История строительства павильона «Грот»

Грот был обязательным украшением парков Западной Европы 18 века и говорил о хорошем вкусе владельца. Его назначение было не только давать прохладу, но и приводить в восторг и изумлять посетителей. На убранство грота ушло 210 крупных «наиредчайших раковин и до 17,5 пуда мелких. Оформлением занималсяФ. Б. Растрелли. Грот был обязательным украшением парков Западной Европы 18 века и говорил о хорошем вкусе владельца. Его назначение было не только давать прохладу, но и приводить в восторг и изумлять посетителей.


Сроительство началось в 1755 году по указу императрицы Елизаветы Петровны. Грот являлся связующим звеном между пейзажной и регулярной частью парка и оживлял пустынную панораму берегов. Только одна сторона здания выходила на сушу, а остальные три омывались водой. В это время также была мода оформлять комнаты во дворце или павильоны в парках раковинами и туфом (горная порода, образовавшаяся из вулканического пепла, с окаменелостями ракушек и улиток). Новомодная комната появилась и в Царскосельском дворце, но из-за сырости раковины сняли и украсили ими новый павильон, превратив его в Грот. Императрица «вышедши из Грота, могла сесть в лодку и отправиться по Большому пруду на бекасиную охоту».


Перестройка павильона «Грот» в 18 веке

В 1770-1771 годах Екатерина II приказала сломать при Гроте пристань с будкой и исправить штукатурные украшения по своему вкусу. Несколько лет спустя и от убранства из раковин и туфа также пришлось отказаться, так как от сырости раковины сами отпадали или их тайком отдирали посетители. Стены были отделаны лепной работой и покрашены в два тона. Отделка была простая, но производила приятное впечатление благодаря пропорциям и выдержанным рисункам лепки. Она выглядит более выгодно, чем позолота и многочисленные раковины, так нравившиеся императрице Елизавете.


Переименование павильона «Грот»

При Екатерине II Грот стал называться «Утренней залой» и был приспособлен императрицей под коллекцию скульптур. Особенно привлекала внимание выполненная из белого мрамора статуя Вольтера в натуральную величину, сидящего в кресле в халате и колпаке. Как писала сама императрица: «…С тех пор как там стоит Вольтер, смотреть утреннюю залу ходят караванами». Однако в 1791 году после народных волнений во Франции, участники которых называли Вольтера своим вдохновителем, императрица разгневалась и приказала статую убрать.


Спустя 40 лет Александр Сергеевич Пушкин, работая над историей Петра I, изучал материалы в одной из закрытых комнат старого Эрмитажа и меж книжных полок случайно наткнулся на статую ««в изгнании». Она ему так понравилась, что он сделал ее рисунок в своем блокноте. С тех пор прошло еще полвека с небольшим, и изваяние французского писателя увидело свет — оно было выставлено в главном музее Петербурга. Название «Утренняя зала» появилось оттого, что императрица в жаркие летние дни, вставая рано утром, иногда предпочитала заниматься делами или чтением в прохладном Гроте, среди каменных изваяний, которые еще больше усиливали прохладу.


На это время вход в сад посторонним людям был запрещен. Затем сюда же в эти дни приглашались гости для общего чаепития со сладостями, а иногда и с музыкой. Вечерами Екатерина II здесь ужинала под военную музыку. Со временем внешний вид здания сильно изменился, появились новые скульптуры. При императоре Павле, винившем мать в смерти отца и разрушавшем ее летнюю резиденцию, часть скульптур была вывезена. Позднее архитектор А. Ф. Видов построил перед Гротом пристань и насыпал берег. Здесь в Крещение в присутствии высочайших особ происходил молебен и водоосвящение.


Современное время

  • В время Великой Отечественной войны пристань была разрушена, а в начале 1970-х годов построена заново из гранита.
  • В наши дни в павильоне проходят временные выставки.


Грот (Утренняя зала)

С северно-восточной стороны Большого пруда находится павильон Грот, построенный в 1755-1756 годах по воле императрицы Елизаветы Петровны.
Работы по строительству и внутреннему убранству павильона выполнялись итальянцем, надворным советником Росси, по проекту обер-архитектора Б.Растрелли. Грот был построен на берегу и изначально только задняя его стена находилась на суше, а с остальных сторон вода подступала непосредственно к стенам павильона. Императрица Елизавета могла сесть в лодку непосредственно выйдя из Грота, а затем отправиться например на бекасиную охоту.
В Елизаветинское время было модно отделывать несколько комнат во дворцах или отдельные парковые павильоны раковинами и туфом. Была такая комната и в Большом дворце, но из за сырости её уничтожили, а раковинами решено было отделать новый павильон, превратив его в Грот. На его убранство пошло 210 тысяч крупных и почти 300 кг мелких раковин.

В 1770-71гг. уже по указанию Екатерины II и при участии архитекторов В.Неелова и А.Ринальди павильон был перестроен. Грот лишился убранства из раковин, балюстрады со статуями и пристани с будкой, изменилось и его предназначение. В нём разместили коллекцию произведений античного искусства: статуи, слепки, древние надписи и пр., поэтому павильон нередко называли залой «антиков».

До 1791 года в Гроте находилась статуя давно умершего друга Екатерины II - французского философа Вольтера, работы Ж.Гудона. Однако после того, как в Париже начались революционные волнения, участники которых считали Вольтера своим идейным вдохновителем, Екатерина II была сильно разгневана на память о своём кумире и его скульптура была вывезена прочь из Грота и долгое время хранилась в одной из комнат Петербургского Старого Эрмитажа, где её в 1831 году обнаружил зажатой среди книжных полок А.С.Пушкин, работающий с архивами над историей Петра I.
Уже в 1780-х годах павильон стали называть Утренним залом. Связано это название с тем, что Екатерина II очень любила вид от Грота и часто по утрам в летние дни занималась в нём делами и читала, а в тёплые вечера ужинала, слушая военную музыку, гремевшую с «Зала на острову».
В царствование Павла, сокровища из Грота были вывезена в Гатчинский дворец и частично в Петербург. Тогда и затерялись следы статуи Вольтера, обнаружили которого только при Александре II.

В начале XX века у пристани перед Гротом в праздник Крещения проводили молебны с водосвятием в присутствии Императорской семьи, а до этого водосвятие совершалось в присутствии Высочайшего двора 1 августа.

При освобождении Пушкина, внутри Грота было обнаружен часовой механизм подрыва, соединённый с двумя 250-килограммовыми бомбами, провода которого тянулись дальше, к заминированному Зубовскому флигелю, Камероновой галерее и Екатерининскому дворцу. Есть доля чуда в том, как оперативно наши саперы перерезали провода к взрывателям и уничтожили подрывников, в противном случае не существовало бы такого понятия как Екатерининский дворец, а в парке вероятно были бы построены санатории и базы отдыха.
В Великую Отечественную войну павильон Грот пострадал незначительно. Сохранились великолепные решетки, рамы и двери, на купольных окнах даже уцелела деревянная резьба XVIII века. С внешней стороны пострадали от снарядов две колонны, а одна сторона балюстрады пристани была разбита, и в 1971 - 1972 годах отстроена по новому проекту в граните.
Сейчас павильон используется для размещения временных выставок.

Адмиралтейство

Живописный ансамбль Адмиралтейства или «Голландии» органично вписан в панораму Большого пруда. Комплекс был построен в память присоединения к России Таврического ханства (Крыма).
Ранее в разных укромных местах сада со времен Елизаветы Петровны существовали деревянный сарай, в котором хранилась шлюпка для прогулок императрицы по озеру и жила команда матросов, а также сарай для водоплавающих птиц. Взамен сломанных сараев В.Неелов возвел каменные здания с фасадами, решенными в готических формах, стилизованных с помощью стрельчатых окон, зубчатых щипцов и парапетов, облицовки красным кирпичом.

Средний павильон служил Шлюпочным сараем, в котором хранились лодки Царскосельской флотилии, состоявшей из разнообразных яликов, трешкоутов. На озере стояли бот и яхта, подаренная великой княгиней Екатериной Павловной брату императору Александру I.
Силуэты судов , украшавшихся разноцветными флагами, в торжественные дни празднично иллюминованные, являлись составной частью пейзажа. Внутри Адмиралтейства находилась модель 75-пушечного военного корабля «Лейпциг», южноамериканская пирога, весла и другое оснащение судов, хранившихся здесь зимой. Второй этаж занимал большой зал, украшенный раскрашенными английскими гравюрами и рисунками из коллекции, привезенной В. Неёловым из Европы.

В 1901 году здесь поместили знаменитый Готторпский глобус , подаренный в 1713 году императору Петру I герцогом Голштинским Карлом Фридрихом в ходе Северной войны. Земной и небесный глобус (диаметром 3,1 м) был изготовлен в 1651-1664 гг. в герцогстве Шлезвиг-Гольштейн механиком А. Бушем по проекту Адама Олеария. Внутри его размещался стол со скамьями на 12 человек. Во время войны Готторпский глобус был вывезен в Германию, после возвращен и теперь находится в коллекции Кунсткамеры .

Одинаковые боковые павильоны Адмиралтейства - Птичные домики - использовались для содержания птиц - лебедей, фазанов, гусей и уток особых экзотических видов. В двориках и в одном из павильонов имелись бассейны для их зимовки. Александр I во время своих утренних прогулок любил собственноручно кормить птиц, надевая для этого специально приготовленную перчатку. Теперь на озере можно встретить только диких городских уток.
В 1774 году архитектором В. И. Нееловым и инженером И.К. Герардом на берегу Большого пруда возле Адмиралтейства был устроен крытый причал (эллинг) для прогулочных лодок.

Во время войны комплекс Адмиралтейства пострадал незначительно, но коллекция лодок была утеряна, а Готторпский глобус распилен и вывезен. Чтобы демонтировать глобус, немцы разобрали пол шлюпочного сарая и вытащили его по частям.
Уже к 1954 году фасад Адмиралтейства был восстановлен, но по прямому назначению комплекс уже не использовался.
В настоящее время, центральный корпус приспособлен для размещения временных выставок, в бывших птичниках работают

Павильон Грот был сооружен при Елизавете Петровне в 1755 - 1756 годах по проекту обер-архитектора Бартоломео Растрелли. Строительство и оформление интерьеров выполнил надворный советник Иван Росси. Грот стал первым павильоном, построенным на берегу Большого пруда.

Во времена Елизаветы стало модно украшать залы раковинами и туфом и такая комната была в Большом дворце , но из-за сырости ее пришлось уничтожить. И тогда был построен павильон Грот, окруженный с трех сторон водой, внутри похожий на пещеру, покрытую раковинами и морскими камушками.

Существует предание, что на убранство Грота ушло 210 тысяч крупных раковин и почти 300 кг мелких ракушек. Был ли павильон украшен раковинами, вопрос спорный. Если идея Растрелли и была исполнена, то просуществовала она недолго, поскольку известно, что вскоре внутреннее помещение павильона было оформлено лепкой в классическом барочном стиле.

Фасады были также выполнены в стиле барокко, в их оформлении использовали сложно сгруппированные колонны, разорванные фронтоны и рельефные стены. Настоящим украшением стал восьмигранный купол, над которым во времена Растрелли возносился деревянный резной фонтан, из которого «струилась вода», также вырезанная из дерева.

Все оформление Грота было посвящено прославлению водной стихии: круглые окна обрамляли пышные композиции с изображением голов Нептуна, раковин и дельфинов, амуров с сосудами, из которых лилась вода. Разметавшиеся волосы и бороды Нептуна говорят о встречном ветре и стремительности движения владыки морей. Капители колонн и пилястр состоят из сплетенных хвостами маленьких дельфинов и масок Нептуна.

В 1780-х годах при Екатерине II, когда в искусстве стали преобладать иные идеалы и вкусы, павильон был перестроен архитектором Антонио Ринальди. Не стало убранства из раковин, убрали балюстрады со статуями и пристань с будкой, изменилось и назначение Грота.

Павильон стали называть Утренним залом, поскольку Екатерина II проводила здесь утренние часы, читая и занимаясь делами. Теплыми вечерами она также любила проводить время в Гроте, слушая военные марши, доносившиеся из Зала на острову .

В 1780-х годах в павильоне были установлены ажурные кованые решетки на дверях и окнах, напоминавшие тончайшее кружево.

В павильоне разместили коллекцию античного искусства: скульптуры, вазы и слепки, среди которых была и знаменитая статуя Вольтера, выполненная скульптором Жаном Гудоном, изображающая великого мыслителя сидящим в кресле. Екатерина II писала, что «с тех пор, как там стоит Вольтер, смотреть Утреннюю залу ходят караванами». Павильон часто называли залой «антиков».

Французский философ Вольтер был другом Екатерины II и его скульптура простояла в павильоне до 1791 года. Но после того, как в Париже начались революционные волнения, участники которых считали Вольтера своим идейным вдохновителем, Екатерина II была сильно разгневана и скульптура философа была вывезена из Царского села . В 1831 году А.С. Пушкин, работавший с архивами над историей Петра Первого, обнаружил ее зажатой среди книжных полок в одной из комнат Петербургского Старого Эрмитажа .

Во время Великой Отечественной войны здание пострадало не сильно. Вместе с тем, при освобождении города Пушкина саперы обнаружили внутри Грота часовой механизм подрыва, соединенный с двумя 250-килограммовыми бомбами. Провода также вели к заминированному Зубовскому флигелю,

Фото: Документация департамента по конкурентной политике

В музее-усадьбе "Кусково" отреставрируют павильон Грот, построенный в XVIII веке, здание является объектом культурного наследия федерального значения. Проект работ предполагает сохранение и приспособление строения под современные условия, а также организацию условий приема посетителей, об этом говорится в документации департамента по конкурентной политики.

В здании отреставрируют монументальную, станковую и живопись под искусственный мрамор, позолоты баз и капителей в центральном зале, лепной декор, мраморный пол и тянутые карнизы. Реставраторам предстоит воссоздать деревянные конструкции, резьбу, паркетный пол, отреставрировать мебель, осветительные приборы, керамический декор, мозаику, янтарный набор, детали из черного и цветных металлов. Будут также восстановлены и воссозданы скульптуры, а вокруг грота восстановят исторический ландшафт и произведения садово-паркового искусства.

В ходе проведения работ будет отреставрирован штукатурный декор фасадов и цокольной части, кровли, элементов балюстрады и "шишки", отремонтируют или заменят оконную и дверную фурнитуру, восстановят оконные и дверные решетки с воссозданием утраченных элементов. Кроме того, в Гроте заново проложат инженерные коммуникации и установят видеонаблюдение. Масштабные работы по воссозданию объекта культурного наследия займут порядка полутора лет.

Грот был построен в 1755–1761 годах , каменный павильон выполнен в стиле барокко на трехступенчатом цоколе, он декорирован скульптурными, украшениями на фронтонах и львиными масками над окнами. Стены здания оформлены известковым туфом и цветным стеклом.

Здание является единственным гротом в России. Центральный зал расписан под зеленый с красными прожилками и розовый мрамор, южный и северный залы выполнены в теплых и холодных тонах. Стены залов декорированы гипсовой лепниной, зеркалами, кусочками стекла и морскими раковинами.

Техника украшения стен перламутром, ракушками пришла в Россию из Германии, а также полудрагоценными камнями и кораллами. Раковины были привезены из Атлантического и Тихого океанов, а также из подмосковных водоемов.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 4

Архитектор-реставратор, заместитель руководителя Национального центра опеки наследия Сергей Конев уверен, что по окончании восстановительных работ все желающие смогут увидеть еще один элемент садово-паркового искусства, приближенный к той эпохе и духу того времени.

"Дворцово-парковый ансамбль "Кусково" – уникальный для Москвы и для России. В нем собраны на тот момент все основные технологические и культурные элементы в одном месте. Одним из них является Грот. Вопрос того, что до него дошли деньги, руки и возможности – это очень хорошо. Значит, мы увидим еще один элемент садово-паркового искусства, который отреставрирован и приближен к той эпохе. Он будет доступен не только для специалистов, но и для всех желающих", – прокомментировал он.

Конев также отметил, что технологии XVII–XVIII веков сохранены, ими пользуются и сейчас. "У нас есть хорошие специалисты, которые смогут справиться с этой задачей, как реставраторы-проектировщики, так и реставраторы-строители. Технологии все сохранены, мы еще не успели их забыть", – добавил он.

Усадьба "Кусково" – яркий пример архитектурно-художественного ансамбля XVIII века, имение находится на востоке Москвы в районе Вешняки. Когда-то усадьба принадлежала графам Шереметевым, в ансамбль парка входит дворце, построенный в стиле классицизма, павильоны Грот, Оранжерея, Эрмитаж, Итальянский и Голландский домики, а также музей керамики и церковь Спаса Всемилостивого.

Во дворце сохранились декоративное убранство и планировка интерьеров с произведениями русского и европейского искусства, портреты русских импертаторов и нескольких поколений владельцев усадьбы – Шереметевых.

В 1760-х годах.

Он состоит из трех отделений: среднего и двух боковых полукруглых, длиною на 17, шириною на 6 саженях. По проекту «только задняя стена грота должна была находиться на суше. С трех сторон вода подступала непосредс­твенно к стенам Грота». Елизавета, «вышедши из Грота, могла сесть в лодку и отправиться по большому пруду на бекасиную охоту». Объемное и плановое решение здания - скругленные углы, ниши для статуй, большие полуциркульные экседры, образующие выступы на торцевых фасадах, - характерны для архитектуры барокко. Барочной пышностью и богатством отличаются и фасады.

«Когда входишь в эту залу, то, право, дух захватывает и - о чудо! Статуя Вольтера нисколько не теряет от всего ее окружающего. Вольтер прекрасно стоит там; он любуется на лучшие статуи античные и современные». Испытывать восторг перед статуей являлись и придворные: «… с тех пор, как там стоит Вольтер, смотреть утреннюю залу ходят караванами»

Императрица Екатерина II, в одном из писем к Гримму, говорит про эту залу так: "Статуя Вольтера, сделанная Гудоном, поставлена в утренней зале, там она окружена Антиноем, Апполоном Бельведерским и множеством других статуй, которых формы привезены из Рима, а отлиты они здесь. Когда входишь в эту залу, то, вправо, дух захватывает и -о, чудо! статуя Вольтера нисколько ни теряетот всего ея окружающаго. Вольтер прекрасно стоит там; он лубуется на лучшие статуи античные и современныя. Эта зала имеет имеет дверь, выходящую на озеро, другая выходит на очень густую аллею; с тех пор как там стоит Вольтер, смотреть утреннюю залу ходят караванами".

Несколько лет это изваяние украшало павильон Грот. Однако после того, как в 1791 г. в Париже начались революционные шествия, участники которых называли Вольтера “вдохновителем борьбы за народную свободу”, русская императрица разгневалась на француза-вольнодумца. В результате скульптура его была вывезена прочь из царскосельского Грота.

Почти полвека судьба этого творения Гудона оставалась неизвестной. В 1831 г., начав работать над историей Петра I, Пушкин захотел познакомиться с документами, посланными Ломоносовым и Шуваловым Вольтеру, когда тот писал “Историю России при Петре Великом”. После смерти знаменитого французского философа бумаги эти вместе с библиотекой его были отправлены в Россию и хранились в одной из комнат старого Эрмитажа. Вход туда был строжайше запрещен, и Пушкину пришлось добиваться личного разрешения императора Николая, чтобы попасть в это закрытое хранилище. Оказавшись в полутемной комнате, Александр Сергеевич вдруг, к немалому удивлению своему, буквально нос к носу столкнулся с самим Вольтером - скульптурное изваяние работы Гудона было втиснуто в узкое пространство между книжными полками. Статуя так понравилась Пушкину, что он даже зарисовал ее на память в своей записной книжке. Но лишь более чем полвека спустя, в 1887 г., опальное мраморное изваяние философа-вольнодумца было выставлено на всеобщее обозрение в главном музее Северной столицы.

Затем в Гроте были поставлены: бронзовое изображение Людовика XIV на лошади; бюсты: императора Иосифа II, Монтесумы, последнего мексиканского государя; султана Солимана и любимой его жены, с полузакрытым лицом; две вазы из сероватой колыванской бреччи; ваза из синеватой яшмы и проч. Эти произведения были сделаны на Петергофской гранильной фабрике.


Императрица Екатерина II любила в Гроте заниматься делами и когда она там «занималась», по словам М. И. Пыляева, в сад никого не пускали. Этот ритуал даже нашел отражение в стихах :

Здесь в полдень, уходя в гроты,
покоилась прохлад в тени,
А тут Амуры и Эроты
Уединились с ней один.

До 1787 г. все бронзы, которые были позже переставлены на Камеронову галерею, находились, вероятно, в царскосельском Гроте. Здесь же разместили (отлитую в 1786 г.), мраморного «Ахиллеса» («Ареса» Боргезе), вместе с его бронзовой копией, выполненной Ф. Шубиным в 1789 г.


Очертания павильона со скругленными углами, нишами для статуй, большими полуциркульными выступами на торцевых фасадах характерны для архитектуры барокко. По-царски щедро декорированный развлекательный парковый павильон в эпоху Екатерины II превратился в место уединения и отдыха на берегу .


В 1780-х гг. Грот стали называть Утренним залом . пишет: «Так здание называлось от того, что Екатерина II , вставая всегда рано, по утрам в хорошие ясные дни иногда изволила заниматься государственнымиделами или в Цветном садике возле колоннады, или иногда, для вящей прохлады, и в сем гроте, где каменные искусственные произведения, как и прежде, тем еще более увеличивали прохладу; посему до семи часов утра во время высочайших здесь присутствий вход в сад совершенно запрещен был посторонним людям.». Екатерина очень любила вид от Грота на озеро и часто по утрам в жаркие летние дни удалялась сюда и занималась здесь делами и литературой. Сюда же в эти дни, к 10 часам, сигналом созывалась молодежь для общего «фриштика» чаем, кофе и шоколадом. Иногда при этом бывала утренняя музыка. Часто в теплые вечера с наступлением темноты Императрица здесь ужинала, слушая военную музыку, гремевшую у «Зала на острову ».

В 1780-х годах в павильоне Грот находились каменные столешницы разных форм, выполненные из черного, синего с белыми прожилками, желтого мраморов, столешницы из яшмы, а также «струйчатые и мозаичные». Некоторые из них были отправлены на Петергофскую гранильную фабрику, другие переданы «архитектору Гваренгию для постановления [...) в старом Царскосельском саду позади крестьянского деревянного дома железной беседки...»

В 1782 году в окнах и дверях Грота установили : на переплетающиеся узоры наложены вызолоченные орнаменты из листовой меди. Черные с позолотой решетки прекрасно оттеняют голубизну наружных стен, удачно перекликаются с отделкой фасадов Большого дворца и циркумференций, что подчеркивает архитектурное единство сооружений. В великолепном узоре решеток дверей Грота Растрелли повторил некоторые мотивы рисунка дворцовых ворот циркумференций (оконные и дверные проемы Грота были застеклены лишь в1900 году). Гранитный цоколь павильона и глухая балюстрада, ограждающая его крышу, служат как бы рамой, заключающей в себя эту живую, динамическую игру форм. Стены Грота отделаны лепной работой и выкрашены в 2 тона: полы из мраморных плит. Несмотря на простоту отделки, здание производит выгодное впечатление своими пропорциями и выдержанным рисунком лепки. Отделка «просто квадратной работой», избранная Екатериной, кажется прекраснее густой наружной позолоты и бесчисленных раковин, столь нравившихся Елизавете Петровне.

Наружный вид здания довольно значительно изменился по сравнению с тем, каким он представлялся на старинных гравюрах. Изменены украшения на крышах, снята балюстрада со статуями. В XIX веке здесь появились бронзовые скульптуры и . До середины XIX века внутри здания стояла в виде богини Минервы работы Рашетта, отлитая В. Можаловым в Петербургской академии художеств в 1789 году.

1795 года Августа 14 дня присланы в утренний грот 28 мраморных статуй и бюстов, находившихся до того времени в Мраморном дворце.

Павильон органично вписывается в окружающий пейзаж и виден со всех сторон Большого пруда.

Источники:

  • И.Яковкин "Описание Села Царского", 1825
  • С.Н.Вильчковский "Царское Село", 1911
  • Г.Семенова "Царское Село: знакомое и незнакомое", 2009
  • Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. - СПб.: Аврора, 2010. - 303 с.
  • Пилявский В. И. Стасов. Архитектор. Л.: Госстройиздат, 1963, 251 с., ил.
  • Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.
  • Императрица Елизавета Петровна и Царское Село. К 300-летию со дня рождения". Альманах "Сокровища России", вып. 91, 2010 г.
  • Сидоренко К.П. Годы юности в городе Пушкине, 1945-1956 гг
  • Письма А. Кучумова
  • Материал газеты "Вперед"

Современные фотографии сайт ©

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей - мы ответим Вам в течение суток!