Воронцовский дворец – одна из основных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Расположен дворец на территории усадьбы, принадлежащей графу Воронцову Михаилу Илларионовичу. Дворцовый переворот 1741 года (в котором принимал активное участие Воронцов) возводит императрицу Елизавету на российский престол. Елизавета Петровна не преминула отблагодарить Михаила Илларионовича за заслуги, присвоив ему генеральское звание.

Проектирование и строительство дворца велось Ф.Б. Растрелли – русским архитектором, итальянцем по происхождению. Расположена усадьба между Фонтанкой и Садовой улицей в юго-западном направлении и занимает значительную территорию. Фасад дворца отделен от улицы оградой, являющейся образцом художественного литья. За оградой раскинулся обширный дворец с главным корпусом и симметричными двухэтажными флигелями, вынесенными вперед. В глубине двора расположен трехэтажный главный корпус, вдали от городского шума. Для украшения главного фасада Растрелли использует сдвоенные рустованные колонны, над которыми располагается балкон. Арочные окна на первом этаже обрамлены декоративными наличниками. Парадный зал находится на втором этаже.

Впечатление торжественности и пышности дворца, присущее стилю барокко, создается в первый миг, едва входящий попадает в усадьбу. По свидетельству современников, ослепительной роскошью отличалось внутреннее содержание пятидесяти парадных залов, располагавшихся вдоль главного фасада. К сожалению, внутренний интерьер зданий не сохранился до наших дней. Сад, который был расположен позади главного корпуса, украшали многочисленные фонтаны, ухоженные аллеи, бассейны и другие «прихоти». В саду, простиравшемуся до Фонтанки, можно было наблюдать фейерверки, непременно сопровождавшие гуляния в Аничковом саду.

В 1817 году по проекту Карла Росси сад был укорочен. Открытая терраса, располагавшаяся над одноэтажным корпусом, открывала прекрасный вид на реку. В центральной части дворца находился большой двусветный зал. В одном из залов была размещена библиотека М.И. Воронцова, по праву считавшаяся лучшей в Петербурге. Строительство дворца требовало не малых вложений. А проведение регулярных балов и приемов привело к тому, что финансовое положение М.И. Воронцова более не позволяло тратиться на его содержание.

В 1763 г. дворец был передан в казну за долги. При правлении Павла I дворец был переименован в замок мальтийских рыцарей и был передан Мальтийскому Ордену. Это связано с тем, что император Павел в 1798 избирается магистром Мальтийского ордена, и его резиденцией становится бывший Воронцовский дворец. Герб ордена – белый мальтийский крест – был установлен над воротами. По проекту Д. Кваренги в 1798 году начинается строительство католической капеллы ордена, в которой проходили собрания ордена мальтийских рыцарей. В левом крыле была построена православная церковь.

При Александре I усадьба со всем её имуществом переходит в распоряжение государства и вскоре в ней размещается Пажеский корпус. Пажеский корпус готовил офицеров гвардии, на втором этаже располагались спальни кадетов.

Октябрьская революция привела к закрытию Пажеского корпуса. В начале 1920-х годов на территории Воронцовского дворца располагаются военные учебные заведения. В 1928 году часть предметов была отдана в музеи Ленинграда. С 1958 года здание отдано Суворовскому училищу.

В 2003 году в честь юбилея Санкт-Петербурга была проведена реставрация интерьера Мальтийской капеллы. Сегодня в капелле проводятся экскурсии, вечера органной музыки, открыт музей по истории кадетства.

А у нас продолжается викторина Золотое руно 2017, и сейчас у нас вопрос - В архитектурный комплекс этого дворца входит католическая часовня.

Варианты ответа:

A) Строгановский
B) Таврический
C) Воронцовский
D) Аничков

Правильный ответ на вопрос - C) Воронцовский

Католическая часовня входит в комплекс Воронцовского дворца Санкт-Петербурга. Построенный по проекту знаменитого Растрелли, отличается изысканной архитектурой.

Воронцовский дворец за долги отошел к казне во второй половине 18 века. Павел приняв шефство над Мальтийским Орденом, передал его рыцарям. В Ордене были как католики, так и православные. Для католиков была построена отдельная Католическая Капелла. Для православных рыцарей Храмом служила домовая церковь. А Мальтийский Крест как символ Ордена.
Хотя по сути, виды креста это уже человеческая фантазия. Православный, Католический, Мальтийский - не суть. Христиане поклоняются не форме Креста и даже не самому Кресту - а силе распятого на кресте Христа.

Воронцовский дворец.

Воронцовский дворец - дворец в центральной части Санкт-Петербурга, располагающийся на Садовой улице напротив Гостиного двора. Возведён архитектором графом Бартоломео Франческо Растрелли в 1749-1757 годах для канцлера Михаила Илларионовича Воронцова. Дворец отличается богатым, нарядным декором фасадов и пышной отделкой интерьеров. Во дворце более 50 парадных залов и помещений. Дворец украшают лепнина, золочёная резьба и другие элементы, характерные для стиля барокко.

Воронцовский дворец - главное сооружение на территории усадьбы графа Михаила Илларионовича Воронцова, знатного вельможи, государственного канцлера, участника дворцового переворота 1741 года, приведшего к власти императрицу Елизавету Петровну.

Строительство дворца велось по проекту придворного архитектора Елизаветы Петровны - Федерико Бартоломео Растрелли в период с 1749 по 1757 год.

Усадьба занимала обширную территорию между Садовой улицей и рекой Фонтанкой. Нарушив традиции городского усадебного строительства, Растрелли разместил дворец не у реки, а ближе к Садовой, отделив от неё здание оградой художественной работы.

Граница обширного двора-сада, раскинувшегося за оградой, сформирована главным корпусом дворца и его боковыми флигелями. Подобная планировка буквой "П", в России издавна называлась "покоем".

Главный трёхэтажный корпус с четырёхугольным в плане двором расположен в глубине усадьбы. Два симметричных двухэтажных флигеля вынесены вперёд и поставлены по красной линии улицы. Центральная часть главного фасада декорирована сдвоенными колоннами и пилястрами, окна оформлены декоративными наличниками.

Дворец был построен в стиле пышного и нарядного барокко. Как известно, Растрелли был мастером этого стиля, достигшего своего расцвета в русской архитектуре во времена правления Елизаветы Петровны. Об этом свидетельствуют такие названия этого стиля середины XVIII века, как "Растреллиевское барокко" и "Елизаветинское барокко".

Позади главного корпуса был разбит регулярный сад, простиравшийся до Фонтанки, с многочисленными бассейнами, фонтанами, аллеями подстриженных деревьев, и другими "затеями".

Над одноэтажным корпусом, выходящим в парк, была устроена открытая терраса с видом на реку. Отсюда открывался прекрасный вид на фейерверки, устраивавшиеся в Аничковом саду. Роскошью отличались и интерьеры, оформленные так же в традициях барокко. Пятьдесят парадных залов размещались по анфиладному принципу вдоль главного фасада и в боковых корпусах. В центральной части Воронцовского дворца был расположен большой двусветный зал, в другом просторном зале помещалась библиотека Воронцова, тогда одна из лучших в Санкт-Петербурге.

В 1763 году М. И. Воронцов вынужден был уступить дворец казне в счёт долгов за 217.600 рублей, так как строительство требовало огромных вложений.

После вступления на престол императора Павла I в конце 1790-х годов дворец был передан Мальтийскому Ордену, здесь же разместился капитул российских орденов. Бывший Воронцовский дворец было велено называть "Замком мальтийских рыцарей". Над решётчатыми воротами дворца укрепили орденский герб: на красном фоне белый мальтийский крест с четырьмя раздваивающимися лучами.


На территории усадьбы были построены два храма - православная церковь и католическая капелла ордена мальтийских рыцарей (архитектор Джакомо Кваренги).


Позднее в дворце разместился Пажеский корпус. Для нужд этого учебного заведения, которое размещалось во дворце с 1810 по 1918 годы, в 1827 году помещения были перестроены по проекту архитектора Александра Егоровича Штауберта; тогда же была утрачена прежняя барочная отделка интерьеров.

Сегодня в Мальтийской капелле проходят концерты органной музыки. Хорошо сохранилась отделка интерьеров капеллы - колоннада коринфского ордера, роспись, лепное убранство стен, облицованных искусственным мрамором. Реставрация капеллы проводилась в 1927 году архитектором Н. П. Никитиным.

После революции здесь разместилась Первая Петроградская Пехотная школа командного состава РККА, на базе которой в 1937 году было образовано Ленинградское Пехотное училище им. С. М. Кирова. В 1958 году здание полностью было отдано Суворовскому военному училищу.


Одно из интереснейших зданий в Петербурге — это Мальтийская католическая капелла, скрытая от глаз горожан и туристов за фасадом Суворовского училища.

Как появилась Мальтийская капелла в Петербурге

К концу восемнадцатого столетия Российский флот стал главной угрозой флоту Оттоманской империи. Это привело к сближению Мальтийского ордена с русским царем. В 1797 году Павел I организовывает на территории Российской империи новое главное приорство ордена. Госпитальеры нуждались в покровителе, поскольку их изгнал с Мальты Наполеон.

Император Павел очень благоволил к мальтийцам. На территории России он предоставил членам Ордена «все те отличия, преимущества и почести, коими знаменитый Орден пользуется в других местах». Было организовано три командорства, руководитель Главного Приорства в России был введен в состав Государственного Совета. Всячески поощрялось вступление в него русских дворян.

В 1799 году командорским крестом император Павел пожаловал полководца Александра Суворова. Госпитальеры открывают в Санкт-Петербурге Пажеский корпус, который выпустил немало военачальников. Пажеский корпус впоследствии стал Суворовским училищем. Именно тогда на территории военного училища появляется католическая (Мальтийская) капелла.

Однако, заигрывание Павла с католической церковью, его сближение с Римом не нравилось РПЦ (Российской православной церкви) и вся политика императора в отношении иностранного религиозного ордена явилась еще одной, среди множества других, причиной убийства его в Михайловском Замке в Петербурге в ночь на 13 марта 1801 года.

Новый император Александр I в первые же месяцы своего правления (1 августа 1801 года) отказался от титула гроссмейстера Ордена и повелел убрать мальтийский крест с государственного герба.

Однако в Петербурге остались и Пажеский корпус (сейчас с здании базируется Суворовское училище) и Мальтийская капелла. В последнее время она служила как концертный зал. Так что для того чтобы посмотреть на это, необычное для наших широт здание, нужно купить билет на концерт.

p.s. К сожалению, в настоящее время капелла на ремонте и концерты не идут. Но экскурсии проводят. Официальный сайт капеллы:

Алупкинский дворец, шедевр архитектуры романтизма, строили почти 20 лет, с 1828 по 1848 год, по заказу могущественного генерал-губернатора Новороссийского края, аристократа и англомана графа Михаила Семеновича Воронцова. Граф самолично выбрал место для своей крымской резиденции на живописном каменном мысу у подножья горы Ай-Петри в малоизвестном татарском селе Алупка. Органично вписать здание дворца в окружающий ландшафт удалось англичанину Эдварду Блору - автору замка Вальтера Скотта в Шотландии, придворному архитектору британской короны. В архитектуре Воронцовского дворца Блор соединил разные стили - английский, неомавританский и готику, отдав должное светской моде того времени на романы Вальтера Скотта и восточные сказки.

История создания

Первоначально возводить резиденцию был назначен знаменитый итальянский архитектор Франческо Боффо, уже построивший графу дворец в Одессе. Помогать ему должен был англичанин Томас Харрисон, инженер, приверженец неоклассики. Начались работы, и к 1828 году фундамент, который для сейсмоустойчивости залили свинцом, а также первая кладка портальной ниши центрального корпуса были готовы. Но в 1829 году умер Харрисон, а два года спустя граф решил приостановить строительство дворца, по всей видимости отказавшись от идеи возведения резиденции в стиле неоклассики.

Воронцов обращается к англичанину Эдварду Блору, блистательному историку архитектуры, графику и модному у себя на родине архитектору. Скорее всего, Воронцову его отрекомендовал граф Пембрук. Новых чертежей пришлось ждать почти год. Но результат Михаилу Семеновичу понравился, и в декабре 1832 года началось возведение корпусов. Блор блистательно решил задачу в исторической перспективе: архитектура дворца демонстрирует развитие средневековой европейской и мавританской архитектуры, начиная от форм раннего Средневековья и кончая XVI веком. Здание дворца развернуто таким образом, что повторяет собой очертания виднеющихся гор. Удивительно, что сам архитектор, так точно вписавший здание в окружающую природу, ни разу не побывал в Крыму, а использовал лишь многочисленные пейзажные наброски и рисунки рельефа, которые были высланы ему в Англию.

Получившийся замок, вполне мог служить иллюстрацией к историческим романам: пять корпусов, укрепленных оборонительными башнями, различными по форме и высоте, объединены между собой множеством открытых и закрытых переходов, лестниц и двориков.

Строительство велось из местного камня зеленовато-серого цвета - диабаза, по прочности не уступающего базальту, который брался из естественных россыпей в Алупке. При его обработке требовались немалые усилия, так как сложные по рисунку украшения экстерьера дома мог испортить один неверный удар долотом. Поэтому для сложнейших каменотесных работ пригласили российских камнерезов, строивших белокаменные храмы в Центральной России.

Основное декоративное украшение Воронцовского дворца - мотив пологой стрельчатой килевидной арки - неоднократно повторяется и в чугунной балюстраде балконов, и в каменной резной решетке, ограждающей крышу, и в декоративном убранстве портала южного входа, выполненного в мавританском стиле дворца Альгамбра.

В оформлении обращенного к морю южного входа переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, которые завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: «И нет победителя, кроме Аллаха», так же как это написано в гранадской Альгамбре.

Перед фасадом располагается Львиная терраса и монументальная лестница белого каррарского мрамора работы итальянского скульптора Джованни Бонанни. С обеих сторон ступеней расположены три пары львов: левый снизу - спящий, правый снизу - пробуждающийся, выше - пара бодрствующих, и третья пара - рычащие.

Задний фасад дворца и его западная часть, вариация на тему тюдоровской Англии XVI - начала XVII века, напоминают суровые замки английских аристократов.

Кстати, этот дворец был один из первых в России, который оборудовали водопроводом с горячей водой и канализацией.

Расходы на строительство дворцового комплекса составили около 9 миллионов рублей серебром - астрономическая по тем временам сумма. Но граф Воронцов мог себе это позволить, так как после женитьбы в 1819 году на Елизавете Ксаверьевне Браницкой он удвоил свое состояние и стал богатейшим помещиком Российской империи. Елизавета Ксаверьевна, та самая, в которую, по одной из версий, в одесской ссылке влюбился Александр Пушкин, лично следила за созданием интерьеров здания, заботилась о художественном оформлении парка и нередко оплачивала работы.

Обитатели дворца

Долго пожить в Алупкинском дворце Михаилу Семеновичу не удалось. Последовало очередное назначение - на этот раз на Кавказ. Зато в Алупке в конце 1840-х годов поселилась с детьми его дочь, графиня Софья Михайловна. Затем, после смерти князя Воронцова (он получил княжеский титул в 1845 году), дворец по праву майората перешел к его единственному сыну - Семену Михайловичу. В 1882 году его вдова, Мария Васильевна Воронцова, уехала за границу и вывезла из дворца многие ценности. Детей у нее не было, дворец оказался брошенным, и к концу XIX века здание, парк и хозяйство пришли в полный упадок.

В 1904 году у замка появились новые хозяева - родственники по линии Воронцовых-Дашковых. Жена наместника царя на Кавказе графиня Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова, урожденная графиня Шувалова, энергично взялась за дело. Она сдала земли под санатории и пансионы и построила на территории имения более 120 дач.

После революции и установления власти Советов в Крыму земли Воронцовых-Дашковых были национализированы. А 22 февраля 1921 года в Крым пришла телеграмма Ленина: «Примите решительные меры к действительной охране художественных ценностей, картин, фарфора, бронзы, мрамора и т. д., находящихся в ялтинских дворцах и частных зданиях, ныне отводимых под санатории Наркомздрава...»

В начале 20-х годов на Южном берегу Крыма, в ряде крупнейших дворянских усадеб были созданы музеи, среди них и Алупкинский музей. Коллекция музея серьезно пострадала во время Великой Отечественной войны: многое было вывезено оккупантами, в том числе 537 произведений живописи и графики. Лишь небольшую часть картин удалось разыскать после войны и вернуть во дворец.

В феврале 1945 года на время Крымской (Ялтинской) конференции Алупкинский дворец стал резиденцией английской делегации. В Парадной столовой дворца состоялись встречи глав союзных держав - Сталина, Черчилля и Рузвельта.

Позже дворец стал госдачей НКВД. В 1952 году там разместили санаторий, и лишь в 1956 году по решению советского правительства здесь открылся Крымский государственный музей изобразительного искусства. С 1990 года дворец входит в состав Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника. В его коллекции сегодня представлены произведения живописи, скульптуры и прикладного искусства, а также документы, старинные рисунки и литографии, знакомящие с историей строительства дворца.

Английский парк

Английский парк дворца - произведение немецкого садовода-ботаника Карла Кебаха, которого Воронцов пригласил в Крым в 1824 году, когда не было и проекта самого дворца. Он с рвением принялся за создание парка, учитывая рельеф, климат и местную флору, сочетая, впрочем, все с новейшими достижениями садово-паркового искусства. Со всего мира сюда были завезены около 200 видов деревьев и кустов. Посылки с семенами и саженцами приходили из Америки, Италии, Кавказа, Карелии, Китая и Японии. Рассказывали, что здесь одновременно цвело более двух тысяч сортов роз. Немецкий садовод настолько прославился в Крыму, что его стали приглашать помещики для создания или улучшения своих парков и садов по всему побережью.

Карл Кебах четко спланировал парк по принципу амфитеатра, сохранив в его структуре связи с главным дворцом и прочими архитектурными объектами. Прибрежное шоссе (Ялта - Симеиз) делит парк на Верхний и Нижний.

Нижний парк оформлен в стиле итальянских садов эпохи Возрождения с фонтанами, мраморными скульптурами, византийскими колоннами, вазами и каменными скамьями. Верхний создан по принципу английских пейзажных парков эпохи романтизма - более естественным и природным: в нем скалистые обломки, тенистые пруды и сохраненные участки крымского леса перемежаются с живописными полянами, уникальной системой озер, водопадов, каскадов и гротов. Кебах создавал Верхний парк как место созерцания моря и горы Ай-Петри, возвышавшейся над парком и дворцом, словно руины замка великанов.

Тщательно продуманная дренажная система и индивидуальный уход за растениями сделали свое дело - многие, даже очень редкие и прихотливые растения хорошо укоренились. Всего на территории парка к концу XIX века произрастало 250 видов деревьев и кустарников. Растения Воронцовского парка пользовались такой популярностью, что саженцы даже продавали на сторону, в другие сады и усадьбы.

Славу Воронцовского парка как шедевра ландшафтной архитектуры упрочили художники, работавшие здесь на этюдах: Исаак Левитан, Василий Суриков, Аристарх Лентулов... А парки, сады и виноградники, принадлежавшие графу Михаилу Воронцову и его родственникам - Нарышкиным и Потоцким, полностью изменили облик побережья от Алушты до Фороса.