Мужской костюм

У всех народов Дагестана мужской национальный костюм газырями бешмет папахи в непогоду надевали башлык ичиги Черкеска кинжалом , иногда и пистолетом бурку андийские бурки

По этнической пестроте Дагестан представляет собой исключительное явление даже на фоне многонационального Кавказа. И столь же богат и самобытен костюм разных народностей, населяющих нашу республику. Еще совсем недавно, костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников.

Их передают из поколения в поколение как произведения искусства и фамильные ценности.

Мужской костюм

У всех народов Дагестана мужской национальный костюм практически одинаков и схож с одеяниями других народов Кавказа - Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Состоял он из рубашки кавказского типа, штанов из плотной черной или серой ткани, суконной черкески приталенного силуэта с газырями , раньше под черкеску надевали бешмет . Длина черкеска могла быть разной - до щиколоток или до колена, рукава расширялись книзу. Колпачки газырей могли быть из серебра или из слоновой кости, раньше они имели утилитарное значение, в каждом газыре была порция пороха на один выстрел. Поверх папахи в непогоду надевали башлык , он украшался золотыми галунами. Обувью мужчинам служили мягкие сафьяновые сапоги - ичиги , состоящие из двух элементов. Черкеска подпоясывалась узким кавказским ременным поясом с серебряным набором, с кинжалом , иногда и пистолетом . На Кавказе папаха - это честь и достоинство мужчины, и сбить или снять ее считалось большим оскорблением. Папаху знатные люди шили из каракуля, а остальные из овчины, таким образом, по папахе можно было определить социальный статус ее хозяина. В непогоду в качестве верхней одежды носили бурку - оригинальное изобретение наших народов. Особенно ценились андийские бурки , их войлок был с изнанки гладкий, снаружи - с длинными прядями, по которым стекала вода. В холод в бурке было тепло, в жару - прохладно, в ней можно было ночевать прямо на земле.

Женская одежда

Женскую одежду народов Дагестана характеризует многообразие материалов, форм покроя, цветовой гаммы, отделок, украшений. Она больше, чем мужская, сохраняла самобытность, архаические черты, больше отражала зональные, этнические особенности, древние родоплеменные различия, нравы и обычаи народов.

Декор и цветовая гамма одежды могли указывать на возраст, социальный статус и благосостояние их обладательницы. Женщины старшего возраста носили однотонную одежду темных цветов. Молодые - из более ярких тканей или с рисунком.

Нагорный Дагестан

Основу наряда жительниц Нагорного Дагестана - аварок, даргинок, лачек - составляло длинное и широкое платье-рубаха туникообразного покроя. Оно могло быть прямое или трапециевидное с втачными рукавами, обязательно с ластовицей контрастного цвета подмышками, которые выполняли обереговые функции. Поверх надевали кушак или пояс, молодые девушки носили кушаки ярких расцветок, а замужние несколько скромнее.

Рубаха служила основным видом платья, в нем горянка могла быть дома, работать в поле и даже находиться в общественных местах. Штаны шили из ситца, бязи, сатина. Они были, как правило, темного цвета, с широким или узким шагом, по низу украшались каймой. Платья подтыкали с боков в штаны или под специально завязанный пояс, так что оно укорачивалось почти да колен. Чохта прикрывала голову, плотно охватывая верхнюю часть лба и, как правило, свисала с затылка вниз. Шили ее из пестрых и гладких тканей. Поверх носили покрывало - кIаз. Чохто у разных народов носили по-разному.

В чохто аварок - гидатлинок, багулалок, андиек - налобная богато украшенная часть была видна из-под покрывала. По нему можно было определить социальный статус женщины. У багулалки к чохто прикреплялись височные парные кольца - одно витое и одно цельное, и поверх него покрывала не носили. Если у женщины умирал сын, то она снимала одно кольцо - и всем было понятно, что она в трауре. Головной убор андийки представлял собой коронообразный чепец, набитый шерстью или ватой. Такой головной убор не позволял делать женщине резких движений, придавая плавность походке, и надевался только по праздникам. Скорее всего, эта форма головного убора дошла к нам из глубокой древности, она напоминает коровьи рога - символ плодородия. Поверх него надевали покрывало.

А, к примеру, кубачинки и акушинки прятали свое чохто под покрывалом полностью, хотя и украшено оно было богато, их прятали от посторонних глаз, видимо, потому, что этому придавался сакральный смысл. У кубачинок покрывало было богато украшено золотой и серебряной нитью, у незамужних девушек рисунок был мелкий, у молодых женщин - крупнее, а пожилые носили покрывала без вышивки . Особенно тщательно вышивалась кайма покрывала, ее могли заменить привозной узорной каймой.

Позже даргинки начали шить платье на кокетке. Снизу платье украшали цветной вставкой, рукава на манжетке. Край подола для прочности нередко обшивался шнуром или тесьмой, особенно ценились офицерские галуны.

Характерными для даргинок являлись большая красочность, наличие в верхней одежде приталенных форм, нарядность общего вида усиливалась многочисленными украшениями.

кубачи

Характерным платьем лачки было платье-бузма. Молодых лачки предпочитали одежду ярких расцветок, пожилые - темных. Нательной одеждой женщин, нередко заменяющей верхнюю, было длинное платье - рубаха, как у всех горянок, туникообразного покроя, а также длинные узкие штаны.

В некоторых села, граничащих с Аварией, лачки рубаху по талии подтыкали в штаны. Особую прелесть и своеобразие придавали костюму серебряные украшения, которые пришивались к платью и к головному убору.

Обувь могла быть кожаная, вязаная, но непременно с загнутым носиком, так как это было более практично в горах - носок не отбивался. Одновременно это было еще и очень красиво.

Южный Дагестан

В целом костюм народностей лезгинской группы отличался пышностью, наличием многочисленных драпировок и складок, многоцветностью и в какой-то мере отражал влияние азербайджанского костюма. Отрезные по талии наряды шили все народы Южного Дагестана , основное отличие их - многослойность. Платье-валчаг было распашным, снизу одевалось другое платье, шелковое прямого кроя или отрезное, иногда с длинными пышными рукавами. Зачастую вместо верхнего платья носили кафтанчики-архалуки. Отличительной особенностью женского костюма было то, что он был богато украшен ювелирными изделиями с крупными орнаментами, в украшениях использовались и монеты царской чеканки. Лезгинская группа народностей предпочитала ткани в основном ярких цветов - красного, желтого, зеленого, фиолетового. Платки тоже были шелковые, газовые. На головных уборах также было много украшений.

Кумычки и чеченки

В Дагестане платье - къабалай носили кумычки и чеченки-аккинки, по всему остальному Кавказу оно было распространено намного шире - у черкесов, осетин и др. Шилось оно распашным, с отрезной талией, с плотно облегающим талию лифом, с широкой длинной юбкой, пришитой к лифу по линии талии легкими складками и сборкой. В то же время къабалай имело и ряд отличительных черт, делающих его более нарядным - так этот наряд отличали двойные застежки, на талии носили серебряный филигранный пояс. Къабалай шилось с двойными рукавами: нижние - узкие, по руке на манжете, и верхние - широкие, длинные, откидные, расширяющиеся книзу. На голове кумычки носили кружевные платки - тастары и шелковые гюльменди. Платок набрасывали на голову, оставляя концы его свободно висящими спереди. Затем правый, а за ним и левый конец забрасывали на левое плечо. Носили, откинув концы на правое плечо.

Как вариант къабалай появилось платье - бузма, у которого не было парных застежек, оно могло быть прямого кроя или отрезным, а верхний рукав шился не откидным, а расширенным книзу, иногда более коротким, чем нижний. Это платье носили и основном лачки, аварки и даргинки.

Ногайки

Ногайцы сохранили самобытность среднеазиатского костюма. Отличительной особенностью являются украшения из серебра с крупным орнаментом, характерным для Средней Азии. Ногайки носили стеганый кафтан-бешмет , молодые девушки носили красиво украшенные тюбетейки, а взрослые женщины - платки. Зимой надевали шапку из выдры, похожую на казахский головной убор.

Казачки

Казачки носили юбку с воланом, блузку с баской и воротником-стойкой, на голове - белый платок, наряд дополнял шерстяная павлово - посадская шаль. Существовал и еще один вариант женской одежды терских казаков, более близкий кавказским народам, - это распашное платье, похожее на къабалай. Из украшений носили коралловые бусы, тем самым привив любовь к кораллам практически всем дагестанским женщинам.

Ну а где же можно купить настоящие дагестанские наряды? Ведь модные бутики предлагают коллекции, в которых нет и намека на национальные мотивы. Ответ очевиден: надо шить! Тем более что у нас в республике нет недостатка в одаренных творческих личностях.

По этнической пестроте Дагестан представляет собой исключительное явление даже на фоне многонационального Кавказа. И столь же богат и самобытен костюм разных народностей, населяющих нашу республику. Еще совсем недавно, костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников.

Их передают из поколения в поколение как произведения искусства и фамильные ценности. Рассказать и показать нашим читателям, какую красивую одежду носили предки, мы попросили Диану Гамзатову, начальника экспозиционного отдела Музея-заповедника Этнографического комплекса «Дагестанский аул», который является подразделением Министерства культуры РД. Следует отметить, что Минкультуры в этом году отмечает свой 60-летний юбилей, в его функции входит также развитие и пропаганда именно национальной культуры, в том числе в последнее время особое внимание уделяется материальному наследию народов Дагестана, к которому относится и национальная одежда.
Мужской костюм
У всех народов Дагестана мужской национальный костюм практически одинаков и схож с одеяниями других народов Кавказа – Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Состоял он из рубашки кавказского типа, штанов из плотной черной или серой ткани, суконной черкески приталенного силуэта с газырями, раньше под черкеску надевали бешмет. Длина черкеска могла быть разной – до щиколоток или до колена, рукава расширялись книзу. Колпачки газырей могли быть из серебра или из слоновой кости, раньше они имели утилитарное значение, в каждом газыре была порция пороха на один выстрел. Поверх папахи в непогоду надевали башлык, он украшался золотыми галунами. Обувью мужчинам служили мягкие сафьяновые сапоги – ичиги, состоящие из двух элементов. Черкеска подпоясывалась узким кавказским ременным поясом с серебряным набором, с кинжалом, иногда и пистолетом. На Кавказе папаха – это честь и достоинство мужчины, и сбить или снять ее считалось большим оскорблением. Папаху знатные люди шили из каракуля, а остальные из овчины, таким образом, по папахе можно было определить социальный статус ее хозяина. В непогоду в качестве верхней одежды носили бурку – оригинальное изобретение наших народов. Особенно ценились андийские бурки, их войлок был с изнанки гладкий, снаружи – с длинными прядями, по которым стекала вода. В холод в бурке было тепло, в жару – прохладно, в ней можно было ночевать прямо на земле.
Женская одежда
Женскую одежду народов Дагестана характеризует многообразие материалов, форм покроя, цветовой гаммы, отделок, украшений. Она больше, чем мужская, сохраняла самобытность, архаические черты, больше отражала зональные, этнические особенности, древние родоплеменные различия, нравы и обычаи народов.
Декор и цветовая гамма одежды могли указывать на возраст, социальный статус и благосостояние их обладательницы. Женщины старшего возраста носили однотонную одежду темных цветов. Молодые – из более ярких тканей или с рисунком.
Нагорный Дагестан
Основу наряда жительниц Нагорного Дагестана – аварок, даргинок, лачек – составляло длинное и широкое платье-рубаха туникообразного покроя. Оно могло быть прямое или трапециевидное с втачными рукавами, обязательно с ластовицей контрастного цвета подмышками, которые выполняли обереговые функции. Поверх надевали кушак или пояс, молодые девушки носили кушаки ярких расцветок, а замужние несколько скромнее.
Рубаха служила основным видом платья, в нем горянка могла быть дома, работать в поле и даже находиться в общественных местах. Штаны шили из ситца, бязи, сатина. Они были, как правило, темного цвета, с широким или узким шагом, по низу украшались каймой. Платья подтыкали с боков в штаны или под специально завязанный пояс, так что оно укорачивалось почти да колен. Чухта прикрывала голову, плотно охватывая верхнюю часть лба и, как правило, свисала с затылка вниз. Шили ее из пестрых и гладких тканей. Поверх носили покрывало – кIаз. Чохто у разных народов носили по-разному.
В чохто аварок – гидатлинок, багулалок, андиек – налобная богато украшенная часть была видна из-под покрывала. По нему можно было определить социальный статус женщины. У багулалки к чохто прикреплялись височные парные кольца – одно витое и одно цельное, и поверх него покрывала не носили. Если у женщины умирал сын, то она снимала одно кольцо – и всем было понятно, что она в трауре. Головной убор андийки представлял собой коронообразный чепец, набитый шерстью или ватой. Такой головной убор не позволял делать женщине резких движений, придавая плавность походке, и надевался только по праздникам. Скорее всего, эта форма головного убора дошла к нам из глубокой древности, она напоминает коровьи рога – символ плодородия. Поверх него надевали покрывало. А, к примеру, кубачинки и акушинки прятали свое чохто под покрывалом полностью, хотя и украшено оно было богато, их прятали от посторонних глаз, видимо, потому, что этому придавался сакральный смысл. У кубачинок покрывало было богато украшено золотой и серебряной нитью, у незамужних девушек рисунок был мелкий, у молодых женщин – крупнее, а пожилые носили покрывала без вышивки. Особенно тщательно вышивалась кайма покрывала, ее могли заменить привозной узорной каймой.
Позже даргинки начали шить платье на кокетке. Снизу платье украшали цветной вставкой, рукава на манжетке. Край подола для прочности нередко обшивался шнуром или тесьмой, особенно ценились офицерские галуны. Характерными для даргинок являлись большая красочность, наличие в верхней одежде приталенных форм, нарядность общего вида усиливалась многочисленными украшениями.
Характнерным платьем лачки было платье-бузма. Молодых лачки предпочитали одежду ярких расцветок, пожилые – темных. Нательной одеждой женщин, нередко заменяющей верхнюю, было длинное платье – рубаха, как у всех горянок, туникообразного покроя, а также длинные узкие штаны. В некоторых села, граничащих с Аварией, лачки рубаху по талии подтыкали в штаны. Особую прелесть и своеобразие придавали костюму серебряные украшения, которые пришивались к платью и к головному убору.
Обувь могла быть кожаная, взаная, но непременно с загнутым носиком, так как это было более практично в горах – носок не оббивался. Одновременно это было еще и очень красиво.
Южный Дагестан
В целом костюм народностей лезгинской группы отличался пышностью, наличием многочисленных драпировок и складок, многоцветностью и в какой-то мере отражал влияние азербайджанского костюма. Отрезные по талии наряды шили все народы Южного Дагестана, основное отличие их – многослойность. Платье-валчаг было распашным, снизу одевалось другое платье, шелковое прямого кроя или отрезное, иногда с длинными пышными рукавами. Зачастую вместе верхнего платья носили кафтанчики-архалуки. Отличительной особенностью женского костюма было то, что он был богато украшен ювелирными изделиями с крупными орнаментами, в украшениях использовались и монеты царской чеканки. Лезгинская группа народностей предпочитала ткани в основном ярких цветов – красного, желтого, зеленого, фиолетового. Платки тоже были шелковые, газовые. На головных уборах также было много украшений.
Кумычки и чеченки
В Дагестане платье-къабалай носили кумычки и чеченки-аккинки, по всему остальному Кавказу оно было распространено намного шире – у черкесов, осетин и др. Шилось оно распашным, с отрезной талией, с плотно облегающим талию лифом, с широкой длинной юбкой, пришитой к лифу по линии талии легкими складками и сборкой. В то же время къабалай имело и ряд отличительных черт, делающих его более нарядным – так этот наряд отличали двойные застежки, на талии носили серебряный филигранный пояс. Къабалай шилось с двойными рукавами: нижние – узкие, по руке на манжете, и верхние – широкие, длинные, откидные, расширяющиеся книзу. На голове кумычки носили кружевные платки-тастары и шелковые гюльменди. Платок набрасывали на голову, оставляя концы его свободно висящими спереди. Затем правый, а за ним и левый конец забрасывали на левое плечо. Носили, откинув концы на правое плечо.
Как вариант къабалай появилось платье-бузма, у которого не было парных застежек, оно могло быть прямого кроя или отрезным, а верхний рукав шился не откидным, а расширенным книзу, иногда более коротким, чем нижний. Это платье носили и основном лачки, аварки и даргинки.
Ногайки
Ногайцы сохранили самобытность среднеазиатского костюма. Отличительной особенностью являются украшения из серебра с крупным орнаментом, характерным для Средней Азии. Ногайки носили стеганый кафтан-бешмет, молодые девушки носили красиво украшенные тюбетейки, а взрослые женщины – платки. Зимой надевали шапку из выдры, похожую на казахский головной убор.
Казачки
Казачки носили юбку с воланом, блузку с баской и воротником-стойкой, на голове – белый платок, наряд дополнял шерстяная павлово-посадская шаль. Существовал и еще один вариант женской одежды терских казаков, более близкий кавказским народам, – это распашное платье, похожее на къабалай. Из украшений носили коралловые бусы, тем самым привив любовь к кораллам практически всем дагестанским женщинам. В экспозиции Музея-заповедника «Дагестанский аул» представлены костюмы практических всех народов Дагестана, и каждый желающий, посетив выставочные залы, сможет оценить красоту и изящество одежды наших предков.

В современном мире люди одеваются как им удобно, но раньше каждый народ составлял свой национальный костюм, по которому его можно было узнать в чужих землях. Разнообразие в национальных костюмах дагестанцев позволяло определить, откуда человек родом вплоть до аула по различным чертам его одежды. Еще такой костюм мог рассказать о возрасте, богатстве и положении в обществе его хозяина. У женского пола такая разница в костюмах была более заметна, чем у мужчин, предпочитающих носить более скромную одежду. Сейчас национальные костюмы можно увидеть на сценах театров или торжественных событиях.

Немного истории

Современный национальный костюм претерпевал множество изменений в течение времени. В средние века сложился образ, который изменялся, но в целом суть его оставалась неизменной. Мужчины носили костюм, состоящий из белой рубашки, штанов темного цвета, бешметы, суконной черкески с газырями, сапог и меховой папахи. Черкеску подпоясывали узким ремнем, на который крепился кинжал или пистолет.

У женских костюмов был более свободный крой. При жизни в равнинной местности предпочиталась одежда, сшитая из шелка. Это были штаны, рубаха, длинное платье с откидными рукавами и чувяк из красного сафьяна – обувь, сшитая из кожи козы. Голову покрывал шелковый платок.

В районах гор женщины надевали широкое платье, похожее на рубаху, длинное до икр и штаны, по краям которых шел красивый золотой узор. На ноги надевались сапоги или чувяк, а на голову головной убор, который отличался в разных селениях. Все волосы убирались под чухту, а сверху нее накидывалось покрывало. На покрывало надевался платок с узорами, который не завязывался, а просто был сложен треугольником.

Особенности

В Дагестане очень много различных народностей, более 70. Все они имеют свой отличительный костюм, однако, несмотря на особенности каждого, всех их объединяют определенные детали. Это использование в своей одежде различных туник, туникообразных рубах, платьев-рубах, платков, чухты, бешмека, чалмы. Все это сшито из ярких тканей, украшено узорами, расшито орнаментами, вышивкой.

Узоры могли вышиваться как оберег, так и для красоты, например, природа, животные. Праздничные наряды обязательно украшались драгоценными камнями, золотом, серебром. Все это очень красиво блестело и переливалось на солнце. Помимо одежды, женщины украшали себя браслетами, кольцами, монетами, поясами, ремнями.

В цветах, несмотря на кажущееся разнообразие красок, преобладали белый, красный и черный оттенки. Белый символизировал чистоту, применялся на свадебных мероприятиях. Красный оттенок символизировал достаток и благополучие, а черный придавал магический смысл, давал связь с предками.

Отличительной чертой дагестанских костюмов является их многослойность. К примеру, головной убор состоял из нескольких платков, а под платье надевали еще и штаны. Прибавьте к этому множество украшений, которые были обязательным составляющим образа.

Описание наряда

Мужской костюм состоит из светлой рубахи, штанов темного цвета и плотной ткани, суконной черкески с газырями. Черкеска может быть длинной до колена или щиколотки, рукава расширяются к низу. Поверх нее надевается тонкий ремень, на который можно прикрепить кинжал или пистолет.

Особой деталью является головной убор - папаха, которая считается символом чести и достоинства у народов Кавказа. Богатые носили папаху из каракуля, а простые люди из овчины.

Женский костюм различается гораздо сильнее у разных народностей. В южном Дагестане предпочитали носить богатые и многослойные наряды. Под верхнее распашное платье-валчаг надевалось прямое платье из шелка. Сверху наряд расшивался драгоценными камнями и золотом, широким узором. Отдавали предпочтения красным, зеленым, фиолетовым оттенкам. Головным убором был шелковый платок.

Современные модели

В современном мире молодые дагестанки пытаются создать образ, чтобы выглядеть более привлекательными. Если женщины постарше носят бесформенные платья-балахоны, то молодые девушки стараются подчеркнуть стройность фигуры благодаря приталенным платьям, длинной до колен, но с разрезом. С помощью драгоценностей и обуви на каблуках украшают наряд. В цветах больше преобладают черные оттенки, которые выгодно оттеняют внешность.

Женщины, работающие в поле и по хозяйству, надевают удобные халаты, дополняя их меховыми жилетками в холодное время, а летом ходят в свободных платья из тонких тканей.

Современные дагестанцы носят штаны, рубашки, мало отличаются от обычного образа современного человека.

Детали очень важны

Традиционная одежда дагестанских народов настолько разнообразна, что по деталям костюма можно было определить не только к какой национальности принадлежит человек, но и даже к какому аулу. Более того, наряд мог говорить о возрасте, статусе и материальном состоянии его обладателя. Впрочем, это относится по большей части к женским нарядам, нежели к мужским , которые были значительно более монотонны, и отличались от других традиционных одеяний народов Кавказа лишь отдельными деталями, орнаментом и прочими тонкостями. Кроме того, именно традиционный женский дагестанский наряд сохранил свою архаичность и самобытность.

Дагестан - это больше 70 народностей - аварцы, андийцы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, ахвахцы, чамалалы, багуалы, тиндинцы, хваршины, зунзибцы, гинухцы, дидойцы, бежтинцы, лезгины и многие другие. У каждого из них свой язык, культура, традиции и оригинальные костюмы. Впрочем, несмотря на то, что каждый народ имел собственные особенности в одежде, их объединяло немало базовых вещей, таких как, например, туникообразная рубаха, платок , чухта, чалма, а также длинный бешмет, который также был чрезвычайно популярен у многих дагестанских национальностей. Огромное значение в нарядах женщин имел орнамент и вышивка. Узоры носили чаще всего обереговое, сакральное значение, либо служили простым украшением, изображая деревья, ветви, листья, птиц, животных и прочее. Праздничные богатые наряды обильно расшивались серебром, золотом, драгоценными камнями или жемчугом. Женские костюмы у многих дагестанских народов нередко изобиловали различными украшениями - браслетами , кольцами , металлическими поясами, монетами, бляхами и т. д.

О цвете

Цвета традиционных дагестанских нарядов также носили символическое, ритуальное значение. Несмотря на кажущуюся пестроту, в одежде доминировали белый, чёрный и красный. Белый цвет чаще всего использовался в праздничных, как правило, свадебных одеждах. Причём, как у женщин, так и у мужчин. Красный имел значение достатка и благополучия, а чёрный имел своего рода магический смысл, символизировал связь с предками и защиту. Многие народы Дагестана отдавали предпочтение чёрному цвету, как основному. Женщины, в особенности пожилые, носили одежды тёмных тонов. Молодые, незамужние девушки могли носить яркие элементы одежды - красные, зеленые, оранжевые, синие и т. д.

У всех немного своё

Важное объединяющее начало во всех дагестанских костюмах - многослойность. Один только головной убор женщины мог состоять из нескольких частей, не считая украшений, которые составляли важную часть всего образа.

Так, у одного из наиболее многочисленных коренных народов Дагестана - аварцев, женский наряд был довольно сложным по своей конструкции. Почти каждая деталь одежды имела определённый смысл. Родоплеменные различия аварцев, особенности их формиррования на территории Дагестана оказали влияние на возникновение большого числа вариантов женского костюма. Хунзахские аварки, например, не носили массивных головных уборов или множества украшений на них. Их костюмы были довольно лёгкими и удобными. В то время как другие аварки носили тяжелые кушаки, которые опоясывали платья женщин. Длина этих поясов могла доходить до 3 метров. Женщины в большинстве своём носили платья, шитые по фигуре с широкими рукавами и узкими нарукавниками. В нарядном костюме аварок на головной убор под платок надевалась особая пластинка-налобник со свисающими серебряными монетами. Некоторые аварки, особенно из селения Анди, носили удивительные седлообразные чепцы, которые набивались овечьей или козьей шерстью - эта традиция сохранилась у аварцев с глубокой древности.

Одежда аварцев

Шарфы, башлыки и перчатки,

Из козьего пуха платки,

Жакеты на теплой подкладке

И вязки цунтинской носки.

Расул Гамзатов

Мужская одежда в Аварии была такой же, как у горцев всего Дагестана. Она состояла из нательной рубахи с воротником-стойкой и простых штанов. Поверх рубахи носили бешмет (гужгат ). Что-то вроде современного пиджака или легкой куртки. Зимой к бешмету пристегивалась ватная подкладка. В общем, как вы сейчас носите курточки на синтипоне. Только бешметы были приталенные.

Ну и конечно, черкеска с газырями. Черкеску обязательно перетягивал ремень, на котором висел кинжал. От холодов спасали шубы из овчины: с рукавами, шубы-накидки без рукавов и с длинными ложными рукавами, которые использовали как карманы, меховые безрукавки. Пользовались особым спросом шубы мастеров-скорняков селений Шагода, Ругуджа.

На голову надевали лохматую папаху из овчины. А по торжественным случаям – из каракуля.

«Две вещи должен беречь горец: свою папаху и свое имя. Папаху сбережет тот, у кого под папахой есть голова. Имя сбережет тот, у кого в сердце огонь».

(Расул Гамзатов)

Женщины носили две рубашки – нижнюю короткую и верхнюю длинную. Под рубаху надевали штаны. Нижняя часть штанин обычно выглядывала из-под платья, поэтому ее украшали отделкой.

Пожилые женщины носили платья («гужгат » или «кунта ») темных цветов, а вот молодые любили яркие: красные, зеленые, желтые. Нарядные платья хъабал о богато отделывали вышивкой золотой и серебряной нитями по краю юбки, подолу, всему нагруднику и низу рукавов.

Волосы прятали под «чухтIо » (плотно облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос). Поверх чухтIо надевали покрывало «мучIу ».

А сверху мучIу – платки: шерстяные, шелковые, парчовые.

Аварские женщины носили много серебряных украшений: кольца, пояса, серьги, браслеты, а серебряными монетами обшивали наряды. Распространены были так называемые «шумящие» кольца: ободок кольца обрамляли короткими подвесками, монетами, полыми (пустыми внутри) шариками, которые при движении издавали звук. Считалось, что их звон отпугивает плохое и привлекает хорошее. К некоторым браслетам ювелиры приделывали подвески-обереги в виде руки или птички.

Одежда аварок отличалась разнообразием, почти каждое общество имело свои особенности. По тому, как женщина надевает платок или платье, по форме и расцветке, по виду шубы, украшениям и даже обуви можно было определить, из какого она селения или общества.

Дидойцы. Самоназвание – «цезы » («орлы»). Веками сохраняют любовь к своей земле, культуре, традициям, могилам предков, передают обычаи из поколения в поколение. Дидойки носили тунико образные платья-рубахи, отрезные по талии платья, расклешенные платья хъабал о и длинные штаны, зауженные к низу. Различного фасона овчинные шубы, узорчатые носки, чухтIо , платки с бахромой, украшения.

Тиндинцы . Самоназвание – «идери ». Женщины носили узкие черные штаны, широкие черные туникообразные платья, шали, шелковые платки, черное чухтIо , украшенное монетами и цепочками. Сверху набрасывали головное покрывало. Платье тиндийки подпоясывали широкой и длинной (иногда до трех метров) кумачовой (красной) повязкой, а в траурные дни – черной.

Генухцы – «гъинузи », «гъинуз », от села Генух (Гъино ) Цунтинского района. Переводится как «место у дороги». Женская одежда состояла из туникообразных платьев-рубах, отрезных по талии платьев, распахнутых у подола, и узких, доходящих до щиколоток, штанов. В холодную погоду женщины носили безрукавки и толстые шали. Шуб и войлочных сапог не носили. Платья подпоясывали широким и длинным матерчатым поясом-повязкой или украшенным серебром широким или узким поясом. Голову покрывали чухтIо , шерстяными и шелковыми платками, привезенными из далеких стран Востока. Украшали себя кольцами, перстнями, браслетами, серьгами, налобными, височными, нагрудными серебряными изделиями кубачинских, лакских и местных мастеров.

Бежтинцы – название происходит от селения Бежта. Раскопки Бежтинского могильника раннего средневековья свидетельствуют о том, что украшения бежтинок своими корнями уходят в глубь веков. Под платье бежтинки надевали брюки-шаровары. Поверх платья повязывали передник, украшенный цепочками из разноцветных бусинок, амулетами, золотыми, серебряными монетами, а также пояса из серебряных монет. Платье хъабало из дорогих тканей застегивалось у пояса несколькими крючками. На голову надевали косынку, а поверх нее – платок.

Арчибцы . Самоназвание – «аршашдиб ». Женщины предпочитали цветные платья, которые подпоясывали дважды пестрым кушаком (поясом) и завязывали спереди узлом, широкие и длинные штаны, войлочную обувь. Праздничные платья бузма были отрезными в талии. На голову надевали мешочек для кос – чухтIо и покрывало.

Платье дополняли серебряные, медные нагрудные украшения, пряжки к поясам. ЧухтIо украшали монетами.

Ахвахцы . Самоназвание – «ашвадо ». Женщины носили рубахи, нарядные платья типа «полуша » и хъабал о, безрукавки, чухтIо , платки и теплые шали, узкие и длинные штаны. Ткани для нарядных платьев выбирались узорчатые, красочные, очень крепкие и добротные. Носили бусы, серебряные изделия, височные, нагрудные украшения с полудрагоценными камнями. Волосы заплетали в две косы – символ мужчины и женщины.

Каратинцы . Самоназвание – «кIкIарди ». Каратинки носили туникообразные платья-рубахи, отрезные по талии, а также распашные платья, которые подпоясывали длинной матерчатой повязкой-поясом. Голову покрывали чухтIо , головными покрывалами, шерстяными и шелковыми платками. Носили узкие и длинные штаны.

Костюм дополняли бусами, серебряными кольцами, перстнями, браслетами, налобными, височными, нагрудными украшениями. Камни в украшениях были разнообразны: сердолик, аметист, агат, бирюза, коралл, яшма.

Андийцы . Самоназвание – «гъваннал », «анди », «андал ». Женский костюм состоял из туникообразного длинного платья на кокетке – квано , шаровар – ошхъоги , различной обуви, включая кожаные сапожки. Завершался головным убором – андийским чухтIо в форме полумесяца, надеваемого «рогами» вниз. Лобную часть чухтIо украшали ярким золотым шитьем или парчовой тканью. Верхнеандийки заворачивались в большое, как плед, белое покрывало – кIази ; нижнеандийки носили черный платок без чухтIо .

Хваршины . Самоназвание – «атлилько, акьилко », от названия села Хварши. Женщины поверх белья надевали свободное по крою платье, а молодые – отрезное, присборенное или в складку. Подпоясывались в два оборота трехметровым матерчатым поясом с опущенными концами. Волосы прятали под чухтIо с кожаной планочкой на темени для крученых височных колец. Удлиненная часть чухтIо сзади не зашивалась, а просто свисала, как фата. Молодые носили чухтIо темных цветов, по низу отделанную широкой красной полоской. И платки-покрывала разных цветов. Обувь – прошитые цветной шелковой строчкой сафьяновые сапожки, носок и задник которых украшали серебряными монетами. Из монет шили нагрудник титино .

Багулалы . Самоназвание – «багу-лал » («богатыри, питающиеся сырым мясом»). Костюм багулалки состоял из черного платья, темных штанов, черного чухтIо с парой височных колец, красного пояса, вязаных носков с кожаной подошвой. Часто багулалки набрасывали на спину теплую шаль вместо безрукавки или шубы. Как украшение носили изделия из драгоценных металлов. Свадебная одежда отличалась дорогими тканями и обилием серебряных и медных украшений.

Ботлихцы . Самоназвание – «буйхади ». Женщины носили нательную рубаху, платья в талию, штаны, головной убор кIаштIа , платки с кистями. «Рогатое» чухтIо отличалось особой формой. В праздник поверх рубахи надевали хъабало – отрезное шелковое платье с рукавами с разрезом у локтя. Многочисленные украшения оберегали женщину и привлекали изобилие.

Чамалалы – «чама-ига» («сухая курага»). В женских нарядах преобладали темные платья, матерчатые пояса, штаны, шубы овчинные, чухтIо .

Женщины украшали себя налобной цепочкой из серебра или меди, носили кольца, серьги, подвески, бусы, монеты, шейные цепочки. Вышивки из цветных тканей (аппликации), широкие пояса ярких цветов выполняли эстетические и магические функции.

Гунзибцы – «гьунзаль, энзеби, унзо, хунзалис ». Женщины носили платье-рубаху, подпоясанную матерчатым поясом, штаны, чухтIо , платок, теплую шаль, длинные, толстые шерстяные свитера. Шуб и телогреек не носили. В любое время года они носили вязаные узорами пестрые шерстяные сапоги. Серебряные украшения: серьги, кольца, браслеты, височные подвески, нагрудные украшения. С детства отпускали волосы, собирая в две косы, под платком носили чухтIо .

Годоберинцы . Название села Годобери переводится как «вороний глаз», потому что жители были меткими стрелками. Самоназвание – «гъибдильи ». Женщины надевали платья-рубахи хелу , платья в талию – тегела , штаны барта , головной убор букIру кIаштIа. КIаштIа украшалась монетами, а по бокам – крупными и тяжелыми нашивными кольцами. Носили серебряные пояса, бусы, браслеты, кольца. Сверху накидывали платок кIази. Тахабалъи – кожаные с войлочным голенищем сапоги с загнутым носком. Как свадебный наряд невесте надевали безрукавку-жилет – кереса . Передние полы безрукавки богато обшивали серебрянными монетами (от 50 до 100). Такое дорогое приданое передавалось по наследству от матери к старшей дочери. Пожилые женщины в знак траура носили пояс ракъичил .

Красота – берцинлъи

Волос – рас

Брюки – тIажу

Папаха – тахтадул тIагъур, бухаритIагъур

Платок – квархьи, кIаз, шал

Косынка – лъабокIонаб тIадагьаб кверлъин, кIатIи

Рубашка – гурде

Воротник – габур

Носки – бихьиназул щватаби

Платье – ретIел, ретIел-кун

Ткань – ххам

Шуба , дубленка – тIимугъ, хъабарча

Варежки – квердаххелал, гвадачал

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Аварцы. История, культура, традиции автора

История аварцев Они в горах живут высоко… И выше всех вершин Востока Считают собственную честь. Расул Гамзатов Аварцы (магIарулал – горцы) и четырнадцать родственных им небольших народов (андийцы, ботлихцы, годоберинцы, чамалалы, багулалы, тиндалы, каратинцы, ахвахцы,

Из книги Аварцы. История, культура, традиции автора Гаджиева Мадлена Наримановна

Поселения аварцев Дом родной мой выше гор, Он дороже мне всего. Неба синего простор - Крыша дома моего. Расул Гамзатов Поселения предгорной части Аварии располагались на северных склонах Гимринского и Салатавского хребтов. Здесь были прекрасные пастбища и

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

Из книги Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте автора Антонетти Пьер

Из книги Сексуальная жизнь в Древней Греции автора Лихт Ганс

1. Одежда Вопрос о том, появилась ли одежда людей вследствие пробудившегося чувства стыдливости или чувство стыдливости появилось в результате ношения одежды, на недавних диспутах был решен в пользу последнего утверждения. Это не просто теория, это подтверждено фактами;

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника В рассказах Плутарха и Хониата об Антонии и Андронике есть яркая деталь, повторяющаяся у обоих. Хониат несколько раз пишет о привязанности Андроника к варварской одежде. Например, в Царь-Граде Андроник повелел

Из книги Советские партизаны. Легенда и действительность. 1941–1944 автора Армстронг Джон

Одежда Считалось, что партизаны должны обеспечивать себя одеждой в районах проведения своих операций. Поставка одежды по воздуху осуществлялась в отдельные районы, такие как, например, Крым, или была ограничена отдельными предметами одежды, которые партизанам было

Из книги Повседневная жизнь Кремля при президентах автора Шевченко Владимир Николаевич

Одежда В советские времена, даже если и не хотелось одеваться, как все, это мало у кого получалось. Члены Политбюро носили вещи одинакового цвета и одного покроя. На мавзолее они все стояли в серых плащах и серых шляпах. Зимой появлялись одинаковые воротники и ондатровые

Из книги Величие Древнего Египта автора Мюррей Маргарет

Из книги Повседневная жизнь людей Библии автора Шураки Андре

Одежда На многолюдных улицах, где в элементах зданий переплетаются различные архитектурные стили Египта и Месопотамии, люди одеты в пестрые одежды. Библия о них упоминает лишь случайно. Изначально люди не скрывали свою наготу. После изгнания из рая они прикрылись лишь

Из книги Военный Петербург эпохи Николая I автора Малышев Станислав Анатольевич

Одежда Основным цветом русских мундиров с петровских времен был темно-зеленый, но после наполеоновских войн он постепенно становился все более темным, почти черным. Горнист и обер-офицер Л.-гв. Финляндского полка в 1833–1843 гг. В.Г. Строганов, поручик Кавалергардского

Из книги Варвары. Древние германцы. Быт, Религия, Культура автора Тодд Малькольм

ОДЕЖДА Как и во многих других отношениях, литература и археология говорят нам об одежде состоятельных членов общества, а не о том, что носили обычные люди. Универсальной повседневной одеждой германцев в железном веке был «сагум» или короткий плащ: он служил будничной

автора

Одежда Но прежде чем окунуться в водоворот светской жизни, необходимо было запастись достаточным количеством костюмов, для того чтобы соблюдать светский «дресс-код». Лексиконы хороших манер напоминали, что «мужчины являются на завтрак в сюртуках. Жакет допускается

Из книги Петербургские женщины XIX века автора Первушина Елена Владимировна

Одежда В XVIII веке купцы носили традиционную русскую одежду, зато жены их и дочери красовались в самых модных европейских нарядах. Это была продуманная стратегия: мужчина выглядел респектабельно и внушал уважение, женщина была его витриной, где он демонстрировал свое

Из книги Законы вольных обществ Дагестана XVII–XIX вв. автора Хашаев Х.-М.

Из книги Мы - славяне! автора Семенова Мария Васильевна

Одежда Древние могилы и бабушкины сундуки Откуда мы знаем, как наряжались тысячу лет назад наши далёкие предки, что надевали они зимою и летом, в будни, в праздничные и печальные дни? Конечно, на многие вопросы отвечает в первую очередь археология. Особенно полезными для