Главный железнодорожный вокзал армянской столицы находится несколько далековато от центра города, однако добраться на него можно при помощи подземки. Станция метро с упоительным названием "Сасунци Давид" является наземной, её пути лежат на одном уровне с путями станции Ереван.

Здание вокзала 1956 года постройки представляет собой сооружение из блоков вулканического туфа , так называемого здесь, "абрикосового" цвета. Перед ним находится площадь Давида Сасунского (Давид Сасунци) и мощный памятник этому самому Сасунскому.

На большой парковке перед центральным входом в вокзал нас встретил самый натуральный срач. Гнилые помидоры, кукурузные ошмётки, арбузные корки - здесь явно собирается стихийный рынок


Давид Сасунский - герой средневекового армянского эпоса, боровшийся на территории армянского Сасуна (ныне территория Турции) с арабскими захватчиками.

Памятник Давиду Сасунскому


На высоком шпиле башни до сих пор красуется стилизованный Герб Армянской ССР


Уличные фонари перед зданием вокзала



Своды центрального зала

Билетные кассы. В настоящее время Армянская железная дорога находится под управлением ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» - специальным дочерним подразделением ОАО "РЖД".

В одном из закоулков вокзала отыскались ячейки АКХ

Фонтан из далёкого советского прошлого

В настоящее время с этого вокзала уходит всего два поезда дальнего следования (Ереван-Тбилиси, Ереван-Тбилиси-Батуми) и парочка пригородных электричек.

Лестница, ведущая в подземный переход

Через подземный переход с железнодорожного вокзала можно попасть на автобусную станцию, с которой отправляются междугородние автобусы (в том числе на известнейший монастырь Хор Вирап, расположенный у турецкой границы перед Араратом)

На вокзале ещё работает бесплатный музей железной дороги, но о нём уже как-нибудь в отдельном посте

На площади Сасунци Давида возле железнодорожного вокзала, в самом ее центре, встречает гостей Еревана памятник Давиду Сасунскому (12,5 м, 3,5 тонны) из кованой меди, верхом на сильном коне Куркике Джалали, установленный на огромной глыбе из базальта.

Обходя вокруг скульптуры, вы заметите, как она неуловимо меняется: прыжок коня превращается в длинный полет, а мгновение - в вечность.
Давид Сасунский - легенда средневекового героико-эпического повествования о прошлом армянского народа «Сасунци Давид», сложившегося в 7-10 столетиях. Давид - неодолимый богатырь сверхчеловеческой силы, человеколюбец, отчизнолюбец, доблестный смельчак и миролюбец. Четыре ветви эпоса (Санасар и Багдасар; Мгер; Давид; Мгер младший), изначально записанного в 1873 г., рассказывают о борьбе против арабских захватчиков богатырей из Сасуна (район средневековой Армении , сейчас - Турция). На протяжении многих веков Давид для армянского народа - это воплощение свободолюбивых стремлений.

Фигура Давида - это доблесть и порыв, решимость в битве с врагом. На краю постамента, под копытами коня Давида, сделана опрокинутая бронзовая чаша, из которой льется вода как символ границы долготерпения армянского народа.
Зараженные чувствами и энергией фигуры героя, мы будто свидетели и соучастники происходящего. Обходя вокруг скульптуры, вы заметите, как она неуловимо меняется: прыжок коня превращается в длинный полет, а мгновение - в вечность. Даже человеку, незнакомому с эпосом «Давид Сасунский», совершенно понятно, что этот герой, поднявший меч на врага, победит его без сомнений. Такова сила искусства и таланта Ерванда Кочара. Памятник Давиду Сасунскому имеет очень большое значение для Еревана и для всей Армении.

Памятники, посвященные Давиду Сасунскому, #253#!Натурщиком для скульптора-художника Ерванда Кочара (1899-1978 гг. жизни) при создании одного из шедевров - образа Давида был народный артист СССР Вануш Ханамирян. Архитектор памятника - Микаел Мазманян. Памятник Давиду Сасунскому установили в 1959 г. в середине бассейна (диаметр 25 м), заменив гипсовую скульптуру, возведенную в 1936 г. На открытии не присутствовали первые лица руководства Армении, но зато было множество сасунцев. Накрыли огромные столы, и праздник продолжался до позднего вечера.

Дорогой сердцам армян памятник Давиду Сасунскому долгие годы являлся эмблемой киностудии «Арменфильм», его изображали на юбилейной пятирублевой монете 1991 г., выпущенной Центробанком СССР, на жетонах метрополитена, на почтовых марках Армении.

По инициативе, проявленной журналом «Ереван», и при финансовой помощи Рубена Варданяна в 2011 г. памятник отреставрировали, установили новую чашу, заменили систему водоснабжения, провели ночное освещение, благоустроили бассейн и, наконец, установили табличку с информацией о нем.
Ереванцы любят и гордятся этим красивым, выразительным памятником, привлекающим к себе множество людей, в том числе туристов, знакомящихся с Ереваном. Все, кто хоть единожды побывал в Ереване и видел памятник Давиду Сасунскому, неизменно приводящий в восторженное состояние, навсегда запомнят эту скульптуру, посвященную непобедимому духу армянского народа.

Как добраться
Адрес: Армения, Ереван, Привокзальная площадь.

Давид Сасунский - всенародно любимый герой «Сасна црер» («Сасунских безумцев»), средневекового эпоса, повествующего о борьбе богатырей из Сасуна (область в исторической Армении, ныне в Турции) против арабских захватчиков. Окончательно эпос сложился в VII-XIII веках, но в нем заметны элементы из армянских мифов и легенд языческих времен. Давиду посвящена третья из четырех ветвей эпоса, его отец - Мгер Старший (главный герой второй ветви эпоса), а самый заклятый враг - Мсра-Мелик, правитель Мсырского царства. Мсра-Мелик при этом приходится Давиду сводным братом - их отец, Мгер Старший, победив предыдущего мсырского властелина, успел пожить со вдовой покойного.

Противостояние двух братьев проходит через весь сюжет и заканчивается, конечно же, победой Давида. Сильный, но наивный и немного безумный, как и все сасунские герои, Давид олицетворяет армянский народ, а властный, жадный, на первый взгляд непобедимый правитель Мсырского царства - иноземных захватчиков.


Именно ветвь Давида в первую очередь переработал Ованес Туманян в виде поэмы «Давид Сасунский» в 1902 году. В 1939 году, в рамках празднования 1000-летия эпоса, скульптор Ерванд Кочар в спешке изваял временный, гипсовый памятник Давида. Позже скульптор вспоминал: «у нас было десять веков, но мне дали задание за полтора месяца до начала празднования». Простоял памятник тоже недолго: в 1941-м Кочара репрессировали, а памятник разрушили. Новый монумент, который должен был стоять на том же месте - перед входом в Ереванскую железнодорожную станцию - Кочару заказали в 1950-х годах. Торжественное открытие памятника состоялось 4 декабря 1959 года.

С годами это бронзовое изваяние стало одним из неофициальных символов Еревана. Памятник был изображен на логотипе киностудии «Арменфильм», на пачке сигарет «Ереван», марках, посвященных юбилею города и вообще на всем, чем только возможно.


Другое известное изображение Давида создал в 1920 году Акоп Коджоян, а еще один памятник армянскому герою появился на другом конце света в 1971 году: на родине Вильяма Сарояна, в калифорнийском Фресно, образ Давида увековечил скульптор Вараз Саумелян. А в 2010 году Давид стал главным героем первого в истории полнометражного армянского анимационного фильма, снятого режиссером Арманом Манаряном.


Давид Сасунский символизирует борьбу с иноземными захватчиками. Не удивительно, что именно его имя получила созданная во время Великой Отечественной войны на деньги, собранные представителями армянской диаспоры со всего мира, танковая колонна.

Каждый, кто хотя бы раз побывал в Ереване, надолго запомнит скульптурный памятник Давиду Сасунскому, выполненный народным художником СССР Ервандом Кочаром. Немногим более двадцати лет назад создан этот монумент, но уже невозможно представить себе древний город, ровесник Рима и Вавилона, без могучего всадника, скачущего на богатырском коне.

В Армении нет человека, который не знал бы о подвигах Давида Сасунского. Это герой народного эпоса – личность легендарная. Но в основе образа, несомненно, лежат реальные события. Ведь поводом для создания эпоса послужило восстание жителей горного района Сасун против сборщиков дани арабского халифа. Эпос рассказывает о вспыльчивом юноше необычайной силы. Давид никак не мог соразмерить ее и в детских играх то и дело ранил товарищей. Повзрослев, он обратил свою силу на защиту слабых и обиженных. Главный его подвиг – освобождение родной земли от захватчиков и победа над их предводителем Мера Меликом. То был поединок равных соперников. Однако на стороне Давида была справедливость, и это определило победителя.

Зная, что схватка будет нелегкой, Давид берет с собой богатырское оружие предков – меч-молнию и укрощает могучего морского коня Джалали, который в прыжке мог достигнуть солнца. И вот решающий миг поединка. Поднялся на дыбы Джалали и бросился на врага. Разметало ветром гриву коня, и отбросило назад плащ Давида. А сам он гневно сдвинул брови и, поднявшись на стременах, занес свой меч-молнию для сокрушительного удара... Таким и увидел Давида Сасунского Ерванд Кочар.

Человек разностороннего дарования – талантливый живописец, график, скульптор, он создал первые свои значительные произведения в Тифлисе в начале нынешнего века. Затем жил и работал в Париже. Влюбленный в искусство старых мастеров, он в то же время искал новые способы выражения сложной современной действительности. Эти поиски привели его к созданию произведений, где живопись и скульптура существуют в неразрывном единстве. Они принесли ему широкую известность.

Но ни шумный успех, ни парижская слава не смогли удержать художника вдали от родины: в 1936 году Ерванд Кочар приезжает в Ереван – древний и в то же время молодой, строящийся город.

Опыт и знания художника, обогащенные новым соприкосновением с национальной историей и культурой, определили появление важной темы в творчестве мастера. В это время в Армении готовились к празднованию тысячелетия «Давида Сасунского», и Кочар делает иллюстрации к одному из изданий.


Художник видит героев эпоса весомо, материально, объемно и, нарушая привычные представления о книжной графике, рисует гуашью старые камни с рельефами, изображающими эпизоды древнего сказания. Да, фантазия, но прочно связанная с национальной традицией, потому что каменной резьбой исстари украшали в Армении храмы и камни «хачкари».

Эпический характер повествования заставил художника отказаться от ярко выраженного движения в композициях. Даже сцена поединка Давида с Мера Меликом благодаря тому, что фигура юноши изображена в центре уравновешенной композиции, навевает ощущение величавого спокойствия. Все это показывает, сколь талантливо Ерванд Кочар воплотил свое понимание эпоса и традиций армянских камнерезов. По словам одного исследователя, он «выполнил иллюстрации такими, какими, вероятно, и сотворил бы их народ, если бы пожелал запечатлеть в камне свою историю».

Почти два десятилетия спустя художник вновь обращается к этой теме и создает замечательный памятник Давиду Сасунскому. Подобно тому, как на протяжении многих лет, освобождаясь от нехарактерных деталей,становясь символом мужества и справедливости, постепенно складывался образ Давида Сасунского в самом эпосе, так в творчестве мастера окончательно созрел образ чудо-богатыря.

Глядя на иллюстрации Кочара, мы постоянно помним, что события, о которых они рассказывают, происходили очень давно. Об этом нам напоминает и текст эпоса, напечатанный рядом, и сами иллюстрации, стилизованные под старину. Другое дело – памятник на людной площади. Тут скульптор делает нас как бы свидетелями и даже соучастниками происходящего, заражая энергией и чувствами своего героя.

От звона опрокинутой конем чаши до звука опускаемого меча – всего лишь мгновение поединка запечатлел мастер. Но, обходя скульптуру, мы видим, как неуловимо она меняется: прыжок коня переходит в долгий полет, а мгновение превращается в вечность. Как и в эпосе, конкретное событие обретает непреходящее значение.

Если в книге иллюстрации и текст дополняют и поясняют друг друга, то скульптурный памятник обязан «говорить» сам. Даже человеку, незнакомому с текстом «Давида Сасунского», должно быть понятно, что перед ним герой, поднявший меч на врагов своего народа, и победа его несомненна. Сравните прежний графический лист и скульптуру – сколько нового внес Ерванд Кочар! Большей силой налились мышцы всадника и коня. Изменилось лицо Давида. Иначе смотрится прыжок Джалали: горизонтальные линии, дающие устойчивость, превратились в диагональные – и движение стало сильнее, стремительнее!

В памятнике нет случайных, непродуманных линий. С постамента, сложенного из базальтовых глыб и олицетворяющего суровую природу Армении, льется из опрокинутой чаши вода. В армянском фольклоре с ней всегда связывалось представление о жизни, о силе. Пастушеская одежда Давида – одежда человека труда, а не воина – заставляет вспомнить историю Армении, в которой созидательный труд народа так часто прерывали захватчики. Необходимость защищать независимость своей родины заставляла крестьянина, ремесленника, пастуха браться за оружие.

Да, трудно найти образ, более близкий армянскому народу и более совершенное воплощение его. Монумент тесно связан с историей и культурой Армении и в то же время отражает высокие общечеловеческие идеалы. Зритель воспринимает его и разумом и чувством. Все это делает памятник Давиду Сасунскому, созданный Ервандом Кочаром, одним из лучших в советском изобразительном искусстве.

Как гласит легенда, самый тяжелый памятник Еревана установлен на привокзальной площади перед главными железнодорожными воротами города: его вес превышает 3,5 тонны. И хотя по нынешним временам, в силу известных причин, громкий эпитет пока не очень оправдывает свое предназначение, тем не менее, величественный памятник Давиду Сасунскому считается еще одной визитной карточкой армянской столицы. Сегодня мало кто знает, что скульптурная композиция создавалась народным художником СССР Ервандом Кочаром дважды.

В далеком 1939 году в честь 1000-летия армянского эпоса высокая правительственная комиссия решила установить памятник национальному герою перед Ереванским железнодорожным вокзалом, чтобы Давид Сасунский встречал прибывающих в столицу гостей. Учитывая важность задачи, обратились ко многим известным скульпторам, которые отказались от выполнения работ из-за сжатых сроков. Впрочем, вернувшийся на родину из Парижа Ерванд Кочар давно мечтал воплотить образ народного героя в скульптуре. «Я долго вынашивал этот образ, ждал, когда смогу создать его. Десять веков было в запасе, а мне предложили лишь тогда, когда до юбилея оставалось всего полтора месяца», – вспоминал впоследствии скульптор.

Кочар уже мысленно создал свою композицию, а потому для ее воплощения запросил лишь гипс и одного помощника. В течение восемнадцати дней мастер работал прямо на привокзальной площади. Как и планировалось, гипсовый памятник Давиду Сасунскому был торжественно открыт перед Центральным железнодорожным вокзалом в сентябре 1939 года. Несмотря на то, что после юбилея скульптор собирался отлить его в металле, идею пришлось отложить на некоторое время. В сложные годы политических репрессий Кочару дают возможность творить, в том числе по государственным заказам, что, видимо, очень не нравилось менее даровитым, но зато идеологически подкованным собратьям по цеху. По доносу 23 июня 1941 года скульптора арестовали с типовой формулировкой – за пропаганду «антисоветской идеологии», «измену Родине» и «шпионаж в пользу Франции». А в назидание остальным гипсовое творение разрушили до основания. Только благодаря ходатайству своих сокурсников по Нерсисяновской семинарии – Каро Алабяна и Анастаса Микояна – его выпустили из тюрьмы через два года.?

Возвращение к любимому детищу было долгим. Лишь в 1952 году он вновь начал работать над эскизами к новой композиции, но образ рождался трудно. Через год помог случай, когда на премьере балета «Сасунци Давид» скульптор нашел живое воплощение своей идеи в образе выступившего в заглавной партии молодого артиста Вануша Ханамиряна. Он был настолько заворожен мастерством танцора, что пригласил того в свою мастерскую на «роль натурщика». Так композиция постепенно стала обретать новые монументальные черты.

Открытие памятника состоялось 3 декабря 1959 года, правда, без участия первых лиц республики. Говорят, побоялись, поскольку перестраховщики называли его слишком «националистическим» и «не отвечающим интернациональной идее». Но и без «высоких» гостей простой народ устроил народные гулянья до утра. Долгие годы Давид Сасунский первым встречал гостей столицы, приезжающих в нашу страну поездом.

Однако с наступлением перестроечного развала и смуты перемен новые власти о памятнике забыли, а когда вспомнили, вдруг выяснилось, что он срочно нуждается в реставрации. Скульптура высотой в 12,5 метра на трех точках опоры от сильного ветра начала покачиваться... Заржавели водные коммуникации... Из-под копыт коня вандалы украли чашу... Да и сам памятник на фоне запустения и сноса ряда исторических зданий, казалось, выбивается из перспективы некогда единого ансамбля привокзальной площади. Появилось даже предложение перенести его на площадь Республики взамен снесенной скульптуры вождя мирового пролетариата. Но оно было сразу же отвергнуто специалистами, посчитавшими, что скульптурная композиция смотрится именно в том пространстве, для которого задумывалась изначально.

К 2011 году благодаря муниципальной поддержке и финансовому содействию наших соотечественников памятник вернулся к жизни: была заменена система водоснабжения, проведено ночное освещение, установлена новая чаша, благоустроен бассейн. Как рассказывает генеральный директор ЗАО «ЮКЖД» Виктор Ребец, во время городских субботников по согласованию с общинной префектурой «Эребуни» железнодорожники уделяют особое внимание специальным водным процедурам для Давида Сасунского и его сказочного коня Джалали. Благодаря всеобщей любви памятник по-прежнему остается одним из главных символов Еревана. Невзгоды коснулись не только памятника, но и привокзальной площади, где когда-то размещались кинотеатр «Давид Сасунский» и Дом культуры железнодорожников. Кстати, именно в нем проходили спектакли пароняновской труппы, когда в театре делали ремонт. Кинотеатр закрылся в начале 80-х, а затем через несколько лет был снесен по распоряжению тогдашнего главного архитектора города Папяна.

Специалисты называют грубейшей ошибкой уничтожение архитектурного здания, а старожилы говорят, что причиной стала неприязнь некоторых должностных лиц к архитектору Анне Тер-Аветикян. На месте кинотеатра со временем появился гостиничный долгострой, который зиял пустыми глазницами железобетонных конструкций. Правда, года два назад Нарек Саркисян в статусе главного архитектора Еревана все же пообещал снести недостроенную гостиницу, чтобы восстановить на этом месте кинотеатр…

О том, что площадь Давида Сасунского надо приводить в порядок, говорилось неоднократно на самых разных уровнях. Задуманная в едином ансамбле, строгая и величественная, она первой встречала гостей, приезжающих до блокады в Армению в основном на поезде. Хотя и сегодня здесь снова много пассажиров. И не только с пригородных электричек. «У меня давно возникла идея благоустройства привокзальной площади, поскольку и памятник, и само здание вокзала диссонировали с окружающей средой, – рассказывает Виктор Ребец. – С одной стороны – недостроенная гостиница, с другой – стихийный рынок, совершенно не соответствующий цивильному облику столичного города». После переговоров с тогдашним премьером, мэром и префектом общины было решено при помощи инвестора существенно изменить ставший привычным неопрятный пейзаж. Была выработана концепция реконструкции подземного перехода с выходами в метро, на железнодорожную платформу и в город. Теперь вместо «Дикого Шанхая», как прозвали его в народе, появился вполне благоустроенный переход со светлыми павильонами и пространством для пассажиров. Да и сама площадь помолодела. И хотя по известным причинам Давид Сасунский уже лет двадцать не встречает гостей из дальнего зарубежья, тем не менее ереванцы уверены, что все еще впереди.

Сергей Тигранян