Авиашоу воплощает детские фантазии о великолепных полетах самолетов и желание быть непобедимым в реальность. Наверное, поэтому на этих «крылатых» представлениях можно увидеть все поколения семей — от дедов и мальчишек до молодых людей, которые не просто любуются аэросалоном, но и замирают с камерой в руках, глядя в небо, пытаясь вернуть свои детские ощущения и воспоминания.

Итак! Как фотографировать авиашоу?


Как и для любого фотографического жанра, фотокамер, которыми можно снимать авиашоу, превеликое множество. Выбрать можно любую — начиная от самых дорогих и заканчивая бюджетными вариантами. Просто всегда помните, что основную работу выполняет не камера, а пространство между ушами, от работы которого зависит будут ли ваши фотографии лучше, чем у других или нет.


Несколько советов для получения лучших снимков!

Снаряжение
Камера: DSLR, штатив или монопод для устранения шевеленки.

Объективы: желательно телевик 50-200 мм F2.8-3.5 для тех самолетов, что летают на уровне зрителей; 2x телеконвертер, чтобы увеличить фокусное расстояние и что-то для широкого угла, чтобы попробовать получить фотографии с драматической перспективой.

Память и аккумуляторы: не забывайте о запасных батареях. В любой момент времени в вашем кофре должны быть запасные батареи. Всякий раз, готовясь к съемке, убедитесь в том, что у вас достаточно питания для камеры и его хватит на несколько часов интенсивной съемки. Нет, пожалуй, ничего более раздражающего, чем в отличный съемочный день неожиданно обнаружить, что из-за серийной съемки у вас осталось места на карте памяти буквально для пары кадров. Чтобы судорожно не стирать «лишнее», руководствуясь только небольшим изображением на дисплее фотокамеры, закиньте в кармашек сумки или жилета парочку дополнительных карточек. Кстати, об одежде!

Одежда
Носите шляпу или бейсболку! Не стоит перегревать голову. Держите столь тонкий в настройке инструмент подальше от солнечных лучей. Наденьте брюки-карго и фотожилет. На некоторых авиасалонах вам не позволят пройти на территорию, увешанному сумками и кофрами, поэтому множество карманов и кармашков вам очень могут пригодиться. На всякий случай все самое ценное спрячьте в зиплок-пакеты, чтобы сохранить в безопасности.

Аксессуары

Солнцезащитный крем, беруши, удобная обувь и вода.

1. Если у вас есть практика съемки других быстродвижущихся объектов, она вам пригодится и на авиашоу.

2. Универсальное правило заключается в следующем: «Не снимайте с выдержкой в два раза меньшей, чем ваше фокусное на длинном конце». Другими словами, если вы используете 100-400 мм объектив, скорость затвора должна быть не ниже 1/800.

Есть исключение из правила. Для самолетов с пропеллером, т.е. поршневых, нельзя использовать короткую выдержку. Она «заморозит» движение пропеллера в воздухе и самолеты будут выглядеть неестественно. Профессионалам и сведущим людям, которые потом будут смотреть на ваши фотографии, может показаться, что машина сейчас упадет, потому что находится в нерабочем состоянии. Используйте чуть большую выдержку, чтобы захватить все едва уловимые движения и слегка размыть изображение пропеллера.

Подобное может быть достигнуто, если вы снимаете с выдержкой где-то от 1/125 до 1/180. Съемка в непрерывном режиме повысит вероятность получения хороших кадров.

3. Используйте в камере режим приоритета выдержки . Установите значение порядка 1/1000. Это поможет устранить шевеленку, вызванную дрожанием рук. Для среднестатистического фотографа данный метод прекрасно работает. Тем не менее, при прочих равных, в режиме приоритета выдержки, камера регулирует раскрытие диафрагмы, что в свою очередь приводит к размытостям другого порядка — из-за уменьшения глубины резкости. Именно поэтому увеличение скорости затвора не является идеальным решением.

4. Для тех, кому нравятся фотографии летающих объектов, когда они сняты на короткой выдержке, следует переводить камеру в мануальный режим съемки, устанавливать диафрагму на средних числах (от f5.6 до f11 в зависимости от яркости освещения) и пробовать выдержку около 1/800. Опять же, в зависимости от яркости дня.

5. После того, как у вас дойдет дело до снимков зрителей или фотографирования стационарных самолетов, переключите камеру в режим приоритета диафрагмы. Большинство шоу проходят в хорошую погоду, поэтому можно не особо беспокоиться по поводу количества света. Делайте снимки так, как для вас комфортно. Попробуйте, например, съемку с диафрагмой f9.0 или даже f2.8, если увидите что-то для макро-изображений.

6. Отправляйтесь на авиашоу пораньше. Время вам необходимо для того, чтобы осмотреться и пристреляться . Как выбрать лучшее место? Лучшее место там, где вы увидите фотографов с большими линзами. Не позволяйте им себя запугать. Тихонечко пристройтесь рядом и помните про совет номер один — качество фотографий напрямую зависит от того, что находится между ушами фотографа.

7. Будьте готовы к некоторым разочарованиям! Вы обязательно пропустите время и у вас окажется целая куча кадров с половиной самолета или размытые снимки, включающие чью-то голову. Не удаляйте ничего, пока не посмотрите все изображения на большом мониторе компьютера. Пока вы будете очищать свою карту памяти — пропустите что-нибудь важное, что в тот момент будет происходить в воздухе.

Самое главное

Авиашоу — это очень весело. Не погружайтесь в процесс съемки так глубоко, чтобы забыть, что пришлю на аэросалон для того, чтобы хорошо провести время с семьей. Безусловно круто дополнить свое портфолио великолепными кадрами, но куда будет круче, если этот поход останется в памяти вашего ребенка как самое замечательное событие и эпизод детства.

Kevin Pepper, перевод С.Заводова <

Вот как отвечает на этот вопрос Википедия:

"Споттинг (от английского слова «spot» — «увидеть», «опознать»; также — Авиационный споттинг) — вид хобби, заключающийся в наблюдении за самолётами и ведение их реестра. Часто сопровождается фотографированием.

Также споттингом может называться наблюдение за другими видами транспортных средств — железнодорожными поездами, автобусами, кораблями и тп.

Для споттера является важным определить, тип самолета и его бортовой номер. Местом съемки обычно служит аэропорт или территория за его пределами. При распространенном виде съемки — садящихся самолетов — обычно выбирается место под глиссадой взлетно-посадочной полосы.

Авиационный споттинг и авиационная фотография не являются синонимами. Фотографирование для споттинга, лишь часть увлечения, но не его основа.[источник не указан 240 дней] Некоторые споттеры, особенно на Западе, как и в начале возникновения этого хобби, ходят на споттинг с подзорной трубой и блокнотом, записывая в него какой самолет где и когда они видели ."

Такой вид спотинга с блокнотом и подзорной трубой я не встречал в России. Думаю, если он есть, то не у нас. Или, если он был, то трансформировался.

Сейчас же распространен вид споттинга с фотоаппаратом (и даже с двумя) и главная задача сфотографировать интересный для споттера самолет, борт, инфраструктуру или даже авиационный пейзаж. Кому то важно просто сфотографировать самолет, даже пренебрегая качеством фото, кто то обязательно оставляет себе фотографии только максимального качества, а кто то гоняется только за креативными и уникальными кадрами (это высший пилотаж на мой взгляд))). В любом случае споттеров объединяет авиация и фотоаппарат.

Итак, чего же хотят споттеры от своего занятия?
Первое и основное - фотографии!

А фотографии чего? Все ли самолеты им интересны? Где они снимают? Как они попадают в аэропорты и аэродромы?
Фотографии самые важные для споттера где запечатлен самолет. Для новичков важен любой самолет, главное, чтобы его поймать в свой кадр. В дальнейшем своего развития, многие самолеты и авиакомпании ему становятся не интересны, т.к. на жестком диске скапливает одинаковых фотографий довольно большое и, прямо скажем, не нужное количество.

На пример: В Москве такие авиакомпании как Трансаэро, Сибирь, Ютэир, Аэрофлот, есть практически у каждого споттера со стандартными самолетами типа Boieng и Airbus. Так же много других, более мелких авиакомпаний, которые примелькались и уже не так интересны. Что же тогда снимать? На этот вопрос отвечу так: советско-российский авиапром уже, как раритет в небе и даже на земле, а значит менее доступен и проявляет особый интерес для споттера. Российский рынок авиаперевозок тоже постоянно расширяется и все новые и новые авиакомпании заходят на наш рынок, а это новые борта и новые ливреии (уникальный окрас самолета для каждой авиакомпании). Встретить такой борт в первом прилете в Россию тоже вызывает огромный интерес у ценителей этого хобби.

В основном большую часть своей ловли интересных кадров споттер проводит за забором аэродрома, зачастую пролезая, как партизан по полям, по лесам, по болотам и т.д. Многие места уже известны и "тропа проложена", что облегчает задачу добраться до удобной точки съемки. Вот из таких мест фотографы и ведут свою съемку "по самолетам". Интереснее, всего снимать взлеты и посадки - это прирететнее зачастую, чем снять самолет в небе. Но не мало кадров на фоне красивейшего неба, которые вызывают восторг от просмотра!

Не редко в наше время проводятся официальный споттинги аэропортами страны, которые приглашают споттеров-фотографов к себе в гости и проводят его в маленькую цитадель авиации, где можно снять совсем другие кадры, нежели "под забором" и побывать там, куда далеко не всех пускают...

Самый лояльный для споттеров аэродром это Международный Аэропорт Домодедово . Он несколько раз в год открывает свои двери для любителей авиационной фотографии. А так же устраивает так называемый "детский споттинг"! Спасибо за это администрации аэропорта и организаторам, за то что позволяете прикоснутся к авиации всем ее ценителям и развить любовь к авиации у подрастающего поколения! Если кому то интересно, как попасть на такой споттинг, то рекомендую периодически мониторить вот эту страничку www.domodedovo.ru в разделе пресс-центр , где будет выложенная информация с приглашением на очередной споттинг и от вас потребуется только отправить заявку на указанную электронную почту и смиренно ждать аккредитации. Не бойтесь! Это не страшно! Главное желание и наличие фотоаппарата! Правда споттинги подразделяются на те, куда приглашают фотографов уже более или менне зарекомендовавших себя в этом занятии. И есть споттинги для новичков и для детей (с родителями обязательно). Вот на такие споттинги может попасть любой и если понравится, то в дальнейшем велика вероятность попасть на споттинг с матерыми (акулами) авиационной фотографии)))

Но это не значит, что другие аэропорты не проводят сие мероприятие так же, как и Домодедово. В наши дни, практически все крупные аэропорты России проводят официальные споттинги и в гости к ним можно попасть точно таким же путем о котором я рассказал выше.

Завершая мой пост, хотел бы закончить его еще одной редкой и интересной группой наблюдения/фотографирования - это военная авиация! К ней сложнее подобраться. Возле военных аэродромов могут и "палкой погнать"!))) И сложнее пробраться к удобной точке съемки. А так же много боевых, крылатых машин, которых, в принципе, "не водится" в ваших краях! И поймать их случайно там где их быть не должно - это писк!)) Или же приходится приезжать "в места их обитания" и ловить их уже там. Но это отдельная история, об этом можно много рассказывать и не всем еще такое нужно)

Споттинг - это вид занятий, который подразумевает под собой активный отдых, занятие фотографией, увлечение авиацией, гонка за уникальными кадрами или уникальными самолетами/бортами/пейзажами/видами. Т.е. другими словами это ОХОТА ! Только охотимся мы не с оружием и не на живых существ, а на железных птиц с фотоаппаратами на перевес!)))

Так кто такие споттеры?
Это охотники за авиацией!)

Если Вас заинтересовало это занятие - присоединяйтесь! Будет интересно!;)

В ЖЖ Вы можете много найти споттеров и почитать их замечательные блоги и, само собой, насладится отличными фотографиями! А так же добавить их в друзья и переодически просматривать новые посты и узнавать новости, которые зачастую важны для споттинга)

P.S. Фотографируйте! Увлекайтесь! И любите авиацию!:)

Не большой коллажик, да простят меня споттеры!)))

Пленительный мир авиации манит и притягивает к себе миллионы людей по всему миру. Кто не мечтал в детстве стать летчиком, кто может остаться равнодушным при посещении авиашоу, когда на Ваших глазах многотонные машины грациозно вальсируют в небе, а песня реактивных турбин заставляет содрогаться землю под ногами? Огромные пассажирские авиалайнеры и стремительные истребители, более смахивающие на этажерки старинные летательные аппараты и стрекозообразные вертолеты - на фотоснимке грациозные очертания стальной птицы подчеркнут ее изящность, красоту, динамичность.

Сегодня мы рассмотрим технические вопросы авиафото. Поймать в объектив самолёт, только что мчавшийся по взлетно-посадочной полосе в момент его отрыва от земли, или проносящийся высоко в небесной синеве... Это - мир, где все решают секунды. Остановить мгновение, запечатлеть на фотографии объект, движущийся с такой скоростью, что за его перемещением не успевает человеческий глаз - в этом изюминка авиационной фотографии, особое удовольствие от процесса подобной фотосъёмки.

Далее будут рассмотрены особенности фотосъемки, как за пределами территории аэропорта, так и непосредственно на летном поле. Возможность оказаться в самом центре событий представляется во время авиасалонов или дней открытых дверей на военных авиабазах, а также на официальных фотосессиях (плэйн-споттингах) в гражданских аэропортах (например, подобные мероприятия регулярно проводятся в Московском аэропорту Домодедово). Однако, особо хочется отметить, что находясь на территории аэродрома, в погоне за красивым кадром, эффектным ракурсом никогда не следует забывать о собственной безопасности и безопасности экипажа и пассажиров воздушного судна. Никогда не следует находиться на взлетно-посадочных полосах и рулежных дорожках непосредственно на траектории движения самолета.

PS Друзья, будем видеть в комментариях результаты ваших опытов по авиационной фотографии на Nikon!



Приемы фотосъемки:

1. Съемка с проводкой

2. Короткие выдержки

3. О ракурсах и сюжетах

Вам понадобятся:

Фотокамера

Для съемки самолетов в воздухе предпочтительнее фотокамера с высокой скоростью серийной съемки (далее будет рассмотрено, в каких случаях это потребуется).

Объектив

Оптимально использовать светосильный телеобъектив. При этом, объектив с фиксированным фокусным расстоянием, конечно, позволит вам получить бескомпромиссные по качеству изображения снимки, однако, в большинстве случаев при съемке зум-объективом, вы будете все же иметь большую свободу выбора ракурса и как следствие, получите больше разнообразных по сюжету фотографий. Например, на авиашоу, во время выполнения демонстрационных полетов в пределах пилотажной зоны, расположенной на безопасном расстоянии от зрителей, с широким диапазоном высот и скоростей, расстояние до объекта съемки будет постоянно изменяться и поэтому использование объектива с переменным фокусным расстоянием будет предпочтительнее. Использование же объектива с фиксированным фокусным расстоянием может быть оправданным, например, при съемке за пределами гражданского аэропорта заходящих на посадку один за другим, по одной и той же траектории, рейсовых пассажирских самолетов.

При съемке статической экспозиции на авиасалоне или самолетов на стоянках в аэропорту используйте широкоугольный объектив. Пока самолет на земле, можно неторопливо выстроить кадр, обратить внимание на детали, подождать красивого света, рассветного или закатного, например. Выбрать наиболее выгодный ракурс, низкую или высокую точку съемки.

Также при съемке на территории аэропорта может быть оправдано использование двух фотокамер, на одной из которых будет установлен широкоугольный объектив, а на другой телеобъектив (одна камера для самолетов на статической экспозиции и на рулении или буксировке в непосредственной близости от Вас, вторая - для самолетов в воздухе, и находящихся на большом расстоянии на стоянках).

Техника съемки

1. Съемка с проводкой
Движущийся по полосе самолет смотрится эффектнее, если фотография передает скорость его движения. Готовая оторваться от земли машина с уже поднятой передней стойкой шасси, или мгновение назад коснувшаяся земли, или проходящая в полуметре над полосой до или после касания - все эти сюжеты получатся одинаково красивыми при съемке с проводкой.

Соответственно, Вам необходимо располагаться как можно ближе к точке отрыва самолета от взлетно-посадочной полосы или к точке касания. Угадать эти точки заранее со стопроцентной уверенностью невозможно, однако общие закономерности позволят свести вероятность занять неправильную позицию к минимуму.

При выборе точки съёмки важно учесть не только положение солнца, но и направление ветра. Взлёт и посадка обычно осуществляются против ветра, но на крупных авиашоу, где в кабинах самолетов сидят, как правило, летчики-испытатели ведущих конструкторских бюро, взлетать и садиться могут и по ветру.

Длина разбега (и, как следствие, точка отрыва) зависит, кроме направления и скорости ветра, еще и от веса взлетающего самолета и мощности его двигателей. Например, отечественные пассажирские самолеты, как правило, отрываются от земли позже своих западных аналогов. Вес взлетающего самолета будет тем больше, чем дальше ему предстоит лететь (из-за веса топлива на борту). При съемке в гражданском аэропорту, заранее изучив расписание, можно узнать, куда отправляется тот или иной самолет.

2. Короткие выдержки

К сожалению, получение резкого качественного кадра при съемке с проводкой, гарантировано на сто процентов далеко не всегда и поэтому, если, например, на авиашоу Вам представилась возможность снять единственный полет уникальной машины, будьте готовы к тому, что, возможно, снимок получится неудачным. Съемка на короткой выдержке даст более предсказуемый результат (но и тут Вы, конечно, не застрахованы от неудачи на сто процентов).

Чтобы исключить смазывание изображения, снимайте с выдержкой, значение которой будет меньше обратной пропорции фокусного расстояния объектива. Например, при использовании объектива с фокусным расстоянием 500 мм, не устанавливайте выдержку длиннее 1/500. Использование штатива при съемке полетов неприемлемо, однако, можно попробовать использовать монопод.

3. О ракурсах и сюжетах

Избегайте снимать самолеты в воздухе (в первую очередь пассажирские авиалайнеры) в профиль. Тонкий и длинный силуэт разрежет кадр пополам, оставит много незаполненного пространства (такой ракурс на слэнге авиафотографов называется «боковик» или «батон»). Не «пеките батоны», смотреть их зрителю быстро наскучит, но в то же время помните, что именно такая фотография лучше всего демонстрирует ливрею (раскраску) авиалайнера. Снимайте в таком ракурсе только самолеты в самых красивых и необычных ливреях.

Или снимайте «боковики» самолетов на земле. Попавшие в кадр наземные объекты, заполнят пустое пространство, сделают кадр плотнее (например, сделанные с проводкой фотографии самолета на полосе тоже можно назвать «боковиками»).

Однако если ливрея самолета не представляет экстра интереса, лучше снять самолет на земле в 3/4, в таком ракурсе он будет смотреться еще эффектнее.

Можно поэкспериментировать, попробуйте снять самолет в 3/4 не только спереди, но и с хвоста, с низкой или с высокой точки съемки.

Но помните при этом, что длинное тонкое крыло превратиться на снимке в узкую полоску, и если оно будет присутствовать в кадре целиком, оставит, таким образом, также много незаполненного пространства. Кроме того, постарайтесь никогда не размещать крыло на уровне горизонта.

Чтобы сделать кадр с самолетом в воздухе более плотным, максимально заполнить пустое пространство снимка, снимайте самолет на вираже.

Причем вираж должен выполняться на фотографа - чтобы самолет показал ему, освещенную солнцем верхнюю плоскость. Иначе на снимке будет «пузо». Хуже «боковика» может быть только снимок с «пуза». С этого ракурса практически любой самолет выглядит некрасиво.

К тому же, «пузо» практически никогда не будет освещено солнцем, хотя исключения тоже бывают - например, зимой солнечный свет, отраженный от снега, нижнюю часть самолета все же подсветит, а прямой солнечный свет может попасть на «пузо» взлетающего авиалайнера на рассвете или перед закатом, когда солнце невысоко над горизонтом, а самолет набирает высоту с большим тангажом (высоко «задрав нос»). В отличии от «пуза» пассажирских авиалайнеров, «пузо» истребителя или спортивного поршневого самолета может оказаться на солнце во время выполнения фигуры высшего пилотажа «бочка» (когда самолет летит «вниз головой»). Как правило, эта фигура высшего пилотажа выполняется с убранным шасси, тем необычнее и интереснее будет смотреться на фотографии самолет, «пузо» которого окажется на солнце, а «спинка», наоборот, в тени во время выполнения бочки с выпущенным шасси.


Выбирая позицию для съемки вблизи аэродрома (вне его территории), в случае если Вам доступны только точки за обеими торцами полосы, позволяющие делать только фотографии самолета, находящегося в воздухе, предпочтительнее будет «посадочный торец». Взлетевший самолет пройдет над Вами на большей высоте, чем садящийся. К тому же, взлетевший самолет к моменту прохода торца полосы, скорее всего, уже успеет убрать шасси, в то время как садящийся предстанет перед Вами во всей красе в посадочной конфигурации - с выпущенными на максимальный угол закрылками и шасси, с включенными фарами.

Экспериментируйте, попробуйте включить в композицию окружающий пейзаж, солнце, облака, тени на облаках, дымы, тепловые ловушки в момент их отстрела (салют).

Особенно красив момент синхронного отстрела ловушек несколькими самолетами в составе пилотажной группы, например, во время роспуска, или при выполнении одним из них (соло) высшего пилотажа.

Особенно эффектно отстрел будет смотреться на «колоколе», в момент, когда самолет полностью остановится в верхней точке фигуры.

Однако, помните, что общепринятые в художественной фотографии законы композиции в авиафото не действуют (включая правило третей и золотого сечения).

Поскольку Вашему зрителю интересно в первую очередь видеть на фотографии именно самолет, а не окружающий его пейзаж или небо, снимайте самолет крупно, стараясь заполнить им весь кадр, располагая его посередине фотографии. Авиафото - это, в какой-то мере, та же предметная фотография или макро. Как правило, облакам, теням и дымам основной роли на снимке не отводится.

Уделите внимание реактивной струе от двигателя.

Особенно эффектно она будет смотреться на фоне наземных объектов, но если их в кадре нет, можно оживить снимок и реактивной струей просто на фоне облаков.

Ищите ракурс, при котором в реактивной струе одного самолета (за ней) окажется другой самолет. Например, при съемке на перроне. Или при съемке парных посадок. Или при съемке вблизи аэропорта с интенсивным трафиком, когда второй самолет в воздухе в кадр попадает случайно. Помните, что наличие в кадре второго самолета всегда оживляет снимок.

Но и не забывайте о том, что «размытый» самолет - это, брак, неудачный кадр. Будь то самолет, оказавшийся в реактивной струе двигателя другого борта или его работающей ВСУ - вспомогательной силовой установки, в мареве, поднимающемся от бетона полосы в жаркий день, или в дрожащем теплом воздухе за окном. Помните, что снимая зимой из теплого помещения через открытое окно (например, из номера приаэродромной гостиницы с видом на летное поле), вы тоже можете столкнуться с дрожащей «стеной» теплого воздуха за открытым окном.

При съемке самолета на перроне, обращайте внимание на стоящие с ним по соседству другие борта, не запущена ли на них ВСУ. Теплый воздух не всегда заметен глазу, ориентируйтесь по звуку работающей ВСУ. При съемке у полосы в жаркий день, снимать получится только самолеты, находящиеся над полосой на определенной высоте (где марева уже не будет).

Попробуйте запечатлеть на фотографии срывы воздушного потока. Они возникают при сочетании определенных значений влажности воздуха, его температуры и углов атаки, с которыми пилотируется самолет. Общая закономерность - чем выше влажность воздуха, тем больше эффект. Соответственно, идеальные условия для съемки - солнце, только-только вышедшее после грозы. Влажность воздуха в этот момент еще высокая, но и солнечный свет уже есть.

Также, появившееся непосредственно после грозы солнце, дает Вам возможность снять всю красоту взлетов и посадок на мокрую полосу, особенно эффектен будет процесс включения реверса на пробеге (особый режим работы двигателя, при котором тяга двигателя направляется в обратную сторону, используется при торможении после посадки).

Можно попробовать снимать не только после дождя, но и непосредственно в дождь, туман или снег. Брызги за самолетом или поднятая им снежная пыль могут немного оживить скучный кадр. Но помните, что солнечного света в таких условиях будет не хватать, и самолет на снимке окажется серым, неконтрастным.

Попробуйте запечатлеть срыв с лопастей винта турбовинтового самолета или вертолета. Общие закономерности возникновения этого явления такие же, как описано выше. Также, сделать снимок более выразительным могут помочь пыль или снег, поднимаемые вертолетами при взлете и посадке, брызги за взлетающим с воды или садящемся на воду гидросамолетом.

При съемке группового пилотажа ищите возможность заранее изучить программу выступления, присутствовать на репетиции. Вы сможете заранее определить наиболее зрелищные моменты, выбрать выигрышные ракурсы, оказаться в нужное время в нужном месте - в точке, откуда маневр будет смотреться наиболее ярко.

С другой стороны помните, что возможность присутствовать на репетиции может заменить (как правило, к сожалению, не всегда равноценно) собственный опыт. Изучайте «поведение» самолетов, следите за ними, учитесь понимать, что произойдет в следующий момент.

Во время выступления, выбирайте моменты, когда несколько самолётов в группе окажутся рядом друг с другом (в одной плоскости). Используйте эффект сжатия перспективы при помощи телеобъектива.

Снимайте турбовинтовые самолёты на длинной выдержке, чтобы их винты сливались в замкнутый круг. Во многом всё зависит от скорости вращения и количества лопастей. Но подобные кадры получится снять, скорее всего, только когда самолет неподвижен или на рулении.

Летящий самолет попытайтесь снять с такой точки, чтобы он оказался под Вами. Ищите точки съемки с превышением, попробуйте поснимать вблизи горных аэродромов.

Самое сложное в авиационной фотографии - это встречный пилотаж, когда многотонные машины стремительно несутся навстречу друг другу. Мгновение, еще мгновение … и … самолеты разошлись в разные стороны. Скорость одного из них относительно другого при этом могла достигать 1500 км/ч и выше. Здесь, как нигде больше, пригодится высокая скорость серийной съемки. Однако никакая, даже самая современная и скоростная камера не позволит сделать серию кадров, в которой гарантированно будет идеальный снимок. Везение при съемке встречного пилотажа Вам потребуется как никогда, но определенная техника получения удачных фотографий поможет приблизиться к конечному результату. Выберите самолет, который в момент пересечения курсов будет к Вам ближе. Это не так просто как кажется, Ваш глазомер может Вас обмануть, остается опять надеяться на удачу. Ведите выбранный самолет в видоискателе, и старайтесь при этом не упускать из вида вторую машину, идущую ему навстречу. В момент пересечения траекторий полета (или за мгновение до него, если у Вас получится) нажимайте на спуск, заранее установив режим серийной съемки. Выберите из полученной серии удачный кадр (в случае его наличия). Других советов, к сожалению, не существует. Но вероятность получить хороший снимок все же не так мала, как может показаться на первый взгляд.

В заключение хочется отметить, что авиационная фотография не ограничивается вышеописанными сюжетами и приёмами съемки. Продолжайте экспериментировать, ищите новизну.

Попробуйте себя в «авиамакро» (снимайте крупным планом стойки шасси, турбины или винты двигателей, сопло ВСУ, винглеты на крыльях и т.д.) или «интерьерной съемке» (обыграйте в кадре ряды разноцветных кресел в пассажирском салоне авиалайнера или неповторимое сочетание стрелок, индикаторов и ламп на приборной доске в кабине пилота, роскошь салонов самолетов бизнес-авиации и просторные грузовые кабины военно-транспортных самолетов-гигантов). Снимайте «пейзажи» через иллюминатор в полете.

Но предварительно снимите с объектива защитный фильтр, чтобы не поцарапать пластик иллюминатора «зубчиками» фильтра - проявите заботу о фотографе, который полетит на Вашем месте после Вас.


Помните также об юридических аспектах подобной фотосъемки. Например, некоторые авиакомпании запрещают фотографировать в салоне своих самолетов. Несанкционированно фотографировать в непосредственной близости от аэродромов разрешено тоже не во всех странах мира. Будьте готовы к общению с представителями САБ - службы авиационной безопасности.

Сергей Александров - фотограф, Россия, Москва.

Как правильно фотографировать из окна самолета?

Многие любят делать фотографии видов, открывающихся из иллюминаторов летящего в небесах самолета, но не у всех фото получаются удачными. Чтобы остаться довольным результатами своих фототрудов, стоит знать, что:

— фотографировать легче всего с мест, расположенных в передней части самолета у окон, поэтому их лучше бронировать заранее. В этой части воздушного судна больше плавность движения и лучше перспектива обзора из окна.

— начинать снимать нужно как можно раньше, тогда, когда стекла иллюминаторов еще чистые – это сделает отличным качество снимков. В дальнейшем в полете иллюминатор может покрыться инеем и конденсатом.

— объектив не прижимают вплотную к стеклу иллюминатора – отражения от этого, может, и уменьшатся, однако вибрация самолета отрицательно скажется на качестве фотографии.

— объектив с надетой на него блендой лучше установить максимально близко к стеклу так, чтобы он не касался стекла. Если бленды нет, уменьшить блики можно, если прикрыть края объектива сложенной козырьком рукой.

— при съемке не стоит использовать автоматический режим фокусировки – фотографирование идет через стекло, на котором могут быть дефекты. Из-за них установка фокуса может произойти неправильно, так что лучше наводить фокус вручную.

— чем еще не надо пользоваться, так это вспышкой – в стекле возникнут блики, а экипаж самолета непременно обратит на вас внимание.

— стоит навостриться в умении «ловить» моменты виражей, когда крылья самолета становятся почти перпендикулярными земле. Это бывает во время взлета и перед посадкой, при этом самолет наклоняется в разные стороны, но длятся эти периоды считанные секунды, поэтому возможность сделать интересный снимок без «тренировки» может быть упущена.

— и самое главное правило фотографирования – думайте, что хотите запечатлеть на фотографии, прежде чем «щелкать затвором». Прежде всего уточните, разрешено ли вообще фотографировать на борту. А если разрешено, знайте, что снимать землю с самолета отнюдь не просто, нужно иметь «нюх» на удачный кадр и ракурс. С ландшафтом необычного цвета может гармонировать как крыло самолета, так и часть салона, но чтобы умело отобразить эту гармонию, нужны навыки и своего рода некое чутье художника.

25.09.2011 20065 Тематические статьи 0

Пленительный мир авиации манит и притягивает к себе миллионы людей по всему миру. Кто не мечтал в детстве стать летчиком, кто может остаться равнодушным при посещении авиашоу, когда на Ваших глазах многотонные машины грациозно вальсируют в небе, а песня реактивных двигателей заставляет содрогаться землю под ногами? Огромные пассажирские авиалайнеры и стремительные истребители, более смахивающие на этажерки старинные летательные аппараты и стрекозообразные вертолеты - на фотоснимке грациозные очертания стальной птицы подчеркнут ее изящность, красоту, динамичность.

В этой статье фотошколы мы рассмотрим технические вопросы авиафото. Поймать в объектив самолёт, только что мчавшийся по взлетно-посадочной полосе в момент его отрыва от земли, или проносящийся высоко в небесной синеве... Это - мир, где все решают секунды. Остановить мгновение, запечатлеть на фотографии объект, движущийся с такой скоростью, что за его перемещением не успевает человеческий глаз - в этом изюминка авиационной фотографии, особое удовольствие от процесса подобной фотосъёмки.

Далее будут рассмотрены особенности фотосъемки, как за пределами территории аэропорта, так и непосредственно на летном поле. Возможность оказаться в самом центре событий представляется во время авиасалонов или дней открытых дверей на военных авиабазах, а также на официальных фотосессиях (плэйн-споттингах) в гражданских аэропортах. Однако, особо хочется отметить, что находясь на территории аэродрома, в погоне за красивым кадром, эффектным ракурсом никогда не следует забывать о собственной безопасности и безопасности экипажа и пассажиров воздушного судна. Никогда не следует находиться на взлетно-посадочных полосах и рулежных дорожках непосредственно на траектории движения самолета.

Вам понадобятся:

Фотокамера
Для съемки самолетов в воздухе предпочтительнее фотокамера с высокой скоростью серийной съемки (далее будет рассмотрено, в каких случаях это потребуется).

Объектив
Оптимально использовать светосильный телеобъектив. При этом, объектив с фиксированным фокусным расстоянием, конечно, позволит вам получить бескомпромиссные по качеству изображения снимки, однако, в большинстве случаев при съемке зум-объективом, вы будете все же иметь большую свободу выбора ракурса и как следствие, получите больше разнообразных по сюжету фотографий. Например, на авиашоу, во время выполнения демонстрационных полетов в пределах пилотажной зоны, расположенной на безопасном расстоянии от зрителей, с широким диапазоном высот и скоростей, расстояние до объекта съемки будет постоянно изменяться и поэтому использование объектива с переменным фокусным расстоянием будет предпочтительнее. Использование же объектива с фиксированным фокусным расстоянием может быть оправданным, например, при съемке за пределами гражданского аэропорта заходящих на посадку один за другим, по одной и той же траектории, рейсовых пассажирских самолетов.

При съемке статической экспозиции на авиасалоне или самолетов на стоянках в аэропорту используйте широкоугольный объектив. Пока самолет на земле, можно неторопливо выстроить кадр, обратить внимание на детали, подождать красивого света, рассветного или закатного, например. Выбрать наиболее выгодный ракурс, низкую или высокую точку съемки.

Также при съемке на территории аэропорта может быть оправдано использование двух фотокамер, на одной из которых будет установлен широкоугольный объектив, а на другой телеобъектив (одна камера для самолетов на статической экспозиции и на рулении или буксировке в непосредственной близости от Вас, вторая - для самолетов в воздухе, и находящихся на большом расстоянии на стоянках).

Техника съемки

1. Съемка с проводкой
Движущийся по полосе самолет смотрится эффектнее, если фотография передает скорость его движения. Готовая оторваться от земли машина с уже поднятой передней стойкой шасси, или мгновение назад коснувшаяся земли, или проходящая в полуметре над полосой до или после касания - все эти сюжеты получатся одинаково красивыми при съемке с проводкой.
Соответственно, Вам необходимо располагаться как можно ближе к точке отрыва самолета от взлетно-посадочной полосы или к точке касания. Угадать эти точки заранее со стопроцентной уверенностью невозможно, однако общие закономерности позволят свести вероятность занять неправильную позицию к минимуму.

При выборе точки съёмки важно учесть не только положение солнца, но и направление ветра. Взлёт и посадка обычно осуществляются против ветра, но на крупных авиашоу, где в кабинах самолетов сидят, как правило, летчики-испытатели ведущих конструкторских бюро, взлетать и садиться могут и по ветру.
Длина разбега (и, как следствие, точка отрыва) зависит, кроме направления и скорости ветра, еще и от веса взлетающего самолета и мощности его двигателей. Так же учитывайте технику взлета- например, отечественные самолеты, как правило, отрываются от земли позже своих западных аналогов. Вес взлетающего самолета будет тем больше, чем дальше ему предстоит лететь (из-за веса топлива на борту). При съемке в гражданском аэропорту, заранее изучив расписание, можно узнать, куда отправляется тот или иной самолет.

2. Короткие выдержки.
К сожалению, получение резкого качественного кадра при съемке с проводкой, гарантировано на сто процентов далеко не всегда и поэтому, если, например, на авиашоу Вам представилась возможность снять единственный полет уникальной машины, будьте готовы к тому, что, возможно, снимок получится неудачным. Съемка на короткой выдержке даст более предсказуемый результат (но и тут Вы, конечно, не застрахованы от неудачи на сто процентов).
Чтобы исключить смазывание изображения, снимайте с выдержкой, значение которой будет меньше обратной пропорции фокусного расстояния объектива. Например, при использовании объектива с фокусным расстоянием 500 мм, не устанавливайте выдержку длиннее 1/500. Использование штатива при съемке полетов неприемлемо, однако, можно попробовать использовать монопод.

3. О ракурсах и сюжетах

Избегайте снимать самолеты в воздухе (в первую очередь пассажирские авиалайнеры) в профиль. Тонкий и длинный силуэт разрежет кадр пополам, оставит много незаполненного пространства (такой ракурс на слэнге авиафотографов называется «боковик» или «батон»). Не «пеките батоны», смотреть их зрителю быстро наскучит, но в то же время помните, что именно такая фотография лучше всего демонстрирует ливрею (раскраску) авиалайнера. Снимайте в таком ракурсе только самолеты в самых красивых и необычных ливреях.
Или снимайте «боковики» самолетов на земле. Попавшие в кадр наземные объекты, заполнят пустое пространство, сделают кадр плотнее (например, сделанные с проводкой фотографии самолета на полосе тоже можно назвать «боковиками»).
Однако если ливрея самолета не представляет экстра интереса, лучше снять самолет на земле в 3/4, в таком ракурсе он будет смотреться еще эффектнее.

Можно поэкспериментировать, попробуйте снять самолет в 3/4 не только спереди, но и с хвоста, с низкой или с высокой точки съемки. Но помните при этом, что длинное тонкое крыло превратиться на снимке в узкую полоску, и если оно будет присутствовать в кадре целиком, оставит, таким образом, также много незаполненного пространства. Кроме того, постарайтесь никогда не размещать крыло на уровне горизонта.

Чтобы сделать кадр с самолетом в воздухе более плотным, максимально заполнить пустое пространство снимка, снимайте самолет на вираже. Причем вираж должен выполняться на фотографа - чтобы самолет показал ему, освещенную солнцем верхнюю плоскость. Иначе на снимке будет «пузо». Хуже «боковика» может быть только снимок с «пуза». С этого ракурса практически любой самолет выглядит некрасиво. К тому же, «пузо» практически никогда не будет освещено солнцем, хотя исключения тоже бывают - например, зимой солнечный свет, отраженный от снега, нижнюю часть самолета все же подсветит, а прямой солнечный свет может попасть на «пузо» взлетающего авиалайнера на рассвете или перед закатом, когда солнце невысоко над горизонтом, а самолет набирает высоту с большим тангажом (высоко «задрав нос»). В отличии от «пуза» пассажирских авиалайнеров, «пузо» истребителя или спортивного поршневого самолета может оказаться на солнце во время выполнения фигуры высшего пилотажа «бочка» (когда самолет летит «вниз головой»). Как правило, эта фигура высшего пилотажа выполняется с убранным шасси, тем необычнее и интереснее будет смотреться на фотографии самолет, «пузо» которого окажется на солнце, а «спинка», наоборот, в тени во время выполнения бочки с выпущенным шасси.

Выбирая позицию для съемки вблизи аэродрома (вне его территории), в случае если Вам доступны только точки за обеими торцами полосы, позволяющие делать только фотографии самолета, находящегося в воздухе, предпочтительнее будет «посадочный торец». Взлетевший самолет пройдет над Вами на большей высоте, чем садящийся. К тому же, взлетевший самолет к моменту прохода торца полосы, скорее всего, уже успеет убрать шасси, в то время как садящийся предстанет перед Вами во всей красе в посадочной конфигурации - с выпущенными на максимальный угол закрылками и шасси, с включенными фарами.

Экспериментируйте, попробуйте включить в композицию окружающий пейзаж, солнце, облака, тени на облаках, дымы, тепловые ловушки в момент их отстрела (салют). Особенно красив момент синхронного отстрела ловушек несколькими самолетами в составе пилотажной группы, например, во время роспуска, или при выполнении одним из них (соло) высшего пилотажа.
Однако, помните, что общепринятые в художественной фотографии законы композиции в авиафото не действуют (включая правило третей и золотого сечения).

Поскольку Вашему зрителю интересно в первую очередь видеть на фотографии именно самолет, а не окружающий его пейзаж или небо, снимайте самолет крупно, стараясь заполнить им весь кадр, располагая его посередине фотографии. Авиафото - это, в какой-то мере, та же предметная фотография или макро. Как правило, облакам, теням и дымам основной роли на снимке не отводится.
Уделите внимание реактивной струе от двигателя. Особенно эффектно она будет смотреться на фоне наземных объектов, но если их в кадре нет, можно оживить снимок и реактивной струей просто на фоне облаков. Ищите ракурс, при котором в реактивной струе одного самолета (за ней) окажется другой самолет. Например, при съемке на перроне. Или при съемке парных посадок. Или при съемке вблизи аэропорта с интенсивным трафиком, когда второй самолет в воздухе в кадр попадает случайно. Помните, что наличие в кадре второго самолета всегда оживляет снимок.

Но и не забывайте о том, что «размытый» самолет - это, брак, неудачный кадр. Будь то самолет, оказавшийся в реактивной струе двигателя другого борта или его работающей ВСУ - вспомогательной силовой установки, в мареве, поднимающемся от бетона полосы в жаркий день, или в дрожащем теплом воздухе за окном. Помните, что снимая зимой из теплого помещения через открытое окно (например, из номера приаэродромной гостиницы с видом на летное поле), вы тоже можете столкнуться с дрожащей «стеной» теплого воздуха за открытым окном.

При съемке самолета обращайте внимание на стоящие с ним по соседству другие борта, не запущена ли на них ВСУ. Теплый воздух не всегда заметен глазу, ориентируйтесь по звуку работающей ВСУ. При съемке у полосы в жаркий день, снимать получится только самолеты, находящиеся над полосой на определенной высоте (где марева уже не будет).

Попробуйте запечатлеть на фотографии срывы воздушного потока. Они возникают при сочетании определенных значений влажности воздуха, его температуры и углов атаки, с которыми пилотируется самолет. Общая закономерность - чем выше влажность воздуха, тем больше эффект. Соответственно, идеальные условия для съемки - солнце, только-только вышедшее после грозы. Влажность воздуха в этот момент еще высокая, но и солнечный свет уже есть.

Также, появившееся непосредственно после грозы солнце, дает Вам возможность снять всю красоту взлетов и посадок на мокрую полосу, особенно эффектен будет процесс включения реверса на пробеге (особый режим работы двигателя, при котором тяга двигателя направляется в обратную сторону, используется при торможении после посадки).

Можно попробовать снимать не только после дождя, но и непосредственно в дождь, туман или снег. Брызги за самолетом или поднятая им снежная пыль могут немного оживить скучный кадр. Но помните, что солнечного света в таких условиях будет не хватать, и самолет на снимке окажется серым, неконтрастным.

Попробуйте запечатлеть срыв с лопастей винта турбовинтового самолета или вертолета. Общие закономерности возникновения этого явления такие же, как описано выше. Также, сделать снимок более выразительным могут помочь пыль или снег, поднимаемые вертолетами при взлете и посадке, брызги за взлетающим с воды или садящемся на воду гидросамолетом.

Снимайте турбовинтовые самолёты на длинной выдержке, чтобы их винты сливались в замкнутый круг. Во многом всё зависит от скорости вращения и количества лопастей. Но подобные кадры получится снять, скорее всего, только когда самолет неподвижен или на рулении.

Самое сложное в авиационной фотографии - это встречный пилотаж, когда многотонные машины стремительно несутся навстречу друг другу. Мгновение, еще мгновение … и … самолеты разошлись в разные стороны. Скорость одного из них относительно другого при этом могла достигать 1500 км/ч и выше. Здесь, как нигде больше, пригодится высокая скорость серийной съемки. Однако никакая, даже самая современная и скоростная камера не позволит сделать серию кадров, в которой гарантированно будет идеальный снимок. Везение при съемке встречного пилотажа Вам потребуется как никогда, но определенная техника получения удачных фотографий поможет приблизиться к конечному результату. Выберите самолет, который в момент пересечения курсов будет к Вам ближе. Это не так просто как кажется, Ваш глазомер может Вас обмануть, остается опять надеяться на удачу. Ведите выбранный самолет в видоискателе, и старайтесь при этом не упускать из вида вторую машину, идущую ему навстречу. В момент пересечения траекторий полета (или за мгновение до него, если у Вас получится) нажимайте на спуск, заранее установив режим серийной съемки. Выберите из полученной серии удачный кадр (в случае его наличия). Других советов, к сожалению, не существует. Но вероятность получить хороший снимок все же не так мала, как может показаться на первый взгляд.

В заключение хочется отметить, что авиационная фотография не ограничивается вышеописанными сюжетами и приёмами съемки. Продолжайте экспериментировать, ищите новизну.

Попробуйте себя в «авиамакро» (снимайте крупным планом стойки шасси, турбины или винты двигателей, сопло ВСУ, винглеты на крыльях и т.д.) или «интерьерной съемке» (обыграйте в кадре ряды разноцветных кресел в пассажирском салоне авиалайнера или неповторимое сочетание стрелок, индикаторов и ламп на приборной доске в кабине пилота, роскошь салонов самолетов бизнес-авиации и просторные грузовые кабины военно-транспортных самолетов-гигантов).

Помните также об юридических аспектах подобной фотосъемки. Например, некоторые авиакомпании запрещают фотографировать в салоне своих самолетов. Несанкционированно фотографировать в непосредственной близости от аэродромов разрешено тоже не во всех странах мира. Будьте готовы к общению с представителями САБ - службы авиационной безопасности.

Фото Дм. Маркелов, МАКС-2009