На чтение 4 мин. Просмотров 11 Опубликовано 26.09.2017

Быстрая навигация

Москва, новости 26 сентября 2017. Что делать пассажирам отмененных рейсов “Вим-Авиа”? В компании AviaSales дали несколько советов пассажирам, рейсы которых отменила авиакомпания “Вим-Авиа”.

У российской авиакомпании “Вим-Авиа” случились в выходные очередные сбои в расписании. В компании связывают это с нехваткой финансирования. Давайте разберемся, что на самом деле происходит с рейсами и что делать путешественникам, которые уже купили авиабилеты. Авиакомпания «ВИМ-Авиа» продавала авиабилеты, зная о невозможности перелета в указанные в билетах сроки.

Что случилось?

Рейсы авиакомпании, которые должны были вылететь в эти выходные, в Домодедово на неопределенное время. Массовые и длительные задержки вылета были и летом - тогда авиакомпания говорила, что всё это из-за позднего прибытия самолетов с техобслуживания.

Почему в этот раз всё так серьезно?

Сейчас аэропорт Домодедово отказывается заправлять самолеты авиакомпании в долг. И в связи с масштабом задержек Минтранс и Росавиация, а также прокуратура и следственное управление СК на транспорте. Перевозчик обратился за помощью к властям, а министерство, в свою очередь, уже начало готовиться к возможному краху авиакомпании.

Что делать пассажирам?

Авиакомпания “Вим-Авиа” обслуживает прежде всего чартерные рейсы, и именно они полностью прекращаются. За выполнением регулярных рейсов на Дальний Восток следит государство, и уже ведутся переговоры о замене перевозчика на данных направлениях.

В России запустили спецоперацию по вывозу из-за границы почти 40 тысяч клиентов проблемной авиакомпании, общее число пострадавших может достигнуть 200 тысяч человек

Росавиация объявила об отзыве сертификата эксплуатанта у «ВИМ-Авиа», а по данным Ростуризма, за границей находятся 38,9 тысячи клиентов авиакомпании. Перевозкой пассажиров на регулярных рейсах займутся семь авиакомпаний, для которых из бюджета РФ выделено 200 млн рублей, на чартерных рейсах список пока точно не утвержден, но известно, что финансирование будет осуществляться из внебюджетных источников. О том, как развивается спецоперация по недопущению туристического коллапса из-за проблем у авиакомпании с пропиской в Татарстане и почему из-за этой истории Ассоциация туроператоров поругалась с Ростуризмом, - в материале «Реального времени».

«Извините» и «помогите» от «ВИМ-Авиа»

Следом за массовыми задержками рейсов «ВИМ-Авиа» накануне совладелец авиакомпании Рашид Мурсекаев сообщил, что они решили полностью прекратить чартерные перевозки на курорты и что сейчас рассматривается возможность введения внешнего антикризисного управления в связи с финансовыми проблемами компании.

В Ростуризме и ассоциации «Турпомощь» открыли горячую линию для клиентов «ВИМ-Авиа», которые находятся за рубежом. Кроме того, в Ростуризме работает оперативный штаб. На сайте ведомства сообщается, что в настоящее время совместно с туроператорами ведется работа по формированию списков туристов и установлению их местонахождения.

На сайте самой авиакомпании сегодня появилось сообщение с извинениями перед всеми пассажирами задержанных рейсов и пояснениями, что у компании сложилась тяжелая экономическая ситуация. «К сожалению, мы вынуждены констатировать, что в авиакомпании «ВИМ-Авиа» сложилась тяжелая экономическая ситуация. Закончились оборотные средства, финансирование заморожено, и приостановлено обслуживание в аэропортах», - сказано в сообщении авиакомпании. Кроме того, согласно заметке, «ВИМ-Авиа» продолжает переговоры с финансовыми структурами и рассчитывает на поддержку госорганов, а также партнеров из туристической отрасли.

Рашид Мурсекаев (справа) сообщил, что компания решила полностью прекратить чартерные перевозки на курорты. Фото bashinform.ru

Ассоциация туроператоров (АТОР) направила правительству России обращение с просьбой вмешаться в ход разрешения ситуации с неплатежеспособностью компании «ВИМ-Авиа». По данным АТОР , от нее могут пострадать до 100 тысяч российских туристов, в результате отмены всех чартерных рейсов «ВИМ-Авиа» туристическая отрасль страны столкнулась с «острейшей проблемой», которая грозит перерасти в коллапс на рынке и вызвать социальную напряженность. Общая численность пострадавших клиентов компании может достигать 200 тысяч человек с учетом купивших билеты на постоянные рейсы.

В ответ Ростуризм выпустил заметку, в которой от имени руководителя ведомства Олега Сафонова говорится о том, что никакого коллапса на туристском рынке в связи с прекращением чартерной программы авиакомпании «ВИМ-Авиа» не будет, ситуация находится под контролем, а организацией возврата туристов занимаются Минтранспорта РФ, Росавиация и Ростуризм.

На помощь пришли «Внуково» и семь авиакомпаний

Днем 26 сентября аэропорт «Внуково» начал принимать все рейсы авиакомпании «ВИМ-Авиа». В СМИ появились сообщения, что рейсы будет финансировать «дочка» «Аэрофлота» - авиакомпания «Россия», траты которой могут составить 1 млрд рублей.

Кроме того, по итогам совещания в Росавиации пассажиров «ВИМ-Авиа» на регулярных рейсах согласились перевезти семь авиакомпаний: «Уральские авиалинии», iFly, Red Wings, Nord Star, «Икар», «Северный ветер» и «Якутия», для компенсации затрат которых на 2018 год из федерального бюджета выделено 200 млн рублей. Вывоз туристов из-за рубежа будет осуществляться за счет внебюджетных источников.

Днем 26 сентября аэропорт «Внуково» начал принимать все рейсы авиакомпании «ВИМ-Авиа». Фото zaomos.news

Согласно информации на сайте Росавиации, за последние несколько дней все задержанные чартерные рейсы «ВИМ-Авиа» касались вылетов из Москвы и Санкт-Петербурга в Анталью, Ларнаку и Ираклион. По данным Росавиации, чартерные пассажиры вывозятся с турецких курортов за счет туроператоров бортами других российских авиакомпаний. «Роял Флайт», слетав из Антальи в Москву и обратно, перевезла 545 пассажиров, еще 235 человек из Антальи в Москву и 160 из Москвы в Анталью отправила авиакомпания «Азур Эйр». О желании помочь заявила также греческая авиакомпания Ellinair, которая готова за свой счет перевозить пассажиров «ВИМ-Авиа».

АТОР против Ростуризма

На фоне проблем «ВИМ-Авиа» неожиданно начался открытый конфликт Ростуризма и АТОР. На обмене утренними пресс-релизами организации не остановились. В Ростуризме вечером собрали целый брифинг, посвященный ситуации с «ВИМ-Авиа». По словам руководителя ведомства Олега Сафонова, за границей на данный момент пребывают 38,9 тысячи туристов. В рамках чартерной программы внутри страны планируется вернуть 1,5 тысячи человек. Всего на рейсы «ВИМ-Авиа» было продано более 196 тысяч билетов.

На другом брифинге с информацией по проблемной авиакомпании выступила исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, которая рассказала, что, по их данным, за границей находятся 30 тысяч туристов, в России в ожидании отпуска с билетами на руках на вылет из страны находятся 70 тысяч человек. В свою очередь, задолженность «ВИМ-Авиа» перед туроператорами составляет несколько десятков миллионов долларов, и на данный момент существующее руководство от управления компанией отстранено, и там вводится внештатное управление. Кстати, параллельно с проведением брифинга Росавиация опубликовала сообщение о приостановке действия сертификата эксплуатанта «ВИМ-Авиа», тем самым прекратив ее работу.

Продолжая брифинг, Ломидзе рассказала, что среди тех, кто также попал под удар, оказались туристы, которые покупали билеты на самолет самостоятельно. Руководитель АТОР делает акцент именно на этих пассажиров, поясняя, что они являются наиболее незащищенной категорией.

«Реальной практической помощи от этих совещаний мы не видим», - говорит исполнительный директор АТОР. Фото atorus.ru

Майя Ломидзе также раскритиковала работу Росавиации и Ростуризма, заметив, что если первые уделяют все внимание только регулярным рейсам, которые будут спонсированы из федерального бюджета, то вторые собираются с туроператорами и только обсуждают, как все плохо. «Реальной практической помощи от этих совещаний мы не видим», - говорит исполнительный директор АТОР.

В свою очередь, ранее глава Ростуризма Олег Сафонов в интервью НСН обвинил АТОР в провокации из-за обращения в правительство России, назвав его пиаром. Исполнительный директор АТОР парировала эти слова утверждением, что «обращение в правительство было вызвано абсолютно четким пониманием, к чему может привести эта ситуация. Я не вижу здесь нагнетания». По ее словам, если в ответе за пассажиров «ВИМ-Авиа» останутся туроператоры, которым придется еще раз платить за услуги перевозчика, то туристический рынок «посыплется».

Наполеоновские планы разбились о нехватку финансирования?

Как рассказал «Реальному времени» на условиях анонимности источник в «ВИМ-Авиа», в авиакомпании в свое время взяли на себя обязательства, которые не могли исполнить, - набрали рейсов без достаточного количества самолетов, пилотов, проводников и топлива. За почти два года парк воздушных судов компании вырос с 10 до 29 самолетов, однако обеспечить их техобслуживанием, топливом и инженерным сопровождением в результате нехватки финансирования так и не смогли.

При этом источник уточняет, что специалисты разных уровней заранее предупреждали руководство о том, что необходимо для функционирования транспортного средства, к примеру, детали, понимая, что в противном случае через определенное количество времени самолет встанет. Однако требуемые детали не закупались, и опасения специалистов оправдывались - в результате образовывались задержки, переносы рейсов, а самолет генерировал убытки. Только после этого необходимые детали заказывались в экстренном порядке и спустя 2-7 дней устанавливались на транспортное средство. По подобной схеме компания работала и в других случаях.

Если пассажиров сейчас начали активно перевозить, то кто поможет самой проблемной авиакомпании - до сих пор неясно. Фото gubdaily.ru

От задержек к массовому коллапсу

Напомним, что ранее Приволжская транспортная прокуратура возбудила административные дела в отношении авиакомпании «ВИМ-Авиа» по факту невыплаченного долга по зарплате в размере более 206 млн рублей. Минимум 500 млн рублей составляет долг перевозчика перед аэропортом «Домодедово».

«Эти цифры (задолженности, - прим . ред .) плавают. Первоначально была задолженность по аэропорту «Домодедово» в районе 500 миллионов рублей, сейчас уже другие объемы. Сейчас наша задача - понять размер бедствия», - рассказывал журналистам замглавы Минтранса РФ Валерий Окулов.

Кроме того, накануне Генпрокуратура РФ внесла представление главе Росавиации из-за проблем в авиакомпании «ВИМ-Авиа». В свою очередь, Росавиация организовала внеплановую проверку перевозчика.

Если пассажиров сейчас начали активно перевозить, то кто поможет самой проблемной авиакомпании - до сих пор неясно. Ранее сообщалось, что «ВИМ-Авиа» обратилась за поддержкой к правительству Татарстана, «Татнефти» и к банку «Зенит» , но во всех трех случаях эту информацию опровергли . Напомним, что республика в новостях фигурировала не случайно, поскольку авиакомпания прописана в Богатых Сабах. Позже появились еще одни новости о помощи, согласно которым «Татнефть» все-таки профинансировала регулярные рейсы «ВИМ-Авиа» на Дальний Восток, о чем сообщили в оперативном штабе Росавиации.

Мария Горожанинова

Почти 40 тыс. россиян остаются за границей, организация их возвращения может стоить более $10 млн, подсчитали в Ассоциации туроператоров России (АТОР). Тем временем авиавласти продолжают выяснять размер задолженности «ВИМ-Авиа» - результаты внеплановой проверки ожидаются на следующей неделе. Вопрос, кто будет вывозить пассажиров авиакомпании, пока не решен. Тем временем попавшая в тяжелую финансовую ситуацию «ВИМ-Авиа» сменила аэропорт базирования: из Домодедово, где самолеты перевозчика перестали заправлять из-за долгов за топливо, компания переместится во Внуково.


АТОР отправила в адрес вице-премьера Виталия Мутко обращение с просьбой разрешить ситуацию с неплатежеспособностью «ВИМ-Авиа». Об этом говорится в сообщении на официальном сайте организации. Согласно данным АТОР, до конца летнего сезона, который традиционно завершается во второй половине октября, авиакомпания должна перевезти еще 200 тыс. человек, из которых 100 тыс. человек - российские туристы, отправляющиеся в туристические поездки по России и за рубеж. Остановка деятельности компании и проблемы с организацией оставшихся рейсов могут нанести репутационный ущерб органам исполнительной власти и туристическим компаниям, уверены в организации.

Туроператоры также могут столкнуться с проблемой вывоза российских туристов, которые отдыхают за границей. Глава Ростуризма Олег Сафонов заявил, что речь идет о почти 39 тыс. пассажиров, большинство из которых находятся в Турции. Повторная оплата вывозных рейсов будет стоить туроператорам не менее $10 млн, подсчитали в ассоциации. Господин Сафонов заявил, что вывозом организацией россиян займутся российские власти. «Ситуация находится под полным контролем. Все туристы, хочу заверить, будут возвращены домой, причем будет это сделано не за счет туроператоров»,- сказал он в интервью “Ъ FM” .

По итогам совещания в Росавиации с участием авиакомпаний для компенсации их затрат было принято решение выделить из федерального бюджета следующего года около 200 млн руб. Свою готовность перевозить пассажиров по билетам «ВИМ-Авиа» уже выразили представители «Уральских авиалиний», iFly, Red Wings, «НордСтар», «ИКАР», Nordwind и «Якутии». Перевозкой пассажиров уже занимаются Azur Air и Royal Flight, авиакомпания UTair изучает технические возможности поддержки. Выполнение международных чартеров для вывоза туристов из-за рубежа профинансируют внебюджетные источники: они пойдут исключительно на оплату топлива и аэропортовое обслуживание.

Для контроля эффективного расходования этих средств в «ВИМ-Авиа» вводится внешнее управление, в которое войдут представители аэропорта Внуково и авиакомпаний, имеющих опыт антикризисного менеджмента.

По словам источника «Ведомостей» , сегодня в Росавиации было принято решение, что полеты «ВИМ-Авиа» из «Внуково» будет финансировать «дочка» «Аэрофлота» - авиакомпания «Россия». Пресс-служба авиакомпании опровергла эту информацию.

Операционная деятельность компании при этом будет вестись из аэропорта Внуково как базового «до тех пор, пока не будут развезены все пассажиры», заявил ТАСС его председатель совета директоров Виталий Ванцев. Туда же будут переведены все самолеты перевозчика. В своем базовом аэропорту Домодедово «ВИМ-Авиа» столкнулась с проблемами с заправкой из-за задолженности за авиакеросин, объем которой оценивался в 500 млн руб. Первые пассажиры «ВИМ-Авиа» должны прибыть во Внуково уже во вторник. Аэропорт Внуково заявил, что в течение двух дней будет произведено согласование расписаний «с участием перевозчиков, готовых оказать поддержку в перевозке пассажиров "ВИМ-Авиа"». Глава Минтранса Максим Соколов сообщил, что интерес к вывозу пассажиров проявили не только российские, но и греческие авиакомпании. Господин Соколов считает, что оказывать авиакомпании господдержку уже бессмысленно, потому что она «практически прекратила свою работу».

При этом авиационные власти до сих пор не выяснили размер общего долга перевозчика. По оценкам АТОР, общая кредиторская задолженность «ВИМ-Авиа» может составлять от 3 млрд до 10 млрд руб.

Во вторник заместитель главы Минтранса Валерий Окулов заявил, что «цифры плавают» и задача - «понять размер бедствия».

«Первоначально была задолженность по аэропорту Домодедово в районе 500 млн руб., сейчас уже другие объемы»,- цитирует чиновника «Интерфакс» . Он добавил, что официально «ВИМ-Авиа» не запрашивала госгарантий, «пока это на уровне разговоров». Господин Окулов также заявил, что Росавиация должна представить результаты внеплановой проверки перевозчика (начата на выходных после представления Генпрокуратуры главе агентства Александру Нерадько.- “Ъ” ) в начале следующей недели. По мнению замминистра, об аннулировании сертификата эксплуатанта (основной документ, дающий право на коммерческие перевозки.- “Ъ” ) «ВИМ-Авиа» говорить рано.

Совладелец перевозчика Рашид Мурсекаев заявил, что у компании закончились оборотные средства и ее финансирование заморожено. Господин Мурсекаев также указывал на свою готовность передать контроль над бизнесом внешнему управляющему.

В выходные из Домодедово не смогли вовремя вылететь 20 рейсов «ВИМ-Авиа», в понедельник задержаны еще 28 рейсов, в том числе на курорты, в Китай и на Дальний Восток. В понедельник Росавиация и Минтранс приостановили чартерную программу «ВИМ-Авиа», а Московское межрегиональное следственное управление на транспорте при СКР возбудило уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере по факту хищений должностными лицами «ВИМ-Авиа»: следователи считают, что компания продолжала продавать билеты, зная, что не сможет выполнить рейсы.

Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе:

Хотелось бы понять, под чьим контролем ситуация. Коллапс, на мой взгляд, уже случился. Наше обращение в правительство связано с тем, что если сейчас не принять никаких мер в контексте чартерных рейсов, подчеркну, именно чартерных рейсов, то ситуация будет иметь явно тенденцию к ухудшению, потому что чудес на свете не бывает. Эти рейсы оплачены в полном объеме, речь идет о десятках миллионов долларов, которые должны были бы быть на счету у авиакомпании, это депозиты, которые туроператоры заплатили «ВИМ-Авиа». Теперь перевозчик говорит, что не может выполнить рейс, потому что у него нет денег. Вопрос в том, куда они делись.

Десятая авиакомпания в России оказалась на грани остановки. Дедлайн - 12.00 в понедельник.

Авиакомпания «ВИМ-авиа» может остановиться с понедельника. Фото: Википедия

Десятая в России авиакомпания «ВИМ-авиа» на грани остановки. У компании нет денег на авиатопливо и аэропортовое обслуживание, кредиторы оплатили ее полеты до 12.00 в понедельник, 25 сентября. На прошлой неделе «ВИМ-авиа» обратилась за помощью в правительство, но шансы получить госгарантии под новые кредиты невелики.

Что происходит?

  • 22-23 сентября в Домодедово на 10-13 часов были задержаны 19 рейсов «ВИМ-авиа». Причина - задолженность авиакомпании перед аэропортом и поставщиками топлива, сказал The Bell представитель Росавиации. У авиакомпании нет денег, чтобы оплачивать авиатопливо и аэропортовое обслуживание, говорят источники The Bell: только в Домодедово авиакомпания должна около 500 млн рублей, примерно столько же составляет совокупный долг перед другими аэропортами и поставщиками топлива.
  • В субботу утром работу «ВИМ-авиа» до 12.00 понедельника, 25 сентября, согласились профинансировать структуры, близкие к правительству Татарстана, где зарегистрирована авиакомпания, - «Татнефть» (она поставит авиатопливо), само правительство и близкий к нему банк «Зенит», рассказывают источники The Bell. Важно было обеспечить продолжение полетов именно в выходные, когда число пассажиров больше всего, говорит один из них.
  • В четверг «ВИМ-авиа» обратилась за поддержкой к профильному вице-премьеру Аркадию Дворковичу, попросив госгарантий по кредитам. Представитель Дворковича сообщил The Bell, что запрос компании был передан в Минтранс для «формирования предложений». Предложения должны быть представлены в понедельник. Собеседники The Bell, знакомые с позицией регуляторов, считают, что при оптимистичном сценарии авиакомпания может прожить максимум до середины октября, при пессимистичном - до конца сентября.
  • Росавиации поручено проработать с авиаперевозчиками маршрутную сеть «ВИМ-АВИА» с целью определения ответственных за перевозку пассажиров в случае «наступления обстоятельств, при которых «ВИМ-АВИА» не сможет выполнять рейсы», говорится в официальном сообщении Минтранса.
  • Всего на понедельник в расписании «ВИМ-авиа» заявлено 17 рейсов, из них 10 - после 12.00.
  • «Временные трудности с расписанием авиакомпании вызваны традиционным сезонным спадом, что привело к спорам хозяйствующих субъектов и задержкам ряда рейсов», - говорится в комментарии, который переслала The Bell представитель «ВИМ-авиа» Елена Федорова. Компания провела консультации c контролирующими органами и партнерами и достигла предварительных соглашений об исправлении ситуации, говорится в комментарии.
  • Все источники The Bell называют причиной проблем «ВИМ-авиа» ее агрессивную стратегию: с начала 2016 года компания закупила 7 широкофюзеляжных самолетов Boeing-777 в расчете на рост турпотока между Россией и Китаем, но выполнить запланированный объем перевозок не смогла. За лето 220 тысяч пассажиров, купивших билеты «ВИМ-авиа», развезли другие перевозчики.
  • За 8 месяцев 2017 года «ВИМ-авиа» перевезла 1,83 млн пассажиров (рост на 31,4%) и занимает 10-е место среди российских авиакомпаний. Один из источников The Bell оценивает число проданных компанией на ближайшие месяцы билетов в 100 тысяч. Источник на туристическом рынке говорит, что на чартерные рейсы компания продала 20-30 тысяч билетов.
  • UPD: задержки «ВИМ-авиа» в «Домодедово» продолжаются, сегодня шесть рейсов компании задержаны на несколько часов

Что делать, если у вас билет на рейс «ВИМ-авиа»?

  • Если вы вылетаете до 12.00 в понедельник, беспокоиться не о чем: до этого момента заправка и вылет самолетов «ВИМ-авиа» уже оплачены.
  • Нынешний кризис - возможно, самый серьезный, но не первый в истории «ВИМ-авиа». Есть вероятность, что владелец авиакомпании Рашид Мурсекаев найдет финансирование для продолжения ее работы в ближайшее время, а после окончания летнего чартерного сезона финансовое положение компании станет более стабильным.
  • Если вы летите чартерным рейсом (основные чартерные направления «ВИМ-авиа» - Турция, Китай, Кипр), вам надо связаться с туроператором, у которого вы покупали билет. В случае остановки полетов «ВИМ-авиа» договариваться о развозе чартерных пассажиров будут именно они. Вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин считает, что на излете сезона у туроператоров не должно быть серьезных проблем с поиском самолетов для выполнения чартерной программы «ВИМ-авиа» в случае ее остановки.
  • Если вы за границей и должны лететь обратно рейсом «ВИМ-авиа», поводов для беспокойства немного меньше: российские авиакомпании, испытывающие проблемы с финансированием, обычно накапливают долги перед российскими аэропортами и топливными компаниями, а с иностранными поставщиками рассчитываются вовремя.
  • Если вы летите регулярным рейсом, не остается ничего, кроме как следить за информацией о рейсах компании на ее сайте, сайтах Росавиации и Минтранса. Обычно при остановке крупной авиакомпании Росавиации удается договориться с другими участниками рынка о развозе пассажиров.
  • Тем не менее, в любом из перечисленных случаев надо быть готовым к тому, что ваш рейс может быть задержан на неопределенный срок.

Петр Мироненко, Светлана Рейтер

Правообладатель иллюстрации Dmitry Petrochenko/TASS Image caption "ВИМ-Авиа" с января задерживает в среднем около 12% рейсов

У "ВИМ-Авиа" нет денег для продолжения работы, компания прекращает чартерные перевозки и вывоз пассажиров с курортов, сообщила Росавиация. Этому предшествовали задержки рейсов и возбуждение уголовного дела.

О том, что одна из крупнейших частных авиакомпаний России отказывается от выполнения чартерных рейсов, сообщило Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). В понедельник в ведомстве прошло совещание по ситуации в "ВИМ-Авиа".

Главная новость - авиакомпания приняла решение полностью прекратить чартерные перевозки пассажиров к местам отдыха и вывоз их. Так сообщение Росавиации передает агентство Интерфакс.

Русская служба Би-би-си разбиралась, что происходит с одной из крупнейших российских авиакомпаний.

С чего все началось

В субботу в аэропорту Домодедово было задержано 15 рейсов "ВИМ-Авиа", в воскресенье задержки продолжились. В понедельник должно было вылететь 19 рейсов "ВИМ-Авиа". Но днем было отправлено только шесть - остальные либо отменены, либо задержаны.

На момент выпуска на онлайн-табло фигурировали восемь рейсов авиакомпании, из которых были отправлены только три. Из 20 рейсов "ВИМ-Авиа", которые должен был принять московский аэропорт, прибыл лишь один.

На онлайн-табло прилетов петербургского аэропорта Пулково только один рейс "ВИМ-Авиа" значится как прибывший, еще два отложены на несколько часов.

Правообладатель иллюстрации Mikhail Pochuyev/TASS Image caption С субботы были задержаны десятки рейсов "ВИМ-Авиа"

И одновременно стало известно, что следователи завели уголовное дело о мошенничестве в крупном размере "по факту хищения денежных средств пассажиров должностными лицами" авиакомпании.

Логика следствия такова: "ВИМ-Авиа" продолжала продавать билеты, хотя знала, что денег на оплату топлива в аэропорту уже не хватает.

Что известно о компании?

"ВИМ-Авиа" занимает десятое место по перевозке пассажиров в России, следует из данных Росавиации. Компания зарегистрирована в Татарстане, хотя и базируется в Домодедово, где занимает четвертое место по пассажиропотоку. Владелец компании - Рашид Мурсекаев.

Это не первый случай, когда компания массово задерживает рейсы. По данным статистики задержек регулярных и чартерных рейсов за август 2017 года, у "ВИМ Авиа" их было больше всех среди российских перевозчиков - 59.

Правда, за счет большого числа совершенных полетов процент задержек получился не самый большой - всего 12,3%. По данным генпрокуратуры, примерно такой же процент задержек сохраняется у "ВИМ-Авиа" с января 2017 года.

Сейчас чиновники решают, что делать с компанией и туристами. Днем туроператоров собирали в Ростуризме, а вечером прошло совещание в Росавиации.

Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего авиаотрасль, не стала комментировать возможные меры по спасению компании.

Представитель "ВИМ-Авиа" сообщила Би-би-си, что сейчас вместе с "финансовыми организациями, решившими поддержать авиаперевозчика" разрабатывается план урегулирования ситуации. Также представители "ВИМ-Авиа" ведут переговоры с партнерами, добавила она.

"В данный момент достигнуты предварительные соглашения, что должно привести к исправлению ситуации", - пояснила представитель "ВИМ-Авиа".

Совладелец компании позже выступил с более оптимистическим прогнозом и допустил возможность введения внешнего управления в "ВИМ-Авиа".

"Оборотные средства закончились и финансирование заморожено. В аэропортах обслуживание приостановлено. Поскольку авиакомпания не может осуществлять полеты без дополнительного финансирования, изучаем возможности для введения внешнего антикризисного управления", - сказал Мурсекаев.

Общее число пассажиров "ВИМ-авиа" с проданными билетами - 140 тысяч, сообщает издание The Bell со ссылкой на источник, участвовавший в совещании в Росавиации.

Правообладатель иллюстрации Mikhail Pochuev/TASS Image caption Следствие считает, что руководство "ВИМ-Авиа" похитило деньги пассажиров, продавая билеты на фоне проблем с оплатой топлива

Новый коллапс с "ВИМ-Авиа" произошел в конце туристического сезона и это смягчило последствия, сказал Русской службе Би-би-си гендиректор компании ICS Travel Group Дмитрий Шевченко. Его компания прекратила продавать новые турпакеты с перелетами самолетами "ВИМ-Авиа"и пытается договориться с "Уральскими авиалиниями" и компанией "Ямал".

Представитель Tez Tour Лариса Аханова сказала, что в рамках московской и региональной кампаний ее компания продала туристические пакеты с перелетами "ВИМ-Авиа" по 22 октября включительно. И в туркомпании рассчитывают на то, что все контрактные обязательства перевозчик выполнит в полном объеме "без существенных неудобств".

Почему задерживают рейсы?

Ранее Росавиация сообщила, что Домодедово отказалось обслуживать самолеты "ВИМ-Авиа" из-за долгов за топливо.

Длительные задержки вылетов регулярных и чартерных рейсов авиакомпании "ВИМ-Авиа" из аэропорта Домодедово связаны с неурегулированной задолженностью перевозчика перед топливно-заправочными организациями, цитировал заявление Росавиации Интерфакс.

О проблемах с заправкой топливом Би-би-си рассказал источник, близкий к авиакомпании и не уполномоченный давать комментарии прессе. По его словам, проблемы возникли не только в московском аэропорту Домодедово, но и в петербургском Пулково (в Пулково Би-би-си это не подтвердили).

О том, что у компании есть проблемы с соблюдением расписания, Би-би-си рассказали в холдинге "Базэл Аэро". Эта компания управляет аэропортами в Сочи, Краснодаре, Анапе и Геленджике. "ВИМ-Авиа" в рамках летнего расписания ежедневно совершает один рейс из Краснодара и два из Сочи в Домодедово.

"В минувшие выходные все рейсы авиакомпании в аэропорты Краснодарского края были выполнены с задержками по причине позднего прибытия самолетов из Москвы. Максимальное время задержек рейсов составило девять часов", - сообщили в пресс-службе "Базэл Аэро".

Холдинг "Новапорт", управляющий аэропортами Новосибирска и Челябинска, комментировать ситуацию с "ВИМ-Авиа" отказался.

Проблемы с зарплатой?

У "ВИМ-Авиа" есть проблемы не только с соблюдением расписания рейсов. Татарская транспортная прокуратура в пятницу 23 сентября возбудила административные дела в отношении самой компании и ее руководителя в связи с задержками выплаты зарплаты. По данным прокуратуры, долги по выплате зарплаты в авиакомпании превысили 206 млн рублей.

Как рассказал Би-би-си источник, знакомый с ситуацией в авиакомпании, последний раз в середине августа сотрудникам выплатили половину зарплаты за июль.

При этом, по словам источника, задержки с зарплатой "в компании были всегда", и нынешняя ситуация еще не самая плохая - были ситуации, когда зарплату задерживали на полгода.

В "ВИМ-Авиа" ситуацию с зарплатами комментировать не стали.

Не сработала схема

Газета "Ведомости" пишет, что авиакомпания "много лет работает так: в зимний сезон копит долги, летом зарабатывает и отдает деньги". Об этом изданию на условиях анонимности рассказал менеджер крупного аэропорта. В этом году, по его словам, был провальный летний сезон, и схема не сработала.

В самой авиакомпании в субботу заявляли , что "временные трудности с расписанием" связаны с "традиционным сезонным спадом, что привело к спорам хозяйствующих субъектов и задержкам ряда рейсов".

"ВИМ-авиа" будет поддерживать татарстанский бизнес, говорил "Ведомостям" источник, близкий к одной из сторон переговоров о спасении перевозчика. Однако в Казани опровергли предположения о том, что авиакомпания может ждать помощи оттуда.

"Ни правительство Татарстана, ни компания "Татнефть" отношения к обязательствам авиакомпании "ВИМ-Авиа" не имеют", - сказал Интерфаксу глава пресс-службы президента Татарстана Эдуард Хайруллин.