McDonnell Douglas DC8 в аэропорту Амстердама. Ноябрь 1978 года. Фото: Boudewijn Deurvorst

Каждого, кто интересуется авиацией всегда волновала тема – какие самолеты летали в прошлом веке или какими были самолеты времен СССР у нас и “на Западе”. Для людей старшего поколения, середина прошлого столетия имеет романтический оттенок, поскольку история авиации тогда только начиналась. Аэропортов было мало, керосин, да и авиабилеты стоили копейки, а обстановка на борту первых реактивных пассажирских самолетов больше напоминала ресторан с хорошим сервисом нежели салон пригородного автобуса.

Однако, время шло, появилась конкуренция и авиакомпании стали понимать, что пассажирам прежде всего нужен перелет, а потом уже высококлассный сервис. Разумеется такая позиция была продиктована экономическими соображениями. Таким образом, из самолетов исчезли столики с яствами, а количество кресел увеличилось. Вот так и появился бизнес-класс для тех, кто не готов расставаться с комфортом.

А вот и обед на борту Ту-104. Один из первых советских реактивных самолетов.

Конечно про Ту-104 хочется немного рассказать, потому что это был первый советский реактивный пассажирский самолет.

Основа лайнера была взята от Ту-16 (самолёт «104» даже одно время носил индекс Ту-16П – «пассажирский»), чтобы выгадать ресурсы и время на общей отработке конструкции. Облегчалась тем самым и задача подготовки лётно-технических кадров, экономили и на наземном эксплуатационно-ремонтном оборудовании.

Это не могло не сказаться на качестве самолёта. Существовала даже злая шутка: «Ту-104 – самый быстрый самолёт: за две минуты до могилы довезёт». Аварийность новой машины по современным меркам была просто за гранью разумного. За всю историю эксплуатации серьёзные аварии потерпели 37 машин – 18% от общего числа выпущенных. Первая крупная авария случилась уже в 1958 году: самолёт упал, исчерпав запас топлива.

Но даже при этом Ту-104 был куда надёжнее, чем его английский конкурент «Комет» компании «Де Хэвилленд» (23% потерянных машин): тот мог развалиться в воздухе из-за усталости металла, так как был крайне непродуманно спроектирован.

На фото de Havilland DH.106 Comet.

В 1960 году первый советский пассажирский авиалайнер был снят с производства и успешно вытеснялся из «Аэрофлота» турбовинтовыми лайнерами Ил-18. Но последние Ту-104 убрали с регулярных авиалиний только в 1979 году.

А тем временем, в США был расцвет авиации. Самолет созданный в 1954 году, буквально, совершил революцию в самолетостроении. Благодаря этому лайнеру, международные авиаперевозки стали массовыми и популярными.

В 1969 году компания Boeing спроектировала первый двухпалубный трансконтинентальный лайнер . Jumbo Jet. Легенда. Что тут говорить…

А на этой фотографии вы видите ныне не существующий гонконгский аэропорт “Кай Так” образца 1971 года, который был главными воздушными воротами территории с 1925 до 1998 года.

Заход на посадку на ВПП 13 в аэропорту «Кай Так» благодаря своей сложности и зрелищности получил всемирную известность.

Оригинал взят у avp23649 в Старинные самолёты

Приобрёл недавно несколько фотографий самолётов.
Никаких выходных данных нет, когда сделаны снимки неизвестно.
Но два самолёта я знаю, как называются, а вот этот, что на заглавной фотографии нет.
Может кто подскажет, что за самолёт на фото?


Ещё две фото под катом.

Самолёт "Русский Витязь "(С-21 «Большой Русско-Балтийский») — первый в мире четырёхмоторный самолёт, дал начало тяжёлой авиации.
Создан И. И. Сикорским в качестве опытного самолёта для стратегической разведки.
Причём на фото ранняя двухмоторная модификация.


Самолёт "Илья Муромец" (С-22 «Илья Муромец») — общее название нескольких серий четырёхмоторных цельнодеревянных бипланов, выпускавшихся в России на Русско-Балтийском вагонном заводе в течение 1914—1919 годов.
На самолёте поставлен ряд рекордов грузоподъёмности, числа пассажиров, времени и максимальной высоты полёта.
Является первым в мире серийным многомоторным самолётом.
Самолёт разработан авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода в Петербурге под руководством И. И. Сикорского.
«Илья Муромец» появился в результате дальнейшего развития конструкции «Русского витязя», в ходе которого она оказалась практически полностью переработана, без существенных изменений была оставлена лишь общая схема самолёта и его коробка крыльев с установленными в ряд на нижнем крыле четырьмя двигателями, фюзеляж же был принципиально новым.
В результате с теми же четырьмя моторами производства «Аргус» в 100 л. с. новый самолёт обладал вдвое большей массой нагрузки и максимальной высотой полёта.
Как пояснили в комментариях это III-й корабль (зав. № 151, серийный № В-10), однотипный с "Киевским" (бывшим седьмым) Горшкова.
Это были два первых аппарата, построенных на основе первого недачного опыта боевого применения кораблей серии Б.
В общем они спасли репутацию Сикорского.
Благодаря усилиям Горшкова, Башко (комадиры Киевского), Бродовича и Озерского (командиры Третьего) эта парочка вытянула на себе львиную часть работы ЭВК в 1915 году. Внешне эти корабли легко узнать по "щучьему носу".
Их так и звали "остроносыми" в отличии от прочих машин.
Третий корабль в отличии от "Киевского" имел более развитое остекление передней части кабины.

Оригинал взят у avp23649 в Старинные самолёты

Приобрёл недавно несколько фотографий самолётов.
Никаких выходных данных нет, когда сделаны снимки неизвестно.
Но два самолёта я знаю, как называются, а вот этот, что на заглавной фотографии нет.
Может кто подскажет, что за самолёт на фото?


Ещё две фото под катом.

Самолёт "Русский Витязь "(С-21 «Большой Русско-Балтийский») — первый в мире четырёхмоторный самолёт, дал начало тяжёлой авиации.
Создан И. И. Сикорским в качестве опытного самолёта для стратегической разведки.
Причём на фото ранняя двухмоторная модификация.


Самолёт "Илья Муромец" (С-22 «Илья Муромец») — общее название нескольких серий четырёхмоторных цельнодеревянных бипланов, выпускавшихся в России на Русско-Балтийском вагонном заводе в течение 1914—1919 годов.
На самолёте поставлен ряд рекордов грузоподъёмности, числа пассажиров, времени и максимальной высоты полёта.
Является первым в мире серийным многомоторным самолётом.
Самолёт разработан авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода в Петербурге под руководством И. И. Сикорского.
«Илья Муромец» появился в результате дальнейшего развития конструкции «Русского витязя», в ходе которого она оказалась практически полностью переработана, без существенных изменений была оставлена лишь общая схема самолёта и его коробка крыльев с установленными в ряд на нижнем крыле четырьмя двигателями, фюзеляж же был принципиально новым.
В результате с теми же четырьмя моторами производства «Аргус» в 100 л. с. новый самолёт обладал вдвое большей массой нагрузки и максимальной высотой полёта.