Северная Франция является родиной готики, где этот архитектурный стиль назывался «оживаль», т.е. стиль стрельчатых арок. Основной строительный материал готики – камень. Из него не только выкладывали массивные стойки и тонкие прочные нервюры (ребра) сводов, но и вырезали богатейший скульптурный декор фасадов, тонкие ажурные переплеты окон и «розы» (крупное световое отверстие). На севере использовали и кирпич. Широкие оконные проемы заполняются цветными витражами. Главное украшение интерьеров готических соборов – сложный, иногда причудливый рисунок нервюр свода.

Система нервюрных сводов позволила отказаться от массивных стен, перейдя к системе вынесенных за пределы здания аркбутанов (наружных ребер) и контрфорсов (подпорок, выступающих около стены). Готические соборы в тесной застройке города открывали взору чаще всего только один входной фасад, западный, украшенный наиболее пышно. Его высокие башни служили ориентиром, указывающим путь к собору в тесноте узких улочек. Строились готические соборы долго. Поэтому некоторые из них имеют башни разной высоты и даже разной формы. Наиболее яркими памятниками ранней готики являются кафедральные соборы в Париже, Шартре и Бурже, а лучшими образцами классической готики стали кафедральные соборы в Реймсе и Амьене.

Одним из крупнейших сооружений ранней готики Франции является (Парижской богоматери), сооруженный в XII-XIV вв. Башни собора имеют высоту около 70 м, но так и остались незавершенными. Фасады собора изобилуют многочисленными скульптурами – от грехопадения до Страшного Суда. Огромное окно-роза диаметром 13 м украшено цветными витражами со сценами из Ветхого завета. Знаменитые декоративные элементы собора – скульптуры химер в основании башен. Собор известен в христианском мире и своей уникальной реликвией – терновым венцом Иисуса Христа.

Город Шартр (Центр), расположенный к юго-западу от Парижа, известен благодаря своему кафедральному собору – «чуду готики», перестроенному в XIII в. из сгоревшего романского храма. Собор в Шартре знаменит своими витражами, которые демонстрируют не только сцены из Ветхого и Нового заветов, но и бытовые сюжеты из жизни королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян. Южная башня собора (высота 106 м) считается одной из самых красивых церковных башен Европы. Северную башню (высота 113,5 м) украшает изящный шпиль в стиле «пламенеющей готики».

(Центр) был построен на месте старой церкви в конце XII – начале XIII вв. Боковые капеллы были пристроены уже в эпоху поздней готики. Сильное впечатление производят скульптуры и витражи собора, изображающие Христа, Деву Марию, Страшный суд и Апокалипсис, ангелов, Святого Этьена и других святых.

(Шампань-Арденны) – один из шедевров готики, строившийся с XIII по XV вв. Изящная архитектура собора, его завораживающие витражи и стрельчатые арки сливаются в единый гармоничный ансамбль. Внутреннее пространство собора хорошо освещено через оконные витражи, архитектурные детали украшены растительным орнаментом. Реймский собор – традиционное место коронации французских королей.

(Пикардия) на севере Франции считается одним из крупнейших «классических» готических сооружений XIII в. Однако шатер над южной башней был достроен уже в XIV в., а северная башня была закончена лишь в начале XV в. В соборе хранится голова Иоанна Крестителя, которая после взятия крестоносцами Константинополя в 1204 г. «промыслом Божиим» оказалась в Амьене. Благодаря удачным архитектурным решениям собор кажется устремленным ввысь. Его фасады богато украшены барельефами со сценами из Ветхого завета и из жизни Средневековья – всего 4,5 тысячи фигур! Внутренне убранство собора, напротив, отличается скромностью и неприхотливостью.

Город Авиньон (Прованс-Лазурный берег), расположенный на реке Рона, являлся в XIV в. Папской резиденцией, за что его часто называют «городом пап». Во время правления Пап-французов был построен Папский дворец – огромных размеров, ассиметричный и мрачный. Это здание доминирует над городом и явно контрастирует с домиками внутри средневековых стен. Высокие стены с потаенными узкими оконцами, мощные стрельчатые арки и широкие бойницы делают Папский дворец неприступной крепостью. В старом Авиньоне сохранился Малый дворец и романский кафедральный собор Нотр-Дам-де-Дом.

В эпоху зрелой готики начинает доминировать декорация. Вертикальные членения становятся главными, усложняется рисунок сводов. Все больше проявляется стремление к внешним эффектам. Готические соборы начинают напоминать «застывший дождь» или «оканемевшее пламя». В XIII-XV вв. была построена часовня королевского дворца на острове Сите в Париже Сент-Шапель («Святая капелла»). Она была задумана как хранилище реликвий, вывезенных из Константинополя в 1239 г. Стрельчатые окна часовни демонстрируют уникальную коллекцию витражей, состоящую из 1134 библейских сцен. Ажурная «роза» на фасаде (XV в.) выполнена в стиле «пламенеющей готики». Шпиль Сент-Шапель имеет высоту 75 м.

Расположенный на скалистом острове готический (Нижняя Нормандия), посвященный архангелу Михаилу, часто называют одним из «чудес света». Монахи-бенедиктианцы основали здесь аббатство в XI в., строительство которого закончилось только в XVI в. Восточная алтарная часть аббатства построена в стиле «пламенеющей готики». Вертикальные стены монастыря, более похожего на крепость, выглядят естественным продолжением скальных утесов в центре острова. Центральная часть высотой 78 м напоминает сказочный замок. Вокруг аббатства сформировался небольшой городок, единственная улица которого серпантином поднимается к воротам монастыря. Собственно островом Мон-Сен-Мишель становится только во время приливов, одних из самых высоких на планете. Во время отлива водную гладь залива Сен-Мало можно увидеть только со смотровых площадок монастыря.

Город Каркасон (Лангедок-Руссильон) – крупнейшая в Европе готическая крепость, расположенная на перекрестке торговых путей между Атлантикой и Средиземноморьем, и Центральной . Город окружен двумя рядами могучих крепостных стен с 52 смотровыми башнями. В городе Каркасон представляют интерес узкие средневековые улочки и кафедральный собор Сен-Назер с его впечатляющими химерами на фасаде и потрясающими витражами.

Город Страсбург (Эльзас) имеет средневековый центр, расположенный на острове Гранд-Иль реки Иль, сохранивший архитектуру и колорит готического периода. Здесь на высоту 142 м возвышается башня кафедрального готического собора Нотр-Дам, построенного в XII-XV вв. из розового песчаника. Рядом – четыре старинные церкви и дворец Роан (бывшая резиденция епископов). В западной части острова сохранился живописный исторический квартал кожевников Птит-Франс («Маленькая Франция») с уютными фахверковыми домиками, украшенными живыми цветами. Дома, построенные в особом «эльзасском стиле», имеют островерхие крыши с множеством слуховых окошек.

Винодельческий район Сент-Эмильон (Аквитания) находится на берегу реки Дордонь, в 50 км к востоку от города Бордо. Название этой местности связано с именем монаха Эмильона, жившего в одной из окрестных пещер. Когда после смерти его признали святым, пещеру превратили в вырубленную в скале церковь. В эпоху расцвета виноделия в XI-XIV вв. в Сент-Эмильоне были построены многочисленные церкви и монастыри. Это один из главных районов Франции, производящих красные вина. Местные сорта вин характеризуются мягким вкусом и способны долго храниться.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

К концу XII в. романский стиль сменяется готическим.. Расцвет его относится к XIII- XV вв. Эпоха готики совпала со временем становления и развития городских центров в период Классического Средневековья. Первые храмовые постройки готического стиля, ставшие образцом для более поздних сооружений, характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами, собранными как бы в пучки и раскрывающимися на каменном своде; огромными вытянутыми вверх окнами, украшенными витражами и непременной «розой» над входом в храм. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста. Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, барельефами, витражами, живописью, подчеркивавшими наиболее характерную черту готики - устремленность ввысь. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Вове, Амьене, Реймсе (Франция).

smallbay.ru (((Готическое искусство представляет следующую после романского ступень развития средневекового искусства. Название это условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин, характеризуя искусство средних веков в целом, не видя в нем его ценных сторон. Готика - более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Он поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включило и свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния - пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному. Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к остроиндивидуальному, к красоте реального мира подготовили расцвет искусство Возрождения.

Франция. Классическое выражение готический стиль получил во Франции - родине готических соборов. В 12-14вв. происходит объединение французских земель, формируется государство, закладывается основа национальной культуры. Первые памятники французской готики возникли в провинции Иль-де-Франс (церковь Сен-Дени аббата Сугерия), центре королевских владений. В этих храмах сохранились некоторые черты романской архитектуры: массивность гладких стен, скульптурная лепка объемов, грузность башен фасада, четкость композиции, спокойные горизонтальные членения на четыре яруса, монументальная простота массивных форм, скупость декора. Величайшее сооружение рапной готики - собор Парижской богоматери (Нотр-Дам де Пари, заложен в 1163 г.; достраивался до середины 13 в.: венец капелл - в начале 14 в., ил. 81, 82), отличающийся, несмотря на многочисленные достройки, целостностью внешнего вида. Он выстроен в центре древней части Парижа, на острове Сите, образованном течением Сены. В плане собор - пятинефная базилика со слабо выступающим трапсептом, квадратными ячейками главного нефа. Западный фасад гармоничен в своих пропорциях, ясных ярусных членениях и равновесии форм. Три перспективно углубленных портала стрельчатой формы выявляют толщу цокольного этажа, подчеркивая устойчивость сооружения. По всей ширине фасада проходит так называемая «галерея королей». Окно-роза под глубокой полуциркульной аркой отмечает своим диаметром центральный неф и высоту свода. Фланкирующие розу стрельчатые окна освещают залы первого этажа башен. Украшенный резьбой карниз и изящная аркатура из топких колонок придают легкость и стройность верхней части здания. Композиция фасада, построенная на постепенном облегчении форм, завершается двумя прямоугольными башнями, возвышающимися над кровлями. Все проемы порталов, окоп, арок варьируют форму стрельчатой арки, несколько пологую в нижнем поясе и заостренную наверху, что сообщает фасаду динамичность, у зрителя создается ощущение устремленности всех форм вверх. Скульптурный декор собора сохранился лишь па тимпанах, па вогнутых поверхностях портала, в цокольном ярусе.


Каждый готический собор имел свое индивидуальное лицо, нес отпечаток искреннего вдохновения строителей. Наиболее верное представление о первоначальном облике французских готических храмов даст Шартрский собор, созданный в преддверии расцвета классической французской готики. Он захватывает зрителя ощущением стихийной мощи. Его строгие монументальные формы, своды, пронизанные могучей силой, несут печать бурной, жестокой и героической эпохи первой половины 13 в. Это замечательный пример слияния могучих архитектурных масс и линий, скульптуры и огромных, то сверкающих, то мерцающих витражей сдвоенных окоп, увенчанных розой. Они сохранились почти полностью в первоначальном виде и создают особую светоцветовую атмосферу, постоянно меняющуюся в зависимости от состояния природы.

Период зрелой готики отмечен дальнейшим совершенствованием каркасной конструкции, нарастанием вертикализма линий и динамичной устремленности ввысь. Обилие скульптуры и витражей усугубляет изобразительно-зрелищный характер соборов. Реймсский собор (заложен в 1211 г., закопчен в 15 в.) - место коронования французских королей - воплотил национальный творческий гений Франции. Он воспринимался народом как символ национального объединения. Гигантский храм стопятидесятиметровой длины с высокими восьмидесятиметровыми башнями - одно из самых цельных созданий готики, замечательное воплощение синтеза архитектуры и скульптуры. По сравнению с собором Парижской богоматери все формы западного фасада Реймсского собора стройнее; пропорции фиалов, порталов удлинены, стрельчатые арки заострены. Неудержимый поток линий и масс, устремленных вверх, лишь слегка задерживается горизонтальными членениями. Основная тема выражена в энергии нарастающего ввысь движения гигантских стрельчатых порталов и примыкающих к ним контрфорсов. Порталы перекрыты пятью остроконечными вимпергами, украшенными резьбой. Средний портал выше и шире, острие его вимперга, нарушая горизонталь карниза, направляет взор ввысь. Бесчисленные детали конструкции, движение вертикальных тяг, аркбутанов, пинаклей (островерхие башенки), стрельчатых арок, колонок, контрфорсов, шпилей повторяют в следующих ярусах в разных вариациях и ритмах основную тему, как бы уподобляясь многоголосому хору. Движение замедляется, успокаивается в центре второго этажа огромной розой и стремительно нарастает в боковых частях в фиалах, острых стрельчатых арках галерей, завершаясь мощным взлетом башен. Переходы между отдельными формами, ярусами смягчаются игрой живописной светотени, не снимающей, однако, строгости архитектонического решения. Многочисленные скульптуры собора как бы перекликаются с шумной городской толпой, заполняющей в праздник площадь. Фигуры святых то выступают стройными рядами, образуя фризы, то собираются в группы, то стоят в одиночку на фоне порталов или в нишах, как бы встречая посетителей. Статуи сплетаются в орнаментальные ряды, подчиняются основным архитектурным лилиям. Архитектурно-скульптурные декорации собора пронизаны единым ритмом и воспринимаются как завершенное целое, как выражение высшего порядка, как некий идеальный, поражающий многосложностью мир. Внутреннее пространство Реймсского собора отличает та же ясность структуры и стройность пропорций как целого, так и отдельных деталей. Все внутри подчинено общему движению вперед к алтарю и устремленности вверх - к небу. Пучки тонких колонн убегают вверх, соединяясь со стрельчатыми арками и нервюрами сводов. Над арками боковых нефов тянется трифорий - фальшивая галерея, открывающаяся в центральное пространство короткими перебежками небольших аркад, дробящих своим ритмом мощные аккорды нижних аркад и готовящих восприятие огромных витражных стрельчатых окон и высоких нервюрных сводов перекрытия центрального нефа. Огромный хор с венцом капелл практически равен по ширине трансепту. Его залитое божественным светом пространство прекрасно воспринимается от самого входа - за 150 метров, неодолимо маня и притягивая к себе взоры и души молящихся.

В Амьенском соборе наиболее полно выразился расцвет готической архитектуры Франции. В то время как Реймсский собор впечатляет внешним обликом, в котором ведущее значение приобрела скульптура, Амьенский собор восхищает своим интерьером - легким, огромным, свободным внутренним пространством. Освещенный витражами, он был теплым и лучезарным. Центральный неф собора отличается большой высотой (40 м) и протяженностью (145 м). Нефы, широкий трансепт, хор и капеллы стали менее самостоятельными частями, сливаясь с широким пространством всего интерьера. Фасад отличается чрезвычайно богатым убранством и полным слиянием архитектуры и пластики. В Амьенском храме, однако, пет полной гармонии между его внутренним и внешним обликом. Чеканная богатая отделка фасада с тремя углубленными порталами воспринимается лишь как оболочка огромного внутреннего пространства, окаймленного витражами, опоясывающими стены скульптурными лиственными гирляндами. В Амьенском соборе появляются и черты готики типа, переходного к ее позднему этапу - пламенеющей готике. Классическое равновесие пропорций нарушается, утрачивается соразмерность частей.

Во второй половине 13-14вв. еще продолжают достраивать начатые соборы, но типичным становится строительство небольших капелл по заказу гильдий или частных лиц. Чудесное создание развитой французской готики - двухэтажная королевская Святая капелла (Сент-Шапель, 1243-1248), выстроенная на острове Сите в Париже при ЛюдовикеIX. Она отличается безукоризненным изяществом общей композиции и совершенством всех пропорций, устойчивостью и пластичностью внешнего облика. В ее верхней церкви стены полностью заменены высокими (15 м) окнами, заполняющими простенки между тонкими опорами сводов. Изумительный эффект в этом хрупком здании создают многоцветные пурпурово-алые витражи, сияющие чистыми звучными красками. Западный фасад украшен прорезывающей его во всю ширину розой, исполненной в 15 в. К выдающимся памятникам 13в. относится аббатство Мон Сен-Мишель.

Собор Парижской Богоматери. Доподлинно известно, что Париж возник прямо посреди Сены на крошечном островке Сите. Здесь местное галльское племя паризиев (от его названия и произошло имя французской столицы) на месте неприметного рыбацкого селения Лютеция заложило первые кварталы будущего города. Похожий на корабль остров посреди Сены завоевывали римляне, на него обрушивались полчища гуннов, грабили его норманны и другие пришельцы. Но вопреки превратностям судьбы он продолжал плавание по векам истории. Недаром герб Парижа - корабль, плывущий по волнам, а девиз - «Его качает, но он не тонет». Многие гости Парижа начинают знакомство с городом с Сите. Ведь именно здесь находятся и ажурная часовня Сент-Шапель, и мрачный замок - бывшая тюрьма Консьержери, и знаменитый Собор Парижской Богоматери... Описать Нотр-Дам де Пари лучше, чем это сделал Виктор Гюго в своем романе «Собор Парижской Богоматери», - невозможно. Огромное здание собора стоит на площади рядом со старинными домами и угрюмым, словно изборожденным морщинами парижским госпиталем. На этой площади танцевала цыганка Эсмеральда с козочкой; отсюда, с паперти собора, следил за нею брат Фролло; по химерам собора карабкался Квазимодо. По соборной площади шествовали когда-то короли и королевы Франции, по ней чеканил шаг Наполеон, чтобы под готическими сводами Нотр-Дам де Пари быть провозглашенным императором. Здание собора воздвигнуто на месте храма Юпитера, стоявшего здесь при римлянах. Это место с древности считалось священным, и позже на нем стали строить церкви нового христианского Бога.

В XIIвеке Морис де Сюлли распланировал огромный Собор Парижской Богоматери, а в 1163году в восточной части города королем Людовиком VII и специально приехавшим в Париж на церемонию папой Александром III был заложен первый камень фундамента. Строительство шло постепенно с востока на запад и длилось более ста лет. Собор должен был вмещать в себя всех жителей города - 10 000 человек. Но пока его строили, прошло более полутораста лет, и население Парижа выросло во много раз. Собор в средневековом городе являлся центром общественной жизни. Он весь облеплен какими-то лавками и ларьками, в которых продавали всякую всячину. У входа приезжие купцы раскладывали свой товар и заключали сделки. Сюда городские модницы приходили похвастать своими нарядами, а сплетницы - послушать новости. Здесь устраивались танцы и шествия ряженых, иногда даже играли в мяч. Во время опасности в соборе укрывались жители окрестных деревень не только со своим скарбом, но даже и со скотом. Профессора читали лекции студентам, прерываясь во время богослужений.

Внутреннее пространство собора - это царство вертикальных линий, стройных каменных столбов каркаса, соединенных стрельчатыми арками. Здесь все подчинено бурному взлету вверх, к небу. В рамы витражей со сложными линиями свинцовых переплетов вставлены цветные стекла. Рассеянный свет, проникающий через витражи, льется на статуи мужчин, женщин, детей, королей, епископов, воинов, стоящие во весь рост, коленопреклоненные, конные, из мрамора, серебра и даже восковые... Стен нет вообще, их заменяет каркас из соединенных арками столбов. Заполняют этот каркас огромные стрельчатые окна, даже не окна - а многоцветные картины с десятками фигур. Солнечный свет заставляет играть стекла всеми цветами радуги и делает витражи похожими на огромные самоцветы. Мерцающий мистический свет опьяняюще действует на человека, приводя его в благочестивое религиозное состояние. Собор Парижской Богоматери разделен на пять нефов, средний выше и шире остальных. Высота его - 35 метров. Под такими сводами мог бы уместиться дом в 12 этажей. Посередине главный неф пересечен другим нефом такой же высоты, два нефа (продольный и поперечный) образуют крест. Это сделано специально, чтобы собор напоминал крест, на котором был распят Иисус Христос. Сооружения, подобные Колизею или термам Каракаллы, нужно было строить быстро и возводить все здание сразу, целиком. Длительная приостановка работ или медленное возведение отдельных частей таких сооружений грозили тем, что разные помещения имели бы различную прочность. Для строительства нужны были гигантские средства, требовались армии рабов. Ничего этого у парижан не было. Готический собор строился, как правило, десятилетиями, а то и веками. Горожане не спеша собирали деньги, и здание собора росло медленно.

К середине XIXвека Собор Парижской Богоматери значительно отличался от того, каким его видели парижане в XIIIвеке. Исчезли, поглощенные почвой Сите, все одиннадцать ступеней лестницы. Не стало нижнего ряда статуй в нишах трех порталов. Не стало и верхнего ряда статуй, украшавших когда-то галерею. Внутри собор тоже сильно пострадал. Исчезли великолепные статуи и цветные витражи, заменен готический алтарь. Вместо них появились толпы амуров, бронзовые облака, мраморные и металлические медальоны. Собор был испорчен. Более того, ему угрожало полное разрушение.

В 1841 году для спасения Нотр-Дам де Пари было принято специальное правительственное решение, а в 1845 году началась капитальная реставрация собора под руководством известного архитектора Э.Э. Виолле-ле-Дюка. В своем первозданном виде до наших дней сохранились лишь частично витражи западного, южного и северного фасадов, скульптуры на фасадах и в хоре.

В заключение нельзя не отметить количество и качество ручного труда, затрачиваемого на сооружение готических соборов. С одинаковой тщательностью выполнялись как самые важные фрагменты храма, так и мельчайшие детали. Соборы строились не для людей, а для Бога, которому видно всё. Общий порыв объединял каменщиков и скульпторов, плотников и стеклодувов, мастеров бронзового литья и кровельщиков - ремесленников с большой буквы, по духу своему - настоящих художников, вложивших в свои произведения и душу, и талант, и мастерство. Возникнув в монастырской среде, готика стала стилем городских соборов, которые возводили жители города на свои средства, демонстрируя таким образом свою независимость. Поэтому строительство готических соборов часто растягивалось на несколько веков, правда, первоначальный замысел при этом не искажался. Самыми яркими примерами такого "долгостроя" являются Кёльнский и Миланский соборы, первый из которых строился 312 лет, а второй - 470. К моменту их завершения во многих европейских странах, в частности, в Англии и в Австрии, получило распространение течение, названное неоготикой и развившееся на почве национального романтизма. Восторг, восхищение перед умением готических мастеров "оживить" косную массу камня, заставить ее жить по законам органической материи, вдохновляли таких мастеров архитектуры рубежа 19-20 веков, как Антонио Гауди, даже в сроках строительства своего знаменитого собора Саграда Фамилья в Барселоне (до сих пор не завершенного), повторившего опыт готических мастеров.))))

Скульптура

Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.

Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Она не подчинена в такой степени плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура - неотъемлемая часть ансамбля собора, она - часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.

Скульптура Поздней готики испытала большое влияние итальянского искусства. Примерно в 1400 г. Клаус Слютер создал ряд значительных скульптурных работ для Филиппа Бургундского, такие как Мадонна фасада церкви погребения Филиппа и фигуры Колодца Пророков (1395-1404) в Шаммоле около Дижона. В Германии хорошо известны работы Тильмана Рименшнайдера (Tilman Riemenschneider), Вита Ствоша (Veit Stoß) и Адама Крафта (Adam Kraft).


15.Архитектура Германии готического стиля. smallay.ru ((Германия. Готический стиль в Германии развивался па основе художественного опыта французов, ярко выраженного в синтетическом типе северных французских соборов. Однако немецкое искусство не обладало цельностью и единством французской готики. В немецких соборах нет изящества, ажурности и чувства меры, присущих французским. Драматизм, экспрессивность, отличавшие немецкую готику, сочетались в архитектуре с сохранявшимися романскими традициями. Планы соборов просты, большей частью в них отсутствуют обходной хор и венец капелл. Во внешнем облике здания присущая готике устремленность вверх получила предельное выражение. Часто встречался тип однобашенного собора, напоминающего гигантский кристалл, шпиль которого гордо врезается в небо. Наружные формы строги, свободны от резного и скульптурного декора. Во Фрейбургском соборе (ок. 1200 г.-конец 15 в.,) с мощной башней фасада, завершающейся ажурным шатром из каменных брусьев, интерьер с невысоким средним и широкими боковыми нефами производит мрачное впечатление. Грандиозный пятинефный Кельнский собор (1248- 1880) построен по типу Амьенского. Легкие башни с остроконечными крышами па западном фасаде, необычайно высокий средний неф и изящный архитектурный декор всех деталей конструкции характеризуют его внешний облик. Замена розы стрельчатым окном усиливает стремительность движения. Кельнский собор отличается сухостью форм. Западная часть его была закончена лишь в 19 в. В эпоху готики в искусстве возросло значение светской архитектуры, частной, дворцовой и общественной. Развитая политическая жизнь и растущее самосознание горожан получили отражение в строительстве монументальных ратуш.)))))


16.Архитектура Италии готического стиля .smallbay.ru((((Италия. Особенно богата памятниками светской архитектуры Италия. Своеобразный облик центральной площади Святого Марка в Венеции во многом определяет архитектура обширного по размерам дворца Дожей (правителей республики; 14-15 вв.), поражающего великолепием. Это яркий образец венецианской готики, воспринявшей не конструктивные принципы, а декоративность этого стиля. Фасад его необычен по композиции: нижний ярус дворца опоясывает беломраморная колоннада с переплетающимися стрельчатыми арками. Огромное монументальное здание точно вдавливает приземистые колонны в землю. Сплошная открытая лоджия с килевидными арками, с тонкими, часто расположенными колоннами образует второй этаж, отличающийся изяществом и легкостью. Над мраморным кружевом резьбы возвышается мерцающая и вибрирующая на солнце розовая стена третьего этажа с редко расположенными окнами. Вся плоскость этой части стены покрыта геометрическим белым орнаментом. Розово-жемчужный издали, дворец вблизи восхищает звучностью декоративного решения, облегчающего формы. Архитектура Венеции сочетает строгую пышность Византии с восточной и готической декоративностью, со светской жизнерадостностью. Черты крепостной романской архитектуры сохраняет грандиозный палаццо делла Синьория (палаццо Веккьо, 1298-1314) во Флоренции. Скупо расчлененное небольшими окопными проемами трехэтажное здание, облицованное грубо обтесанными квадрами камня, воспринимается как цельный монолит. Его суровый облик, его пластическую мощь подчеркивают смело выступающий вперед ярус машикул и крепостных зубцов и горделиво устремленная вверх грозная сторожевая башня. Сооруженное на месте разрушенного феодального замка, палаццо Веккьо служило олицетворением могущества свободного города. В палаццо Веккьо намечаются черты, получившие развитие в архитектуре жилого дома, дворца эпохи Возрождения.))))))

wikipedia.ru Италия

В Италию готика пришла намного позже, только к XVв. и не получила такого же сильного развития как во Франции и Германии.

Палаццо Дожей, (Palazzo Ducale). Венеция. Был заложен ещё в IX в. как оборонительное сооружение, но несколько раз подвергался пожарам, вследствие чего, много раз перестраивался. Первоначальный квадратный план здания с большим внутренним двором остался почти без изменений, а нынешние фасады приобрели свой декор, напоминающий орнаменты мусульманских сооружений, к началу XVв. Первый сквозной этаж образуется лёгкой аркадой, на втором этаже подхватываемой ажурными колоннами с удвоенным шагом, на которых покоится огромный блок третьего этажа. На протяжении веков только это здание Венеции именовалось палаццо, все остальные дворцы, носили скромное название Ca’ (сокращенный вариант от Casa, то есть просто дом). Здесь размещалась не только резиденция дожа, но также совет Республики, суд и даже тюрьма.

Миланский собор, 1386-XIXв. Изначально был задуман такого огромного размера (в нём помещается 40 тысяч человек), что с большими трудностями был частично завершён только к концу XVIв. Строительство началось в 1386г., а в 1390г. было объявлено о сборе средств и посильной помощи среди миланцев для ускорения строительства собора. Первоначальный замысел предполагал кирпичную кладку, что можно увидеть и сейчас в северной сакристии собора, но в 1387 г. герцог Висконти, желавший видеть собор великим символом своей власти, пригласил ломбардских, немецких и французских архитекторов и настоял на использовании мрамора. В 1418г. собор был освящён папой МартиномV, но оставался незаконченным до XIXв., пока при Наполеоне был не завершён фасад. Более пяти веков строился этот собор и, в результате, соединил многие черты архитектурных стилей, от барокко до неоготики.

Ка д’Оро (итал. Ca" d’Oro - Золотой дом) в Венеции. Расположенный на Большом Канале этот дворец претерпел множество изменений, а в интерьере осталось очень мало от готического дворца XVвека.


17.Архитектура Англии готического стиля .

К концу XII в. романский стиль сменяется готическим.. Расцвет его относится к XIII-XVвв. Эпоха готики совпала со временем становления и развития городских центров в период Классического Средневековья. Первые храмовые постройки готического стиля, ставшие образцом для более поздних сооружений, характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами, собранными как бы в пучки и раскрывающимися на каменном своде; огромными вытянутыми вверх окнами, украшенными витражами и непременной «розой» над входом в храм. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста. Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, барельефами, витражами, живописью, подчеркивавшими наиболее характерную черту готики - устремленность ввысь. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Вове, Амьене, Реймсе (Франция).

Несколько отличались соборы Англии, для которых были характерны большая протяженность и своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов. Наиболее яркими образцами готического стиля Англии являются Вестминстерское аббатство в Лондоне, соборы в Солсбери, Йорке, Кентербери и др.

Переход от романского стиля к готике в I Германии был более медленным, чем во Франции и Англии. Этим объясняется наличие большого количества сооружений эклектического стиля. Недостаток строительного камня, особенно в северных районах Германии, вызвал к жизни кирпичную готику, распространившуюся достаточно быстро по всей Европе. Первым кирпичным готическим храмом была церковь в Любеке (ХШв.)

В XIV в. возникает новая техника - пламенеющая готика, для которой было характерно украшение здания каменным кружевом, т. е. тончайшей резьбой по камню. К шедеврам пламенеющей готики можно отнести соборы в городах Амбере, Амьене, Аласоне, Конше, Корби (Франция).

Готическая архитектура выдвинула новые требования к скульптуре и живописи. Появляется круглая скульптура, изображение становится более реалистичным, богаче палитра красок.

Литература. Важным элементром средневековья было литературное творчество. Высокого развития достигает Устная поэзия. Лучшими образцами ее являются произведения героического эпоса Англии и Скандинавии. Крупнейшее произведение героического эпоса Англии «Поэма о Беовульфе», созданная около 700г. и повествующая о ратных подвигах мужественного, справедливого и бесстрашного витязя Беовульфа.


Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средних веков искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков). Термин «Готика» введен в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начало 19 века, когда для искусства был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.

Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.

Для Готики характерны символико - аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культур, зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

Развитие искусства Готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.

Городские архитектурные ансамбли включали культурные и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы, узкие фасады двух-, реже трёх -этажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки постепенно превращались в сложные комплексы крепостей, дворцовых и культурных сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился собор, становившийся средоточием городской жизни. В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан, каркас из столбов (в зрелой Готике - пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегченными небольшими сводами - распалубками.

План собора в Реймсе (Франция). 1211-1311г.

Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы - контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счет вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и творческое величие усилий человеческого коллектива.

Готика зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета в первой половине 13в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5 - нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора («деамбула-торием»), к которому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Их высокий и просторный интерьер озарен цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутемных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.

На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические декорации, детали - узорные вимперги, фиалы, краббы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие произведения готической пластики - декор, статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и благородством.

На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351-1509). Замки превращались в величеств. дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.

Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство внутреннего пространства.

В Готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековое представления о мире. Основным видом изобразительного, искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Со временем возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. Новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека.

В Готике Франции органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения. Во эту в эпоху расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись; достигло высокого подъёма декоративное, искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.

В поздней Готике, во Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматической (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых. К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебрянные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.

Для поздней («пламенеющей») Готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проёмов (ц. Сен-Маклу в Руане). Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14-15 вв.). В миниатюрах (гл. обр. часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объёма. Воздвигались светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбубге) отличают жизненная конкретность и монументальность образов, мощная пластическая экспрессия. Части храмов украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирич. изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137-44). К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре, например, собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже. Богатством ритма, совершенством архитектуры композиции и скульптуры декора отличаются грандиозные соборы зрелой Готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243-1248) с многочисленными витражами. С середине 13 века величественные соборы строились в других европейских странах - в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221- 1599), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге), где готич. строит, приёмы получили своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы донесли принципы Г. до Родоса, Кипра и Сирии.

В конце 13 начале 14 века строительство соборов во Франции переживало кризис: архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый З-образный изгиб и черты куртуазности.

Старые города постепенно разрастались, укреплялись, перестраивались, новые обычно возводились на регулярной основе, зачастую имели прямоугольную сетку улиц, очень плотную застройку и две главные площади - соборную и рыночную. Главным городским сооружением остался собор, господствовавший над всей застройкой и получивший во Франции свои классические формы. Это три - пять нефные базилики с трансептом и полукруглым обходом хора, венцом капелл, высоким и просторным интерьером, двух-башенным фасадом с тремя перспективными порталами и готической розой в центре. Произведения раннеготического зодчества (церковь аббатства Сен-Дени: соборы в Сансе, ок. 1140, в Париже, в Шартре) сохранили массивность стен, грузность нервюр, горизонтальность композиций линий фасадов, тяжёлые двух-про-лётные аркбутаны. Подчёркнутый вертикализм, обилие скульптуры и декор, деталей свойственны грандиозным соборам зрелой готики в Реймсе, Амьене, часовне Сент-Шапель в Париже. В конце 13 - 14 веков в архитектуре соборов стал преобладать обильный декор, скрывающий архитектурные членения, появились искривленные линии, пламенеющего стиля (церковь Сен - Маклу в Руане). Замки превратились в богато украшенные внутри дворцы (папский дворец в Авиньоне; замок Пьерфон, 1390–1420г.). В 15 веке возник тип богатого городского дома - отеля (дом Жака Кёра в Бурже, 1443-1451г.).

В готической скульптуре, тесно связанной с архитектурными формами, возродился интерес к физической красоте и чувствам человека, к реальным природным формам. В этот период были созданы подлинные шедевры скульптуры: рельефы и статуи северного портала собора в Шартре, глубоко человечный образ благославляющего Христа на западном фасаде собора в Амьене, высокоодухотворённые образы группы «Посещение Марией Елизаветы» на западном портале собора в Реймсе. Эти произведения оказали большое влияние на развитие всей западноевропейской скульптуры. В готической живописи главным элементом цветового оформления интерьера стал витраж, звучный и интенсивный по цвету. Особенно выделяются витражи часовни Сент-Шапель и собора в Шартре. Фресковая живопись, в которую наряду с каноническими сценами включались светские сюжеты и портреты, украшала стены дворцов и замков (росписи папского дворца в Авиньоне, 14 -15 вв.).

В готической миниатюре усилилось стремление к достоверному воспроизведению натуры, расширился круг иллюстрируемых рукописей, обогатилась их тематика. Под влиянием нидерландского и итальянского искусства появились станковые картины и портреты. Решительный переход к правдивому и жизненно убедительному изображению реальной среды произошёл в творчестве Лимбург. Высоким мастерством, тщательностью отделки отличались произведения искусства: мелкая пластика, эмали шпалеры, резная мебель.

Стиль французской Готики проявился в удобных и вместе с тем торжественно-импозантных постройках королей и дворянских замков, функционально продуманных и прихотливо отделанных городских особняках. В них готически логичная конструкция, вертикализм и живописность композиции, живой силуэт удачно сочетаются с лёгким изящным декором и тонким членением плоскостей стен. Таковы замки Амбуаз (1492-1498), Гайон (1501-10), отель Бур-терульд и Бюро финансов в Руане.

Помимо приглашавшихся из Италии мастеров появились многосторонне образованные французские архитекторы - Н. Башелье, Ф. Делорм, П. Леско, Ж. А. Дюсерсо. Глубоко национальные произведения стали живописные, неотъемлемые от окружающего пейзажа замки-резиденции в долине Луары (Азе-ле-Ридо, 1518-1529г.; Шенонсо, 1515-1522г.; Шамбор, начат в 1519г.). Роскошная отделка парадных залов резным деревом, фресками, стуком характерна для дворца Фонтенбло, где работали итальянские мастера-маньеристы Россо Фьорентино и Приматиччо.

Жемчужиной зрелости эпохи во Франции стало здание нового Лувра (1546-74, арх. Леско, скульптор Ж. Гужон) в Париже. Жизнерадостный и изящный стиль французского Возрождения в изобразительном искуссве наиболее ярко проявился в портрете (живописном и карандашном) таких замечатательных мастеров, как Ж. Фуке (известен также как выдающийся мастер миниатюры), Ж. и Ф. Клуэ, Корнеля де Лион.

Готическая архитектура Франции.

Классическое выражение готический стиль получил во Франции - родине готических соборов.

В 12-14 вв. происходит объединение французских земель, формируется государство, закладывается основа национальной культуры. Первые памятники французской готики возник­ли в провинции Иль-де-Франс, центре королевских владений. Они сохраняют черты романской архитектуры: массивность гладких стен, грузность башен, четкость композиций, монументальную простоту форм, скупость декора.

Собор Парижской богоматери (Нотр Дам де Пари, заложен в 1163 г.; в отдельных частях достраи­вался до середины 13 в.; венец капелл - в 14 в.) (ил. 81-82) - величайшее сооружение ранней готики . В плане - это пятинефная базилика со слабо выступающим трансептом. Западный фасад гармоничен в своих пропорциях и равновесии форм. В его композиции еще сохраняются спокойные горизонтальные членения. Три пер­спективно углубленных портала выявляют толщу цокольного этажа, под­черкивая устойчивость сооружения. По всей ширине фасада проходит так называемая «галерея королей» . Окно-роза , расположенное под глубокой полуциркульной аркой, отмечает центральный неф и высоту свода. Фланкирующие ее стрельчатые окна освещают залы первого этажа ба­шен. Над всем этим господствует украшенный резной листвой карниз. Построенная на постепенном облегчении форм, композиция фасада завершается двумя башнями, соединенными ажурной галереей. Все проемы портала, окон, арок варьируют форму стрельчатой арки, несколько по­логую в нижнем поясе и заостренную наверху, что сообщает всему фасаду медленное движение вверх.

Реймский собор (заложен в 1210 г.; закончен в начале 14 в.) - воплощение национального творческого гения Франции, место коронования французских королей (ил. 83, 84, 86). Период зрелой готики отмечен дальнейшим совершенством каркасной конструкции, обилием скульптуры и витражей. Реймский собор воспринимался народом как символ национального объединения. Гигантский храм в 150 м. длины с высокими восьмидесятиметровыми башнями - одно из самых цельных создании готики, замечательное воплощение синтеза архитектуры и скульптуры.

По сравнению с собором Парижской богоматери все формы западного фасада Реймского собора стройнее; пропорции фиалов, окон портала удли­няются, стрельчатые арки заостряются. Неудержимый поток линий и масс, устремленных вверх, лишь слегка задерживается горизонталь­ными членениями. Основная тема выражена в энергии нарастающего ввысь движения гигантских стрельчатых порталов и примыкающих к ним контрфорсов. Порталы перекрыты пятью остроконечными вимпергами, украшенными резьбой. Средний портал выше и шире, острие его вимперга, нарушая горизонталь карниза, направляет взор ввысь. Бесчисленные де­тали конструкции, движение вертикальных тяг, аркбутанов, пинаклей (островерхие башенки), стрельчатых арок, колонок, контрфорсов, шпилей повторяют в следующих ярусах в разных вариациях и ритмах основную тему, как бы уподобляясь многоголосому хору. Движение замедляется, успокаивается в центре второго этажа огромной «розой» и стремительно нарастает в боковых частях в фиалах, острых стрельчатых арках галерей, завершаясь мощным взлетом башен. Переходы между отдельными форма­ми, ярусами смягчаются игрой живописной светотени, не уничтожающей, однако, строгости архитектонического решения.

Множество скульптур собора перекликается с шумной городской площадью. Фигуры свя­тых то выступают стройными рядами, образуя фризы, то собираются в груп­пы, то стоят в одиночку на фоне порталов или в нишах, как бы встречая посетителей и беседуя с ними. Движение фигур сплетается в орнаменталь­ные ряды, подчиняется основным архитектурным линиям. Архитектур­но-скульптурные декорации собора пронизаны единым ритмом и воспри­нимаются как завершенное целое, как некий идеальный мир, как выраже­ние высшего порядка.

Амьенский собор (заложен в 1220 г., закончен в 14-15 вв.). Интерьер поражает большой высотой (40 м) и протяженностью (145 м.) центрального нефа . Нефы, трансепт и хор стали менее самостоятельными час­тями, подчинившись общему единству. В Амьенском соборе появляются черты переходного характера готики к ее позднему этапу - пламенеющей готике . Классическое равновесие пропорций нарушается, утрачивается соразмерность частей; перегруженность фасада декоративными элемен­тами нарушает конструктивную ясность форм.

Во второй половине 13-14 вв. еще продолжают достраивать начатые соборы, но типичным становится строительство небольших капелл по за­казу гильдий или частных лиц.

Собор Нотр Дам в Амьене. План

Двухэтаж­ная королевская капелла - Сент Шапель (1243-1248), выстроенная в Париже при Людовике IX, является одним из чудесных созданий французской готики. В ее верхней церкви стены полностью замене­ны высокими (15 м) окнами , заполняющими простенки между тонкими опо­рами сводов. Изумительный эффект в этом хрупком здании создают вит­ражи, сияющие чистыми звучными красками. Западный фасад украшен прорезывающей его во всю ширину розой.

Аббатство Мон Сен Мишель (ил. 89) - относится к этому же времени.

Готическая архитектура Германии .

Готический стиль в Германии развивается на основе худо­жественного опыта французов . Однако немецкое искусство не обладает цельностью и единством французской готики. Драматизм, экспрессивность, отличающие немецкую готику, сочетаются в архитектуре с сохраняющи­мися романскими традициями .

Планы соборов просты , большей частью в них отсутствуют обходной хор и венец капелл . Во внешнем облике зда­ния присущая готике устремленность вверх получает предельное выраже­ние . Часто встречается тип однобашенного собора , напоминающего гигантский кристалл, шпиль которого гордо врезается в небо. Наружные формы строги, свободны от резного и скульптурного декора.

Собор во Фрейбург­е (ок. 1200 г.- конец 15 в.) (ил. 85). Мощная башня фасада, завершающаяся ажурным шатром из каменных брусьев, интерьер с невы­соким средним и широкими боковыми нефами производят мрачное впечат­ление.

Собор в Кёльне, (1248-1880). Грандиозный пятинефный собор построен по типу Амьенского. Легкие башни с остроконечными крышами на запад­ном фасаде, необычайно высокий средний неф и изящный архитектурный декор всех деталей конструкции характеризуют его внешний облик. За­мена розы стрельчатым окном повышает стремительность движения. Кельнский собор отличается сухостью форм. Западная часть его была за­кончена лишь в 19 в.



В эпоху готики в искусстве возросло значение светской архитектуры, частной, дворцовой и общественной. Развитая политическая жизнь и рас­тущее самосознание горожан получили отражение в строительстве мону­ментальных ратуш.

Готическая архитектура ИТАЛИИ .

Особенно богата памятниками светской архитектуры Италия.

Дворец дожей (правителей рес­публики; 14-15 вв.), Венеция, (ил. 91) обширный по размерам, поражающий великолепием, во многом определяет своеобразный облик центральной площади святого Марка в Венеции . Это яркий образец венецианской готики, воспринявшей не конструктивность, а де­коративность этого стиля. Фасад его необычен по композиции: нижний ярус дворца опоясывает беломраморная колоннада с переплетающимися стрельчатыми арками. Огромное здание точно вдавливает приземистые колонны в землю. Сплошная открытая лоджия с килевидными арками, с более тонкими, но часто расположенными колоннами образует второй этаж, отличающийся изяществом и легкостью. Над мраморным кружевом резьбы возвышается мерцающая и вибрирующая на солнце розовая стена третьего этажа с редко расположенными стрельчатыми окнами. Вся плос­кость этой части стены покрыта геометрическим белым орнаментом. Розо­во-жемчужный издали, дворец вблизи восхищает звучностью декоратив­ного решения, облегчающего формы. Архитектура Венеции сочетает стро­гую пышность Византии с восточной и готической декоративностью, мону­ментальность со светской жизнерадостностью.

Палаццо делла Синьория (Веккьо, 1298-1314) во Флоренции. Грандиозный дворец города-республики сохраняет черты крепостной романской архитектуры. Трехэтажное здание, сложенное из грубо обтесанных квадров камня (руст), воспринимается как единый замкнутый объем. Его суровый облик подчеркивают зубчатый силуэт и горделиво устремленная вверх грозная сторожевая башня. Соору­женный на месте разрушенного феодального замка, Палаццо Веккьо слу­жил олицетворением могущества свободного города. В Палаццо Веккьо намечаются черты, которые получат развитие в архитектуре жилого дома, дворца эпохи Возрождения.

Скульптура.

С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. Именно скульптуре принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени. Особенно богато украшался готический собор, который Виктор Гюго образно сравнивал с гигантской книгой. Главное место в его внешнем и внутреннем декоративном убранстве принадлежало статуе и рельефу. Композиционный и идейный замысел скульптурного декора был подчинен разработанной теологами программе. В храме - модели вселен­ной - стремились воплотить религиозную концепцию истории человечества с ее возвышенными и низменными сторонами. Тысячи статуй и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. Сре­доточием скульптурных композиции стали порталы , где большие по раз­меру статуи апостолов, пророков, святых следовали вереницами, как бы встречая посетителей. Тимпаны, арки порталов, промежутки между ними, галереи верхних ярусов, ниши башенок, вимперги украшались рельефами и статуями. Множество мелких фигур и сцен размещалось в архивольтах, трансептах, на консолях, цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах. Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов , реб­рам башенок , аркбутанам стремительно пробегали полураспустив­шиеся листочки (крабы) , шпили увенчивались цветком (крестоцвет) . Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон .

Готическая скульптура-была органической частью архитектуры собо­ра. Принцип единения всех видов искусств, их подчинения архитектуре нашел яркое и полное воплощение в готике. Статуи сохраняют связь со стеной, с опорой. Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикаль­ные членения архитектуры. Размеры их находились в точном соотноше­нии с архитектурными формами. Скульптура, однако, живет и само­стоятельной жизнью - готика продолжает начатое романскими ваяте­лями обособление человеческого образа от общего убранства. Усиливается роль круглой пластики. Статуи, ставшие округлыми отделяются от сте­ны, часто помещаются в нишах на отдельных постаментах. Легкие изги­бы, повороты в торсах, перенесение тяжести тела на одну ногу, харак­терные позы и жесты наполняют фигуры движением , которое несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора. В характеристике святых появляются человечность, мягкость . Их образы становятся остро-индивидуальными, конкретными, возвышенное сочетается в них с жи­тейским. Лица оживляются мыслью или переживаниями, они обращены к окружающим и друг к другу , как бы беседуют между собой, полны ду­шевного единения.

Возрождая пластические завоевания греков (про­фильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готи­ческие мастера идут самостоятельным путем . Их отношение к окружаю­щему миру носит более личный, эмоциональный характер, они следуют непосредственному наблюдению, обращаются к единичному, к неповто­римым чертам, обогащают пластику множеством жизненных деталей. В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм. Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитек­турой.

«Каменное кружево», «пламенеющая», «варварская» - все это эпитеты, отражающие внешний облик и суть готики. Если говорить о стиле как таковом, то зародился он в середине XII века на севере современной Франции - в провинции Иль де Франс, захватив территории современной Бельгии и Швейцарии.

Франция в свое время стала колыбелью не просто нового стиля. Готика – это многовековая эпоха, определяющая весь градостроительный облик Европы. Готическое здание – не просто архитектурная единица, это произведение искусства, живой организм, застывшая динамика.

Историческая справочка


Готическая архитектура пришла на смену романской и развивалась на основе бургундской. Есть данные, что уже в начале XII века мастера аббатства Сен-Дени близ Парижа под руководством аббата Сюжера начали разработку новой конструкции типично готической стрельчатой арки. Именно церковь монастыря Сен-Дени, проект которой создал аббат Сугерий, принято считать первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены - так церковь преобразилась и обрела более грациозный облик по сравнению с романскими церквями, порой называемыми «крепостями бога».


С переменным успехом она распространилась по всей Европе. В XIII веке под влияние готики попали Германия, Австрия, Чехия, Испания и Англия. Позднее она пришла в Италию, где не получила столь широкого распространения, но все же смогла адаптироваться, став «итальянской готикой» после значительной трансформации. В конце XIV века Европу захватила так называемая интернациональная готика, венцом которой стала поздняя, или «пламенеющая» готика. В страны Восточной Европы она проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.

Квинтэссенцией готического искусства стал собор - он являл собой синтез архитектуры, скульптуры и живописи. Здесь все стремится ввысь, каждый элемент подчеркивает вертикаль - арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, фасад с резными деталями и стрельчатые окна с многоцветными витражами. А если принять во внимание тот факт, что собор являлся центром жизни практически любого европейского города, возвышаясь и господствуя над ним, не удивит и легкость, с которой умы христианских государей приняли новый стиль. Более того, готика представлялась как символ монархической власти и божественное провидение.

Главное отличие готического собора от романских предшественников - устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, арки стрельчатой формы, определяющие во многом внутренний и внешний облик строения. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода. Боковой распор главного нефа передается с помощью аркбутанов на наружные столбы - контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами.

В готических соборах дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. Этому способствуют огромные проемы окон, сквозная резьба башенных шатров, лес увенчанных пинаклями контрфорсов. Большое значение имели и резные каменные украшения: флероны-крестоцветы, каменные шипы, вырастающие, словно цветы и листья, на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен. И пусть вас не смущает обильное украшательство – в готике не существует понятия «чрезмерно декоративный».

Вслед за собором потянулся вверх и сам город. На центральных площадях стали строить ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351-1509).

Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки-отели богатых горожан.

В теорию мы окунулись достаточно – пора и к практике переходить. Предлагаю обратить свой взор на самые яркие памятники готической архитектуры Франции, широко известные в узких кругах.

Капелла Сент-Шапель


В качестве примера для подражания в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель/Sainte Chapelle - Святая капелла на острове Сите в Париже. Возведена в качестве хранилища реликвий в рекордные сроки, за тридцать три месяца, с 1242 по 1248 годы. Строительством руководил Пьер из Монтрейля, один из крупнейших зодчих готики.


Святая капелла является идеальным образчиком, абсолютно аутентичным стилю. А идеально в ней все: изысканная манера постройки, скульптурный и живописный декор. Она поделена на два яруса равной площади, но разной высоты.

Нижняя капелла предназначалась для придворных, дворцовой гвардии и слуг. В верхней молилась королевская семья, приближенные. Именно здесь и хранились реликвии. Неф верхней капеллы знаменит своими полностью сохранившимися витражами, в основном XIII в., не имеющими аналогов.


Церковь аббатства Сен-Дени


Построена в XII в. настоятелем монастыря, которого можно назвать «крестным отцом» готического стиля. Именно он начал постройку церкви аббатства «патрона и апостола Франции» святого Дионисия (Сен-Дени). Возведенный Сугерием храм оказался «удивительным и непрерывным светом, насыщавшим красотой весь интерьер».

Собор в Шартре


Первоначальное здание собора в Шартре было сооружено в XII в. Западный фасад собора был закончен в 1170 г. и счастливо избежал полного разрушения во время пожара 1194 г. (остальная часть здания была разрушена). В западном фасаде отчетливо ощутим переходный характер архитектуры. Ранняя северная башня (1134-50) имеет основание полностью романское по духу (венчающий башню ажурный шатер был завершен в начале XVI в.).

Центральная часть фасада сохранила тяжелую романскую стену, в которую врезаны три портала, окно-роза возникло позднее. Южная башня, так называемая «старая колокольня» (1145-65) ближе к основным идеям готики: вертикали контрфорсов подхвачены мощным взлетом восьмигранного шатра. После пожара 1194 г. здание было отстроено заново. Зодчие сумели придать вертикальным тягам ощущение свободного и одухотворенного подъема. Нотр-Дам в Шартре по праву считается одним из красивейших соборов в Европе. Шартр - одна из немногих готических церквей Франции, которая сохранила почти неизменным свое остекление. Это самый большой из дошедших до нас ансамблей витражей XII-XIII вв.

Витражи, слепые и почти бесцветные снаружи, раскрывали всю свою магию в интерьере, когда солнечные лучи, проникая сквозь цветные стекла, придавали каждой краске наибольшую звучность.



Место коронации французских королей – это шедевр зрелой готики и «академия искусств» для средневековых мастеров. Строительство началось в 1211 г. и продолжалось до 1481 г. История собора в Реймсе - это история нескольких поколений зодчих. Но несмотря на длительные сроки строительства, здание сохранило единство замысла: многообразие талантов архитекторов и скульпторов, работавших здесь, слилось в общую, полную вдохновения «каменную симфонию».

Сложность развития архитектурной темы присуща западному фасаду храма: отдельные мотивы переплетаются, контрастируют, дополняют друг друга. Он пронизан не только вертикальным движением, но и пребывает в сложном и динамическом взаимодействии с окружающей средой. Фантастически красивый и качественный pov минет от первого лица в исполнении молоденьких красавиц и зрелых мамочек. Здесь самая лучшая и качественная подборка pov видео минета от первого лица. Здесь вы сможете регулярно наслаждаться свежими порциями pov минета.



Почти одновременно с Реймсом началось строительство собора в Амьене. Первый камень был заложен в 1220 г., сразу же после пожара, уничтожившего романское здание. С 1220 г. здесь работал Робер де Люзарш, затем Тома де Кормон и его сын. Работы в основном были закончены в 1288 г.

Также как и в Реймсе, примером для зодчих служил собор в Шартре, однако образец был заметно модифицирован. Собор в Амьене - крупнейший среди готических храмов Франции и один из крупнейших в Европе.

Ширина его нефов достигает 33 м, трансепт растянут на 59 м, своды центрального нефа подняты на высоту 42,3 м.

Спустя столетия, в эпоху развития эклектики, готика вернулась обновленной. Отсюда и название – неоготика. Представители европейских стран в XIX веке оспаривали друг у друга право называться родоначальником. Но историческая справедливость сложилась так – возникла неоготика в Англии в 40-е годы XVIII века. В России она именовалась псевдоготикой, поскольку готики на территории Древней Руси не существовало вовсе. Востребованность же новой вариации стиля была крайне незначительна – спросом она пользовалась лишь при строительстве костелов католической общины.

В Саратове наиболее ярким представителем неоготики является здание Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова.

Оно было возведено в 1902 году архитектором Александром Юльевичем Ягном и радует взор жителей и гостей города по сей день.