Собор Святого Петра - католический собор, являющийся наиболее крупным сооружением Ватикана и до последнего времени считавшийся самой большой христианской церковью в мире.

Белый шатер, сияющий в синем небе Рима - купол собора Святого Петра , главного храма католического мира. Храма, которому уже более пяти веков…


Собор Святого Петра расположен к западу от центра Рима, на территории суверенного государства Ватикан. История рассказывает, что на месте нынешнего собора Святого Петра находился цирк, на арене которого во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда после судилища был приведен и апостол Петр. Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз. В 326 году в память об этом император Константин повелел построить базилику во имя Святого Петра. Когда она обветшала, папа римский Николай V в 1452 году начал строительство собора. После его смерти работы были приостановлены, и только в 1506 году папа Юлий II поручил архитектору Браманте строительство собора. Браманте задумал церковь в виде греческого равностороннего креста. Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. После смерти Браманте работа была поручена Рафаэлю, который перепроектировал церковь в виде креста латинского. Затем строительство собора возглавил Микеланджело. Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивали уже после его смерти. Архитекторы Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана по проекту Микеланджело возвели два купола: внутренний, округлый, и внешний, вытянутый вверх. Карло Мадерно достроил продольные капеллы и оформил фасад собора. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны. 18 ноября 1626 года, в 1300-летний юбилей первой базилики и через 120 лет после начала строительства, папа Урбан VIII освятил новый собор.

Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста - пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытым фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончильяционе.


Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающих к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656-1667 гг. площадь перед собором - одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики. Также он создал великолепное внутреннее убранство и знаменитую сень над могилой апостола, чье имя носит собор. Колоннада, обрамляющая соборную площадь, также его творение.


Вид со стороны собора на площадь

Новый алтарь поставили на месте прежнего и в полу прорубили “окошечко” - “исповедальню”, через которое верующие могли видеть гробницу святого Петра, сокрытую под землей. Раскопки, проведенные в 1940-х годах, доказали, что под алтарной частью собора находится гробница апостола. Об этом свидетельствовали многочисленные факты, включая надписи и изображения. Алтарь собора св. Петра обращён на запад, а не на восток, как в большинстве христианских храмов.


Перед входом в собор возвышаются статуи Святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом. В собор ведут пять дверей. Последняя с правой стороны - Святая, и открывается она лишь в Святой год. В древности начало юбилейного года знаменовалось звуком трубы из козлиного рога, называемой “yobel”, откуда и произошло слово “юбилей”. Святая дверь замурована бетоном. Через каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом бетон разбивается. После троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет.


Бронзовые двери центрального входа выполнены флорентийским мастером Филаретом. В верхней части дверей изображены большие фигуры сидящих на троне Спасителя и Богоматери. В центре - апостолы Петр и Св. Павел. В двух нижних клеймах изображены сцены судилища у Нерона и последующей казни апостолов: усекновение главы Святого Павла и распятие Святого Петра. Над дверями помещён мраморный барельеф Бернини “Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного”.

Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини - огромный, высотой 29 м балдахин на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов.


Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини. Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры - надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева - надгробие Павла III работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.

Громадный купол собора Святого Петра взмывает вверх словно поднятое ветром легкое полотнище.

По фризу купола и далее по фризу всей церкви идет мозаичная надпись по-гречески и на латыни со словами Христа: “Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах”.


Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех Евангелистов: Матфей - с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия, Марк - со львом, Лука - с волом, Иоанн - с орлом. Лев, орел и вол - называемые “апокалиптическими зверями”, о которых Иоанн Богослов в “Апокалипсисе” пишет как о животных, которые окружали престол Бога.



Высота фасада - 45 м, ширина - 115 м. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор.


Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. “Навичелла”. Рельефы крайнего левого портала - “Врат смерти” - созданы в 1949-1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.


Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства. Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором св. Петра.


В центре собора возвышается алтарь с неугасимыми лампадами. Алтарь называется папским, поскольку служить перед ним мессу может только папа римский. Неподалеку расположена бронзовая фигура Святого Петра, сидящего на папском престоле и держащего в руке ключи от Царствия Небесного. Ступни апостола уже побелели и стерлись от прикосновений верующих: по поверью, если загадать желание и, держась рукой за стопу Петра, с верой попросить об исполнении задуманного, то все непременно сбудется.


В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело - мраморная “Пьета”. Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 25 лет. После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом.


Рядом располагается небольшая капелла Распятия, в которой хранится великолепное деревянное распятие конца XIII - начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини. Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Каносской работы Бернини с учениками; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе.

Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисунку Борромини. Рядом с капеллой - надгробие Григория XIII; барельеф напоминает об осуществленной папой реформе - введении нового, григорианского, календаря. Чуть дальше находится выполненное в неоклассическом стиле скульптором Кановой надгробие Климента XIII. Огромный интерес представляет созданное в 1490-х гг. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике. Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы - надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.

Ватикан — одно из самых маленьких и в то же время самых могущественных государств мира, суверенная территория Святого Престола. Кстати, де-юре государство это возникло по историческим меркам совсем недавно — в 1929 году в результате Латеранских соглашений, заключённых правительством Бенито Муссолини. Главное здание Ватикана, известное практически каждому, — собор Святого Петра с двумя вытянутыми, словно клешни рака, барочными колоннадами работы Бернини, с крыши которых на нас заботливо смотрят 140 фигур различных святых. Про это место за последние несколько веков было написано так много, что удивить кого-то своими скромными записями я даже и не надеюсь. Однако, я надеюсь, что мой взгляд через объектив чем-то отличается от сотен подобных и позволит вам взглянуть на одну из главных католических святынь хоть немного, но всё же с другой стороны.

Главный собор католической церкви расположен рядом с тем местом, где когда-то располагался цирк Нерона, ставший известным, благодаря проводимым здесь массовым казням первых христиан. На месте собора раньше находилось кладбище. Здесь же, согласно преданию, был распят святой Пётр. Над его могилой в III веке нашей эры императором Константином была построена первая базилика. Есть, конечно, альтернативная версия — что святой Пётр никогда в жизни не бывал в Риме. Но, давайте, не будем блуждать в запутанных коридорах истории, тем более дело это, как известно, неблагодарное, и примем каноническую версию жизни апостола на веру.

Здание собора, которым мы любуемся сегодня, строилось в XVI-XVII веках. К созданию собора приложили руку самые известные архитекторы эпохи Возрождения — Рафаэль, Микеланджело, Бернини, Браманте. Причём каждый из мастеров значительно менял проект предшественников, внося свои изменения и решения.

Фасад собора. Высота — 45 метров, ширина — 115. В центре, под фронтоном, — знаменитый балкон, с которого папа Римский обращается к верующим.

Базилика построена в форме латинского креста. До 1989 года собор являлся крупнейшим храмом в мире, пока его не обогнала базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ, построенная в Ямусукро, столице Кот-д"Ивуара, кстати, по образу и подобию главного героя моего рассказа.

Часы на фасаде, с одной стрелкой. На другой стороне — такие же часы, но с двумя стрелками.

На крыше собора установлено 13 статуй — Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов, кроме апостола Петра.

Высота каждой статуи — почти 6 метров.

Армия Ватикана — швейцарские гвардейцы. В наше время их всего 110, как можно догадаться из названия — все они граждане Швейцарии. Считается, что их форма шьётся по эскизам Микеланджело. Кстати, это одна из старейших армий мира, сохранившихся до наших дней. Правда, в военных действиях она участвовала всего один раз — в 1527 году, когда Рим был разграблен войсками императора Священной Римской империи.

Собор огромен. Вроде входишь вместе с огромной толпой, но внутри эта толпа неожиданно рассеивается по безразмерному залу и становится абсолютно незаметной. Во времена празднеств собор вмещает до 60 тысяч человек.

Длина центрального нефа — 211 метров.

Всё это впечатляет не меньше в , который до постройки собора Святого Петра оставался крупнейшим христианским храмом в мире.

Интерьер собора до ряби в глазах красив и торжественен. Причём, в отличие от православных храмов, эти великолепие и роскошь совершенно не крикливы. Изящными деталями можно любоваться бесконечно долго — здесь действительно есть что поразглядывать.

Отдельно стоит упомянуть огромное количество различных статуй, созданных мастерами Возрождения. Например, Ватиканская пьета — скульптура оплакивания Иисуса Девой Марией. К слову, это — единственная работа, собственноручно подписанная Микеланджело.

Надгробие могилы Бенедикта XV.

Бронзовая статуя Святого Петра, XIII век. Считается, что если к ней прикоснуться — то желаемое исполнится, поэтому к ней всегда стоит внушительная очередь.

Памятник святому Викентию де Полю и монумент папе Александру VII, это, кстати, одна из последних работ Бернини, созданная им в 80-летнем возрасте.

Древнеримская Базилика святого Петра

Территория, где расположен Собор святого Петра, имеет свою историю, которая берёт начало в Древнем Риме. Во второй половине I века нашей эры здесь был возведён . Во времена античности цирки служили развлекательными сооружениями для проведения различных состязаний и представлений. Однако Нерон превратил свой цирк ещё и в место для экзекуций, где с особой жестокостью подвергались мучениям христиане. В их числе был и апостол Пётр, который в 67 году принял на арене Цирка Нерона смерть на кресте (его распяли вниз головой). Останки Петра были захоронены здесь же, на прилегающем «цирковом» кладбище. Вскоре могила Петра стала особым местом почитания для римских христиан, которые в последствии постановили, что когда они смогут построить свой первый храм, то его алтарь будет располагаться именно на месте захоронения святого Петра.

Как известно, только при императоре Константине (начало IV века) гонения на последователей Иисуса Христа были прекращены, а христианство получило статус господствующей религии. Император всячески содействовал постройке первого христианского храма, получившего название . Строительные работы были завершены в 326 году . Достопримечательность сразу же стала главным центром паломничества в Риме. Все коронации избранных понтификов проходили в стенах базилики, а в 800 году здесь был провозглашён императором Священной Римской империи Карл Великий.

В 846 году базилика была разграблена сарацинами. Зная о нахождении в крупных храмах Рима колоссальных сокровищ, сарацинские воины грабили те из них, которые находились вне стен Аврелиана (в их число входила и Базилика святого Петра).


В середине XV века старая базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, находилась в полуразрушенном состоянии, поэтому Папа Николай V начал работы по реконструкции и расширению. Однако кардинальное решение принял только Юлий II, который, желая укрепить папское влияние, приказал выстроить на её месте собор, превосходящий размерами все существующие религиозные сооружения в мире.


Постройка Собора святого Петра

Автором архитектурного проекта строительства Собора святого Петра нельзя назвать одного человека, так как на протяжении длительного периода времени разработкой и постройкой занимались поочерёдно сразу несколько известных мастеров. Первым начал работу в 1506 году архитектор Донато Браманте , проект которого предусматривал постройку сооружения в форме греческого креста, а после его смерти строительством занялся Рафаэль Санти , вернувший вид латинского креста (то есть, храм отличался одной удлинённой стороной). Затем строительство продолжилось под руководством Бальдассаре Перуцци, а после него свой вклад внёс и Антонио да Сангалло.

Спустя почти 40 лет руководить строительными работами поручили известному живописцу, скульптору и архитектору Микеланджело Буонаротти . Его идея собора, ориентированного на центральный купол стала основополагающей. Укрепив фундамент сооружения, и сделав его более монументальным, великий архитектор разработал многоколонный входной портик и возвёл барабан центрального купола. Проект Микеланджело предусматривал дополнительные четыре малых купола, однако после его смерти архитектором Виньола были реализованы только два, а центральный купол был возведён уже Джакомо делла Порта .

Реконструкции и перестройки Собора святого Петра на этом не закончились, и в начале XVII века по воле Павла V архитектор Карло Мадерна увеличил восточную сторону сооружения за счёт пристройки трехнефной базиликальной части, а с западной стороны возвёл фасад. В результате купол оказался скрытый монументальным фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали (с улицы Via della Conciliazione, которая ведёт на Площадь святого Петра). 18 ноября 1626 года Папа Урбан VIII освятил Собор святого Петра.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Главный фасад

Монументальный фасад имеет размеры 45 на 115 метров и увенчан карнизом с аттиком, на котором установлены статуи Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов, за исключением апостола Петра. Статуи апостолов Павла (с мечом в руке) и Петра (с ключом от Царствия Небесного) расположены перед входом в собор. Архитрав содержит надпись «Папа Павел V Боргезе, римский понтифик в год 1612, седьмой год своего понтификата, возвёл в честь князя апостолов» (IN HONOREM PRINCIPIS APOST PAVLVS V BVRGHESIVS ROMANVS PONT MAX AN MDCXII PONT VII). Входом в собор служат пять порталов:

Портал Филарета (центральный портал). Выполнен в бронзе в середине XV века ещё для античной базилики Константина. На панелях присутствуют изображения Христа на троне, Мадонны на троне, святого Петра и святого Павла. На нижних панелях представлены сцены мученичества двух святых. Слева - «Усекновение главы святого Павла, справа - «Распятие на перевёрнутом кресте святого Петра». Портал венчает барельеф работы Бернини «Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного».

Святой портал (последний портал справа). Выполнен Вико Консорти в бронзе в 1950 году. Портал открывают только в Святой Юбилейный год, то есть, один раз в 25 лет. Изнутри собора Святой портал замурован каменной кладкой. В канун Рождества кладку разбирают, и предварительно троекратно преклонив колени, первым входит действующий понтифик. В конце Юбилейного года портал замуровывают на следующие 25 лет.

Портал Смерти (первый портал слева). Изготовлен в 1964 году. Через него выходит процессия во время похорон понтифика. Портал украшают изображения Гроба Господня, символы Евхаристия (хлеб, вино и ветви лозы), сцены убийства Авеля, смерть Иосифа и мученичество святого Петра.

Портал Добра и Зла. Выполнен Лучано Мингуцци в 70-х годах XX века.

Портал Таинства . Выполнен мастером Венанцо Крочетти по заказу Павла VI, который впервые открыл его в сентябре 1965 года. Портал украшен ангелом, который объявляет о семи таинствах.

Купол

Купол собора высотой 138 метров опирается на колонны и считается самым высоким в мире. Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырёх евангелистов: Марка со львом, Луки с волом, Иоанна с орлом и Матфея с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия. Лев, орёл и вол - так называемые «апокалиптические звери», о которых Иоанн Богослов пишет как о животных, которые окружали престол Бога. Вокруг внутренней окружности купола расположена надпись двухметровой высоты: «Ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою и дам тебе ключи Царства Небесного» (TV ES PETRVS ET SVPER HANC PETRAM AEDIFICABO ECCLESIAM MEAM TIBI DABO CLAVES REGNI CAELORVM). Внизу фонаря выбито посвящение: «Во славу святого Петра, Сикст V в год 1590, в пятый год понтификата» (S. PETRI GLORIAE SIXTVS PP. V. A. M. D. XC. PONTIF. V).

Микеланджело до своей смерти успел закончить только опоры и барабан купола. Дальнейшие работы выполнял его ученик Джакомо да Виньола при участии Джорджо Вазари. Однако через 19 лет при новом Папе Сиксте V ответственными за постройку были назначены Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана. Завершая постройку купола, архитекторы постарались не отходить от замысла автора проекта Микеланджело, и уже в 1590 году все работы были завершены. Во время понтификата Климента VIII на купол собора был установлен крест, на котором были закреплены две небольшие раки с мощами Андрея Первозванного, частицей Животворящего Креста и медальоном Агнца Божьего.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Внутреннее пространство

Внутреннее убранство Собора святого Петра богато декорировано скульптурами, барельефами, росписью и другими произведениями искусства. Центральный неф, на полу которого имеются метки, определяющие размеры самых крупных соборов мира, огорожен. Справа в конце главного прохода установлена скульптура святого Петра XIII века, которая считается чудодейственной, поэтому каждый посетитель старается прикоснуться к ней.

В центре собора возвышается главный алтарь, служить мессу за которым может только Папа Римский. Алтарь украшает монументальный киворий Бернини, установленный на четыре витых колонны, которые увенчаны скульптурами ангелов. Высота великолепного кивория соответствует 4-этажному зданию. Необычная форма колонн повторяет силуэт витой колонны из храма Соломона, доставленной в Рим после взятия Иерусалима. Бронзу для кивория варварски позаимствовали из древнеримского Пантеона по приказу Урбана VII.

Главная апсида собора, созданная также Бернини, хранит надгробия Урбана VIII и Павла III. Здесь же находится кафедра святого Петра, где четыре статуи отцов церкви поддерживают трон святого Петра.

Со стороны правого нефа расположена Капелла Милосердия, где находится скульптурная группа Пьета или «Оплакивание Христа», работа 24-летнего Микеланджело. Несмотря на то, что это одна из первых работ юного скульптора, она свидетельствует о полной зрелости творчества Микеланджело, который намеренно подчеркнул молодость Мадонны в качестве символа вечной жизни. Затем следует Капелла святого Себастьяна, где находится большая мозаика «Мученичество Сан-Себастьяна», разработанная на основе картины Доменикино, Пьером Паоло Кристофари. В алтаре капеллы расположена могила блаженного Папы Иоанна Павла II. Далее по проходу установлены памятники Иннокентию XII работы Филиппо делла Валле и надгробие Матильды Каносса , тосканской маркграфини, которое предваряет вход в Капеллу святого Причастия. Вход в капеллу ведёт через железные ворота, узор решетки которой выполнен по эскизу Борромини. Капелла была разработана Карло Мадерна. Внутри находится скиния святого Причастия из позолоченной бронзы Лоренцо Бернини, датируемая 1674 годом, а также алтарь Троицы, произведение Пьетро да Картона. В Капелле святого Причастия происходил ритуал «поцелуй ноги», когда верующие прикладывались к останкам умерших понтификов перед их погребением. Такая практика была прекращена Пием XII, тело которого после смерти было выставлено в центральном нефе. Два памятника Григорию XIII и Григорию XIV закрывают правый проход.

Левый неф открывает Капелла Крещения, спроектированная Карло Фонтана и украшенная мозаиками Джованни Баттиста Гаулли, которые были завершены после его смерти Франческо Тревизани. Алтарная мозаичная картина была выполнена в подражании живописи Карло Маратта, полотно которого в настоящее время находится в Базилике Санта-Мария-дель-Анджеле. Сразу же за капеллой расположена могила внучки польского короля Яна III Марии-Клементины Собеской с надгробным камнем работы Пьетро Браччи. В соседней Капелле Сретения хранится тело Пия X, а вдоль стен расположены памятники Иоанну XXIII и Бенедикту XV, изготовленные в XX веке. Рядом расположена небольшая Капелла Распятия, в которой хранится великолепное деревянное распятие, датируемое началом XIV века, предположительно работы Пьетро Каваллини. Интерес представляет созданное скульптором Антонио Поллайоло в 1490 году надгробие Иннокентия VIII, которое находилось ещё в старой базилике. В Соборе святого Петра покоится и один из последних представителей шотландской королевской династии Стюартов, чей надгробный памятник выполнил знаменитый скульптор Антонио Канова.

С южной стороны средокрестия находится воспроизведённая в мозаике знаменитая картина Рафаэля «Преображение». Далее по южному трансепту расположен необычный памятник Александру VII , созданный Лоренцо Бернини. В этой скульптурной композиции Папа изображён не по церковным канонам, сидящий на троне, а на коленях, погруженный в молитву. Перед понтификом раскинута драпировка из красного мрамора, на которую с двух сторон опираются статуи, олицетворяющие «Благотворительность» и «Истину» с одной стороны и «Справедливость» и «Благоразумие» с другой. В центре из-под великолепной драпировки показывается фигура скелета, держащего в руках песочные часы с золотым песком, как символом неустанного потока земной жизни. Эта композиция в барочном стиле считается одной из заметных работ Бернини.

Фотогалерея











Памятники и надгробия







Ризница

Первоначально ризница была расположена в Ротонде святого Андрея на южной стороне собора, как мавзолей императорской эпохи второй половины XVIII века. В ходе нескольких попыток реконструкции старой ризницы в 1715 году был объявлен конкурс проектов, где победил архитектор Филипп Астория. Он предложил построить для ризницы отдельное помещение в качестве пристройки к существующему собору. Однако из-за высоких затрат на строительство, возведение новой ризницы было отложено. Только в 1776 году Пий VI поручил Карло Марчионни постройку ризницы, которую мы и наблюдаем в наши дни. Архитектор придерживался общего стилевого решения и постарался вписать её в архитектуру собора. В настоящее время здесь расположен Музей Сокровищ Собора святого Петра, в котором собраны главные священные артефакты Католической Церкви. Вход в музей платный по отдельному билету.

Исповедальня (гробница) святого Петра

В результате археологических раскопок, инициированных Пием XII, были обнаружены фундамент древнеримской базилики и развалины романского некрополя. При дальнейших исследованиях в одной из ниш некрополя в 1953 году были найдены кости, завёрнутые в драгоценную ткань пурпурного цвета. Находка дала Папе Павлу VI основание утверждать, что, по всей вероятности, эти мощи и являются останками тела святого Петра. Сейчас они находятся в гробнице, которая называется «Исповедальня святого Петра». Спуститься в Исповедальню можно по двойной мраморной лестнице, которая расположена перед главным алтарём.

Интересно! Расходы на строительство Собора святого Петра оказались столь велики, что для их покрытия Папе Льву X пришлось продать право на реализацию индульгенций в немецких землях Альбрехту Брандербургскому. Последний оказался чрезвычайно алчным дельцом. Его злоупотребления индульгенциями стали одной из причин протестных идей Лютера, Реформации и последующего раскола Европы.

входной билет

Начало VI в. Доска, восковые краски. 92,8 × 53,1 см Монастырь Св. Екатерины, Египет

Согласно провидению, апостол Петр пришел в Вечный город в 43 году, чтобы стать главой христианской общины. Он находился в Риме на протяжении 25 лет. Во времена преследований христиан, между 64 - 67 годами, он претерпел мученическую смерть в цирке Нерона на склоне Ватиканского холма и был погребен в земле, на кладбище, недалеко от прилегающей к цирку дороге. Могила Святого Петра и есть точка опоры Ватикана, единственная причина и суть всех его строений. Если бы здесь не было могилы бывшего Галилейского рыбака, свидетеля воскресения Христова, который был уверен в том, что тоже будет распят, то не возник бы на этом месте великолепный храм и не существовал бы ныне прекрасный город-государство Ватикан.

Могила Святого Петра стала культовым местом: около 160 года здесь были построены первые оградительные стены и маленький мраморный памятник. В 322 году, десять лет после признания религиозной свободы христиан, император Константин повелел построить первую базилику. Она была в сущности храмом-мавзолеем Апостола. В VI веке Святым Григорием Великим был построен престол для совершения Мессы. В 1120 году папа Каллист II построил алтарь над этим престолом, названный Конфессией.

В 1452 году первоначальный собор решили перестроить, но лишь в 1506 году начались серьезные работы. Строительство храма продолжалось почти сто лет, с 1506 по 1616 год, при 18 папах, от Юлия II до Павла V, вписавшего свое имя на фасаде. Многие важные работы поощряли папы Урбан VIII и Александр VII. Непроста и судьба проекта, осуществленная и измененная 12 великими архитекторами. Наиболее известные из них: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Джакомо делла Порта, Доменико Фонтана и Карло Модерно. Новый Собор Святого Петра был освящен папой Урбаном VIII 18 ноября 1626 года.

Собор занимает более 44.000 кв.м., длина его около 187 м., ширина 114,5 м., почти как футбольное поле, а высота 46 метров. О необъятности храма красноречиво говорят пометки на мраморном полу в центральном нефе. Здесь указаны размеры других больших христианских соборов, которые уступают ему по величине. Убранство Собора ошеломляет обилием золота, мозаик, величественных статуй святых, надгробными памятниками папам, а главное, изумительными творениями Бернини и молодого Микеланджело.

В центре, под фронтоном, — знаменитый балкон, с которого папа Римский обращается к верующим.

Базилика построена в форме латинского креста. До 1989 года собор являлся крупнейшим храмом в мире, пока его не обогнала базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ, построенная в Ямусукро, столице Кот-д"Ивуара, кстати, по образу и подобию главного героя моего рассказа.

Часы на фасаде, с одной стрелкой. На другой стороне — такие же часы, но с двумя стрелками.

На крыше собора установлено 13 статуй — Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов, кроме апостола Петра.

Высота каждой статуи — почти 6 метров.

Армия Ватикана — швейцарские гвардейцы. В наше время их всего 110, как можно догадаться из названия — все они граждане Швейцарии. Считается, что их форма шьётся по эскизам Микеланджело. Кстати, это одна из старейших армий мира, сохранившихся до наших дней. Правда, в военных действиях она участвовала всего один раз — в 1527 году, когда Рим был разграблен войсками императора Священной Римской империи.

Швейцарский гвардеец

Святые ворота

Собор огромен. Вроде входишь вместе с огромной толпой, но внутри эта толпа неожиданно рассеивается по безразмерному залу и становится абсолютно незаметной. Во времена празднеств собор вмещает до 60 тысяч человек.

Длина центрального нефа — 211 метров.

Всё это впечатляет не меньше собора Святой Софии в Стамбуле , который до постройки собора Святого Петра оставался крупнейшим христианским храмом в мире.

общий вид зала.

Потолок

Интерьер собора до ряби в глазах красив и торжественен. Причём, в отличие от православных храмов, эти великолепие и роскошь совершенно не крикливы. Изящными деталями можно любоваться бесконечно долго — здесь действительно есть что поразглядывать.

Центральный неф

Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным собором св. Петра.

В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. Статуя Святого Петра, выполненная из бронзы в IV веке неизвестным сирийским скульптором, пользуется необычайной славой. Считается, что стоит прикоснуться к ней и помолиться, и мольбы будут услышаны. Обычай этот очень древний, поэтому одна стопа статуи стерта от прикосновений молящихся.

Статуя Св. Петра

В левой руке Св. апостол Петр держит ключи от рая. Стена за статуей украшена мозаикой, а не тканью.

Св. Петр руководил церковью 25 лет. За 19 столетий единственным папой, сидевшем на престоле Петра дольше (1847-1878), чем сам Петр, был папа Пий IX. Его портрет размещен на стене над статуей апостола. Пьедестал из алебастра выполнил в 1757 г. Carlo Marchionni. Мраморное кресло относят к раннему Возрождению.

29 июня в день памяти апостола Петра, его статую облачают в одежды, так что кажется, что статуя оживает.

Трон Св. Петра и Слава

Неф базилики

Кафедра Святого Петра

Сень над папским алтарём и могилой Св. Петра ЗДЕСЬ

Киво́рий (греч. κιβώριον, лат. ciborium), кивория, алтарная сень — сень (навес) над престолом (алтарём), поддерживаемая колоннами. В плане чаще всего представляет собой квадрат, состоит из четырёх арок, опирающихся на четыре колонны. В иконописи изображение кивория символизирует алтарь.

Алтарь. Считается, что это именно то место где был похоронен апостол Пётр. Над алтарём расположен тридцатиметровый киворий на изогнутых колоннах, опять же работы Бернини.

Предметом картины на Алтаре является праздничная месса Св Basil в присутствии Римского Императора Valens.St.

Под алтарем стоит саркофаг с забальзамированным телом папы Иоанна XXIII.

Алтарь св. Иеронима. Запрестольный образ «Последнее причащение св. Иеронима» художника Domenichino, 1614. Переведена в мозаику в 1744 г. Знаменитая картина ныне хранится в Пинакотеке Ватикана. На картине изображен св. Иероним, принимающий последнее причастие от св. Ефрема, которому помогает св. Паула.

Балдахин

В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчёлы семейства Барберини. Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра Святого Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа.

Парит в сиянии символ Святого Духа.

Правый неф

В первой капелле правого нефа находится гениальное творение двадцатилетнего Микеланджело “Оплакивание Христа” (Pietà) .

Скульптура была высечена из единого блока белого мрамора из Каррары, а на ленте, опоясывающей Мадонну, скульптор высек надпись “Микеланджело - флорентинец” .

Это — единственная работа, собственноручно подписанная Микеланджело.

Над этом творением Микеланджело работал больше двух лет. Скульптура изображает Пресвятую Деву Марию, которая держит на коленях мертвого сына - Христа. Красота линий, идеальные пропорции тел в натуральную величину, молодые лица и скорбь Матери так явны, что хочется замереть в безмолвном поклоне перед бессмертным шедевром Микеланджело.

Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Тосканской (или иначе Каносской) работы Бернини с учениками; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе. (В 1077 г. в Каноссе, замке маркграфини Матильды, император Священной Римской империи Генрих IV, который был отлучён от церкви и низложен, униженно вымаливал прощение у папы Григория VII.) Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисунку Борромини.

Гробница Матильды Тосканской

Надгробие могилы Бенедикта XV.

Григорий XIII Gregorius PP. XIII

226-й папа римский

Рядом с капеллой — надгробие Григория XIII ; барельеф напоминает об осуществлённой папой реформе — введении нового календаря (григорианского).

Барельеф на могиле папы Григория XIII в Соборе Святого Петра в Риме.

Его Святейшество папа римский Климент XIII Clemens PP. XIII

Надгробие Климента XIII.

Памятник святому Викентию де Полю

созданное в 1498 г. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике.

Памятник апостолу Андрею

Левый неф

Надгробие Александра VII работы Бернини.

Монумент папе Александру VII , это, кстати, одна из последних работ Бернини, созданная им в 80-летнем возрасте.

Папа изображен коленопреклоненным в окружении аллегорий Милосердия (с детьми, скульптор G. Mazzuoli), Истины (опирающейся левой ногой на земной шар, скульпторы Morelli and Cartari), Благоразумия (скульптор G. Cartari,) и Правосудия (скульптор L. Balestri). Первоначально фигуры были обнажены, но по приказу Иннокентия XI Бернини задрапировал статуи металлом.

надгробие Иннокентия VIII,

Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы — надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.Надгробие выполнено на средства английского короля Георга III.На монументе в центре изображен Яков, слева Карл, справа Генрих.

Памятник последним Стюартам

Памятник Марии Собесской

Собор Св. Петра в Риме — самая известная римско-католическая церковь и одно из самых святых мест в христианском мире. В статье описаны

  • особенности архитектуры здания и коротко об истории создания;
  • самые известные работы великих мастеров, украшающие интерьер;
  • христианские реликвии, хранящиеся под сенью храма.

А так же Вы узнаете

  • какую печальную роль сыграло строительство здания в судьбе католицизма;
  • кто из великих зодчих принимал участие в работе и не дожил до завершения строительства;
  • и чем на самом деле является собор.

Чем на самом деле является собор Св. Петра в Риме?

Обратите внимание: церковь является папской базиликой (Папале ди Сан-Пьетро) , а не собором. Базилика - это почётный титул для храма, который дарует Папа Римский. Папская — значит, что подчиняется только Папе. Но у этого слова есть и другое значение, которое определяет античную или средневековую прямоугольную постройку с двумя продольными рядами колонн внутри (обычно храм).

Собором называют церковь, где находится кафедра или трон (кресло) епископа, на котором он восседает во время богослужения. Кафедральный собор Рима — базилика Арчи Святого Иоанна Латеранского . Последний функционирует как главная церковь для верующих Рима.

Папскую базилику называют собором, видимо, потому что в ней хранится трон Св.Петра.

Что было раньше на месте базилики?

Святой Петр, один из двенадцати учеников Иисуса, свидетель его воскресения и первый епископ Рима, был замучен в 64 году н. э. и похоронен на этом месте. Могила Св. Петра стала культовой около 160 г. После признания религиозной воли христиан император Константин велел здесь построить базилику. Случилось это примерно в 320 г.

Именно эта могила является центром и сутью всех строений города-государства Ватикана.

Кто начал строительство и зачем?

Папа, который впервые озвучил идею замены старой Константиновской базилики, был Николас V (1447-55). Он поручил Леону Баттиста Альберти (1404-72) и Бернардо Росселлино (1409-64) подготовить план для новой структуры религиозного центра.

Папа Сикст IV (1471-84) построил новые церкви (в том числе Сикстинскую капеллу), расширил улицы и помог превратить Рим в город эпохи Возрождения. Но базилику, где в день 800 Рождества императором Священной Римской империи был коронован Карл Великий, не тронул.

Только когда его племянник Папа Юлий II стал понтификом в 1503 году, все началось. Юлий решил снести старую базилику и заменить ее новой, где приготовить гробницу и для себя. Длительная последовательность Пап, архитекторов, дизайнеров и масонов-каменщиков в конце концов довела проект до завершения в 1626 году. Прошло 123 года!

Кто из великих «руку приложил»?

Активными понтификами были:

  • Лев X (1513-1521),
  • Климент VII (1523-1534),
  • Павел III (1534-1549),
  • Сикст V (1585-1590),
  • Григорий XIV (1590-1),
  • Климент VIII (1592-1605),
  • Павел V (1605-1621) и
  • Урбан VIII (1623-1644).
Фасад Мадерно. Автор: Jean-Pol GRANDMONT — собственная работа , CC BY-SA 3.0 , Ссылка

Среди самых известных архитекторов (Capomaestro ), участвующих в его возведении, были

  • Донато Браманте (1444-1514),
  • Рафаэль (1483-1520),
  • Джулиано да Сангалло,
  • Бальдессаре Перуцци,
  • Антонио да Сангалло Младший,
  • Микеланджело (1475-1564),
  • Джакомо делла Порта,
  • Карло Мадерно (1556- 1629) при содействии Франческо Борромини 1599-1667 и
  • Джованни Бернини (1598-1680).

Архитектурный стиль базилики Святого Петра в Ватикане

Длительный и прерывистый ход его строительства иллюстрирует меняющийся курс искусства высокого Ренессанса :

  • переход от строгой античности к более свободным эклектическим тенденциям маньеризма и,
  • в конечном счете, к .

Артистизм и архитектурное величие папской базилики должны подтверждать статус Ватикана как духовного дома христианства.

Какая христианская церковь больше, чем собор Св. Петра?

Построенный из травертинового камня, здание имеет

  • высоту 138 м,
  • 223 метра в длину и
  • 152 метра в ширину,
  • с внутренней длиной примерно 211 метров.
  • Площадь — 2,3 гектара, где помещаются 60 000 человек.

Это была самая большая христианская церковь в мире до 1989 года. Теперь таковой считается церковь в столице западно-африканского государства Кот д’Ивуар — Ямусукро.

Интерьер: самые известные шедевры

Собор Св. Петра в Риме можно назвать хранилищем ценнейших произведений искусства от пола до креста на куполе. Паломников, входящих в базилику, контролируют церковные чиновники и Швейцарские гвардейцы. Внутри базилика имеет форму латинского креста. Удлинённый неф обрамлен широкими проходами, дающими доступ к нескольким часовням. В их числе капеллы:

  • Преподобной Девы,
  • Клементины,
  • Мадонны Колонны,
  • Григорианская,
  • несколько других алтарей.

Кроме того, в центре базилики находится Часовня Исповеди.

Интерьер Святого Петра содержит ряд бесценных сокровищ в мраморе и бронзе величайших скульпторов эпохи Возрождения.
Одно из них — Пьета (1500г) Микеланджело.

Скульптуры в стиле барокко, такие как балдахин (киворий) или церемониальный навес над главным алтарем, и кафедра (трон) Святого Петра (Cathedra Petri), спроектированные Бернини. Зодчий поместил его в золочёную бронзовую композицию.

Неоклассические скульптуры (например, мраморная статуя папы Пия VI), созданные величайшими мастерами Европы, такими как итальянский гений Антонио Канова (1757-1822).

Он также содержит многочисленные папские гробницы, украшенные

  • мраморными статуями и рельефами (могила Папы Льва XI (1634-44) Алессандро Альгарди (1598-1654)),
  • а также мозаикой и драгоценными металлами.

Экстерьер собора Св. Петра в Риме

НЕ очевидные секреты проекта Бернини

Законченная в 16 веке величественная базилика требовала соответствующей оправы. Постановлением Ватикана, Бернини за 11 лет соорудил непревзойдённый до сих пор образец элегантности и изящности — площадь Св. Петра (Piazza San Pietro).

Трапецевидная площадь Ретта меньшего размера, которая примыкает к эллиптической части, делает католическую церковь более близкой и сокровенной.


План собора и площади Святого Петра в Ватикане. Всю композицию называют «ключом Св. Петра», потому что с высоты птичьего полёта она предстает в такой форме.

3 в 1 или привет паломникам из Египта

В центре эллипса возвышается египетский обелиск. Полагают, что когда-то он украшал цирк Нерона. Ему поклоняются как (1) свидетелю казни Св. Петра . Для его перемещения в 1586 году потребовалось 140 лошадей и 900 рабочих. Монолит весом 385 тонн устанавливали с помощью сложной системы канатной лебедки. Существует неподтверждённая легенда, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря.

От обелиска по брусчатке расходятся лучи из травертина, устроенные так, чтобы обелиск выполнял (2) роль гномона (астрологического инструмента, определяющего направление истинного меридиана), и (3) солнечных часов.

Театральные подмостки Ватикана?

Вы видели сотни тысяч примолкших людей, плотно стоящих на площади Святого Петра? Они стекаются сюда ради момента, когда Папа поднимает руки на благо urbi et orbi (города и мира). Этот характерный жест, которым Римско-католическая церковь представляет себя миру, собирает до 400 000 паломников.

Площадь — зрительный зал и фасад базилики — сцена. Все в соответствии с целью сделать Базилику Святого Петра в Ватикане учебным пособием католического мира . Сам Бернини рассматривал колоннаду как руки Бога, обнимающие верующих.

Фасад — «церковь бедных и для бедных»

В 17 веке Карло Мадерно украсил фасад гигантскими коринфскими колоннами (каждая 27.5 м в высоту) и тринадцатью статуями: Христос и одиннадцать апостолов (кроме Петра) плюс Иоанн Креститель.

За колоннами находятся 5 ворот или дверей, через которые можно войти в собор. Створки дверей центрального портала перенесены из старой базилики (работа середины 15 в). Рядом стоят конные статуи Карла Великого (Августино Корначчини, 18 в) и императора Константина (Бернини, 1670 г).

Там же находится ещё одна жемчужина экстерьера — прославленная мозаика Джотто конца 13 в. «Навичелла». Крайние двери слева - «Врата смерти» - созданы в 1949-1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Через них отправляются в последний путь понтифики.

Символ, который начал разрушаться ещё в 18 веке

Купол базилики Святого Петра возвышается над другими тремя великими базиликами Рима:

  1. Санта-Мария-Маджоре,
  2. Св. Павла и
  3. Св. Иоанна Латеранского.

От пола до макушки креста высота почти 137 метров. Внутренний диаметр - 41.47 метров. Это меньше диаметра купола Пантеона (43.3 м), но превосходит купол Св. Софии в Константинополе.


В 18 веке купол стал разрушаться. Для придания дополнительной жёсткости свод стянули 4-мя прочными цепями

Создан во многом Микеланджело и построен его учеником Джакомо делла Порта во время короткого, но активного папства Сикстуса V (1585-1590). Купол поддерживают парусные своды. Барабан покоится на четырех мощных колоннах толщиной 18 метров. Именно Микеланджело увеличил размер и силу несущей конструкции. При этом сохранил центрическую композицию, задуманную Браманте.

Непосредственными соперниками купола собора Святого Петра в Ватикане являются

  • Флорентийский собор раннего Возрождения, спроектированный Филиппо Брунеллески и завершенный в 1434 году;
  • Константинопольский собор Святой Софии, завершенный в 537 году;
  • и купол, разработанный Кристофером Реном для Собора Святого Павла, закончен в 1710 году.

Постоянно наблюдает и ухаживает за зданием базилики специализированная группа рабочих (sampietrini). Благодаря им, оно всегда в отличном состоянии.

«… чтобы церковь вышла на улицы» или Почему столько шедевров в храме?

Начиная с девятого века христианская церковь неразрывно связана с

  • изобразительным искусством архитектуры,
  • скульптурой (рельефами и статуями),
  • живописью (алтарными панелями, монументальными произведениями).

Она стала крупнейшим заказчиком и покровителем искусств в Европе. Чтобы понять, почему мировой центр Римской Церкви в лице базилики Святого Петра в Ватикане так щедро наделён множеством шедевров, вспомните вот о чём.

Чтобы вдохновлять религиозные общины христианским посланием церковью было создано

  • декоративное искусство (витражи в готических соборах),
  • искусство гобеленов,
  • огромный ассортимент настенной росписи (Сикстинская капелла),
  • мозаичное искусство и
  • богатство иконописи.

Фактически, с середины XVI века скульпторы и художники получили подробные инструкции, как представлять особенности новозаветной истории. Притом, что читать библию имели право только священники. А для безграмотных и невежественных рисовали картинки.

Базилика — двуликий Янус

Главный храм католицизма имеет два лица:

  • одно — символ могущества и величия церкви;
  • другое — раскол, потеря авторитета и силы.

Для оплаты стоимости базилики и ее содержания требовалась фантастическая сумма — 46 миллионов дукатов. а. Огромная и агрессивная компания по сбору средств вызвала протест в Европе. Она-то и стала важным фактором в инициировании Реформации и рождении Протестантизма. Как Вы думаете, ирония судьбы или закономерное явление? Напишите своё мнение в комментарии, пожалуйста.

Какие христианские реликвии хранятся в соборе?

В базилике хранятся, но не демонстрируются публике, частица Распятия Христа и Плат Вероники, а также мощи Св. Лонгинуса (легионера, пронзившего копьём тело Иисуса), и Св. Андрея (брата Св. Петра).

В нишах, установленных в четырех опорах купола, находится ряд статуй, связанных со святыми мощами базилики. К ним относятся:

  • Св. Елена, держащая Истинный Крест (Андреа Болги);
  • Св. Лонгинус с копьем, пронзившим рёбра Иисуса на кресте (Бернини, 1639);
  • Св. Вероника, на платке которой проявился лик Иисуса (Франческо Мочи) и
  • Св. Андрея с Андреевским крестом (Франсуа Дюкенуа).

Чьи могилы находятся в соборе Святого Петра в Риме?

Около 100 гробниц находятся в базилике Святого Петра, в том числе в Ватиканском гроте под базиликой. В них покоятся 91 Папа (в их числе Иоанн Павел II), император Священной Римской империи Отто II, святой Игнатий Антиохийский. В подземном склепе, прямо под куполом и главным алтарем, находится гробница самого Святого Петра.

Короткое видео по теме.

Как добраться до собора Св. Петра в Риме

Доехать до места можно

  • на метро: линия А, остановка Ottaviano (ближе к музеям) или San Pietro (ближе к площади);
  • на трамвае: №19, остановка San Pietro в 200-х метрах от собора;
  • автобусом: №№ 23, 32, 81, 590, 982, 11, остановка Risorgimento,
  • экспресс-маршруты от вокзала Термини (Termini) №№64, 40, 116, остановка Terminal Gianicolo.

Собор Св. Петра в Риме можно посетить бесплатно, как любую церковь. Он открывается в 7 часов утра.