Все мы знаем мавзолей В.И Ленина, слышали, а многие и видели мавзолеи Мао Цзедуна в Пекине, Ким Ир Сена в Пхеньяне. Еще порядка пяти мавзолеев существуют в мире по сей день, а еще столь ко же было снесено после падения Восточного блока. А еще мне удалось лично застать момент сноса мавзолея Георгия Димитрова в Софии. Но немногие знают, что всего лишь 3 года назад, 11 ноября 2007-го года, в палестинском городе Рамалла был торжественно открыт мавзолей человека, которого в мире называли первым Президентом Палестины, Ясира Арафата. Насколько мне известно, мавзолей палестинского лидера - это самый молодой из мавзолеев мира -

Кратко про Ясира Арафата

Крайне одиозная и неоднозначна личность, но нельзя отрицать и тот факт, что именно этот человек навсегда останется для палестинцев и арабского мира в целом главным борцом за свободу палестинского народа. Израильтяне возразят, мол, зачем популяризировать в массы этого террориста, на совести которого тысячи загубленных жизней? На этот отвечу так - на совести любого лидера масса загубленных жизней, все остальное политика. Тот же Израиль не признает геноцид армянского народа лишь только потому, что боится испортить отношения с Турцией (хотя, после флотилий в Газу - куда уж еще портить?), вот вам и политика. Хотя казалось бы, кому как не евреям понимать, что такое уничтожение миллионов. Мир циничен и все пекутся лишь о своих интересах. Посему, к черту политику, и будем называть вещи своими именами.

Итак, покойный палестинский лидер родился в Каире в 1929-ом году в семьей выходцев из Газы, а его настоящее имя звучит как Мухамма́д Абд ар-Рахма́н Абд ар-Рау́ф Арафа́т аль-Ку́два аль-Хусейни, что касается его более привычного имени "Ясир Арафат", так это всего лишь псевдоним. В возрасте 4 лет Арафата перевезли в Иерусалим, и он жил аккурат в Старом Городе. На момент создания Государства Израиль, Арафат находился в Египте, учась в университете.

Уже с 17 лет он начал борьбу с британцами и еврейскими поселенцами в Палестине, поставляя оружие арабским мятежникам. Арафат крайне негативно воспринял решение ООН о разделе Палестины на еврейское и арабское государства, считая, что арабы способны сами решить, как и с кем им жить. Первый свой бой с израильской армией Арафат встретил в 1956 году, во время Синайской кампании, будучи в чине лейтенанта египетской армии. Именно в это время он впервые одел на себя арабский платок-куфию, в которой он ходил до конца своих дней.

В 1957 году он создает движение Фатх , более привычное нашему уху как ООП (Организация Освобождения Палестины), и в это же время получает кличку Абу-Аммар. Первую вооруженную вылазку против Израиля Арафат совершил в 1964 году, попытавшись взорвать главный израильский водовод из озера Кинерет в центр страны. Затем последовали сотни терактов, направленных против израильских граждан и армии. Нападения осуществлялись с территории Западного Берега, находившегося под контролем Иордании, кроме того, со стороны египетского Синая и Ливана. В 1967 году, после захвата Израилем Западного берега, Арафат со своими соратниками отступает в Иорданию.

И вот с этого момента, когда Арафат и его повстанческая армия оказываются в Иордании, происходит некий перелом в доселе понятной схеме противостояния с Израилем. Дело в том, что абсолютно игнорируя интересы иорданского Короля Хуссейна, палестинцы попытались устроить из Иордании базу для атак на Израиль. Последние же, не оставаясь в долгу, наносили ответные удары по Иордании. Более того, в 1970-ом году Арафат попытался совершить военный переворот и сместить иорданского монарха. Эти события известны как "Черный сентябрь", когда иорданская армия вступила в схватку с Арафатом и его боевиками. По разным данным, в сражениях между иорданцами и Арафатом погибло от 5 до 20 тысяч человек, а бои происходили прямо на улицах Аммана. К счастью для Короля Хуссейна, он вовремя раскрыл заговор и изгнал Арафата из страны. Перебазировавшись в Ливан, Арафат продолжил войну с Израилем оттуда, но и тут в его действиях вновь прослеживается определенный казус. Он попытался подмять под себя наполовину христианский Ливан, абсолютно не заинтересованный в войнах с Израилем. В результате он спровоцировал гражданскую войну внутри Ливана и ввод туда израильской армии вначале в 1978 году, а затем в 1982. Жертвами гражданской войны в Ливане стали десятки тысяч убитых ливанцев. После последней войны Арафат и его боевики покинули осажденный израильтянами Бейрут и перебазировались в Тунис.

Начало 70-ых и вовсе ознаменовалось невыгодными для палестинцев событиями: многочисленными терактами против израильских, американских и европейских граждан. Достаточно упомянуть убийство 11 израильских спортсменов на олимпиаде в Мюнхене в 1972 году, убийство 26 человек в аэропорту Бен-Гурион, угоны 16(!) пассажирских лайнеров западных авиакомпаний и взятие в заложники их пассажиров, взрывы и убийства по всему миру. Надо сказать, что ничто не нанесло большего вреда делу создания Палестинского государства, чем действия самих же палестинцев во главе с Арафатом. В конечном итоге это понял и сам Арафат, запретив в 1974 году теракты против иностранных государств, исключая Израиль. Но было поздно. В целом, симпатии мира были на стороне борющегося с терроризмом Израиля. Идея переговоров и создания палестинского государства из-за действия Арафата застопорилась на десятки лет.

И все же этот крайне неоднозначный деятель смог переломить очень плохую для палестинцев ситуацию и пришел в конечном итоге к осознанию необходимости действовать мирными средствами. В 1993 году Арафат и израильский премьер Рабин пожимают друг-другу руки -

Казалось бы, долгожданный мир наступил и арабо-израильский конфликт исчерпал себя. Увы, не тут-то было. С того самого 1993 года были взлеты и падения, очередные теракты и новые переговоры. Проблема не решена по сей день. Арафат изрядно критикуем как на Западе, так и среди самих палестинцев. Одни считали его слишком мягким с Израилем, другие наоборот слишком жёстким, третьи обвиняли в коррупции, четвертые подозревали в излишней дружбе с Брежневым и попытке продвигать советские интересы на Ближнем Востоке.

В Иордании и Ливане отношение к Арафату более чем неоднозначное по упомянутым выше причинам. Но формально в арабском мире этого человека принято считать героем. Умер он в Париже, в 2004 году, от скрываемой всеми болезни. Что только не пишут про таинственную смерть Арафата: отравлен израильтянами, самоубийство и даже сифилис в последней стадии. Вот такой странный этот Арафат.

11 ноября 2007 года был открыт мавзолей в Рамалле, куда перевезли тело Арафата. Именно сюда привозят всех государственных деятелей, посещающих палестинскую автономию. Если приезжающие в Россию иностранные делегации водят к Монументу Неизвестного солдата для возложения венков, а в Израиле в музей Яд-ва-Шем, то палестинцы - к мавзолею Арафата.

...и вот мы добрались и сюда

Мавзолей Арафата находится в северной части Рамаллы, внутри укрепленного комплекса Мукатта, где расположены правительственные здания палестинской администрации. Тут заседает парламент и тут же резиденция нынешнего президента, Абу Мазена, соратника Арафата, принявшего на себя бразды правления после смерти первого. В городе каждый знает это место и с радостью вам покажет -

Напротив мавзолея Арафата вывешены про-палестинские растяжки, где написано, что сражение за Иерусалим будет продолжено до победного конца, а все беженцы должны быть возвращены -

Немного о Рамалле

Палестинцы считают этот 300-тысячный город экономическим и политическим центром автономии, но всегда подчеркивают - "временно", пока не будет возвращен Иерусалим. Оставим политику за бортом, и просто прогуляемся по городу. Должен сказать, что за те десять лет, что я здесь не бывал, город совершил немыслимый рывок к процветанию и благополучию. Это безусловно самый чистый, богатый и "турист-френдли" город в автономии -

Панорама Рамаллы со стороны Бейтунии (юго-западный пригород) -



Как мы прикидывались российскими журналистами

Дело в том, что я большой сторонник перестраховок. В последние годы жизнь превратилась в какой-то хаотичный салат из судебных процессов, путешествий по странным местам мира, баталий с чиновниками разных стран и народов. Такой расклад неизбежно учит быть хитрее своих оппонентов. Мне часто говорят "Саш, ты ясно утрируешь", на что всегда отвечаю "Лучше пере**ть, чем недо**ть". Зачем прикидываться журналистами?

Во-первых для израильской армии, контролирующей все въезды и выезды в палестинские города. И пусть в последнее время часть постов были сняты и перемещаться стало значительно проще. Поскольку контроль бывает поверхностным, а уставшие солдатам порой лень останавливать каждую машину едущую в Рамаллу, то такая вот бумажка придает туристу некий "официоз". К журналистам меньше вопросов, а вот в отношении туристов могут здорово прицепиться на тему "Куда едете и зачем?". Не говоря уже про израильтян, которым и вовсе израильская армия запрещает въезжать в палестинские города. Второй момент - сами палестинцы. На машине с израильскими номерными знаками (желтыми) бывает не очень комфортно находиться в глубине наблусского (шхемского) базара, или парковаться возле мавзолея Арафата в Рамалле. А тут, смех-смехом, на вас смотрят как на посланника большой и дружественной страны. На уровне эмоций, не более того. Итак, эти листочки лепим вперед и назад -

Хотя название "Палестина" имеет тысячелетнюю историю, споры вокруг его употребления и суверенитета исторической области на Ближнем Востоке все еще продолжаются и зачастую приводят к серьезным конфликтам на дипломатической арене.

Государство без территории

Неожиданное для мирового сообщества провозглашение независимости Палестины случилось в ноябре 1988 года, когда Организация освобождения Палестины (ООП) заявила о желании взять под контроль земли на западном берегу Иордана. При этом никакой возможности добиться реализации своих намерений в то время у палестинского правительства в изгнании не было.

Предполагалось, что освобожденная Палестина, столица которой должна находиться в будет мирно соседствовать с Израилем. Однако этого не случилось. Еврейское государство оккупировало эту часть города. Столица Палестины, пусть всего лишь административная, была устроена в Рамалле в 1993 году. В то же время начался активный переговорный процесс между Израилем и ООП.

Рамалла - столица независимой Палестины

Строго говоря, Рамалла стала не столько столицей суверенного государства, сколько административным центром арабской автономии в границах Израиля. Не имея возможности занять Иерусалим, палестинцы устроили офис своего правительства в городе с не менее примечательной историей.

Учёным достоверно известно, что город Рамалла существовал еще в эпоху Судей, о которой рассказывается в Торе. Известно также, что в этом городе жил судья Самуил, о котором упоминается в Книге Царств.

Палестина: столица не обретена

Правительство палестинского государства, самопровозглашенного и признанного далеко не всеми суверенными государствами, состоящими в ООН, считает, что столицей страны должен быть Восточный Иерусалим. Однако у Израиля есть свое мнение на этот счет.

Еврейское государство считает Иерусалим свей столицей и всячески пытается принудить мировое сообщество признать этот факт. Например, убеждает Белый дом перевести туда посольство США из Тель-Авива.

Однако, считает восточную часть этого города оккупированными территориями Государства Палестины (135 стран из 169 признали его независимость).

Иерусалим: столица Палестины и не только

История этого города так богата различными завоеваниями, правлениями и оккупациями, что говорить о принадлежности его какому-то конкретному государственному образованию довольно сложно. Даже разобраться в том, кого именно считать коренными жителями, не представляется возможным, ведь почти за четыре тысячи лет многие из паломников, завоевателей и путешественников, придя в этот город, остались в нем жить.

А последователи трех авраамических религий и вовсе считают Иерусалим своим святым городом. А многие места, которые в нем находятся, - неприкасаемыми по тем или иным причинам. например, являющаяся неоспоримым центром святого города, так и не была поделена между всеми желающими. Многие верующие не могут туда попасть.

Временное состояние вечного города

Бесконечная чехарда правительств и царств приучила местных жителей к тому, что любое правление рано или поздно заканчивается, но состояние отношений между ООП и Израилем грозит завести в тупик, которого боятся все.

Впрочем, об опасности такого исхода сообщила еще Британия, когда вывела свои войска с территории, за которую несла ответственность, заявив о невозможности разрешить спор между евреями и арабами.

С тех пор никто так и не предложил разумного разрешения конфликта между двумя государствами. Палестина, столица которой должна быть в Восточном Иерусалиме, и Израиль, претендующий на тот же город, не готовы идти на компромиссы в этом вопросе. Без вмешательства мирового сообщества решение вряд ли будет найдено. Израиль тем временем продолжает оккупировать территорию соседнего государства. Этим фактом, разумеется, недовольна Палестина. Столица Рамалла считается лишь временным местом пребывания правительства этого государства.

Рамалла – это город в центральной части Палестины, в 16 км к северу от . Название города произошло от двух арамейских слов: «рам» означает возвышенность, гора и «алла» значит бог, т.е. в буквальном переводе – «Божья возвышенность». Кстати, город расположен на высоте 800 метров над уровнем моря. В непосредственной близости от Рамалла, так что границы города порой невозможно четко установить, расположен меньший по размерам город-спутник – Альбире. Эти имеют свою весьма древнюю историю.

История образования города

Несмотря на то, что история современного Рамалла ведет свое начало от 16 века, в пещерах, расположенных в окрестностях города, были сделаны удивительные находки (костяные орудия труда, доисторические камни и дерево), свидетельствующие о присутствии тут человека уже 500.000 (полмиллиона) лет до нашей эры. А еще здесь были найдены сложенные из сырцового кирпича квадратные и закругленные жилища, что говорит о присутствии в этой местности ранних сельскохозяйственных коммун.

Впоследствии эта местность много раз переходила из рук в руки. Здесь селились филистимляне, иудеи, сирийцы, хананеи, сирийцы, вавилоняне, греки, турки, римляне, персы, арабы.

По христианскому преданию, Иосиф и Мария останавливались тут передохнуть на своем пути из Иерусалима в Галилею, позднее на этом месте была воздвигнута Церковь Святого Семейства.

В 12 веке нашей эры, французские крестоносцы построили в городе крепость. Башню этой крепости, известную как Аль-Тире, до сих пор можно видеть в старом районе Рамалла. В 13 веке, после захвата земли Османскими турками, большинство крестоносцев вернулось домой, в Европу, но некоторые остались, породнившись и слившись с местным населением.

Современный Рамалла был образован в самом начале 16 века большой христианской семьей Хаддадин, глава семейства которой, Рашид Хаддадин, был кузнецом (от арабского «хаддадин» — кузнецы). Они прибыли с востока, от реки Иордан, с Карака или Шубака. Горная местность привлекла Хаддадин тем, что, во-первых, очень напоминала им их родные места, а во-вторых, густые горные леса поставляли топливо для их кузниц.

Однажды в гостях у брата Рашида, Сабры, был глава могущественного мусульманского клана Эмир Ибн Кайсум. В это время жена Сабры родила ему дочь. По мусульманскому обычаю, Эмир предложил помолвить ее с его малолетним сыном с тем, чтобы, когда дети повзрослеют, поженить их. Свадьбы между мусульманами и христианами в то время не практиковались, и, думая, что гость попросту шутит, Сабра согласился.

Когда через время Эмир напомнил ему об его обещании, Сабра ответил отказом, что повлекло за собой кровавый конфликт между двумя кланами. Семья Хаддадин сбежала, чтобы поселиться на вершине холма, где на то время жили несколько небольших христианских и мусульманских семей. И в 1596 году в Османском регистре появилось новое селение Рамалла, состоящее из 71 христианской и 9 мусульманских семей.

Кстати, в наши дни почти все потомки семьи Хаддадин, основателей города, живут в США. В Рамалла, все еще считающемся христианским городом и традиционно выбирающем мэра-христианина, христиане являются меньшинством, составляя около 5% населения города. А в городе-спутнике Альбире, имеющем преимущественно мусульманское население, до сих пор можно увидеть руины старинной церкви, построенной Хаддадин еще до конфликта и их бегства в горы.

Роль церкви в развитии Рамалла

Но вернемся к истории. В 18-19 веках Рамалла разрастается в большую развитую сельскохозяйственную деревню, что привлекает сюда переселенцев из других мест, преимущественно христиан. Здесь одна за другой появляются церкви, первая из которых – православная церковь Преображения Господня. Следом появились римско-католическая и греко-католическая церкви, позднее – лютеранская, протестантская и баптистская. Службы в них проходят и по сей день. Поддерживая образование в Палестине, при церквях организовывались средние школы, которые работают и сегодня: Католическая, Лютеранская, Френдс, Коллийе Аглие, Школа Святого Иосифа и другие.

Деятельность церквей, их материальная помощь подняли благосостояние христианских семей, заставили их задуматься о связях с западом. Так, в самом начале 20 века, купцы из Рамаллы и Вифлеема обратили свои взоры на США и Европу, занялись экспортом и импортом, многие христианские семьи эмигрировали.

Процветание Рамалла, — американские автомобили, радио и телевизоры, а также механизированные орудия сельского хозяйства, — послужило магнитом для жителей Лодда и Яффо, эмигрировавших в Рамалла. Это еще более изменило соотношение христиан и мусульман в городе. В 1908 году Рамалла официально стал городом, со своим муниципалитетом и партнерской программой с городом-спутником Альбире.

20-й век

С 1917 по 1948 год город пребывал под Британским мандатом. В это время палестинскими купцами и земельной элитой города было построено множество богатых двухэтажных вилл, большинство из которых можно видеть и сегодня. В 1936 году в городе появилось электричество и своя радиостанция, которая вещала на арабском, иврите и английском языках.

В 1948-1967 годах Рамалла находился под господством Иордании. Ограничение свободы слова и преследования коммунистов и социалистов, застой в экономике и одновременный приток сельских жителей, снижающий уровень жизни, — все это послужило причиной того, что четверть населения Рамалла (1.500 из 6.000) эмигрировали. Многие опустевшие дома и земли скупали купцы из Хеврона и других палестинских городов.

В 1967 году, во время шестидневной войны, Рамалла, как и другие города Палестины, был занят Израилем. Комендантский час с последующей переписью населения и выдачей удостоверений личности закрыл двери домой перед теми палестинцами, которые на момент переписи находились за рубежом: отныне у себя на родине они стали иностранцами.

В 1987 году город охватило всеобщее мирное сопротивление, так называемая Интифада. Жители города организовывались в комитеты, устраивали массовые демонстрации протеста, занимались уборкой улиц, посадкой деревьев и обучением детей и молодежи, которые потеряли возможность учиться из-за закрывшихся школ и частых комендантских часов. Жизнь в состоянии Чрезвычайного положения продолжалась до 1991 года.

В 1993 году в Осло Ицхаком Рабином и Яссером Арафатом был подписан договор. Согласно нему в декабре 1995 года Рамалла был передан под контроль Палестинской Власти. В истории города, как и во всей Палестине, началась новая эра.

Рамалла в наши дни

Сегодня Рамалла – это административный и культурный центр Палестины. Здесь находится парламент, резиденция президента и министерства, представительства разных стран, иностранные организации, банки и торговые представительства. Поэтому многие жители соседних деревень, а также севера страны ( , и их пригородов) переселяются сюда в поисках работы. Правда, не только уровень жизни, но и цены в Рамалла выше, чем в остальных городах Палестины.

Город находится в состоянии постоянного строительства и растет как на дрожжах. По оценке Палестинского статистического бюро, население города на 2013 год насчитывает приблизительно 170.5 тысяч жителей, 19 тысяч из которых проживают в лагерях беженцев. А если говорить о Рамалловской области, то это число составляет более 320 тысяч человек.

Культура и образование

Культурная жизнь в Рамалла довольно разнообразна и богата. Большой Дворец культуры , кинотеатры, молодежные клубы, выставочные залы, музеи и иностранные культурные центры (немецко-французский , испанский, британский и другие), спортивные и тренажерные залы, художественные и музыкальные школы, библиотеки, бассейны, парки и многое другое, — все это делает его привлекательным как для местных жителей, так и для гостей города. Здесь ежегодно проходят интернациональные фестивали, — музыкальные, кинематографические, фестивали современного и народного танцев, ставший уже традиционным фестиваль пива Oktoberfest и многие другие.

В Рамалла работают 3 университета (Бирзет, Педагогический и Вечерний университет Аль-Кодс), несколько институтов и множество средних школ. Самый большой из университетов, университет Бирзет , был основан в 1924 году. На девяти факультетах ведется обучение 47 специальностям, еще по 26 специальностям можно продолжить учебу в магистратуре. Общее количество студентов, включая иностранцев, составляет ежегодно около восьми тысяч человек. В университете есть обширная медиатека, музей, большие актовые и конференц-залы и различные лаборатории. Обучение ведется в основном на английском языке.

Производство и сельское хозяйство

В городах (как в Рамалла, так и в Альбире) есть индустриальные зоны, где находятся небольшие по российским меркам заводы: Кока-колы, пластмассовых изделий, чипсов и печенья, колбас. Есть своя шоколадная фабрика, молокозавод и несколько фабрик, производящих лекарства.

Жители деревень района занимаются земледелием и животноводством. Здесь выращивают в первую очередь оливки, а также производят оливковое масло. Есть небольшие виноградники, абрикосовые плантации и сливовые сады, заготавливают инжир. В скотоводчестве преобладают овцы, из молока которых делают белый сыр (брынзу) и твердый высушенный йогурт – лябан кишек.

Туризм

В городе можно увидеть много иностранцев. Туристов в Рамалла ждет теплый прием. В городе много фешенебельных гостиниц и уютных кафе, где можно попить кофе или покурить с друзьями аргиле. В многочисленных ресторанах представлена кухня многих стран мира: восточная, мексиканская, итальянская, французская, китайская и другие.

К достопримечательностям города можно отнести Рамалла Тахта (старый город) с оригинальными каменными зданиями, мавзолей Яссера Арафата и могилу известного арабского поэта с музейным комплексом.

Ниже — видео муниципалитета Рамалла о достопримечательностях города. Надеюсь, оно расширит ваше представление о городе. Для перехода просто нажмите на ссылочку. И не забывайте, пожалуйста, оставлять свои комментарии в конце статьи.

Раньше «невестой Палестины» арабы называли Яффо – небольшой город-порт, ныне ставший районом . Позволю себе продолжить в духе арабской образности и скажу, что невесту ту увёл двоюродный брат. Затаив обиду, сегодня невестой арабы называют Рамаллу.

Туристу да и большинству обычных людей, не очень хорошо знакомых с Ближним Востоком, слово Рамалла, наверное, мало о чём скажет. Намного больше скажет имя человека, избравшего её своей штаб-квартирой и ставшей в итоге местом его погребения. Имя это – Ясир Арафат. Его, яркого и харизматичного лидера, лауреата Нобелевской премии мира, знают, наверное, даже те, кто не интересуется политикой. Сложно не запомнить этого араба, бесконечно мелькающего в СМИ в бессменной гимнастерке и куфийе, которую многие стали впоследствии называть “арафаткой”.

Вероятно, с подачи Арафата начался процесс превращения Рамаллы в столицу. Однако в скобках замечу, что в сердцах и умах палестинцев нет никакой иной столицы, кроме Иерусалима. Как бы в подтверждение своих слов прочитала в местном путеводителе: «Город Рамалла находится неподалеку от Иерусалима, столицы Палестины ».

Рамалла – небольшой город на Палестинских территориях, отделённый от Израиля заградительной стеной. Пять блокпостов контролируют въезд, и, в большей степени, выезд из города. Дело в том, что большинству палестинцев запрещено покидать эти территории и въезжать в Израиль. Документом, по которому палестинец может въехать на территорию Израиля, является разрешение на работу, но выдают его далеко не всем желающим. “Счастливчикам” необходимо пройти долгие и муторные бюрократические процедуры.

В священные дни мусульманского календаря некоторым палестинцам дают возможность посетить иерусалимские святыни на Храмовой горе и помолиться там. Однако эта опция недоступна для мужчин от 18 до 45 лет. Все остальные потенциально могут рассчитывать на получение такого разрешения. Но предпочтение, как мне рассказывали, отдают детям и старикам.

Граждане России, равно как и граждане других стран, могут беспрепятственно въезжать на территории и выезжать оттуда. Автомобиль должен быть с “арабскими номерами” (израильские номера – жёлтые, арабские – зелёные (зарегистрированные в регионе Западный берег реки Иордан) или белые (сектор Газа)). Главное правило: успеть выехать с территорий до 20:00. Просто потом карета превращается в тыкву, кучер – в крысу, а лошади – в серых мышей…:) Блокпосты закрываются в 8 вечера и, если не успеете выехать через них и не сможете найти брешь в стене, возможно, потребуется на следующий день объяснять, почему нарушили предписание. Не знаю, правда, грозят ли нарушителям какие-то санкции.

Мы въезжали через блокпост, находящийся рядом с лагерем беженцев Каландийя. Лагеря беженцев (подробнее расскажу о них в другой раз) выглядят скромнее обычных районов Рамаллы, отличаются от них малоэтажной застройкой, большим количеством мусора на улицах и бесцельно бродящими по этим улицам людям. Впрочем, статус беженца позволяет бродить по улицам бесцельно. Около блокпоста на площади к проезжающим пристают торговцы с одеялами и подушками пронзительно розового цвета. Здесь же, неподалеку, поговаривают, будто бы разбирают на части угнанные в Израиле автомобили. Так что знающие люди приезжают сюда за запчастями.

Кстати, об автомобилях. В Рамалле их много, движение повсюду очень плотное. На всём пути лишь однажды мы встретили регулировщика. Правда, выглядел он здесь, как выглядел бы в большинстве восточных городов, инопланетно. Дорожное движение местами хаотично: люди едут, разворачиваются, останавливаются, паркуются, где хотят и как хотят. Но мне показалось, что этот хаос на самом деле является непостижимым для европейского разума саморегулирующимся организмом. По сравнению с нашими достаточно агрессивными участниками дорожного движения тамошние водители кажутся очень миролюбивыми, они могут просто постучать в окно и высказать свои претензии к тебе, не переходя на повышенные тона и на личности. Зато у этих миролюбивых парней есть привычка курить на заправках. Впрочем, этот регион настолько горяч, что курение на заправке – такая мелочь, в сущности.

Что же представляет собой Рамалла? По виду – провинциальный город с неплохо развитой инфраструктурой, с отелями, магазинами, торговыми центрами, банками, с большим количество новых домов, в том числе с элитными жилыми комплексами с охраняемым двором и парковкой. В одном из таких комплексов разместилось дипломатическое представительство РФ в Национальной Палестинской Администрации – главная цель нашего визита.
Визуально создается впечатление, что город живёт строительством и куплей-продажей. Наверное, я не очень далека от истины. Впрочем, сегодня Рамалла старается развивать и туризм. В 2011 году открылся первый туристический центр, предоставляющий информацию о городе и предлагающий туристические услуги. Что касается туристических мест, то их здесь немного. Одно из них – могила Ясира Арафата, над которой недавно был сооружён мавзолей. Планируется открытие музея, посвященного жизни и деятельности этого выдающегося политика. Есть музей-мавзолей Махмуда Дарвиша – известного палестинского поэта и писателя. Есть ещё остатки строений крестоносцев, мечети, пара церквей. При должном радении и сильном хотении, думается, и на этом можно развить туризм.

Решив узнать, чем живёт город, схватила местный и очень местечковый журнал, выходящий то ли раз в год, то ли раз в полгода, то ли по мере накопления новостей. Он «порадовал» меня статьями о местных выборах, встречах с послами, консулами и европейскими делегациями. Удивили праздничные мероприятия, освещённые журналом: Рождество Христово и день оливкового дерева (после такой «праздничной» страны, как Россия, два праздника за полгода удивляют!).

Рождество с украшенной звездами пластмассовой ёлкой на площади Ясира Арафата отмечали все вместе – светские и религиозные, мусульмане и христиане. День оливкового дерева – какой-то местный праздник — отмечается жителями города пятый год с песнями и плясками в национальных костюмах. Рискну предположить, это что-то типа Дня Города (оливковое дерево изображено на гербе Рамаллы). Эти праздники почтил своим присутствием мэр города Муса Хадид. Он является активным пользователем Фейсбука, кстати, благодаря чему о жизни города можно узнать немного больше. До него с 2008 по 2012 год пост градоначальника занимала беспартийная христианка, бывшая школьная учительница, Дженет Михаэль. Её приход вызвал странные восторги некоторых западных СМИ в таком духе: «В Палестине женщина-христианка стала мэром, ничего себе!» Журналисты, конечно, не потрудились узнать, что христиане-чиновники и христиане при должностях в арабских странах с лохматой древности по сей день – явление ни в коем случае не экстраординарное. Да и к тому же Палестина – светское государство (государственное образование, если быть совсем точным).

Что касается личного знакомства с Рамаллой, то оно у меня было непродолжительным и ограничилось наблюдением города из окна автомобиля, общением с русскими дипломатами и совсем немного с арабами, а также посещением мавзолея Арафата.

Наш водитель Махмуд убедил меня сфотографироваться с почетным караулом у гробницы. Мне было немного неловко, но он меня заверил, что “палестинцам это приятно”. Так что в моем личном архиве теперь есть немного странное фото с Ясиром Арафатом и почетным караулом — единственными виденными мной палестинскими военными с военной же выправкой.

Напоследок… Мне вспомнилось почему-то случайно попавшееся на глаза высказывание о Рамалле палестинского историка Халида Рашида. Он назвал её «позолоченным неолиберальным гетто». Что-то в этих словах есть.