Площадь аэропорта Король Фахд в Саудовской Аравии – 780 км². Это в 7 раз больше площади Парижа – 80 кварталов французской столицы умещаются на 105 км². И на 25 км² больше площади Гамбурга (755 км²).

Упаковка важнее любой наклейки: как упаковать хрупкие вещи в багаж

22 июля 2019

Поясним за новости: «Победа» продаёт собственные туры по всем направлениям

19 июля 2019

Европейские авиаперевозчики будут платить за задержку рейсов

19 июля 2019

Как путешествовать с друзьями - полезная памятка

18 июля 2019

Поясним за новости: над Пакистаном снова можно лететь спокойно

18 июля 2019

Самые весёлые ЛГБТ-заведения мира

Аэропорты можно сравнить с городами не только по площади. Во многих отношениях современный воздушный порт организован как город. Там тоже есть администрация, бюджет, службы, которые следят за безопасностью и порядком. Рассмотрим устройство аэропорта чуть подробнее.

От чего зависит устройство аэропорта

От его размера. Большинство из нас под аэропортом подразумевают огромный комплекс с ангарами, терминалами, командно-диспетчерскими пунктами и взлетно-посадочными полосами с рабочим режимом 24/7. Но не все аэропорты отвечают этим стандартам.

Маленькие аэропорты

Аэропортом называют и куцую полоску асфальта среди травы и грязи, которую используют не больше двух-трех часов в день. Эти взлетно-посадочные полосы часто служат только одному или двум пилотам. Такие аэропорты могут не иметь никаких других структур, кроме взлетно-посадочной полосы (ВПП).

Региональные аэропорты

Организуют перелеты по одной стране, без международных рейсов. Часто региональные аэропорты обслуживают не только гражданскую авиацию, но и военную.
В региональных аэропортах инфраструктура более развитая. Она включает ангары, радиовышки, средства для обучения пилотов, системы наблюдения за погодой. Такие объекты иногда располагают комнатами отдыха для пилотов, торговыми площадками, конференц-залами, топливохранилищем.
Полный перечень объектов зависит от трафика и назначения аэропорта.
В ангарах региональных аэропортов обычно размещаются самолеты с вместимостью до 200 человек.

Международные аэропорты

Организуют региональные и международные рейсы. Инфраструктура международных аэропортов дополняется магазинами беспошлинной торговли, станциями техобслуживания, транспортной системой внутри терминалов, зонами таможенного контроля.
Взлетно-посадочные полосы и ангары таких аэропортов обслуживают самолеты разной вместимости. От частных - менее 50 человек на борту, до Airbus A380 - 853 пассажиров.

Взлетно-посадочная полоса

В региональных аэропортах может быть всего одна взлетно-посадочная полоса. В международных - от двух до семи. Длина ВПП зависит от веса самолетов. Например, для взлета Boeing 747 или Airbus A380 требуется ВПП длиной 3300 м. А для взлета воздушных судов вместимостью до 20 пассажиров достаточно 914 м.

Полосы могут быть:

  • Одиночными. Инженеры планируют расположение ВПП с учетом преимущественного направления ветра.
  • Параллельными. Расстояние между двумя ВПП зависит от размера и количества самолетов, использующих аэродром: в среднем от 762 м до 1 310 м.
  • V-образными. Две взлетно-посадочные полосы сходятся, но не пересекаются. Такое расположение дает диспетчерам воздушного движения гибкость при маневрировании самолетов на ВПП. Например, при слабом ветре диспетчер будет использовать обе взлетно-посадочные полосы. Но если ветер усилится в одном направлении, диспетчеры будут использовать ту ВПП, которая позволяет самолетам взлетать против ветра.
  • Пересеченными. Пересекающиеся ВПП распространены в аэропортах, где преобладающие ветры меняются в течение года. Точка пересечения может находиться посередине каждой взлетно-посадочной полосы, в зоне порога, где приземляются самолеты, или в конце ВПП.

Рулежные дорожки

Помимо взлетно-посадочных полос аэропорт оборудован рулежными дорожками. Они связывают между собой все строения аэропорта: терминалы, ангары, стоянки, станции техобслуживания. Их используют для перемещения самолетов на взлетно-посадочную полосу или к месту стоянки.

Светосигнальная система

Во всех международных аэропортах одинаковая схема освещения. С помощью сигнальных огней пилоты могут отличать взлетно-посадочные полосы от шоссе ночью или в условиях низкой видимости. Маячковые огни, которые мигают зеленым и белым цветом, указывают на гражданский аэропорт. Зеленые огни отмечают порог или начало взлетно-посадочной полосы. Красные огни сигнализируют о конце полосы. Белые или желтые огни определяют края ВПП. Синие огни отличают рулежные дорожки от взлетно-посадочных полос.

Как устроен аэропорт: терминалы

В терминалах располагаются представительства авиакомпаний и службы, которые отвечают за организацию пассажирских перевозок, безопасность, багаж, пограничный, иммиграционный и таможенный контроль. Здесь же работают рестораны и магазины.
Количество терминалов и общая площадь аэровокзальной зоны зависят от трафика аэропорта.

Терминальный комплекс в аэропорту Хартсфилд-Джексон в американской Атланте занимает 230 000 м². В него входят внутренний и международный терминалы, 207 ворот к посадке/высадке пассажиров, семь конференц-залов, 90 магазинов и 56 пунктов обслуживания, где пассажиры получают необходимые услуги - от полировки ботинок до подключения к интернету.

Обычно авиакомпании арендуют в аэропорту гейты. Но иногда они строят отдельные терминалы. Как, например, авиакомпания Emirates в Международном аэропорту Дубай. Помимо залов ожидания и выходов к самолетам, терминал Emirates предлагает 11 000 м2 торговых площадей, три спа-центра, два сада Дзен.

Бортовое питание

Еду для пассажиров самолетов готовят за пределами аэропорта. Ее доставляют на грузовике и загружают на борт. Ежедневно в один крупный аэропорт кейтеры поставляют тысячи обедов. Например, три поставщика питания каждый день обеспечивают аэропорт Гонконга 158 000 обедов.

Система топливного обеспечения

Во время рейса из лондонского Хитроу до малазийского Куала-Лумпур Джамбо Джет расходует около 127 000 литров топлива. Поэтому оживленные международные аэропорты продают миллионы топлива каждый день. В некоторых аэропортах для транспортировки топлива из хранилища до самолета используют автоцистерны. В других топливо перекачивают через подземные трубы непосредственно к терминалам.

Система безопасности

Пассажиры внутренних рейсов проходят паспортный контроль и контроль безопасности. Пассажиры международных рейсов проходят таможенный контроль, контроль безопасности и паспортный контроль.

Аэропорты ищут запрещенные предметы с помощью комбинаций программного обеспечения и технологий скрининга- компьютерной томографии, рентгеновских аппаратов и систем обнаружения взрывных следов. При необходимости пассажиров подвергают личному досмотру или сканированию всего тела.
Крупные аэропорты дополняют систему безопасности службами пожарной охраны и станциями скорой медпомощи.

Как устроен наземный транспорт в аэропорту

Система наземного транспорта обеспечивает прибытие пассажиров в аэропорт и транспортировку из воздушного порта в город.

Обычно система наземного транспорта включает:

  • Дороги в аэропорт и из аэропорта.
  • Парковки для автомобилей.
  • Службы аренды транспорта.
  • Рейсы транспортировки пассажиров в местные отели и к автостоянкам.
  • Общественный транспорт - муниципальные автобусы и метро.

Большие аэропорты оборудованы внутренней трансферной системой. Она включает в себя траволаторы, мини-автомобили, автоматические поезда или автобусы.

Внутренняя трансферная система помогает пассажирам быстрее попадать из одного терминала в другой или к воротам терминала.

Бюджет

Аэропорты - это огромные предприятия. Аэропорт Денвера в США стоит около 5 миллиардов долларов. Расходы на его обслуживание составляют 160 миллионов долларов в год. В то же время ежегодный доход государства от аэропорта - 22,3 миллиарда долларов.
Аэропорты, как правило, владеют всеми объектами на своей территории. Они сдают их в аренду авиакомпаниям, розничным магазинам, поставщикам услуг. Еще несколько статей доходов воздушных портов занимают сборы и налоги на авиабилеты и услуги - топливо, паркинг. Большинство аэропортов являются самообеспечивающимися предприятиями.

Персонал

Около 90 процентов сотрудников аэропортов работают на частные компании: авиакомпании, подрядчики, арендаторы. Остальные 10 процентов работают на аэропорт: администраторы, обслуживающий персонал, служба безопасности.

С расширением географии пассажирских перевозок каждая страна обзавелась несколькими десятками аэродромов — большими и маленькими, для международных и региональных рейсов. Одним из первых аэропортов стал Девау. Это немецкий аэровокзальный комплекс, располагавшийся в Кёнигсберге.

Строительство аэропорта в России или в любой другой стране обходится в многие миллионы долларов. Это связано с тем, что необходимо учесть многие факторы — удобство путешественников, повышение оборотов пассажиропотока, обеспечение безопасности, соответствие международным нормам. Но что такое аэропорт в общем значении этого слова? Об этом подробнее ниже.

Само слово пришло в русский язык из французского. Там оно в свою очередь образовалось от слияния двух греческих слов — “воздушный” и “гавань”. Отсюда можно сделать вывод, что аэропорт — это воздушная гавань или “воздушные ворота” той или иной страны/города/региона.

В словаре дается определение этого термина, как несколько зданий, которые предназначаются для приема, отправки и обслуживания воздушных судов. Он состоит из аэродрома или аэровокзала. Крупные комплексы могут включать несколько аэровокзалов.

Что такое airport? Это слово на английском языке, которое обозначает . Именно его помещают на здании аэровокзала в любой стране мира. Некоторым из них присваивают названия. Обычно, по наименованиям близлежащих поселков или маленьких городков.

Сегодня аэропорты — это целые комплексы из зданий и служб, обеспечивающих безопасность и комфорт для пассажиров.

Первые из них начали появляться в Европе и в начале прошлого века. В 20-30х годах были построены первые терминальные комплексы. До этого времени существовали только аэропланы, а они не требовали разгона для взлета. С появлением многомоторных воздушных судов появилась необходимость в проектировании аэродромов и взлетно-посадочных полос.

Классификации аэропортов

По своей классификации они делятся на внутренние и международные. В России у них есть особые статусы — федерального, регионального и местного значений.

Первыми являются те, которые представляют собой узловые элементы национальной авиасистемы . Это аэропорты с общим уровнем пассажиропотока не менее 500 тыс. в год.

Региональные аэровоздушные комплексы занимаются межрегиональными перевозками и находятся в собственности у местных властей.

Аэропорты местного значения принимают и отправляют внутрирегиональные, авиатранспортные рейсы.

Аэропорт в Абу-Даби.

По назначению они делятся на пассажирские, грузовые и грузопассажирские. Есть отдельная классификация и по уровню пассажироперевозок. Они подразделяются от 1 до 5. Если уровень превышает 10 млн. человек в год, то его называют внеклассовым. В случае, если он составляет менее 0,1 млн. в год, то ему присваивают статус “неквалифицированного”.

Существуют запасные и базовые аэродромы. Первые используются постоянно, для системы воздушных трасс, а вторые — эпизодически, в случае плохих погодных условий и т.д.

Значение термина “терминал”

Любой аэровокзальный комплекс включает в себя несколько терминалов. Но что такое терминал в аэропорту? Само слово пришло в русский из английского языка. Дословно оно значит “предел” или “конец”. То есть конечная часть какой-то системы, которая обеспечивает связь с внешней средой.

Терминалы нужны были для того, чтобы увеличить пассажиропоток аэровокзального комплекса и помочь путешественникам быстро и легко найти свой выход к посадке на самолеты. Другое его назначение — организовать четкую и бесперебойную работу всего комплекса.

В терминале находятся таможенный контроль, кафе, рестораны, магазины, представительства и т.д.

Терминал в аэропорту — это здание, в котором пассажиры проходят паспортный и таможенный контроли, ожидают свой рейс. Классический терминальный комплекс включает их два — для международных и внутренних перевозок.

Значение слова «аэропорт» знакомо каждому современному человеку. Несмотря на это, люди, которые в первый раз отправляются куда-то на самолете, испытывают первый страх именно при входе в здание аэропорта. Именно поэтому каждому путешественнику полезно ознакомиться с правилами поведения в самолете, но и подробней узнать о том, что такое аэропорт.

Слово «Аэропорт» с греческого языка переводится как воздушная гавань (пристань). Формулировка современного определения выглядит немного иначе и является расширенной.

Аэропорт - этосовокупность зданий и сооружений, основное предназначение которых заключается в приеме и отправке воздушных судов, их базирования и обслуживания пассажиров.

Для некоторых объектов такого плана дано немного другое название – аэродром. Несмотря на схожесть, разница между двумя понятиями и предприятиями есть. Аэродром с греческого языка как «воздушная дорога». Другими словами, это участок воды или суши, где имеется воздушное пространство и все необходимые сооружения для обслуживания и управления воздушными судами: самолетами, вертолетами, аэропланами и другими.

Разница заключается в том, что аэропорт способен принимать и обслуживать пассажиров, а аэродром только воздушные суда. Аэродром может быть военным или запасным. Причем аэропорт способен выполнять функции аэродрома, но последний заменить аэропорт не может.

Чикагский Международный аэропорт О’ХАРА.

История аэродромов

До 30-х годов прошлого столетия как таковых аэродромов не существовало вообще. В те времена аэропланы могли взлетать практически с любой поверхности, так как им не требовалось место для разгона. После 1930 года, с появлением многомоторных самолетов, необходимо было создавать взлетно-посадочные полосы длиной не менее 1500 метров. Тогда и стали появляться первые аэродромы. С течением времени они усовершенствовались. Капитальные реконструкции проводились в 1959 году, с появлением реактивных самолетов, и в 1970 годах.

Современные аэропорты, естественно, более комфортабельны и безопасны для пассажиров и лайнеров. На территории большинства аэровокзалов имеется множество дополнительных услуг, например, банкоматы, аптечные пункты, магазины и многое другое.

Международный аэропорт Хартсфилд-Джексон Атланта, США

Строительство аэропорта

Строительство нового аэропорта – это очень серьезное и ответственное мероприятие, которое требует большого количества участвующих специалистов. Перед тем. Как начинается возведение объектов, тщательно изучается территория, на которой планируется строительство. Основными критериями выбора являются:

  1. Большая площадь выбранного участка.
  2. Незначительная удаленность этого места от городской агломерации.
  3. Удаленность жилых домов из-за шума.
  4. Наличие подъездных дорог. Это очень важный пункт, так как к аэропорту должен быть доступ, то есть дороги, ведущие к близлежащим населенным пунктам.
  5. Помехи и препятствия. Здание должно быть расположено в такой местности, где нет объектов, несущих потенциальную опасность для авиалайнеров. Такие помехи могут создавать вышки, антенны и слишком высокие здания.

После того как найден участок местности, отвечающий всем требованиям, начинается планирование и проектирование будущего аэропорта. Для этого эксперты начинают изучать потенциальный уровень развития региона, который предположительно и будет обслуживаться. Здесь в обязательном порядке учитывается ряд факторов, среди которых есть: пассажиропоток, количество авиарейсов, экономический рост региона и некоторые другие.

Наиболее важным показателем является количество пассажирских перевозок, осуществляемых за 12 календарных месяцев. На основании этой величины выводятся параметры, которым будет соответствовать аэропорт. На этом этапе составляется план того, как пассажиры будут добираться до здания аэровокзала и обратно, какими услугами будут пользоваться. Кроме того, рассчитывается время работы служб аэропорта, например, таможенников.

Суть следующего этапа строительства заключается в выявлении потенциальных проблем, которые могут возникнуть в работе. Происходит урегулирование таких вопросов, как:

  1. ​Негативное воздействие на окружающую среду.
  2. Выявление роли нового аэропорта в системе уже действующих.
  3. Проектирование взаимодействия со службами управления воздушным движением.
  4. Разработка и утверждение генерального плана.
  5. Проектирование зданий и сооружений.

На этом этапе очень важно задействовать в работе только квалифицированных специалистов (инженеров, строителей, архитекторов), так как реконструкция аэропорта будет проводиться не чаще, чем раз в 15-20 лет.

Обязательным мероприятием является изучение воздействия на окружающую среду. Исследованию подвергается близлежащая местность в радиусе до 60 км. Кроме того, рассматриваются варианты работы диспетчеров, которые будут управлять воздушным движением в радиусе 80 км.

Когда все предыдущие вопросы урегулированы, экспертная комиссия приступает к разработке и утверждению генерального плана. Этот этап является наиболее важным во всей подготовке к строительству. Именно на этой стадии разрабатывается планирование пассажирских и грузовых аэровокзалов, проектирование подъездных дорог и зданий. Завершается этот этап увязкой взаимодействия всех составляющих строящегося аэропорта.

Строительство аэропорта

Классификация

Аэропорт – что это такое понятно каждому человеку. Но немногие знают о том, что на аэропорты распространяется классификация. Они подразделяются на несколько групп на основании определенных критериев. Так, аэропорт может быть базовым и запасным. Через первый осуществляются регулярные рейсы, а второй находится в запасе, пользуются им только в случае крайней необходимости.

Аэропорты делят на пассажирские, грузовые и грузопассажирские. В зависимости от количества обслуженных пассажиров за прошедшие 12 месяцев, аэропортах присваивается один из пяти существующих классов:

  1. Более 10 000 000 пассажиров.
  2. От 7 до 4 млн.
  3. От 4 до 2 млн.
  4. Свыше 500 тысяч.
  5. Меньше 500 тысяч.

Кроме этой, существует классификация исходя из длины взлетно-посадочной полосы. Разумеется, аэропорты различаются и по статусу – международные или внутренние.Принадлежность к той или иной категории не является постоянной и может изменяться в зависимости от деятельности и способностей аэропорта.

Международный аэропорт Мемфиса — военно-гражданский аэропорт

Правила поведения пассажиров

Даже если пассажиры знают, что такое airport, далеко не все знакомы с основными правилами поведения на территории аэровокзала. Несмотря на это, с правилами должен быть ознакомлен каждый человек, прибывающий в аэропорт. Если человек хочет избежать разного рода недоразумений и конфликтов с сотрудниками аэропорта, ему необходимо знать следующее:

  1. Прибывать в аэропорт следует своевременно. Во-первых, отсутствие спешки и паники сбережет нервы самого пассажира. А во-вторых, человек может попросту опоздать на рейс, если вдруг возникнет какая-либо заминка на стадии регистрации и прохождения досмотра.
  2. Не стоит пытаться провезти в багаже запрещенные предметы, наивно полагая, что на них никто не обратит внимание. В связи с участившимися случаями террористических актов на борту авиалайнеров, проверка провозимого багажа стала еще более строгой, чем раньше. Именно поэтому, пытаясь замаскировать в чемодане какой-то запрещенный предмет, пассажир только создает себе проблемы и расходует время других пассажиров борта.
  3. Крайне не рекомендуется перед посадкой на борт употреблять большое количество алкогольных напитков. Привести нервы в порядок можно и при помощи медицинских успокоительных препаратов. В крайнем случае после взлета можно попросить стюардессу принести алкоголь, употребление которого предусмотрено и допустимо на лайнерах большинства авиакомпаний.
  4. При прохождении таможни, не стоит пытаться откровенно шутить с сотрудниками, а уж тем более грубить им. Необходимо понимать, что именно от решения этих людей зависит ваш отпуск или деловая командировка. Не нужно раздражаться на просьбы таможенников открыть багаж – это простое соблюдение норм безопасности, и сотрудники аэропорта выполняют свою работу.
  5. Самое правильное – это спокойное, адекватное и естественное поведение, которое не привлекает внимание сотрудников аэропорта. Этот пункт также необходимо помнить.
  6. Не стоит паниковать по любому поводу. В крайнем случае всегда можно обратиться к сотрудникам аэропорта, которые обязаны помочь. Даже если вы потерялись, не стоит останавливать других пассажиров, обращаться необходимо именно к сотрудникам.

Следует помнить, что неправильное поведение или вступление в безосновательный конфликт с сотрудниками, может закончиться обращением последних к стражам правопорядка.

Регистрация в аэропорту

Полномочия сотрудников

В работе аэропортов задействованы сотрудники нескольких служб. Их усилия в основном направлены на обеспечение безопасности пассажиров.

Руководство несет прямую ответственность за обеспечение безопасности на территории аэровокзала, а также заботится о том, чтобы пребывание пассажиров в здании было максимально комфортным.

В полномочия сотрудников, которые напрямую контактируют с пассажирами, входит регистрация авиабилетов, прием и выдача багажа, осуществление контроля за перемещением пассажиров. Сотрудники таможенного контроля вправе проводить детальный досмотр пассажиров и их личных вещей перед посадкой на борт самолета.

Прохождение досмотра

Если по каким-то причинам между работниками аэропорта и пассажирами складывается конфликтная ситуация как одни, так и другие вправе предъявить претензию или обратиться в правоохранительные органы. Общение служащих с пассажирами основывается на взаимном уважении. Более детально о правилах поведения и полномочиях сотрудников можно узнать у администрации аэропорта.

Вконтакте

Аэродром – специально подготовленный участок, имеющий комплекс сооружений и оборудования для обеспечения взлета, посадки, руления и обслуживания воздушных судов.

Аэропорт - предприятие, осуществляющее регулярные прием и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полетов воздушных судов и имеющее для этой цели аэродром, аэровокзал и другие наземные сооружения, а также необходимое для управления и руководства полетами оборудование. Аэродром является элементом аэропорта. Каждый аэродром состоит из летного поля и служебно-технической застройки.

Летное поле - часть аэродрома, на которой расположены летные полосы, рулежные дорожки, перроны, места стоянок и площадки специального назначения.

Летная полоса – участок летного поля аэродрома, состоящий из взлетно-посадочной полосы (ВПП), концевых и боковых полос безопасности. Летная полоса выбирается с учетом направления господствующых ветров, рельефа местности и расположения препятствий на территории, примыкающей к аэродрому. Крупные аэропорты могут иметь несколько летных полос, расположенных параллельно и используемые только для взлета и только для посадки. Это увеличивает пропускную способность аэропорта. Каждая летная полоса имеет полосы подходов, примыкающие к её концам. Над ними производится набор высоты при взлете и снижение при посадке.

Взлетно-посадочная полоса – часть летной полосы, специально подготовленная и оборудованная для взлета и посадки самолетов. Может быть грунтовой (ГВПП) и с искусствнным покрытием (ИВПП).

Боковая (БПБ) и концевая (КПБ) полосы безопасности – специально подготовленные боковые и концевые участки летной полосы, непосредственно примыкающие к ВПП и предназначенные для обеспечения безопасности при выкатывании самолета за пределы ВПП при взлете или посадке. На полосах безопасности не должно быть никаких препятствий и неровностей.

Рулежные дорожки (РД) - специально подготовленные пути, соединяющие между собой различные элементы аэродрома, предназначенные для руления, буксировки самолетов и движения спецавтотранспорта (при отсутствии рулящих самолетов). Они подразделяются на магистральные, расположенные параллельно ВПП, соединительные и вспомогательные. Магистральные рулежные дорожки строят с таким расчетом, чтобы можно было их использовать при необходимости для вынужденной посадки самолетов или в качестве резервной ВПП.

Место стоянки (МС) – специально подготовленная и оборудованная площадка для стоянки и обслуживания воздушных судов. МС могут быть групповыми и индивидуальными.

Площадка специального назначения – площадки на летном поле, предназначенные для выполнения специальных видов обслуживания самолетов. К ним относятся:

1) площадки перед ангаром, которые используются для временной стоянки, руления и буксировки самолетов;

2) площадки для определения и устранения девиации магнитных, гиромагнитных и радиокомпасов и проверки антенных устройств локаторов;

3) площадки для запуска и опробования двигателей;

4) площадки для стоянки спецмашин и средств механизации располагаются вблизи мест стоянок и перрона.

Перрон – площадка на летном поле предназначенная для стоянки воздушных судов с целью посадки и высадки пассажиров, погрузки и разгрузки грузов и почты.

Служебно-техническая застройка – часть аэродрома, на которой располагаются административные, производственные, ангарные, складские и другие служебные здания и сооружения (аэровокзал, грузовой склад, ангары, мастерские, цеха АТБ, служба движения, склад ГСМ, гараж и т.п.).

Аэровокзал – здание, где пассажир включается в процесс подготовки к началу или окончанию воздушного путешествия. Здесь производятся приобретение билетов, регистрация их и оформление багажа, досмотр пассажиров и их ручной клади (багажа) в целях обеспечения безопасности полетов и пограничный контроль в международных аэровокзалах.

Аэровокзал оборудован стойками касс и регистрации билетов, пограничного контроля, транспортерами для приема и выдачи багажа, информационными табло для объявления расписания полетов и другой информации, направляющей движение пассажиров и посетителей внутри аэровокзала. Аэровокзал обеспечивает пассажиров и дополнительными видами обслуживания: бытовое и медицинское, общественное питание и т.д.

Основные процессы на перроне – сбор пассажиров, доставка их к самолету, посадка и высдка из него.

В зоне перрона предусмотрены площади для сбора и накапливания пассажиров у стоянок самолетов, средства доставки пассажиров к самолету (автобусы, движущиеся тротуары и т.д.), средства посадки в самолеты (трапы телескопические и обычные самоходные).

Аэровокзальный комплекс может включать также гостиницу, цех бортового питания и магазин торговли на борту самолета, представительства авиакомпаний в международных аэропортах и т.д.

Для указания мест стоянки самолетов, направления движения при взлете, посадке, рулении и буксировке самолетов все элементы летного поля маркируют. Маркировка МС самолетов и перрона состоит из Т-образных знаков и цифр, указывающих место и номер стоянки, а также прямолинейные и криволинейные оси руления. Маркировку наносят на бетон или асфальт краской белого цвета. Оси руления маркируют штрихами белого цвета шириной 15 см с шагом от 5 м (для аэропортов класса Г, Д, Е), до 15 м (для аэропортов класса А,Б,В) на прямых участках и от 1 до 5 м на криволинейных участках. Стоянки самолетов маркируют восьмиугольниками красного цвета, ограничивающими зону обслуживания. Все стороны восьмиугольника должны находиться на расстоянии 2 м от крайних габаритных точек самолета. Сплошными и штриховыми полосами желтого цвета на перроне обозначают пути движения спецавтотранспорта, а для пассажиров белой краской обозначают места переходов типа «зебра».

Устройство аэропорта: вся техника

28/02/2015

Пассажир, прибывая в аэропорт, видит, как правило, стойки регистрации, зал ожидания да магазин Duty-Free. Все, конечно, догадываются, что это сложнейший с инженерно-технической точки зрения организм, но редко когда обращают внимание на различные хитроумные машины. А некоторые из них и просто остаются невидимыми для простого пассажира. А их там очень и очень много, и сегодня мы вам их покажем на примере аэропорта (г. Калининград).

Все фотографии можно кликнуть для увеличения. Под каждой фотографией имеется описание. Ну что ж, полетели!

Перед нами аэропортовый тягач с прицепленным к нему водилом. Не водилой, а водилом: именно так называется предмет, похожий на длинную желтую трубу. Тягач нужен для буксировки самолетов, причем чаще всего самолет не тянут, а толкают: ведь вперед он может двигаться своим ходом за счет тяги двигателей, а вот назад – нет. Режим реверса используется для торможения после приземления.

Перронные автобусы используются для доставки пассажиров к самолетам, установленным на так называемых “дальних стоянках”. И обратно. Сколько бы ни было телетрапов, одновременно находящихся в аэропорту самолетов, как правило, больше. А многие типы ВС вообще невозможно обслуживать у телетрапов – например, небольшие самолеты, у которых трап встроен прямо в дверь.

Однако сам телескопический трап регулируется в широких пределах и по высоте, и по вылету, а также перемещается влево и вправо по перрону. Свобода в трех измерениях позволяет обслуживать большинство типов самолетов, при этом мягкая “гармошка” (гофра) в самом конце плотно облегает фюзеляж, чтобы защитить пассажиров от ветра, дождя и холода.

Управлять трапом не сложнее, чем трактором (и регистрируется он в ГИБДД как трактор). Есть даже “понижающая передача”, которая используется во время стыковки с самолетом, чтобы аккуратненько подъехать вплотную, до касания.

Эти грузовики-фургоны тоже подъезжают к самолету до касания. Они используются для загрузки тележек с бортовым питанием и выгрузки их обратно. Грузовик подъезжает к самолету, кузов поднимается на нужную высоту, тележки катятся через “мостик”.

Тележка используется для перевозки багажа. Сейчас мы видим, как в бомболюк грузят мешки с песком: их сбрасывают по мере набора высоты для снижения веса самолета. (На самом деле это, конечно, просто принятый к перевозке груз помимо багажа пассажиров. Да-да, груз летает не только на грузовых самолетах).
За самолетом виднеется топливозаправщик.

Трактор в аэропорту предусмотрен на случай отмены международных рейсов 😉

А в остальное время он как раз и перевозит тележки и прочие приспособления.

В качестве приманки для ди-джеев по всему аэродрому развешиваются зеркальные диско-шары. В этом случае мировые звезды танцевальной сцены более охотно прилетают на гастроли. У некоторых даже в райдере указано необходимое количество диско-шаров в аэропорту прибытия.
Выяснилось также, что диско-шар заодно является неплохим фумигатором для отпугивания птиц. Для усиления эффекта из расположенных рядом с ВПП репродукторов играет дабстеп. Считается, что он имитирует крики хищных птиц, выстрелы и т.п. Поэтому огородные пугала в аэропортах не устанавливают. Нет также и трещоток для отпугивания кротов. Поэтому все пространство между рулежными дорожками испещрено уютными норками ^_^

Илья Шатилин