Адрес: Италия, Рим, Римский Форум
Координаты: 41°53"30.2"N 12°29"10.2"E

Содержание:

Краткое описание

Храм Весты (Tempio di Vesta) – одно из наиболее древних и значимых культовых сооружений Рима . Это некогда величественное строение, от которого к настоящему времени остались одни развалины, было возведено на знаменитом Римском Форуме и посвящено богине Весте, хранительнице домашнего очага.

Общий вид храма Весты

Римский Форум (Forum Romanum) – площадь в центральной части Древнего Рима – служил в те времена местом сосредоточения всей общественной жизни горожан и постепенно обрастал все большим количеством значимых для них монументов, зданий и сооружений. Храм Весты стал одним из них и расположился в его юго-восточной части неподалеку от храма Цезаря.

Он составил единый архитектурный комплекс с Домом Весталок и был функционально и топографически объединен с резиденцией Великого понтифика – Регией. В нем вечно горел Священный огонь, и хранились важнейшие святыни Римского государства, по преданиям, доставленные сюда из Трои Энеем. Главной из них была деревянная статуя Паллады, которую в римской мифологии отождествляют с богиней Минервой, а в греческой – с Афиной. И которая, являясь по сути талисманом для места, в котором хранится, служила оберегом для этого города во время Троянской войны. Этот античный палладиум и другие, священные для римлян предметы, с тех времен были надежно спрятаны в тайнике храма Весты (предположительно в глубине его подиума), попасть в который было возможно только из святилища. Изображения самой богини Весты в этом культовом месте никогда не было, ее олицетворял здесь вечно горящий Священный огонь .

Вид храма со стороны храма Диоскуров

Культ Весты в Древнем Риме

Богиня Веста – покровительница домашнего очага и хранительница жертвенного огня (в греческой мифологии известная под именем Гестия). Ее культ в Риме по разным преданиям возник благодаря основателю и первому царю этого города Ромулу или, что вероятнее всего, его второму царю – Нуме Помпилию, правившему с 715 по 673 год до н. э., и построившему здесь посвященный Весте храм с жертвенником, огонь в котором символизировал силу и бессмертие Вечного города, незыблемость Римского государства и неизменность его порядков и устоев. Поэтому, чтобы Священный огонь не потухал, он постоянно поддерживался сначала дочерьми царя, затем шестью жрицами богини – девственницами-весталками.

Каждый год 9 июня в Риме отмечался праздник Весты, римляне босиком приходили в храм, приносили своей богине жертвы, просили у нее покровительства и заступничества для своего города и своих домашних очагов. В этот праздник было запрещено заставлять работать ослов, так как по преданиям крик этого животного разбудил богиню в тот момент, когда ей грозила опасность (ее намеревался обесчестить Приап).

В своих крайне редко встречающихся скульптурах богиня Веста представлена в виде молодой, богато одетой девушки с покрытой головой. Несколько чаще ее изображения можно было встретить на монетах: с палладиумом, факелом, скипетром, патерой (блюдом для жертвоприношений).

Вид храма со стороны Дома весталок

Весталки – самые почитаемые жрицы Древнего Рима

Главной обязанностью весталок было поддержание жертвенного огня в храме Весты . Считалось, что пока он горит, с городом не может произойти ничего плохого. За потухшее пламя весталки жестоко наказывались плетьми. Лишь раз в год этот огонь намеренно гасился и тут же зажигался вновь – на Новый год (он отмечался тогда в Риме 1 марта), тогда же весталками обновлялись ветви лавра в храме. От нового пламени римляне зажигали огонь в очагах римских курий.

Помимо этого весталки отвечали за проведение посвященных богине ритуалов и были главными хранительницами священных символов города и государства. В дни празднования в честь Весты (весталии) они торжественно выносили из храма пепел от Священного огня и сбрасывали его в Тибр.

Для посвящения в жрицы богини Весты выбирали исключительно девочек благородного происхождения в возрасте 6-10 лет, без пороков и изъянов. Они должны были исполнять возложенные на них обязанности в течение следующих трех десятков лет: первый десяток обучались, второй – служили, третий – обучали других. Подчинялись они непосредственно верховному жрецу, который возглавлял Коллегию понтификов.

Звание жрицы Весты приносило весталкам множество бонусов положения: они имели в Риме большой почет, уважение и влияние в обществе – им доверяли на хранение ценности и документы, они могли даровать жизнь осужденным на смерть и побежденным гладиаторам (в отсутствие на бое императора). Плюс такие материальные блага и привилегии, как дом с садом, приличное состояние, места в императорской ложе, передвижение по городу на колеснице и др. За особые заслуги весталкам ставились статуи, а за их оскорбление посягнувшему на их честь и достоинство грозила смертная казнь. Расплачивались они за то, что имели, обетом целомудрия на весь срок службы. За его нарушение весталкам полагалась жестокая смерть – лишившуюся девственности жрицу заживо хоронили (закрывали в специально вырытой землянке с небольшим количеством еды и питья), а ее сообщника пороли до смерти. Но по окончании 30 лет службы в храме весталки получали право жить обычной жизнью и при желании могли выйти замуж.

Существует легенда, по которой Рея Сильвия, мать основателей Рима Ромула и Рема, тоже была весталкой и поплатилась жизнью за то, что нарушила данный ею обет целомудрия.

Первоначально (в VII в до н.э.) храм Весты на Римском Форуме был построен в полном соответствии с духом и стилем римских жилищ того времени – представлял собой глинобитное сооружение, покрытое соломой и тростником . История существования храма насчитывает множество случаев, когда он подвергался опасности разрушения, разграбления и пожаров, а потому неоднократно перестраивался и восстанавливался. Историками выделяется семь этапов в его существовании и, соответственно, семь вариантов самого строения. Первым считается храм из глины, вторым – из кирпича. Он был серьезно поврежден в результате пожара в 390 г. до н. э. и отстроен уже из камня в комбинации с деревом, но и ему не удалось избежать разрушения, виной которому – пожар 241 г. до н.э. Восстановленный в очередной раз, храм снова едва не сгорел в 210 г. до н.э., когда во время пожара пострадало множество зданий вокруг него. Своим спасением храм Весты тогда оказался обязан 13-ти рабам, получившим свободу за этот свой подвиг. В таком виде сооружение просуществовало более 200 лет, после чего снова пострадало в огне, а затем было перестроено на этом же месте, но уже в мраморе. Еще раз храм практически полностью сгорел в великом пожаре 64 г. н. э., после чего спустя всего лишь год был вновь восстановлен Нероном.

И последний раз храм богини Весты после очередного сильного пожара в 191 году был подвергнут реконструкции, осуществленной Юлией Домной, женой римского императора Септимия Севера. С этого момента храм стал представлять собой то круглое каменное сооружение в форме толоса на высоком подиуме, с колоннадой и коническим куполом из металла, развалинами которого мы сегодня и любуемся на Римском Форуме. Храм Весты перестал действовать в 394 году, когда последний император единой Римской империи, Феодосий I Великий, наложил запрет на языческое вероисповедание. С того времени он медленно, но верно приходил в упадок.

Храм был обнаружен и идентифицирован итальянским археологом Родольфо Ланциани в результате раскопок 1877 года. В ходе дальнейших раскопок конца XIX века были обнаружены подиум и различные архитектурные фрагменты стен, колонн, пилястров, относящиеся к последней реставрации Юлии Домны. Эти находки вместе с монетами и рельефами, изображающими храм Весты, позволяют достаточно точно реконструировать это античное сооружение . Храм был беломраморным, имел 20 колонн в римско-коринфском стиле, соединенных между собой металлическими решетками, а также облицованный мрамором подиум и куполообразную крышу с отверстием посередине для выхода дыма от Священного огня.

Храм и современность

Сегодня Священный участок богини Весты на Римском Форуме представляет собой античные развалины: вы сможете увидеть только небольшой архитектурный фрагмент некогда изящного и величественного здания храма, состоящий из подиума и нескольких колонн, сохранившихся после его последней реставрации 191 года, а также несколько статуй на пьедесталах, руины Дома Весталок и фрагменты некогда окружавшего двор портика. И только при наличии определенной доли воображения и знаний, которые мы постарались до вас донести этим материалом, вы сможете представить себе заполненный людьми форум, разъезжающих на колесницах весталок, величественное здание храма Весты и горящий в нем Священный жертвенный огонь, олицетворяющий собой незыблемость Вечного города и его традиций.

Глава «Храмы» подраздела «Архитектура Римской республики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова.

Храмы были основным типом общественных сооружений в эпоху республики, особенно в V-II вв. до н.э.

Первоначально религия италиков, поклонявшихся безликим божествам природы, не требовала изображения божеств и храмов. Богам посвящались алтари в лесу, у источников и т.п. Место культа Весты - одной из главных богинь, хранительницы домашнего очага - было простым круглым навесом над неугасимым огнем.

Постепенно под влиянием этрусков и греков религиозные представления римлян изменились. Появились статуарные изображения богов; для их сохранения понадобились храмы. Из плеяды многочисленных духов и божеств, олицетворявших различные проявления сил природы и моральные понятия (согласие, мир, добродетель и т. п.), выделилась группа верховных богов - Юпитер, Юнона, Минерва, Марс, Венера и Веста, близких по своим функциям к основным богам греческого пантеона. Но в отличие от греческой римская религия была холодно формальной, отражающей дух трезвого (практицизма латинян. Вследствие тесной связи религии с государственной властью культовым церемониям, гаданиям и обрядам придавалось большое значение в жизни государства.

В V-IV вв. до н.э. в Риме и других городах Лация было выстроено множество этрусско-италийских простилей: храмов на высоком подии (до 5 м высотой) с глубоким передним портиком, примерно равным по размерам целле, с широко расставленными деревянными колоннами и обильным терракотовым рельефным декором фронтонов. Другой разновидностью был храм италийского типа, имевший боковые портики, замкнутые продолженной задней стеной целлы.

Самым значительным из них был храм Юпитера Капитолийского в Риме , известный по остаткам его оснований и по описаниям историка эпохи Августа Дионисия Галикарнасского. Этот храм италийского типа имел три целлы (средняя больших размеров) и был посвящен триаде богов - Юпитеру, Юноне и Минерве.

Его осевая композиция подчеркивалась наличием лестницы только со стороны главного фасада, глубиной переднего портика (три ряда по шесть колонн) и вытянутостью в плане пропорций целл. Этот приземистый храм, по-видимому, с деревянными антаблементами и с широко расставленными коринфскими колоннами на массивном подии (размером 56,85x61,6 м) возвышался на Капитолийском холме и господствовал над городом. Как показывают сохранившиеся части подия, он был сложен из квадров туфа без применения раствора. Храм украшали полихромные терракотовые детали и квадрига на фронтоне работы знаменитого этрусского мастера Вулки из Вей. В 296 г. до н.э. терракотовая квадрига была заменена бронзовой копией. Храм неоднократно перестраивался с сохранением первоначального плана. Последняя его реконструкция относится к 80-м гг. до н.э.

К концу VI в. до н.э. в Риме появились трехцелловый храм Дианы на Авентине и храмы Фортуны и Матер Матуты на Бычьем рынке. Наряду с преобладающим этрусским воздействием на начинавшую складываться римскую архитектуру имело место и некоторое греческое влияние. Известно, что храм Дианы на Авентине украшали греческие мастера.

На протяжении последующих столетий воздействие архитектуры эллинизма на римское культовое зодчество все более усиливалось. Шел процесс постепенного усвоения приемов и форм греческого зодчества и преобразования их в соответствии с местными италийскими традициями и потребностями римского общественного уклада. Сначала этот процесс носил характер механического сочетания разнородных элементов. Выработанные греческой архитектурой формы сопоставлялись без понимания логики их взаимосвязи и накладывались на италийскую основу здания. Своеобразными иллюстрациями этого являются храмы Южной Италии (от многочисленных храмов Рима этого периода сохранилось очень немногое). Так называемый храм Мира в Пестуме (III-II вв. до н.э.) представлял собой четырехколонный простиль, своеобразно трактованные коринфские колонны которого несли антаблемент с дорическим фризом (рис. 20). Такое же смешение частей различных ордеров было и в храме Аполлона в Помпеях (рис. 21), где дорический фриз сопоставлялся с ионическими колоннами.

О типах некоторых храмов Рима, об освоении римскими мастерами периптера как в его прямоугольном, так и в круглом виде и особенно о принципах композиции храмовых ансамблей республиканского периода дают представление немногие сохранившиеся остатки на Бычьем и Овощном рынках и на Ларго Арджентина. Все эти храмы разных форм, размеров и высоты обычно располагались параллельно и очень близко друг от друга в виде компактной группы.

На Бычьем рынке два ориентированных на юг храма располагались на подии и имели, видимо, одну заднюю стену. Они восходили к IV-III вв. до н.э., но были перестроены позже. Остатки трех храмов на Овощном рынке также дошли в поздней перестройке, возможно, сохраняющей архаические формы первоначальных сооружений (рис. 22). Храмы стоят на подиях и обращены главными фасадами на восток. Один из них - северный - италийского типа с ионическими колоннами. Два других представляют собой пример приспособления периптера к этрусско-италийской схеме простиля с глубоким передним портиком. Сравнительно небольшой (20X11 м по стилобату) южный храм был дорического ордера с колоннами из травертина и невысоким подием, украшенным строгими профилями архаического типа. Средний - ионический храм на подии (24X15 м по стилобату) 16x6,5 м внутри целлы) имел стены из туфа, мраморные каннелированные колонны и мраморный фриз. Карнизы на главном фасаде травертиновые. На менее доступных обозрению боковых фасадах они выполнены из пеперина.


23. Рим. Ларго Арджентина. Храмы IV-I вв. до н.э. Современный вид круглого храма, план комплекса

Комплекс на Ларго Арджентина состоит из четырех храмов, расставленных несколько свободнее и также ориентированных на восток (рис. 23). Названия их неизвестны, поэтому они обозначаются буквами. Самый древний из них храм С (IV в. до н.э.) - италийского типа на очень высоком подии. Храм А в IV в. до н.э. был, видимо, дистилем в антах, в III в. он был преобразован в простиль с четырехколонным портиком, а в 80-х годах I в. до н.э. получил форму периптера с шестью колоннами на фасаде. Самый интересный - храм В (II в. до н.э.) - круглый периптер на подии с лестницей только перед входом. Он является одним из существенных звеньев в формировании круглого италийского храма, постепенно развившегося сначала из деревянного, а затем каменного ограждения вокруг очага со священным огнем Весты. На сложение архитектурного образа храма несомненно повлияли также формы греческого толоса. Но постановка здания на подий, имеющий доступ только со стороны входа, свидетельствует об италийской основе храма с его строго осевой ориентацией. В I в. до н.э. храмы Ларго Арджентина были включены в ансамбль театра Помпея, а позже закрыты общим портиком и бережно охранялись как реликвия прошлого.

Поиски и разработка типов римского культового здания продолжались и во II в. до н.э. В 196-192 гг. до н.э. был построен необычный по композиции храм Вейова на Капитолии , реставрированный в I в. до н.э. (рис. 24). Его оригинальность заключалась в поперечной по отношению к портику входа постановке целлы (ее размер 14X18 м). Храм был обращен главным фасадом к Капитолийскому подъему. От эпохи республики дошел только один храм этого типа.

Наряду с новыми архитектурными решениями продолжали существовать традиционные типы храмов. Таков построенный около 100 г. до н. э. дорический храм Геркулеса в Коре , стоящий на субструкциях на крутой горе (рис. 25) и представляющий собой простиль с равными по объему портиком и целлой. Ордер и здесь употреблен без ясного понимания его конструктивной сущности, а детали выполнены без необходимого мастерства.

Происходивший на протяжении IV-I вв. процесс приспособления периптера к местным композиционным схемам - этрусскому простилю и храму италийского типа - в основном закончился лишь к концу II - началу I в. до н.э., когда римские зодчие сумели найти органическое сочетание этих форм. В результате возник новый тип храма - псевдопериптер, наиболее полно отвечавший италийскому вкусу к фронтальным осевым композициям. Являясь синтезом форм, псевдопериптер может быть определен и как простиль с полуколоннами вокруг целлы и как италийский храм, интерколумнии боковых портиков которого заполнены раздвинутыми стенами целлы. В псевдопериптере с его единственным глубоким портиком достигнуто максимальное выделение главного фасада храма, поднятого на высокий подий и доступного только с одной стороны. Полуколонны и свободно стоящие колонны единым мотивом ордера объединяют и уравновешивают две разнородные части храма - замкнутую целлу и сквозной портик, придавая зданию необходимую целостность.

Наиболее ранним считается псевдопериптер в Тибуре, поставленный на субструкции у обрыва высокой скалы. Боковые части его портика с заполненными кладкой интерколумниями и слегка выступающими из их плоскости колоннами придают храму особое своеобразие.

Ему аналогичен более зрелый по композиции храм Д на Ларго Арджентина, выстроенный около 100 г. до н.э. на фундаментах более древнего здания. Оба храма сравнительно невелики.

Псевдопериптер больших размеров появился в первой половине I в. до н.э. в Таррацине (совр. Террачине), (рис. 26). Опираясь на отчасти вырубленную в скале, отчасти искусственную террасу, храм Юпитера (34x20 м) был вознесен над морем на 200 м. Ориентированный строго по странам света, он стоял под углом 45° к сторонам занимаемой им площадки - необычное явление в римском зодчестве. От ансамбля сохранились великолепные сводчатые субструкции, облицованные инцертом.

К середине I в. до н. э. псевдопериптер стал ведущим типом культового здания, по образцу которого не только строились новые, но и переделывались старые храмы. Так, даже круглый храм В на Ларго Арджентина был преобразован в псевдопериптер с четырехколонным портиком, вследствие чего его осевая направленность выявилась гораздо острее.

27. Рим. Бычий рынок. Храм Фортуны Вирилис. 42-38 гг. до н. э. Современный вид, реконструкция фасада, план

Вполне развитым псевдопериптером является так называемый храм Фортуны Вирилис (возможно, бога Портунуса), построенный между 42 и 38 гг. до н.э. на Бычьем рынке в Риме (рис. 27). Это единственный храм республики, дошедший почти в полной сохранности. Он был выстроен из туфа с применением травертина (углы целлы, колонны, подий) и оштукатурен. Здание четко разграничено на три равные части - портик и две ячейки целлы. Четырехколонный ионический портик своими пропорциями подобен квадрату. По сравнению с предшествующими храмами венчающие части здания утяжелены и обильно украшены декоративной резьбой. Скульптурный фриз образован гирляндами, чередующимися с канделябрами и человеческими фигурами.

Развитие круглого периптера в начале I в. до н.э. продолжилось в храме Сибиллы в Тибуре (рис. 28), стоящем рядом с псевдапериптером. Его опирающийся на субструкции небольшой объем, окруженный стройной колоннадой, завершает крутой обрыв, четко выделяясь на фоне гористого пейзажа. Форма перекрытия храма неизвестна. Его пропорции несколько вытянуты в расчете на восприятие храма издалека снизу, в ракурсе. Характерное италийское стремление сохранить одностороннюю направленность и в круглом здании ясно здесь выразилась.. Главную ось храма отмечают не только ступени перед входом и суженный кверху дверной проем, но и приближенные к нему и акцентирующие его окна тех же очертаний. Выполненный в бетоне, облицованный травертином и оштукатуренный храм с его изящными колоннами итало-коринфского ордера, легким фризом из гирлянд и букраниев и кассетированным перекрытием круглого портика являлся гармоничным архитектурным организмом, неотъемлемым от окружающей природной среды.

28. Тибур. Храм Сибиллы. Начало I в. до н.э. Разрез, общий вид храма, план храма Сибиллы и псевдопериптера, плафон портика, капитель

29. Рим. Храм Весты на Бычьем рынке. Середина I в. до н.э. Общий вид, капитель

Построенный в самом конце республики круглый периптер на Бычьем рынке в Риме, известный как храм Весты (рис. 29), по типу довольно близко повторял храм Сибиллы в Тибуре. Однако этот в основе своей италийский храм был выполнен не в туфе и травертине, но сложен из орфостатов паросского мрамора в греческой технике кладки и имел прекрасные коринфские колонны классического типа, сложившегося под воздействием греческих образцов. Несколько позже вокруг подия появились ступени, как в греческих храмах.

И храм Весты, и храм Фортуны Вирилис, (выстроенные в переходный период между двумя историческими эпохами, естественно, содержат разнородные черты. Как и большинство сооружений республики, они сравнительно невелики по размерам, а храм Фортуны еще очень прост по использованным материалам. Но достигнутая в них монументальность и совершенство исполнения архитектурных форм, насыщенность декором и применение в храме Весты в качестве основного строительного материала дорогого привозного мрамора говорят уже о новых явлениях, назревающих в римском зодчестве. Архитектура храма Весты обнаруживает также усилившееся тяготение к формам и типу центрических сооружений эллинизма.

Храм Весты (Tempio di Vesta) – один из древнейших в Риме храмов, посвященный богине-покровительнице домашнего очага и расположенный в (Foro Romano) на юге Священной дороги (Via Sacra).


История храма началась в VII веке до нашей эры, предположительно при царе Нуме Помпилии. В течение веков он много раз горел и восстанавливался вновь, пока наконец не появилось круглое сооружение с фасадом из белого мрамора, окруженное двадцатью коринфскими колоннами, возвышающееся на подиуме. В 64 г. н.э. в Риме случился большой пожар, храм богини снова горел, но был сразу же восстановлен.

Современный Римский Форум сохранил остатки храма Весты, реконструированного после пожара, случившегося в 191 году. Восстановлением занималась Юлия Домна, жена императора Луция , большая почитательница богини. При императоре Феодосии I было запрещено язычество (394 год), и культ Весты ушел в прошлое, а храм разрушился, и только его руины, найденные во время раскопок 1877 года, напоминают о том уважении, которое питали римляне к богине семейного очага.

Культ Весты

Веста, дочь бога – олицетворение домашнего очага, покровительница семьи, самая уважаемая из античных богинь. Она не вышла замуж ни за сватавшегося к ней Аполлона, ни за Меркурия и поклялась головой Зевса сохранить девственность. За нерушимость обета Зевс приказал почитать ее во всех храмах и первой приносить дары на семейных очагах, куда по традиции ставили и изображения других божеств. Саму Весту почти никогда не изображали: она всегда присутствовала среди семьи, собравшейся у очага, в виде горевшего там огня.

Огонь, постоянно горевший на жертвеннике в храме Весты, символизировал вечность Рима, незыблемость государства и его порядков.

Дорогой читатель, для поиска ответа на любой вопрос по отдыху в Италии, воспользуйтесь . Я отвечаю на все вопросы в комментариях под соответствующими статьями минимум раз в сутки. Ваш гид в Италии Артур Якуцевич.


В «святая святых» храма был устроен тайник, где хранилась одна из самых важных городских святынь – Палладиум, деревянное изображение Афродиты, принесенное из Греции предком Ромула и Рема – Энеем . Раз в год в первый день нового года, огонь торжественно возжигался вновь либо при помощи увеличительного стекло от солнечного света, либо трением, чтобы он имел природное происхождение. За ним следили сначала царские дочери, а затем эта обязанность перешла к жрицам культа богини – весталкам.

Весталки

Шесть весталок – жриц Весты, избирали из числа девочек от 6 до 10 лет, дочерей свободных уважаемых граждан (патрициев), и оставляли при храме в течение тридцати лет. Первые десять лет вновь избранные учились, последние – обучали новеньких, и только десять лет занимались собственно служением. Имена многих весталок известны, их статуи веками украшали храм.

Обязательным условием для весталок было сохранение девственности. Служительницу культа богини Весты, нарушившую обет, хоронили заживо на «поле злодеев» , причем несли ее туда при полном молчании публики в закрытых носилках, а в могилу, куда ставили кровать, лампу и немного еды, она должна была сойти сама. Ее соблазнителя ждала не менее печальная участь: за святотатство его забивали розгами до смерти. Но после окончания срока служения весталка могла выйти замуж, и это было большой честью для ее избранника.

За 11 веков существования культа только тринадцать весталок нарушили обет, но это не значит, что остальные боялись уготованной отступницам смерти. Весталки пользовались в Риме огромным уважением, и где бы ни появлялись, им доставались самые почетные места, а одна только встреча с ними по пути к месту казни могла подарить осужденному жизнь.

Голова осла

На лампах в святилищах Весты сохранились изображения ослиных голов в память о том, как осел своим криком разбудил спящую богиню и спас ее от позора – ею хотел овладеть полубог Приап, покровитель плодородия. В память этого события в Риме было установлено празднование: ежегодно 9 июня римляне приходили в храм Весты с дарами и не имели права в этот день заставлять работать своих ослов.

Как добраться

До храма Весты и Дома весталок в Риме можно легко добраться пешком от (Colloseo), который находится совсем рядом с Римским Форумом, от площади Венеции (Piazza Venezia), от Капитолийского музея (Museo Capitolino) на Piazza del Campidoglio. Ближайшая – Colloseo, линия B.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Рим, как его еще называют “Вечный Город” является лакомым кусочком для туриста. Это великолепный город с легендарной историей, которая восходит ко временам до нашей эры, а продолжаются и поныне. Достопримечательности Рима видели рассвет этого прекрасного города и с удовольствием делятся с туристами своими тайнами.

Одной из таких достопримечательностью является храм почитаемой римлянами, до принятия христианства, богини Весты. Находится он в историческом центре Рима. Об этом храме существует множество историй, легенд и поверий, поскольку место для Рима действительно культовое. Несмотря на свой возраст, это грандиозное сооружение прекрасно сохранилось, служа немногословным, но красноречивым подтверждением величия этого народа.

Расположен этот храм на знаменитом римском форуме. Во времена Античного Рима, это место было средоточием политической, общественной и культурной жизни. С этим связано обилие в данном месте культовых сооружений и одно из них посвящено богине Весте.

Культ богини Весты

Богиня Веста — это женское божество, которое покровительствует семье и домашнему уюту. Это богиня домашнего очага, которая поддерживает мир и процветание семейства. Ее культ восходит к эпохе первых царей (800-700 в. до н.э). Уже тогда правители Рима осознавали, что семья является ячейкой здорового и процветающего общества. Поэтому, культ богини Весты имел важное значение для римских граждан.

Олицетворением божества были не статуи, это была вещь куда более символичная — вечный огонь. Именно огонь, в холодную пору поддерживал тепло и уют в доме, поэтому он и был избран символом, олицетворяющим Весту. Храмовые жрицы обязаны были поддерживать огонь. Поначалу служительницами являлись царские дочери, а когда Рим перешел к республиканской форме правления, должность царя упразднили и эта обязанность была передана шестью служительницам.

Древнеримский праздник, посвященный богине Весте отмечался 9 июня. Во время торжества римские граждане совершали жертвоприношения, которые сопровождались просьбами о мире и процветании своей семьи. Осел — основное тягловое животное, которое задействовали крестьяне в этот праздник отдыхали. Это связано с тем, что именно крик осла разбудил спящую богиню и уберег ее от наглых приставаний Приапа.

Скульптурные изображения божества можно встретить очень редко, поскольку именно огонь считается ее первоначальным олицетворением. На редких же скульптурах она представлена в виде молодой и прекрасной девы, в простых одеяниях. Так же ее изображения присутствуют на монетах.

Жрицы богини Весты

Вся деятельность служительниц в храме Весты было поддержание огня, который находился в его центра. В случае, если огонь гас, то все жрицы храма подвергались избиению плетями. Только 1 марта — в день, когда отмечался Новый год этот огонь тушили, чтобы торжественно зажечь вновь. Потом граждане Рима приходили с лампадами, от которых зажигали огни в своих очагах. Таким образом, в каждом жилище горел огонь, который был частью священного пламя в храме.

Жрицами могли быть только полноправные граждане женского пола. Причем набирали их исключительно из представительниц благородных семейств. Служба в храме длилась на протяжении 30 лет и делилась на три равных отрезка времени, по 10 лет. На протяжении первого происходило обучение и посвящение во все тонкости жреческого ремесла, на протяжении второго служительница сама занималась отправлением обрядов, а на протяжении третьего уже сами выступали в роли жриц, для младшего поколения.

Но в римском обществе у жриц храма Весты (весталок) были не только обязанности, но и права. Жрицы этой богини имели немалый вес в римском обществе. Об этом красноречиво говорил тот факт, что слово весталок, в отсутствии Императора, имело важнейшее значение в вопросах жизни и смерти на гладиаторских боях. Помимо этого, служение жрицей имело немаловажные имущественные привилегии. Каждой служительнице полагалась загородная вилла, по городу они ездили на колеснице, а на гладиаторских боях занимали места возле императора.

Увы, плата за столь высокое положение в римском обществе была так же высока. Служительницы обязаны были сохранять девственность на протяжении всего срока службы. Тех, кто ослушался, ждала жестокая смерть. Смертной казни подвергался так же и ее любовник. Вести полноценную любовную и семейную жизнь жрица могла только по окончанию службы в храме.

Храм богини Весты — вчера и сегодня

Самая первая инкарнация данного сооружения представляла собой простое римское жилище, которое строили в ту пору. Дело здесь не в том, что на постройку более грандиозного сооружения не хватало средств. Просто, тогда граждане Рима руководствовались тем, что поскольку богиня Веста — защитница дома и семьи, то ее храм должен представлять собой жилище.

Затем сооружение в течение многих веков меняло свой облик, пока наконец Храм богини Весты не предстал перед жителями Рима во всем своем великолепии.
С приходом христианства языческий культ оказался под запретом, поэтому сооружение не подлежало восстановлению. К сожалению, это привело к его постепенному упадку. На сегодняшний день, от этого грандиозного сооружения остались лишь руины, которые впрочем выглядят так же довольно впечатляюще.

Реконструкция, проведенная археологами на основании данных от различных источников показала, как выглядел этот храм. Основу строения составляли 20 колонн, созданных из белого мрамора, соединяли их металлические решетки, а покрывала храм куполообразная крыша, на которой находилось отверстие, служащее для вывода дыма.

Колонны храма исполнены в коринфском стиле с характерными романскими элементами. Они богато декорированы орнаментом из различных цветов. Высокие, торжественные и прекрасные они способны вызвать подлинный восторг даже у тех, кто не интересуется архитектурой.

Как попасть к храму Весты?

Сориентироваться здесь совсем несложно. Главное — добраться до Римского форума. Здание находится неподалеку от Капитолийского музея, развалин Колизея, а так же площади Венеция. Если добираетесь на метро — выходить нужно на станции Colloseo, линия В.