Второй по объемам рынок речных круизов России, после Москвы и Санкт-Петербурга – Поволжье, третий - Крикамье. Что, в общем-то, закономерно, да и вполне справедливо. Волжский и камский рынки речных путешествий сложились давно и в текущем сезоне существенных изменений не претерпел. По-прежнему их лидерами выступают как местные компании – самарский «Спутник-Гермес», нижегородская ГАМА, так и столичные – московский «ВодоходЪ» и питерский «Инфофлот». Активной круизной жизнью живет и Кама, сравнительно небольшие, но многочисленные пермские операторы.

Надо также отметить, что в нынешнюю навигацию им приходится работать в непростых условиях с учетом того, что водная обстановка на Волге в районе Нижнего Новгорода оказалось крайне напряженной. Ограниченные глубины не позволяют сегодня пройти через Городецкие шлюзы самым большим 4-палубным теплоходам. Впрочем, круизных судов подобного класса в городах, находящихся вниз по реке, работает не так много, а потому основной массе операторов не пришлось серьезно менять намеченные круизные маршруты.

Самара

Законодателем круизной «моды» на Волге уже давно выступает Самара. Из столичных операторов здесь работает компания «ВодоходЪ» . В этот раз она отправила сюда свой четырехпалубный лайнер «Константин Коротков» (проект 301). Кроме того, жителей Самары и Казани обслуживает еще один водоходовский теплоход - «Семён Будённый» (проект 92-016). Не первый год действует и самарский филиал петербургской компании «Инфофлот» . В нынешнем году он, выступая генеральным агентом двух судовладельцев – Башкирского речного пароходства и волгоградского «Круиза», организовывает туры на их двух- и трех- палубных теплоходах «Салават Юлаев» и «Александр Невский» проектов 305 и 588, соответственно. Активизировала свои действия в Самаре и пермская операторская компания «Экспресс-тур» , имеющая здесь свой офис продаж. Ее судно «Русь Великая» (проект 588, бывший «Генерал Н.Ф.Ватутин») будет находиться в этом городе в конце сезона, откуда отправится в Ростов-на-Дону и в Керчь.

В числе местных операторов - турфирма «Самарские путешествия» . В этом году она оперирует двумя теплоходами: «Кабаргин» (проект 588) и «Паллада» (проект 305). Месяц назад «Кабаргин» стал собственностью компании и был переименован в «Князь Донской» . Судно отправляется в 2-6-дневные рейсы, а также пойдет в продолжительные туры на 1-2 недели до Астрахани, Гориц, Москвы, и уже побывало в Ростове-на-Дону. Второй теплоход «Паллада» с июля по середину сентября планируется задействовать как на непродолжительных маршрутах в Казань, Ульяновск, так и на более длительных в Муром, Нижний Новгород, Астрахань, Пермь.

Компания «Волгаплёс» в нынешнем сезоне оперирует двумя собственными теплоходами: «А.И. Герцен» (проект 588), который обслуживает также туристов Казани и Саратова, и «Дмитрий Пожарский» (проект 588), охватывающего более широкую клиентскую географию, куда входят многие города Поволжья и Санкт-Петербург. Другие суда оператора находятся в аренде: «Капитан Пушкарев» (проект 26-37) - в Перми у «ВолгаWolga», «Космонавт Гагарин» (проект 588) - в Нижнем Новгороде у «Инфофлота». Еще один ветеран самарского рынка речных круизов «Водолей-тур», после прошлогодней неудачи с теплоходом «Цезарь», похоже, прекратил свою круизную деятельность.

Ведущей же круизной компанией Поволжья по-прежнему остается «Спутник-Гермес» . В ее флоте сегодня числятся четыре теплохода: четырехпалубные «Фёдор Достоевский» (проект 301), «Хирург Разумовский» , «Ф.И. Панфёров» (проекты 588) и трехпалубный «Валерий Чкалов» (проект 26-37). Из них «Чкалов» - собственное судно компании, а остальные принадлежат Камскому пароходству и находятся у «Спутник-Гермеса» в долгосрочной аренде с экипажем. Это означает, рассказывает генеральный директор Наталья Денисова , что лицензию на перевозки имеет судовладелец, а круизным обслуживанием судна всецело занимается фрахтователь. За ним также закреплено переоборудование и ремонт теплоходов, разумеется, за счет собственных средств, что, в соответствии с требованиями речного регистра, должно проводиться регулярно. Отметим еще один, весьма важный для определенного контингента путешествующих факт: на всех лайнерах компании есть свой wi-fi.

Как нам сообщила г-жа Денисова: «С прошлого года компания несколько изменила привычные графики движения своих круизных судов. И теперь если, к примеру, идем в Астрахань, то идем с ночевуой. Что позволяет желающим отправиться в дельту Волги на рыбалку, а потом догнать теплоход уже в пути. На Каме же особое внимание мы уделили стоянке в Сарапуле. Отсюда возможна организация интересных экскурсий в Ижевск, до которого всего 60 км. Стараемся вставить и другие новшества в сложившиеся программы наших круизных туров. Так, несколько иначе стали строить рейс выходного дня Самара – Казань, казалось бы, всем уже давно и хорошо знакомый. Теперь наш теплоход отправляется в пятницу и приходит обратно в воскресенье не утром, как раньше, а вечером, что позволяет туристам подольше побыть в Казани».

Нижний Новгород

В роли ведущего круизного оператора Нижнего Новгорода – прежней волжской столицы, выступает компания ГАМА . В ее управлении вновь находятся 6 круизно-пассажирских судов. Одно из них, трехпалубник «А.С. Попов» (проект 588), снова отправился в Санкт-Петербург - место своей постоянной летней дислокации, где продолжил выполнение многочисленных 3-дневных рейсов на Валаам. Два других теплохода, двухпалубные «Александр Свешников» и «Алдан» , ходят по всей Волге, принимая на борт туристов, как из Нижнего, так и из других центров Поволжья.

Но главной заботой и гордостью компании является, конечно же, транспортно-пассажирская линия Москва – Астрахань, действовавшая еще в советское время. ГАМА смогла ее сохранить и восстановить, правда, несколько в ином виде, чем прежде. Тем не менее, по накатанной водной трассе продолжают ходить по расписанию все те же, из числа сохранившихся, трехпалубные теплоходы проекта 26-37: «Афанасий Никитин», «Октябрьская революция», «Иван Кулибин» .

Кроме того, многие годы в Нижнем Новгороде базируются комфортабельные лайнеры компании «ВодоходЪ»: четырехпалубные «Георгий Жуков» и «Михаил Фрунзе» (оба проекта 92-016). В навигацию 2014 года они снова отправятся по привычным для них волжским маршрутам, а также на Дон, Каму и Белую.

Казань

Прямых речных круизов, формирующихся непосредственно в Казани, в сезоне нынешнего года будет не так много, поскольку осталось лишь два судна, против четырех прошлогодних, базировавшихся в этом миллионном городе. И в их числе модернизированный 4-палубный лайнер «Ф.И. Панферов» , находящийся в оперейтинге у компании «Спутник-Гермес» . Несколько лет назад, кстати, «Парфенова» фрахтовала местная компания «Волжские Путешествия». А в эту навигацию она организовывает круизные туры на 2-палубном пассажирском судне «Борис Полевой» (пр. 305), который собирается выкупать у его прежнего владельца - другой казанской турфирмы «Адмирал». «Полевой» отправляется в туры выходного дня и длительные походы по Волге, дойдет до Болгар и Твери, побывает в Перми, Астрахани и Елабуге. Кроме того, ряд операторских компаний за навигацию выполнит по несколько туров непосредственно из Казани. В их числе будут теплоходы компаний ГАМА, «ВодоходЪ», «Инфофлот» и некоторые другие.

Пермь

В этом краевом центре на Каме уже давно и прочно обосновалось значительное число круизно-операторских компаний. Хотя почему-то не многие, даже в среде турбизнеса, знают, что Пермь и ее окрестности, в первую очередь Урал, ведут весьма интенсивную круизную жизнь. Как закономерный результат – речной рынок региона регулярно расширяется. Вот и нынешним летом здесь вновь работает больше пассажирских судов, чем годом ранее.

В частности, сюда впервые приходит теплоход «Анатолий Папанов» (проект 588) ростовской турфирмы «Вояж» , которая открыла в городе свой филиал. В круизном графике «Папанова» с 20 июня стоят как 3-дневные рейсы до Чайковского и обратно, так и 17-19-дневные в Санкт-Петербург и Ростов. Также в Перми начала работу и новая компания «Кама Тур Флот» , афелированная с ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» – главным судовладельцем этого речного бассейна. Совместно с компанией «Кама-Тревел» , она занимается обслуживанием теплохода «Павел Бажов» (проект 588), в навигацию-2013 находившегося под началом компании «ВолгаWolga».

В свою очередь, пермский оператор «ВолгаWolga» - круизное подразделение местной туристической компании «Спутник РМК», в навигацию-2014 фрахтует два пассажирских судна: «Михаил Кутузов» и «Капитан Пушкарев» , трехпалубники, но разных проектов – 588 и 26-37, и судовладельцев – Камского пароходства и «Волгаплёс» (Самара), соответственно. Причем, если с первым теплоходом компания уже отработала десяток лет, то второй фрахтовала впервые.

Операторская фирма «Охотник» организует проведение круизных программ на двух теплоходах проекта 588: «Н.В. Гоголь» , с которым имеет дело уже не первый сезон и «Урал» , с ним компания работает впервые. Последнее судно ранее называлось «Тарас Бульба» и принадлежало уже не существующей СК «Урал». «Охотник», как сообщил ведущий специалист компании Константин Клецков , уделяет повышенное внимание развлекательной программе во время проведения круизов. Соответственно, ее основная клиентура – молодые люди либо те, кто считают себя таковыми. Более пяти лет другая операторская компания «Кама-Тревел» фрахтует теплоход «Козьма Минин» (проект 588) у Камского пароходства – своего официального партнера. В этом году судно под ее началом выполняет круизные туры из Перми с 23 июня по 10 октября. Маршруты – от Чайковского до Астрахани и Ярославля.

Еще одна пермская компания «Кубань» с середины 90-х оперирует трехпалубным теплоходом «Александр Фадеев» (проект 588), арендуя его опять же у Камского пароходства. И с 30 мая по 27 сентября продолжает с ним работу в навигации 14-го года. Основной круизный контингент на борту этого судна - люди среднего и выше возраста и соответствующего достатка. Интересно, что «Кубань» отказалась от коротких туров, длительностью 2-3 дня, во многом потому, что в народе их нередко, и вполне справедливо, называют «пьяные рейсы». Сделано это было, по словам заместителя директора Анны Гуляевой , чтобы не вредить имиджу компании, «позиционирующей себя как серьезного речного оператора». Так что в этом сезоне «Фадеев» выполняет круизы продолжительностью 6-18 дней в Казань, Волгоград, Санкт-Петербург и по другим направлениям.

Компания «Экспресс-Тур» (она же «Круизный флот «Русич» ) выступает собственником теплоходов «Родная Русь» (проекта 26-37, прежние названия «Клемент Готвальд», «Екатерина Великая») и «Русь Великая», о котором уже говорилось. «Родная Русь» возит туристов из Перми преимущественно по Каме, средней и нижней Волге, а также отправляется и в дальние переходы. «Русь Великая», имеющая мореходный статус, осуществляет рейсы на Соловецкие острова с беспересадочным переходом по Белому морю, к тому же с нынешней навигации начнет выходить в Азовское и Черное море. Однако предстоящий сезон этот теплоход проведет не на родной для него пермской земле, а преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге.

Остается сказать о круизном судоходстве на самом большом притоке Камы – реке Белой. Здесь, в Уфе, второй год подряд туристов обслуживает небольшой двухпалубный теплоход «Башкортостан» проекта 305. Его навигация в этот раз продлится с 25 мая по 17 сентября. Оператором и одновременно владельцем судна является , базирующееся непосредственно на Белой. В навигацию «Башкортостан» заявил о круизных походах в Нижний Новгород, Москву, Астрахань, а также по новому маршруту в Чебоксары продолжительностью от 7 до 17 суток.

Подготовил Игорь Горностаев

Распределение круизных теплоходов в речную навигацию 2014 года.
(Поволжье и Прикамье)

Судовладелец/Фрахователь

Теплоход

Проект

Самара

«Спутник-Гермес»

«Фёдор Достоевский»

«Хирург Разумовский »

«Ф.И. Панфёров»

«Валерий Чкалов»

«Водоходъ»

«Константин Коротков»

«Семен Буденный»

«Инфофлот»

«Салават Юлаев»*

«Александр Невский»

«Экспресс-тур»

«Русь Великая»

«Самарские путешествия»

«Князь Донской»

«Паллада»

«Волгаплёс»

«А.И. Герцен»

«Дмитрий Пожарский»

Нижний Новгород

ГАМА

«А.С. Попов»

«Александр Свешников»

«Афанасий Никитин»,

«Октябрьская революция»

«Иван Кулибин»

«ВодоходЪ»

«Георгий Жуков»

«Михаил Фрунзе»

Казань

«Спутник-Гермес»

«Ф.И. Панферов»

«Волжские Путешествия»

«Борис Полевой»

Пермь

«Охотник»

«Н.В. Гоголь»

«Волга Wolga»

«Михаил Кутузов»

«Капитан Пушкарев»

«Вояж»

«Анатолий Папанов»

«Кама Тур Флот»

«Павел Бажов»

«Кама-Тревел»

«Козьма Минин»

«Кубань»

«Александр Фадеев»

« Экспресс-Тур»

Башкирское речное пароходство

«Башкортостан»

Волжские суда, пароходы (и теплоходы) и прочие плав. средства на старых фотографиях и открытках. Часть фото из архива Владимира Самарцева.


Немного из истории судоходства на Волге:
Веками по Волге суда ходили лишь исключительно под парусом или с помощью тягловой силы животных или людей, то есть бурлаков. Но в конце концов и на великой русской реке наступило время судов на паровой тяге. Первые пароходы на Волге появились в конце 1810-х - начале 1820-х годов, они принадлежали помещику Д. П. Евреинову. Также существовали два волжских парохода, которые принадлежали князю Всеволоду Всеволожскому, который в 1817 году лично совершил поездку на одном из них в Казань. Конструктором одного из судов являлся Пётр Соболевский. Становление пароходства на Волге замедлилось из-за монополии шотландского предпринимателя Карла Бёрда до 1842 года, и за этот период на Волге было построено всего 16 пароходов.

В 1843 году по решению правительства было создано «Общество пароходства по Волге» с центром в Санкт-Петербурге, а регулярная пароходная навигация организована с 1846 года. Впоследствии на Волге были организованы и другие крупные пароходные общества - «Самолётъ», «По Волге», «Кавказъ и Меркурий», а также множество небольших компаний, которые конкурировали друг с другом. Пассажирские речные перевозки долгое время считались невыгодными, в первую очередь из-за длительности путешествия на пароходах и высокой стоимости проезда. Только после существенного повышения мощности паровых машин на Волге появились достаточно быстрые по тому времени пароходы. В Самаре первый регулярный пассажирский рейс состоялся 16 апреля 1860 года.

Каждая компания судовладельцев имела свою, обособленную группу названий пароходов. Сделано это было для того, чтобы по имени судна легко можно было узнать, какому обществу они принадлежат. В частности, пароходная компания «По Волге» имела суда «Царь», «Царица», «Царевич», «Царевна», «Государь» и «Государыня». Общество «Дружина» называло свои пароходы именами святых – «Александр», «Павел», «Михаил», «Владимир», «Олег» и «Игорь». Названия, более близкие к теме путешествий, придумали в пароходной компании «Самолет» - «Путник», «Странник», «Турист», и даже «Телеграф» и «Депеша». Некоторые владельцы присваивали пароходам свои фамилии - «Субботин», «Чернов», «Лев Сорокин», «Королев» и «Иван Любимов». В Нижнем Новгороде были пароходы с названиями «Миссисипи», «Колорадо» и «Ниагара».

Однако уже вскоре наступил кризис пароходного промысла на Волге. В 1875 году на реке работало около 600 пароходов, и пассажирские компании стали сильно страдать от взаимной конкуренции. Многие компании стали работать себе в убыток, едва-едва покрывая расходы на топливо. В результате стоимость пароходных перевозок упала, некоторые общества полностью разорились и были вынуждены за бесценок продавать суда и прочее имущество.

В 1918 году суда частных пароходств были национализированы. В советское время действовали разные государственные пароходства, долгое время использовались суда дореволюционной постройки. Многие пароходы были переименованы. В годы Великой Отечественной войны на Волге действовала Волжская флотилия, которая осуществляла военные перевозки, а на Верхней Волге и у Сталинграда обезвреживала мины и принимала участие в нескольких сражениях.

01. Косовые на Волге

02. Переправа через Волгу, №35

03. Волга, на буксире, издание К. Головкина в Самаре

04. Самара, вид на Волгу, №60

05. Затон в Самаре

06. Волга, пароход "Межень" №16 (год постройки - 1884, год списания неизвестен). На нём бывал император Николай II с семьёй.

07. Волга, пароход "Межень"

08. Волга, пароход "Миссисипи"

09. Волжская №8 дноочистительная машина "Грязнуха"

10. Волга, у пристани общества "Кавказ и Меркурий"

11. Волга, пароход общества "Самолёт" "Князь Владимир святой"

12. Волга, группа пассажиров на пароходе

13. Волга, пассажирский пароход общества К и М ("Кавказ и Меркурий") №30

14. Виды Волги, отход парохода

15. Волга, пароход "Пётр Великий", №5

16. Волга, буксирный пароход, №13

19. Волга, мимо Жигулей, №67

20. Волга, "в горах"

21. Баржи на Волге

22. Волга, пароход "Гончаров" общества "Самолёт"

23. Караван на Волге, №20

25. Самара, берег близ дачи Аннаева

26. Волга, пароход общества "Кавказ и Меркурий" "Фельдмаршал Суворов"

27. Волга, пароход общества "Кавказ и Меркурий" "Фельдмаршал Суворов", №62

28. Волга, пароход "Александр II", фотограф А.П. Васильев в Самаре

29. Волга, пароход "Геннадий Ратков Рожнов" общества "Самолёт"

30. Волга, пароход "Александр" общества "Русь"

31. Самара, пароход "Нижегородец", №66

32. Волга, пароход общества "Самолёт", №17

33. Волга, пароход "Пушкин", фотограф А.П. Васильев в Самаре

34. Пароход "Царевич"

35. Пароход "Император Николай II"

36. Волга, пароход общества К и М

37. Теплоход "Царьград", позже переименован в "Урицкий"

38. Волга, пароход "Цесаревич Николай", №2

39. Волга, пароход "Пётр Великий" №9

40. Буксирный пароход "Самара"

41. Волга, пароход "Дворянка"

42. Пароход "Парижская коммуна", а слева буксир "Беднота"

43. Пароход "Кремль"

44. Волга, буксир "Украинец" рядом с селом Батраки (ныне г. Октябрьск), 1927 год

45. Пароход "Василий Лебедев-Кумач"

46. Волга, пароход около пос. Моркваши (ныне г. Жигулёвск), 1930-е годы

47. Волга, пароход "К.С. Станиславский", фото Семёна Фридлянда, 1950-е годы (построен в 1909 г., списан в 1973)

48. Волга, суда около Нижнего Новгорода, фото Семёна Фридлянда, 1950-е годы

49. Волга, суда около Нижнего Новгорода, фото Семёна Фридлянда, 1950-е годы

50. Волга, пароходы "Павел Бажов" и "Вера Фигнер" у речного вокзала Казани, фото Семёна Фридлянда, 1950-е годы

Приглашаю всех в группу "История Поволжья и реки Волги"

Банкротящемуся ОАО «Волжское нефтеналивное пароходство “Волготанкер”» может быть дан шанс на сохранение компании. Конкурсный управляющий предприятия Виталий Шемигон инициировал процедуру замещения активов компании, в рамках которой флот и другие активы пароходства могут в полном объеме перейти компании-преемнику. Эксперты считают, что таким образом управляющий пытается сохранить некогда крупнейшее в центральной России пароходство.


Конкурсный управляющий банкротящегося ОАО «Волжское нефтеналивное пароходство “Волготанкер”» Виталий Шемигон намерен запустить на предприятии процедуру замещения активов. Соответствующий вопрос внесен в повестку собрания кредиторов, назначенного на 26 января. Об этом говорится в сообщении управляющего от 11 января, опубликованном в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

ОАО «Волжское нефтеналивное пароходство “Волготанкер”» зарегистрировано в Самаре в 1992 году. По данным системы «СПАРК-Интерфакс », 73,85% акций предприятия принадлежат ЗАО «Тринфико», еще 20% контролирует Росимущество. Выручка компании в 2016 году составила 209,5 млн руб., чистая прибыль - 97,6 млн руб.

К началу 2000‑х годов «Волготанкер» был крупнейшим нефтеналивным пароходством в центральной части России. Компания владела 353 судами общей грузоподъемностью более 1,2 млн тонн и занимала около 10% от общего объема российского экспорта мазута. До 2000 года пароходство принадлежало структурам ЮКОСа, однако впоследствии неоднократно меняло собственников. В 2007 году Федеральная налоговая служба инициировала банкротство компании, которое продолжается до настоящего времени. Руководил процедурой Александр Волжанин, в феврале 2014 года его сменил член московского НП «СРО НАУ “Дело”» Виталий Шемигон. На предприятии введено конкурсное производство.

При введении процедуры наблюдения задолженность перед фискалами составляла 3,3 млрд руб. К 2011 году, по данным «СПАРК-Интерфакса», кредиторская задолженность выросла до 6,02 млрд руб. По информации из протокола собрания кредиторов в апреле 2015 года, долг снизился до 1,3 млрд руб. В реестре кредиторов значатся ФНС с требованиями на 1,29 млрд руб., самарское ЗАО «Нефтефлот» (3,8 млн руб.) и ООО «ПКП “Танкер-Сервис”» из Астрахани (350 тыс. руб.).

Почему управляющий принял решение о начале процедуры замещения, выяснить не удалось: в телефонном разговоре господин Шемигон заявил, что только вышел из отпуска и ему «нужен тайм-аут, чтобы погрузиться в дела».

Как рассказал “Ъ-Волга” адвокат Дмитрий Натариус, замещение активов - один из видов удовлетворения требований кредиторов и восстановления платежеспособности компании, который используется, если перед управляющим стоит задача сохранить предприятие как единый имущественный комплекс.

В этом случае на базе имущества банкрота создается новое акционерное общество, акции которого продаются путем открытой подписки. Вырученные от их продажи средства идут на погашение требований кредиторов. Если это позволяет полностью погасить долги банкрота, платежеспособность компании считается восстановленной и процедура банкротства прекращается.

«Обычно замещение активов используют, если целый имущественный комплекс предприятия имеет большую ценность, чем сумма его активов. Раздробить имущество и пустить его с торгов может означать обесценивание имущества»,- рассказал господин Натариус.

C самого начала банкротства активы «Волготанкера» выставлялись на торги, так что флот предприятия значительно уменьшился. По данным Российского речного реестра, в собственности компании осталось 46 судов различного назначения. Значительная часть флота компании перешла его дочернему предприятию из Уфы - ЗАО «Судоходная компания “БашВолготанкер”», флот которого составляет 147 судов.

Именно акции «БашВолготанкера» считались основным активом банкротящейся компании. Позиции уфимской «дочки» усилились в 2017 году, когда предприятие стало победителем крупного контракта ПАО НК «Роснефть» на перевозку нефтепродуктов в 2018–2022 годах на общую сумму почти 11,6 млрд руб.

Как пояснил “Ъ-Волга” Дмитрий Натариус, процедура замещения активов позволяет передавать новому юрлицу нематериальные активы: лицензии, товарные знаки, фирменное наименование и акции дочерних предприятий.

Также на баланс нового юрлица могут перейти активы пароходства, ушедшие ранее с молотка, если Виталию Шемигону удастся вернуть их в конкурсную массу. В конце 2017 года он обратился в Арбитражный суд Москвы с иском об оспаривании результатов торгов 2009 года, в ходе которых десять судов разного типа и назначения были проданы ООО «Многопрофильная фирма “Консалтсервис”» из Астрахани. Тогда с молотка ушли нефтеналивные баржи типа «Бельская», буксир-толкач «Шлюзовой‑47», разъездной теплоход «Волна», станции для перекачки нефти и мазута и другие суда. В судебных документах нет информации об их стоимости, эксперты из области речных перевозок отмечают, что стоимость судна зависит от его состояния: корабли одного типа могут продаваться и по цене металлолома, и как работающий актив.

Однако 20 декабря суд поддержал требования управляющего о наложении обеспечительных мер на спорные активы, запретив ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» регистрировать переход, прекращение или ограничение прав собственности или изменять порт регистрации судов.

Генеральный директор консалтинговой группы «ДСТС Финанс Консалтинг» Дмитрий Цибизов считает, что попытка управляющего вернуть активы в конкурсную массу - логичный шаг по увеличению ликвидности предприятия перед началом процедуры замещения активов. Вернув часть распроданного флота на баланс предприятия, он повышает привлекательность компании для будущих акционеров.

«Вернув предприятию ликвидные активы и восстановив его платежеспособность, он может не только удовлетворить требования кредиторов, но и сохранить компанию»,- считает господин Цибизов.

Узнать позицию кредиторов по этому вопросу не удалось: в пресс-службе ФНС России не смогли предоставить оперативный комментарий. Представители «Нефтефлота» и «Танкер-Сервиса» отказались обсуждать эту тему. Тем не менее Дмитрий Натариус считает, что конкурсный управляющий, вероятно, обсудил с кредиторами замещение активов и высока вероятность, что они поддержат его предложение. Адвокат считает, что стоимость акций предприятия, которое будет создано в процессе замещения активов, должна перекрывать требования кредиторов.

«Управляющий должен был изучить этот вопрос и наверняка представляет, какую ценность представляют активы предприятия, чтобы инициировать процесс»,- резюмирует эксперт.

Никто из собеседников “Ъ-Волга” не стал прогнозировать, какие структуры могут претендовать на покупку предприятия, которому достанется флот одного из крупнейших российских пароходств. Однако учитывая наличие длинных нефтяных контрактов и солидную имущественную базу «Волготанкера», оно наверняка вызовет интерес у потенциальных инвесторов, считают эксперты.