Работа на кораблях дальнего плавания привлекает очень большое количество людей, которые готовы проводить в море большую часть своего времени. Многие думают, что работать на кораблях дальнего плавания или на круизном судне можно только на должности моряка.

Самые большие круизные лайнеры

Но на самом деле, количество востребованных вакансий гораздо больше. Связано это с активным и динамичным развитием флота РФ, как военного, так и гражданского. Вакансии существуют и для мужчин, и для женщин как для опытных моряков, так и для людей без опыта.

Работа на море имеет множеством нюансов и особенностей, которые необходимо учитывать, прежде чем соглашаться на подобные предложения. Для каждой должности существует свой набор минимальных требований, которым должен соответствовать сотрудник гражданского или военного флота России.

Образец диплома об окончании ВАГШ. Специальность — командно-штабная, оперативно-стратегическая.

Обычные матросы для того, чтобы найти работу, должны закончить специальные мореходные училища. Командный состав, особенно старший, должен получить высшее образование в академии или университете.

Обязательным является изучение и знание иностранных языков, в частности, английского, который считается языком международного общения.

Для работы на круизных судах иностранные языки просто необходимы, поскольку на кораблях путешествуют в основном иностранцы. Также важно, чтобы работник судна имел диплом в конкретной сфере. Например, механик знал инженерное дело, а кок обладал знаниями в кулинарии.

Одной из главных особенностей является то, что сотрудники судов и кораблей должны быть готовыми к длительным поездкам. К таким странствиям должны быть готова не только команда, но и члены семьи.

Положительные и отрицательные стороны

Работа на корабле – это сложный, увлекательный и занимательный процесс, что позволяет морякам продвигаться по карьерной лестнице, достаточно неплохо зарабатывать, найти подходящую должность на суше.

Моряки зарабатывают значительно больше, чем специалисты в различных сферах на суше.

Именно это привлекает человека в морской карьере, поскольку за несколько лет можно накопить достаточно средств для покупки квартиры, машины, переезда в другую страну. Особенно это касается заработков на круизном судне или в морской промышленности по добыче газа и нефти. Не менее важным аспектом является то, что человек уже в 30 лет может стать капитаном. Подобная карьера очень немногим удается в таком возрасте.

К другим положительным сторонам относятся следующие факторы:

  • Не нужно тратиться на ежедневные расходы, поскольку владелец судна или морской компании обеспечивает питание, форму, проживание, перелеты, трансферы.
  • Путешествие по разным странам.
  • Длительный отпуск, который составляет от 4 до 6 месяцев.
  • Изучение иностранных языков, культур, налаживание контактов.
  • Возможность в дальнейшем неплохо трудоустроиться.
  • Востребованность специалистов морского дела, независимо от политической и экономической ситуации в стране.
  • Нехватка офицерских кадров.
  • Развитие профессиональных качеств и навыков.
  • Приобретение значительного опыта.


Работа на круизных судах и кораблях дальнего плавания имеет и отрицательные стороны, связанные с рядом факторов. Во-первых, стоит учитывать необходимость работать в команде, где существует очень жесткая дисциплина. Во-вторых, сосуществование с членами команды на ограниченном пространстве, налаживание связей, контактов, способность к общению. В-третьих, тяжелая физическая работа, длящаяся иногда больше 12 часов. График работы обычно вахтовый, который усложняется постоянной сменой часовых поясов. В-четвертых, существует высокая степень травмоопасности и риска для общего состояния здоровья. В-пятых, наличие угрозы со стороны пиратов, которые захватывают торговые суда. По правилам, хранить и использовать на корабле любое огнестрельное оружие нельзя. Поэтому моряки во время захвата судна становятся беззащитными жертвами пиратов.

Задержание танкера «Механик Чеботарев» в Ливии похоже на захват

Кроме того, к недостаткам относится длительное пребывание в замкнутом пространстве. Это связано не только с нахождением в море, а и с габаритами корабля, размерами помещений для отдыха, каютами, душевыми, саунами. На многих судах такие комнаты делаются более просторными, комфортными, чтобы психика человека оставалась стабильной. Работа моряка требует прохождения переквалификации, чтобы подтверждать дипломы и нужные сертификаты. Стоит такой процесс обучения не дешево, и занимает много времени. Моряки часто лишены государственной пенсии, поэтому, при списании на берег, нужно думать об источниках дохода.

Доступные вакансии

Трудоустройство на вакансии по морским специальностям предлагают многие компании, офисы которых находятся в Мурманске, во Владивостоке, Курске, Архангельске и других городах. Наиболее востребованными являются следующие профессии для младшего и старшего состава:

  • Матросы;
  • Механики-инженеры;
  • Лоцманы;
  • Штурманы;
  • Мотористы;
  • Электромеханики;
  • Помощники капитанов;
  • Капитаны.

Таким специальностям обучают в морских училищах и академиях, где готовят работников на торговые, круизные, военные суда. Кроме того, довольно востребованной являются профессии кока и повара, переводчика, связиста, врача.


В частности, в Мурманске судоходные кампании проводят набор по таким вакансиям, как старший помощник капитана, групповой капитан, третий и четвертый помощники капитана, сменный помощник капитана, капитан. Работу предлагают на танкерах, речных, морских судах, кораблях, занимающихся ловлей рыбы, военных и торговых судах.

Претенденты на такие вакансии должны уметь разбираться в судовождении, электронном навигационном оборудовании, механике и инженерном деле, исполнение обязательств, возлагающихся на капитана. В частности, отвечать за безопасность судна и экипажа, груза, пассажиров,


Во Владивостоке востребованы аналогичные специалисты, но там люди имеют больше возможностей для выбора места работы. Связано это с тем, что здесь требуются также работники на подводные лодки и суда. На подлодки нужны мотористы, матросы, электромеханики.

На торговые, военные, гражданские суда берут, в основном, мужчин. Хотя на круизные суда и гражданские охотно берут и женщин. На круизных судах женщин принимают на должность бармена, администратора, официантки, горничной, переводчицы, фотографа, кондитера, врача, аниматора, музыканта, массажистки, косметолога, на ресепшен.

В целом, для круизных судов сформировался такой стандартный список вакансий, как:

  • Переводчики;
  • Стюарды;
  • Бармены;
  • Работники рецепций;
  • Подсобные рабочие;
  • Видео и фотооператоры;
  • Официанты;
  • Помощники по всем названным профессиям.

Необходимо владеть английским языком, быть моложе 35 лет, готовым развлекать разные группы пассажиров, работать около 10 часов в день, быть готовым к длительным прибываниям в море.


Для женщин профессии на море сформировались и в других сферах. Например, в торговом флоте это могут быть вакансии капитана, штурмана, механика, электрика, радистки, кока. На рыболовных судах постоянно требуются врачи, повара, пекари, буфетчицы, официантки, прачки.

Бывалый моряк, попав в это здание на Васильевском острове, удивится. Перешагнул порог и - на тебе - оказался на центральном посту управления судном. Высота потолков, расположение светильников и цвет стен - все один к одному, не говоря уже про оборудование. Только «палуба» не качается, и если приподнять рольставни, увидишь за ними не бескрайние ледяные просторы, а обычный двор. Хотя атомных ледоколов проекта 22220, для которых здесь, в открывшемся недавно Центре морских арктических компетенций, будут готовить специалистов, в морях пока нет. Эти плавучие громады Балтийский завод еще строит.

Ледокол «50 лет победы» скоро уступит первенство «Арктике». ФОТО Льва ФЕДОСЕЕВА/ТАСС

Подготовка инженеров для ледокольного флота ведется сегодня только в нашем городе. Причем уже более полувека - с той поры как в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова (ГУМРФ), который все знают как Макаровку, появилась соответствующая кафедра. Вуз учит студентов, а открывшийся при нем институт дополнительного профессионального образования (ДПО) дает знания и навыки морякам, готовым повысить свою квалификацию.

Такая схема до поры до времени устраивала Атомфлот, в состав которого входят самые мощные в мире суда ледового класса. Устраивала до тех пор, пока петербургские корабелы не приступили к строительству ледоколов совершенно нового уровня. Головное судно «Арктика» этого проекта было спущено на воду позапрошлым летом, а в будущем году должно вступить в строй. Следом появятся два других.

Экипаж «Арктики» одним из первых сядет за парты центра общей площадью около 200 кв. метров, появившегося на Василеостровской площадке ГУМРФ. Точнее - в кресла тренажерного комплекса судна, моделирующего работу командного пункта «Арктики» и спроектированной для нее энергетической ядерной установки «РИТМ-200». Эта техника гораздо сложнее, чем та, с которой морякам приходилось иметь дело. И, чтобы освоить ее, мурманского тренажерного центра, где «ледокольщики» упражнялись перед выходом в студеные моря, уже недостаточно.

Суда проекта 22220 смогут работать на разных глубинах, раздвигая корпусом более крупные льды: они будут иметь асинхронные гребные двигатели общей мощностью 70 мегаватт. «Командовать» установленным там реактором станет труднее, но благодаря высокому уровню автоматизации обслуживать все судовое хозяйство сумеют, предположительно, 50 - 60 человек. Вдвое меньше, чем на ледоколах прежнего класса, уточняет Юрий Гурьев, первый заместитель директора института ДПО.

«Вот он - наш главный «учитель» , - показывает он на вытянувшуюся большой подковой стойку с мониторами, рычажками и тумблерами. - Здесь смогут заниматься, отрабатывая действия по управлению судовыми системами в обычном режиме и при нештатных ситуациях, пять человек. То есть вся судовая вахта: оператор реакторной установки, электромеханик, старший вахтенный механик, главный физик и «эрбешник», специалист по радиационной безопасности» (РБ).

В состав центра входит и так называемый функциональный тренажер (еще два рабочих места), где двигать рычагами управления можно не «вживую», а на экране с помощью компьютерной мышки. Он нужен для того, чтобы, набив руку, сесть за настоящий «двойник» центрального поста управления и затем сдать экзамены в Ростехнадзоре, получив допуск к работе на ядерном судовом объекте.

Ветеранам флота, приглашенным для работы в ГУМРФ, доверят руководить практическими занятиями. А в соседнем помещении курсантам будут читать лекции преподаватели вуза и сторонние эксперты. Для мореходов, испытавших «дыхание» Арктики, которые надумают переходить с одного ледокола на другой, более современный, и с одной должности на более высокую, продолжительность курса составит 320 часов. Новичкам же придется заниматься куда больше, поясняет Гурьев.

Занятия в центре начнутся с января будущего года. К тому времени предстоит подготовить пакет учебных программ и методических материалов. А еще нужно завершить настройку не имеющего аналогов тренажерного комплекса, который создали специалисты расположенного в Сосновом Бору Научно-исследовательского технологического института имени А. П. Александрова.

Но и позже разработчики не перестанут «опекать» свое детище, улучшая его по мере развития арктических атомоходов нового проекта. Хотя это само собой разумеется. Любопытнее другое: новый центр был открыт в помещении, которое полностью занимала вузовская лаборатория турбомашин. А еще раньше там стояли агрегаты, вырабатывающие электроэнергию для Васильевского острова, тоже для своего времени достаточно «навороченные». Так что связь времен в этом смысле вполне очевидна.

НАША СПРАВКА . Атомные ледоколы нового поколения серии 22220 (проект разработало центральное конструкторское бюро «Айсберг» по заказу Атомфлота) будут работать в устьях северных рек и обеспечат круглогодичную навигацию по всему Северному морскому пути, главным образом для доставки углеводородной продукции на рынки Европы и Азии.

Появление таких судов, рассчитанных на преодоление льда толщиной до трех метров с устойчивой скоростью, позволит России укрепить свои стратегические позиции в арктической зоне. В 2019 г. вступит в строй «Арктика», названная в честь одноименного ледокола проекта 10520, который первым покорил Северный полюс в 1977 году. Через год, как ожидается, начнет действовать «Сибирь», а третье судно проекта «Урал» планируется ввести в 2021 - 2022 гг.

Обучение экипажей для этих судов ведется в соответствии с требованиями международной Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ) от 1978 года и согласно стандартам качества.


Комментарии

Самое читаемое

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Российская Антарктическая экспедиция (РАЭ) занимается проведением исследовательских научных работ в пределах самого южного континента. От участников требуется умение чётко и ответственно подходить к выполнению своих обязанностей, так как от этого зависит безопасность всех полярников. Работа в Антарктиде связана с деятельностью в предельно суровых климатических условиях вдали от семей и привычных бытовых удобств.

Почему Антарктида

Специалисты, претендующие на участие в работе станции должны заблаговременно уточнять все требования и особенности трудоустройства, так как попасть в Антарктиду неподготовленному человеку достаточно сложно.

Стоит отметить, что большинство работников едет в экспедицию не за высокой зарплатой, а за новыми ощущениями, стремлением испытать себя в суровых условиях. После вахты многие стремятся вернуться на полюс еще раз и закрепить полученный опыт.

О том, как сотрудники живут в Антарктиде можно узнать в соответствующих группах соцсети ВК, где участники публикуют фото и видеоматериалы, рассказы о трудовых буднях.

Востребованные профессии

Для работы станций в Антарктиде требуются разные специалисты:

  • водители различной техники (снегоходов);
  • механики;
  • медики;
  • сварщики;
  • повара;
  • системные администраторы;
  • эксперты по спутниковой связи.

Но большинство участников – различные ученые, занимающиеся исследованием окружающей среды.

При желании участвовать в работе на полярной станции рекомендуется уточнить вакансии, актуальные на данный момент, при посещении официального сайта Антарктической экспедиции (http://raexp.ru).

Особенности работы

Работа в Антарктиде осуществляется вахтовым методом, все вакансии подразумевают бесплатную доставку на станцию и обратно.

Оформление производится по трудовому договору, принятые работники обеспечиваются питанием и специальной одеждой за счет государства.

Деятельность начинается в ноябре-феврале, транспортировка участников проводится либо при помощи самолета, либо на судне. Это зависит от местоположения станции, куда должна прибыть экспедиция.

Длительность похода составляет 12-18 месяцев.

Требования к кандидатам

Претендентов отбирают достаточно жестко по таким критериям:

  • Здоровью;
  • Профессиональным умениям и навыкам;
  • Психологическим качествам (стрессоустойчивости);
  • Возрасту: от 30 до 45 лет (для врачей – до 60).

Также потребуются документы, подтверждающие квалификацию по профессии, стаж, заграничный паспорт.

Для прохождения врачей придется взять выписки:

  • Из медсанчасти по месту проживания о заболеваниях за последние три года.
  • Из тубдиспансера (о том, что претендент не состоит на учете).
  • Из психдиспансера.
  • Из наркологического диспансера.
  • ортопантограмма (с приложенным описанием и заключением).
  • Если претенденту более 50 лет, нужно сделать УЗИ органов брюшной полости, мочевого пузыря и предстательной железы.

Важно: опыт работы по специальности должен составлять не менее 2 лет. Для медиков – от 5 лет.

Как попасть на зимовку, пошагово:

  1. Заполнить анкету в ОК ААНИИ (некоторых востребованных специалистов приглашают сами руководители исследований).
  2. Получить одобрение на прохождение медкомиссии.
  3. Пройти осмотр врачей, в том числе – психологические тесты и проверки.

Более подробно узнать о том, как можно попасть в экспедицию в Антарктиду, проще всего на сайте РАЭ.

Средняя зарплата


Часто люди интересуются, сколько денег получают полярники за труд при оформлении в экспедицию. Это зависит от стажа работы, начисление нормального оклада начинается после пересечения 60-й параллели.

Средняя зарплата в Антарктиде в 2020 году составляет 60000 рублей, нужно учесть, что это официальный доход (до вычета налога 13%). Через каждые 6 месяцев пребывания на станции происходит прибавка – 10% от оклада, но суммарно — не больше 100%. Это значит, что после трех экспедиций будет достигнута максимальная оплата труда.

Но на несколько зимовок подряд устроиться невозможно: запрещают врачи, потому что организм сильно ослабевает из-за особенностей климата.

Льготы и надбавки

В 2013 году правительство РФ внесло изменения в законодательство по начислению компенсаций и льгот работникам крайнего юга.

Список преференций:

  • Районный коэффициент 3 – добавляется в период деятельности в экспедиции;
  • Процентная надбавка и повышающий коэффициент к окладу (размер зависит от начальной заработной платы);
  • В общий стаж включаются периоды предыдущих экспедиций, в том числе — выслуга лет на Северном полюсе.

Более подробную информацию можно узнать из Постановления РФ от 2013 года №832.

Рассказывает Сергей Никитский: Часто меня спрашивают, не скучно ли на ледоколе проводить свободное время? Здесь я вам не только расскажу про быт и отдых, но и про сам легендарный российский атомный ледоколе "Ямал" класса Арктика, про экспедицию и животных Арктики.

На ледоколе я побывал в крупнейшей со времен СССР экспедиции, задача которой - исследовать ледовые условия моря Лаптевых, Карского и Восточно-Сибирского морей.

Проводить исследования участков Северного ледовитого океана будет совместное предприятие НК "Роснефть" и ExxonMobil

Исследования позволят получить данные, необходимые для начала освоения Арктики - о состоянии льдов, миграции айсбергов, а также о фауне региона.

Обратите внимание на размеры - "махина" в высоту с девятиэтажный дом и длинной в 150 метров!
Нос судна ободран - причина не старый атомоход, а адское давление льдов, которые он проламывает при движении.

Ледокол был заложен в 1986 году, а спущен на воду в 1992 году

Идет погрузка на корабль

Кстати, стилизованное изображение акульей пасти на носу ледокола появилось в 1994 году как элемент оформления для детского круиза, затем оставлено по просьбе туристических компаний и со временем стало традиционным. Младший брат-)

Лопасти для гребного вала выше человеческого роста

Прилетел вертолет

В программе экспедиции проведение подводных работ с помощью аппаратов, полеты на вертолете, высадка персонала и оборудования на ледовую станцию и много другое

Обо всем я буду писать в блоге - следите за обновлениями

Ледокольная стоянка Росатомфлота

Первое собрание экипажа экспедиции - кругом кандидаты и доктора наук!

Предлагаю вашему вниманию посмотреть на легендарный ледокол Ямал и экспедицию "Кара-зима-2014" с высоты птичьего полета. Облет проходил на судовом вертолете КА-32С.

Кругом бескрайние ледяные поля. На фото я-)

Каждый день ледокол вставал на стоянку

На лед ученные выгружали многочисленное оборудование

И проводили свои научные работы

Точка слева - это человек, можно оценить размеры ледокола...

Про деятельность ученых во время экспедиции я напишу отдельный пост

Если вкратце - исследования проводятся в зимнее время для определения ледовых фаз, морфометрических параметров ледяного покрова, физико-химических свойств льда, торосов и стамух, а также погодных условий и состояния водных масс.

Экспедиция «Кара-зима-2014» состоялась благодаря компании "Роснефть"

По своему совокупному нефтегазовому потенциалу осадочные бассейны российского арктического шельфа сравнимы с крупнейшими нефтегазоносными регионами мира!

Ледокол «Ямал» - гордость Отечества мощностью в 75 тысяч лошадиных сил и водоизмещением 23 тыс. тонн!

150 метров в длину! Только у России в этом мире есть ледокольный флот!

Научный перерыв на обед!

Я тоже сделал свой научный вывод - земля круглая-)

Кроме 155 кают на борту ледокола находятся: ресторан, кают-компания, клуб, бассейн, две сауны, качалка и "тренажерка", зал для волейбола, баскетбола и настольного тенниса, библиотека и многое другое!

Экспедиция «Кара-зима-2014» организованна «Арктическим научно-проектным центром» (совместное предприятие НК «Роснефть») при поддержке специалистов ФГБУ «Арктического и антарктического научно-исследовательского института»

В целом, на ледоколе Ямал созданы все условия, чтобы держать себя в спортивной форме

Есть качалка

Гири, штанга, гантели - все для силовых тренировок прямо в Арктике

Выпускать пар можно на груше

Велотренажеры

Беговые дорожки

Каждый день я посещал бассейн

В бассейне забортная отфильтрованная морская вода с подогревом

Глубина бассейна больше 2 метров

В распоряжении команды 2 бани: одна русская, другая финская

После тяжелого рабочего дня на льду так приятно провести время в парилке...

Для скучающих по зелени есть "красный" уголок

Расслабляйся - не хочу

В спортзале периодически проходили турниры по волейболу

Также можно было поиграть в настольный теннис или в баскетбол

Если кто-то заболеет, к услугам больничный комплекс, в который входит перевязочная, операционная и другие необходимые помещения

Прачечная

Гладильная

Все эти "развлечения" сделаны не просто так - после тяжелой работы в суровых арктических условиях необходимо восстанавливаться организму. Да и не стоит забывать, экспедиции порой длятся по несколько месяцев!

Средства связи и коммуникации на ледоколе

Многих интересует, есть ли интернет на ледоколе в Арктике? Конечно есть. Более того, для выполнения поставленных задач экспедиции «Кара-зима-2014» задействованы даже космические спутники, но обо всем по порядку!

В каюте телевизор - вещает спутниковое телевидение 4 канала (первый канал, канал культура, пятый канал и тв3)

И радиоприемник - вещала только радиостанция «Вести ФМ». По радио также шла передача общих для всего экипажа сообщений.

Напомню, экспедиция организованна «Арктическим научно-проектным центром» (СП «Роснефти» и ExxonMobil) при поддержке специалистов Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Для обеспечения задач ученых необходим быстрый спутниковый канал связи.

Связь с ледоколом осуществляется по круглосуточному спутниковому каналу связи с пропускной способностью 1,5 Мбит/сек в направлении берег-судно и 512 Кбит/сек в направлении судно-берег. Трафик передачи данных безлимитный! Это самая крупная ледоисследовательская экспедиция по нашим северным морям со времен Союза, но, конечно, в части технического оснащения, ни одна из советских экспедиций с ней сравнится не может.

В канцелярии Ледокола был организован компьютерный офис экспедиции. Здесь я получал доступ к интернету и писал посты в живой журнал. Скорость, как на 3G, и при движении ледокола иногда связь пропадала, но в целом можно было серфить.

Для команды ледокола Ямал все попроще...

Команда ледокола может за свой счет (потом вычитают из зарплаты) воспользоваться спутниковой связью (29 рублей минута и 300 рублей за 1 мегабайт интернета)

Про связь на судне нам рассказал помощник капитана по радиоэлектронике Андрей Юрьевич Козулин

На Ямале установлена спутниковая система связи, обеспечивающая навигацию, телефонную связь, факс и интернет. На фото терминал спутниковой связи inmarsat

Радиоприемник

Радиолокатор и другие средства связи судна

Судовой Iridium

В круглом защитном корпусе расположена тарелка спутникового телевидения

А это сервер спутникового телевидения

Раритет - ключ для работы кодом Морзе

В целом, никакой оторванности от мира на ледоколе в 21 веке не чувствуется. Все как дома... Что само по себе неудивительно, если вспомнить, что экспедиция организована и оснащена такой компанией, как НК-Роснефть.

И конечно про медведей

Арктический растительный и животный мир уникален.

Благо он изучался во время самой большой со времен СССР ледоисследовательской экспедиции по российским северным морям.

Напомню, экспедиция вышла из порта Мурманск на современном атомном ледоколе «Ямал» в начале апреля под флагом "Роснефти".

Кстати, Арктику населяют более 20 тысяч видов растений, животных, грибов и микроорганизмов. Для изучения этого "богатства" в составе экспедиции принимают участие три биолога.

Участники экспедиции «Кара-зима-2014» специально уделят массу внимания хрупким арктическим экосистемам, которые необходимо изучить, чтобы потом не повредить!

Необходимо изучить физические и биологические процессы, которые приводят к формированию биологической продукции, начиная с бактерий и мельчайших водорослей, создающих органическое вещество, на котором в конечном счете держатся и киты, и медведи, и ластоногие.

«Роснефть» самым серьезным образом намерена изучить экосистему Арктики, дабы полностью свести к минимуму все риски для окружающей среды.

В течение всей экспедиции ведется наблюдение за морскими млекопитающими и птицами, в том числе с использованием беспилотника и вертолета.

Данные исследования будут использованы для изучения арктических экосистем, а также выработки экологически безопасных технологий геологоразведки и нефтегазодобычи в условиях Арктики».

Биолог Сергей Петров любезно поделился со мной фото пернатыми, за что ему большое спасибо. На фото дикая утка.

Поморник - хищная птица, обитающая в Арктике, материковых тундрах и на островах северных морей. Птица - бандит, т.к. часто яйца и птенцов воруют у соседей

Чайка. Как думаете чем они питаются? На суше в прибрежной полосе они поедают леммингов, чужих птенцов, различных беспозвоночных, а на ледяном припае и плавучих льдинах отыскивают помет моржей, тюленей, белых медведей. Кроме того, чайки летом прикармливаются отходами китобойного и тюленьего промысла, а зимой следуют за белыми медведями, подбирая остатки их добычи, или сидят на льду возле лунок в ожидании появления нерп с пойманной ими рыбой сайкой.

Самые распространенные обитательницы птичьих базаров Крайнего Севера - кайры

А теперь о белых медведях!

Белый медведь - один из самых крупных наземных представителей млекопитающих отряда хищных. Размер лапы на фоне очков от солнца.

Масса белого медведя может достигать 1000 кг!

Подошвы ног белого медведя подбиты шерстью, чтобы не скользить по льду и не мёрзнуть.

В 2013 году численность популяции белых медведей в России оценивалась в 5-6 тысяч особей. А в мире их порядка 25 тысяч...

После 2018 года планируется провести сплошной учет белых медведей в России.

Самки с медвежатами как правило близко не подходили к ледоколу...

Самки заметно мельче самцов (вес 200-300 кг)

Продолжительность жизни белого медведя - 25-30 лет

Медведь со шрамом...

Как правило, медведи миролюбивы по отношению друг к другу, но между самцами в брачный период случаются стычки.

Медведи порой подходили вплотную к ледоколу - один "наглец" даже облокачивался лапами на Ямал!

В России охота на белого медведя полностью запрещена с 1956 года, медленное размножение и большая смертность молодняка делают этого зверя легко уязвимым. Внесен в Красную книгу.

Однако сейчас популяция считается стабильной или даже растущей.

Приступив к освоению шельфа Арктики, "Роснефть" начала реализацию масштабной программы по поддержке арктических видов животных. В том числе с 2013 года действует программа «Роснефти» по опеке белых медведей в зоопарках России.

Когда мишки подходили к ледоколу, собирался целый аншлаг, т.к. работы ученых на льду автоматически прекращались по тревоге.

Ведь белый медведь - хищник!

Спешное покидание льда!

Дабы медведи близко не подошли, биологи дежурили круглосуточно на мостике посменно + был на службе специальный тепловизор.

Был на "вооружении" экспедиции и глубоководный аппарат! Ученые с помощью него в основном изучали льды, но иногда попадались представители подводного мира Арктики - на видео не идентифицированный мной "подводный таракан"-)

А эту песню написал и посвятил ледоколам Севморпути Александр Петренко из Москвы:

Антарктида является самым таинственным континентом Земли, который до сих пор остается нетронутым деятельностью человека. С течением времени эта часть света стала настоящим «Клондайком» для ученых и исследователей. Благодаря этому заметно возрос туристический потенциал региона, появилась возможность устроиться на работу в Антарктиде в составе научной экспедиции.

Принадлежность территории Антарктиды

Антарктида вызывает интерес не только с научно-исследовательской точки зрения, но и как кладезь ценных ресурсов. Чтобы не допустить конфликт и разрушение уникальной природы материка, ведущими государствами мира в 1959 году было подписано соглашение, закрепляющее особый правовой статус Антарктиды как своеобразного заповедника.

В документе указано, что Антарктида не принадлежит ни одному государству мира, здесь запрещено размещение объектов военного назначения, заход суден боевого флота, атомных ледоколов и кораблей.

С 1980 года Антарктика получила официальный статус безъядерной зоны, что исключило возможности различных государств использовать на материке атомные энергоблоки. Плавать сюда можно исключительно на кораблях и плавсоставах, где отсутствует любое вооружение.

Несмотря на имеющиеся договоренности, многие страны мира не скрывают своих территориальных претензий на антарктические земли. Открыто о своих притязаниях говорят власти Норвегии, Великобритании, Франции, Новой Зеландии, Чили и Аргентины. Особой позиции придерживаются США и Россия. Представители этих государств заявляют о возможности выдвижения территориальных претензий на Антарктику, однако при этом полностью игнорируют притязания других государств.

Климат и степень освоения человеком

Антарктида по сей день продолжает оставаться самым незаселенным и неосвоенным континентом. При этом геологами установлена, что местная земля хранит в себе огромные ресурсы. Материк является мировым источником пресной воды, на него приходится до 90% объема всех водных ресурсов планеты.

Также континент представляет огромный интерес с точки зрения науки. Наблюдения за климатическими и метеорологическими процессами позволяют изучать процессы земной коры, анализировать изменение атмосферы за сотни тысяч лет. Очень популярны здесь работы по археологии. Зачастую археологам не удается обнаружить каких-то уникальных артефактов, однако их работа позволяет анализировать грунт и толщину ледового покрытия.

Главной причиной неосвоенности континента считают сложные климатические условия. Антарктида является полюсом холода Земли, температура здесь экстремально низкая. В глубине континента в зимний период держится температура в пределах от -75 до -60 градусов, в летний сезон – от -50 до -30 градусов. В прибрежных районах возле моря ощутимо теплее, так как поблизости имеются морские течения. Зимой термометр здесь показывает от -35 до -10 градусов, летом – от 0 до +5 градусов, что сопоставимо с климатом Севера России, районом тайги, полуостровом Ямал.

Ресурсы и площадь Антарктиды

Территория ледяного континента составляет 14,1 млн. кв. км. Если бы Антарктида была независимым государством, по площади она занимала бы второе место после России.

Благодаря тому, что экономическая деятельность здесь не ведется, ресурсы материка сохранились в первозданном виде. Согласно комплексным оценкам геологов, здесь огромные запасы нефти и газа (особенно возле океанов), угля, железной руды, золота и серебра. Также возможно наличие редкоземельных металлов (особенно на границе горных систем), встречающихся крайне редко.

Уже сейчас тут проводятся различные геологические разведки, зарождается производство. К примеру, российский «Газпром» часто организовывает нефтегазоразведочные операции в партнерстве с различными НИИ.

Из-за огромного ресурсного потенциала историки утверждают, что в обозримом будущем за Антарктику может начаться настоящая война, которая вовлечет в себя все ведущие государства мира. Все это подтверждает политическая борьба за ресурсы Арктики, которая активизировалась в последние годы.

Если верить различным отзывам, фото и видео, Антарктида представляется настоящим уголком нетронутой природы. Она здесь суровая и вместе с тем – прекрасная.

Функционирующие в Антарктиде российские и иностранные организации

Активную научно-исследовательскую работу на ледяном континенте проводят развитые страны мира. По состоянию на 2019 год, в Антарктиде расположено 48 постояннодействующих исследовательских станций. Наиболее активное освоение Антарктики проводят Россия, США, Великобритания, Чили, Франция, Аргентина и Китай.

Среди самых известных антарктических станций можно выделить:

  • Остров Берд, Мыс Короля Эдуарда, Халли, Фоссил-Блафф (Великобритания);
  • Куньлунь, Чанчэн, Чжуньшань, Тайшань (Китай);
  • Беллинсгаузен, Восток, Мирный, Новолазаревская, Прогресс, Русская (Россия);
  • Амундсен-Скотт, Мак-Мердо, Палмер (США);
  • Мартен-де-Вивье, Порт-о-Франсе, Альфред Фор (Франция);
  • Фрей, Эскудеро, Видела, Капитан Артуро Прат (Чили).

Помимо постоянных станций в Антарктике также действует 41 сезонная исследовательская база (включая метеостанции), где проводятся геологические изыскания. В географическом центре материка, в районе Южного полюса, расположена американская станция Амундсен-Скотт.

Работа и доступные вакансии в Антарктиде

В последние годы работа в Антарктиде пользуется огромным спросом. Вакансии и зарплата в Антарктиде обещают высокий доход и интересную занятость. Все это объясняется наличием множества преимуществ, достаточно высоким уровнем оплаты. Однако попасть на работу не так просто.

Так как условия работы и проживания приближены к экстремальным, соискатель должен отвечать ряду обязательных критериев, в числе которых обладание полезными умениями, которые пригодятся в Антарктиде (например, в сфере строительства), высокий уровень профессионализма и опыт работы по специальности, способность выдерживать изоляцию, отличная физическая подготовка, опыт длительных путешествий.

Ввиду популярности работы в Антарктике на большую часть вакансий существует серьезный конкурсный отбор. Больше шансов попасть на ледниковый материк имеют специалисты узкой направленности, связанные с научными экспедициями в Антарктиду.

Востребованные специальности и профессии

Антарктида является зоной научных изысканий, потому здесь чрезвычайно востребованы ученые, изучающие окружающую среду (геологи, геофизики, метеорологи, биологи и микробиологи) по аналогии с работой на Северном Полюсе. Кроме того, для обеспечения бесперебойной работы станций постоянно требуются следующие специалисты:

  • врачи и младший медицинский персонал;
  • системные администраторы;
  • специалисты для работы в геологоразведочной экспедиции;
  • программисты и лаборанты;
  • фотографы и видеооператоры;
  • эксперты по спутниковой связи;
  • водители вездеходов и автомобилей с гусеничным типом колес;
  • сварщики;
  • инженеры геологоразведки;
  • механики;
  • повара;
  • работники охраны.

Также на Антарктиде существует набор на уникальные вакансии, которые нигде в мире практически не встречаются. К ним можно отнести риометристов, магнитологов, отпугивателей белых медведей, вакансии поднимателей пингвинов. А вот разнорабочих сюда не берут.

Заработки у переворачивателя пингвинов невелики, однако это компенсируется возможностью побывать на необжитой территории, нетронутой человеческой активностью, заняться изучением местного населения – пингвинов.

Повышенный спрос имеется на матросов и прочих специалистов для работы на антарктических судах. Единственный нюанс – женщин на работу в море не принимают.

Поиск вакансий: с посредником и без

Россияне и белорусы могут попытаться самостоятельно трудоустроиться в Антарктиде через Институт Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге (аспирантам вуза отдается предпочтение). Из стран бывшего СССР антарктическую деятельность также проводит Украина. Вакансии для работы украинцев на полярной станции Академик Вернадский, принадлежащей этой стране, размещаются Академией наук Украины.

Нередко набор потенциальных работников проводят иностранные антарктические сообщества (зачастую США, Австралия, Великобритания). Однако получить желанную работу смогут только профессионалы высшей категории при условии свободного владения английским языком.

Участие посредников в поиске антарктических вакансий минимальное. Посредник никоим образом не может гарантировать трудоустройство. Он может помочь подготовить необходимое документальное сопровождение, подать заявку, разъяснить некоторые нюансы трудоустройства. По этой причине соискателям рекомендуют не прибегать к услугам частных компаний. Исключение составляют ситуации, когда наниматель открывает конкурсный набор через фирму-посредника. Однако и тут окончательное решение будет за работодателем, следовательно, никаких преимуществ перед другими соискателями заявитель не получит.

Не стоит доверять вакансиям, выложенным на различных биржах по трудоустройству, популярных площадках типа Авито. Зачастую информация, указанная здесь, не соответствует действительности.


Условия труда и зарплата: нормы закона

Уровень заработка полярника напрямую зависит от его стажа работы и профессии. В среднем, заработная плата в Антарктиде составляет порядка 60 тыс. рублей. Каждые полгода работникам дается надбавка в 10%. Таких материальных стимулирований в течение календарного года бывает три, после чего уровень зарплаты достигает максимума.

Согласно российской законодательной базе, начисление оклада полярника начинается с момента, когда он пересекает 60 параллель. Кроме того, всем полярным рабочим, независимо от статуса, опыта работы и занимаемой должности, гарантированы такие преференции от государства:

  • установление значения районного коэффициента в пределах 3;
  • включение в общий стаж выслуги лет в Антарктиде, периодов экспедиционных поездок на материк, что помогает значительно увеличить пенсию;
  • дополнительный оплачиваемый отпуск.

Также гарантируется процентная надбавка и повышающий коэффициент к окладу, что позволяет зарабатывать в разы больше.

Особенности трудоустройства: контракты

Так как работа в Антарктиде осуществляется преимущественно вахтовым методом, каждый работник перед поездкой обязан заключить трудовой контракт с работодателем. Особых требований тут немного, главное, чтобы документ полностью соответствовал требованиям российского законодательства.

Контракт составляется в письменной форме минимум в 2-х экземплярах. Один передается на руки работнику, второй остается у работодателя. В договоре прописываются профессиональные обязанности наемного служащего, размер материального вознаграждения и сроки экспедиции в Антарктиду, имеется описание бытовых условий и гарантий работодателя по снабжению всем необходимым.

Требования к кандидатам и документы

Многие соискатели не знают, как попасть в экспедицию. Антарктида – суровый край, где условия жизни и работы очень сложные. Потому при подборе подходящего претендента на актуальную вакансию работодатель особое внимание уделяет таким нюансам:

  • Наличие высшего образования у добровольца, хорошая квалификация, обширные познания в отрасли.
  • Крепкое здоровье. Если у претендента имеются некие проблемы со здоровьем, он подвержен большой опасности. На Антарктиде отсутствуют медицинские комплексы и госпитали, для проведения операций работника придется конвоировать на «большую землю», что в условиях тяжелого климата и больших расстояний не всегда возможно.
  • Коммуникабельность, умение находить общий язык с коллегами. Зачастую рабочий персонал антарктических станций невелик (около 20 человек). Они вынуждены проводить много времени вместе, потому важно, чтобы не возникали конфликтные ситуации.
  • Способность длительное время находиться в замкнутом пространстве. Для Антарктиды не редкость продолжительные снежные бури, которые наемный персонал станций пережидает в оборудованных помещениях. Известны случаи, когда сотрудникам одной из станций приходилось находиться внутри здания свыше 1 месяца.
  • Готовность длительный срок находиться вдали от родного дома, близких друзей, семьи и ребенка.
  • Соответствие возрастному цензу в 25-45 лет. Для большинства вакансий в Антарктиде установлен именно этот возрастной предел. Завербоваться гражданам старшего возраста сюда практически невозможно. На некоторые специальности принимают соискателей до 65 лет.

Важно! Как показывает практика, наибольшим шансом устроиться обладают граждане, имеющие опыт вахтовой работы в районах Крайнего Севера (Мурманская, Архангельская область, ХМАО, ЯНАО и т.д.).

Помимо требований к личностным характеристикам потенциального работника, работодатели также предъявляют некоторые требования к необходимым документам. Для работы потребуется:

  • сертификаты и дипломы, подтверждающие уровень квалификации, прохождение дополнительных образовательных курсов и семинаров;
  • трудовая книжка, в которой имеются записи о прошлых местах работы;
  • водительское удостоверение (желательно международного образца);
  • национальный паспорт;
  • загранпаспорт со сроком действия более 6-и месяцев после окончания вахты.

Для мужчин желательно наличие воинского билета или звания. Только в этом случае они будут допущены до поездок на судах в территориальные воды других государств.

Вахтовый метод работы

Ввиду отсутствия дорожной инфраструктуры большая часть геологоразведочных и археологических экспедиций направляется в Антарктиду в летний период времени, который длится здесь с октября по март. В этот период происходит смена работников антарктических станций. В период с апреля по сентябрь, когда в Антарктику приходит зима, транспорт сюда не ходит. Морозы здесь бывают настолько сильными, что топливо замерзает спустя пару минут простоя.

Учитывая особенности погодных условий, работа в Антарктиде происходит вахтовым методом, контракт заключается минимум на 6 месяцев. С некоторыми работниками возможно оформление трудовых договоренностей на 1 год. Таких тут называют «зимовниками».

Стоит заметить, что уволиться с работы до окончания срока невозможно по той причине, что на большинство станций транспорт с гуманитарным грузом прибывает только в летние месяцы (октябрь-март). Следовательно, завершить трудовой контракт досрочно не представляется возможным.

Как добраться до Антарктиды: способы

Добираться до Антарктиды можно довольно долго. Если плыть сюда кораблем из Санкт-Петербурга, маршрут будет длиться приблизительно 2 месяца. Чтобы сократить время в пути, допускается перелет в Южноафриканскую Республику, Чили или Аргентину. Отсюда организовывается доставка работников на антарктические станции с помощью самолетов и вертолетов. Однако это возможно только в летний сезон.