Санкт-Петербург, Адмиралтейский пр-т, 12

Долгое время фасад дома был закрыт на реставрацию, не так давно она закончилась, и вот наконец-то я добралась сфотографировать львов.

"Дом со львами" упоминается в бессмертной поэме А. С. Пушкина "Медный всадник". На крыльце особняка происходит действие одного из самых драматических эпизодов произведения: здесь укрывается от бурного наводнения главный герой поэмы - молодой Евгений.

О безукоризненной точности Пушкина к историческим деталям многие граждане нашей страны помнят еще "со школьной скамьи". И действительно, описание "Дома со львами" максимально достоверно. В тексте приведено месторасположение особняка Лобанова-Ростовского (в углу "Петровой", т. е. Исаакиевской площади) и дано указание на время его постройки ("новый дом" возведен незадолго до событий поэмы). Мраморные львы на крыльце "Дома со львами" также соответствуют описанию поэта:

"...на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,

На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений..."

В свою очередь, прообразом реальных львов дома Лобанова-Ростовского послужили аналогичные статуи перед Лоджией деи Ланци во Флоренции. На авторство Трискорни указывают подписи на платформе изваяний. Правда, со временем надписи стерлись, и сейчас можно прочесть только первые три буквы имени скульптора: «Tri<...>». Скорее всего, полностью надпись звучала как «Triscorni Fin Carrara 1810». Казалось бы, все ясно. Но в семье Трискорни было два скульптора - Агостино, живший в Петербурге, и Паоло, работавший в Италии. Кто же из братьев Трискорни был автором прославленных львов?

Обычно в литературе львы дворца Лобановых-Ростовских числятся произведением Паоло Трискорни. Но полностью поверить в это мешает ряд несоответствий. Историк Нестеров обращает внимание на то, что львы не значатся в грузе, которым в августе 1816 году были доставлены из Каррары работы Паоло, выполненные им в том же году, что и львы дома Лобановых-Ростовских (1810).

С другой стороны, именно в 1810 году в Петербурге Агостино Трискорни открыл фирму по изготовлению изваяний. Мастерская и «магазин мраморных вещей» Агостино Трискорни находились в 1810-х годах на Вознесенском проспекте, недалеко от строящегося дома Лобановых-Ростовских.

И второй вопрос – кто и для какого здания заказал львиные статуи? Ведь идея строительства дома возникла не ранее 1817 года. А Монферран приехал в Россию только в 1816 году. Эти загадки остаются неразгаданными и сегодня.

Бывшая дворянская резиденция, возведённая в 1817-1820 годах для князя Александра Яковлевича Лобанова-Ростовского по проекту архитектора Огюста Монферрана. Особняк решен в стиле классицизм. Особняк также известен как «Дом со львами», благодаря своим знаменитым скульптурам львов у парадного входа, которые, как и другие скульптуры на фасаде выполнены Паоло Трискорни. Именно на этих львах в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник», спасался от наводнения Евгений.

Князь Александр Яковлевич Лобанов-Ростовский (1788—1866) — сын крупного сановника Якова Лобанова-Ростовского, старший брат генерал-лейтенанта Алексея Яковлевича. Наследник солидного состояния своих родителей, князь Лобанов в 1811 году преумножил его браком с одной из самых богатых невест России, дочерью графа Ильи Андреевича Безбородко — Клеопатрой Ильиничной (1791—1840).

Наибольшую известность Лобанов-Ростовский приобрёл как основатель и первый командор Императорского Российского яхт-клуба. Князь также увлекался историей и коллекционированием редких предметов, многие из которых оказались полезными в научном отношении. Потомства у князя не осталось, единственная дочь Анна умерла в младенчестве. Похоронен на Лазаревом кладбище Александро-Невской лавры.

Дом Александра Яковлевича Лобанова-Ростовского, построенный автором Исаакиевского собора, целиком занимает треугольный квартал и представляет собой величественное сооружение, играющее важную роль в оформлении Исаакиевской площади.

Фасады здания, обращенные на Адмиралтейский проспект и Исаакиевскую площадь, украшены пышными восьмиколонными коринфскими портиками. По сторонам от широкой лестницы со стороны Адмиралтейского проспекта установлены два льва из белого каррарского мрамора, выполненные скульптором Паоло Трискорни в 1810-х гг.

Именно на одном из этих львов в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник», спасался от наводнения Евгений:
«….На площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный,
Евгений…»

В 1827 году дом Лобанова-Ростовского был передан в ведение Военного министерства, которое располагалось здесь до 1917 года. Для размещения военного ведомства потребовалась внутренняя перестройка, выполненная в 1829 году под руководством архитектора Э. Х. Анерта. В результате этих работ от первоначальной отделки особняка, выполненной по эскизам Монферрана, сохранилось не многое.

В советское время в бывшем особняке князя Лобанова-Ростовского размещались общежитие, школа и проектный институт, также не благоприятно повлиявшие на исторические интерьеры здания. Ныне особый интерес в интерьерах представляют вестибюль и главная лестница.

В 2002 году особняк был передан в Управление делами президента. Первоначально планировалось приспособить здания для переезжавшего в Петербург Конституционного суда, но позднее было решено разместить здесь гостиницу.

Литература и источники

1. Архитектурный путеводитель по Ленинграду. А. А. Боровков и др. Москва: Стройиздат, 1971. - С. 53.

В Москве всё чаще и чаще для посетителей открываются двери старинных особняков и усадеб. В них по сей день находятся различные организации и конторы, но тем не менее, арендаторы и владельцы осознают историческую значимость собственности и предоставляют возможность москвичам взглянуть на исторические интерьеры.

Дом Лобанова-Ростовского в Москве

Один из таких особняков, который, по особой договорённости, можно посетить – дом 43, стр. 1 на Мясницкой. Это особняк начала XVIII века. В старой Москве этот дворец называли «домом цвета утренней зари».

Не правда ли, очень романтично?
В краеведческих же источниках за особняком закрепилось название – дом Лобанова-Ростовского. Но князь Александр Иванович был далеко не первым и отнюдь не последним владельцем усадьбы на Мясницкой. И жил он там не дольше других хозяев. Воистину, имена не выбирают. Памятная табличка на здании не даёт ошибиться – дом А.И.Лобанова-Ростовского.

Хоть на памятной доске гордо красуется имя архитектора Ф.Кампорези, историки не спешат быть столь безапелляционными. Знак вопроса с имени автора перестройки ещё не снят, есть версии, приписывающие проект Матвею Фёдоровичу (М.Ф.Казакову), тем более, что он перестраивал дом напротив, знаменитую усадьбу Барышникова-Бегичева.


Дом Барышникова-Бегичева на Мясницкой. арх.М.Ф.Казаков

Дом Лобанова-Ростовского. Архитектура

Рассмотрим внимательнее особняк Лобанова-Ростовского. Здание, несомненно, несёт классицистические черты. Но здесь классическая архитектура явно отступает от устоявшихся традиций. Вытянутый вдоль улицы фасад разделён на пять ризалитов. Центральный фасад выделен коринфским портиком. Колонны стоят почти на земле, что несколько утяжеляет фасад.


Они несут массивный аттик, разорванный полукруглым окном мезонина.


Центральная часть дома очень напоминает триумфальную арку. Боковые ризалиты увенчаны обычным треугольным аттиком, выделены ионическим портиком в виде пилястр.




Фасад украшен лепным декором – розетками на центральном аттике,


коринфскими капителями колонн и ионическими – пилястр,




полуциркульным навершием над окном.


Со стороны улицы дом кажется прямоугольным. На самом деле он выстроен покоем, два боковых крыла выходят во двор. Прилагаю план строения.


На плане можно видеть, что курдонер усадьбы предусматривался с противоположной фасаду стороне.
С обратной стороны дома центр фасада выделен белым ризалитом с огромными окнами первого и второго этажей. Этот объём выглядит минимум на 50 лет моложе основного. Тем не менее это неотъемлемая часть дворца.


Слева хорошо видно, как дом увеличивался в размерах: неоштукатуренная часть старая, а поздняя пристройка выделена розовой краской.


Окна второго этажа в старой части заложены кирпичем, из чего следует, что менялось и назначение внутренних покоев.

Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер. Прихожая

Теперь войдём внутрь. Самое первое помещение дома Лобанова-Ростовского – небольшая светлая приёмная. Высота потолков явно не соответствует возможностям дома.


Развитый карниз, опирающийся на колонны, увеличивает высоту приемной.


Вероятно, что целью архитектурной игры мастера был контраст низкой неприметной приёмной и торжественной парадной лестницы. Свидетельствую, трюк удался! Ни в каком другом особняке мне так сильно не хотелось взлететь по лестнице вверх!


Но нам предлагают взглянуть на технический этаж дома.

Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер. Цокольный этаж

Цокольный этаж особняка ныне служит техническим целям. Здесь устроена бойлерная, проложены коммуникации. Судя по архитектуре помещения, в начале XVIII века здесь всё было совершенно по-другому.

Во-первых, едва ли не в каждом закутке видны заложенные проёмы окон.




Есть и дверь, которая вела в погреб (на фото слева, проём, затянутый серой тканью).


В некоторых помещениях видны нервюры сводов. Кое-где сохранилась кирпичная и белокаменная кладка. Местами она оштукатурена и выкрашена краской, но это, полагаю, противогрибковая защита.


Интересно рассматривать древние своды потолков, узкие проходы. Маловероятно, что в нижней части дома располагались покои владельцев. Скорее всего, как и теперь, его использовали для служебных нужд, в качестве складских помещений. Ведь первым хозяином дома был купец гостиной сотни Федор Козмин. Есть сведения, что в 1701 году он выложил за участок 130 целковых. Фёдор Козмин не только соорудил каменные палаты, но и обустроил усадьбу – вырыл пруд, разбил сад, построил надворные службы. Полагаю, что толстая кирпичная кладка цокольного этажа – напоминание о торговых делах первого хозяина – Фёдора Козмина.

Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер. Парадная лестница

Из глубины веков (в прямом и переносном смысле) мы возвращаемся ко входу. Теперь можно рассмотреть парадную прихожую. Лестничный пролёт великолепно освещается окном.
Но в наших широтах не приходится надеяться на дневной свет. В центре потолка красуется большая хрустальная люстра, самое броское украшение парадной лестницы.


Наверху мы попадаем на полукруглую площадку с балюстрадой.


Напольная плитка контрастирует со светлой отделкой помещения. Наборные узоры ярко напомнили .


На экскурсии нам не сказали, откуда современные реставраторы черпали сведения о внутреннем облике помещения. По остаткам отделки? Из архивных сведений? Опирались на интерьеры других особняков? Извлекали примеры из истории архитектуры? Тем не менее, отделка пола плиткой вполне в духе времени, не брезговали лучшие дворянские фамилии Российской Империи.


Рассмотрим некоторые детали потолочного декора. Лепнина в основании люстры.


Лепные карнизы и капители полуколонн.


Люстра в полукруглом плафоне потолка.


Теперь перейдём дальше.

Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер. Парадная столовая

Небольшое помещение, отделяющее лестницу от парадной столовой мне совсем не запомнилось, снимки не сделала. Там разместилась неброская приёмная с современной мебелью. Всё внимание – на огромный зал с П-образным столом.


Светлый, с рядом огромных окон.


С тяжёлыми (на вид) портьерами

и замысловатоым картушем, шитым золотными нитями.


Пилястры и карнизы стен отделаны бледно-розовым искусственным мрамором «мясного» цвета.



Отмечу, что искусственный мрамор в былые времена ценился наравне с натуральным и стоил недёшево.

В верхний части пространства между пилястраи украшены полуциркульными вставками с барельефами на тему античной мифологии. Они чередуются. В одних арках видим двух сфинксов и две женские фигуры.


На других – два козлорогих крылатых существа принимают грозди винограда от двух полуобнажённых сатиресс.


О внешнем виде парадной столовой мы можем судить по сохранившейся картине Николая Ивановича Подключникова – «Живописная мастерская в Московском училище живописи ваяния и зодчества». Картина написана в 1830-м году, хранится в собрании Государственного Русского музея.

Здесь уместно напомнить о самом коротком периоде истории особняка А.И.Лобанова-Ростовского – с 1825 по 1826-ой год. Всего один год оно принадлежало строгановской школе подготовки художников прикладного и декоративного искусства.

Таким образом, художественная школа разделяет время владения домом А.И.Лобановым-Ростовским от принадлежности его Алексею Федоровичу Малиновскому. Он купил усадьбу в 1826-м году.

К истории владельцев вернёмся чуть позже, предлагаю рассмотреть некоторые детали интерьера. Лепнина фриза.


Массивные подпорки столов украшены позолоченным орнаментом.


Современная мебель удачно стилизована в соответствии с классицистическим внутренним убранством зала,




идеально гармонирует с цветом искусственного мрамора.


Сохранилась старая печь.

Маловероятно, что такое огромное помещение обогревалось лишь одной печью. Предположу, что Московскому союзу потребительских обществ (МоСПО) старинные печи были ни к чему. Но в действительности их было больше, если внимательно присмотреться с фотографиями, то заметна кафельная плитка второй печи.

Перед тем, как перейти в соседний зал, посмотрим на люстры. Они не столь массивны, как в других покоях дворца.



Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер. Танцевальная зала

Последнее из немногих помещений, доступных для осмотра – танцевальная зала.


Сравнивая размеры парадной столовой и танцевальной залы, на ум приходит мысль, что огромная светлая столовая гораздо больше подходит для танцевальной залы. Но полукруглая ниша и хоры второго уровня для музыкантов не дают ошибиться.


Всё верно, в этой части дома могли проходить и танцевальные, и музыкальные, и театральные вечера.

Конечно, современная меблировка совсем не соответствует его прежнему назначению, но неплохо вписывается в статус и стиль зала.




А портьеры на окнах очень даже соответствуют.


Также, как и люстры.



Дом Лобановых-Ростовских. Немного истории

В пожар эта часть Москвы уцелела. Но дворец А.И.Лобанова-Ростовского пострадал не от огня, а от мародёров, особняк разграбили французы.
Среди прославленных посетителей дома назову, в первую очередь, Александра Сергеевича Пушкина. Он был в дружеских отношениях с Александром Фёдоровичем Малиновским.
А.Ф.Малиновский, археограф, заведующий архивом Коллегии иностранных дел, почётный член Оружейной палаты, был братом первого директора Царскосельского Лицея Василия Фёдоровича Малиновского. В.Ф.Малиновский, которого очень любил великий поэт, умер в 1814 году. Во время похорон брата, Алексей Федорович познакомился с Александром Сергеевичем Пушкиным. Спустя 15 лет, супруга Алексея Фёдоровича Анна Петровна урождённая Исленьева, племянница и воспитанница Е.Р.Дашковой, немало поспособствовала Пушкину в устройстве свадьбы с Н.Н.Гончаровой. Анна Петровна была подругой Н.И.Гончаровой и, по просьбе Пушкина, говорила с Натальей Ивановной о будущем браке её дочери. Она же была посажённой матерью со стороны невесты на свадьбе Пушкина и Натали.

Среди владельцев дома числятся Татищевы и Панины.

Интересно, что одно время домом владели братья Бутеноп. Москвичи помнят, что именно их фирма переделала кремлёвские куранты. По сей день на Спасской башне Кремля мы видим тот самый циферблат братьев Бутеноп 1851-го года.

А могли ли владельцы особняка оставить свой дом без часов? Одно время на крыше мезонина красовалась башенка со звоном, узнать время жители Мясницкой могли по часам Бутеноп, их установили в арке мезонина.
В начале ХХ века дворец Лобанова-Ростовского чудом избежал сноса. Мясницкую собирались застроить доходными домами. Но проектам помешала Первая Мировая война.

Дом Лобановых-Ростовских. Современная жизнь

сейчас напишу, сами напросились

В Санкт-Петербурге завершается скандальная реконструкция Дома со львами на Адмиралтейском проспекте, 12. Весной 2012 года с трехлетней задержкой откроется гостиница Four Seasons, сейчас начался процесс передачи помещений отелю. Эксперты единодушны во мнении: это пример того, как нельзя поступать с памятниками архитектуры.

Официально работы именуются «приспособлением здания для современного использования», хотя специалисты называют их грубой реконструкцией. Питерские градозащитники особо подчеркивали, что девелоперы без особых заслонов со стороны Росохранкультуры вершили судьбу одного из самых знаменитых зданий города, упомянутого даже в весной пушкинской поэмы «Медный всадник».

Собственник дома Лобанова-Ростовского, он же Дом со львами, — управление делами президента РФ. Целевым назначением в 2008 году ведомство передало памятник ЗАО «Тристар инвестмент холдингс» под реконструкцию. Участники рынка уверены, что проект был отдан именно этой компании, так как она близка к Андрею Якунину, сыну президента РЖД и друга Путина Владимира Якунина. Сегодня Андрей Якунин занимает пост председателя совета директоров «Тристар инвестмент холдингс».

Александр Марголис, сопредседатель городского отделения Всероссийского общества охраны памятников, считает, что реконструкция Дома со львами — едва ли не самое громкое преступление по отношению к истории Петербурга.

«Это грубейшее нарушение действующего законодательства в сфере охраны исторического наследия. Дом Лобанова-Ростовского — федеральный памятник в самом центре объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, где ни о каких реконструкциях не могло быть и речи — такое здание может только реставрироваться», — заявил корреспонденту «Карповки» сегодня Александр Марголис.

Он напомнил, что инвесторы снесли исторический флигель во дворе, спроектированный, как и все здание, архитектором Огюстом Монферраном. Это недопустимо, поскольку является «прямым и однозначным нарушением», считает наш собеседник. Господин Марголис обратил внимание, что незначительные штрафные санкции, которые применялись к застройщику, «абсолютно несоизмеримы» с вредом от реконструкции.

«Это яркий пример того, как нельзя поступать с памятниками архитектуры, тем более такого ранга», — заявил сегодня корреспонденту «Карповки» член совета по сохранению культурного наследия замдиректора института «Спецпроектреставрация» Михаил Мильчик. Сейчас отельеры возносят строителей за качественную реставрацию, в том числе парадной лестницы, но не стоит верить им на слово. В здании, обратил внимание господин Мильчик, были выделены несколько зон, в которых шла реставрация по проекту архитектора Рафаэля Даянова; значительную же часть отдали под реконструкцию.

Еще одно нарушение — строительство мансарды, которая оказалась выше оригинальной кровли на 18 сантиметров. Изначально она предполагалась еще выше — 80-сантиметровой, но под давлением общественности «Тристар инвестмент холдингс» решил пойти на понижение. Тем не менее и сейчас надстройка отчетливо видна.

«Это нарушает традиционный облик памятника. И вообще такого рода мансарды для памятника высокого классицизма не характерны, а следовательно, не допустимы. Против мансарды единогласно высказались члены совета по сохранению культурного наследия, но, несмотря на это, эта мансарда была сделана», — говорит Михаил Мильчик.

Правда, у организаторов реконструкции иной взгляд на ситуацию. «Это выдающийся, уникальный проект, и именно так к нему относятся и девелопер, и финансовый партнер, и собственник», — отметил основатель сети Four Seasons Hotels & Resorts Исадор Шарп. По словам управляющего делами президента Владимира Кожина, «воссоздание Дома со львами — это отличный пример успешной реализации проекта, когда инвесторы, девелопер и их партнеры придают правильное и необходимое значение сохранению культурного наследия и исторического облика города».

Главный архитектор проекта — руководитель собственной мастерской Евгений Герасимов. Дизайном помещений занимались калифорнийская компания Cheryl Rowley и японская студия Spin Design Studio. Сам отель Four Seasons будет рассчитан на 183 номера. Общая площадь гостиницы составляет 24,3 тыс. кв. метров.

Добавим, по некоторым данным, это не единственный проект Андрея Якунина в Петербурге. С его именем связывают реконструкцию Никольского рынка на Садовой улице, 62. Собственник здания — ЗАО «Никольские ряды», как ожидается, планирует разместить там преимущественно гостиничные и офисные помещения, причем также по проекту Евгения Герасимова.

Правда, в том случае девелоперы согласились с мнение общественности, резко протестовавшей против главного элемента — стеклянного купола над двором, и отказались от него. Однако пока «Никольские ряды» по-прежнему настаивают на застройке внутреннего пространства рынка, что также недопустимо, считают эксперты.

Дмитрий Ратников
Фото Дениса Панова