Всем привет и добро пожаловать на страницы блога «Легким на подъем».

Сегодня нас с вами ожидает еще одна прогулка по славному Нижнему Новгороду. Улица Рождественская это уникальный кусочек истории, который сохранился в нашем городе. Если сравнивать улицу Рождественскую с , то «историчности» обоим не занимать, а вот атмосфера абсолютно разная. Покровка шумная и веселая, а Рождественская — тихая и спокойная. Старые, черно-белые фото обязательно будут дополнять сегодняшний рассказ, но помимо этого я откопала еще и художественное произведение с видами улицы Рождественской. Устраивайтесь поудобней и не забудьте чай с плюшками). Рождественскую тоже не обошла участь переименования. В Советские времена улицу величали в честь поэта Маяковского (в народе Маяковка).
В XIX веке эти места назывались Нижним посадом, а чуть позже Нижним базаром.

Прогулка по улице Рождественской традиционно начинается с площади Народного единства. Именно здесь Кузьма Минин призывал народное ополчение. Сравнительно недавно, в 2005 году, на площади установили копию известной скульптуры с Красной площади.

Прогресс добрался и до Нижнего Новгорода. Практически около каждой достопримечательности есть QR-код. Можно тут-же на месте просканировать его и прочитать информацию о любом объекте.

Большое, красное здание с правой стороны скульптуры — знаменитая Бугровская ночлежка. Помните пьесу Максима Горького «На дне»? Именно ее и описывал писатель в известном произведении.
На фото выше видна Ивановская башня . Около нее находилась Миллионка, сюда стекалась беднота в поисках работы. В ночлежке каждый день можно было получить хлеб и кипяток.
На старом фото можно разглядеть правила поведения, которые написаны прямо на фасаде здания: » Водки не пить. Песен не петь. Вести себя тихо».
Я так понимаю, что фотограф запечатлел драку.

Ночлежка в наши дни.

Сразу за ночлежкой Бугровых, под стенами кремля, вы увидите старый элеватор. Фуникулер соединял две трамвайных ветки: Рождественскую и Большую Покровскую. Никакое электрическое чудо в те времена не применялось. Элеватор работал за счет силы тяжести. В каждом вагоне размещали специальную емкость. Если вагон был наверху, то емкость наполняли водой и, одновременно, в вагоне, который нужно поднять — воду сливали. Верхний вагон опускался, поднимая нижний.

Вот как это было.

Слева от скульптуры Минина и Пожарского — Церковь Рождества Иоанна Предтечи. У храма непростая судьба. Одно время здесь был клуб и автомото-школа. Колокольни и главы при советской власти снесли, а фасад изуродовали.

С 1994 года церковь начали восстанавливать и осенью 2005 года освятили.
Как-то немного по другому раньше выглядела улица Рождественская в этом месте, хотя здание справа на фото вполне узнаваемо.
Кстати, местные жители называют это место (перекресток Рождественской и Зеленского съезда) — Скоба.

А эта старая фотография выполнена с противоположного ракурса, от Ивановской башни кремля.

Сейчас мы с вами немного отклонимся от маршрута и заглянем на соседнюю улицу — Кожевенную. Хочу показать вам знаменитую «Чайную» или дом с колоннами.

Сначала это был доходный дом купца Переплетчикова. Здание удостоилось похвалы императора Николая I » за красоту фасада». Потом здание выставили на торги и приобрел его пароходчик Сироткин, который и предоставил здание под чайную. Как писал Максим Горький: «Люди могли сидеть в тепле, давали им порцию чая за две копейки, фунт хлеба, организовали библиотеку, поставили пианино…… Врачи организовали здесь бесплатную амбулаторию.

Возвращаемся на Рождественскую. С левой стороны улицы видим красивое здание (дом №6). Это бывший доходный дом.

Построил дом все тот же купец Переплетчиков, только впоследствии передал его по завещанию городу.

Фасад здания не всегда был выглядел так парадно. Реконструкцию провели к Всероссийской выставке 1896 года. В этом здании позже размещались различные конторы, первый в России общественный банк, техотдел Автостроя и даже кинотеатр им. Маяковского.
В наши дни, на первом этаже бывшего доходного дома располагается весьма недурственное арт-кафе «Безухов» . Кафе интересно своим интерьером, а также здесь периодически проводят литературные чтения.

На этой стороне улице есть необычная скульптура, которая неизменно привлекает внимание прохожих.
Это своеобразное напоминание о нижегородской соляной афере.

В XVII веке Нижний Новгород стал главным соляным складом России. После указа Петра I о государственной монополии на продажу соли, в городе учредили соляную контору. Коррупция в те времена уже сущствовала). Купцы потихоньку распродавали казенную соль в обход государственной казны, а недостачи списывали на паводок. Склады стояли рядом с рекой и вполне могли подтопляться. Афера вскрылась когда Александр II отказался от монополии на соль и заменил ее акцизом.
Министерство финансов предписало распродать в скорейшем порядке соль и тут оказалось, что распродавать нечего. Дело было громким. Начальника казенной палаты Вердеревского осудили и прилюдно казнили.
Почему калоши? Есть легенда, что отец купца Федора Блинова, причастного к скандалу, подарил сыну чугунные калоши и наказал «носить раз в год, в память о проступке».

С правой стороны улицы тянуться два серых фасада — дом №19 и 21.

Про дом №19 я, к сожалению, ничего не знаю. А вот дом №21 в свое время был доходным домом А.С. Заплатина. Возможно, что оба дома принадлежали одному хозяину.

К дому Заплатина примыкает комплекс домов Рукавишникова. Дом с литыми фигурами сразу же привлекает внимание. Фигуры олицетворяют символы промышленности и земледелия.

С другой стороны (фасад на Нижневолжскую набережную) здание приобретает очертания неоготики. По сути, это комплекс из двух зданий, спроектированных одним архитектором — Ф.Шехтелем.
Фамилия Рукавишниковых очень известна в городе. Это известная династия купцов и банкиров. В доме №23 как раз и размещался банк Рукавишникова. А в наши дни, на первом этаже дома с фигурами функционирует французский ресторан «Гаврош» , где мы однажды с мужем попробовали лягушачьи лапки. Перед тем как вкусить деликатес, я долго донимала распросами официанта о месте жительства лягушек). Меня уверили, что лягушки самые настоящие француженки, а не жабы из российского болота. Ну-ну.

Следующее здание, которое заслуживает внимания — дом купца Пятова. Главный фасад украшают восемь колонн, а на фризе можно рассмотреть венки славы и вазоны.

В наши дни, в здании располагается ресторан «Пяткинъ с русской кухней. Владельцы ресторана постарались сохранить и восстановить интерьер купеческого дома. Ах, какая там жаренная картошечка с белыми грибами…. Очень рекомендую!

В этом месте улицу Рождественскую пересекает переулок Вахитова. Через переулок красуется дом купца Бугрова (№27).

В советские времена здесь располагался театр комедии, а сейчас — Японский центр.
Как гласит табличка на доме — характерный образец эклектики. О бывшем владельце здания напоминает буква «Б» на медальоне.

Напротив дома Бугровых стоит еще один доходный дом, только на этот раз купчихи Акулины Паниной (желтый фасад).

Сначала дом был двухэтажный, но по велению хозяйки был надстроен третий этаж. На первом этаже, как правило, располагались магазины, а второй и третий этаж сдавались квартирантам.
Не спеша мы подошли к площади Маркина. С левой стороны «тянется» фасад здания с резными окошками. Это пассаж Братьев Блиновых.

Чего здесь только не было: магазины, конторы, гостиницы, склады и рестораны. Благо огромные площади позволяли. В 1901 году, отсюда, из ресторана Пермякова, провожали в ссылку Максима Горького.
Тот же самый пассаж братьев Блиновых, только много лет назад.

А сейчас мы с вами еще раз немного отклонимся от маршрута, осмотрим площадь Маркина и прогуляемся до Речного вокзала.

Летом здесь работает фонтан, но фотографии сделаны ранней весной и потому площадь выглядит слегка непрезентабельно).
Обратили внимание на белую арку? Хотите получить порцию электрических витаминов?

Принцип работы прост: два человека должны прикоснуться к металлическим пластинам на столбах, ну а потом нужно прикоснуться друг к другу. Цепь замкнется и гальванометр покажет силу ваших эмоций. Влюбленные парочки просто целуются под аркой, фиксируя результат).

Здание Речного вокзала внешне похоже на корабль. Честно говоря, я ни разу не была внутри. Даже не знаю почему….

Летом от пристани отправляются прогулочные и круизные теплоходы, ну а ранней весной вокзал выглядит пустынно.

С причала хорошо видно Стрелку (слияние Оки и Волги) и собор Александра Невского.

Возвращаемся обратно на улицу Рождественскую и продолжаем прогулку.
На фасаде здания легко читается надпись из прошлого -«ХлебопродуктЪ»…..

….., а завершает картинку мальчишка с коврижками.

Рядом расположился местный художник, который не спеша добавляет штрихи к уже завершенной картине.

Вот мы и подошли к Строгановской церкви, образцу русского барокко.

На самом деле название храма другое — во имя собора Пресвятой Богородицы, но поскольку строили церковь купцы Строгановы, то нижегородцы называют церковь Строгановской или Рождественской.
Не поленитесь подняться вверх по улочке и осмотреть храм со всех сторон.

В 1722 году Нижний Новгород посетил Петр I. В день своего 50-летия император присутствовал на службе в Строгановской церкви, после чего повелел закрыть ее. Богослужения в храме возобновились только в 1727 году. Доподлинно не известно почему Петр I принял такое решение, но есть одна легенда, связанная с иконами. Будто бы Григорий Строганов перекупил иконы для своей церкви, заказанные Петром I для Петропавловского собора в Петербурге, уговорив написать для императора новые. Петр I узнал иконы и разгневался. Правда это или небылица мы уже никогда не узнаем).

Это здание по правой стороне улицы раньше было корпусом завода «Добров и Набгольц», производившего паровые машины. А с виду и не скажешь. Внешний вид вполне презентабелен и здание больше похоже на жилой дом.

Рядом с бывшим корпусом завода находятся две усадьбы — баронов Строгановых и князей Голицыных.
Обратите внимание, между двумя зданиями втиснулся вход в чайхану «Тюбетейка» . Если вы не ровно дышите к узбекской кухне, обязательно загляните. Здесь ооочень вкусно кормят.

На фасаде здания есть интересная памятная запись и барельеф. Дословно — «2 сентября 1833 года Нижний Новгород посетил А.С. Пушкин. На улице Рождественская он видел дом С.В. Строгановой, дочери княгини Голицыной, послужившей прообразом «Пиковой дамы» .

Именно с этой усадьбой связывают рождение замысла повести «Пиковая дама» А.С. Пушкина.

Наша прогулка близится к завершению… Представляю вам еще одну возможность сравнить современное фото с взглядом из прошлого.

Практически тот же вид. Вон и маковки Рождественской церкви хорошо различимы.

Мы вышли к Благовещенской площади и Канавинскому мосту.
Крайний дом на улице Рождественская (желтого цвета), ранее принадлежал князьям Абамелек-Лазаревым. В двухэтажном особняке, на первом этаже располагалась контора по продаже железа, а на втором — жилые помещения. После революции хозяева спешно покинули дом, но при этом успели спрятать семейные ценности в тайнике. При обыске особняка, сокровища были обнаружены. Чего тут только не было: и сундуки с монетами, и золотая посуда, и различные художественные ценности.

Там наверху набережная Федоровского, отличное место для прогулок. Вечером набережная красиво подсвечивается.

Прямо через дорогу располагается Благовещенский монастырь.

Если вас заинтересовали старые фотографии Нижнего Новгорода, то велкам на фотостарину . В первую очередь ресурс будет интересен нижегородцам, которые хорошо знают город.

Желаю вам приятных прогулок по Нижнему Новгороду. С вами была Оксана!

*при подготовке статьи использовался материал путеводителя по Нижнему Новгороду от издательства «Деком».


Напротив Речного вокзала, замыкая площадь Маркина (бывшую Сафроновскую) с южной стороны, стоит одно из самых значительных зданий Рождественской улицы – пассаж купцов Блиновых. Из всех домов улицы этот, пожалуй, самый «населенный»: такого количества контор, учреждений и жильцов нет ни в одном другом. Впрочем, и строился он изначально как большой доходный дом. Южная сторона Сафроновской площади по Рождественской улице к середине XIX века была застроена доходными домами, которые скупили купцы-промышленники Аристарх и Николай Блиновы. Братья владели в общей сложности пятью каменными домами, двумя мукомольнями и двумя крупяными заводами в Заволжье. С фамилией Блиновых были связаны не только дома на Софроновской площади, но и сквер, носивший название Блиновского. Обустройство Сафроновской площади обошлось Блинову в 40 тысяч рублей. Пассаж был выстроен в 1876–1878 годы архитектором Р.Я. Килевейном по проекту петербургского архитектора А.К. Бруни. По заказу Блиновых, он представлял собой огромный четырехэтажный корпус пассажа, декоративно-художественное убранство которого стилизовалось под «Древнюю Русь» с использованием ширинок, штучного набора, машикулей в мансардном этаже и т.д. Современники в 80-х годах XIX века отмечали, что при строительстве пассажа «были претензии на изящество… высота громадная, стекла зеркальные», но за всем этим скрывались «рогожные кули, бочки с керосином и бакалейным товаром». Блиновский пассаж некоторые специалисты считают специфическим доходным домом. В отличие от доходных домов начала XIX века он включал преимущественно торгово-деловые помещения. Центральный объем занимал ресторан, магазины с конторами, банки, на верхнем этаже располагалось доходное жилье. В левом объеме размещалась гостиница, в правом - телеграф. Периметр дворов составляли двухэтажные лавки с конторами. Главный центральный вход вел в пассаж, который входил в систему дворовых построек и использовался под торговые помещения и биржу. В пассаже Блиновых среди прочих работала главная контора акционерного Нижегородско-Самарского земельного банка, открытого в Нижнем Новгороде в 1872 году. Банк обеспечивал возросшую в конце XIX века потребность в ипотеке, совершая свои финансовые операции по всей восточной России. В Блиновском пассаже также размещалась контора Нижегородского почтово-телеграфного округа, который был открыт 1 октября 1886 года первым в Поволжье. Кстати, Блиновы одни из первых в Нижнем завели телефон. Всего же в 1885 году в городе было не больше 50 номеров. В 1894 году товарищество «Электрон» устроило в здании пассажа автономное электрическое освещение. В 1898 году в доме производилась реконструкция. В гостинице Блиновского пассажа останавливался художник Константин Маковский во время работы над знаменитым «Воззванием Минина», а из здешнего ресторана провожали в ссылку Максима Горького.

milutkin ^ Уголки Нижнего. Нижний базар. ч. I . Улица Рождественская

Сегодня хочется рассказать о средней, обновленной части улицы Рождественская, сохранившей купеческий колорит Нижнего Новгорода. Кроме того, несмотря на то, что Рождественская не является центральной улицей, на ней немало прекрасных ресторанчиков и кафешек, которые скрашивают жизнь нижегородцев и туристов.

Заселение берега Оки на месте современной Рождественской улицы началось буквально с момента основания города. Застройка продвигалась достаточно медленно. Известно документально, что уже в XIV веке эта территория входила в границу деревоземляных укреплений, известных под названием Малого Острога. Граница их проходила по линии современной Сергиевской улицы

Но если быть совсем точным, это не была улица в современном понимании этого слова, а узкая извилистая тропинка, протянувшаяся от Зеленского съезда до современного переулка Вахитова. От торговых рядов, располагавшихся под кремлёвским холмом, эта «тропинка» получила название «Зарядье».

XVII век — особый период в истории Нижнего Новгорода. В это время он стал особенно бурно экономически развиваться. И в начале «бунташного» столетия улица стала называться Космодемьянской по стоявшей в центре Нижнего посада церкви Козьмы и Демьяна (сейчас это площадь Маркина, а точнее — место здания «Нижновэнерго»).


Но уже после возведения в 1653 году купцом-промышленником Семёном Задориным каменного Рождественского храма её стали именовать Рождественской. Эта церковь сильно пострадала от очередного пожара, и другой гость, Григорий Дмитриевич Строганов, в 1719 году построил рядом оригинальное в архитектурном отношении здание , которое существует и сегодня.

Сначала застройка Нижнего посада велась хаотично, отдельными группами строений. Но в 1770 году был составлен первый регулярный план Нижнего Новгорода, и в последующей его доработке 1787 года Рождественская улица была определена в прямых линиях. А в начале XIX века, согласно распоряжению инженера А. А. Бетанкура во избежание пожаров эту часть города решено застраивать исключительно каменными зданиями, причём в ходе реализации этого решения улица была, по возможности, выпрямлена за счёт сноса некоторых ветхих строений.

Фамилия знаменитого строителя Нижегородской Ярмарки, конечно, неслучайна. Рождественская улица с 1816 года стала тесно связанной с ярмарочной торговлей. Богатое нижегородское купечество строит на Рождественской гостиницы, доходные дома, банки — постройки каменные, добротные с дорогими лепными украшениями, являвшимися как бы визитными карточками своих хозяев, их высокого социального положения и достатка.

Особенно значительное переустройство улица претерпела в 1835—1839 годах, когда в середине её на месте дома известного купца Софронова была создана Софроновская площадь, ставшая общественно-деловым центром Нижнего базара (современная площадь Маркина). На выходе улицы к Окскому плашкоутному мосту были снесены склады и разбита Алексеевская площадь, названная по стоявшей здесь шатровой часовне во имя Митрополита Алексия (сейчас — Благовещенская пл., названная по соседнему Благовещенскому монастырю).

Во многом изменила облик города Всероссийская промышленно-художественная выставка 1896 года. Центральные улицы (и Рождественская в то числе) осветились дуговыми электрическими фонарями, асфальтировались тротуары и дороги, в районе площади Народного Единства и Похвалинского съезда заработали фуникулёры. Напротив плашкоутного моста появилась электростанция, обеспечивавшая город электричеством. Большим событием для Нижнего стало открытие 21 июня 1896 года трамвайного движения. Линия протяжённостью 3,5 версты проходила от Скобы до моста, связывая между собой оба фуникулёра. К открытию выставки на Рождественской улице были построены дом купцов братьев Блиновых («Блиновский пассаж») и биржа. Оба здания украшают современную площадь Маркина.

Таким образом, улица играла роль делового центра города. Здесь стояло шесть храмов. Перечислим их, начиная от Кремля:


  • Церковь Рождества Иоанна Предтечи (точнее, архитектурный ансамбль, состоящий из храма и двух часовен: «Спасской» (у алтаря церкви) и «Царской» (слева от паперти храма)). Сохранилась


  • Церковь Николая Мир Ликийского Чудотворца «на Торгу» (стояла на месте совр. ТЦ «Муравей»). Уничтожена.


  • Церковь Живоначальной Троицы (пер. Вахитова). Уничтожена.


  • 2 церкви св. бессребреников Козьмы и Дамиана: старая и новая (совр. пл. Маркина). Обе разрушены.


  • Церковь во имя Собора Пресвятой Богородицы (Строгановская) . Сохранилась.

Улица Рождественская (в советское время: Кооперативная, имени Маяковского, народн.: Маяковка) — вторая по значимости улица города после Покровки , место сосредоточия ресторанов баров и ночной жизни Нижнего Новгорода , вместе с прилегающей полощадью Маркина и Нижневолжской набережной

Одновременно это одна из самых старых улиц города, сохранившая купеческий колорит и "меркантильный дух" центра деловой и торговой части Нижнего.

Не зря район, прилегающий к берегу Оки и Волги , называли Нижним Базаром . Банки, конторы пароходств, магазины, гостиные дворы, рестораны, особняки — и рядом, под Ивановской башней Кремля , знаменитая по рассказам Максима Горького "миллиошка" — район обитания голытьбы, "городское дно".

Эпохи и стили смешались в бывшем торговом и финансовом центре Нижнего. Столичные вкусы, принесённые выставкой 1896 года, щедро наделили купеческие особняки эркерами и куполами, вызывая зависть соседей и и восхищение заезжих гостей.

Концепция благоустройства улицы Рождественской предусматривает разделение ее на две зоны: пешеходную и транспортную. По территории вдоль домов четной нумерации до трамвайной линии организовано движение пешеходов. Благодаря тому, что вторая линия трамвайного пути была разобрана, удалось расширить проезжую часть вдоль домов с нечетной нумерацией. Таким образом, выделилась зона для парковки. Движение трамваев будет реверсивным и по одному пути. Вдоль всей улицы были установлены красивые светильники, лавочки, урны и цветники.

Не остались без внимания и дома, расположенные вдоль старинной улицы. Было принято решение отремонтировать все фасады и оборудовать каждое здание уникальной подсветкой, чтобы памятники архитектуры предстали перед нижегородцами во всей красе.

На обновление дорожного полотна и замену колодезных люков из городского бюджета была выделена сумма в 39 млн. рублей. Капитальный ремонт дорог выполнялся с использованием щебеночно-мастичного асфальтобетона, имеющего высочайшую устойчивость к разрушениям и долговечность. Старые люки смотровых колодцев заменены на «плавающие», которые весят намного меньше своих предшественников, имеют прочный каркас и могут легко регулироваться по высоте.

На улице разместили две скульптурные композиции. В частности, одна из них - памятная плита - находится на месте бывшего кладбища Троицкой церкви в память о найденных захоронениях жителей Нижегородского посада.

Другая скульптура, выполненная в виде чугунных башмаков и мешка соли, посвящена жадности нижегородских купцов, напоминая о деятельности купца Федора Блинова. Она стоит на месте бывшей Соляной конторы.

2 ноября 2012 года глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин, губернатор Валерием Шанцев и глава администрации Олег Кондрашов приняли участие в торжественном открытии отреставрированного участка ул. Рождественская.
Реконструкцию всей улицы Рождественской планируется полностью завершить в ближайшие несколько лет.

Блиновский пассаж

Комплекс, который принято называть Блиновским пассажем, строился как крупнейший доходный дом по проекту петербургского архитектора А. К. Бруни и закончен был в 1879 году. Название свое этот дом, выполненный в неорусском стиле, получил по имени владельцев - богатейших нижегородских купцов-промышленников братьев Блиновых, разбогатевших главным образом на торговле хлебом, а также перевозке и продаже соли.

Из всех домов на Рождественской улице - этот был самым многофункциональным и густозаселенным. Разнообразные конторы, магазины, гостиницы, склады размещались когда-то в основном корпусе, выходящем главным фасадом на Рождественскую, и в “дворовых” частях дома. Весь первый этаж занимали дорогие магазины с отдельными входами. В магазины второго этажа можно было попасть по внутренним лестницам. При взгляде на здание с бывшей Сафроновской площади (ныне пл. Маркина) видно, что с левой стороны пятиэтажного корпуса пристроен торец блока, в котором располагались гостиницы, “биржевые номера”. В центральной части на этом уровне был ресторан Пермякова, знаменитый тем, что в нем отмечали отъезд Максима Горького в ссылку.


В правом объеме находился первый в Поволжье телеграф и контора нефтяных магазинов братьев Нобилей. До 1896 года в этом доме располагалась биржа. На первом этаже находился пассаж, давший название всему дому.
В советские годы в доме по прежнему располагались почта, телеграф, магазины, потом разместился ещё и суд. И собственно в наше время так же мало что изменилось - в здании присутствуют и магазины, и рестораны, и различные офисы. Поэтому можно сказать, что задумка братьев Блиновых полностью себя оправдала, хоть теперь и без их капитала…

Пассаж был выстроен в 1876-1878 годы архитектором Р.Я. Килевейном по проекту петербургского архитектора А.К. Бруни. По заказу Блиновых, он представлял собой огромный четырехэтажный корпус пассажа, декоративно-художественное убранство которого стилизовалось под «Древнюю Русь» с использованием ширинок, штучного набора, машикулей в мансардном этаже и т.д. Современники в 80-х годах XIX века отмечали, что при строительстве пассажа «были претензии на изящество… высота громадная, стекла зеркальные», но за всем этим скрывались «рогожные кули, бочки с керосином и бакалейным товаром».

Блиновский пассаж некоторые специалисты считают специфическим доходным домом. В отличие от доходных домов начала XIX века он включал преимущественно торгово-деловые помещения. Центральный объем занимал ресторан, магазины с конторами, банки, на верхнем этаже располагалось доходное жилье. В левом объеме размещалась гостиница, в правом - телеграф.

Периметр дворов составляли двухэтажные лавки с конторами. Главный центральный вход вел в пассаж, который входил в систему дворовых построек и использовался под торговые помещения и биржу.

В 1864 году Нижний Новгород посетил наследник престола Николай Александрович, который удостоил визитом лично Блиновых и их предприятие на Софроновской площади. В честь этого события Блиновы выделили 25 тысяч рублей на устройство общественного банка, который назвали Николаевским. Братья Блиновы вносили крупные суммы в первоначальный капитал банка, финансируя приюты, богадельни, лечебницы, гимназии, училища, библиотеки, на содержание которых банк ежегодно отчислял значительные финансовые средства. Банк также предоставлял деньги на городское хозяйство, в том числе на устройство водопровода, канализации, электричества, телефонной сети, а также выделял средства на стипендии, пособия погорельцам.

В пассаже Блиновых среди прочих работала главная контора акционерного Нижегородско-Самарского земельного банка, открытого в Нижнем Новгороде в 1872 году. Банк обеспечивал возросшую в конце XIX века потребность в ипотеке, совершая свои финансовые операции по всей восточной России. В Блиновском пассаже также размещалась контора Нижегородского почтово-телеграфного округа, который был открыт 1 октября 1886 года первым в Поволжье. Кстати, Блиновы одни из первых в Нижнем завели телефон. Всего же в 1885 году в городе было не больше 50 номеров.

Доходный дом Н. А. Бугрова.

Поистине прекрасным украшением города является доходный дом Николая Александровича Бугрова, обозначенный под № 27 по улице Рождественской. История его постройки тесно связана с подготовкой к проведению в Нижнем Новгороде в 1896 году XVI Всероссийской торгово-промышленной выставки. Приуроченные к этому грандиозному событию крупные градостроительные преобразования напрямую затронули район так называемого Нижнего базара, фактического делового центра города. На Нижне-Волжской набережной и Рождественской улице отстроились помпезные особняки, магазины и здания банков. У многих старых домов появились новые фасады с пышными эклектичными элементами декоративно-художественного убранства.

С середины XIX века место постройки этого дома принадлежало видному купеческому семейству Бугровых, выкупившему его у предпринимателей Пятовых. Бугровы вели здесь активное каменное строительство. Согласно оценочной ведомости недвижимого имущества Рождественской части Нижнего Новгорода (1874 г.), Александру Петровичу Бугрову принадлежало два смежных домовладения, выходивших как на Рождественскую улицу, так и на Нижне-Волжскую набережную. Первое представляло собой трехэтажный каменный дом и одноэтажный каменный флигель. Второе, угловое, домовладение состояло из трехэтажного каменного дома, двух каменных флигелей в три и два этажа, а также каменных и деревянных служебных построек. Эти постройки использовались как торговые и конторские, сдавались по контрактам и приносили владельцам солидную прибыль. Так, например, первое домовладение давало семейству Бугровым не плохой годовой доход до 945 рублей.

Всё бы хорошо, но последнего представителя знаменитой купеческой династии Николая Александровича, крупнейшего нижегородского промышленника, финансиста, мецената и благотворителя, не устраивал «скромный» облик унаследованных им от отца домов на Рождественской. Для разработки проекта парадного здания был приглашен знаменитый столичный архитектор, академик Владимир Петрович Цейдлер (1857 - 1914), прибывший в качестве главного производителя работ на Выставке, автор проектов многих зданий в Санкт-Петербурге, Москве и Анапе.

Дом изначально задумывался как доходный: с магазинами по первому этажу, а главное с конторой Нижегородского отделения Волжско-Камского коммерческого банка на втором, о чем свидетельствуют соответствующие надписи на фасаде, сохранившиеся на проектных чертежах (название банка, имена владельцев магазинов и торговых фирм). Известно, что к этому времени Н. А. Бугров уже много лет являлся постоянным клиентом и влиятельным членом учетно-ссудного комитета этого банка.

Выбор банка не был случайным. Пожалуй, самый известный в дореволюционной России банк был основан в Санкт-Петербурге Василием Александровичем Кокоревым - человеком поистине ярким, самобытным и удивительным. Кокорев происходил из мещан - старообрядцев маленького глухого городка Солигалич Костромской губернии. Одна вера с основателем учреждения, а Бугров, как известно, был старообрядцем, несомненно, вносила определённую симпатию в отношении нижегородского предпринимателя к данному учреждению. Но главным, очевидно, было другое. Волжско-Камский банк был одним из крупнейших в дореволюционной России, поговаривали, что на него перешёл успех основателя.

Из бедного мещанина Кокорев сумел превратиться в одного из самых богатых, влиятельных и известных людей России. Его кандидатура рассматривалась на пост министра финансов империи. Он являлся инициатором и организатором строительства первого в мире нефтеперерабатывающего завода около Баку. Был соучредителем таких известных фирм, как Русское общество пароходства и торговли, пароходства «Кавказ и Меркурий», общества Волжско-Донской железной дороги и др. Занимался развитием золотого промысла, налаживал торговлю между Россией и Персией, участвовал в разработке проекта освобождения крестьян от крепостной зависимости, прилагая массу усилий для ускорения этого события. Большую известность Кокорев приобрёл как меценат и благотворитель. Примерно за два десятилетия до Третьякова, Василий Александрович не только открыл первую выставочную галерею молодых художников, но и систематически поддерживал и развивал появлявшиеся в поле его зрения таланты. Заложил основу для изучения национального искусства.

Очередное своё детище, Волго-Камский банк, Кокарев основал в 1870 году, в тот же год его отделение открылось и в нашем городе. Изначально банк въехал в здание на Немецкой площади, но место оказалось крайне неудачным - на самой окраине, вдали от деловых улиц, рядом с кладбищем. Через некоторое время адрес сменили, перебрались за реку к ярмарке, но ярмарка работала только один месяц в году, а в остальное время банковский филиал испытывал те же трудности, что и на старом месте. Переезд банка в Бугровский дом с экономической точки зрения был идеальным, здесь, на Рождественской, круглый год заключались крупные сделки и подписывались миллионные контракты. В этом здании нижегородское отделение банка благополучно просуществовало до самой национализации в революционном 1917 году.


Дом купца Пятова

Пост про дом купца Пятова см. здесь http://milutkin.livejournal.com/56514.html



Торговый дом и банк Рукавишникова

Среди знаковых строений на Рождественской улице одно из видных мест занимает здание банка Рукавишниковых, которое числится сегодня под номером 23 и изначально строилось как доходный дом с банковскими конторами. Банковский комплекс задумывался из двух зданий, так что второй корпус - промышленный - был построен на Нижне-Волжской набережной (ныне дом № 10).

Из всего разнообразного ряда домов на Нижне-Волжской набережной доходный дом Сергея Михайловича Рукавишникова выделяется неожиданной темой «готики» в окружении чисто русской архитектуры. Дом построен в 1911-1913 годах, выдающимся русским архитектором эпохи модерна Фёдором Шехтелем.
Здание обладает сложным силуэтом, так как рассчитано на восприятие с реки. Интересен тот факт, что он выполнен в неоготике, хотя готика практиковалась Шехтелем лишь в 90-е годы девятнадцатого века. Здесь удачно сочетается рационализм и романтизм. Вертикальные стремительные линии, подчиненные динамическому порыву вверх, придают зданию особую выразительность. Это лишь стилевая ассоциация с готикой, которая помогает выявить каркасную структуру здания.

Фасад сочетал мотивы средневекового зодчества и передовых строительных технологий начала ХХ века, с гранеными башенками разной высоты, завершенными металлическими колпачками, формирующими силуэт здания. Такой прием создает сильный мотив, вызывающий ассоциации с мощным органом и способствует восприятию образа как некоего музыкального произведения. В данном случае это не прямое копирование готики средних веков, а живописная композиция, фантазия автора на тему готики.
Органически это здание представляет собой одно целое с банком Рукавишникова, фасад которого выходит на улицу Рождественская. Банк также построен по проекту Федора Шехтеля, но несколько раньше - в 1908 году. В тот раз Шехтель отказался от использования, каких либо исторических стилей и спроектировал здание в образе рационального модерна. Над главным входом располагаются аллегорические скульптуры Конёнкова, символизирующие промышленность и земледелие.


Династия купцов, заводчиков и банкиров Рукавишниковых в XIX веке была одной из самых известных в Нижнем Новгороде. Со временем их известность приобрела и всероссийский масштаб.

Родоначальник династии Григорий Михайлович Рукавишников, родом из поселка Красная Рамень Макарьевского уезда Нижегородской губернии, промышлял кузнечным делом. Перебравшись в 1817 году вслед за ярмаркой в Нижний Новгород, он купил несколько лавок и начал активно торговать железом. Постепенно количество лавок разрослось, капитал увеличился, и Григорий Михайлович построил собственный железоделательный завод. В 1836 году за свою деятельность он получил медаль от департамента мануфактур и внутренней торговли.

После пожара в 1899 году в двухэтажном каменном доме Рукавишниковых с двумя промышленными корпусами на улице Рождественской они обратились в Строительное отделение городской управы с просьбой о ремонте пострадавших строений. Однако восстановленные старые здания имели весьма неприглядный вид, и Сергей Рукавишников в 1908 году обратился к московскому архитектору Ф.О. Шехтелю с просьбой о разработке планов-фасадов для возведения вместо них двух зданий, которые главными фасадами выходили бы на Рождественскую улицу (собственно банк) и Нижне-Волжскую набережную (промышленные корпуса).

Фасады решались в формах неоготики. На набережной - с мощными каркасными лопатками, завершенными «пинаклями», остеклением плоскостей и облицовкой стен полихромной керамической плиткой. Цветная керамика была применена и в облицовке выходящего на Рождественскую улицу корпуса, в убранстве которого широко использовано чугунное художественное литье, в том числе круглые фигуры рабочего и крестьянки, выполненные по эскизам молодого скульптора С.Т. Коненкова.

После завершения строительства возникли проблемы: новые корпуса стали «давить» на рядом стоящие Купеческий банк (ул. Рождественская, 21) и доходный дом Кудряшова-Чеснокова (Нижне-Волжская набережная, 9), в стенах которых появились трещины. На место была направлена специальная комиссия во главе с архитектором А.Н. Полтановым. Спешно принятые меры помогли исправить положение.
Оба здания Рукавишниковых являются ярким образцом рационального модерна. Многие считают построенные в эпоху модернизма нижегородские банки начала XX века лучшими зданиями в городе. Вторая половина XIX века была периодом наивысшего расцвета банковского дела в Нижнем Новгороде: появлялись новые кредитные учреждения, а также представительства известнейших на тот момент российских банков. В 1908 году в здании Рукавишниковых на Рождественской улице разместилось отделение Русского торгово-промышленного банка, который был одним из крупнейших в России. Рукавишниковы были крупнейшими клиентами этого отделения, поэтому в деловых кругах банк даже называли «банком Рукавишниковых», так он и вошел в историю.

http://milutkin.livejournal.com/58025.html

Прямо напротив Блиновского пассажа раскинулась площадь Маркина, которую с противоположной стороны замыкает здание Речного вокзала. Когда-то эта площадь называлась Сафроновской или Софроновской, в 1980-х годах ее переименовали в честь комиссара времен революции - Н.Г. Маркина, создателя Волжской военной флотилии, погибшего в 1918 году во время артобстрела на Каме. В центре вы как раз и увидите монумент героям Волжской военной флотилии, памятные стены, якоря, но, помимо этого, на площади встречается несколько весьма интересных памятников и объектов.

Вот, к примеру, массивный металлический старинный фонарь с двумя светильниками, оказывается, вовсе не фонарь, а… водоразборная колонка! Подойдя поближе, вы увидите в нижней части столба небольшую чашу и кран - именно так выглядела самая первая колонка, появившаяся в Нижнем Новгороде в XIX столетии. Совсем рядом с ней - памятник таксофону - это самая настоящая телефонная будка 1960-х годов с аппаратом тех же времен - всего полвека назад таксофоны встречались повсеместно, а сейчас они уже выглядят почти диковинкой. Неподалеку встречаются два весьма необычных аттракциона - Велогенератор и Арка электрических витаминов - яркая иллюстрация законов физики. Велогенератор представляет собой велосипед, в котором прямо на ваших глазах происходит превращение механической энергии в электрическую - для этого нужно просто сесть на него, покрутить педали и лампочки на байке зажгутся, и чем быстрее вы будете крутить педали - тем ярче будет свет!

Арка электрических витаминов представляет собой другой физический закон - по своей сути это огромный амперметр, показывающий… насколько счастлив человек! Да-да, счастье можно измерить! Оказывается, положительные эмоции снижают «омическое» сопротивление организма, нужно приложить ладони к специальным пластинам на столбах арки, и стрелка под крышей покажет «уровень счастья» - чем радостней эмоции, тем сильнее она будет отклоняться.

Markin’s Square

Directly opposite the Blinovsky arcade, Markin’s Square stretches from the opposite side of the River Station building. Once this area was called Safronovskaya, in 1980s it was renamed in honor of the commissar - N.G. Markin, the creator of Volga military flotilla, who died in 1918 during the shelling on Kama. In center, you will see a monument to the heroes of Volga Flotilla, memorable walls, anchors.

Here you can see a massive metal antique lamp that is a water column! Then at the bottom of the column is a small bowl and a crane - that"s exactly what the very first column appeared in Nizhny Novgorod in XIX century. A monument to a payphone - this is a real phone booth of the 1960s with a device of the same time - only half a century ago payphones were everywhere, and now they almost look like a curiosity. Nearby there are two very unusual attractions - Velogenerator and Arch of electric vitamins - a vivid illustration of physics laws. The bicycle generator is a bicycle in which mechanical energy turns into electrical energy - you just need to sit on it, twist the pedals and the lights on bike will light up, the faster you pedal, the brighter the light!

The arch of electric vitamins is another physical law - in essence, it is a huge ammeter, showing how happy a person is! Yes, happiness can be measured! It turns out that positive emotions reduce the «active resistance» of the body, you need to put hands onto special plates on the pillars of arch, and the arrow under the roof will show «the level of happiness» - the more joyful emotions, the more it will deviate.

На карете прошлого

Вы когда-нибудь хотели совершить путешествие во времени? Мне кажется, любому человеку интересно хоть на некоторое время окунуться в прошлое. Предлагаю вернуться более чем на сто лет назад и посмотреть, как изменился Нижний Новгород.

Представьте, стоите вы на автобусной остановке, ждете своего транспорта - и вдруг подъезжает извозчик на коляске, запряженной лошадью. Вы садитесь в этот исчезнувший вид транспорта, минуете плашкоутный мост, который соединял две части города еще до современного Канавинского, и оказываетесь на улице Рождественской - главной улице Нижнего Новгорода.

Мимо мелькают крупные торговые компании, банки, доходные дома, гостиницы. Выезжаете на оживленную площадь, где торгуют фруктами, овощами и арбузами. «Приехали. Площадь Софроновская», - говорит старик-извозчик.

Та, да не та

Перед вашими глазами место, которое знает каждый житель города - площадь Маркина. Все то же самое: уходящая вдаль улица Рождественская с множеством контор, магазинами, ресторанами. Тот же Блиновский пассаж, который замыкает площадь с южной стороны, а напротив него - речной вокзал. Подождите, а где он?

Сложно представить современную площадь Маркина без вокзала, но здание появилось только в середине прошлого века. Свой вариант предлагал даже восстановитель Нижегородского кремля С. Л. Агафонов, но строение с высоким шпилем не пришлось по душе комиссии.

Архитектором современного вокзала стал архитектор М.И. Чурилин, который завершил строительство в 1964 году. Его детище своими формами напоминало речное судно. Со зданием прекрасно сочетаются фигуры трех могучих матросов, созданные нижегородским скульптором П.И. Гусевым.

Таким образом, жителям и гостям нашего города предстает взору следующая картина: огромный белый корабль на воде ждет своих пассажиров, чтобы тронуться в путь по великой Волге. К нему уверенным шагом идут матросы, а ветер развевает ленточки на их фуражках.

Все это мы можем видеть и сегодня, а что же было на том месте в начале прошлого века? Открытое водное пространство, уходящее вдаль.

Следующее, что обязательно бросится в глаза - божий храм. На месте здания «Горэнерго», построенного архитектором А. Тюпиковым в 1952 году, стояла церковь в честь святых Козьмы и Дамиана (Козьмодемьянская). Эта величественная постройка была возведена сыном создателя толкового словаря Львом Владимировичем Далем.

Однако сама церковь существовала уж очень давно, была деревянной. В результате того, что храм со временем пришел в упадок, приняли решение создать каменное здание. В память о ранее существовавшем храме архитектор сумел сохранить колокольню и трапезную.

К сожалению, историки до сих пор не могут точно датировать постройку церкви. По этому вопросу мнения наших ученых краеведов расходятся: одни считают, что именно в эту церковь ходил Кузьма Минин получать божье благословление на борьбу с поляками, а другие придерживаются иной версии: храм был возведен как памятник нижегородскому ополчению 1612 года, а инициатором возведения называется протопоп Спасо-Преображенского собора Савва Ефимьев.

Одако сказать можно точно: Нижний Новгород потерял одну из красивейших и величественных построек. Храм был пятиглавым, а внутри богато украшен и снабжен очень ценной утварью. Козьмодемьянская церковь имела величественный иконостас, стены и пол отделаны под мрамор.

Однако весь блеск строения потух с приходом к власти большевиков. В ночь с 11-го на 12 июля 1929 года одна из красивейших церквей города была взорвана. Но эта трагедия еще впереди, а пока, в начале XX века, храм, на куполах которого играют солнечные лучи, является главным украшением всей площади.

Фонтан купцам - благотворителям

Напротив церкви фонтан. В настоящее время он находится на том же месте, но, к сожалению, сильно отличается от того, который стоял ранее. Он был построен в честь нижегородских меценатов и назывался «Фонтан благотворителей».

История этого сооружения связана с созданием второго водопровода в 1880 году. Напомню, первый был построен в середине XIX века архитектором А.И. Дельвигом, но так как город разрастался и население увеличивалось, возникла потребность дополнительного водопровода. Сумма потребовалась огромная, которую город не смог потянуть - 450 тысяч рублей.

Но благодаря крупным пожертвованиям нижегородских купцов братьев Блиновых и Бугровых, а также У.С. Курбатову, предложившим деньги с учетом того, что вода из водопровода жителям города будет отпускаться бесплатно, проблема финансирования решилась.

Длина водопровода составила 42 км. Этот вклад городской думой был оценен очень высоко, было принято решение в честь купцов построить литой фонтан.

«Фонтан благотворителей» пережил все потрясения XX века: революцию, Гражданскую и Великую Отечественную войны. Однако в конце 60-х годов прошлого века, по решению Горьковского городского совета депутатов трудящихся, было принято решение его разобрать.

По мнению руководителя проекта развития территории «Рождественская сторона» Александра Серикова, есть три версии по ликвидации фонтана: «поржавел и постарел, он - пережиток императорской России и не вписывался в концепцию архитектурного пространства пл. Маркина».

Деловой центр России

Единственное здание, которое вы узнаете и которое не потеряло своей колоритности и прекрасно вписывается в картину площади и по сей день - это Нижегородская биржа, где сейчас находится ночной клуб.

Изначально все биржевые сделки заключались в Блиновском пассаже, но в конце XIX века Нижний Новгород утвердился как ведущий центр по заключению оптовых сделок. Необходимо было специальное здание, автором которого стал К. В. Трейман. Впоследствии именно нижегородская биржа устанавливала цены на перевозку водным транспортом на всей территории Центральной России мазута, хлеба, соли, лесных материалов.

За более чем сто лет здание не претерпело изменений, за исключением потерянной башенки с флагштоком над центральным входом.

Таким образом, нынешняя площадь Маркина - это бывший деловой центр России, «Москва-Сити» начала XX века. Именно наш город диктовал цены всей стране, а значит, и устанавливал мировые цены на российские ресурсы.

Получается, что в начале XX века Нижегородский кремль был головой, потому что там размещалось правительство нашего города; ярмарка - сердцем, которое бьется и местами увеличивает темп, в зависимости от количества привезенных товаров; а площадь Софроновская - душой, где формируется нижегородское мировоззрение, видение и представление об окружающем мире.

Через некоторое время за вами вновь приедет старик извозчик. Сядете к нему в коляску, он повезет домой. Вы спросите: «А почему эта площадь называется Софроновской?». Он, смотря вперед, ответит: «Да раньше на этом месте был дом купца Софронова. Отсюда и повелось».

Назад в настоящее

Прогуливаясь по улице Рождественской, я часто думаю: неужели руководители и участники проекта «Рождественская сторона» и глава администрации города Олег Кондрашов совершают подобные поездки в прошлое?

В конце сентября этого года прозвучала новость о том, что «Фонтан благотворителей» может быть восстановлен. «В настоящее время этот вопрос находится на стадии проработки. Однако уже сегодня ОАО «Водоканал» выражает готовность в восстановлении фонтана», - рассказал тогда глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов.