Египетские пирамиды в Эль-Гизе

ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ, усыпальницы египетских фараонов. Крупнейшие из них - пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Эль-Гизе в древности считались одним из Семи чудес света. Возведение пирамиды, в котором уже греки и римляне видели памятник невиданной гордыни царей и жестокости, обрекшей весь народ Египта на бессмысленное строительство, было важнейшим культовым деянием и должно было выражать, по всей видимости, мистическое тождество страны и ее правителя. Население страны работало на строительстве гробницы в свободную от сельскохозяйственных работ часть года. Ряд текстов свидетельствует о том внимании и заботе, которые сами цари (правда, более позднего времени) уделяли возведению своей гробницы и ее строителям. Известно также об особых культовых почестях, которые оказывались самой пирамиде.

Пирамиды Египта служили могилами для своих умерших королей. В центре ритуального комплекса здания - египетские пирамиды, по поверьям древних египтян обладали магической силой, в них мумифицированный фараон мог достичь вечной жизни. Первым шагом, который послужил созданию комплекса «Египетские пирамиды», была пирамида Джосера, построенная вскоре после того, как Египет стал единой землей (примерно в 3000 до н.э.). Пирамиды Египта стали известны в основном за счет пирамиды Хеопса, находящейся в Гизе, которая была открыта века спустя. Египетские пирамиды отличались уникальными технологическими особенностями, и до сих пор не до конца ясно, как именно их построили. Настоящую эволюцию, по мере которой развивались египетские пирамиды, можно проследить от самых древних доисторических могил до великолепия на плато Гиза. Пирамиды выстроены на левом - западном берегу Нила (Запад - царство мертвых) и возвышались над всем городом мертвых - бесчисленными гробницами, пирамидами, храмами. Самая большая из трех - пирамида Хеопса (зодчий Хемиун, 27 в. до н. э.). Ее высота была изначально 147 м, а длина стороны основания - 232 м. Для ее сооружения потребовалось 2 млн. 300 тыс. огромных каменных блоков, средний вес которых 2,5 т. Плиты не скреплялись строительным раствором, лишь чрезвычайно точная подгонка удерживает их. В древности пирамиды были облицованы отполированными плитами белого известняка, вершины их были покрыты медными плитами, сверкавшими на солнце (известняковую обшивку сохранила только пирамида Хеопса, покрытие других пирамид арабы использовали при строительстве Белой мечети в Каире). Близ пирамиды Хефрена возвышается одна из крупнейших статуй древности и нашего времени - высеченная из скалы фигура лежащего сфинкса с портретными чертами самого фараона Хефрена. Великие пирамиды были окружены рядом небольших усыпальниц жен фараонов и их приближенных. В такие комплексы обязательно входили святилища Верхнего и Нижнего Египта, большие дворы для проведения праздника хеб-су, заупокойные храмы, служители которых должны были поддерживать культ умершего царя. Пространство вокруг пирамиды, окруженное стелами, посредством длинного крытого перехода соединялось с храмом на берегу Нила, где встречали тело фараона и начинались погребальные церемонии. Все пирамиды точно сориентированы по странам света, что свидетельствует о высоком уровне астрономических знаний древних египтян, расчет углов наклона граней совершенно безукоризнен. В пирамиде Хеопса угол наклона таков, что высота пирамиды равна радиусу воображаемой окружности, в которую вписано основание пирамиды. Замечательной инженерной находкой древних зодчих и строителей было сооружение в толще каменной кладки над погребальной камерой пяти разгрузочных камер, с помощью которых удалось снять и равномерно распределить колоссальную нагрузку на ее перекрытия. Помимо камер в пирамиде есть и другие пустоты - коридоры, проходы и галереи, входы в которые были тщательно замурованы и замаскированы. Тем не менее захоронения в пирамидах были разграблены, видимо, довольно скоро после погребения фараонов. Воры хорошо знали все ловушки, так что они, скорее всего, были связаны либо со строителями, либо со жрецами, осуществлявшими захоронения. Сооружения в Эль-Гизе своей грандиозностью и видимой бесполезностью поражали воображение уже в древности, что лучше всего передает арабская пословица: «Все на свете боится времени, но время боится пирамид».

Висячие сады Семирамиды

ВИСЯЧИЕ САДЫ СЕМИРАМИДЫ, сады во дворце вавилонского царя Навуходоносора II (605-562 до н. э.), которые он приказал разбить для своей любимой жены - мидийской царевны; традиционно причисляются к Семи чудесам света. Первые упоминания о чудесных садах сохранились в «Истории» Геродота, вероятно, посетившего Вавилон и оставившего нам самое полное его описание. Возможно, с оглядкой на «отца истории» висячие сады в эллинистическую эпоху помещались в список самых великих и прославленных сооружений.

Сады в Вавилоне

Любопытно, однако, одна из самых впечатляющих достопримечательностей мира даже не упоминается Геродотом: Висячие сады Семирамиды, одно из семи чудес античного мира. Указывают, что висячие сады Семирамиды были построены царем Навуходоносором, который правил городом в течение 43 лет, начиная с 605 до н.э. Существует менее достоверная альтернативная история о том, что сады были построены ассирийской королевой Семирамидой в ходе ее пятилетнего правления, начиная с 810 до н.э. Это был пик власти города и его влияния, когда царь Навуходоносор построил удивительный массив храмов, улиц, дворцов и стен, к чему относились и висячие сады Семирамиды. По легенде, висячие сады Семирамиды были построены, чтобы удивить и порадовать жену Навуходоносора, Амитис. Амитис, дочь царя Мидии, вышла замуж за Навуходоносора с целью создания альянса между народами. Она пришла из зеленой, солнечной страны, и высушенная на солнце местность Месопотамии показалась ей удручающей. Король решил воссоздать свою родину путем создания искусственных гор с садами. Висячие сады Семирамиды получили свое название не потому, что свисали наподобие кабеля или веревки. Название происходит от неточного перевода греческого слова, которое означает не только "висеть", но "нависать", как в случае с террасой или балконом. Уже во времена Геродота построение висячих садов приписывалось легендарной покорительнице всей Азии - ассирийской царице Шамурмат (в греческом произношении - Семирамида). Сады размещались на широкой четырехъярусной башне. Платформы террас были сложены из каменных плит, покрытых слоем камыша и залитых асфальтом. Далее шли прокладки из двух рядов кирпичей, скрепленных гипсом и свинцовых плит, не пропускавших воду в нижние этажи сада. Все это сложное сооружение было покрыто толстым слоем плодородной земли, который позволял высаживать здесь самые крупные деревья. Ярусы поднимались уступами, соединенные широкими лестницами с плитами розового и белого цветов. Ежедневно тысячи рабов качали воду из глубоких колодцев на вершину в многочисленные каналы, откуда она стекала на нижние террасы. Чудом казались журчание воды, тень и прохлада среди деревьев (вывезенных из далекой Мидии). В основании конструкция покоилась на колоннах и образующих своды перекрытиях. Именно в этих залах дворца в нижнем ярусе сада умер Александр Македонский, завоеватель Вавилона и Азии. После запустения Вавилона (наследники Александра уже не возвращались в эту столицу своего великого предшественника) наводнение разрушило стены дворца, вода размягчила плохо обожженную глину, осели террасы, рухнули своды и опорные колонны. Единственный след когда-то грандиозного памятника инженерной мысли в настоящее время - открытая благодаря раскопкам Роберта Кольдевея в 1898 сеть пересекающихся траншей близ иракского г. Хилле (в 90 км от Багдада), в срезах которых и сейчас видны следы полуразрушенной кладки.

Статуя Зевса Олимпийского

ЗЕВСА ОЛИМПИЙСКОГО СТАТУЯ, прославленная статуя царя богов и людей работы великого греческого скульптора Фидия; одно из Семи чудес света. Статуя помещалась в культовом центре Олимпийского святилища - храме Зевса, в священной роще Альтисе. На вопрос художника Панэна, каким Фидий задумал представить верховного бога, мастер ответил: «...Так, как Зевс представлен Гомером в следующих стихах «Илиады»: Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями: Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида Окрест бессмертной главы; и потрясся Олимп многохолмный».

Статуя Зевса в Олимпии

Статую Фидий исполнил в хрисоэлефантинной технике: открытые части тела были выложены пластинами слоновой кости, одеяния отлиты из золота, а основа скульптуры была деревянной. Высота статуи достигала ок. 17 м в высоту. Если бы бог «поднялся», его рост намного бы превысил высоту самого храма. Путешественники, видевшие Зевса в Олимпии, называют удивительным сочетание в его лике властности и милосердия, мудрости и доброты. В руке громовержец держал статую Ники (символ победы). Из золота и слоновой кости был сделан и богатейший трон Зевса. Спинку, подлокотники и подножие украшали рельефы из слоновой кости, золотые изображения богов и богинь Олимпа. Нижние стенки трона покрывали рисунки Панэна, его ножки - изображения танцующих Ник. Ноги Зевса, обутые в золотые сандалии, покоились на скамье, украшенной золотыми львами. Перед постаментом статуи пол был выстлан темно-синим элевсинским камнем, высеченный в нем бассейн для оливкового масла должен был сберегать слоновую кость от рассыхания. Проникавший в двери темного храма свет, отражаясь от гладкой поверхности жидкости в бассейне, падал на золотые одежды Зевса и освещал его главу; вошедшим казалось, что сияние исходит от самого лика божества. Возможно в конце 4 в. статуя Зевса была перевезена в Константинополь и установлена на столичном ипподроме, где погибла во время одного из пожаров.

Мавзолей в Галикарнасе.

МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ, усыпальница царя Карии Мавсола (умер в 353 до н. э.), одно из Семи чудес света. Постройка оригинально соединяла в себе восточную ступенчатую пирамиду и греческий ионический периптер (архитекторы Сатир и Пифей). Как и другие греческие памятники из числа Семи чудес света, мавзолей был знаменит не только величием своей архитектуры, но и собранием скульптуры - цоколь пирамиды, на которой покоились греческого типа храм и еще одна пирамида, украшали рельефы со сценами амазономахии самых прославленных скульпторов 4 в. до н. э. - Леохара, Скопаса, Бриаксиса и Тимофея.

Мавзолей в Галикарнасе

В 377 до н.э., город Галикарнас был столицей небольшого царства вдоль средиземноморского побережья Малой Азии. Именно в этом году правитель этой земли умер и оставил контроль над царством сыну, Мавсолу. Мавсол продолжил начатое отцом расширение территории, дойдя до юго-западной части Малой Азии. Мавсола, со своей королевой, правил Галикарнасом и прилегающими территориями в течение 24 лет. Мавсол, хотя он был местным жителем, отлично говорил по-гречески и восхищался греческим образом жизни и правительством. Затем, в 353 до н.э. Мавсол умерл, оставив свою королеву одну, которая также была его сестрой (Это был местный обычай для правителей - жениться на своей собственной сестре), с разбитым сердцем. Как дань уважения к нему, она решила построить самый великолепный Галикарнасский мавзолей, ставший его могилой. Вскоре Галикарнасский мавзолей стал известным сооружением, и теперь имя Мавсола связано со всеми величественными гробницами, поскольку именно от его имени появилось слово «мавзолей». Галикарнасский мавзолей был таким красивым и уникальным, что он стал одним из семи чудес античного мира. Почти нетронутый мавзолей простоял ок. 1800 лет посреди опустевшего города до 15 в., когда был разобран крестоносцами, укрепившими его плитами свою опорную крепость на Эгейском море - замок св. Петра (совр. Бодрум в Турции). Именно в стенах крепости и окрестных домов были обнаружены в 1857 английским археологом Ч. Т. Ньютоном рельефные плиты с цоколя гробницы (в настоящее время находятся в Британском музее в Лондоне и Археологическом музее в Стамбуле), статуи Мавсола и его жены Артемисии (продолжившей после смерти царя строительство уже общей их гробницы) и колоссальная колесница, венчавшая все сооружение.

Храм Артемиды Эфесской.

АРТЕМИДЫ ЭФЕССКОЙ ХРАМ (Артемисион), один из самых прославленных и почитаемых центров паломничества античного мира; с эпохи эллинизма традиционно включается в список Семи чудес света.

Храм Артемиды в Эфесе

Храм Артемиды Эфесской сегодня – это остатки колонн и скудные фрагменты, валяющиеся на земле, и это все, что осталось от седьмого чуда света. По словам Страбона, храм Артемиды Эфесской уничтожался по меньшей мере семь раз, и столько же раз перестраивался. Археологические находки свидетельствуют о, по меньшей мере, четырех восстановлениях этого храма, начиная с 7 века до нашей эры. Черсифон и Метаген возвели двукрылый храм в 6 веке до н.э. и его, по Герострату, сожгли – следующая величественная структура, построенная полностью из мрамора, появилась в 334 году до н.э., и была закончена в 250 г. до н.э. Храм Артемиды Эфесской вызвал восхищение даже Александра Великого, который оплачивал продолжение работы. Там работали также Скопас и Пракситель, а за дизайн отвечал Хирократ. Эллинистический храм был построен на подиуме, к которому вела 13-ступенчатая лестница. Двойная колоннада окружала внешнее и внутреннее пространство (105 х 55 м). Рельефные колонны были работой Скопаса, а Пракситель работал над оформлением алтаря. К сожалению, как мы уже говорили, храм Артемиды Эфесской не сохранился. Древнейшие следы почитания Артемиды близ места ее рождения относятся еще к догреческим временам; гигантский храм богини был сооружен в 6 в. до н. э. архитектором Херсифроном из Кноса. Во время одной из осад жители Эфеса протянули от храма к городу веревку, превратив тем самым и его в неприкосновенное святилище. Слава Артемисиона была столь велика, что в нем размещали свои сбережения люди со всех концов греческой ойкумены. Ученик Сократа, знаменитый историк Ксенофонт, передавший на хранение богине большую сумму денег перед походом в Персию (описанном в «Анабасисе»), по возвращении выстроил на них в знак благодарности Артемиде маленький храм - точную копию эфесского - в городке Скиллунте в Элиде. 21 июля 356 до н. э. храм Артемиды Эфесской, главная святыня малоазийских греков, был сожжен Геростратом - совершилось кощунство, потрясшее весь эллинский мир. Впоследствии возникло предание, что Артемисион сгорел в тот день, когда родился будущий завоеватель Азии Александр Македонский. Когда же Александр через 25 лет подошел к городу, он пожелал восстановить храм во всем его великолепии. Архитектор Александра Дейнократ, руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание. Все сооружение поражало великолепием и несвойственным для греческой архитектуры масштабом. Храм занимал огромную площадь - 110 х 55 м, высота коринфских колонн (их было 127), двойным рядом окружавших сооружение, также была грандиозной - около 18 м.; кровля Артемисиона была покрыта мраморной черепицей. Одной из достопримечательностей сооружения были 36 колонн, украшенных у основания рельефами почти в человеческий рост. Великие греческие мастера приняли участие в украшении столь почитаемого места: Пракситель изваял рельефы для алтаря в ограде святилища, рельефы колонн исполнил Скопас, Апеллес поместил в храме свои картины; картинная галерея Артемисиона пользовалась столь же большой известностью, что и собрание картин в афинских пропилеях. Процветало святилище и при римлянах, источники сообщают о богатых дарах в храм серебряных и золотых статуй и постройке портика вдоль дороги от города к святилищу (ок. 200 м). В «Деяниях апостолов» упоминается о возмущении, которое вызвала в городе проповедь апостола Павла, мешавшая торговле серебряными моделями храма богини, изготовление которых было здесь самым прибыльным ремеслом. В 263 ворвавшиеся в Малую Азию готы, слышавшие о несметных богатствах города и Артемисиона, разграбили святилище; следующим ударом оказалось запрещение языческих культов в Римской империи в 391 при Феодосии I Великом. Известно, однако, что культ Артемиды продолжал отправляться здесь еще два столетия, пока окончательно это место не было заброшено после землетрясения. В 1869 в результате раскопок, начатых английским археологом Дж. Т. Вудом в болоте на предполагаемом месте святилища, была обнаружена опорная плита сооружения и найдены многочисленные подношения в храм. Знаменитые рельефы колонн Артемисиона в настоящее время находятся в Британском музее (Лондон).

Фаросский маяк.

ФАРОССКИЙ МАЯК (Александрийский маяк), маяк на восточном берегу о. Фарос в черте Александрии, эллинистической столицы Египта; одно из Семи чудес света. Строителем этого чуда техники, первого и единственного во всем греческом мире маяка колоссальных размеров, был Сострат Книдский. На мраморной стене сооружения Сострат высек надпись: «Сострат, сын Дексифана из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов». Он закрыл эту надпись тонким слоем штукатурки с написанным на ней прославлением царя Птолемея Сотера. Со временем отвалившаяся штукатурка раскрыла подлинное имя строителя и великого инженера.

Александрийский маяк

При возведении маяка были применены самые замечательные и остроумные изобретения александрийских ученых. Нижний этаж трехъярусной 120-метровой башни имел четыре грани, обращенные на север, восток, запад и юг, восемь граней второго яруса были ориентированы по направлению восьми главных ветров. Третий этаж - фонарь венчал купол со статуей Посейдона высотой около 7 м. Сложная система металлических зеркал усиливала свет огня, зажигавшегося на вершине сооружения и позволяла вести наблюдения за пространством моря; сам маяк был еще и хорошо укрепленной крепостью с большим военным гарнизоном. Путешественники, видевшие маяк, писали о хитроумно устроенных статуях, украшавших башню маяка: одна из них всегда указывала рукой на солнце на всем его пути и опускала руку вниз, когда оно заходило, другая отбивала каждый час днем и ночью, по третьей можно было узнать направление ветра. Удивительное сооружение простояло до 14 в., но даже в уже сильно разрушенном виде высота его составляла ок. 30 м. В настоящее время сохранился только цоколь маяка, целиком встроенный в средневековую крепость (сейчас - база египетского флота).

Колосс Родосский.

КОЛОСС РОДОССКИЙ, гигантская статуя Гелиоса работы скульптора Хареса на о. Родос; одно из Семи чудес света. Возведен на деньги, полученные Родосом после продажи осадных машин Деметрия I Полиоркета, пытавшегося захватить этот богатейший греческий остров в 305 до н. э.

Колосс Родосский

Путешественники в Нью-Йоркской гавани могут увидеть чудесное зрелище. Перед ними появляется стоящая на небольшом островке в гавани огромная статуя женщины в одеждах, держащая в руках книгу и факел, устремляющийся в небо. Статуя имеет почти сто двадцать футов от ног до короны. Она иногда называется "Современный Колосс", но чаще ее называют статуей Свободы. Колосс Родосский, которого так напоминает нам статуя Свободы, это старинное творение древних, находящееся на острове Родос. Колосс Родосский представлял собой статую, стоящую по берегам пролива, одна нога находилась на одном берегу, вторая – на втором. По проекту, между ног статуи должны были проплывать корабли. К сожалению, Колосс Родосский оказался «слаб в ногах», из-за землетрясения его ноги подломились, и огромная статуя рухнула в воду. Долгое время оставались остатки его ног, служившие доказательством его существования, но до наших дней не дошли и они. Колосс Родосский сегодня стал символом масштабного, но плохо продуманного в основании проекта, который может легко обрушиться. Гелиос был не просто особо почитаемым божеством на острове - он был его создателем: не имея места ему посвященного, солнечный бог вынес остров на своих руках из морской глубины. Статуя бога возвышалась прямо при входе в гавань Родоса и была видна подплывающим уже с соседних островов, в высоту статуя была ок. 35 м, т. е. почти в три раза превышала «Медного всадника» в Санкт-Петербурге. В основе статуя была глиняной с металлическим каркасом, сверху отделана бронзовыми листами. Для работы над изображением бога непосредственно на месте его установки Харес использовал хитроумный прием: с постепенным возвышением скульптуры поднимался и земляной холм вокруг нее; холм был впоследствии срыт, и статуя в полном виде была раскрыта изумленным жителям острова. На изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно ок. 13 и ок. 8 тонн). Колосс породил и своего рода моду на гигантские статуи, на Родосе уже во 2 в. до н. э. было установлено около ста колоссальных скульптур. Создание бронзового гиганта длилось ок. 12 лет, но простоял он, однако, всего 56 лет. В 220 до н. э. во время землетрясения статуя рухнула, не выдержав колебаний почвы. Как пишет Страбон, «статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей». Но и тогда Колосс вызывал удивление своими размерами; Плиний Старший упоминает, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи. Обломки Колосса пролежали на земле больше тысячи лет, пока, наконец, не были проданы арабами, захватившими в 977 Родос, купцу, который, как рассказывается в одной из хроник, нагрузил ими 900 верблюдов. В настоящее время реконструировать в полной мере облик статуи не удается. Не так давно, пару лет назад, прошли очередные выборы, где определялись новые 7 чудес света.

Современные чудеса света

В новый перечень вошли следующие чудеса:

Великая китайская стена - по нашему скромному мнению, она должна входить во все подобные списки, где затрагиваются новые чудеса света. Стена является поистине невероятным объектом, на какой было затрачено множество средств, материалов, и людских жизней. Поразительная по своим размерам конструкция вызывает восхищение, когда мы только задумываемся о существовавшем тогда уровне техники.

- Петра - данный объект также по праву был включен в новые 7 чудес света, поскольку он представляет собой целый город, целиком вырубленный в скалах. Мастерство рабочих удивляет даже по современным меркам, а если опять же вспомнить, что городу несколько тысяч лет, то можно с уверенностью утверждать - это настоящее чудо.

- Статуя Христа - известная нам по бразильским сериалам, высокая конструкция, венчающая холм в Рио. Рассматривая новые 7 чудес света, мы считаем, что можно было бы выбрать и что-то другое, более достойное, но это только наше личное мнение.

- Мачу-Пикчу - индейский город, сохранившийся до наших дней, и представляющий собой памятник древней цивилизации инков. Новые чудеса света ставят его на одно место с китайской стеной и египетскими пирамидами, и мы склонны с ними соглашаться - действительно, здесь есть, на что посмотреть.

- Чичен Итца - это постройки, ставшие памятником другой великой цивилизации - майя. Здесь сохранились древние скульптуры, строения, изобретения, практически в идеальном состоянии дошедшие до наших дней. Даже некоторые предметы мебели были найдены здесь. Наш вердикт - современные чудеса света должны включать этот город.

- Римский Колизей - место, где проходили сражения гладиаторов, пропитанное кровью и страшными историями, последними вздохами людей и животных. Новые чудеса света включают Колизей не просто из-за его красоты, но из-за истории, участия в древних произведениях, рассказах и повествованиях.

- Тадж Махал - овеянный романтическим ореолом, храм, выстроенный в память, наверное, одной из самых известных историй любви в мире, он достоин включаться в современные 8 чудес света исключительно из-за своей истории.

- Пирамиды Египта - они были включены в новые 8 чудес света, поскольку египтяне обиделись из-за того, что их «чудо» не вошло в перечень лучших. Решено было уважить просьбу, поскольку и правда, конструкция заслуживает восхищения. Очередные новые 8 чудес света В настоящее время проводится новый отбор претендентов на список «современные 8 чудес света». Дело в том, что предыдущий отбор привлек много внимания, позволил значительно увеличить знания о природных чудесах, инженерных и прочих. Поэтому сегодня предлагается еще раз выбрать новые 8 чудес света - природных. Выбор будет проходить в несколько этапов, сейчас определяется 21 финалист.

Иллюстрированная интерпретация Семи Чудес Света.

Давно мудрецы и путники составили перечень 7 чудес света, в перечень занесли самые прекрасные и самые величественные по их взгляду строения всего мира.

Самые величественные строения древности- семь чудес света

Изначально, в 5м веке до н.э. в перечне было лишь 3 чудес света. После этого в 3 веке до н.э., благодаря, стихотворению Антипатра из Сидона, в перечень было занесено еще 4 чудеса света и так перечень получил имя 7 чудес света. Вот этот перечень 7 чудес света:

Пирамида хеопса

Эта пирамида самая большая из всех египетских пирамид и самая популярная среди 7 чудес света. Она была возведена в 2540 г. до н. э.

Высота этого великана, составляет приблизительно 138,75 м. Самый тяжеловесный каменный модуль пирамиды весит 15 тонн. Представьте себе! Пирамида состоит из 2,5 млн. блоков, которые весят 2,5 тонны каждый.

Висячие сады Семирамиды

У этого чуда света еще есть одно имя — Висячие сады Амитис, так звали супругу царя Вавилона. Для нее и были созданы эти сады. Вавилонский правитель, Навуходоносор II два раза отдавая город своему противнику, решил соединить свои силы с царем Мидия. Выиграв войну, Навуходоносор II и правитель Мидии делят местность Ассирии.

Чтоб подтвердить военный альянс Навуходоносор II женится на дочери Мидийского царя — Амитис. Амитис, которая привыкла к зеленым садам, была не довольна «пыльным» Вавилоном и чтоб утешить свою супругу, Навуходоносор строит ей эти висячие сады.

Третье из семи чудес света — Статуя Зевса в Олимпии

Эта статуя была выполнена в храме Зевса гениальным архитектором Фидием. Храм был намного ранее построен, чем сама статуя.

На построение только храма ушло 10 лет только этот факт позволяет вести в список 7 чудес света! Скульптура Зевса восседает на троне, держа в левой руке скипетр с соколом, а в правой руке — скульптуру богини победы — Нику.

Храм Артемиды Эфесской

Храм располагался в старом городке Эфесе, был выстроен в 6 веке до н. э. В 356г.до н.э. сожжен Геростратом. Для Артемиды был построен этот храм потому, что по легенде она имела особый дар: могла вызывать рост всей растительности, опекала зверей, благословляла на счастье в браке и рождение малышей.

Мавзолей в Галикарнасе

Это чудо света было построено в середине 4о-го века до н. э. по приказу супруги Мавсола — Артемисии III.

Построение мавзолея начали еще до смерти Мавсола, для кого собственно и строился монумент. Жена карийского правителя позвала самых отъявленных архитекторов Греции Сатира и Пифея, и самых признанных архитекторов тех пор - Леохара, Скопаса.

Колосс Родосский

Данная огромная статуя древнегреческого бога Солнца Гелиоса была расположена в Родосе. Статую сотворил величавый архитектор Харес. Высота статуи была 36 м., была выполнена полностью из бронзы. На статую израсходовано 13 тонн бронзы и 12 лет работы архитектора Хареса.

Седьмое чудо света из семи чудес света это Александрийский маяк

Маяк бы построен в III веке до н. э. в египетском городке Александрия. Александрийский маяк был самым первым маяком в истории. Данный маяк простоял около тысячи лет!

В конце 15 века султан Кайт-бей выстроил на месте Александрийского маяка крепость, которая существует и сегодня.

Вот и весь перечень 7 чудес света или просто чудес света.

Семь чудес Древнего мира - список прославленных античных памятников, составленный древними историками и путешественниками, в том числе «отцом истории» Геродотом.

Список неоднократно редактировался, и его классический вариант был сформирован 2,2 тыс. лет назад благодаря стараниям Филона Византийского. В список «Семи чудес Древнего мира» вошли: пирамида Хеопса, «висячие сады» Семирамиды, статуя Зевса Олимпийского, храм Артемиды в Эфесе, мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский и маяк на о. Фарос в Александрии.

Пирамида Хеопса, Египет

Пирамида Хеопса, или Большая пирамида является единственным из 7 чудес света, сохранившихся до наших дней. Возраст сооружения - 4500 лет. 120 тысяч египтян в течение 20 лет в поте лица воздвигали грандиозную фараонову усыпальницу. Пирамида Хеопса сложена из 2,5 миллионов блоков весом по 2,5 тонны каждый. Без использования цемента и других скрепляющих веществ блоки настолько плотно подогнаны друг к другу, что зазор между ними не превышает 0,5 мм.

Первоначально пирамида имела высоту 147 метров, но и сегодня, когда её вершина разрушена, а самая высокая точка находится на отметке 138 метров, усыпальница Хеопса по-прежнему производит величественное впечатление. Почти 4000 лет, до XIV века нашей эры Пирамида Хеопса носила титул высочайшего сооружения в мире.

Висячие сады Семирамиды, Азия

Около 600 г. до н.э. на территории современного Ирака шумел древний Вавилон. Своего наивысшего расцвета город достиг при царе Навуходоносоре II, который заключил военный союз со своим главным врагом - Ассирией и породнился с мидийским царём Киаксаром, женившись на его дочери Амитис (Семирамиде). Для своей жены царь приказал разбить знаменитые «висячие сады». Сады размещались на четырёхъярусной площадке, напоминающей вечноцветущий зелёный холм. Основание террас было сложено из каменных блоков, покрытых слоем камыша и залитых асфальтом. Затем шёл двойной слой кирпича, ещё выше - свинцовые пластины, предотвращающие просачивание поливной воды. Поверх этой конструкции был уложен плодородный слой почвы, на котором выращивали деревья, пальмы, цветы. Великолепные сады, вознесённые на большую высоту, казались настоящим чудом света в знойной, пыльной Вавилонии.

Статуя Зевса, Олимпия, Греция

В 435 году до н. э. в Олимпии - одном из святилищ Древней Греции - был построен величественный храм в честь повелителя богов - Зевса. Внутри храма помещалась огромная 20-метровая статуя бога-олимпийца, восседающего на троне. Скульптура была изготовлена из дерева, поверх которого наклеивались пластины из слоновой кости, имитирующей верхнюю обнажённую часть тела Зевса. Одежда и обувь бога покрыты золотом. В левой руке Зевс держал скипетр с орлом, а в правой - статую богини победы.

Храм Артемиды, Эфес, Турция

Храм Артемиды был построен в 560 г. до н.э. царем Лидии Крезом в городе Эфесе на побережье Малой Азии. Огромный беломраморный храм обрамляли 127 колонн высотой 18 метров. Внутри находилась статуя Артемиды - богини плодородия, изготовленная из золота и слоновой кости. В 356 году до н.э. один тщеславный житель Эфеса - Герострат поджёг храм, решив таким образом прославиться и увековечить своё имя. Святилище Артемиды было отстроено заново, но в 263 году его разрушили и разграбили готы.

Мавзолей в Галикарнасе, Турция

Правитель Карии Мавсол ещё при жизни в 353 году до н.э. начал строительство собственной усыпальницы в Галикарнасе (современный Бодрум, Турция). Грандиозное погребальное сооружение высотой 46 метров, опоясанное 36 колоннами и увенчанное изваянием колесницы, произвело столь сильное впечатление на современников, что с тех пор все монументальные гробницы стали называть мавзолеями по имени царя Мавсола.

Колосс Родосский, Греция

Гигантская статуя древнегреческого бога солнца Гелиоса была установлена у входа в Родосский порт в 292 - 280 гг. до н. э.. Стройный юноша-бог, изваянный в полный рост, держал в руке факел. Между ног статуи проплывали корабли. Всего 65 лет Колосс Родосский простоял на своём месте: в 222 г. до н.э. его разрушило землетрясение. Обломки скульптуры перевозили на 900 верблюдах.

Александрийский маяк, Египет

Многие, привычные для нас с Вами вещи, тем или иным образом связаны с числом 7.

Это и семь дней недели, семь нот, семь смертных грехов, семь священных церковных таинств, «цветик - семицветик», Белоснежка и семь гномов, и многие другие. Число 7 у многих народов считается символичным, счастливым. В древних цивилизациях (вавилонской, древнегреческой) оно обозначало законченность, совершенство мира, сумму основных его составляющих (4 частей света и основу жизни в лице родителей и ребенка). Город Рим был построен на 7 холмах. Чтобы описать все подобные примеры нужно потратить уйму времени, поэтому перейдем к описанию истории возникновения 7 чудес света.

Первые упоминания о чудесах света появились в Древней Греции . Так историк и философ Геродот, живший в 5 в. до н.э., перечислил 3 чуда света:

1) Храм богини Геры на острове Самос;

2) Акведук, доставляющий воду через систему тоннелей (о. Самос);

3) Дамбу, защищающую порт от морских штормов (о. Самос).

С тех пор люди все чаще стали описывать самые грандиозные и значимые архитектурные постройки, поэтому список Геродота через два столетия полность обновился и расширился.

Писатель из г. Сидона (Финикия) Антипатр, в третьем веке до н.э., стал автором нового списка 7 чудес света античного мира, который практически без изменений дошел до нашего времени. Путешествую по разным странам он оставлял отзывы о каждой из них, уделяя важнейшим архитектурным памятникам особое внимание. Он мог рассказать нам лишь о тех архитектурных шедеврах, которые не были разрушены природными катаклизмами, либо военными действиями, иначе список чудес света мог бы стать гораздо более объемным. Также в классической интерпретации списка 7 чудес света , не вошли сооружения, построенные человеком позднее 3 века до н.э.

Так не попали в список такие грандиозные рукотворные архитектурные проекты как: Вавилонская башня , стены города Вавилон , Александрийская библиотека , Дворец Кира в Персеполе, Афинский акрополь со статуей богини Афины, храм царя Соломона , римские Колизей, Капитолий и многие другие.

Перейдем к описанию чудес света в классическом варианте по хронологии.

1) Пирамида Хеопса , построенная египтянами около 2550 г. до. н.э.. Располагается в долине Гиза (Египет), и предназначенная как усыпальница для фараона Хеопса. Это одно из семи чудес света, которое практически в первозданном виде сохранилось до нашего времени и пользуется огромной популярностью у туристов со всех уголков Земли.

2) Висячие сады Семирамиды, были построены примерно в 600 г. до. н.э. в городе Вавилоне, (современный Ирак). Сады были преподнесены в качестве подарка жене царя Навуходоносора II. До наших дней этот памятник архитектуры не сохранился, так как был разрушен землетрясением спустя 200 лет после постройки.

3) Храм Артемиды в Эфесе , построенный в 550 г. до. н.э. греками, лидийцами и персами близ города Эфес (Турция). Данный храм был возведен в честь древнегреческой богини Артемиды. Храм Артемиды 2 раза подвергался разграблению и разрушению (вначале Геростратом в 370 г. до н.э., а затем племенами готов в 3 в н.э.). В результате, пожара храм полностью сгорел.

4) Статуя Зевса , созданная древнегреческим скульптором Фидием в 435 г. до н.э. первоначально была установлена в Олимпии (Греция) , где каждые 4 года проходили олимпийские игры, в храме Зевса. Бог Зевс изображен в виде восседающей на троне статуи, сос скипетром, на котором расположен посланник Зевса Орел. Впечатляющая по своим размерам, исполнению и стоимости храмовая статуя была разрушена во время пожара, произошедшего на Ипподроме города Константинополя в V в н.э.

5) Мавзолей в Галикарнасе возведен совместно карийскими, персидскими и греческими зодчими в 351 г. до н.э. под руководством архитектора Пифея. Мавзолей представлял собой гробницу правителя Карии - царя Мавсола и его супруги, Артемисии и располагался близ города Галикарнас (Турция). До наших дней сохранились лишь архитектурные фрагменты и фундамент мавзолея, разрушенного в 1494 году сильным землетрясением. Чудом уцелели 2 статуи - царя Масола и царицы Артемисии. В настоящее время они хранятся в Лондонском британском музее.

6) Колосс Родосский огромная 18 метровая статуя в бронзовом корпусе, посвященная богу Солнца Гелиосу, в честь победы жителей острова Родос (Греция) над войсками Диметрия Полиокрета в 304 г. до н.э. Работа была завершена в 280 г. до н.э. Статуя простояла чуть более 66 лет, после чего при землетрясении несколько элементов статуи отвалились. В 7 в. н.э. бронзовый корпус статуи был полностью разобран.

7) Александрийский маяк , возведенный в III в. до н.э. по указанию Александра Македонского. Маяк располагался на острове Фарос, близ вновь построенного города Александрия (Египет). Он был грандиозным архитектурным сооружением более 130 метров в высоту. Венчала его статуя бога Зевса. Маяк позволил осуществлять навигацию не только в дневное, но и в ночное время. От названия острова на котором он располагался (Фарос) в 19 в. были названы осветительные приборы для автомобилей - фары. Простоявший более тысячелетия, маяк все же пал под напором стихии. В 783 году н.э. Александрийский маяк был разрушен сильным землетрясением. А на его месте в 15 в. турками была построена крепость, сохранившаяся и поныне.

Давно мудрецы и путники составили перечень 7 чудес света , в перечень занесли самые прекрасные и самые величественные по их взгляду строения всего мира.

Изначально, в 5-м веке до н.э. в перечне было лишь 3 чудес света. После этого в 3 веке до н.э., благодаря, стихотворению Антипатра из Сидона, в перечень было занесено еще 4 чудеса света и так перечень получил имя 7 чудес света.

В список семи древних чудес света входят самые известные памятники искусства Древнего мира. За красоту, уникальность и техническую сложность они получили названия чудес.

Список менялся со временем, однако число входящих в него чудес оставалось неизменным. По некоторым версиям, автором классической версии списка считается древнегреческий инженер и математик Филон Византийский, живший в III веке до н. э.

1. Египетские пирамиды


Возглавляют список Древних семи чудес света , что не удивительно, так как они являются единственным из чудес света, сохранившимся до наших времен.

Эти каменные сооружения стали величайшими памятниками древнеегипетской архитектуры. Они служили усыпальницами для египетских фараонов и должны были обеспечить вечное жилье для бессмертного духа правителей. Период строительства пирамид относится к II-III тысячелетиям до нашей эры.

За это время было построено более сотни этих сооружений. Самой крупной из них является пирамида Хеопса. Ее изначальная высота равнялась 146,6 м, а длина боковой грани — 230,33 м. Однако время и землетрясения несколько изменили ее облик, и к настоящему моменту высота этого величественного сооружения достигает лишь 138,8 м, а длина боковой грани ~ 225 м. Остальные египетские пирамиды существенно уступают ей в размерах.


Висячие сады были построены в 600 г. до н.э. по приказу вавилонского царя Навуходоносора II. Считается, что это было сделано для развлечения его супруги, которая тосковала в пыльном Вавилоне по зелени своей родины. Висячие сады прдставляли собой четырехъярусную пирамиду, внешне напоминавшую цветущий холм. Нижний ярус — неправильный четырехугольник, наименьшая сторона которого равнялась 34 м, наибольшая — 42 м. Ярусы поддерживались колоннами, высота которых достигала 25 м. Каждый ярус был покрыт слоем плодородной почвы, на которой можно было высаживать различные растения.

Хотя супругу вавилонского царя звали Амитас, название Висячих садов традиционно связывают с именем легендарной ассирийской правительницы Семирамиды.

Знаменитая статуя Зевса, верховного бога древнегреческого пантеона, была создана великим скульптором и архитектором Фидием. Она предназначалась для храма Зевса, расположенного в Олимпии — городе, в котором проводились Олимпийские игры. Каркас статуи был выполнен из дерева, на которое были наклеены пластины из слоновой кости, имитирующие обнаженную кожу. Волосы, борода, венок, одежда и обувь были сделаны из золота, а глаза — из драгоценных камней. В правой руке Зевс держал богиню победы Нику, также сделанную из слоновой кости и золота.

В 393 году римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры как языческое мероприятие. В начале V века статуя Зевса была перевезена в Константинополь, где через некоторое время погибла в результате пожара.

4. Храм Артемиды в Эфесе


В 550 году до нашей эры в городе Эфесе, расположенном в Малой Азии, было завершено строительство храма, посвященного богине Артемиде. Это было большое белокаменное здание, однако история не сохранила его подробного описания. В 356 до н.э. житель Эфеса по имени Герострат сжег для того, чтобы прославить свое имя. Однако уже к началу III века н. э. на месте сгоревшего храма был построен новый. Второй храм Артемиды по размерам превосходил предыдущий. Его ширина равнялась 51 м, а длина — 105 м. Крышу храма поддерживали 127 18-метровых колонн, установленных в 8 рядов. Внутри храма были установлены статуи его строителей — Праксителя и Скопаса.

В конце IV века нашей эры храм был закрыт по приказу римского императора Феодосия I, а затем частично разобран для новых построек.


Эта гробница была построена в середине IV века до н. э. в городе Галикарнасе, находившемся на территории современной Турции. Она стала усыпальницей для царя Мавсола, правителя одной из областей Малой Азии, и по его имени названа мавзолеем. Гробница Мавсола — это кирпичное здание, облицованное белым мрамором. Римский писатель и историк Плиний Старший утверждал, что длина этого сооружения равнялась 60 м, а высота — 46 м.

Этот мавзолей просуществовал почти две тысячи лет и был окончательно уничтожен только в XVI веке, когда рыцари-иоанниты разобрали его остатки на строительство крепости.

В III веке до нашей эры эта гигантская статуя была установлена на греческом острове Родос. Работа над ней продолжалась около 20 лет. Итогом стала глиняная статуя с металлическим каркасом, отделанная бронзовыми листами и изображавшая бога солнца Гелиоса. Высота этого колосса, стоявшего на белом мраморном постаменте, почти достигала 36 м. На его изготовление было потрачено около 13 тонн бронзы и 8 тонн железа.

Колосс Родосский простоял на своем месте всего 56 лет. В результате произошедшего в 222 году до н.э. землетрясения он переломился в области колен и упал. Именно отсюда пошло выражение «колосс на глиняных ногах». В 977 году н. э. то, что осталось от статуи, было продано купцам. Согласно хроникам, обломков хватило для того, чтобы нагрузить ими 900 верблюдов. В качестве одного из Колосс Родосский был впервые упомянут древнегреческим автором Филоном Византийским.

7.

Приблизительно в 280 году до нашей эры на маленьком средиземноморском острове Фарос, расположенном около порта Александрия, было завершено строительство первого в мире маяка. На эту работу ушло около 20 лет. Высота Александрийского маяка равнялась 135 м, а свет от него был виден на расстоянии, превышающем 60 км. На вершине маяка постоянно горел костер, свет от которого при помощи отполированных бронзовых пластин направляли в море. Днем ориентиром для мореходов служил столб дыма.

В XII веке н. э. Александрийская бухта перестала использоваться из-за заполнения илом, и Фаросский маяк утратил свое значение. В XIV веке он был поврежден землетрясением, а затем разобран мусульманами для постройки крепости.