Что хочется ездить по ней бесконечно. Как при этом не растратить все деньги и время? Как минимум, искать билеты в правильных местах. Разбираемся, почему железная дорога в Италии так популярна, где продают дешевые билеты с севера страны на юг и как найти в Риме попутчика на скутере.

НА САМОЛЕТЕ

Лоукостеры и Италия для многих неразделимы. Даже тот, кто еще не успел слетать в Рим, Милан или Венецию за € 20, по крайней мере уже присматривался к таким билетам. Но лоукостеры хорошо работают именно для того, чтобы прилететь в Италию или улететь из нее. Дешевых полетов по стране немного. Да и надобности особой нет. Если речь идет о расстоянии около 600 километров, проще сесть на скоростной поезд и за несколько часов домчаться до нужного города, как от Милана до Рима за три часа, например. И не нужно ожиданий в аэропорту и в город.

Другое дело, если хочется на самый юг, погреться на или в Апулии. Тогда стоит погулять по сайтам лоукостеров в поисках дешевых . В любом случае, начни с какого-либо сайта-агрегатора, того же Skyscanner , но и не забудь про авиакомпании, которые особенно могут тебя порадовать.

Ryanair

Подходит больше, чтобы лететь в Италию либо из нее. Но и перелетов по стране, особенно с севера на юг, достаточно. Билеты за € 15 из Рима в Палермо или из Милана на Сардинию есть даже в августе. Вот по этой ссылке можно часами изучать направления по самым низким ценам. Пишешь «из Милана куда угодно и когда угодно» и строишь маршрут в зависимости от того, куда предлагают слетать за € 15.

Wizzair

И еще один очень полезный сайт-агрегатор – GoEuro . Он хорош тем, что сравнивает цены на поезда, самолеты и автобусы. И в любом случае если у какого-то небольшого перевозчика цены или условия на автобусные билеты будут лучше, чем у Flixbus, здесь ты это и обнаружишь.

На авто

Аренда авт о

Взять в Италии совершенно просто, вот только слово «дешево» придется забыть. Примерная стоимость авто на сутки со страховкой – € 60-80, а ведь еще нужно учесть топливо, платные дороги и парковку, если бесплатные места попадаться не будут.

Литр бензина обойдется в € 1,6, дизельное топливо дешевле, но зато цена на машину будет выше. Платных дорог в стране очень много – в среднем, € 7 за 100 километров. И вот, чтобы съездить из Милана в и обратно (145 километров), нужно отдать за дорогу больше € 20. Кстати, посчитать, во сколько обойдется путь (топливо и дорога), можно на этом сайте , чтобы уж знать наверняка. Если спешки нет, можно попробовать объезжать платные трассы по небольшим и не таким качественным дорогам.

На счету также должно быть минимум несколько сотен евро, которые заморозят на время использования авто. Также перед поездкой по Италии стоит вспомнить все уроки парковки. В курортных городах в сезон или вечером в выходные в центре любого города припарковаться практически негде. А уж если и найдется, то совершить маневр будет непросто.

Офисы по аренде авто есть в любом итальянском аэропорту. Забронировать машину можно сразу же при покупке авиабилета на некоторых сайтах либо при поиске жилья на Booking. Но вот еще несколько сайтов, которые можно просмотреть.

Поиск билетов на поезда по Италии -

В Италии подают самые вкусные спагетти и пиццу, быстро разговаривают и ежедневно бросают все дела ради томной сиесты. Любой школьник моментально отыщет эту страну на карте, т.к. её очертания очень напоминают сапог. Что ещё вы расскажете об Италии?

У большинства из нас запас знаний о ней этим набором и ограничивается. Хотите узнать больше? Поближе познакомиться с местными, осмотреть не только центр? Предпочитаете маршруты, на которых итальянцев будет всё-таки больше, чем постоянно что-то фотографирующих туристов?

Тогда забудьте про экскурсионные автобусы и арендованные автомобили. Покупайте билет на поезд и вперёд! А как выбирать поезда в Италии, покупать билеты и экономить на них, искать расписание и нужную платформу на ж/д вокзале… Во всех этих тонкостях мы сейчас поможем вам разобраться. Поехали!

Итальянские поезда… Они какие?

Железнодорожное сообщение в Италии осуществляют компании и ItaloTrenо .

TrenItalia

В распоряжении Трениталии такие классы поездов:

Frecci (обозначаются ES и AV)

Группа Frecci (что означает «стрела») включает в себя три вида поездов: Frecciabianca, Frecciargento и Frecciarossa.

  • FrecciarGento («серебряная стрела») набирает скорость до 250 км/ч. Главные маршруты этих поездов проходят через Венецию, Рим, Реджио Калабрия и Верону.

  • Поезда FrecciaRossa («красная стрела») бывают 2-ух и 4-ех классовые. В последних выделяют вагоны Premium и Standard (1-ый и 2-ой класс, соответственно), Executive и Business (элитные вагоны, прокатиться в таких - дорогое удовольствие). Это самые быстрые поезда (до 360 км/ч), которые без остановок проезжают все города, кроме Милана, Болоньи, Рима, Турина, Флоренции и Неаполя.

  • FrecciaRossa обеспечивает сообщение по высокоскоростным линиям железной дороги между крупными городами: , Милан -Болонья (1 ч 02 мин), Рим - Неаполь (1ч 10 мин). Есть линия Милан - Реджо Эмилия-Болонья, откуда поезд следует на Римини, Пезаро, Анкону.
  • FrecciaBianca («белая стрела») - это самые старые и неторопливые (до 200 км/ч) поезда из всей категории.

Intercity (IC)

Поезда Intercity делают много остановок и движутся медленнее скоростных. Зато они соединяют около 200 городов Италии.

Если вы никуда не торопитесь, любите путешествовать со вкусом, не прочь насладиться шикарным живописным пейзажем за окном, тогда поезда Intercity - то, что вам нужно! От других перевозчиков Intercity отличается бюджетными ценами. Например, если вам нужно или добраться можно совсем недорого. На сэкономленные деньги вы сможете побаловать себя изысканной итальянской кухней, купить ароматный сыр, бутылочку вина или порадовать себя обновками на итальянских аутлетах.

Олеся (24 года, Нижний Новгород):

«На поезде Intercity мы добрались из Турина в Милан за 2 часа. Выбрали поезд компании Трениталия, потому что Итало пока не вызывает доверия: и отзывов мало, и цены высоковаты. А вот теперь раздумываю, может, в следующий отпуск рискнуть и поехать на ИталоТрено? В Intercity удобные кресла, но столики крохотные! И только для тех, кто сидит у окна. Очень неудобно: ни кофе поставить, ни ноутбук».

InterCityNotte (ICN)

Это ночные поезда. Они для тех, кто не желает весь день просиживать в поезде, зато не прочь сэкономить на отеле. Вечером садитесь в поезд, засыпаете, а просыпаетесь уже в желаемом городе. В таких поездах есть и сидячие места, и купе (смешанные - Promiscue, только для женщин - Donna).

Eurocity (EC)

Regionale (R) и Regionale Veloce (Rv)

Региональные поезда - более уютные одно- и двухэтажные варианты наших электричек. На Regionale Veloce вы быстрее доберетесь до точки назначения, т.к. он делает не так много остановок.

ItaloTrenо

Поезда компании Italo легко узнать по фирменной эмблеме: бегущему зайцу . Это высокоскоростные электропоезда нового поколения, сконструированные экспертами крупной французской компании ALSTOM . Их путь проходит через 14 вокзалов в 10 крупных городах Италии: Турин (Порта Суза), 3 вокзала Милана, 2 вокзала Венеции, Падуя, Реджо Эмилия, Болонья, Флоренция, 3 вокзала Рима, Неаполь и Салерно.

Вадим (46 лет,Челябинск):

«Я ехал из Милана (Milano Rogoredo) до Рима (Roma Tiburtina) на поезде ИталоТрено. Все путешествие заняло 2 ч 40 мин, я специально засек. Билет стоил 86 EUR, Трениталия почти такие цены и предлагает, поэтому разницы никакой. Я просто выбрал тот поезд, который отправлялся раньше».

Как в Италии добыть билет на поезд?

В этой стране встречается больше десятка разновидностей ж/д билетов. Цены на них варьируются от 9 до 200 EUR. Вот самые ходовые варианты:

Базовый

Он же - Base ticket .

Плюсы: Владельцы такого билета могут сколько угодно бесплатно менять билет (его дату и время) до отхода поезда и еще час после этого. Также с базовым билетом можно поехать другим поездом. При необходимости билет стоимость свыше 10 EUR можно вернуть (только до отправления поезда), потеряв при этом 20%.

Минусы: Билет не включает в себя никаких скидок. Чтобы поехать по другому маршруту, нужно сесть в другой поезд и доплатить персоналу 8 EUR и билетную разницу (если она есть).
Такая замена возможна, если другой поезд отправляется с разницей в ±1 час от времени, отмеченного в билете.

Экономный

Такой билет называется Economy ticket .

Плюсы: Изменить дату или время можно только один раз.

Минусы: Возвращать билет или использовать его для поездки по другому маршруту нельзя.

Супер-экономный

Плюсы: Цены на билеты этого класса очень низкие: от 9 EUR.

Минусы: Нельзя изменить дату, время или поезд, вернуть билет.

Билеты, купленные на сайте, менять придется тоже в режиме онлайн.

Есть три способа купить билеты на поезд в Италии:

  1. Купить билет в кассе.
  2. Приобрести билет через специальный автомат.

Эти автоматы вы легко узнаете по надписи: «Biglietto Veloce/Fast Ticket» , что переводится как «Быстрый билет». Чтобы воспользоваться аппаратом, нужно хотя бы на скромном уровне понимать английский, итальянский или немецкий.

Сначала на тачскрине вы выбираете нужный язык, потом дату и место прибытия. Автомат покажет список поездов, которые вам подходят. Нажав кнопку «i» возле любого из них, вы получите всю информацию о маршруте: часы отправления и прибытия, остановки, стоимость билетов.

Периодически автоматы не работают, не принимают карты или купюры, выдают не билет, а квитанцию для предъявления в кассе и т.д.

  1. Заказать билет онлайн. Сделать это можно через русскоязычный сервис бронирования .

Путешествуем выгодно! Как сэкономить на билетах?

Если мы хотим сэкономить на переезде, то:

  • Знаем, кому дешевле.

Если с вами путешествуют дети до 4 лет, то для них билеты не нужны. Но и отдельное место при безбилетном проезде им не положено. А детям 4–12 лет полагается скидка в 30%. На скидку в 20% могут претендовать компании от 6 человек.

  • Следим за акциями.

Иногда на сайте итальянского железнодорожного транспорта Трениталия проходит акция «2*1». Тогда два человека могут прокатиться по одному билету. Естественно, замена даты, поезда или возврат билета невозможны.

  • Покупаем билеты заранее.

Те, кто приобретает билеты заблаговременно, могут воспользоваться тарифом Amica и сэкономить до 60% . Хотите хороший процент выгоды? Побеспокойтесь о билетах за 1-3 месяца до поездки, ведь количество льготных билетов по этому тарифу лимитировано. И помните: тут тоже никакие обмены и возвраты не предусмотрены.

  • Оформляем проездные карты.

Для молодежи (до 26 лет) и людей старше 60 лет - «Зелёная Карта» («Carta Verde»). Она обойдется в 26 EUR и обеспечит 15%-ую скидку на все билеты в течение года.

Для гиперактивных путешественников - карта «Amicotreno» . Стоит она 50 EUR, но и скидки дает хорошие: 10- 20% - на билеты в поезда Intercity и 50% - на региональные поездки.

Путешествуем правильно! Что надо знать каждому ж/д-туристу?

Чтобы ваше путешествие на поезде в Милан или Рим прошло гладко, надо:

  • Прокомпостировать билет.

Для сего действа на перронах установлены специальные желтые автоматы.

Но компостировать нужно ТОЛЬКО билеты НА РЕГИОНАЛЬНЫЕ поезда.

Прокомпостированный билет действует в течение 6 часов, т.е. за этот период вы должны успеть обосноваться в любом региональном поезде. Не прокомпостированный билет можно использовать в течение двух месяцев со дня приобретения.

Если кондуктор в региональном поезде заметит у вас не прокомпостированный билет, то штраф неизбежен. Сумма штрафа может быть от 8 до 100 EUR , в зависимости от поезда.

  • И беречь его.

Потому что персонал поезда может проверить билет в любой момент. И в этот момент именно билет им желательно и предъявить. Милая улыбочка и басня про «ветром унесло/собака погрызла» вряд ли подействуют.

  • Учитывать опоздания.

Поезда могут задерживаться, поэтому не экспериментируйте, отмеряя себе на пересадку 10 мин. Лучше перестраховаться и организовать все так, чтобы между прибытием одного поезда и отправлением другого оставалось хотя бы полчаса.

  • Изучить сайт итальянских железных дорог.

И добавить его в закладки, мало ли что: www. fsitaliane.it

  • Пользоваться расписанием.

Благо, оно есть на любом вокзале. Все расписание разбито на временные промежутки (они выделены синим): 00:00 - 1:00, 1:00 - 4:00, 6:00 - 7:00 и т.д. Внутри промежутка указаны все поезда, которые отправляются или прибывают в этот период. Помните: «Arrivi» означает «прибытие», а «Parenze» - «отправление» .

Григорий (33 года, Москва):

«Не первый год путешествую по Италии. Всегда с Трениталией. Билеты заказываю онлайн, проблем не возникало пока, но на сайте я на всякий случай зарегистрировался. Если вдруг интернет даст сбой и платеж не пройдет, то без регистрации нечего и думать о том, чтобы вернуть деньги. Совет начинающим туристам: распечатывайте маршрут вашего поезда. В противном случае придется надоедать проводникам и попутчикам, потому что в итальянских поездах не объявляют станции».

Не хотите арендовать автомобиль? Путешествуйте по Италии на поездах! Доступные цены на билеты, комфортные вагоны, удобный заказ билетов - все для туриста. Даже на каком-то вокзале заблудиться - и то не получится. Основные надписи там продублированы на английском. А вокзалы и - это почти музеи. Так что поезд подвезет вас прямо к главным достопримечательностям.

А если купите билеты на InterCityNotte , не забудьте рассказать друзьям легенду про итальянский поезд-призрак. Пусть путешествие для всех будет насыщенным.

Тина Крайниченко

Есть три основных вида поездов - они отличаются скоростью и маршрутами.

  1. Скоростные (Frecce) - это поезда французской компании Eurostar. Вы сразу их узнаете - вагоны окрашены в белый, красный и серый цвета. Путешествовать на них в два-три раза быстрее и комфортнее, чем на других. Эти поезда развивают скорость от 180 до 360 км/ч и пронзают Италию подобно стрелам, (frecce по-итальянски - стрела), так что вы стремительно преодолеете большие расстояния между крупными городами.
  2. Междугородние (Intercity) поезда проще и дешевле, ходят между небольшими и близко расположенными городами. Бывают двух видов: дневные и ночные. В купе либо четыре спальных места, либо шесть сидячих.
  3. Региональные (Regionale) - это электрички, но более комфортные, если сравнивать с российскими. На них можно перемещаться между маленькими городами и населёнными пунктами, где расстояние от одного до другого города не превышает 300 км. Поезда недорогие и удобные.

Я путешествовал на поездах всех видов. Скоростной Eurostar довез меня из Падуи в Неаполь (700 км) за пять часов. Даже уши закладывало, как в самолете. На междугороднем поезде я ехал обратно, из Неаполя в Падую, с пересадкой в Риме в купе на шесть мест. Купе было полным, а поезд ночным - сильно измучился, так как между креслами мало места, сидеть неудобно, а спать и подавно.

Совет: если хотите добраться в пункт назначения побыстрее и готовы потратиться, ваш вариант - скоростной поезд. Когда покупаете билет на междугородний, выбирайте спальные места для ночного путешествия и сидячие - если едете днём.

В этой таблице видно, что скоростные поезда экономят вам время, но, увы, не бюджет. Быстрый и комфортный поезд может оказаться дороже более чем в три раза.

На маршруте Милан-Венеция скоростной поезд дороже на 14 €, а если взять поезд из Рима в Неаполь - цена выше уже на 27 €.

Гудок второй: узнать расписание и купить билет

Обычно я смотрю расписание на сайте trenitalia.com (есть версия на английском) или на электронном табло прямо на вокзале. Стенды с расписанием также установлены на платформах, там указаны номера поездов и остановки.

Где купить билет

Билеты покупаю на том же сайте trenitalia.com , только имейте в виду, что сделать это можно максимум за два месяца до даты отправления. Если поставите галочку напротив фразы «All trains» («Все поезда»), поисковая система выдаст все возможные варианты билетов от дорогих до бюджетных и предложит самый быстрый маршрут. Если хотите сэкономить, советую сразу выбирать региональные поезда - «Regionale».

Поисковая форма на сайте trenitalia.com. Здесь вы выбираете тип поезда, указываете даты, количество пассажиров и тип билета - в одну сторону или туда-обратно.

Также билет можно купить в автомате на вокзале. В меню есть английский язык, оплатить билет можно наличными, включая монеты, и банковскими картами. Правда, пару раз эти автоматы меня подводили. Одни не принимали мелочь (а я не хотел расплачиваться картой), другие - бумажные деньги (не было мелочи), третьи вовсе не работали, при том, что на станции был всего один автомат - на маленьких вокзалах бывает и такое. Так что будьте готовы к такому повороту. Если что-то пойдёт не так, обратитесь к сотрудникам Trenitalia, они бегло говорят по-английски: когда я еще не говорил на итальянском, без проблем задавал вопросы на английском и получал подробные и внятные ответы.

Какие есть льготы и скидочные карты

  1. Ребенок до 4 лет может ехать бесплатно, занимая одно спальное место со взрослым, а дети от 4 до 12 лет имеют право на скидку 30%.
  2. Пассажир моложе 26 лет может воспользоваться «Зелёной картой» (Carta Verde) - это льготный проездной за 26 , по которому в течение года можно покупать билеты на поезд со скидкой 15%. Есть скидки и для тех, кому за 60.
  3. «Семейный» проездной (Italian Kilometric Ticket) стоит 117–181 и даёт скидку при поездках на расстояние до 3000 километров при 20 пересадках.
  4. Карта Amicotreno для путешествий по всей Италии стоит 50 и даёт скидку 50% на региональные поезда и 10–20% - на междугородние.
  5. Спецпредложения постоянно появляются на сайте Trenitalia. Также о скидках можно спросить в кассе на вокзале. Скидки и акции я специально не ищу, но один раз билет на поезд из Падуи в Неаполь обошёлся мне в 50 вместо 100. Мы покупали билеты компанией из 12 человек, и нам дали групповую скидку 50%.

Специальное предложение на сайте trenitalia.com: билет на троих по цене для двоих.

Какие бывают билеты

Одни билеты действительны только в даты поездки, другие - 90 дней с момента покупки. Перед посадкой такой билет нужно обязательно прокомпостировать в жёлтом автомате, чтобы на нём появилась дата.

Если не успели купить билет на вокзале или в спешке забыли прокомпостировать, сразу подойдите к контролёру и объясните ситуацию. Скажите, что в Италии первый раз и жутко торопились. Так вас не сочтут за зайца и не оштрафуют. Я ездил зайцем пару раз, но отказался от этой практики после общения с контролёром, который допрашивал меня час. Даже если контролёр вам не встретится, вы наверняка будете нервничать всю дорогу, вместо того чтобы наслаждаться поездкой.

Что делать, если поехали зайцем и столкнулись с контролёром

  • Не отдавайте паспорт, водительские права и другие документы - у вас их точно заберут, а вернуть вы их сможете только в полицейском участке, после того как заплатите штраф в несколько сотен евро.
  • Притворитесь ничего не понимающим туристом: «В Италии первый раз», «Не разобрался с билетами», «Торопился - не успел купить».
  • Говорите на ломаном английском и даже русском языке! Русских туристов в Италии любят - они приносят стране существенный доход.
  • Будьте дружелюбны. В крайнем случае скажите, что выйдете на следующей остановке, купите билет и сядете на другой поезд.

Гудок третий: скоротать пересадку

Если у меня билет с долгой ночной пересадкой, я бронирую отель или хостел. Большие вокзалы работают круглосуточно, там много кафе и магазинов, но это спасает на пару-тройку часов - всю ночь не просидишь. А вот в небольших городах вокзалы вообще закрываются на ночь, так что вопрос с крышей над головой стоит остро. На «Островке» вы можете подобрать отель рядом с вокзалом, чтобы не уезжать далеко и не бродить по незнакомым улицам. Если в городе есть метро, воспользуйтесь фильтром по станции метрополитена - как правило, станции всегда рядом с вокзалами.

Здесь вы можете указать станцию метро, рядом с которой хотите найти отель.

Точное расстояние можно будет увидеть на карточке отеля. Мы показываем не только расстояние до метро, но и до центра города.

Если метро в городе нет, воспользуйтесь поиском по карте. Введите название вокзала или ближайшего к нему объекта (музея, театра, собора) и посмотрите, какие отели окажутся поблизости.

Если метро нет или вам просто важно найти отель рядом с конкретной достопримечательностью, укажите этот объект в поисковике, и мы покажем все отели поблизости.

Если вы не забронировали отель заранее, можете воспользоваться мобильным приложением «Островка» и поиском по местоположению. Приложение покажет варианты размещения рядом с вами.

Во время дневной пересадки я оставляю вещи в камере хранения и гуляю по городу. Правда, бывает, что камеры хранения нет или она слишком дорогая. Однажды я хотел оставить рюкзак на вокзале Санта-Лючия в Венеции - пять часов стоили 6 €. Для сравнения: в Хельсинки несколько сумок можно сдать на сутки всего за 4 . Я тут же погуглил проблему и нашёл импровизированную службу хранения в отеле поблизости и гораздо дешевле, чем на вокзале.

Совет: если камера хранения стоит дорого или её нет вовсе, поищите камеры на автобусных терминалах, как правило, они находятся недалеко от вокзала. Чем популярнее город, тем больше вероятность, что удастся найти место для хранения вещей - интернет в помощь.

Площадь Сан-Марко, Венеция. Фото: Yulia Grigoryeva

Гудок четвёртый: не опоздать на поезд

Главное - внимательно посмотрите время пересадки: может оказаться, что у вас всего 7–10 минут, чтобы сориентироваться на новом вокзале и добежать до нужной платформы. Я никогда не опаздывал на поезд, наоборот - опаздывали поезда. В Италии поезда часто задерживаются, а иногда и вовсе не уходят - причиной могут быть технические неисправности или забастовки.

В моей практике самая крупная поломка случилась в Падуе и отняла три часа. Всё это время мы с другими пассажирами ждали в вагоне. Несколько раз отправление переносили, о чём объявляли по громкой связи - конечно, на итальянском. Мне удавалось держать ситуацию под контролем только потому, что я немного знаю язык.

Совет: не волнуйтесь, даже если вы не говорите по-итальянски или по-английски, в беде вас не оставят. Итальянцы - общительный и шумный народ. На любое недоразумение они реагируют эмоционально, так что если вдруг весь поезд встанет на уши, вы догадаетесь, что надо куда-то идти.

Центральный вокзал в Милане. Фото: Yulia Grigoryeva

Что делать, если пропустили пересадку

  1. Дождаться следующего поезда, если позволяет время.
  2. Посмотреть расписание поездов из соседних городов и поехать туда на автобусе. Автобусные остановки зачастую находятся рядом с вокзалом.
  3. Попросить подвезти вас до соседнего города. Водителя можно найти через приложение BlaBlaCar. Коммуникация займёт какое-то время, но всё же лучше, чем ничего.

Гудок пятый: найти забытые вещи

В первую же поездку в итальянском поезде я забыл в вагоне сумку: у меня их было три и одна осталась лежать на верхней полке. Когда я понял, что сумки не хватает, поезд уже ушёл. К счастью, сумки мне удалось вернуть через пару дней в другом городе. Так что если когда-нибудь попадёте в такую ситуацию, не спешите опускать руки и навсегда прощаться с вещами.

Что делать, если вы забыли в вагоне вещи

  1. Запишите станции отправления и прибытия и номер поезда - его можно найти на стенде с расписанием на платформе.
  2. Укажите, сколько времени прошло с того момента, как вы покинули поезд.
  3. С этой информацией обратитесь в отделение полиции, камеру хранения забытых вещей или к дежурному. Если с момента потери прошло не более двух часов, есть шанс, что вещи ещё в поезде. Полицейские позвонят машинисту и попросят контролёра пройти по составу в поисках пропажи. Если вещи найдутся, их можно будет забрать в течение двух-трёх дней или договориться, чтобы их передали вам в том городе, куда прибудет поезд.

Гудок шестой: сохранить шпаргалку

  1. В Италии три вида поездов: скоростные, междугородние и региональные.
  2. Купить билет можно на сайте trenitalia.com , в автоматах по продаже билетов на вокзале или в кассах.
  3. Вещи можно оставить в камере хранения на вокзале, но, как правило, это дорого - лучше найти другие варианты в интернете.
  4. Если вам предстоит долгая ночная пересадка, заранее забронируйте отель или хостел на . Подбирать размещение лучше рядом с вокзалом, чтобы не плутать в незнакомом городе.
  5. Если опоздали на поезд, дождитесь следующего. Также можно уехать на автобусе или на машине с помощью сервиса BlaBlaCar.
  6. Забытые в поезде вещи можно попытаться вернуть, обратившись в отделение полиции на вокзале, в кассу или к дежурному.
  7. В спонтанных поездках пользуйтесь мобильным приложением «Островка» - так сможете найти отель по текущему местоположению.

В окрестностях Милана находится всего три аэропорта. Орио Аль Серио или Бергамо известен своей лоукост-направленностью, с этим то и связаны присущие ему неудобства - начиная от низкого уровня комфорта, заканчивая отдалённостью от мегаполиса. Да, естественно, на каждый минус, в случае с Бергамо, найдётся как минимум пара плюсов, однако, рано или поздно путешественник всё равно столкнётся с необходимостью ехать дальше по Италии и задастся массой вопросов - на чём ему перемещаться, как оплачивать проезд, какой вид транспорта наиболее удобный?

Заранее прочитав десятки отзывов, мы остановили свой выбор на железной дороге. Во-первых, в поезде ехать удобнее, во-вторых именно этот вид транспорта - наиболее слажен в Италии. Автобусы в южной республике, в основном, ходят между соседними городами, единого итальянского оператора, обеспечивающего пассажироперевозки по территории всей страны нет, равно как и сервисов, где можно было бы заранее на английском языке ознакомиться с расписанием автобусов и купить на них билеты.

В принципе, в этом нет ничего удивительного. Учитывая то, насколько развита в Италии железнодорожная инфраструктура, удивляешься вообще - как автобусы продолжают ещё использоваться здесь в качестве средства для путешествий.

Все итальянские поезда принадлежат компании "Trenitalia" - местное "РЖД". У них, кстати, есть замечательный сайт trenitalia.com , доступный на английском языке, на котором можно ознакомиться с актуальным расписанием, стоимостью проезда и купить билеты.

Подавляющее большинство составов изготовлены здесь же. В Италии вообще очень преуспели с железнодорожным транспортом, пересадив едва ли не пол-Европы на свои "Pendolino" и пр. - даже в России один из самых инновационных проектов (скоростной о котором я уже выкладывал в "Блокнотике") родом из тех краёв.

В зависимости от своего типа, итальянские поезда называются по-разному. Самый простой и дешёвый - что-то типа электрички, на английский манер - "local train". Одноэтажные и двухэтажные, они соединяют города, расстояние между которыми не превышает 300 километров. С Бергамо в Милан легче всего добраться именно на таком, время в пути - примерно один час, а стоимость билета не превышает €6.

Оплата проезда на поезде в Италии - необычно, непривычно.

Как я уже замечал раньше, билет удобнее и дешевле всего купить на сайте trenitalia.com . Впрочем, с этим связаны определённые риски, имеющие немалое значение для вашего расписания и кошелька.

Во-первых, в самый неподходящий момент итальянские железнодорожники могут запросто объявить забастовку. А бастуют в южной республике крайне часто. Как нам чуть позже скажет приветливая девушка с ресепшн миланского "Radisson Blu", что ни день - то кто-то в Италии проводит страйк. Чаще всего жалобы касаются низких зарплат (которые, однако, не мешают разъезжать итальянцам на невероятно красивых, новых машинах и жить в собственных домах), невыносимых условий труда или слишком длинного рабочего дня (целых шесть часов!). Бог, конечно, судья итальянцам, но мы с Иванкой подумали лишь одно - в Россию бы их.

Второй риск - опоздания. Вероятно, причиной тому южный менталитет с присущей ему расслабленностью - не берусь утверждать. Однако в одном случае из трёх ваш поезд точно опоздает или уедет позже.

В Бергамо мы с Иванкой столкнулись как раз с первой проблемой - на железнодорожном вокзале все поезда были отменены, а пожилой мужчина в кассе на мою просьбу вернуть деньги за билет развёл руками - у вас, мол, он действителен ещё три месяца - поехать, к примеру, можно завтра. Слава богу, забастовка была однодневной и именно в этот день, а не на следующий - иначе плакали бы наши билеты, стоимостью в 100 евро, и возможность увидеть своими глазами Венецию.

Если рисковать желания нет, наиболее верное решение - покупать билеты непосредственно перед отправлением, на вокзале. Для этого там установлены очень удобные киоски-автоматы с интуитивным управлением и возможностью выбора английского языка. Что немаловажно - устройства принимают не только наличку, но и карточки. Моя российская "MasterCard" идеально оплатила нам несколько поездок.

Билеты, распечатываемые автоматами, (по крайней мере, на поезда местного назначения) - с открытой датой. Они действительны в течение трёх месяцев - вы сами решаете, когда их использовать.

Никаких проводников и кондукторов

Между городскими улицами и вагоном поезда междугородного сообщения в Италии - никаких преград. Турникеты, проводники? Итальянцы об этом слыхом не слыхивали. Вы запросто можете просто зайти и сесть в любой состав - неважно, есть у вас в кармане билет или нет.

Правда, очень важно до этого не забыть прокомпостировать билет - на вокзалах и платформах для этого установлены специальные устройства, найти одно из которых не составит труда.

Билет, впрочем, компостируется не каждый. Если на бланке срок действия (period of validity) ограничен временем движения поезда - вы можете обойтись без дополнительных манипуляций с проездным документом. Однако, довольно часто на местные поезда автоматы печатают трёхмесячные билеты (как, например, из Бергамо в Милан и обратно) - в таком случае компостировать обязательно, иначе билет будет считаться недействительным.

Есть ещё один вариант проезда - зайцем. Наличие билетов проверяется лишь контролерами, которые вовсе могут и не появиться за всё время в пути. Например, так случилось за те четыре часа, что мы ехали из Милана в Венецию. В общем, наличие билета, конечно же, на совести пассажира, но нужно быть готовым к тому, что если вас поймают, откупиться разговорами не получится - к туристам в Италии отношение однозначное. Контролёр возьмёт с вас не только стандартные 100 евро штрафа, но ещё и стоимость билета по этому направлению.

Какие бывают поезда в Италии

При выборе билетов на сайте trenitalia.com и уж тем более на железнодорожном вокзале итальянского города вы наверняка столкнётесь с вопросом - а чем один поезд отличается от другого? В Италии, по меньшей мере, пять типов поездов с разным уровнем комфорта, скоростью движения и частотой остановок. Самый доступный, как я уже говорил - "local train" - старенькие, простенькие одно- или двухэтажные составы, со средней скоростью, не превышающей 100 км/ч и очень частыми остановками.

Не смотря на слегка потрёпанный внешний вид, внутри там получше чем в большинстве российских поездов. Удобные кресла с фиксатором для головы (спать - кайф!), климат-контроль - даже во втором классе!

В одноэтажном поезде:

На втором этаже:

Билет на такие поезда самый недорогой - час в пути из Бергамо в Милан обошёлся нам в €5 с человека, четыре часа из Милана в Венецию - в районе €17.

Если в путешествии время ограничено, Trenitalia будет рада предложить свои скоростные поезда (так называемые "Стрелы", по-итальянски "Фрэчча"), соединяющие главные города страны: Милан, Рим, Наполи, Венецию, Флоренцию и другие. Опять-таки, в зависимости от скорости и комфорта, есть три разных экспресса.

Наиболее медленный и доступный из них (максимальная скорость - 180 км/ч) - "Фрэчча Бьянка", "Белая стрела". Мы на таком возвращались в Милан из Венеции. Вагоны более ухожены, кресла - удобнее, даже во втором классе между сиденьями есть столики. Если на местном поезде в Венецию мы ехали почти 4 часа, обратно "Фрэчча Бьянка" доставила нас за два с половиной.

Внешний вид (на вокзале Милано Чентрале):

Внутри вагона второго класса "Freccia Bianco":

Следующий класс поезда - "Серебряная стрела" или "Freccia Argento ". Тут максимальная скорость уже 250 км/ч ("Сапсан"!), уровень комфорта - на порядок выше. На этом поезде имеет смысл ехать на совсем уж дальние расстояния (например, Рим-Милан). Ведь стоимость билета менее доступна.

Наивысшие комфорт, стоимость и скорость (максимальная - целых 350 км/ч) - это "Freccia Rossa " - "Красная стрела". Как любитель железнодорожного транспорта, я очень хотел на ней прокатиться, но, к сожалению, как и в случае с "Серебряной", такие траты оправданы лишь при перемещении на дальние расстояния. Так что попробуем как-нибудь в следующий раз, когда из Бергамо нам нужно будет добираться в Рим.

"Фрэчча Росса" слева, у платформы вокзала "Санта Лучия" в Венеции.

Чуть не забыл сказать - есть ещё один, пятый тип поездов, наименее распространённый среди путешествеников. Это так называемый "Night train " - "ночной поезд", представляющий состав из классических, прекрасно знакомых нам купейных вагонов разной степени комфорта. Соотношение цены ко времени в данном случае проигрышно, впрочем, случается всякое, и обстоятельства могут сложиться так, что ночной поезд будет наиболее удобным вариантом для путешествия.

Путешествующим по Италии - на заметку

Было бы неправильно, рассказывая об Италии, не упомянуть об особенностях этой южной страны и её жителях. Во всяком случае, те уникальные черты, которые нам запомнились больше всего за дни нашего путешествия, просто обязаны быть описаны на страницах "Блокнотика".

Итальянцы ужасающе похожи на русских. Манерой общения, своей импрессивностью, отсутствием приветливой деликатности при общении друг с другом. Мы не заметили, чтобы в южной республике было принято улыбаться друг другу - даже в сфере обслуживания. Нас деловито обслуживали официантки с выражением лиц а-ля "Poker Face", даже в стюардессах Ryanair чувствовалось что-то такое. "Отдушиной" и единственным исключением из правил стал "Radisson Blu", в котором мы останавливались в Милане - улыбка у ресепшионистов, казалось, обнажала все тридцать два зуба, а в приветливости им не было равных. Интересно, какие они на самом деле? :)

На наших соотечественников итальянцы похожи не только менталитетом и стилем поведения, но и, например, обывательским скепсисом по отношению к другим языкам. Английский, к примеру, здесь не знает практически никто. После Финляндии это было для нас настоящим шоком. Более того - ряд людей, кажется, не хочет учить этот глобальный язык намеренно - мол, мы патриоты, у нас великая страна, это вы, приезжие, разговаривайте на итальянском. Знакомо?

К туристам тоже отношение в Италии двоякое. Немало, очень немало людей, которые почтили бы за честь обмануть "глупого неместного". Поэтому, пожалуй, главное правило при путешествии здесь - помните, вы не в очаровательной милой американской провинции. И будьте бдительны. Как на Родине.

Наибольшее сходство с Россией я чувствовал в Милане - старые грязноватые трамваи с холодными сиденьями, заметно много мигрантов (в основном, арабы и темнокожие), очень громкие, лишённые такта люди. Обшарпанность и кричащая бедность ряда районов на фоне изящества и роскоши модных бутиков в центре.

Тем не менее, Италия по-своему привлекательна, невероятно красивая страна. Тут противоречиво, но здорово. Не для жизни, конечно, но для путешествия - отличный вариант.

Железнодорожные перевозки в Италии организованы несколькими транспортными компаниями, крупнейшими из которых являются Trenitalia и Nuovo Trasporto Viaggiatori, более известная как .italo . Trenitalia обслуживает более 80% рынка транспортных перевозок и имеет самую крупную маршрутную сеть.

Поезда Италии

Классификация поездов, курсирующих по Италии достаточно обширна. В наши дни конкуренция среди перевозчиков достаточно высока и каждая компания готова предложить свою маршрутную карту, широчайший спектр услуг в пути и обновленные вагоны составов. В большинстве поездов установлены кондиционеры, работает бесплатный Wi-Fi и на выбор предоставляется питание, отвечающее любым требованием и кошельку.

Скоростные поезда

Frecciarossa («Красная стрела») — высокоскоростной поезд, курсирующий по северным регионам Италии и побережьям Тирренского и Адриатического морей. Сервис осуществляется согласно 4 классам. В поездах такого типа предусмотрено горячее питание и бесплатный Wi-Fi. «Красная стрела» — самые быстрые пассажирские поезда Италии.

Frecciargento («Серебряная стрела») — высокоскоростной поезд, охватывающий широкую сеть городов Тирренского побережья и севера страны. Они немного медленнее «Красной стрелы».

Frecciabianca («Белая стрела») — высокоскоростной поезд, соединяющий север страны с курортами Адриатического и Тирренского побережья. Данный тип поездов обслуживает более короткие междугородные маршруты.

Italo — высокоскоростной поезд, соединяющий крупнейшие города страны и принадлежащие частному железнодорожному перевозчику Nuovo Trasporto Viaggiatori.

Региональные поезда

Regionale и Regionale Veloce — региональные поезда, аналоги электричек. Билеты на такие поезда на порядок дешевле, так как по пути следования составы делают остановки на каждой станции. Regionale Veloce делает чуть меньше остановок, чем Regionale.

RegioЕxpress — региональные поезда перевозчиков Trenord (Ломбардия) и SAD (Южный Тироль).

Поезда дальнего следования

InterCityNotte — скорый региональный поезд, курсирующий исключительно в ночное время суток. Данный тип поездов весьма востребован, в связи с экономией времени и денег (билеты на ночной поезд дешевле, чем на «Стрелы»).

InterCity — скорый региональный поезд, выполняющий пассажирские перевозки между крупными городами Италии. Билеты на такой тип поездов дешевле, так как их скорость вдвое меньше, чем у «Стрел».

Международные составы

EuroCity курсирует между крупными городами Европы. Международный поезд удобен тем, что делает исключительно кратковременные остановки и находится в пути только в дневное время суток. Путешественники выбирают дневные поезда с целью осмотреть природные красоты и городские пейзажи страны в короткий промежуток времени.

ÖBB Nightjet — международный ночной поезд, соединяющий крупнейшие города Италии с Германией, Австрией и Швейцарией.

Thello — международный ночной поезд, соединяющий крупнейшие города Италии с Парижем и Марселем.

Специальные поезда

Железнодорожные кассы

Данный способ является самым надежным и легким. Если вы владеете итальянским либо английским языками, приобрести билет не составит труда. Очень часто кассир владеет исключительно итальянским языком, а пассажир может изъясниться только на английском. В данном случае необходимо изучить информацию на табло отправления либо на официальном сайте перевозчика, записать на листке бумаги номер рейса, дату, время отправления, стоимость билета и количество пассажиров, а затем передать его кассиру. Как правило, данный способ приобретения билетов работает беспрепятственно.

Также можно приобрести билеты в барах, киосках, табакериях в случае, если железнодорожные кассы уже закрыты, но стоит помнить, что порядок возврата при покупке вне официальных источников совсем другой и за возврат или обмен билетов может удерживаться комиссия.

Купленные в кассах билеты необходимо компостировать. Компостеры установлены на платформе отбытия, либо в терминалах железнодорожного вокзала. Штамп компоста отражает дату и время. Отсутствие штампа при контроле в поезде влечет за собой крупный штраф.

Как купить билет на поезд в Италии онлайн

Приобрести билеты онлайн можно заранее на официальных сайтах перевозчиков. Сервис Trenitalia доступен на итальянском, английском, немецком и французском языках. В случае затруднений всегда можно воспользоваться онлайн-переводчиками. Регистрироваться на сайте для покупки билета не обязательно.