Расположены в центральной части города, на Бульварном кольце, на расстоянии примерно 1,6 километра северо-восточнее центра города ( и Кремль). Наземные вестибюли станций расположены у пересечения Бульварного кольца (Сретенский и Чистопрудный бульвары) с улицами Мясницкая и проспект Академика Сахарова. Станции метро соединены переходами и соединяют три линии метро. Это один из крупнейших пересадочных узлов Московского метрополитена.

Станция метро Чистые пруды

Станция метро Чистые пруды расположена на Сокольнической линии Московского метрополитена (линия 1, красная линия), между станциями "Красные ворота" и . Станция была открыта 15 мая 1935 года. Глубина заложения станции 35 метров.

Рядом со станцией находятся Чистопрудный бульвар и Чистые пруды (Чистый пруд – пруд и небольшой парк). Этим объясняется выбор названия станции. До 5 ноября 1990 года станция носила название "Кировская". (Находящаяся рядом улица Мясницкая имела название улица Кирова.) Во время Великой Отечественной войны на станции находились отделы Генерального штаба и противовоздушной обороны.

Станция имеет наземный вестибюль, расположенный на Чистопрудном бульваре рядом с Мясницкой улицей (площадь Мясницкие ворота). Станция имеет переходы на станцию "Тургеневская" Калужско-Рижской линии и на станцию "Сретенский бульвар" Люблинско-Дмитровской линии.

Станция метро "Сретенский бульвар"

Станция метро "Сретенский бульвар" расположена на Люблинско-Дмитровской линии Московского метро (линия 10, светло-зелёная линия), между станциями и "Трубная". Станция расположена под Тургеневской площадью (пересечение Бульварного кольза и Мясницкой улицы. Станция была открыта 29 декабря 2007 года. Глубина заложения станции 60 метров.

В оформлении подземного зала станции использованы более двадцати стальных панно, выполненных художником Иваном Лубенниковым. На панно изображены виды Бульварного кольца, деревья, памятники и т. п.

Станция имеет выход в подземный переход под Тургеневской площадью.
В северном торце центрального зала станции находится переход на станцию "Тургеневская" Калужско-Рижской линии. Из перехода можно по эскалаторам подняться в расположенный под Тургеневской площадью подземный вестибюль. В переходе между станциями "Тургеневская" и "Сретенский бульвар" находится памятник Кирову.

В южном торце подземного зала находится переход на станцию «Чистые пруды» Сокольнической линии.

Станция метро Тургеневская

Станция метро Турге́невская расположена на Калужско-Рижской линии Московского метрополитена (линия 6, оранжевая линия), между станциями "Сухаревская" и .

Станция метро «Тургеневская» была открыта 5 января 1972. Станция расположена под Тургеневской площадью. Этим объчсняется выбор названия станции. Глубина заложения станции 49 метров.

В северном торце зала находится переход на станцию "Сретенский бульвар". В переходе находится выход в подземный переход под Тургеневской площадью.
В центре зала находится переход на станцию "Чистые пруды".

Рядом со станциями метро Чистые пруды, Тургеневская и Сретеский бульвар в Москве расположены:

  • Театр Et Cetera. Адрес: 101000, Москва, Фролов переулок, 2.
  • Театр Табакова. Адрес: ул. Чаплыгина, 1А, Москва.
  • Московский почтампт. Адрес: Москва, ул. Мясницкая, дом 26.
  • Гостиница "Апартаменты Мама Ро на Чистых Прудах". Рядом со танцией метро. Имеется мини-кухня с обеденной зоной. Адрес: Гусятников Переулок 4, строение 3, Москва, Россия.
  • "Олимп" хостел. Недорогое место для проживания в центре москвы. Имеется кухня общего пользования. Адрес: Улица Мясницкая 21/8 стр 5 кв 21, Москва, Россия.
  • Отель "Бульвар". Имеется ресторан, сауна и бесплатный WiFi в зонах общественного пользования. Адрес: Улица Сретенка 1,
April 13th, 2017

А в Москве пошли расклады что не долго до беды,
Сначала Красные Ворота, потом Чистые Пруды,
И вроде свет в конце тоннеля, и вроде цель в конце пути,
Но неизбежная Лубянка уже маячит впереди.

(с) Станция МИР

Ну с "Лубянкой" мы вроде разобрались и ничего там такого страшного нет. Еще одна классическая станция Московского метро. Станция первой очереди - "Чистые пруды". Удивительным образом тут сохранились приметы времени и артефакты из прошлого. Станция открылась 15 мая 1935 года, в 1971 году станция была подвергнута реконструкции и она из двухсводчатой стала трехсводчатой. Прежнее название станции "Кировская" получила в честь С.М.Кирова - видного советского революционера. Скорее всего на то, что станция получила его имя, повлияло то, что как раз за год до открытия он был убит, таким образом увековечили его память. Станция открылась с портретом Кирова в центральном аванзале, а позже появился его бронзовый бюст работы Манизера. Он так и стоял у глухой стены центрального зала вплоть до того момента, как в 2008 году тут была организована пересадка на ст.м. "Сретенский бульвар". Интересно, что бюст был сохранен и установлен на переходе со ст.м. "Тургеневская" на ст.м. "Сретенские бульвар". Не знакомые с этой историей люди задаются вполне резонным вопросом "Странно, станция "Тургеневская", а бюст Кирову, непонятно". Давайте еще поглядим, что интересного есть на станции более подробно.

Как и другие станции первой очереди, "Чистые пруды" сохранила в архивах большое количество фотографий. Дело было новое, диковинное, а поэтому фотографы старались запечатлеть как можно больше. Это здорово, так как позволяет нам сейчас представить во всех деталях, как выглядели станции, открытые в 1935 году, так как многие из них, к сожалению дошли до нас не в первозданном виде. Начнем с этой советской открытки. Тут тот самый бюст Кирова в глухом торце станции.

А теперь заглянем в 1935 год с помощью архивных фото. Вот наземный павильон еще не открыт, тут видна большая буква М над входным порталом.

А вот павильон в ночи с подсветкой. Как я уже ни раз отмечал, фотографий станций метро первой очереди довольно много, это позволяет во всех деталях рассмотреть те же павильоны или даже вестибюли.

На козырьке появилась надпись про Кагановича. Довольно занятно тут смотрятся простые советские граждане на фоне такого ар-декошного павильона. Вообще сталинский ампир, ар-деко и конструктивизм с функционализмом приучил жителей столицы к хорошему вкусу новой архитектуры. Теперь, к большому сожалению Москва не может похвастаться передовыми позициями в архитектуре, а жаль.

1978 год. Тут двери хоть и деревянные, но уже другие, сравните с фотографиями выше.

1950-1952 год. по периметру козырька повесили круглые светильники, а табличку с Кагановичем сделали более основательную. Мне кажется, если когда-нибудь павильон "Чистых прудов" будут реставрировать, то стремиться нужно именно к такому варианту. Во время войны павильон не пострадал, по крайней мере таких свидетельств мне найти не удалось.

Кстати фото на тему, откуда есть пошла торговля около павильона. =) И еще оказывается раньше на боковых стенах павильона в нишах размещали плакатики, вот плакат из фильма (если не ошибаюсь) "Кавказская пленница".

Даже позднее тут висели какие-то плакаты. А потом началось... Появились первые пока еще аккуратные палатки.

А вот и 90-е. Тут уж торговля, как в Турции, на каждой свободной площади куча торгашей. А еще в какой-то момент оригинальный фасад входной группы был утрачен и заменен на фасад из алюминиевых профилей. И мне кажется, что буква "М" над входной группой тут еще есть.

Внутри павильона изначально стояли торшеры-светильники. Поглядите какие крутые ручки на дверях. На полу естественно плиточка.

Спускаемся ниже. Этих круглых светильников на потолке вестибюля теперь уже нет.

Эскалаторный зал. крутая идея с потолком. Ощущение, что сверху падает естественный свет через прозрачный витраж - распространенный прием. Теперь этого всего на потолке нет. Сейчас в этом зале не так просторно, посредине стоит нитка турникетов. А слева в этом зале теперь переход на станцию "Тургеневская". Кстати, похожая компоновка эскалаторного зала была на ст.м. "Лубянка".

Платформенная часть тоже раньше была немного другой. Над путями висели светильники, сейчас освещение станции выполняется светильниками, установленными за карнизами пилонов. Кстати эти карнизы похоже тоже были позднее переделаны.

И еще у "Чистых прудов" также как у "Лубянки" не было центрального зала, был только небольшой аванзал. Тут снова плиточка и в торце портрет Кирова. До 1990 года станция носила его имя. Смотрите какой классный указатель тут запечатлен.

1. Ну а теперь посмотрим на сегодняшнюю станцию "Чистые пруды". Начнем с павильонов. Сейчас павильоны снова очистили от окружавших его палаток и магазинчиков, и теперь можно его разглядеть со всех сторон. На фасаде, обращенном к Тургеневской площади сохранилась надпись из огромных букв "МЕТРО". Это один из немногих павильонов, где она осталась с 1935 года.

2. С противоположной стороны к сожалению надписи уже нет, она куда-то пропала.

3. Очень классно, что вокруг освободили пространство - шикарно стало.

4. Вид сбоку, буквально пару лет назад сделать такой кадр было почти невозможно.

5. А вот как павильон выглядел пару лет назад. Его круто подсвечивают ночью. И еще тут видно, как его окружали торговые павильоны, которые со временем выросли вровень с павильоном. Предположу, что если бы не избавились от этих наростов, то возможно павильоны надстроили бы еще этаж другой и перекинули перекрытие над павильоном, поглотив его полностью.

6. Вид на другой фасад, который смотрит на Чистопрудный бульвар.

7. И вот в ночь на 9 февраля 2016 года к павильонам подогнали тяжелую технику и начался демонтаж.

8. Выглядело это конечно очень апокально. Оставив за скобками правовую часть вопроса... большинство горожан поддержало такую инициативу городских властей. И объективно тут стало лучше теперь.

9. Заходим в павильон. Потолочных светильников нет, нет и клевых светильников-торшеров. Освещение осуществляется унылыми светильниками на стенах, исчезли и красивые сплошные перила, их заменили довольно неприглядными. Снова хочется надеяться, что со временем павильону придадут исторический облик, благо фотосвидетельств того, каким он был изначально, предостаточно. Да и не так уже и много придется восстанавливать, в основном это детали, а детали, как известно могут преобразить интерьер до неузнаваемости. Более того, внутри реставрацию можно вести совершенно спокойно закрывая по половине павильона и не закрывая его полностью.

10. Над входными группами внутри павильона висят тепловые завесы. Может быть логичнее их было повесить в тамбурах, чтобы они не бросались в глаза в интерьере. Унылую стену разбавляют окна-иллюминаторы. Очень здорово.

11. Спускаемся ниже.

12. Кассы.

13. Переход в эскалаторный зал. Здесь клевые светильники иллюминаторы, перекликающиеся с иллюминаторами павильона.

14. Кроме собственного вестибюля станции, на платформу можно еще попасть перейдя со ст.м. "Тургеневская". Проходы на "Тургеневскую". Перед ними гермозатвор.

15. Переход довольно длинный и еще тут очень сильно светят светильники на своде, слепят нещадно. Опять же вид в сторону ст.м. "Тургеневская".

16. Эскалаторный зальчик, как раз под центральным залом станции "Чистые пруды".

17. Эскалатор.

18. Такая организация пересадки, с эскалаторами в центральном зале не очень удобна, между эскалатором и пилонами остается мало место и в этих местах постоянно, с периодичностью прихода нового поезда, образовываются пробки.

19. Переход и центральный зал тут появился в начале 70-х, когда станцию реконструировали. Появился полноценный центральный зал. Отделку пилонов центрального зала выполнили в таком же стиле, что в боковых залах.

20. В нерабочее время, то есть ночью, эскалаторы ремонтируют, чтобы с утра все работало как надо.

21. Отделка довольно скромная. Изначально она была такой, открытие дополнительного центрального зала на ситуацию не повлияла. так как работы велись в период, когда ни о каких архитектурных излишествах речи не шло.

22. Вот тот самый аванзальчик, из которого вырос центральный зал. Как и на станции "Лубянка" тут после войны установили гермозатворы в боковых проходах на платформу.

23. А когда появился центральный зал, то сделали гермозатвор и тут.

24.

25. До наших дней не дошла облицовка путевой стены из керамической плитки, в конце 90-х ее заменили на камень. Пол тоже со временем поменяли. Светлая окантовка у пилонов превратилась в темную. Потолок тоже не просто так имеет такой простенький но все же лепной узор, над платформой изначально висели светильники. Сейчас станцию освещают закарнизные светильники.

26.

27. Судя по историческим фото, эти эмблемы с буквой "М" появились позже, изначально их не было.

28. В торце бокового зала остался участок с отделкой плиткой.

29. На платформе очень органично смотрится ретро-поезд, он такой коричнево-кремовго цвета, перекликается с цветом камня на платформе и цвету карнизов.

30. А вот и оригинал. Классический поезд

Архитектор Н.Я. Колли, при участии Н.А. Шухарева, Л.Н. Попова, А.Ф. Фокиной
Открыта 15 мая 1935 года.

Первоначальное название «Кировская»
Станция расположена под Тургеневской площадью вдоль Мясницкой улицы (бывшей ул. Кирова).

Работы на станции «Кировская» начались летом 1933 года. Гидрогеологические условия по Кировской улице для проходки весьма неблагоприятны. Трасса линии пересекает значительные пласты неустойчивых и плывунных пород. Станция сооружена на границе известняка и слоя юрских глин. Выше юрских глин залегают мощные плывунные пласты и важно было не допустить нарушения этой перемычки, не выпустить плывуны в выработки.

Текст описания взят с сайта Влада Свириденкова: http://metro.molot.ru/st_sl_chistyeprudy.shtml

19 фотографий, общий вес 3,3 мегабайт

1. По первоначальному проекту предполагалось строительство трехсводчатой станции, однако в процессе строительства проект был изменен, вместо полноценного центрального зала были сооружены два коротких распределительных зала. Один — основной, длинной 28 метров, шириной между пилонами — 7,65 метра был расположен в южном торце станции. Два прохода между пилонами, шириной 3,1 метра ведут от эскалатора на платформы боковых залов. Северный аванзал, длинной 22,8 метра находился в противоположной части станции и был ограничен двумя торцевыми стенами.

2. К южному распределительному залу примыкает эскалаторный наклон, строительство которого было одним из самых сложных этапов работ на станции, ведь эскалаторный тоннель огромного диаметра должен был пересечь мощные слои плывунов. Предлагались различные методы проходки наклонного хода. Вариант проходки под сжатым воздухом был отвергнут из за возможных перебоев в подаче электроэнергии к насосам. Риск был велик, а последствия такого отключения были слишком разрушительны, ведь эскалаторный тоннель проходит под улицами с большим движением. Для работ был применен метод замораживания с помощью наклонных скважин. Этот метод предварительно был проверен на шахте № 20, проходка которой специально осуществлялась таким способом с тем, чтобы подготовиться для выполнения более серьезной задачи по проходке эскалаторных наклонов.

3. Вся станция построена из монолитного бетона. По наружной стороне крайних сводов уложена наружная гидроизоляция, состоящая из пергамина и рубероида, наклеенных при помощи нефтебитума. Кроме наружной имеется замкнутая со всех сторон внутренняя гидроизоляция, поддерживаемая специальной железобетонной, рубашкой толщиной 30 сантиметров, рассчитанной на максимальное гидростатическое давление. Общая ширина станции — 31 метр, высота — 12 метров, длина — 160 метров.

4. Оформление стен боковых станционных залов было призвано создавать иллюзию наличия полноценного центрального зала и проходов в него. Широкие пилястры, напоминающие собой пилоны в проемной части станции, отделанные темным мрамором «уфалей» перемежались светлыми вставками мрамора «коелга»

5. Во время Великой Отечественной войны на станции разместились отделы Генерального Штаба и ПВО. Поезда не останавливались, платформа была отгорожена от проходящих поездов фанерными щитами (это реконструкция, а не настоящее фото), а в аванзале перед эскалаторами была установлена железобетонная стена для гашения ударной волны в случае попадания авиабомбы. В течении первых двух месяцев войны, пока не были завершены строительные работы в новом бункере для ставки верховного главнокомандующего, рабочие кабинеты Сталина и начальника Генштаба Шапошникова располагались в подплатформенных помещениях станции со стороны первого пути. Остальные подплатформенные помещения и платформа второго пути использовались для работы и как узел связи. Когда прекращалось движение поездов, перед снятием напряжения с контактного рельса к платформе первого пути подавался состав, вагоны которого служили для работы и отдыха. Кроме того, этот состав перекрывал тоннель для исключения каких-либо непредвиденных ситуаций.

6. Переход в вестибюль Тургеневской ограждают гермоворота.

7. Старый аванзал перед наклоном.

8. Наземный вестибюль.

9. Подходной коридор от вестибюля к аванзалу перед эскалаторами.

10. Будка дежурного у эскалатора

12. Вентрешетка.

13. Переход на Тургеневскую.

14. Эскалатор, что бы спуститься с платформы станции в переход к Тургеневской

15. В 1947 году на станции, впервые в Московском метрополитене, появилось люминесцентное освещение. В 50-х годах в двух парах проходов в южном аванзале были установлены малые гермозатворы.

17. К 1971 году на «Кировской» проведена масштабная реконструкция, в результате которой оба аванзала были объединены и образован единый центральный зал. Одновременно был установлен большой гермозатвор после первой пары проходов, а малые гермозатворы во второй паре демонтированы. Архитектурно-композиционное решение станции, отделка пилонов проходов при реконструкции бережно сохранены. Фрагменты первоначального оформления станции сохранились в торцевых зонах, они отличаются более низким сводом с рельефными узорами, отсутствующими в новом зале, а новые арки проходов между пилонами немного ниже старых. В центре образовавшегося центрального зала сооружен переход на станцию «Тургеневская» Калужско-Рижской линии.

18. В середине 90-х годов станция пережила еще один этап реконструкции. Кафельная плитка на путевых стенах была заменена мраморной облицовкой, рисунок которой полностью повторил прежний.

19. В 1990 году станция «Кировская» переименована в «Чистые Пруды».

Большое спасибо пресс-службе Московского метрополитена и службе тоннельных сооружений за организацию съемки.

Станция метро "Чистые Пруды"… Согласитесь, о ней не раз приходилось слышать даже тем, кому так и не довелось побывать в столице Российской Федерации. Чем же она так примечательна? Давайте попробуем разобраться вместе.

Станция метро "Чистые пруды". Общее описание

Жителям Центрального округа Москвы хорошо знакома станция, расположенная на Трехсводчатое помещение метрополитена находится на глубине тридцати шести метров.

Нельзя не отметить, что его строили по индивидуальному заказу с применением монолитного железобетона. Пол станции выложен серыми и красными плитами из гранита, хотя вплоть до 1972 года здесь был обычный асфальт. Два ряда мраморных колон поддерживают потолок, в опоры которого вмонтированы светильники. Стены из серого мрамора и черного гранита не всегда так выглядели. До 1990 года они были облицованы белой плиткой.

В торце станции "Чистые пруды" построен переход на Люблинско-Дмитровскую линию, как раз в том самом месте, где до этого располагался бюст С. М. Кирова. Постамент пришлось перенести в переход с "Тургеневской" платформы на "Сретенский бульвар".

Исторические данные и хронология строительства станции м етро "Чистые пруды"

Даже если вы не являетесь жителем столицы, то такие факты знать все равно обязаны. "Чистые пруды" - станция метро, которая заработала в мае 1935 года. Центрального зала тогда еще не было, переходить между платформами нужно было по одному из аванзалов, расположенных у входов. Известно, что во время Отечественной войны здесь располагались отделы ПВО и Генеральный штаб. А в 1947 году на "Чистых прудах" было установлено люминесцентное освещение, чего не было на других платформах метрополитена.

Станция была перестроена в трехсводчатую в 1971 г. Спустя год в центре зала появился переход на "Тургеневскую". А в 2008 году был открыт переход, позволяющий с "Чистых прудов" попасть на "Сретенский бульвар".

Свое название станция позаимствовала от расположенных недалеко от нее Чистого пруда и бульвара с одноименным названием. Удивительно, но в этот водоем раньше сбрасывали отходы бойни и мясные лавки, и он носил название "Поганый". После того как пруд почистили, к нему накрепко приросло новое имя. Станция "Чистые пруды" сначала носила название "Кировская", так же именовалась и улица, которая сегодня известна всем как "Мясницкая".

Каковы главные особенности станции метро "Чистые пруды"?

Отметим, что станция открыта для пассажиров с 5:27 до 1:00. Через уникальный наземный вестибюль в форме куба можно выйти прямо на Мясницкую площадь или улицу, а также на Чистопрудный бульвар. Подобное строение имели вестибюли на "Смоленской" и "Комсомольской", но позднее их перестроили.

Как же прекрасна метрополитен, масса достопримечательностей... Все это часто привлекает в столицу творческих людей. И практически каждый из них просто не может не увидеть описываемую станцию метро. Почему же? Все дело в том, что близ нее расположены многочисленные театральные и концертные учреждения города Москвы. Например, здесь находятся театр "Экспромт", всем известный "Современник", объединение "ВИП-концерт" и другие выдающиеся заведения.

Также недалеко от станции метро "Чистые пруды" расположен единственный ближайший к станции Музей истории московской милиции, около десятка ночных клубов, а также большое количество магазинов, кафе и ресторанов.

Для любителей спортивных товаров и фитнес-центров в этом районе представлен широкий выбор услуг подобного рода. Среди учебных заведений следует отметить Институт английского языка и Академию живописи, ваяния и зодчества.

"Чистые пруды" - станция Сокольнической линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Красные ворота» и «Лубянка». Находится на территории Басманного района Центрального административного округа Москвы.

Станция открыта 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена - «Сокольники» - «Парк культуры» с ответвлением «Охотный ряд» - «Смоленская». Первоначально станция не имела центрального зала, лишь у выходов располагалось два коротких аванзала для перехода между путями. Лишь в 1971 году станция была реконструирована в трёхсводчатую. С 5 января 1972 года соединена пересадкой со станцией «Тургеневская», с 13 января 2008 года - и со «Сретенским бульваром». Названа по Чистопрудному бульвару, а также по Чистому пруду, к которому ведут её выходы. Пруд до 1703 года назывался Поганым, так как в него сбрасывались отходы располагавшихся поблизости мясных лавок и боен. Затем был очищен и, соответственно, переименован.

До 5 ноября 1990 станция называлась «Кировская» по находившейся здесь улице Кирова (ныне - Мясницкой), названной в честь государственного и партийного деятеля СССР Сергея Мироновича Кирова (1886-1934).
Во время Великой Отечественной войны на станции находились отделы Генерального штаба и ПВО страны. В 1947 на станции впервые в Московском метрополитене были установлены люминесцентные лампы.

Имеется наземный вестибюль, расположенный в начале Чистопрудного бульвара. Через него можно выйти, помимо бульвара, на площадь Мясницкие ворота и Мясницкую улицу.
Из центрального зала можно попасть в переход на станцию «Тургеневская» Калужско-Рижской линии. 13 января 2008 года открылся переход на станцию «Сретенский бульвар» Люблинско-Дмитровской линии. Первоначально предлагалось открыть этот переход одновременно со станцией Сретенский бульвар, однако, в связи с задержкой поставки эскалаторов Санкт-Петербургского завода, Сретенский бульвар открылся только с одной пересадкой, а пуск перехода был отложен.

Конструкция станции - пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения - 35 метров). Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с обделкой из монолитного бетона. Первоначально располагала двумя короткими аванзалами на месте центрального зала. Реконструирована в трёхсводчатую в 1971 году.

Своды станционного зала поддерживают два ряда массивных спаренных пилонов, облицованых светлым уральским мрамором «коелга» и дымчатым мрамором «уфалей». Опоры свода скрыты широкими карнизами, за которыми размещены светильники. Пол выложен серым и розовым гранитом (до 1972 года покрытие было асфальтовым). До сооружения перехода на станцию «Сретенский бульвар» у торцевой стены находился бронзовый бюст С. М. Кирова, в честь которого долгое время называлась станция (автор - М. Г. Манизер). Сейчас бюст находится в переходе со станции «Сретенский бульвар» на станцию «Тургеневская» и утратил связь со станцией, называвшейся в честь Кирова. Путевые стены облицованы светло-серым мрамором (до середины 1990-х - белой керамической плиткой), снизу - чёрным гранитом.

Станция имеет наземный вестибюль кубической формы, аналогичные вестибюли имели станции: «Комсомольская» (северный вестибюль) и станция «Смоленская». Однако, до настоящего времени эти вестибюли не сохранились. Вестибюль станции «Чистые пруды» - единственный вестибюль такого типа, сохранившийся до наших дней.