к градо­строительной практике нашей столицы. Как известно, в 1971 г. был утвержден новый генеральный план разви­тия Москвы. После этого Московский городской коми­тет КПСС и исполком Моссовета приняли ряд решений по застройке и благоустройству центра города.

Разработка проекта детальной планировки централь­ного ядра Москвы и проектов ряда площадей по Садо­вому и Бульварному кольцам, конкурс на архитектур­ные идеи формирования центров планировочных зон столицы стали заметными творческими событиями в деятельности московских зодчих. Обсуждения этих работ в Союзе архитекторов СССР, с одной стороны, выявили серьезные профессиональные достижения веду­щих архитектурных коллективов, а с другой - вскрыли определенные недостатки. Если конкурсные проекты планировки и застройки центров планировочных зон Москвы были выполнены с определенным творческим размахом, то проекты застройки площадей центрально­го ядра Москвы, разработанные в последнее время, страдают отсутствием впечатляющих композиционных замыслов, чувства нового в решении планировочных и транспортных проблем, робостью силуэтных характери­стик застройки.

Рига. Административное здание. Арх. Я. Вильциньш, А. Удрис, А. Станиславский, инж. Велдрумс

За последние несколько лет в центре Москвы были предприняты значительные реконструктивные работы. Построены крупные административные, гостиничные и жилые здания, пробиты новые магистрали. Однако при этом не всегда учитывалось историко-культурное значе­ние центра столицы, существующее градостроительное окружение. Поэтому понятна та большая осторожность, с которой в настоящее время рассматриваются и реша­ются вопросы застройки его важных градостроительных узлов.

Задача превращения Москвы в образцовый коммуни­стический город со временем потребует создания и в ее центральной зоне, на месте амортизировавшейся мало­этажной застройки, целого ряда новых градостроитель­ных образований, соответствующих значению и масшта­бу столичного центра. Естественно, что при их проекти­ровании и строительстве необходимо сохранить и ком­позиционно выявить ценные памятники архитектуры, учесть и тактично использовать характер планировочной структуры и сложившейся застройки этой ценнейшей в историческом отношении части города. Новые вырази­тельные ансамбли площадей, окружающих по Бульвар­ному и Садовому кольцам сердце города - Москов­ский Кремль, должны обеспечить центру Москвы то архитектурное и идеологическое звучание, которое по­добает ему как центру первой в мире столицы социализ­ма, олицетворяющей социально-культурный и научно-технический прогресс.

Вильнюс. Дворец бракосочетания. Арх. Г. Баравикас, инж. А. Катилюс

Сложные задачи сочетания старого и нового в за­стройке нужно обдуманно и обоснованно решать и при реконструкции других исторически сложившихся горо­дов. В этой связи государственные органы по строитель­ству и архитектуре, архитектурная общественность, рес­публиканские общества охраны памятников истории и культуры провели обстоятельные обсуждения проблем сохранения архитектурного наследия прошлого и вклю­чения его в современную застройку. В последнее время такие обсуждения состоялись в Ташкенте, Тбилиси, Ри­ге. Рассматривались генеральные планы и проекты де­тальной планировки центров Владимира, Костромы, Ярославля, Калуги, Тулы, Новгорода, Смоленска, То­больска и многих других.

Один из наиболее удачных и интересных примеров включения новых зданий в ткань исторической застройки - туристический комплекс в Суздале (руководитель - арх. М. Орлов), Современный мотель для автотуристов и другие новые здания, построенные практически в центре этого уникального по обилию памятников архитектуры города, удивительно органически вписались в застройку и природный ландшафт Суздаля. Примеры удачного решения этой задачи можно найти в Вильнюсе, Риге и других городах.

Сохранение памятников архитектуры, их умелое и бережное использование для современных нужд, созда­ние в некоторых районах исторических городов охран­ных зон со строгими требованиями к архитектуре, масш­табу и силуэту новой застройки, превращение наиболее цепных в архитектурно-историческом отношении частей этих городов в архитектурные ансамбли-заповедники - все эти задачи приобретают в современной отечествен­ной градостроительной практике первостепенное значе­ние, становятся особенно актуальными в связи с приня­тым в 1976 г. «Законом об охране и использовании па­мятников истории и культуры».

В создании городского ансамбля, в формировании стиля и образа архитектуры особую роль всегда играли общественные здания. Возможность применять в них прогрессивные конструкции, придать зданию индивиду­альную пластическую характеристику средствами объ­емно-планировочной структуры, применение широкой па­литры отделочных материалов позволяет создать обще­ственные здания значительной художественной вырази­тельности.

Повышению качества архитектуры общественных зданий и в первую очередь зрелищных зданий в большой степени способство­вали улучшение в последние годы типовых проектов (например, ки­нотеатров, за что арх. Д. Солопов, М. Бубнов и другие удостоены Государственной премии РСФСР) и, самое главное, постепенный переход к строительству крупных зрелищных зданий по индивиду­альным проектам.

Молдавская ССР. Совхоз «Романешты». Административное здание. Арх. Б. Шпак, В. Горштейн, инж. Д. Левит

Сравнивая, например, такие непохожие друг на друга, но, без­условно, запоминающиеся по архитектуре сооружения, как театры в Туле (арх. С. Галаджева, В. Красилышков, А. Попов и др.), Виль­нюсе (арх. Н. Бучуте), во Владимире (арх. Г. Горлышков, В. Давиденко и др.), Владивостоке (арх. Р. Бегунц, М. Виноградова и др.). новое здание МХАТа в Москве (рук. арх. В. Кубасов), цирки в Сочи (арх. Ю. Шварцбрейм, В. Эдемская), Казани (арх. Г. Пичуев и др.), Алма-Ате (арх. В. Кацев, И. Слонов и др.) и Ташкенте (арх. Г. Александрович и др.), Дворец культуры «Украина» в Киеве (арх. Е. Маринченко и др.) и Концертный зал филармонии в Тби­лиси (арх. И. Чхенкели), кинотеатры «Россия» в Ереване (арх. Г. Погосян, А. Тарханян, С. Хачикян) и «София» в Москве (арх. 3. Розенфельд, М. Мошинский и др.), можно сказать, что в каждом из них выявлена функциональная специфика, и их не спутаешь с сооружением какого-либо другого назначения. Вместе с тем каж­дое из них имеет свой индивидуальный образ, свою более или менее звучную архитектурную тему, которая, с одной стороны, выявляет творческий замысел зодчего, а с другой - соответствует градостроительным условиям, масштабу города, площади или улицы. Профессиональное мастерство авторов этих сооружений проявляется и в хорошо найденных пропорциях фасадов, в красивых интерьерах и в умелом включении в их архитектуру элементов монументального и декоративного искусства.

При формировании городских ансамблей архитекторы все шире используют крупные объекты торгового назначения. Среди них торговые комплексы на проспекте Калинина в Москве, на Московском проспекте в Ленинграде, на набережной-эспланаде в Баку, торговый центр на площади Победы в Киеве, а также здания универсамов, построенные в центрах жилых районов. Из-за функциональной специфики и удобства обслуживания покупателей торговые здания за редким исключением проектируют в виде распластанных объемов или вытянутых галерей, Такой характер их архитектуры на первый взгляд, казалось бы, не дает возможности композиционно подчинить им окружающую многоэтажную застройку. Однако в отдельных случаях торговые здания и галереи успешно играют роль переходного масштабного модуля от огромных размеров современных жилых или административных зданий к человеку, т. е. к архитектурным формам и объемам, легко доступным его восприятию при пешеходном движении.

В этой связи хочется подчеркнуть, что архитектурно решенные системы низких торговых и обслуживающих зданий и павильонов в сочетании с малыми формами, озеленением и благоустройством могут стать действенным средством преодоления однообразия и монотонности в застройке города.

Ереван. Кинотеатр «Россия». Арх. Г. Погосян, А. Тарханян, С. Хачикян, инж. Геворкян, И. Цатурян

В последнее время большую роль в формировании архитектурных ансамблей стали играть крупные спортивные сооружения и комплексы. Достаточно вспомнить очень интересные и выразительные стадионы в Красноярске (арх. В. Орехов и др.) и Ереване (арх. К. Акопян, Г. Мушегян и др.), новые Дворцы спорта в Вильнюсе (арх. Э. Хламаускас, И. Крюкерис и др.) и Минске (арх. С. Филимонов и др.), Дворец спорта «Юбилейный» (арх. Г. Морозов, И. Сусликов и др.) и спортивную школу на Васильевском острове в Ленинграде (арх. С. Евдокимов, Т. Хрущева и др.), культурно-спортивный комплекс в пионерском лагере «Орленок» под Туапсе (арх. Л. Гальперин, М. Фабрицкий, И. Шмелев), спорткомплекс автозавода им. Ленинского комсомола в Москве (арх. Ю. Регентов, М. Гельфер, Г. Лебедев и др.). Такие ансамбли, как строящийся общегородской спортивный центр Тольятти (арх. Л. Адлер, Ю. Карпушин и др.), проектируемые спортивные центры Новосибирска и Набережных Челнов несомненно сыграют значительную роль в формировании архитектурного облика этих городов.

Олимпийские игры 1980 г., которые будут проводиться в Москве, потребуют создания в нашей столице ряда уникальных спортивных сооружений. Уже начато строительство крытого стадиона на 45 тыс. зрителей и крытого бассейна на 10 тыс. зрителей в районе проспекта Мира (арх. М. Посохин, Б. Тхор, Р. Семерджиев и др.). Эти сооружения войдут в огромный по протяженности градостроительный ансамбль, так называемый «Северный луч», который широкой зеленой эспланадой прорежет Москву от центра до телевизионного комплекса в Останкино и Главного ботанического сада Академии наук СССР. Крупный спортивный комплекс с многоэтажными гостиницами вырастает в районе Измайлово, на территории, прилегающей к Институту физической культуры. Интересно задуман новый крытый спортивный зал, строящийся на территории Центрального стадиона им. Ленина в Лужниках (арх. Ю. Большаков, И. Рожин и др.). Недавно созданный ансамбль Гребного канала в Крылатском дополнится выразительным по архитектуре велотреком (арх. И. Воронина, А. Олейников и др.). Получат развитие спортивные зоны в районе Ленинградского проспекта и ряд других.

Известно, что Олимпиады имеют не только спортивное значение, они демонстрируют миру уровень культуры, в том числе и архитектурной, страны - устроительницы Олимпийских игр. Поэтому на талантливый коллектив московских зодчих, которому поручено проектирование сооружений Олимпиады-80, ложится большая ответственность за качество их архитектуры, за создание выразительных архитектурных ансамблей, которые должны органически войти в систему градостроительных комплексов и образований, предусмотренных генеральным планом развития Москвы.

В связи с бурным развитием транспорта и в первую очередь автомобильного существенную роль в облике современного города играют многоуровневые развязки магистралей: мосты, эстакады, тоннели, надземные и подземные переходы. К сожалению, их архитектура пока еще малопривлекательна. Однако недавно построенная эстакада в Москве, у Рижского вокзала, автомобильный мост через Днепр в Киеве с системой транспортных развязок и ряд других подобных сооружений - отрадные примеры растущего внимания зодчих к этим потенциально очень выразительным сооружениям современного города. Среди традиционных транспортных сооружений - вокзалов появились и активно внедряются в планировочную структуру города новые типы зданий - автовокзалы и аэровокзалы. Удачны по своей архитектуре автовокзалы в Сочи (арх. В. Датюк), Вильнюсе (арх. В. Бредикис), Тбилиси (арх. Ш. Кавлашвили, Р. Кикнадзе и др.). В связи с Олимпиадой-80 центром крупного перспективного градостроительного образования становится Московский аэровокзал на Ленинградском проспекте.

Ашхабад. Библиотека им. Карла Маркса. Арх. А. Ахмедов, инж. С. Сапаров, бригадир монтажников-бетонщиков М. Даниельянц. Государственная премия СССР 1976 г.

Значительным «архитектурным потенциалом» в системе городской застройки обладают комплексы научных, учебных и проектных институтов, вычислительные и крупные лечебно-профилактические центры и административные здание. Сейчас, например, на Юго-Западе столицы, на пересечении улиц Профсоюзной и Красикова, складывается крупный ансамбль научных учреждений Академии наук СССР. Его центр - здание Института информации Отделения общественных наук (арх. Я. Белопольский, Е. Вулых, Л. Мисожников и др.). По периметру образующейся новой площади заканчивается строительство зданий других институтов (арх. Л. Павлов, Л. Лурье, Ю. Шварцбрейм, Ю. Платонов и др.). И можно надеяться, что со временем здесь сложится интересный и выразительный градостроительный комплекс. Активно формируют застройку города и его отдельных частей такие сооружения, как Дом городских организаций в Зеленограде (арх. А. Климочкин и др.), Дом Советов в Перми (арх. А. Пилихин, В. Лутикова, Б. Зарицкий и др.), новое здание ТАСС у Никитских ворот в Москве (руководитель - арх. В. Егерев), корпус Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР в Тбилиси на набережной р. Куры (арх. З. Джалгания, Г. Чахава и др.).

Сейчас в южной части Москвы, в районе Каширского шоссе, создается крупный градостроительный ансамбль лечебных учреждений. Его архитектурной доминантой станет.здание Онкологического центра Академии медицинских наук СССР (руководитель - арх. И. Виноградский) с интересно решенной по пластике и силуэту высотной частью (строительство его завершается). В западной части города сооружается крупный комплекс зданий Кардиологического центра.

Важной составляющей ансамблей города (как правило, его центральных районов) сегодня являются и гостиницы. Их вместимость все более увеличивается, а следовательно, укрупняются и строительные объемы. Удачная, градостроительно продуманная постановка гостиницы способна организовать значительное архитектурное пространство. Примерами могут служить гостиницы «Иверия» в Тбилиси (арх. О. Каландаришвили), «Киев» в Киеве (арх. В. Елизаров, И. Иванов и др.), «Узбекистан» в Ташкенте (арх. И. Мерпорт, Л. Ершова и др.), «Азербайджан» в Баку (арх. М. Усейнов).

Подчеркивая роль общественных зданий в создании городских ансамблей, следует указать на то, что крупные сооружения общегородского значения, которые могут стать основой градостроительной композиции, порой размещаются на случайных местах. Например, интересное по архитектуре здание Высшей школы профсоюзного движения расположено в периферийной части Юго-Западного района Москвы, а крупнейший киноконцертный зал Ленинграда - «Октябрьский» выходит фасадом на второстепенную улицу города.

К сожалению, в творческой практике зодчих, особен­но при разработке проектов некоторых видов общест­венных, административных и учебных зданий, сооруже­ний отдыха и спорта, допускаются неоправданные изли­шества. Без достаточной необходимости предлагаются и, к сожалению, реализуются проектные решения, пре­дусматривающие использование дорогостоящих отделоч­ных материалов, имеет место увлечение чрезмерным ос­теклением, не всегда оправданно используются метал­лические конструкции. В этой связи следует еще раз подчеркнуть, что советский архитектор должен не толь­ко владеть методикой технико-экономических расчетов и обоснований, но и глубоко разбираться в вопросах «большой экономики», сознавать важность поставлен­ных партией задач в области повышения эффективности капитальных вложений, улучшения проектно-сметного дела, соблюдения государственной дисциплины в про­ектировании и строительстве.

Главные тенденции развития ансамблевых принци­пов застройки наиболее отчетливо проявляются при соз­дании новых городов. Как уже отмечалось, авторским коллективом архитекторов и строителей городов Навои, Тольятти, Зеленограда, Соснового Бора присуждены Го­сударственные премии СССР и РСФСР. В этих городах осуществлена рациональная взаимосвязь селитебных территорий и мест приложения труда, достигнуто оптимальное соотношение между структурой городской застройки и окружающей природой, реализованы наиболее прогрессивные идеи планировки жилых районов и организации социально-бытового обслуживания населения, наконец, созданы выразительные по архитектуре комплексы городских ансамблей.

Работы советских градостроителей по планировке и застройке новых городов завоевывают и международное признание. В 1976 г. Международный союз архитекторов присудил премию им. П. Аберкромби 1 архитекторам И. Орлову и Н. Симонову за архитектуру новых городов Навои и Шевченко, сооруженных в сложных условиях пустыни. Кроме того, можно назвать целый ряд новых городов, облик и главные ансамбли которых «формируются наукой». Первенцем градостроительного образования подобного рода был Новосибирский Академгородок. Такие центры выросли и развиваются в окрестностях нескольких наших крупных городов.

Основы формирования архитектурных ансамблей закладываются в генеральных планах городов. Без них невозможно целенаправленно, с учетом перспективы застраивать новые и реконструировать исторически сложившиеся города. И такая работа ведется в нашей стране в широких масштабах. Только за последние несколько лет утверждено более 250 генеральных планов городов, в том числе столиц союзных республик, крупных промышленных и административных центров. В них по-современному решается организация транспортного и пешеходного движения, чувствуется стремление зодчих развивать сложившиеся градостроительные традиции, более вдумчиво рассматривать и всесторонне учитывать природно-климатические условия, сохраняя природный ландшафт и рельеф, выявляя их своеобразие.
Важным фактором в повышении качества градостроительных ансамблей, в активизации творческого поиска и развития градостроительного мышления архитектора являются конкурсы на проекты центров городов. В течение последних семи лет Госгражданстрой совместно с Союзом архитекторов СССР провел до 30 таких конкурсов.

Архитектурный ансамбль по праву можно считать высшей формой объемно-пространственной и идейно-художественной организации города. Сегодня, когда возникли необходимые предпосылки для всестороннего подъема архитектурного искусства, когда особое внимание уделяется качественной стороне строительства, зодчие должны считать проблему формирования архитектурных ансамблей одной из важнейших проблем в своей творческой деятельности. Вместе с тем существует еще немало организационных трудностей, препятствующих реализации ансамблевой застройки. Одна из главных - отсутствие целевых ассигнований на комплексное строительство городских ансамблей. Необходимо также организовать оптимальное, научное управление формированием и развитием наших городов.

1. П. Аберкромби - крупный английский градостроитель, первый президент Международного союза архитекторов.

Архитектурный ансамбль представляет собой гармоничное и целесообразное расположение зданий, инженерных сооружений, памятников и произведений монументального искусства на отдельно взятом участке городской застройки.

Целостный архитектурный ансамбль успешно формируется исключительно при условии единого пространственного решения комплекса.

Слово » ансамбль» произошло от французского » ensemble», что в переводе означает » единство», » связность», » целостность». Таким образом, ансамбль в архитектуре подразумевает создание единой, целостной и гармоничной композиции.

Понятие ансамбля в архитектуре весьма емкое и многогранное, ведь для его успешного формирования зодчие должны учитывать множество факторов, среди которых можно назвать следующие:

  • Рельеф местности
  • Особенности ландшафта
  • Наличие природных водоемов

Некоторые архитектурные ансамбли создаются единовременно, то есть сразу формируется целостная композиция зданий, технический коммуникаций, инженерных сооружений и садово — паркового дизайна.

Однако большинство ансамблей в — это процесс длительного, многолетнего творчества многих зодчих, каждый из которых дополняет композицию таким образом, чтобы новые элементы гармонично сочетались со старыми постройками.

Такое понимание ансамбля проливает свет на ту исключительную роль, которую играет в его формировании время. Не случайно наиболее значительные архитектурные ансамбли прошлого создавались на протяжении многих десятилетий и даже столетий.

Формируется с конца XIII по конец XV века — то есть в течение почти двухсот лет. С тех пор ее облик практически не изменился.


Не менее знаменитая площадь Святого Марка в Венеции в своих нынешних очертаниях существует с 1150 года, а окончательное завершение ее ансамбль получил в 1810 году. Время формирования ансамбля занимает 660 лет.


Площадь и собор Сан — Марко в Венеции

Ансамбль в Риме и прилегающей к нему площади складывается с 1506 года, когда к решению этой задачи приступил великий итальянский зодчий Браманте, и приобрел свой сегодняшний вид в 1667 году. За 161 год над ним успели поработать Рафаэль, Микеланджело и Бернини.


Центральный ансамбль Лувр — Тюильри в Париже активно формировался почти триста лет — с середины XVI до середины XIX столетий, — 150 лет (с начала XVII по вторую половину XVIII века).


Даже при очень высоких темпах градостроительной активности ансамбль Дворцовой площади в Петербурге потребовал для своего завершения более 80 лет (1753 — 1834 годы), и участия таких знаменитых и разноплановых , как В. Растрелли, Ю. Фельтен, К. Росси, О. Монферран.


Дворцовая площадь в Санкт — Петербурге

Именно время выкристаллизовывает ансамбль, давая ему возможность неторопливо добавлять одно здание к другому, продумывать элементы декора и особенности .

Зачастую важными составляющими архитектурной композиции выступают не только здания и элементы ландшафта, но и монументы, памятники или скульптурные группы. Ярким примером может служить Исакиевская площадь в Санкт — Петербурге , на которой был установлен памятник Николаю I.


Ансамбль Исакиевской площади в Санкт — Петербурге

На Сенатской площади в Санкт — Петербурге также установлен памятник русскому царю — реформатору Петру I. Он играет роль центрального элемента архитектурного ансамбля Сенатской площади , которая является одной из самых старых площадей северной столицы.


Сенатская площадь в Санкт — Петербурге

Поэтапное развитие ансамбля делает его объектом коллективного творчества нескольких архитекторов, каждый из которых вносит в него свое видение и собственную изюминку. Это обстоятельство помогает создавать удивительные по своей красоте архитектурные шедевры, которые остаются в веках в качестве эталонов творческой мысли, воплощенной в камне.


Типы архитектурных ансамблей

В теории архитектуры существует специальная система классификации типов архитектурных композиций, среди которых можно назвать следующие:

  • Ансамбль площади — примером могут служить композиции площадей, расположенных практически в каждом крупном городе. Однако самыми известными и выдающимися являются ансамбль Красной площади в Москве, Дворцовая площадь Санкт — Петербурга, площадь Святого Марка в Венеции, площадь Святого Петра в Риме и Староместская площадь в Праге .

  • Ансамбль крепости — укрепленные здания и фортификационные сооружения были известны человечеству с незапамятных времен. Однако до нас дошли самые яркие и гармоничные образцы — это Московский кремль, Пражский град и Альгамбра в Гранаде .
  • Дворцово — парковый ансамбль — это масштабный комплекс, включающий в себя несколько дворцов, беседок, множество элементов тщательно продуманного ландшафтного дизайна, водоемы, фонтаны и многие другие фрагменты целостной композиции. К самым красивым дворцово — парковым ансамблям можно отнести Петергоф в Санкт — Петербурге и Парижский Версаль .

  • Ансамбль усадьбы — это гармоничная композиция частной усадьбы, принадлежавшей знатным и состоятельным людям. Примером может служить усадьба Останкино и Архангельское .

Усадьба » Архангельское» (Красногорский район Московской области).
  • Ансамбль монастыря — на территории некоторых монастырей создавались целые композиции, выполняющие не только декоративную роль, но и имеющие функциональное назначение. Среди подобных монастырских ансамблей можно назвать монастырь Святой Екатерины (Синай) , Гегард и Киево — Печерскую лавру.

Ансамбль Красной площади

Формирование ансамбля Красной площади в Москве также происходило в несколько этапов. Самая древняя часть современного ансамбля — восточная стена Московского Кремля со Спасской, Боровицкой и небольшой безымянной башней между ними (потом она получила название Сенатской) была построена в 1491 — 1493 годах. Старые хроники сохранили для нас имена зодчих: Антон и Марко Фрязины, Пьетро Антонио Солари, Алоиз Фрязин — старший.


Ров, укрепленный низкой зубчатой стеной, отделяет Кремль от подступающей к нему почти вплотную застройки посада с древним торгом. После разрушительного пожара в конце XV века большая территория перед рвом выгорела, и ее не стали застраивать. Таким образом, между кремлевской стеной и торгом образовалось обширное пустое место, которое стали называть » Пожаром». Место для строительства будущей Красной площади расчищено, но ее еще пока не существует.

В 1535 — 1538 годах строится вторая линия московских укреплений — Китайгородская стена. Она начинается от угловой Арсенальной башни и идет примерно по линии фасада нынешнего здания Исторического музея.

В месте современного Исторического проезда в стене устраиваются Воскресенские (Иверские) ворота — это будущий главный вход на площадь со стороны города. К середине XVI века здесь группируются городские приказы — административные учреждения, которые обрамляют пустую территорию Пожара с севера.

С юга эта территория ограничена крутым подъемом холма со стороны реки, где неподалеку от Лобного места, построенного в 1534 году, стояла небольшая белокаменная церковь Троицы. Во времена военных походов Ивана Грозного (1552 — 1554 годы) в ознаменование побед возле церкви Троицы ставились памятные деревянные церкви.

К моменту присоединения Казанского и Астраханского ханств их было восемь. Таким образом, когда Иван Грозный в память о своих победах решил возвести грандиозный каменный храм, то место и форма будущей постройки были подсказаны самой жизнью. Девятистолпный каменный собор Покрова на Рву — — заменил девять церквей (Троицкую и восемь памятных).


Собор Покрова на Рву или храм Василия Блаженного

Со строительством собора был сделан первый основополагающий шаг в формировании ансамбля Красной площади. Храм — памятник стал символом торжества русского народа — своего рода гигантским алтарем у исторических стен Кремля. Многолюдные процессии, широкие народные молебствия и шествия, связанные с собором, предопределили священно — патриотический, общенародный характер будущей площади, которая с постройкой получила прекрасный южный фасад.

Высотная шатровая композиция, сурово — торжественный и вместе с тем праздничный характер сооружения во многом предопределили архитектурный облик ансамбля Красной площади. В это время к его создателям добавилось еще два архитектора — Постник и Барма.

Собор Покрова на рву дошел до нас с некоторыми изменениями. К девяти его столпам — церквям в XVI — XVII столетиях были пристроены еще две (по одной из них он получил свое второе название — храма Василия Блаженного) и колокольня. Однако эти пристройки не нарушили, а еще более подчеркнули объемный, пространственный характер композиции многоглавого собора.

В самом конце XVI века происходит еще одно важное событие — восточная граница площади очерчена построенными в 1596 — 1598 годах рядами одно- и двухэтажных каменных лавок. Регулярно распланированные ряды этих лавок образовали два квартала между улицами Никольской, Ильинской и Варваркой, получившие названия Верхних и Средних торговых рядов.

Нижние ряды спускались от Варварки в сторону Москвы — реки. В сторону кремлевской стены Верхние и Средние ряды выходили длинными корпусами с арочными галереями по фасадам, которые заворачивали по линиям поперечных улиц.

Впоследствии торговые ряды будут еще многократно перестраиваться, но очень многое сохранится от приема, найденного неизвестным зодчим, жившим почти 400 лет назад — это четкие границы торговых кварталов, регулярная планировка рядов, получившая отражение на фасаде, а также тема протяженных корпусов с арочными галереями.

Границы площади полностью определились, и больше уже не меняются, вплоть до нашего времени. Но самой площади, как таковой, еще не существует. Вдоль заполненного водой рва, идущего параллельно кремлевской стене, прямо посередине нынешней площади располагалось множество маленьких церквушек. Это так называемые » церкви на крови», которые ставили на месте казней по приказу Ивана Грозного.

Незамощенная площадь в поперечном направлении пересекается двумя мощенными улицами — одна выходит из Спасских ворот Кремля и разветвляется на Ильинку и Варварку. Другая — Никольская, берет свое начало у Никольских ворот и продолжается по трассе.

В 1625 году самая ближняя к храму Василия Блаженного башня Кремля — Спасская, получила уступчатую высотную надстройку с характерным шпилем. Это было выдающимся событием в истории русской архитектуры, потому что до тех пор не имели подобного конструктивного элемента.

Вскоре после этого в документах появилось и само название » «. Так обозначают пока лишь небольшую часть нынешней площади перед храмом Василия Блаженного, между Спасской башней и Лобным местом.

Появление названия вместе с надстройкой башни является символичным, потому что в нем заложен главный лейтмотив всего ансамбля. Остроконечные завершения Кремля начинают повторять уступчатый вертикальный силуэт храма Василия Блаженного. В исторических документах того периода в связи с постройкой башни упоминаются имена еще двух архитекторов — Бажена Огурцова и Кристофера Галовея.

В 1689 году Воскресенские ворота Китайгородской стены получают стройное завершение в виде двух шатров. Теперь и северный подход к площади отмечен характерными островерхими шпилями.

С момента перемещения столицы Российского государства Воскресенские ворота играют роль парадного въезда в Кремль — с этой стороны начинает движение царский кортеж во время коронаций и других официальных торжественных мероприятий.

В конце XVII века здесь сооружены монументальное здание Монетного двора и Главная аптека (ныне здесь расположен Исторический музей), определившие линии застройки современного Исторического проезда.

Несколько позднее здесь возводится второй корпус Монетного двора, а Главная аптека с изящным башенным завершением перестраивается для размещения в ней Московского университета. В связи с этим в работе над ансамблем Кремлевской площади принимал участие архитектор Д. В. Ухтомский.

Тем временем на площади сносят церкви на крови, освобождая все пространство от храма Василия Блаженного до Главной аптеки. Параллельное расположение торговых рядов и кремлевских укреплений, обращенность в сторону Спасской башни и храма, подчеркнутая парадным въездом с противоположного конца площади — все эти факторы четко фиксируют продольную ось площади в качестве основополагающего стержня будущего ансамбля.

В 1780 году высокое шатровое завершение получает Никольская башня, чем восстанавливается ожидаемая симметрия участка кремлевской стены, выходящей на площадь.

В 1776 — 1787 годах архитектор Матвей Казаков возводит в Кремле треугольное здание Сената. Одна из сторон этого треугольника лежит параллельно выходящей на Красную площадь стене Кремля, так что высокий купол главного круглого зала хорошо просматривается с площади как раз посередине между Спасской и Никольской башнями, непосредственно за малой безымянной башней, которая по этому поводу получила наименование Сенатской. Таким образом, зодчий предрешил характер будущего развития всего ансамбля.

В 1786 году начинается перестройка торговых рядов, которая продолжается вплоть до 1810 года. Автором этого проекта предположительно стал Джакомо Кваренги.

По новому плану двухэтажные аркады новых торговых рядов охватывают двумя скобками весь периметр площади между Никольской башней и Ильинкой, оставляя проезд вдоль продольной оси.

Так образуется две площади — большая в окружении торговых рядов, и малая — непосредственно перед Спасскими воротами и храмом Василия Блаженного. Архитектор Кваренги отказывается от поддержки намеченной Казаковым поперечной оси. Однако он оставляет прямо напротив Сенатской башни разрыв в здании новых торговых рядов, идущих вдоль кремлевского рва.

Теперь все пространство площади получает дробное, камерное решение. Были перекрыты дальние подходы к храму Василия Блаженного. Новые торговые ряды стоят на фоне кремлевских стен, отгораживая Кремль от города.

В пожаре 1812 года большая часть торговых рядов выгорела, а корпуса, построенные вдоль рва, были разрушены взрывами. Уже в 1813 году архитектор О. И. Бове, который руководил восстановительными работами, предлагает свой проект, который был реализован спустя четыре года.

В 1817 году по проекту Осипа Бове западная часть торговых рядов не подлежит восстановлению. Зодчий возвращает площади единство пространства, которое было достигнуто к концу XVII века, а затем снова утрачено.

Более того, архитектор доводит его до логического завершения путем уничтожения рва, отделявшего кремлевскую стену от площади. На его месте появляется узкий бульвар, шириной всего в два ряда деревьев, который подчеркивает утрату оборонного значения стены.

Таким образом древняя стена Кремля с башнями и куполом Сената окончательно получает главенствующую роль в ансамбле площади. Бове подчеркивает это умелой перестройкой старых торговых рядов. Верхние торговые ряды получают единый монументальный фасад.

Трехэтажный корпус воспроизводит мотив аркады в полукружиях окон верхнего этажа и имеет трехчастное построение. Мощный центральный портик с возвышающейся над ним куполом расположен прямо напротив Сенатской башни и купола Сената.

Перед центральным портиком устанавливается выразительный монумент Минину и Пожарскому . Тем самым зафиксирована поперечная ось площади, которая развернулась в сторону Кремля.

Архитектор Осип Бове окончательно определил размеры и композицию площади, ее пространственное раскрытие вдоль продольной оси, ориентированной на храм Василия Блаженного, и симметрично относительно поперечной оси, которая подчеркивает безусловное доминирование Кремля в ансамбле.

С той поры до наших дней еще многое изменится в архитектурном облике Красной площади. Будут полностью перестроены два из четырех ее фасадов — северный и восточный. На замысел Бове все же останется в основе всех последующих архитектурных изменений.

В конце XIX столетия в северном торце Красной площади на месте Главной аптеки архитектор В. О. Шервуд в 1847 -1883 годах строит масштабное здание Исторического музея. Снова началась перестройка торговых рядов.

На месте трехэтажных рядов Бове в 1894 году архитектор А. Н. Померанцев вместе с В. Г. Щуковым возводит новое здание Верхних торговых рядов — сейчас там находится ГУМ. Средние же торговые ряды чуть раньше были перестроены Р. И. Клейном.

Все три эти здания были возведены в эклектическом псевдорусском стиле. На нынешнем этапе этот факт служит основанием для негативной оценки этих зданий с позиции чистоты и целесообразности использования данной .

Мелко расчлененные фасады с многочисленными элементами декора выступают репликой на архитектурные особенности храма Василия Блаженного. Это позволило придать ансамблю площади большую целостность.

Роль Кремля как ведущего элемента всей композиции была еще более закреплена возведением островерхого здания Исторического музея. Это укрупнило решение северного фасада площади и поддержало общую симметрию ее ансамбля.

Таким образом, над созданием гармоничного и прекрасного в своей уникальности ансамбля Красной площади, каким мы видим его на сегодняшний день, работало не одно поколение зодчих.


Ансамбль архитектурный анса́мбль архитекту́рный

(от франц. ensemble – совокупность), ряд сооружений, образующих стройное целое, т. е. подчинённых единому ритму , размещённых с учётом определённых точек зрительского восприятия, масштабно и пропорционально соотнесённых друг с другом и образующих уравновешенную композицию. Ансамбль может строиться как на принципе симметрии (Версаль , 17–18 вв.), так и асимметрии (афинский Акрополь , 5 в. до н. э.), объединять здания одной эпохи и стиля (Смольный монастырь в Санкт-Петербурге в стиле барокко , Б. Ф. Растрелли , 1748-54) или разностильные (Новодевичий монастырь в Москве, 16–17 вв.).

Основные типы ансамблей: ансамбль городской площади; ансамбль главного здания (дворцового, общественного) и примыкающих к нему флигелей; дворцово-парковый ансамбль.
В ансамбле площади собора Св. Петра в Риме (1656-65) Д. Л. Бернини замкнул пространство с боков полукружиями колоннад, которые перекликаются с колоннами на фасаде собора, их частый ритм словно торопит посетителя ко входу в храм. Пространство площади получило очертания трапеции, что создало эффект обратной перспективы, храм словно приближается к зрителю. Его главенство в пространстве площади всячески подчёркнуто. Движение ко входу развивается вдоль центральной планировочной оси: от улицы, ведущей на площадь, через её центр, отмеченный обелиском, – к лестнице и портику главного входа, над которым возносится гигантский купол собора. Ансамбли Красной площади в Москве, Дворцовой площади в Санкт-Петербурге объединяют в гармоничное целое разновременные и разностильные здания. Здания на площади итальянского г. Пизы (собор, колокольня и баптистерий, 12–14 вв.), украшенные арочными галереями с тонкими колонками, выдержаны в едином романском стиле.


Ансамбль здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (А. Д. Захаров, 1806-23) расположен на набережной Невы. Протяжённый фасад образован центральным и боковыми корпусами, объединёнными связующими их звеньями. Подчинённость боковых частей центру подчёркивает взлёт башни с высоким шпилем, помещённой над массивным центром здания с высокой полукруглой аркой.
В дворцово-парковых ансамблях (Павловск, Царское Село, Петергоф под Санкт-Петербургом, Сан-Суси во Франции, Кацура в Японии) формы зданий и «зелёная архитектура» – оформление природного окружения (деревьев, лужаек, аллей и т. д.) соответствуют друг другу по образному строю, представляют с определённых видовых точек гармоничные картины. Важную роль в эстетическом восприятии дворцово-паркового ансамбля, в понимании его образного содержания играет передвижение зрителя в пространстве, смена зрительных впечатлений.
Большое значение в архитектурном ансамбле имеет художественная организация прилегающего пространства, взаимодействие с ним зданий. Средневековые площади Европы представляют собой замкнутые комплексы, в то время как памятники древнерусской архитектуры (Коломенское, 16–17 вв.), ансамбли эпохи барокко раскрываются вовне, активно взаимодействуя с окружающим пейзажем. Так, три луча широких проспектов уходят от главного фасада Версальского дворца в обширный парк, три улицы убегают от площади дель Пополо в Риме, перспектива главного канала Петергофа завершается видом на море. Важную роль в архитектурном ансамбле могут играть скульптура и архитектура малых форм (беседки, павильоны), а также фонтаны (фонтан на площади Навона в Риме, Д. Л. Бернини, 1647-52; фонтаны Петергофа, 18–19 вв.), зелёные насаждения, газоны и цветники.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "ансамбль архитектурный" в других словарях:

    ансамбль архитектурный - Группа сооружений, объединённых между собой и с окружающей средой в общую художественную композицию, воспринимаемую как единое целое [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] EN architectural ensemble DE… … Справочник технического переводчика

    Группа сооружений, объединённых между собой и с окружающей средой в общую художественную композицию, воспринимаемую как единое целое (Болгарский язык; Български) архитектурен ансамбъл (Чешский язык; Čeština) architektonický soubor (Немецкий язык; … Строительный словарь

    Ансамбль архитектурный - (от франц. ensemble вместе, сразу, совокупность, стройное целое) гармоничное единство зданий или сооружений, связ. единством фасадов, стиля, времени или места постройки. М. б. преднамеренно созданы или сложиться в процессе эволюции. В Европе… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    См. ансамбль архитектурный. (Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.) … Художественная энциклопедия

    - (франц. ensemble вместе). 1) соответственность, пропорциональность частей между собой и по отношению к целому, общий вид, гармония. 2) в музыке: соединение инструментов и голосов в исполнении музыкального сочинения; стройное, точное и согласное… … Словарь иностранных слов русского языка

    Ансамбль(фр. ensemble совокупность, стройное целое). В Викисловаре есть статья «ансамбль» … Википедия

    Ансамбль Исаакиевской площади (Санкт Петербург) … Википедия

    Современная энциклопедия

    АНСАМБЛЬ, ансамбля, муж. (франц. ensemble). 1. Стройное объединение, согласованность всех частей какого нибудь целого (книжн.). Архитектурный ансамбль. 2. Художественно согласованное, дружное исполнение всеми артистами драматической или… … Толковый словарь Ушакова

    Ансамбль - (французское ensemble совокупность, стройное целое), 1) взаимная согласованность, гармоничное сочетание частей, образующих какое либо целое (например, архитектурный ансамбль). 2) В сценическом искусстве художественная согласованность всех… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря Architectural ensemble of the Savior-St Andronicus monastery , Мерзлютина Н.. Выход альбома приурочен к 70-летию основания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Издание открывает серию, которая будет посвящена уникальному музейному…

от франц. ensemble – совокупность), ряд сооружений, образующих стройное целое, т. е. подчиненных единому ритму, размещенных с учетом определенных точек зрительского восприятия, масштабно и пропорционально соотнесенных друг с другом и образующих уравновешенную композицию. Ансамбль может строиться как на принципе симметрии (Версаль, 17–18 вв.), так и асимметрии (афинский Акрополь, 5 в. до н. э.), объединять здания одной эпохи и стиля (Смольный монастырь в Санкт-Петербурге в стиле барокко, Б. Ф. Растрелли, 1748–54) или разностильные (Новодевичий монастырь в Москве, 16–17 вв.).

Основные типы ансамблей: ансамбль городской площади; ансамбль главного здания (дворцового, общественного) и примыкающих к нему флигелей; дворцово-парковый ансамбль.

В ансамбле площади собора Св. Петра в Риме (1656–65) Д. Л. Бернини замкнул пространство с боков полукружиями колоннад, которые перекликаются с колоннами на фасаде собора, их частый ритм словно торопит посетителя ко входу в храм. Пространство площади получило очертания трапеции, что создало эффект обратной перспективы, храм словно приближается к зрителю. Его главенство в пространстве площади всячески подчеркнуто. Движение ко входу развивается вдоль центральной планировочной оси: от улицы, ведущей на площадь, через ее центр, отмеченный обелиском, – к лестнице и портику главного входа, над которым возносится гигантский купол собора. Ансамбли Красной площади в Москве, Дворцовой площади в Санкт-Петербурге объединяют в гармоничное целое разновременные и разностильные здания. Здания на площади итальянского г. Пизы (собор, колокольня и баптистерий, 12–14 вв.), украшенные арочными галереями с тонкими колонками, выдержаны в едином романском стиле.

Ансамбль здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (А. Д. Захаров, 1806–23) расположен на набережной Невы. Протяженный фасад образован центральным и боковыми корпусами, объединенными связующими их звеньями. Подчиненность боковых частей центру подчеркивает взлет башни с высоким шпилем, помещенной над массивным центром здания с высокой полукруглой аркой.

В дворцово-парковых ансамблях (Павловск, Царское Село, Петергоф под Санкт-Петербургом, Сан-Суси во Франции, Кацура в Японии) формы зданий и «зеленая архитектура» – оформление природного окружения (деревьев, лужаек, аллей и т. д.) соответствуют друг другу по образному строю, представляют с определенных видовых точек гармоничные картины. Важную роль в эстетическом восприятии дворцово-паркового ансамбля, в понимании его образного содержания играет передвижение зрителя в пространстве, смена зрительных впечатлений.

Большое значение в архитектурном ансамбле имеет художественная организация прилегающего пространства, взаимодействие с ним зданий. Средневековые площади Европы представляют собой замкнутые комплексы, в то время как памятники древнерусской архитектуры (Коломенское, 16–17 вв.), ансамбли эпохи барокко раскрываются вовне, активно взаимодействуя с окружающим пейзажем. Так, три луча широких проспектов уходят от главного фасада Версальского дворца в обширный парк, три улицы убегают от площади дель Пополо в Риме, перспектива главного канала Петергофа завершается видом на море. Важную роль в архитектурном ансамбле могут играть скульптура и архитектура малых форм (беседки, павильоны), а также фонтаны (фонтан на площади Навона в Риме, Д. Л. Бернини, 1647–52; фонтаны Петергофа, 18–19 вв.), зеленые насаждения, газоны и цветники.