В середине 1820-х годов началась реконструкция Мытищинского водопровода, открыли Алексеевскую водокачку, а на верхнем этаже Сухаревой башни разместили чугунные резервуары. Из них воду направляли к водоразборным фонтанам на крупнейших московских площадях. В 1828 году их решили украсить, и поручили это скульптору Витали.

Водоразборный фонтан на Театральной площади открыли в 1835 году.

В XIX веке возле него с утра до вечера выстраивались очереди водовозов и водоносов. Здесь же поили лошадей.

С развитием водоснабжения Москвы фонтан Витали утратил утилитарное значение и стал скульптурным памятником. Его украшают фигуры путти - символы поэзии, трагедии, комедии и музыки.

Говорят, что... ...с фонтана начался творческий путь Витали. Отец будущего скульптора как-то привел сына в мастерскую петербургского литейщика В.П. Екимова. Тот отливал статуи для Петергофа, и двенадцатилетний мальчик застал скульптора за чеканкой бронзовых «Тритонов» для фонтана «Нептун». Вернувшись домой, Витали повторил увиденное с таким мастерством, что мраморщик Августино Трискорни взял его в ученики.
...фонтан Витали одним из первых в Москве получил зимнюю светодиодную подсветку.
...под фонтаном находится вход в секретное Метро-2 .

Петровский фонтан на южном сквере Театральной площади - самый старый из сохранившихся фонтанов Москвы – был создан в 1835 году скульптором Иваном Петровичем Витали на месте водоразборного бассейна, питавшегося от Мытищинского водопровода. Название фонтану дано по старому названию площади - Петровская. В XIX веке фонтан служил не только для украшения площади, но был и утилитарным сооружением -- водоразборным фонтаном. Возле него с утра до вечера выстраивались очереди водовозов и водоносов, здесь же поили лошадей.

С развитием городского водопровода творение И. Витали осталось украшением и интересным памятником московской старины.

Фонтан представляет собой скульптурную композицию из четырех ангелочков-путти, которые символизируют музыку, поэзию, комедию и трагедию. Над скульптурами находится чаша, из которой идут струи воды. Несмотря на то, что официальное название фонтана - Петровский, среди москвичей он больше известен как «фонтан Витали».

Этот фонтан одним из первых в Москве получил зимнюю светодиодную подсветку. Согласно городской легенде под фонтаном находится вход в секретное Метро-2.

Джованни (Иван Петрович) Витали родился в 1794 г. в Петербурге, в семье итальянского скульптора-формовщика Пьетро Витали. Учился изобразительному искусству у отца. Затем с 1806 по 1818 г. занимался в качестве вольноприходящего ученика в петербургской Академии художеств. Итальянец по происхождению, он воспитанием, языком, сюжетом своих произведений принадлежал России. Не получив систематического образования, он учился у скульпторов Трискони и И.Т.Тимофеева, ученика Мартоса. С 1818 жил в Москве, где работал в собственной мастерской. Полной зрелости дарование Витали достигло в 1830-е годы, когда за бюст Карла Брюллова Витали получил звание свободного художника. В 1840 году Витали получил звание академика. С 1842 - профессор петербургской Академии художеств. Скончался в Петербурге 5(17) июля 1855 г.

История фонтана Витали - старейшего фонтана в Москве - оказалась более интересной и запутанной, чем я рассчитывала, когда узнала, что позорно спутала его с новодельным фонтаном у Большого театра. Поэтому рассказывать ее начну издалека.
Первый водопровод, с помощью которого вода из Мытищ попадала в Москву по кирпичной галерее, был открыт в 1804 году. Заканчивался он водоразборными фонтанами на Трубной, Сухаревской и Каланчевской площадях.
С годами в Москву поступало по нему все меньше воды, и в 1826 году был составлен проект нового водопровода, который использовал старую галерею. Вода подавалась по чугунному водоводу в специально устроенный резервуар Сухаревой башни. Отсюда вода подводилась к пяти фонтанам: на Сухаревской, Лубянской, Театральной, Манежной и Варварской площадях. Вот эти пять фонтанов и было предложено оформить Ивану (Джованни) Витали

Витали родился в 1794 г. в Петербурге, в семье итальянского скульптора-формовщика. Согласно легенде, именно с фонтана он начал свою карьеру. Отец будущего скульптора как-то привел сына в мастерскую, где отливали статуи для фонтанов Петергофа. Двенадцатилетний мальчик, вернувшись домой, повторил виденное с таким мастерством, что заметивший это мраморщик Августино Трискорни предложил взять его в ученики.

Шереметевский фонтан (Сухаревская площадь) был установлен в сентябре 1831 года перед зданием Шереметевского странноприимного дома. Это был единственный московский фонтан, выполненный из чугуна; был покрыт краской «под бронзу». Варварский фонтан снаружи окружали два ряда чугунных ступеней; в середине чугунного круглого бассейна находился фигурный пьедестал с тремя изливавшими воду рожками. Воскресенский фонтан на Манежной остался без украшения.
Никольский фонтан представлял собой четыре фигуры мальчиков, олицетворявших русские реки Волгу, Днепр, Дон и Неву, которые поддерживали большую чашу из красного гранита. Кроме того, малую чашу поддерживала группа из трёх бронзовых орлов — эта часть фонтана ныне утрачена. Рядом с Никольскими воротами Китай-города на Лубянской площади фонтан простоял до её реконструкции в 1935 году и был перенесён к зданию Президиума Академии наук СССР (Ленинский проспект, 14), где стоит за забором, за который по имеющимся данным, можно проникнуть в рабочее время в будни. Но я снимала в выходной из-за забора, поэтому фото неважное.

Самая лучшая участь ждала Петровский фонтан на Театральной площади, созданный в 1835 году. Он представляет собой скульптурную композицию из четырех амуров, символизирующих музыку, поэзию, комедию и трагедию. В нижней части были специальные отверстия, через которые можно было поить лошадей.
Со временем фонтан утратил водозаборную функцию, потом перестал работать. Он был восстановлен в 1995 году, огорожен заборчиком, к котором есть калитка - проход к фонтану.

Согласно еще одной легенде, под фонтаном находится вход в "Метро-2"

Некоторая путаница связана с расположением фонтана: в большинстве источников указано, что он находится на Театральной площади (отсюда моя ошибка), в других - на площади Революции. То есть, принадлежность скверика к той или иной площади неочевидна. А сквер этот больше известен памятником Карлу Марксу (1961, Л.Кербель); памятник "маскирует" фонтан, который из-за него не очень хорошо заметен.

А несомненная площадь Революции представляет собой расширенный вариант площадки перед выходом из метро (см. верхнее фото). Фрагмент Китайгородской стены

Декоративные фонтаны были когда-то большой роскошью, их могли себе позволить только люди богатые и состоятельные, поэтому первые подобные сооружения имелись в Москве на территориях дворцов и усадеб. А городские фонтаны несли функцию исключительно утилитарную — они были частью городского водопровода. В начале XIX века проводить трубы в каждый дом, конечно, никому и в голову не приходило, зато на площадях имелись объёмные резервуары, подключённые к Мытищинскому водопроводу (именно оттуда бежала вода в столицу). Водовозы брали из фонтанов воду, а извозчики поили лошадей.

Первый фонтан появился на Трубной площади, неподалёку от Рождественского монастыря, со временем водоразборных сооружений появлялось всё больше. В середине XIX века московский водопровод потребовал значительной реконструкции: кирпичные водоводы во многих местах обвалились, и ключевая вода смешивалась с грунтовой, что не лучшим образом сказывалось на её качестве. Во время ремонта водопровода была построена новая водокачка, резервуар в Сухаревской башне и несколько дополнительных водоразборных фонтанов, из которых жители могли брать воду. Они появились на Тверской, Серпуховской, Калужской и Арбатской площадях, у дома Пашкова, на Зацепе, на Полянке и Пятницкой улице. Мало того, что эти сооружения были исключительно полезны и необходимы — они стали ещё и частью городского ландшафта.

Пригодится воды напиться

Самый старый из сохранившихся московских фонтанов работает по сей день — это так называемый «фонтан Витали» на Театральной площади, в сквере напротив Большого театра, прямо за «спиной» у памятника Карлу Марксу . Сооружение названо так по имени его создателя, скульптора Ивана Витали , хотя официально фонтан назывался Петровским.

Да и скульптора звали вовсе не Иваном, а Джованни. Мастер был не местный, а из Петербурга, родился там в семье итальянского скульптора-формовщика. Говорят, что однажды в детстве он с отцом посетил мастерскую, где в тот момент литейщик изготавливал статуи для фонтанов Петергофа — бронзовых Тритонов для фонтана «Нептун». Мальчик был так впечатлён увиденным, что все вопросы относительно его дальнейшей судьбы и карьеры разом отпали.

Фонтан «Нептун». Группа установлена в 1799 году. Создана в Германии в 1650-1658 годах скульпторами Х. Риттером и Г. Швейцером. Верхний сад. Петродворец. Фото: РИА Новости / Б.Манушин

В двадцатые годы XIX века в Москве появились пять новых фонтанов. Расположить их решили — для удобства пользователей — на площадях: Сухаревской, Театральной, Варварской (ныне Славянская), Манежной и Лубянской. Оформление водоразборов было поручено русскому итальянцу Витали, и чтобы сделал непременно красиво!

Мастер выполнил заказ отлично. Чугунный фонтан, крашенный под «бронзу», появился в 1831 году на Сухаревке аккурат напротив Шереметевского странноприимного дома (ныне НИИ имени Склифосовского). Воскресенский фонтан на Манежной площади оказался самым скромным в декоративном отношении, ему не досталось ни скульптур, ни цветочков с завитушками. А вот фонтан на Варварке был хорош: круглый бассейн окружён двумя рядами ступеней, в центре — затейливый пьедестал с тремя рожками, из которых лилась вода.

Фонтан на Лубянке, рядом с Никольскими воротами Китай-города, стал своего рода метафорой. Четыре скульптуры мальчиков, поддерживавшие большую центральную гранитную чашу, олицетворяли великие русские реки Волгу, Дон, Днепр и Неву. Три бронзовых орла держали ещё и малую чашу, но эта часть фонтана до нынешнего времени не сохранилась. Сооружение простояло на своём месте до 1935 года, пока площадь не начали реконструировать, и тогда фонтан был перенесён на Ленинский проспект к зданию Академии наук (Ленинский проспект, 14), где благополучно стоит и поныне. А в центре площади вместо фонтана воздвигли «железного Феликса».

Как в воду глядели

Самым старым фонтаном столицы, сохранившим своё местоположение, считается пятый фонтан работы Джованни Витали, находящийся на Театральной площади и созданный в 1835 году. Правда, от улицы его закрыл своей широкой гранитной спиной Маркс, однако маленький сквер со старинным фонтаном от этого стал ещё уютнее.

Водную чашу фонтана держат на руках четыре крылатых ангелочка, олицетворяющие четыре вида искусства — музыку, поэзию, комедию и трагедию. В нижней части бассейна предусмотрены особые ниши, из которых удобно поить лошадей.

Старинный фонтан долгие годы простоял без дела, в 1995 году был восстановлен и сегодня снова радует москвичей звонкой песней воды.

В книге «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина», выпущенной в 1934 году и посвящённой истории водоснабжения столицы, есть такие строки: «В старой Москве было два фонтана — на Лубянке и на Театральной площади. В новой Москве будут бить сотни фонтанов».