В истории Древнего Египта самой могущественной считается XVIII династия. Её правление относится к периоду Нового царства (1550-1070 гг. до н. э.). Этот временной интервал включает в себя также XIX и XX династии, но именно при первой из этих трёх династий произошли расцвет и могущество древней цивилизации, возникшей на берегах Нила. Почему же именно XVIII династия стала главенствующей? Этим она обязана выдающимся фараонам, правившим страной в тот далёкий период.

Не последнее место среди них занимала женщина-фараон Хатшепсут. Её правление продолжалось 22 года с 1490 по 1468 гг. до н. э. Она была дочерью фараона Тутмоса I и царицы Яхмос. В юном возрасте стала верховной жрицей бога Амона. Вышла замуж за своего родного брата Тутмоса II, который стал править Египтом после смерти отца Тутмоса I. Но новый правитель оказался абсолютно безвольным человеком. Он умер на 4-м году правления, передав власть своему 12-летнему сыну Тутмосу III.

Голова Хатшепсут в Каирском музее, женщина-фараон изображена с накладной бородой

В наши дни трудно понять родственные переплетения и дворцовые приоритеты того далёко времени. Надо лишь знать, что Хатшепсут считалась главной царской женой, а Тутмос III родился от наложницы Исиды. То есть главная царская жена приходилась ему мачехой. Вначале она стала регентом при венценосном ребёнке, а через полгода при поддержке жрецов бога Амона была провозглашена фараоном.

Помимо жрецов эту женщину поддержала вся египетская знать. А вот что касается законного наследника, то его не уничтожили физически, а отправили на постоянное место жительства в жреческий храм. Там мальчику дали хорошее образование и подготовили к восшествию на престол после смерти мачехи. Отсюда получается, что переворот был чисто символическим. Ребёнку не сделали ничего плохого, лишь вежливо попросили отойти в сторону и ждать своего часа.

На стене внутри Красного святилища справа изображена священная ладья бога Амона-Ра, крайний слева стоит Тутанхамон III, а далее Хатшепсут. Она приветствует своего сакрального отца

Чем же прославилась женщина-фараон Хатшепсут за 22 года своего правления? Она зарекомендовала себя блестящим военачальником, расширила торговые связи Египта, поставив коммерцию на широкую ногу, и стала инициатором создания величественных архитектурных памятников. Государство при ней заметно разбогатело, что создало базу для будущей успешной завоевательной политики.

В то далёкое время очень большое внимание уделялось внешности. Фараон должен был выглядеть по-царски и соответствовать своему высокому статусу. На голову владыки возлагали корону, и обязательным атрибутом считалась накладная борода. Поэтому царица, несмотря на свой слабый пол, ходила с накладной бородой. С этим священным атрибутом царской власти правительница была запечатлена на многих изображениях.

Эту египетскую царицу называют не только женщиной-фараоном, но и женщиной-воительницей, так как она лично возглавила два военных похода в Нубию. Неизвестно, участвовала ли она в боях, но, скорее всего, только руководила своим войском. В эти походы она брала пасынка Тутмоса, чтобы приучить его к военному делу. Помимо Нубии грозная правительница занималась военными вопросами на Синайском полуострове и на юге Палестины. На скале в районе Второго порога Нила имеется древняя надпись, восхваляющая царицу и военный поход, который она лично возглавляла.

Алебастровый сосуд для благовоний, принадлежащий царице. На его стенках начертаны её имя и титулы. Этому сосуду 3,5 тыс. лет

Большое внимание Хатшепсут уделяла торговле с другими странами. При ней были налажены торговые отношения с таким государством как Пунт. Находилось оно на южном побережье Красного моря и представляло собой в то время сильную державу. Египтяне везли в Пунт бусы, браслеты, металлическое оружие и меняли всё это на самый ценный товар – ароматическую смолу, полученную из миррового дерева. Использовали такую смолу в Египте в храмовых обрядах, мумификации и изготовлении парфюмерии.

Египетские женщины втирали в кожу ароматное масло мирры и молодели на глазах. У самой царицы был именной парфюм, точно так же как у современных знаменитостей. До наших дней сохранился маленький алебастровый сосуд. На его стенках начертаны имя и титулы женщины-фараона, а внутри остались благовония, которыми та пользовалась 3,5 тыс. лет назад.

Успешные военные походы и поставленная на широкую ногу коммерческая деятельность заметно усилили государство. А когда народ сыт и богат, то можно заняться архитектурой. Этот вид деятельности при царице Хатшепсут был чрезвычайно продуктивным. Её по праву называют фараоном-строителем. Вначале она восстановила все памятники, разрушенные завоевателями гиксосами, а затем занялась возведением новых величественным сооружений.

Поминальный храм в долине Дейр эль-Бахри. Вырубили это заупокойное святилище прямо в скалах

Наиболее активно строительство велось в Фивах – современный Луксор, 700 км на юг от Каира. Этот город считался центром политической поддержки правительницы. В нём было возведено много архитектурных творений, но самым выдающимся стал поминальный храм в долине Дейр эль-Бахри, возведённый на 3-х скальных террасах. Вырубили это заупокойное святилище прямо в скалах, а на все работы ушло 9 лет. В храме находится множество скульптур и изображений, посвящённых женщине-фараону Хатшепсут.

В древности этот храм называли Священным из священных. Зрительно он как бы выступает из подножья горы, подчёркивая тем самым свою архитектурную необычность. А место для данного сооружения было выбрано чрезвычайно удачно. Рядом находился храм бога Амона-Ра, поэтому никто не трогал даров и не нарушал покой заупокойного святилища. Внутри на стенах были нанесены изображения, демонстрирующие право на трон Хатшепсут. Можно сказать, что это архитектурное творение являлось орудием пропаганды.

Скульптуры в поминальном храме

При мудрой повелительнице в самом центре Карнакского храма (храмовый комплекс, посвящённый богу Амону, расстраивался со времён Среднего царства) было возведено Красное святилище из чёрного и красного гранита для ладьи бога Амона. Были также установлены 2 пары огромных гранитных обелисков. Их вершины покрывал электрум – сплав серебра с золотом. По понятиям того времени это был эзотерический громоотвод. Он ловил первые лучи Солнца и направлял энергию светила прямо в центр Карнакского храма. Оттуда она должна была нести счастье всему Египту.

В наши дни остался один обелиск из красного гранита. Его высота достигает 30 метров, и он считается самым высоким в Египте. Были построены и другие архитектурные сооружения по всей стране, что указывает на размах строительных работ во время правления женщины-фараона Хатшепсут.

При царице обелисков было четыре, в наши дни остался один. Его высота составляет 30 метров

Умерла великая египетская царица в 1468 году до н. э. Похоронили её в Долине царей, но вплоть до 2007 года было неизвестно, где находится мумия этой выдающейся женщины. Нашли её абсолютно случайно в Египетском музее в Каире, где она лежала несколько десятилетий и считалась мумией кормилицы царицы, а не её самой. Истину помог установить анализ ДНК.

Его провели 26 июня 2007 года. Образцом послужила ДНК бабушки великой царицы. В результате этого мумия была идентифицирована как женщина-фараон Хатшепсут. Так были найдены останки правительницы Древнего Египта, которая в своей деятельности не только не уступала мужчинам, но и во многом превосходила их.

Регент при взрослом фараоне. Летом позапрошлого года мир облетела сенсационная новость: найдена мумия Хатшепсут, первой женщины в истории, которую можно назвать знаменитой. Поиск ее был разгадкой величайшей тайны, смесью захватывающего приключения в духе Индианы Джонса и криминальной драмы. В Древнем Египте царская власть передавалась достаточно оригинальным способом: наследование шло по женской линии – но при этом фараонами были мужчины. То есть царем становился зять фараона, муж царевны – дочери главной царской жены (также в свою очередь носительницы царской крови). Именно поэтому сыновья фараонов вынуждены были жениться на своих сестрах – чтобы унаследовать престол. Через женитьбу фараоном мог стать также сановник или полководец. Так власть передавалась через дочерей – но при этом минуя дочерей, поскольку традиция и религия утверждали, что женщины править не могут. Потому совершенно уникальна история Хатшепсут – женщины, ставшей фараоном. Дедом Хатшепсут, вероятно (в истории Нового царства до сих пор много белых пятен, и потому сложно что-либо утверждать наверняка), был основатель XVIII династии Яхмос I, изгнавший из Египта грозных гиксосов, за два века до этого захвативших север долины Нила. У сына Яхмоса Аменхотепа I сыновей не было, и потому следующим фараоном стал некий военачальник Тутмос, женившийся на царевне Яхмос, вероятно, дочери Яхмоса I. От этого брака у Тутмоса родилась дочь Хатшепсут, а от второй жены, царицы Мутнофрет (возможно, также царской дочери) – наследник Тутмос II.

Cложно понять, как Хатшепсут умудрялась двадцать лет не допускать до власти взрослого пасынка, у которого перед мачехой было неоспоримое с точки зрения древних египтян преимущество – пол.
Заключив брак со своей сестрой Хатшепсут, Тутмос II получил право на престол. А та, казалось, повторяла судьбу матери – у царственной пары родилась лишь дочь, тогда как вторая жена фараона Исида родила наследника. Но далее эта история, до сих пор вполне традиционная, быть таковой перестает. Долгое время считалось: когда Тутмос II покинул этот мир (от проблем с сердцем, как установил тысячи лет спустя компьютерный томограф), его наследник Тутмос III был еще совсем юн. И потому царица Хатшепсут по традиции стала регентшей при ребенке. Однако сегодня из древних надписей известно: еще при жизни отца Тутмос III уже был жрецом Амона-Ра в Карнакском храме в Фивах. То есть, когда фараон умер, наследник вряд ли был ребенком. Однако его мачеха каким-то загадочным образом сумела стать регентом при, вероятно, молодом, но уже вовсе не малолетнем царе. Её величество царь. Это было лишь начало – далее традиции стали рушиться как карточный домик. Первое время Хатшепсут ещё правила от имени пасынка – но уже скоро на рельефах начинают изображать, как регентша выполняет сугубо царские функции: подносит дары богам, заказывает обелиски из красного гранита. А через несколько лет фараоном она становится и официально. Тутмос III был низведен до статуса соправителя и до реальной власти, похоже, допущен не был. Полноправной хозяйкой Египта Хатшепсут была ни много ни мало 21 год. Что заставило египтянку отказаться от традиционной роли регента? Кризис? Воля Амона-Ра? Жажда власти? Понять ее мотивы сегодня сложно. Но не менее сложно понять, как Хатшепсут умудрялась двадцать лет не допускать до власти взрослого пасынка, у которого перед мачехой было неоспоримое с точки зрения древних египтян преимущество – пол. Кажется маловероятным, что Хатшепсут силой узурпировала престол. Хотя Тутмос III не принимал участия в государственных делах, именно его «бросали» на урегулирование военных конфликтов. А уж вряд ли царица рискнула бы поставить во главе армии того, у кого отобрала власть против воли. Эту ситуацию можно было бы объяснить слабостью и пассивностью соперника – так нет же! После смерти мачехи Тутмос III проявил себя на редкость деятельным правителем, он активно возводил памятники и воевал так успешно, что впоследствии был прозван древнеегипетским Наполеоном. За 19 лет Тутмос III провел 17 военных кампаний, в том числе разбил ханаанцев при Мегиддо, на территории нынешнего Израиля – операция, которую до сих пор изучают в военных академиях! Так что, вероятнее всего, между пасынком и мачехой царили мир и согласие – но остается только гадать, каким образом Хатшепсут сумела сделать побежденного соперника своим союзником. Вероятно, эта женщина отлично умела и ладить с людьми, и манипулировать ими, и интриговать. А таланты ее, сила воли и мотивация наверняка были незаурядны. «Никому не ведомо, какой она была, – размышляет египтолог Катарина Роэриг. – Думаю, она была превосходным стратегом и умела стравливать людей друг с другом так, чтобы и их не погубить, и самой не погибнуть». Так или иначе, проблемы с соправителем Хатшепсут решила, но оставалась проблема посерьезнее. Традиция и религия единодушно утверждали, что фараон – всегда мужчина, и это, вероятно, делало положение царицы весьма зыбким. Фараон Хатшепсут пыталась решить этот вопрос разными способами. Пиар-кампания по-царски. В письменных текстах фараон не скрывала пола – мы видим множество женских окончаний. А вот в изображениях она явно пыталась совместить образы царицы и царя. На одной сидящей статуе из красного гранита формы тела у Хатшепсут женские, но на голове – символы царей-мужчин: немес – полосатый головной убор и урей – налобная фигурка священной кобры. На некоторых рельефах Хатшепсут предстает в традиционном строгом платье ниже колен, но с широко расставленными ногами – так изображали царей в шагающей позе. Хатшепсут насаждала визуальные образы женщины-фараона, словно приучая египтян к такому парадоксу. Но то ли способ не принес желанных результатов, то ли Хатшепсут переубедили – так или иначе, со временем она сменила тактику. Фараон стала требовать, чтобы ее изображали в мужском обличье: в головном уборе фараона, набедренной повязке фараона, с царской накладной бородой – и никаких женских черт. Пытаясь оправдать свое странное положение, женщина-фараон призывает в союзники... богов. На рельефах погребального храма Хатшепсут рассказывает, что ее восшествие на престол есть исполнение божественного плана и что отец ее Тутмос I не только хотел, чтобы его дочь стала царем, но даже смог присутствовать на ее коронации! Рельефы также рассказывают, как в облике Тутмоса I перед матерью Хатшепсут предстает великий бог Амон. Он обращается к богу-творцу Хнуму, который на гончарном круге создает из глины человека: «Так сотвори же ее лучше всех других богов, слепи ее для меня, это дочь моя, порожденная мною». Хнум вторит Амону: «Образу ее, когда она займет великий пост царя, будут поклоняться больше, чем богам…» – и тотчас берется за работу. Интересно, что на гончарном круге Хнума малютка Хатшепсут – явно мальчик. Фараон Хатшепсут стала великим строителем. Повсюду, от Синая до Нубии, она возводила и восстанавливала храмы и святыни. При ней были созданы шедевры архитектуры – четыре гранитных обелиска в огромном храме бога Амона-Ра в Карнаке. Она заказала сотни своих собственных статуй и увековечила в камне историю всего рода, свои титулы, события собственной жизни, реальные и вымышленные, даже свои мысли и чаяния. Поражает искренностью и пронзительностью ее высказывание, высеченное на одном из обелисков в Карнаке: «Сердце мое трепещет при мысли о том, что скажут люди. Что скажут о моих деяниях те, кто взглянет на мои памятники спустя годы».
Почти все статуи, изображения и надписи выглядят как продуманная пиар-кампания, призванная легитимировать правление женщины-фараона.
Но на кого была направлена эта мощная пропаганда? Для кого фараон писала свои искренние признания и творила мифы? Для жрецов? Знати? Военных? Чиновников? Богов? Будущего? Гуманист и вандал. Один из вариантов ответа подсказывает привычка Хатшепсут обращаться к чибису - неприметной болотной птичке. В Древнем Египте чибиса называли «рехит», что в иероглифических текстах обычно означает «простые люди». Они, заурядные, как чибисы на Ниле, никем из фараонов в расчет не принимались и на политику никак не влияли, хотя в надписях слово и встречается нередко. Но Кеннет Гриффин из Университета Сванси в Уэльсе обратил внимание, что Хатшепсут употребляет его куда чаще других фараонов XVIII династии. Уникальное явление, считает ученый. Хатшепсут часто использовала форму «мой рехит», обращалась к простым людям за поддержкой... Говоря, что ее сердце трепещет при мысли о том, что скажут люди, царица, возможно, имела в виду как раз рехит – простых смертных. После кончины Хатшепсут к власти пришел ее пасынок. И занялся он отнюдь не только проведением успешных военных кампаний. Тутмос III неожиданно увлекся методичным вычеркиванием из истории периода царствования своей мачехи. Практически все изображения Хатшепсут и даже имя ее были планомерно сколоты с храмов, памятников и обелисков. Фараон набрасывался на следы существования Хатшепсут-царя не менее рьяно, чем на ханаанцев в Мегиддо. Надписи ее на обелисках закладывали камнями (что имело незапланированный результат – тексты превосходно сохранились). В Дейр эль-Бахри на западном берегу Нила, напротив современного Луксора, находится поминальный храм Хатшепсут Джесер Джесеру – «священнейший из священных». Трехуровневая структура, портики, широкие террасы, соединенные пандусами, не дошедшая до нас аллея сфинксов, Т-образные бассейны с папирусом и создающие тень мирровые деревья – все это делает Джесер Джесеру одним из красивейших храмов мира и лучшим сооружением Хатшепсут. По проекту архитектора (вероятно, Сенмута, предположительно фаворита Хатшепсут) храм должен был стать центральным местом культа царицы. Но при Тутмосе III статуи ее здесь разбивали и сбрасывали в яму. Казалось бы, Тутмос III действовал в полном соответствии с популярной древнеегипетской традицией – стирать с памятников имена нелюбимых предшественников. Ну как тут не вспомнить версию о несчастном сироте, которого долгие годы третировала злая мачеха? И историки поддались на искушение – гипотеза, что Тутмос III истреблял память о Хатшепсут в отместку за бессовестную узурпацию ею царской власти, стала весьма популярной на долгие годы. Выводы о личности самой Хатшепсут делали соответствующие. В 1953 году археолог Уильям Хейз писал: «Скоро… эта тщеславная, амбициозная, беспринципная женщина показала себя в истинном свете». Кому помешала мертвая царица. Однако в 1960-е годы душещипательная история о семейных разборках перестала казаться бесспорной. Было установлено: гонения на Хатшепсут-фараона начались по меньшей мере через двадцать лет после ее смерти! Несколько странен такой гнев – двадцатилетней выдержки! Есть и другая загадка – «мститель» почему-то не тронул те изображения, где Хатшепсут предстает в качестве жены царя. Зато по всем тем, где она заявляет о себе как о фараоне, прошлись его рабочие с зубилами. Аккуратный такой вандализм, точечный. «Разрушения производились не под влиянием эмоций. Это был политический расчет», – уверен Збигнев Шафрански, глава польской археологической миссии в Египте, работающий в поминальном храме Хатшепсут с 1961 года. Действительно, сегодня более логичным выглядит предположение, что Тутмос III действовал, исходя из интересов политики. Возможно, надо было подтвердить законное право его сына Аменхотепа II на престол, на который притязали и другие члены царской семьи. Потомки Хатшепсут? Женщины? Сбежавшая Мумия. В 1903 году известный археолог Говард Картер обнаружил в двадцатой гробнице из Долины царей (номер KV20) два саркофага с именем Хатшепсут – очевидно, из числа тех трех, что заблаговременно заготовила для себя сама царица. Однако мумии там не было. Зато в небольшой гробнице по соседству, KV60, Картер увидел «две сильно оголенные женские мумии и несколько мумифицированных гусей». Одна мумия, поменьше, лежала в саркофаге, другая, более крупная, – прямо на полу. Картер забрал гусей и закрыл гробницу. Через три года мумию из саркофага перевезли в Каирский музей, установив, что надпись на гробе указывает на няньку Хатшепсут. А вторая мумия осталась на полу. Это была, казалось, простая рабыня – слишком неинтересная, чтобы ее куда-то помещать. KV60а (под этим номером мумию занесли в реестры) отправилась в вечное странствие, не имея ни гроба, ни одежды, ни фигурок слуг, ни головного убора, ни украшений, ни сандалий – ничего того, что полагалось бы взять знатной женщине. Рука, согнутая в локте. Шли годы, все напрочь забыли о мумии, оставленной на полу, и даже дорога к гробнице KV60 была утеряна. Вновь ее отыскал в 1989 году ученый Доналд Райан, приехавший ради исследования несколько маленьких недекорированных могил. В заявку он включил и KV60. Спустившись в гробницу, ученый сразу понял, что в стародавние времена она была варварски разграблена. «Мы обнаружили разломанный фрагмент гроба с изображением лица и песчинки золота, которое все было соскоблено», – вспоминает он. То есть воры могли запросто унести саркофаг и все украшения мумий, если таковые имелись. А в соседнем помещении Райан обнаружил огромный ворох ткани и горку «съедобных мумий» – сложенную в узлы пищу, которую давали умершему с собой в странствие по вечности. Но больше всего Райана заинтересовала левая рука мумии, по-прежнему лежащей на полу. Рука была согнута в локте – а некоторые ученые полагают, что так в эпоху XVIII династии хоронили только царственных особ. И чем дольше Райан изучал мумию, тем больше убеждался, что это была важная персона. «Она была первоклассно мумифицирована, – вспоминает он. – Но не было никаких зацепок, чтобы хоть как-то ее идентифицировать». И все-таки ученому показалось неправильным оставлять мумию, кем бы она ни была, валяться на полу в куче лохмотьев. Райан с коллегой прибрались в гробнице, заказали у плотника скромный гроб, опустили незнакомку в новое ложе и закрыли крышку. В гробнице и в безвестности мумия провела еще почти два десятка лет – пока не началось новое исследование, посвященное тайне Хатшепсут. Всё дело в зубе. Исследование начал Захи Хавасс, руководитель программы по изучению египетских мумий и генеральный секретарь Высшего совета древностей Египта. Сперва Хавасс собрал все неопознанные женские мумии XVIII династии, предположительно относящиеся к царскому роду. Таких набралось четыре, среди них – обе обитательницы гробницы KV60. Ученый, правда, был уверен, что мумия KV60а тут совершенно ни при чем. У нее была совсем не царственная осанка и, как писал археолог, «свисала огромная грудь» – скорее это могла быть кормилица. Но все-таки ее вместе с другими исследовали на компьютерном томографе, устанавливая возраст и причину смерти.
А затем Хавасс вспомнил о деревянном ящике с именем Хатшепсут, найденном в тайнике в Дейр эль-Бахри еще в 1881 году. Полагали, что там находилась ее печень. Однако, просканировав ящик, ученые обнаружили... зуб.
Дантисты установили, что это второй коренной зуб, у которого не хватает части корня. А у крупной мумии с пола гробницы KV60 в верхней челюсти справа имелся корень без зуба. Были проведены измерения – корень и зуб полностью соответствовали друг другу! Сегодня мумия KV60а выставлена в Каирском музее. На дощечке написано по-арабски и по-английски, что это Хатшепсут, Ее величество царь, которая наконец-то воссоединилась со своей большой семьей – фараонами Нового царства. Тело ее в эпоху XXI династии, около 1000 года до нашей эры, могли перенести в гробницу няньки верховные жрецы Амона, дабы защитить мумию от воров – членов царской семьи часто прятали в тайных могилах. Компьютерные томографы уже опровергли гипотезы о том, что Хатшепсут убил ее пасынок. Крупная женщина KV60а умерла от острой и тяжелой инфекции, вызванной нарывом в зубе; к тому же она, вероятно, страдала раком костей и, возможно, диабетом. А если зуб из ящика все-таки не принадлежал Хатшепсут? Первые тесты ДНК пока не дают определенности. Но новые исследования должны вынести более точный вердикт.


В истории Египта была только одна правительница, обладавшая абсолютной властью, одна из немногих женщин, правившая единолично. Тем самым она нарушала многовековую традицию престолонаследия, так как был в живых и наследник мужского пола – Тутмос III, ее пасынок. Но царица Хатшепсут стала фараоном вопреки всем традициям, и египтяне долго скрывали этот факт. Как и некоторые обстоятельства жизни Хатшепсут, которые приходилось держать в тайне.





Хатшепсут была дочерью фараона Тутмоса I, после смерти которого она вышла замуж за своего сводного брата, рожденного от простолюдинки, – Тутмоса II. Когда археологи исследовали мумию Тутмоса II, они пришли к выводу, что он страдал редкой формой кожного заболевания, которое, по всей видимости, стало причиной его скоропостижной смерти.





После смерти Тутмоса II право наследовать престол получил его сын от побочной жены Тутмос III, но он был слишком мал, и Хатшепсут выполняла при нем обязанности регента. Однако такая роль царицу не устраивала – она хотела добиться всей полноты власти. После того, как ее пасынок достиг совершеннолетия, ей пришлось подавить несколько восстаний. Для укрепления своего положения она использовала те же приемы, что и другие египетские фараоны: при ней было построено множество скульптур и барельефов, прославляющих божественную природу царской власти. При этом Хатшепсут изображали в традиционном мужском облачении правителей, со всеми атрибутами царской власти. На всех скульптурных портретах ее лицо украшает царский головной убор и накладная борода.



В истории Египта было несколько женщин-правительниц, но ни одна из них не добивалась такой полноты власти. К тому же во времена ее царствования Египет процветал. Все свои усилия Хатшепсут направила на возрождение страны после продолжительных воен. В течение 7 месяцев по ее приказанию в храмовом комплексе Амона-Ра в Карнаке высекли два 30-метровых обелиска из цельного куска гранита. На одном из них были начертаны такие слова: «Мое сердце волнуется о том, что народ скажет про оставленные мной творения через много лет».





Символом ее правления стал террасный храм Миллионов лет на берегу Нила в Фивах, так искусно встроенный в окружающий ландшафт, будто бы он на самом деле является продолжением скалы. Ее достижением также называют экспедицию в страну Пунт (Сомали), после 400-летнего перерыва. Спустя 3 года корабли вернулись в Египет с золотом, благовониями, шкурами редких животных и слоновой костью. В конечном итоге она была признана законной царицей Египта и оставалась ею в течение почти 20 лет.





Свидетельства о ее царствовании не появлялись до XIX в. – полновластное правление женщины было феноменом в истории Египта, тщательно скрывавшимся на протяжении столетий. К тому же ее пасынок Тутмос III уничтожил все памятники, созданные в период ее царствования – либо в отместку, либо с целью ликвидировать официальные свидетельства царского титула Хатшепсут, чтобы все считали, что трон перешел непосредственно от отца к нему.





Тайной оставались и ее отношения с главным советником, зодчим храма в Долине царей, наставником дочери царицы Сенмутом. По одной из версий, он был не только наставником, но и ее настоящим отцом. Со вступлением Хатшепсут на трон Сенмут стал обладателем 93-х титулов и самым близким доверенным лицом правительницы. Некоторые исследователи полагают, что эта связь была лишь предметом домыслов и сплетен: «Хатшепсут слишком хорошо понимала шаткость своего положения, чтобы стать связанным с ним физически», – говорит Келлер. Если бы их связь стала общеизвестной, военный переворот был бы неизбежен.

Царица Хатшепсут в облике сфинкса. Музей Метрополитен | Фото: liveinternet.ru


А погребальный храм Хатшепсут и сегодня входит в топ-

Древний Египет. Время правления XVIII династии фараонов. По приказу фараона Тутмоса III яростно сбиваются надписи со стен, уничтожаются все свидетельства и упоминания правления фараона Хатшепсут. Но почему? Потому что это женщина, провозгласившая себя фараоном, носящая мужскую одежду и накладную бороду. Это было немыслимо, но это произошло. И она правила на протяжении 23 лет. И весьма успешно. С её именем связано много новшеств, событий, и, конечно же, много великолепных архитектурных памятников. Величественные знаменитые обелиски, потрясающей красоты храм в Дэйр эль-Бахри, ряд строений в Карнаке. По истине, невероятная женщина, которая смогла добиться успеха, несмотря ни на что!

Но чтоб рассказ о Хатшепсут стал более полным и понятным следует немного вернуться назад во времени, чтоб лучше понять то, в какой непростой период правила царица и что оказало на неё влияние.

Храм Хатшепсут в Дэйр эль-Бахри

Период между Средним и Новым царством выдался крайне тяжёлым. Египет был захвачен гиксосами. Это привело не только к политическому, но и экономическому упадку. Страна снова начала разваливаться на отдельные номы. На искусство не оставалось сил, в этот период всё приходит к обезличиванию и потери индивидуальности. Всё, что было достигнуто Сенусертом III и Аменемхетом III теряется в прошлом. На сцену выходят старые безликие каноны. Всему причиной стало отсутствие средств. Не на что было больше сооружать памятники архитектуры и содержать художественные мастерские. Поэтому и знания, и навыки постепенно были утеряны. Гиксоские цари приняли традиции египтян и сохранили их культуру, но всё же их работы очень сильно отличаются от египетских. Оккупация продлилась около 200 лет. Освобождение от гиксосов началось в Фивах. И ничто не могло остановить египтян в борьбе за свои земли и свободу. И после неудач, гибели фараонов на полях сражения, египтяне полностью освободили долину Нила и даже, преследуя врагов уже за пределами своей родины, вторглись в Сирию.

После освобождения, именно в Фивах начало возрождаться искусство, при правлении XVII династии фараонов. И в этот период были внесены кое-какие изменения. В оружейном искусстве добавилось кое-что от гиксосов, также с развитием торговли пришли новые веяния из Сирии и Крита. В других районах, которые не так тесно столкнулись с гиксосами или торговлей с другими странами, продолжаются старые традиции в полной мере. Но всё, что касается монументальной архитектуры, продолжало традиции Древнего царства, это был показатель преемственности новой династии к предыдущей.

И один из самых интересных периодов в истории Египта начинается с завершением побед над гиксосами под предводительством Яхмеса I. Страна достигает просто невероятной мощи. После взятия столицы гиксосов – Авариса, начинаются походы на Азию. Яхмес I сражался в Сирии, его сын Аменхотеп I дошёл до Евфрата, а Тутмос I уже считает Евфрат своей северной границей. И немного забегая вперед — походы Тутмоса III надолго закрепили роль Египта как мировой державы. И на этой волне появляются летописи и автобиографии великих деятелей. Одним из самых известных летописцев анналов был Джануни, сопровождавший Тутмоса III во всех его военных походах. Он делал очень яркие описания всех побед.

Изменения в Египте коснулись также и религиозного взгляда. Новое политическое положение Египта требовало и одного общегосударственного основного бога, которым и стал фиванский бог Амон. Ведь именно Фивы выступили за объединение страны, были столицей победителей. Чтоб придать Амону ореол древности его слили с солнечным богом Ра. Богу был придан облик фараона. Так появился «царь всех богов» — Амон Ра. Именно в этот период и начинается самое активное строительство в Древнем Египте – строительство Карнакского храма, о котором я уже писала отдельно. Самым видным и талантливым архитектором был Инени, с него начинается взлёт архитектуры и появление целой школы талантливых зодчих. Сам же Инени строил при пяти фараонах. При Тутмосе I Инени был назначен главным архитектором в Карнаке.

Святилище Хатшепсут в Карнаке

После правления Тутмоса I, на царском троне оказывается женщина-фараон Хатшепсут, дочь Тутмоса I. Ещё при его жизни Хатшепсут была отдана замуж за своего единокровного брата Тутмоса II.

Рождение Хатшепсут.

Царицу Яхмос, мать Хатшепсут, ведут к месту родов

Но он был очень слабым и болезненным, поэтому умер рано, оставив Хатшепсут с двумя дочерьми. Она, конечно же, была царских кровей и, будь мужчиной, заняла бы трон. Но она женщина и это было недопустимо. А у Тутмоса II был ещё сын от наложницы не царского рода, и был единственным мальчиком из всех возможных наследников. Его ещё ребенком обручили с единокровной сестрой и объявили фараоном, но регентом была назначена Хатшепсут.

Хатшепсут и Тутмос III

Такая практика часто встречалась в царских семьях на протяжении веков и во многих странах. И счёт времени вёлся от начала правления Тутмоса III и на всех изображениях он показан как фараон, а позади него изображали Хатшепсут с атрибутами простой царицы. Но добившись расположения и почитания жрецов, любви народа, благодаря мудрому правлению, Хатшепсут самостоятельно восходит на престол.

Хатшепсут. Рисунок.

Но не все жрецы её поддержали в этом и считали, что она захватила престол. Но количество приверженцев было высоко, как среди тех, кто служил ещё её отцу, так и среди более молодых. И это помогло царице стать истинным фараоном Египта. Хатшепсут стала изображаться как полноправный и единоличный фараон, правда в мужском облике. Эта история о женщине, способной изменить законодательство и правление нескольких десятков династий. О женщине, смело заявившей право на престол, и способной не только стать одной из первых женщин-фараонов, но и сумевшей добиться немалых успехов, особенно на поприще строительства. Ведь именно при Хатшепсут были возведены прекраснейшие обелиски невероятных размеров, массовые изменения в Карнакском храме.

Обелиск Хатшепсут в Карнаке

Ну и, конечно же, один из самых великолепных храмов Древнего Египта – заупокойный храм Хатшепсут в Долине Царей.

Заупокойный храм Хатшепсут

Эта женщина заслуживает восхищения даже спустя 35 веков. Она сделала невероятное, даже по сегодняшним меркам. Отстоять право на трон в мире, где это было неслыханно, и продержаться до своих самых последних дней.

Начнём с обелисков. Их высота превышала высоту обелисков, построенных её отцом, и равнялась 30,7 м. Все работы по изготовлению и установке заняли около 7 месяцев. Надпись на обелиске гласит: «Сделала их как памятник её отцу Амону, владыке Фив, главе Карнака, воздвигнув ему два великих обелиска из вечного южного гранита с верхушками из лучшего всех стран электра, которые видны на обоих берегах Нила. Их лучи затопляют Египет, когда солнце восходит между ними, когда оно поднимается на небесном горизонте». Обелиски были установлены в северной части одного из залов Карнакского храма, который пришлось разобрать. Но, думаю, Хатшепсут сделала это с удовольствием, ведь когда-то именно в этом зале часть придворных выбрала единственным преемником престола — Тутмоса III. Тогда как сама Хатшепсут была и по линии отца и по линии матери законной царицей.

Обелиски Хатшепсут. Фото взяты с сайта «Проект Исиды»

Упавший обелиск

С памятниками, построенными при Хатшепсут, связаны имена нескольких зодчих – Хапусенеба, Сенмута, Пуимра, Аменхотепа и Тхути. Пуимра и Аменхотеп руководили изготовлением и установкой обелисков в храме Амон Ра. Хапусенеб, видимо, был уже преклонных годов, когда к власти пришла Хатшепсут. Он был из знатного жреческого рода и поэтому был выбран на должность верховного жреца и главного зодчего. Он возглавлял строительство всех самых важных памятников во времена раннего правления царицы. В дальнейшем все выдающиеся памятники связаны с именем Сенмута, самого близкого человека Хатшепсут. Он, несмотря на незнатное происхождение, добился невероятных высот и стал одним из самых влиятельных людей Египта. Сенмут занимался воспитанием царицы – наследницы Нефрура, был хранителем печати, начальником дворца, сокровищницы, дома Амона, житниц Амона, «всех работ Амона» и «всех работ царя».

Сенмут с дочерью Хатшепсут

Сенмут с дочерью Хатшепсут

Есть предположение, что Сенмут с Хатшепсут были любовниками. Сенмут сам в следующих словах характеризует своё положение: «Я был величайшим из великих во всей стране. Я был хранителем тайн царя во всех его дворцах, частным советником по правую руку владыки; постоянный в милости и один имеющий аудиенции, любящий правду, беспристрастный, тот, кого слушали судьи и чьё молчание было красноречиво. Я был тот, на чьи речения полагался его господин, чьим советом удовлетворялась госпожа Обеих Земель, и сердце супруги бога было полно. Я был вельможа, которому внимали, ибо я передавал слово царя свите. Я был тот, чьи шаги знали во дворце, истинный советник правителя, входящий в любви и выходящий в милости, радующий сердце владыки ежедневно. Я был полезен царю, верен богу и беспорочен перед народом. Я был тот, кому был поручен разлив, чтобы я мог руководить Нилом; кому были доверены дела Обеих Земель. Всё, что приносили Юг и Север, было под моей печатью, труд всех стран был в моём ведении. Я имел доступ ко всем писаниям пророков и не было ничего от начала времени, чего бы я не знал».

Изображение Сенмута

Сенмут пользовался огромной властью, поэтому имел очень хорошие возможности для воплощения всех своих творческих замыслов. В Египте существовала такая практика – зодчий возводил свою статую возле построенных им объектов. Отсюда мы можем судить о том, что было построено Сенмутом.

К сожалению, многие постройки Сенмута до нас не дошли и мы не можем судить о них в полной мере. Но зато до нас дошло одно из величайших творений Древнего Египта – заупокойный храм Хатшепсут в Дэйр эль-Бахри, который так и кричит о гениальности зодчего, сотворившего его. И с другой стороны заставляет сожалеть о том, что до нас не дошли другие произведения этого талантливого архитектора.

Реконструкция храма

Реконструкция комплекса храмов. Храм Хатшепсут, Ментухотепа II и Тутмоса III

Хатшепсут очень много строила в Карнаке, но позднее Тутмос III уничтожал все её надписи или заменял их именами своего отца Тутмоса II, который вообще был абсолютно безликий.

Изображение в Карнакском храме. Амон — Ра коронует Хатшепсут

Также в Карнаке Тутмос III построил храм Амону так, чтобы полностью закрыть постройки Хатшепсут. С пилонов он стёр все её имена и всё стало выглядеть так, что это построил его отец. Но, несмотря на все его старания, мир всё же знает о великой женщине – фараоне Хатшепсут.

Уничтоженные Тутмосом III рельефы Хатшепсут

Изображения Тутмоса II, отца Тутмоса III

Имя Тутмоса II в храме Хатшепсут.

Важное место в архитектуре Нового царства играли заупокойные храмы. Серьёзным изменением стал отрыв храма от самой гробницы. Храмы строились на границе пустыни и плодородной земли, а сами гробницы в ущельях скал. Из сохранившихся таких храмов известны храм Аменхотепа I и царицы Нефертири. К югу от него стоял храм – молельня, от которого шла дорога в Дэйр эль-Бахри, к заупокойному храму Хатшепсут. Южнее стояли храмы Тутмоса III, Аменхотепа II, Тутмоса IV и Аменхотепа III. Таким образом, заупокойные храмы восемнадцатой династии располагались с севера на юг в том порядке, в котором правили и жили фараоны.

Справа на фотографии расположен храм Хатшепсут

Слева комплекс заупокойных храмов

Дорога от храма Хатшепсут

Инени не зря считается великим архитектором, ведь именно ему принадлежит идея новой планировки царских погребений. О постройке царской усыпальницы он рассказывает в автобиографической надписи: «Я один наблюдал за тем, как высекали скальную гробницу его величества и никто не видел, и никто не слышал… Я бодрствовал в поисках того, что превосходно. Это была такая работа, которую предки не делали». Скорее всего, это относится к строительству храма Аменхотепа I. Но хотя храмы и получили новый внешний облик, планировка осталась прежней, ведь это было необходимо для проведения ритуалов и помещения должны были соответствовать им. Вначале скальные гробницы были небольшие и их оформляли скромно. Но постепенно размеры увеличивались, удлинялись коридоры, залы становились больше, количество подсобных помещений также увеличилось. Развивалось и архитектурное оформление. От размеров стало зависеть количество колонн и их расположение. И вот в гробнице Хатшепсут уже присутствуют 3 колонны в погребальном зале и одна в помещении перед погребальным залом.

Заупокойные храмы постепенно стали монументальными сооружениями с длинными аллеями сфинксов, массивными пилонами и стоявшими перед ними статуями фараонов. Но из-за того, что многое не сохранилось или дошло до нас в уже плохом состоянии мы не можем детально проанализировать все. Особенно расстраивает не сохранившийся храм Аменхотепа III. Судя по его останкам это было великолепное сооружение. От него сохранились сфинксы, располагавшиеся на аллеи, и колоссальные царские статуи, некогда стоявшие перед пилоном, а теперь, одиноко возвышающиеся среди равнины.

Статуи Аменхотепа III, известные как колоссы Мемнона

Но, конечно же, из всего что сохранилось, выделяется храм Хатшепсут. Этот храм имел особый замысел. Он построен рядом с прославленным святилищем Ментухотепа II, причём и построен он был по его образцу. Ментухотеп особо чтился у египтян, ведь именно с него началась фиванская династия фараонов, его храм был родовым святилищем.

Храм Хатшепсут. Рядом разрушенный храм Ментухотепа II.

И вот рядом с таким местом и возводит свой храм Хатшепсут, подчёркивая этим свою принадлежность к династии и право занимать престол Египта, некогда завоеванный Ментухотепом. Это было укрепление своего положения на престоле, куда вход женщинам был недоступен. И это было настолько необычно для Древнего Египта, что известный исследователь Жан-Франсуа Шампольон, первый человек, расшифровавший египетскую письменность, был сбит с толку. В храме Хатшепсут он видел два имени рядом — Тутмос III и Хатшепсут. Изображались они вдвоём как мужчины — в мужской одежде, с бородой и с атрибутами власти фараона. Но главная загвоздка была в том, что всё, что касалось фараона Хатшепсут, было написано в женском роде. Шампольон был растерян и не мог понять в чём тут дело. Изображают мужчину, а пишут как о женщине. И только позднее археологи, благодаря исследованиям, выяснили, что это была женщина-фараон. Она осмелилась претендовать на трон. Ведь из всех детей, только она пережила отца. Поэтому храм, который она возвела, говорил всем вокруг о её величие и власти. О том, что она достойный преемник своего отца Тутмоса I.

Храм также стал самым большим среди всех храмов, построенных до него. Хатшепсут возвела его высоко в горах и с молельней, находящейся в долине, его соединяла длинная дорога. Вдоль этой дороги располагались сфинксы с головой Хатшепсут.

Сфинкс Хатшепсут

Южную стену большого двора перед храмом украшали пилястры с чередующимися изображениями сокола в двойной короне и урея. Ниже были высечены имена Хатшепсут и схематические изображения фасада дворца. Западную сторону двора занимал портик с двумя рядами колонн – по двадцать две в каждом. Колонны первого ряда спереди были украшены так же, как и пилястры южной стены. С внутренней же стороны колонны имели восемь граней, подобно протодорическим колоннам второго ряда. Над архитравом шёл карниз с балюстрадой и стоками для воды.

Протодорические колонны

С юга и севера портик украшали статуи Хатшепсут в образе бога Осириса и достигали 8 метров в высоту.

На стенах портика были различные раскрашенные рельефы. Египтяне изображали, как привозили обелиски и подносили их богу Амону, как приводили пленников из Нубии, парад воинов и различные культовые сцены. На стенах с другой стороны была уже сама Хатшепсут в образе сфинкса, побеждающая врагов и приносящая жертвы Амону. Портик посередине делится большой монументальной лестницей, которая ведет на первую террасу храма. По обеим сторонам лестницы росли деревья, рядом были пруды с зарослями папируса. От самых ворот и до лестницы через каждые 10 метров стояли по два сфинкса. Фигуры львов на боковых стенах как бы сторожили вход. Второй двор, на нижней террасе с северной стороны, был не закончен. Там так и осталась не завершённая колоннада. С западной стороны двор замыкался портиком с двумя рядами четырёхгранных колонн, разделенных лестницей, ведущей на вторую террасу. Здесь стены украшены самыми известными рельефами – коронацией Хатшепсут, её рождение матерью Яхмес от самого Амона. В южной части экспедиция в Пунт, откуда были привезены благовония и экзотические животные.

Портики храма

Настенные рельефы храма Хатшепсут

Жертвенные животные

Поход Хатшепсут в Пунт


Хнум и Хекат ведут беременную царицу Яхмос, мать Хатшепсут, к месту родов

По обеим сторонам портика нижней террасы были устроены молельни богу Анубису и богине Хатор. Правая молельня, высеченная в скале, состояла из зала с 12 каннелированными колоннами, за которым находилось святилище Анубиса. Больших размеров было святилище Хатор. В первом зале были 32 колонны с капителями в виде головы Хатор. За этим залом находился маленький зал с двумя колоннами, из которого боковые двери вели в ниши, а средняя дверь в святилище из двух помещений.

Святилище Анубиса

Святилище Хатор. Вид сверху.

Святилище Хатор

Очень интересно была оформлена лестница. Внизу перил были кобры, хвосты которых извивались вверх по перилам. На спине каждой змеи сидел сокол. Это был тандем богов северного Египта кобры Буто и бога северного Египта сокола Бехудти, что символизировало единство всей страны. Перед лестницей находились сфинксы из красного асуанского гранита.

Сокол Бехудти

Планировка верхней террасы была более сложной. Вся эта часть храма предназначалась для совершения главных обрядов, и поэтому она была доступна только для узкого круга лиц. Этим объясняется и своеобразное оформление портика террасы, перед которым стояли осирические статуи Хатшепсут. Эти статуи 5,5 метров видны даже издалека. Основная часть террасы обнесена со всех сторон колоннадой, и вход в неё осуществлялся через массивную гранитную дверь. С южной и северной стороны к террасе примыкают молельни. Одна из южных молелен посвящена культу отца Хатшепсут, Тутмоса I. В других молельнях были изображения процессий жрецов, находился жертвенник, по которому надо было подниматься по ступеням.

Пилон храма

Пилон храма

В глубине центральной террасы было вырублено 10 больших и 8 малых ниш. В больших стояли осирические статуи царицы, высотой 3,35 м. Маленькие ниши закрывались дверцами, а на их стенах изображали Хатшепсут перед жертвенным столом. Посредине стены находилась главная молельня, в которой находилась мраморная статуя Хатшепсут.

Вход в святилище. На стенах ниши с осирическими статуями Хатшепсут

Вход в святилище

Таким образом, храм Хатшепсут представлял собой грандиозный по масштабам и великолепно декорированный памятник, поражающий строгостью и геометричностью линий и форм. Решение фасадов было построено по чередованию горизонталей террас с вертикалями колоннад. Наклонные плоскости лестниц, прекрасно связывают эти горизонтальные и вертикальные линии в одно целое, а если учесть, что дорога плавно перетекает в лестницу, то создаётся впечатление подъёма ввысь. И весь монументальный памятник выглядит лёгким и стройным.

Несмотря на схожесть храмов Хатшепсут и Ментухотепа II они имеют существенные различия. Им присуща геометричность и строгость линий, но храм Хатшепсут более разнообразен и обладают пышной декоративностью.

План храма Хатшепсут. Слева план всего храмового комплекса в Дэйр эль-Бахри

План храма Хатшепсут

Разрез храма Хатшепсут

И ярким отличием являются скульптуры, которых насчитывается свыше 200. В самом храме было, по меньшей мере, 22 сфинкса, 40 осирических статуй и 28 статуй, изображавших царицу сидящей или коленопреклонённой. И ещё около 120 сфинксов украшали дворы и дорогу. Во времена 18 династии роль скульптуры очень сильно возрастает.

Статуя Хатшепсут

Начальник сокровищницы и начальник царских мастерских Хатшепсут, руководивший работами в храме Дэйр эль-Бахри, в надписи на заупокойной стене своей гробницы рассказывает о храме. Он пишет, что «Внешние двери храма были сделаны из чёрной меди с инкрустациями из электра, а все внутренние – из настоящего кедра с бронзовыми деталями . Пол, по словам Тхути, во всяком случае, в одной из частей храма, был из золота и серебра, и красота его была подобна горизонту неба».

Орнаменты в изобилии украшали храм. Над карнизами дверей и ниш чаще всего были в виде чередующихся символов Осириса и Исиды, или в виде своеобразных «тайных» ребусных изображений имени Хатшепсут. В молельне Хатор на рельефах были изображены львы. Их пёстрые полосатые гривы, сделанные в виде условных концентрических кругов на плечах очень показательны для орнаментов храма Хатшепсут. Впоследствии вся эта пышность и декоративность активно развивалась последующими династиями фараонов.

Храм в Дэйр эль-Бахри был самым важным в годы царствования Хатшепсут. И внимание Сенмута было обращено именно на него. И он даже рискнул изобразить себя на одной из стен храма. Но эти изображения всегда располагались так, чтоб потом оказываться скрытыми за дверьми. Очевидно, что они не предназначались для всеобщего обозрения. И Сенмут сделал ещё более дерзкий поступок – раскопки обнаружили тайную гробницу, которую Сенмут изготовил себе под первым двором храма. Причём уже давно была известна гробница Сенмута и поэтому находка второй гробницы, да ещё и в храме Хатшепсут стала неожиданностью для исследователей. По форме эта гробница приближается к царским усыпальницам. Поэтому Сенмут выделяется из всей знати и вельмож. Особенно показательна надпись в первом зале гробницы, сделанная крупными иероглифами по самой центральной части потолка по всей его длине: «Да живёт Гор, далее следует полная титулатура Хатшепсут, царь Верхнего и Нижнего Египта, любимый Амоном, живущий и хранитель печати, начальник дома Амона Сенмут, зачатый Рамесом и рождённый Хатнефрет». Постройка такой полуцарской гробницы и подобная надпись была необычайно смелым поступком. И есть версия, что это и стало причиной гибели Сенмута. Тайная гробница Сенмута осталась незаконченной, и никаких следов погребений нет, ни в ней, ни в официальной гробнице. Такова история создателя храма в Дэйр эль-Бахри, великолепного зодчего и фаворита Хатшепсут, Сенмута.

Рисунок художника Михаила Потапова

Впоследствии умирает и дочь Хатшепсут, наследница престола, Нефрура.

Храм Хатшепсут недолго сохранял свой прекрасный вид. После смерти царицы к власти пришёл Тутмос III, и не сразу, а через несколько лет правлений приказал уничтожить все статуи Хатшепсут, препятствовавшей его самостоятельному правлению.

Хатшепсут. Рисунок Михаила Потапова

Тутмос III. Рисунок Михаила Потапова

Тутмос III. Один из величайших фараонов-воинов Древнего Египта.

Многочисленные скульптуры храма были разбиты на куски и зарыты поблизости, где они были обнаружены раскопками.

Разбитая статуя Хатшепсут

Исследования мумии Хатшепсут показали, что она умерла от болезней в возрасте 40-50 лет.

«Лучшая по благородству» или «Первая из почтенных» - женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии-Мааткара Хатшепсут Хенметамон - Царица Хатшепсут

Царица Хатшепсут была дочерью третьего фараона XVIII династии Тутмоса I и царицы Яхмес, внучкой основателя Нового царства фараона Яхмоса I. При жизни отца Хатшепсут стала «Супругой Бога» - верховной жрицей фиванского Бога Амона. Хатшепсут была единственной в истории Египта женщиной-фараоном, которой удалось водрузить на голову двойную корону Нижнего и Верхнего Египта.
Хатшепсут воздавались все подобающие фараонам светские и религиозные почести, ее изображали, как и полагалось настоящему фараону, с атрибутами Осириса, с привязанной под подбородком бородой. После смерти своего отца, Тутмоса I, она вышла замуж за сводного брата Тутмоса II. Когда он умер в довольно раннем возрасте, единственным его наследником стал малолетний Тутмос III, сын одной из младших жен фараона. Хатшепсут от его имени правила государством в течение 22 лет.

Египетские фараоны считались земным воплощением бога Хора и могли быть только мужчинами. Когда на престол взошла женщина-фараон Хатшепсут, для легитимности её власти была придумана легенда, согласно которой сам бог Амон снизошёл на землю, чтобы в облике Тутмоса I зачать свою дочь.

В заупокойном храме царицы Хатшепсут - Джесер-Джесеру или «Cвятая святых» в Дейр-эль-Бахри, построенном её фаворитом и придворным архитектором Сенмутом, сохранились иероглифические надписи, которые представляют собой описания событий, связанных с появлением Хатшепсут на свет, а также ритуальные формулы. Переводу каждой надписи предшествует краткое описание рельефного изображения, к которому она относится. На одном из рельефов, Амон сообщает богам (Монту, Атуму, Шу, Тефнут, Гебу, Нут, Осирису, Исиде, Нефтиде, Сету, Хатхор) о предстоящем зачатии нового «царя», которому будет вручена власть в стране.

Слова Амона к богам:

«Вот, возлюбил я супругу, избранную мной, мать царя Верхнего и Нижнего Египта Мааткара, наделённого жизнью, Хнумит-Амон Хатшепсут... Буду я защитой плоти её... Вот, дал я ей страны Египта все и чужеземные страны все... Будет предводительствовать она живущими всеми... Соединил я для неё Обе Земли в довольстве... Будет сооружать она храмы ваши, освятит она дома ваши... сделает процветающими она алтари ваши...»

Правление Хатшепсут ознаменовало собой небывалое процветание и возвышение Египта. Из всех сфер своей государственной деятельности Хатшепсут проявила себя прежде всего как фараон-строитель. Царица восстановила множество разрушенных завоевателями-гиксосами памятников. Два обелиска Хатшепсут высотой около 30 метров рядом с пилоном храма Амона-Ра в Карнаке были самыми высокими из всех построенных раннее в Египте, пока их не заложил каменной кладкой Тутмос III (до наших дней сохранился один из них).

Хатшепсут активно вела строительство храмов: в Карнаке было воздвигнуто «Красное святилище» Хатшепсут для церемониальной ладьи бога Амона. С её именем связана морская экспедиция в далекую страну Пунт, известную также как Та-Нечер- «Земля Бога». Местонахождение страны Пунт точно не установлено, возможно северное побережье Сомали, по другим источникам - Индия.

Как пишет Ирина Дарнева в книге «Молчание Сфинкса», эти обелиски напоминают Врата в небо, через которые идёт незримый луч дальних миров и розовый гранит придаёт им неземное состояние. Розовый цвет был выбран царицей не случайно, ведь розовый жемчуг считается символом Венеры и соответствует утренней заре. «Свет Утренней Зари» - так обращались к Венере в древности.

Хатшепсут считалась дочерью Солнечной династии фараонов, а также посвящённой жрицей, имеющей высокое духовное положение, её предначертание знали Жрецы Карнакского Храма.

Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов, как их называли древние египтяне. Воды Нила разделили Древний Египет на Царство Живых и Царство Мертвых. На восточном берегу Нила возводились дворцы фараонов и громадные храмы, славящие богов, на западном берегу строились пирамиды, гробницы и заупокойные храмы в честь умерших и обожествленных фараонов.

В Луксоре, у самого подножия скал Дейр-эль-Бахри, находится самый необычный памятник древнеегипетской архитектуры - поминальный храм царицы Хатшепсут, посвящённый богине Хатхор. Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, он был возведен в середине второго тысячелетия до нашей эры рядом с поминальным храмом фараона Ментухотепа I, основателя династии, к которой принадлежала Хатшепсут.

Строительство заупокойного храма началось еще при жизни царицы Хатшепсут. Джесер-Джесеру или «Cвятая святых» - так Хатшепсут назвала свой заупокойный храм. На границе пустыни и орошаемой земли был возведен гигантский пилон, от которого шла к самому храму дорога для процессий, шириною около 37 метров, которая с обеих сторон охранялась сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Прямо перед храмом был разбит сад диковинных деревьев и кустарников, привезенных из загадочной страны Пунт. Здесь же были вырыты два священных озера.

Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые помещения с колоннами и уходившие в толщу скалы святилища. Этот грандиозный замысел был воплощен руками зодчего Сененмута, фаворита царицы и воспитателя ее дочери Нефрура.

Прошло почти три с половиной тысячи лет. В книге Даниила сказано: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление». Археологам удалось найти статую Хатшепсут с неповреждённым лицом. В 2008 году было официально объявлено, что в Каирском музее покоится мумия Хатшепсут.

ХАТШЕПСУТ - ЕДИНСТВЕННАЯ ЖЕНЩИНА-ФАРАОН ЕГИПТА. ОТКРЫТИЕ ВЕКА!

Пирамиды Древнего Египта по праву считаются одним из чудес света. Они настолько же таинственны, насколько величественны и уникальны. И всякий раз, когда египтологам удается пролить свет хотя бы на один из секретов древних пирамид, это становится сенсацией. Находка мумии царицы Хатшепсут - из разряда последних и уже названа одним из важнейших открытий нашего века.

Мумия Хатшепсут долгое время считалась утраченной. А вот ее находка, по мнению главы Высшего совета по изучению древностей Египта, доктора и, собственно, автора открытия Захи Хавасса, на сегодняшний день сопоставима по важности разве что с обнаружением гробницы фараона Тутанхамона Картером в 1922 году. И хотя гипотезу Хавасса пытаются оспорить, для ценителей египетской культуры очередная работа «охотника за древностями» стала настоящим подарком. Подробный отчет о своем открытии египтолог, снискавший славу Индианы Джонса, разместил на сайте guardians.net .

Усилие идентифицировать мумию царицы Хатшепсут доктор Хавасс предпринял еще в 2006 году, когда начал идентифицировать неопознанные женские мумии. Три из них находились в Каирском музее. А вот четвертая - в погребении под литером KV60 в Долине Царей. Интересно, что этот таинственный саркофаг был обнаружен еще Говардом Картером в 1903 году. До этого гробница уже была ограблена, но все-таки Картер был невероятно удачлив. В общей сложности он нашел две мумии. Одна из которых принадлежала маленькой женщине. Вторая же – чрезвычайно тучной особе, которая лежала рядом с гробницей. Но Картер запечатал саркофаг. Видимо, из-за отсутствия в ней сокровищ.

В 1906 году эту же гробницу исследовал еще один выдающийся британский египтолог - Эдвард Эйртон. Ему удалось прочесть имя женщины в саркофаге: ее звали Ситре-Ин, и она была сиделкой Хатшепсут. Он отправил находку в Каир. А вот вторую мумию, найденную на полу, Эйртон опознать не смог. Много лет спустя, в 1989 году, антрополог Дональд Райан в очередной раз исследовал гробницу. Но в итоге мумия отправилась в музей безымянной.

Но почему доктор Хавасс решил, что именно она и есть Хатшепсут? Ключ к разгадке этой тайны находился в деревянной коробке с регалиями ее трона. Именно в ней в дополнение к канопам был найден единственный коренной зуб царицы. Исследователь предположил, что следуя традициям, бальзамировщики поместили зуб Хатшепсут в коробку, как ритуально заряженный предмет.

Канопы – сосуды с органами. Известно, что органы, извлеченные при мумификации не выбрасывались и не уничтожались. Они тоже сохранялись. После извлечения их промывали, а затем погружали в специальные сосуды с бальзамом - канопы.

Все неопознанные женские мумии и найденные предметы, а также мумии фараонов Тутмоса II и III, ведь первый – это единокровный брат Хатшепсут, а второй – ее пасынок, были подвергнуты тщательной экспертизе. Когда-то это не представлялось возможным, но современные достижения позволили египтологам значительно продвинуться вперед. Сканирование с использованием компьютерной томографии и анализ ДНК мумий не оставляли сомнений. Мумия тучной 50-летней женщины с отсутствующим коренным зубом и есть Хатшепсут.

Ко всему прочему выяснилось, что женщина-фараон страдала множеством заболеваний, в том числе диабетом и даже раком – метастазы были найдены практически во всех костях царицы, и скорее всего именно одна из болезней и стала причиной ее смерти. Таким образом, версия о том, что Хатшепсут умерла в результате насильственной смерти, полностью опровергнута. Как и то, что все храмы и монументы, воздвигнутые царицей, были уничтожены ее пасынком Тутмосом III из мести.

Глава Высшего совета по изучению древностей Египта, доктор Захи Хавасс: «Когда я приступил к исследованиям и поискам мумии Хатшепсут, то в действительности не думал, что мне удастся идентифицировать мумию царицы. Я рассматривал эксперимент, как прекрасную возможность изучать неопознанные женские мумии именно этой династии. Еще никогда при их исследовании не использовалась современная научная технология. Есть многие неопознанные мумии высокого статуса, найденные главным образом в королевских тайниках. Это ряд секретных могил. И мы должны отдавать себе отчет, что ради сохранения мумий и защиты от грабителей многие тела были скрыты и перемещены посвященными людьми в могилы поблизости. Например, мы знаем из исторических отчетов, что мумия Рамзесса II была первоначально перемещена от ее могилы до могилы его отца Сети I. Это было очень важным моментом и аргументом при поисках мумии Хатшепсут. И первое, что я сделал, обратил внимание на маленькую, неукрашенную могилу KV60 перед реальной гробницей царицы. Затем я изучил все найденные в этом захоронении мумии и пришел к выводу, что они действительно перемещались. И в этот момент принял решение спуститься в оригинальную гробницу Хатшепсут - KV20. Я не думаю, что много людей вошли в эту могилу. Даже египтологи, которые работали в Долине Царей, избежали этого, потому что KV20 - одна из самых трудных гробниц в долине».