Нынешний год машинист маневрового тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Ружино Сергей­ Волынец считает успешным: за свой многолетний труд он получил заслуженную награду – знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км».

Наш герой никогда не думал, что станет железнодорожником: с детства мечтал быть офицером. Но когда подошло время определяться с профессией, подал документы в училище, готовившее помощников машиниста. Потому что однажды понял, что железнодорожники – особенные люди, а независимый и мощный локомотив, без усилий ведущий десятки вагонов, неизменно вызывал уважение и желание изучить его.

Быстро пролетела учеба. Практика лишь подтвердила правильность выбора. А во время службы в армии Сергей прочувствовал, как тянет его, словно магнитом, в кабину тепловоза. С тех пор минуло больше 30 лет, 27 из которых он – машинист локомотива.

– Что вы, никаких цифр не хватит, – засмеялся он в ответ.

– Помните свою первую поездку?

– Конечно! Главное, помню, что ощущения были совершенно не такие, какими их себе представлял раньше. С вождением автомобиля никакого сравнения! Кажется, что впереди прямой участок, а на самом деле там есть спуски и подъемы, и вести состав на каждом участке надо иначе...

Ну а если серьезно, то просто и романтично это только на первый взгляд. Старт, остановка, соблюдение скоростных режимов, переговоры по рации, повороты, подъемы, сигналы предупреждения, мгновенная реакция на опасность – все это знакомо каждому машинисту. Недаром профессия считается основной на железнодорожном транспорте.

– Ведь от того, как человек, избравший эту профессию, подготовлен теоретически и практически, как он осознает возложенную на него ответственность, зависит безопасность движения поездов, – считает Сергей Леонидович. – И сегодня, являясь наставником молодежи, пытаюсь донести это до них.

А опыта ему не занимать. В мае прошлого года, когда в районе станции Сунгач Владивостокского региона Дальневосточной дороги на подъездном пути воинской части произошли взрывы снарядов и начался пожар, Сергей Волынец был тем самым машинистом, который с риском для жизни вывел 10 вагонов с опасным грузом. В каждом из них находилось до 30 тонн боеприпасов, и если бы пожар охватил состав, то взрыв наделал бы много беды...

Он не любит рассказывать о том, что пришлось пережить в тот день.

– Страшно не было. Мы просто делали свое дело, – вспоминает Сергей Леонидович, – лишь потом, когда пожарные начали обдавать состав с двух сторон водой из брандспойтов – для охлаждения находившихся там боеприпасов, стало доходить, что могло произойти непоправимое. Поэтому уверен, что для людей нашей профессии главное – не только железное здоровье, но и характер, способность концентрироваться на важном, выдержка и внимательность.

По словам машиниста-инструктора колонны Игоря Яковченко, Сергей Волынец из тех, кто, несмотря на трудности, если полюбил свое дело, то навсегда.

Сын Сергея Леонидовича, окончив ДВГУПС, воплотил мечту отца: соединил две специальности, военного и железнодорожника. Андрей служит в ВОСО Дальневосточного военного округа.

– Так что железная дорога не отпускает. Любовь к ней проявляется и в детях, – подвел итог нашему разговору Сергей Леонидович. – И я рад этому!

Машинист - ответственная профессия. Человек должен быть очень внимательным на этой работе. Уровень дохода у всех отличается, поскольку он зависит от различных нюансов. Но зарплата машиниста достойная, к тому же она постоянно повышается.

Условия на работе

Машинист постоянно несет ответственность за жизни людей. При работе его ничто не должно отвлекать. Водителю нужно иметь отличное здоровье. Женщины не могут претендовать на должность, поскольку они склонны к переменам настроения, а это в профессии недопустимо. Условия труда машиниста следующие:

  1. В кабине разрешено курить.
  2. Машинисты последних поездов ночью находятся в депо, где есть специальные комнаты. Ночевать можно и в квартирах, находящихся недалеко от станций.
  3. При работе водитель выполняет около 55 инструкций.
  4. В 55 лет можно выходить на пенсию.
  5. На открытых железных дорогах во время сильных снегопадов поезда находятся в пробках.
  6. Обедают сотрудники при движении по маршруту.
  7. Двери нужно закрывать после фразы «Осторожно, двери закрываются».
  8. Во время выезда из тоннеля бывают резкие вспышки, что негативно влияет на машиниста.
  9. На работу следует приходить в хорошем настроении, отдохнувшим.
  10. За рабочую смену (8-9 часов) перевозится около 9 тыс. людей.

Такие нормы действуют для всех машинистов. В этой работе важна внимательность, так как сотрудник является ответственным за многое. От него зависит безопасность перевозки людей.

От чего зависит зарплата?

На уровень дохода влияет:

  • количество часов;
  • переработка;
  • работа в ночные смены;
  • выслуга;
  • квалификация.

Регион

Чтобы узнать зарплату машиниста поезда, достаточно посетить сайт РЖД. В Москве такие сотрудники получают до 80 тыс. рублей. А оценивается на 20 тыс. меньше. Зарплата машиниста отличается в зависимости от региона:

  1. Уфа - 40 000.
  2. Улан-Удэ - 45 000.
  3. Махачкала - 38 000.
  4. Нальчик - 50 000.
  5. Волгоград - 30 000.
  6. Мурманск - 45 000.
  7. Пенза - 31 000.
  8. Пермь - 35 000.
  9. Саратов - 22 000.

Информация указана на 2016 год. Зарплата машиниста выше в тех городах, где постоянно большое количество поездов и много пассажиров. Во многих регионах доходы этих работников не изменяются в течение длительного периода. На основе данных средняя зарплата машиниста поезда равна около 35 000 рублей.

Машинист метро

Какова зарплата машиниста метро? Уровень доходов зависит от места работы. В Москве такие сотрудники получают около 50 000 рублей, а в небольших городах - от 20 тыс. Последний показатель и является минимальной оплатой труда, а максимальная составляет 100 тыс. Зарплата машиниста метрополитена в Санкт-Петербурге равна около 50 тыс. рублей, хотя условия труда там ничуть не легче, чем в московском.

Трудоустроиться машинистом метро сложно, поскольку претенденты проходят жесткий квалификационный отбор. К тому же условия труда на этой должности непростые. Работа связана с тяжелыми факторами труда, из-за которых человек рискует получить различные заболевания. Работа машиниста сложна по причине большой ответственности за перевозимых людей.

Стаж

Зарплата машиниста зависит от его стажа. Также она определяется видом управляемого поезда. Категории стажа следующие:

  1. Третий класс можно получить спустя 2 года после учебы. В течение этого времени необходимо водить локомотив или электричку. Обычно выпускникам вузов доверяют небольшие грузовые поезда на маленькие расстояния.
  2. Второй класс выдается спустя 2 года после присвоения третьего. Но для этого необходима постоянная практика. При наличии такой квалификации работник водит но не на дальние расстояния.
  3. Первый класс предоставляется через 2 года после работы со вторым. Тогда сотрудник будет водить пассажирские и остальные поезда на дальние расстояния.

Именно от квалификации зависит зарплата машиниста локомотива. Почти в каждом регионе РФ водитель любого железнодорожного транспорта может иметь доход до 100 тыс. рублей.

Машинист электрички

Такой машинист тоже является востребованной профессией. К тому же она такая же вредная и опасная, как водитель транспорта в метро. Люди данной профессии могут жаловаться на хроническую усталость, так как расстояние между пунктами часто превышает рабочую смену.

Обучиться на машиниста электрички можно в учебно-производственном учреждении. Это займет примерно 6,5 месяцев. Какая зарплата у машиниста электрички? Средний уровень дохода по стране составляет 45 000 рублей, а в Москве он достигает 80 тыс.

Как стать машинистом?

Для получения работы необходимо образование. Кандидаты проходят медкомиссию и сдают экзамен, после чего могут проходить стажировку. Она продолжается четыре месяца. По ее итогам будет составлена рекомендация, или человека могут принять на работу. Только тогда работнику будут присваиваться квалификации.

Перед управлением локомотивом нужно поработать помощником. Зарплата у такого сотрудника ниже, но и обязанностей меньше. Кроме высшего образования, есть и другие требования. Мужчинам обязательно нужно пройти службу в армии. А женщин редко берут на такие должности. На пенсию выходят в 55 лет.

Кто такой помощник?

Это сотрудник, который должен присутствовать в кабине. Он является полноправным членом локомотивной бригады. Помощник считается дублером машиниста, так как выполняется многие виды деятельности. В его обязанности входит:

  • контроль за исправностью тепловоза до отправления;
  • исправное сцепление;
  • контроль за световыми сигналами;
  • связь диспетчера с машинистом;
  • контроль скорости;
  • слежка за показаниями приборов.

Такая работа позволяет научиться самостоятельному управлению составом. Хоть зарплата сотрудника меньше, но это создает стремление к ее увеличению.

Какие качества нужны?

Для работы нужны знания, умения, навыки. Необходима дисциплина, которая требуется в разных ситуациях на дороге. Машинисту и помощнику нужна:

  • быстрая реакция;
  • внимательность, осторожность;
  • выносливость, осмотрительность;
  • отличная зрительная память, тонкий слух;
  • стрессоустойчивость.

Без этих качеств работу выполнять сложно, только при их наличии деятельность будет качественной и эффективной. Все полученные во время обучения знания регулярно перепроверяются. Это работа, где важна теория и практика.

Преимущества

Профессии машиниста и помощника всегда востребованы. Так как объем знаний велик, то перспективы почти неограниченны. Поезд остается надежным транспортом для перевозки людей и грузов.

Совершенствование навыков положительно влияет на эрудированность экипажа. Сотрудники, которые работают на локомотивах, разбираются в последних новинках технического прогресса. У работников обычно нет хронических недугов, поскольку их здоровье постоянно проверяют.

Минусы

Доход у работников достаточно высокий из-за того, что приходится трудиться в тяжелых условиях. Специалисты сталкиваются с постоянным стрессом и ответственностью за жизнь людей. Сотрудники много времени проводят вне дома.

Усталость появляется из-за:

  • замкнутого пространства;
  • напряженности зрения;
  • влияния шума;
  • вибрации локомотива;
  • дорожной пыли.

Зарплата помощника машиниста составляет около 50 тыс. рублей. Выше уровень доходов в Москве, там же и больше вакансий по этой специальности. Зарплата помощника машиниста в Петербурге равна 40-45 тыс. рублей. На Севере сотрудники получают надбавки из-за климата.

Зарплата в других странах

В других странах доходы машинистов намного выше по сравнению с Россией. Например, в Германии получают 3 тыс. евро, а это около 210 тыс. рублей. В США доход равен 3,5 тыс. долларов, что составляет 220 000 рублей. Но в ближайших странах машинисты зарабатывают меньше. Например, на Украине получают 10 тыс. гривен, а это составляет 24 тыс. рублей. В Беларуси показатель равен 10-15 млн белорусских рублей (32-46 тыс. рублей).

Где обучаться?

В метро и РЖД обучают в своих учебно-производственных учреждениях. Важно соответствие по возрасту, крепкое физическое и психологическое здоровье. Обучаться можно молодым людям до 35 лет, которые служили в вооруженных силах. Преимуществом считается наличие технической специальности.

В метро обучают 6,5 месяцев. Половина времени занимает изучение теории, а потом наступает практика. В конце проводятся экзамены. На протяжении обучения платится стипендия. Для учебы в РЖД приглашают людей, которые прошли подготовку в университетах путей сообщения. На основе полученных знаний можно продолжить обучение (2 года) в учебно-производственном учреждении.

Поступить на учебу можно после медосмотра. Также он регулярно проходится во время работы. Если есть какие-либо отклонения в здоровье, то к обучению не допустят. После прохождения подготовки есть возможность трудоустройства с дальнейшим повышением по службе. Со стажем и опытом будет увеличиваться и уровень доходов.

В железнолорожном техникуме, поступить в который можно, окончив 9 классов общеобразовательной школы. Перечень дисциплин, преподаваемых будущим машинистам, весьма обширен. Чтобы управлять поездом, потребуется знание его технических характеристик, правил железнодороженого движения, техники безопасности и пр., например, в современных поездах появились бортовые компьютеры, и знание принципов их работы также понадобится . Компьютер задает параметры движения, занимается вычислением маршрутов движения, а трогает с места локомотив .

Особенности профессии

К особенностям профессии относится знание различных типов локомотивов, потому как нельзя предугадать, где именно придется работать выпускнику техникума и каким составом управлять. Локомотивы подразделяются на тепловоз и электровоз, а также по дальности следования маршрута. Кроме того, поезда бывают пассажирские и грузовые, в зависимости от того, перевозят они людей или грузы.

На машиниста идти учиться могут физически крепкие юноши, обладающие устойчивой психикой, потому как ситуация на дороге непредсказуема. Нередки различные аварии, потому машинист всегда ходит в рейс только с . Кстати, выпускник техникума никогда сразу же не будет назначен – сначала только лишь помощником, чтобы получить необходимую поездную практику. Помощником машиниста придется отработать не менее двух лет, а затем сдать экзамен. Такие сложности обусловлены тем, что машинисту поезда доверяют жизни сотен людей, потому его уровень обязан быть профессиональным, а квалификация высокой. На возможно обучиться непосредственно в депо при линии метро – достаточно будет окончить курсы и сдать экзамен.

Всегда работает с помощником только машинист дальнего следования, машинист в одиночку способен справиться с перевозкой пассажиров. Маршруты дальнего следования поделены на определенные участки. Каждый машинист является знатоком только своего участка, то есть по ходу движения поезда к нему несколько раз подсоединяют новые локомотивы, которыми управляют разные машинисты.

При железнодорожных вокзалах есть комнаты отдыха для машинистов, потому как труд людей этой профессии является физически затратным и сложным.

Профессия машиниста сегодня востребованная, и останется таковой еще долгое время. Применения своим знаниям машинист может найти на железной дороге, метрополитене, шахтах и крупных заводах, имеющих внутреннее железнодорожное сообщение.

Чтобы водить поезд , нужно выбрать карьеру или на железной дороге, или в метрополитене. Как правило, это мужская работа, требующая специального образования. Начинать водить поезд можно и в юности, и в более зрелые годы.

Вам понадобится

  • - отменное здоровье;
  • - навыки работы слесарем;
  • - среднее образование;
  • - устанавливающие личность документы.

Инструкция

Поступите в железнодорожное училище на специальность помощника . Если подойдете по возрасту, то обучение будет бесплатным. Во время него придется пройти практику работы слесарем, чтобы знать, как устроен тепловоз и электровоз. Такие навыки в работе машиниста необходимы. Учиться надо при неполном среднем образовании 3,5 года, а после одиннадцатого класса - 1,5 года. В конце обучения будет поезд ная практика. Сдайте экзамены и защитите диплом.

Пройдите медкомиссию. Это один из наиболее трудных этапов: здоровье машинисту нужно поистине железное. Водить поезд а - дело тяжелое, работать приходится днем и ночью. Есть строгие ограничения по весу, по сердечно-сосудистым заболеваниям, неврологии и т.п. Как правило, на работу берут отслуживших в . Но таких не хватает, поэтому могут рассмотреть и другие кандидатуры.

Поработайте дублером . После определенного числа маршрутов вам предложат сдать экзамены уже в самом депо. После этого у вас начнется стаж помощника машиниста. Через несколько месяцев такой работы, если все нормально, вас будет ждать повышение до машиниста.

Обратитесь в отдел кадров депо, если школа уже давно позади, а управлять поезд ом хочется. Захватите с собой основные документы: паспорт, ИНН, свидетельство пенсионного страхования, трудовую книжку, военный билет. Если депо нуждается в сотрудниках, вам предложат пройти медкомиссию.

Когда здоровье соответствует требованиям, претендента отправляют в дортехшколу. Там два месяца вы будете учиться на помощника машиниста и параллельно работать дублером на тепловозе или электровозе. Закончив обучение, станете полноценным сотрудником железной дороги. И через год, если к вашей работе не будет претензий, получите удостоверение машиниста 4-го класса.

Пройдите аналогичное обучение на помощника машиниста электропоезд а для работы . Обращаться следует в любое депо этой организации. Придется пройти комплексное психологическое обследование, строжайшую медкомиссию, собеседование с будущим руководством. Вам предложат приобрести слесарный разряд, а потом отправят в учебно-производственный центр. Несколько месяцев обучения закончатся стажировкой в статусе помощника. Чтобы стать полноценным машинистом, придется еще раз учиться и стажироваться с более опытным напарником.

Источники:

  • Машинист электропоезда - только вперед

Одна из наиболее востребованных вакансий в сфере транспорта - это водитель, в частности, машинист электропоезда. Но для освоения этой специальности требуется специальное обучение, которое можно пройти в одном из средних учебных заведений.

Вам понадобится

  • - аттестат о среднем образовании;
  • - сертификат о сдаче ЕГЭ или ГИА;
  • - медицинская справка;
  • - фотографии.

Машинист поезда (Машинист локомотива) - железнодорожник, управляющий пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначения.

Машинист поезда - железнодорожник, управляющий пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначения. Машинист ведёт поезд, управляя локомотивом. Профессия подходит тем, кого интересует физика и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Поезда различаются по типам локомотива (тепловоз/электровоз), а также по дальности и назначению маршрутов. Например, поезда дальнего следования могут возить грузы и пассажиров на тысячи километров, тогда как пригородная электричка не покидает пределов области и совершает несколько поездок в день. Свои железные дороги и поезда имеются на крупных промышленных предприятиях (заводах, шахтах, рудниках) - маршруты таких поездов ещё короче.

И каждый тип поезда требует от машиниста особой подготовки.

Машинист должен вести поезд точно по графику, соблюдая правила движения, сигналы семафора и т.д. Маршрут следования поезда практически неизменен. Однако ситуация на дороге меняется постоянно. Она может зависеть от погоды, от загруженности поезда, от других участников движения. Например, застрявший на путях грузовик, требует немедленного реагирования.

Движение на огромной скорости часто связано с неожиданными событиями. Дорожная обстановка, дорожные знаки, показания приборов в кабине - всё это требует постоянного напряжённого внимания. Поэтому машинист дальнего следования всегда работает с ассистентом (помощником машиниста, который также со временем может стать машинистом). На паровозах в состав бригады входит кочегар - он обеспечивает работу паровоза, подбрасывая топливо. Однако паровозы в наши дни - большая редкость. В некоторых случаях (например, в метро) машинист работает в одиночку.

Дальние маршруты поездов делятся на участки. А машинист обычно является знатоком одного из участков пути. На одной из станций одну бригаду локомотива сменяет другая и ведёт поезд дальше. Старая бригада отдыхает в гостинице и снова занимает своё место, когда приходит пора вести поезд обратно.

Машинисты местных линий или метрополитена также нуждаются в полноценном отдыхе. Например, в метрополитене у машинистов есть специальные комнаты отдыха, где можно поспать после смены и перед началом нового дня, если по графику дежурств машинисту предстоит утром вывести поезд на линию.

Рабочее место

Железные дороги, метрополитен, крупные заводы, шахты и пр. предприятия, использующие железнодорожные пути для внутреннего перемещения грузов.

Оплата труда

Зарплата на 30.04.2019

Россия 27000—90000 ₽

Москва 40000—70000 ₽

Важные качества

Уверенность в себе, высокое чувство ответственности, быстрая реакция, способность концентрировать внимание, хорошее зрение (в том числе цветовое зрение), острый слух. Болезни сердца, сосудов, центральной нервной системы, бронхиальная астма, нарушения вестибулярного аппарата, проблемы опорно-двигательного аппарата, ограничивающие движение, противопоказаны при такой работе.

Знания и навыки

Необходимо уметь управлять локомотивом, проводить небольшие слесарные работы, пользоваться радиосвязью. Знать устройство локомотива, правила движения на железной дороге.

Где учиться на Машиниста поезда (образование)

Начальное профессиональное образование (НПО)

В одном из железнодорожных колледжах можно получить профессии:

  • «Помощник машиниста локомотива»;
  • «Помощник машиниста тепловоза»;
  • «Помощник машиниста электровоза».

Среднее профессиональное образование (СПО)

В колледжах и техникумах можно получить специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Квалификация «Техник».

Обучение по месту работы

Для работы в метро можно устроиться в депо (на линию метро) и там пройти обучение профессии машиниста. Сначала проводится слесарная практика, затем будущий машинист изучает оборудование электропоезда и учится управлять поездом. В московском метрополитене для ускорения процесса используют тренажёры.

В Германии 800 ежегодно человек бросаются под поезд, превращая тем самым машинистов в непредумышленных убийц. Под колесами поезда Стивена Книста за все время его работы оказались четыре человека, и он опасается, что от пятого такого потрясения он не оправится.

Книст восстанавливает душевное равновесие в Роттердаме, где могучий Рейн впадает в Северное море. По словам машиниста из Германии, волны и шум прибоя помогают снять напряжение, накопившееся за последние два года. В море он топит стресс и то, что он называет «случаями». Первый из таковых произошел на прямом участке железной дороги. Ему был 21 год, и он проработал машинистом только несколько недель.

Наступили сумерки, Книст вел поезд на скорости 120 км/ч. На рельсах лежала молодая девушка. «Это было похоже на мусорный мешок, я сразу же нажал на тормоз», – вспоминает машинист.

Вес локомотива – 80 тонн, плюс вес вагонов, которые толкают локомотив сзади. На скорости 120 км/ч до полной остановки поезд проедет примерно 600 метров.

Шесть сотен метров превращаются в 18 бесконечных секунд – все это время машинист смотрит на человека перед собой. На курсах подготовки советуют отворачиваться и закрывать уши. «Но это не помогает, – объясняет Книст. – Времени, чтобы отвернуться просто не остается».

Некоторые, по его словам, надевают специальные повязки, чтобы не видеть ужасную сцену. Но Книст не думал о таком способе, вместо этого он просто стоял и смотрел.

Странно, но в эти 18 секунд в его голове прокручивались только пункты из инструкции для железнодорожников. Включить сигнал об опасности. Предупредить других инженеров. Полностью остановить поезд. Сообщить в контрольный центр диспетчеру.

Он помнит звук столкновения, тупой удар,

но не знает, лежала ли девушка лицом вниз или на спине. Он вышел из вагона и пошел к месту, где лежала девушка. Спустя некоторое время приехали люди из руководства железнодорожной компании, сотрудник прокуратуры и коллега-машинист, который должен был заменить Книста.

Домой он возвращался домой на такси. Товарищ навестил его, чтобы не оставлять наедине с воспоминаниями о мешке с мусором, который оказался вовсе не мешком.

Из города Вице, в котором живет Книст, до Роттердама два часа езды, вместе с друзьями они сидят на берегу, смотрят на море и выбирают идеальное освещение, чтобы сделать хороший снимок. Роттердам далеко от его родного города, а прибрежная полоса еще дальше от железных дорог, по которым Книст каждый день ведет свой локомотив. Но все же быть машинистом поезда – по-прежнему работа, о которой он всегда мечтал.

Цель для всего

Двоюродный брат его отца работал диспетчером, и однажды взял маленького Стивена с собой на работу. Этого хватило, чтобы оценить красоту мощной и точной машинерии, где каждая кнопка, каждый переключатель выполняет свою роль.

Железные дороги отличаются от автомобильных в первую очередь порядком: одни и те же процессы беспрерывно повторяются – отсюда точность графика. В понедельник, во вторник и любой другой день поезд, который отправляется из Гамбурга в 11:38, прибывает на берлинский вокзал ровно в 1:21 ночи.

На Рождество шестилетнему Стивену родители подарили модель поезда, а уже к 12 годам он знал, что станет машинистом. Он закончил школу, прошел курс подготовки и затем подал заявление в железнодорожную компанию Deutsche Bahn.

До подготовки кандидаты проходят тестирование. Будущий машинист должен уметь концентрироваться и работать в условиях стресса. Во время одного из тестов Книст сидел перед монитором в наушниках. На экране появлялись цвета и включались звуки. Нужно было нажимать соответствующие кнопки и две педали, в зависимости от определенного цвета или звука. Затем скорость увеличивали. Впоследствии студент должен был понять, что хаотично жать педали и кнопки не обязательно, что важна пауза между нажатиями, от этого последовательность звуков и цветов замедлялась.

На курсах подготовки инструкторы затрагивают и тему самоубийств. По статистике, за год на железных дорогах Германии счеты с жизнью сводят 800 человек. Для пассажиров «железнодорожное самоубийство» – это только опоздание и отставание от графика. Но немецкие железнодорожники называют это «личной травмой» и «чрезвычайной ситуацией на рельсах».

800 самоубийств в год – это больше двух в день. Каждый машинист за время своей работы может переехать одного или двух человек.

То, к чему нельзя подготовиться

В конце 2004 года коллега по работе посоветовал Книсту книгу «Страх всегда с тобой…» со множеством графиков и таблиц. Весь ужас железнодорожных аварий суммируется в статистической выкладке и диаграммах, именно поэтому ее рекомендуют читать машинистам. Книст хотел знать, что делать, когда это произойдет, что будет после и кто поможет. Он хотел подготовить себя. Но не мог знать, что в жизни случаются события, к которым подготовиться невозможно.

Спустя месяца после первого «случая» Книст решил вернуться на работу. «Как ты?» – спросил его шеф. Если бы он ответил, что произошедшее его беспокоит, пришлось бы беседовать со штатным психологом. Но он был уверен, что готов продолжить работу, а посещение психолога считал проявлением слабости. В то время Книст не знал никого из коллег, кто обращался бы за психологической помощью. Машинисты не говорят о «случаях».

Водить поезд – это профессия одиночек. Энтузиасты, которые восхищаются точностью процесса, умеют наслаждаться одиночеством. Если машинист и контактирует с людьми, так это потому что отлаженный процесс нарушился: либо беспорядки в вагонах, либо препятствие на рельсах. Хороший машинист должен уметь вообще забывать о людях, до определенной степени.

Идеальный мир машиниста – это пустыня: впереди рельсы, сзади сотни пассажиров, а под ногами 10 тыс лошадиных сил.

Обычная скорость товарного поезда – 100 км/ч, для пригородных поездов – 160 км/ч, поезда дальнего следования разгоняются до 300 км/ч. ICE 3, рассчитанный на 400 пассажиров, представляет собой 200-метровую цепь вагонов с собственным весом 400 тонн. Чтобы остановиться, этому поезду понадобится проехать три километра.

Второй «случай»

Второй «случай» Книста произошел почти через год после первого. В этот раз он только в последний момент увидел мужчину, который бросился под колеса локомотива.

Когда поезд Книста в первый раз сбил человека, он спустя какое-то время пришел на место трагедии. Во второй раз вернуться он уже не смог.

И снова в такси он ехал домой, снова взял отгул на месяц, после которого ему вновь хватило мужества вернуться к работе. «Я не думал, что инцидент как-то на меня повлиял».

Почти каждый машинист после нескольких лет работы умеет отличать звуки смерти. Чем сильнее удар, тем громче звук. Некоторые могут отличить лису от собаки, зайца от кролика или голубя от грифа. Если человек лежит на рельсах, звук от столкновения будет не таким, когда жертва стоит и ждет смерти. «Если он встанет, – объясняет Книст. – Звук тоже будет отличаться».

После второго «случая» Книст стал своего рода экспертом. Вместо того, чтобы просто вести поезд из пункта А в пункт Б, теперь он «читает» железную дорогу и распознает места, где быть находиться самоубийца.

Он знает, где люди могут незаконно переходить по путям, или же как мороз влияет на систему торможения. Пассажирский транспорт более опасен по сравнению с товарными поездами, а на открытой территории опаснее, чем в жилых районах. Мужчины с большей вероятностью бросятся под поезд, чем женщины, также и молодые люди делают это чаще.

Опасность в особенности высока, если неподалеку расположена психиатрическая лечебница. По наблюдениям Книста, фары локомотива не помогают обнаружить препятствие на рельсах. Свет настолько слабый, что машинисты называют их свечками.

Третий инцидент произошел в конце 2006 года. «Опять был темный сезон», – говорит Книст, добавляя, что пришлось испытать тошнотворное ощущение.

Он не знает, лежала или стояла жертва. Сейчас он ничего не хочет знать о самоубийцах; такое незнание его защищает. Лицо, имя, или, что еще хуже, история жертвы еще больше усложнят его жизнь.

Вновь он ехал в такси домой и думал: «Почему опять?». Тогда ему 24.

Сейчас он уже знает, что расписание поездов – это не более чем оптимистичный прогноз. На пути всегда может оказаться какая-нибудь преграда. Человек, который ищет смерть на рельсах, тем самым вносит изменения график. Книст и в этот раз справился без посторонней помощи. После трех травматических случаев он помнил все детали, звуки, запахи. «Помню все, – говорит он. – Все с очень точной фокусировкой».

«Из-за таких травм люди часто не могут об этом говорить, – объясняет Бруно Каль, завотделом больницы в городе Маленте, что в северной Германии. Двадцать лет назад это учреждение начало специализироваться в помощи машинистам, которые получили психологические травмы. От пережитого ужаса люди буквально теряют дар речи.

Самоубийцы, которые ищут смерть на рельсах, не только лишают жизни себя, но и травмируют других. Они превращают машинистов поездов в тех, кому по долгу службы приходится убивать.

Упомянутая клиника – это дочерняя организация немецкого оператора Deutsche Bahn. В 1996 году машинист поезда, которого в ней лечили, жаловался на боль в сердце. В ходе ультразвукового обследования доктора не нашли причины этих симптомов. В дальнейшем пациент рассказал, что его локомотив наехал на группу рабочих. Это обстоятельство позволило докторам предположить, что причина сердечных болей не носит физического характера.

Книст страдает от Посттравматического расстройства (ПТСР), как минимум после третьего самоубийства. Такое тяжелое психическое состояние встречается у 15% машинистов, которые сбивают людей. Другими словами, машинисты поездов находятся в той же группе риска, что и пожарники, парамедики или полицейские.

Стивен Книст пытается найти покой, фотографируя грузовые корабли. С каждый «случаем» фотографии становятся все более важными. Он старается как можно больше времени проводить у береговой линии в Роттердаме. За день он делает до 1.5 тыс фотографий. Уже дома он пересматривает снимки, отбирает, архивирует их, словно пытаясь так бороться с картинами ужасов в своем сознании.

Книст делает по две резервных копии лучших снимков, опасаясь, что из-за ошибки или технической поломки фотография исчезнет. Его коллекция снимков занимает до 9 терабайт. Он помнит каждый корабль, погоду, день, освещение и другие детали. Эти фотографии будто служат доказательством, что каждый отдельный день существовал, что был сделан определенный прогресс, что в жизни есть определенный порядок, последовательность.

Восемь лет все шло хорошо, по крайней мере так Книсту казалось. Но даже тогда друзья начали замечать в нем перемены. Он все больше уходил в себя, замыкался. Когда они устраивали вечеринки, Стивен чаще всего находил причины, чтобы не пойти.

В январе 2015 очередной самоубийца решил свести счеты с жизнью с помощью поезда Книста.

Четвертый «случай» отличался от трех предыдущих. Книст вспоминает, что это был чернокожий, который не лежал на рельсах, его нельзя было спутать с мешком мусора. Мужчина шел по рельсам навстречу поезду. Книст не может забыть его взгляд – самоубийца смотрел на него.

Машинист поезда должен выполнить три действия, чтобы остановить поезд как можно скорее: переместить тормозной рычаг из положения «ход» в положение «чрезвычайной ситуации», нажать сигнал с помощью педали, нажать кнопку, которая заставляет кварцевый песок сыпаться на рельсы, чтобы увеличить сцепление колес при торможении. Однако чаще всего бывает слишком поздно.

Книст вновь взял отгул. Но в этот раз он не вернулся. Воспоминания были слишком тягостными. Он плохо спал по ночам и практически не выходил на улицу. Любые повседневные явления – сирены, звук тормозов, звук поезда, сигнальные огни полицейском машины – могут вызвать в памяти страшные картины.

В мае 2015 Книст впервые встретился с доктором Калем в Маленте. По словам которого, зрительный контакт – мощный фактор. «Машинист думает, что самоубийца выбрал именно его». Книсту предложили рассказать о «событии», поездке и его ощущениях. Многие пациенты обращаются в это заведение с просьбой «избавить их от этого». «Как в фильме «Супер 8. Не могли бы вы прервать последовательность?» – говорит Каль. Обычно проходит некоторое время, прежде чем пациент с психологической травмой понимает, что воспоминания нельзя стереть. Можно говорить о последовательности событий, – объясняет Каль, – в надежде, что пациент начнет оценивать их по-другому. Если удастся, воспоминания станут менее ярким, но полностью они не исчезнут.

Пациент должен понять, что машинист не преступник, а жертва. Он вел локомотив, но никого не убивал, самоубийцы сами укоротили себе жизнь. Гнев – это хорошая эмоция, гнев по отношению к тому, из-за кого, пациент оказался в таком положении. Гнев помогает машинисту поезда не чувствовать свою вину.

Книст вернулся домой спустя 9 недель. Ему было лучше, но не так, как хотелось бы.

Когда он не мог спать по ночам, садился за стол, пересматривал фотографии кораблей, часами подбирал нужный цвет, контраст, оттенки.

Он не работал и через год мог потерять лицензию машиниста. Приближался крайний срок, ему становилось хуже.

В 2016 году он вновь обратился к врачам, в этот раз он пробыл в лечебнице 12 недель.

Книст научился определять свои психологические «триггеры»: звуки, запахи, которые сознание связывает с «событием». Он понял, что избегает прогулок в лесу только потому, что не выносит запах осенней листвы. Много лет назад ноябрьским вечером он шел вдоль вагонов к мертвой женщине.

Он научился быть терпеливым и даже почувствовал облегчение, когда срок действия лицензии истек. Еще он научился возвращаться на вокзалы и садиться в вагон. По его словам сейчас он чувствует себя маленьким ребенком, который учится ходить.

Прошлой весной Книст вновь решил пройти тестирование, чтобы возобновить лицензию. Он хотел бороться, сдал тест с первой попытки. Вначале водил локомотив 2 часа в день, потом четыре, и, наконец, восемь. Ему помогал коллега. Возможно, свою роль сыграл и тот факт, что напарник тоже сбил кого-то на рельсах. «Он знал, о чем я говорил».

По словам Книста, сейчас график работы более сложен, чем это было прежде. В первые недели Книст с опаской смотрел на каждую контрольную будку, ожидая, что там может прятаться самоубийца. Когда вел поезд ночью или в тумане, покрывается холодным потом. Иногда он берет отгул. Часами просиживает возле компьютера, просматривая фотографии кораблей, встречается с психологом. Он боится, что пятый «случай» полностью разрушит его жизнь.

Однажды он взял отпуск на неделю, а позже узнал, что за это время на его маршруте погибли три человека.

«Хороший день»

Книст пытается не думать о тех людях, которые превратили его жизнь в ад, потому что они и сами не могли справиться со своими проблемами. Он отвоевал себе место в кабине машиниста, это выдающееся достижение для него; он думает о машине, которой управляет, о графике; и также пришел к выводу, что счастье – это просто отсутствие невзгод.

Стивен Книст вместе с друзьями провел день у моря, они ловили удачные кадры, шутили или просто молча смотрели.

С помощью штатива Книст делает фотографии двух белых паромов, которые причаливают к берегу. Солнце освещают теплицы, где растут орхидеи. «Сегодня хороший день», – говорит он. Хорошее небо, много кораблей, хороший свет.

Вернувшись домой, он редактирует снимки, и через минут 20 выкладывает результат в Фейсбуке. Идеальное фото: две огромные машины причаливают к берегу друг за другом, высокое солнце, все в фокусе и корректно отображено. Нет никакого движения, и ни одного человека.

www.spiegel.de