Второй мой рассказ хочу посвятить прекрасной солнечной стране — Португалии. Ездила туда с мужем в августе 2014 года. Страна очень красивая и колоритная!

Не знаю, когда бы собралась туда сама. Потому что почему-то этой страны не было в списке желаемых поездок в ближайшие несколько лет. Но так распорядилась судьба, что моей хорошей подруге сделал предложение руки и сердца ее молодой человек — португалец.

Мы с мужем были приглашены на свадьбу, и тут все закрутилось) Мы стали планировать новое индивидуальное путешествие. Общий план был такой — прилететь в Лиссабон накануне свадьбы, погулять на свадьбе, потом на пять дней уехать в Порту на поезде, а потом вернуться и обосноваться на оставшиеся дни (6 дней) в Лиссабоне, хорошенько осмотреть его и окрестности.

Прилетели в Лиссабон мы около 10 вечера. Поскольку чемодан был легкий, и мы еще были полны сил и энергии, мы решили сэкономить и поехали до гостиницы на метро. Добрались на метро легко. Но потом началось приключение) мы забронировали апартаменты в районе Альфама — одном из самых колоритных районов Лиссабона. Район действительно очень интересный и красивый. Ходить конечно там неудобно — все время то спуски, то подъемы. Такой рельеф характерен в принципе для всего Лиссабона, но для этого района особенно. Поэтому тут отдельно нужно сказать, что для поездки в Португалию особенно важно подобрать правильную обувь — никаких танкеток, платформ, и уж тем более каблуков. Только спортивная и очень удобная обувь! В другой не только можно сильно устать, но и травмироваться, потому что все дороги в Лиссабоне выложены плиткой, не очень ровной и достаточно сколькой.

Так вот) Когда мы добрались до Альфамы, было уже темно. Улочки в Альфаме очень маленькие и запутанные, и что еще немаловажно короткие настолько, что даже местные жители очень много улиц не знают. Вот наши апартаменты как раз были на улице, которую никто не знает)) еще сложность была в том, что мало португальцев разговаривает по-английски. Но тут нам помогло то, что пусть они и не знают английского, но очень позитивны и всегда готовы помочь. Мы пристали к прогуливающейся молодой паре, они были местными жителями, как я поняла, но не знали нашей улицы. И они решили поискать ее вместе с нами, мы бродили вместе по Альфаме, и они периодически спрашивали у прохожих по-португальски про нашу улицу. Побродив минут 15 вместе с нашими португальскими помощниками, мы ее все-таки нашли) парочка продолжила прогулку, а мы стали решать новый квест — как попасть в квартиру). Пока мы искали, я позвонила хозяину (так мы договорились по электронке), но ответа не было. Я звонила потом еще несколько раз, но так никто и не отвечал. И вот мы ночью (было уже часов 12) стоим под дверью наших апартаментов и думаем, где же нам переночевать. Такое с нами было впервые, и мы были в растерянности. В Португалии ночью кстати прохладно, лучше взять с собой теплые вещи, вечером погода резко меняется — это все океан). Стояли мы недолго, хозяин скоро перезвонил, он забыл где-то телефон по его сумбурному объяснению и успокоил нас, сказав, что едет к нам. Вскоре он приехал, мы заселились, и жизнь наладилась)

Альфаму посетить обязательно стоит, там можно прочувствовать настоящий дух Португалии. Альфама — это фаду, доносящиеся вечером из каждой кафешки, необыкновенная архитектура, азулежу, трамваи, которые с трудом помещаются на улице…

В принципе нет ничего сложного, необходимо сильное желание увидеть эту прекрасную страну, которое подкрепляем некоторыми техническими подробностями и знаниями и вперед, навстречу свежему ветру Атлантики, сардинам, вину и природным красотам.

Как обычно, эта статья - простой алгоритм или пошаговая инструкция , по которой легко организовать путешествие в Португалию для себя и друзей не обращаясь к посредникам и не покидая страницы этого сайта. Не отрицаю необходимости турфирм, часто именно они делают за нас значительную часть работы по организации – за это мы и платим дополнительные деньги. Но поверьте, Португалия та страна, путешествие в которую лучше организовать самостоятельно и побыть наедине с самыми красивыми местами крайнего запада юго-запада Европы.

Получаем шенгенскую визу

Начинаем с шенгенской визы и только потом занимаемся остальными деталями. Если визы до сих пор нет, о том как ее получить без дополнительных затрат можно в статье Шенгенская виза. Инструкция по получению . И не забываем про страховку. В Португалию можно лететь с шенгенской визой любой страны. Мы, например путешествовали с испанской визой, причем первый въезд был именно в Португалию . Никаких вопросов не будет. С 11 июня 2017 года гражданам Украины НЕ нужна шенгенская виза для посещения стран Евросоюза при наличии биометрического паспорта.

Составляем маршрут по Португалии

Португалия, несмотря на кажущуюся миниатюрность, есть что предложить даже искушенному туристу-путешественнику. Я путешествовал по Старинный холмистый Лиссабон с многовековой историей, которую как будто специально вывернутой прямо на узких улицах хорошо дополняют волшебные пейзажи побережья и пляжи Алгарве .

Независимо от того что вы выберете – Алгарве , центр страны с долиной реки Douro (Дуэро, Дору), Порту и окрестности, стоит обязательно включить Лиссабон и посвятить ему минимум два полных дня, а лучше три-четыре.

Например, самостоятельное путешествие на 10-14 дней по Португалии может быть таким. 2-3 дня в Лиссабоне . Затем один день отводим на туристическую, но очень с заездом на крайнюю западную точку Европы – мыс Рока . Переезд на юг Португалии – в провинцию Алгарве и неделя пляжного отдыха в Лагуше с экскурсиями на мыс Сао Винченте – крайняя юго-западная точка Европы и окрестные пляжи , затем переезд на оставшееся время в Албуфейру и проезд по окрестным самым красивым пляжам юга страны.

Стоит помнить, что Португалия – это страна по которой нужно ездить на автомобиле, хотя есть варианты поезд+автобус. Не стоит задерживаться на одном месте, так как красивых локаций очень много – потом будете жалеть что не увидели многое. Португалия – НЕ классическая страна пляжного отдыха – пляжей здесь бесконечно много, но все они настолько разные и красивые что усидеть на месте просто невозможно.

Подробно наш маршрут по Португалии можно посмотреть в разделе Маршруты:

Погода в Португалии: Лиссабон и побережье Алгарве

Зима в Лиссабоне дождливая при температуре в районе +12 по Цельсию, юг Алгарве – комфортные +20 по Цельсию, купаться в январе конечно нельзя, но гулять по побережью очень даже комфортно. Пик сезона совпадает с периодом отпусков у европейцев и самой комфортной погодой для купания и загара – середина июля-август. В июле-августе самые высокие цены и наибольшее количество людей - бронировать жилье на это время лучше заранее, хорошие варианты расходятся за три месяца до начала отпуска. Температура воды в июле-августе – 18-22 в зависимости от пляжа. Самый теплый пляж Алгарве был найден нами в городе Лагуше (Lagos) , подробно писал об отдыхе в этом месте в своем отчете .

Для купания, отдыха и путешествий подходит также сентябрь, зимой, весной и в середине осени очень круто путешествовать по стране – низкие цены, на юге комфортная погода, в Лиссабоне и севернее могут идти дожди, но не чаще чем в наших широтах.

Покупаем авиаперелет в Португалию

Мы летели в Португалию из Киева. Удобнее всего добираться такими авиакомпаниями - Lufthansa, Air France или KLM с пересадкой, с 2018 года в Лиссабон летает WizzAir без пересадки. В моем случае это был перелет Киев-Париж-Лиссабон (Air France) по дороге туда и Лиссабон-Амстердам-Киев (KLM) по дороге домой. В обоих случаях я сознательно планировал длинную стыковку - 12 часов чтобы иметь возможность погулять по и Амстердаму соответственно. В Порту или Лиссабон также удобно добираться из городов Польши, Германии или Балтии авиакомпаниями Ryanair или easyJet. В этом случае перелет обойдется не дороже 100 евро в оба конца.

Бронируем жильё в Португалии по своим возможностям

Для первой поездки бронируем отели или апартаменты на 3-5 дней через Booking.com - Лиссабон и от 4 до 6 дней на побережье Алгарве . Я жил недалеко от города Лагоа (Lagoa) – местечко находится посередине побережья Алгарве . Лагоа идеален для радиальных вылазок по окрестностям. Многие любят более тусовочные Лагош (Lagos) или Албуфейру (Albufeira).

Про отель в котором мы жили в городке Лагоа я написал отдельный отзыв с фото – нам он очень понравился, идеальное соотношение цена-качество-место расположение-доброжелательность хозяина. Рекомендую активным путешественникам которые любят возвращаться в комфортные условия. Обязательно вернусь туда еще раз.

Как сэкономить на жилье в Португалии

Эконом вариант для путешествующих семьей или компанией снять квартиру. На Букинге около 2000 предложений квартир в Лиссабоне .

Бронируем прокатный автомобиль

Многие обходятся без автомобиля, дело вкуса, но по-моему в Португалии наличие автомобиля значительно облегчает задачу исследования местных красот. Если цель поваляться на пляже и съездить на парочку экскурсий из Лиссабона, тогда можно обойтись и без авто.

Автомобиль – это ваш трансфер от аэропорта к месту отдыха и место хранения и перевозки багажа. Парковки на побережье Алгарве почти везде бесплатные, в Лиссабоне будут стоить не больше 10 евро в сутки. Не стоит выбирать дорогие подземные паркинги, лучше спросить в отеле о том, где находится недорогой частный паркинг – заготовьте фразу на английском и попросите адрес паркинга. Дальше по навигатору в смартфоне или бумажной карте легко найдете.

Длинный и неэффективный путь аренды автомобиля - зайти на сайт аэропорта в Лиссабоне , посмотреть какие прокатные конторы там находятся и методом подбора выбирать одну из них. Коротко и эффективно - воспользоваться сервисом бронирования автомобилей. Это также просто как арендовать квартиру или отель и можно сделать на сайте Rentalcars.com - достаточно выбрать страну и город в котором нужен автомобиль. Дальше выбираете машинку и легко и непринужденно так же как это делали мы.

Подробно о том про аренду автомобиля за границей можно почитать в статье: Аренда автомобиля за границей

Цены, бюджет поездки в Португалию

Тех, у кого денег больше чем времени этот пункт традиционно не касается. Все остальным советую прочесть.

Бюджет поездки состоит из стоимости перелета, стоимости жилья, стоимости аренды автомобиля и расходов на питание. Считаем вместе и помним про статистические погрешности, поэтому добавляем 10%-20% к сумме на случай непредвиденных трат или покупки сувениров.

Цены на авиаперелет в Лиссабон – хорошо если перелет стоит не дороже 150-200 Евро туда-назад. Можно всегда посмотреть в календаре низких цен на aviasales .

Бюджетное жильё стоит 30-50 евро в сутки за двухместный номер, жильё подороже с бассейном – 70-100 Евро в сутки на двоих.

Аренда автомобиля – 30 евро в сутки, страховка на авто – еще 10 евро в сутки и зависит от типа страховки, топливо – цены европейские, мы потратили за 10 дней около 70 евро, проехав около 700 км. Для бронирования автомобиля мы пользовались сайтом rentalcars.com - надежно плюс хорошая цена, а от добра добра не ищут, сами знаете.

Итого получается примерно 800-1000 евро, включая перелет, на одного человека в сезон, зимой и весной дешевле. Помним, что Португалия хороша в любое время, включая зимние месяцы. Питание . Завтрак обычно включен в стоимость гостиницы, а обед может стоить от 7 евро до 20 евро на человека, включая местное вино, в зависимости от выбора места.

Сэкономленные деньги стоит потратить на портвейн или легкое португальское розовое вино. Не любите вино, подарите друзьям!

Согласитесь, вряд ли организованный и не самый насыщенный тур на 10 дней обойдется дешевле. Свобода часто бывает еще и достаточно экономной.

Полезные ссылки при планировании путешествий

Aviasales - бюджетные авиабилеты по всему миру

Hotels Combined (RoomGuru) – позволяет сэкономить до 20% при бронировании отелей и апартаментов так как ведет поиск по всем популярным сайтам бронирования, включая Agoda, Booking.com и другие, предлагая лучшие по цене варианты

Booking.com – привычный и удобный сайт поиска и бронирования жилья по всему миру

Airbnb – мировой лидер по поиску апартаментов и квартир для путешествий, зарегистрируйся по ссылке и получи денежный бонус на первое бронирование

Rentalcars – сайт поиска и аренды автомобилей по всем миру с возможностью бесплатной отмены брони

Вас доставят из аэропорта в отель и наоборот. Водитель встретит с табличкой с вашим именем и доставит до места назначения. Никаких уточнений маршрута не нужно – все делается заранее онлайн. Часто это дешевле чем заказ такси на месте и очень удобно. Знание английского языка не обязательно.

Лучший онлайн сервис продажи страховых услуг от ведущих страховых компаний

Місто-трэвел - это единственный онлайн оператор по продаже онлайн туров, который хорошо зарекомендовал себя



Португалия - это прекрасный климат и замечательная природа, купание в океане, прогулки по средневековым кварталам современных городов, вкусная еда и качественное вино.

Для знакомства с этой страной возможно несколько вариантов поездок: пляжный отдых в Алгарви, путешествие по городам и крепостям в составе группы или самостоятельно на автомобиле и путешествие–отдых на остров Мадейра. В этих заметках пойдет рассказ о путешествии по городам Португалии в составе группы.

В групповой поездке есть свои плюсы и минусы, по сравнению с индивидуальной туром на автомобиле. Основными плюсами являются: меньшие по сравнению с индивидуальными затраты, возможность получить от хорошего гида, огромное количество качественной и интересной информации, не обязательное знание языка. А основным минусом, - невозможность быть в понравившемся месте столько времени, сколько хочешь. Основным требованием для тех, кто выбирает групповой тур, является дисциплинированность и толерантность. Для тех, кто выбирает автомобиль лучше всего воспользоваться рассказами Игоря Питовского на www.ayda.ru . Также можно рекомендовать отчеты Юлии Ильиной и Анны Козенковой на www.ayda.ru .

Информация

Мне кажется, что для путешествия по Португалии лучше всего подходят месяцы май–июнь и сентябрь–октябрь. Тогда эту прекрасную страну можно будет увидеть во всем ее великолепии. Кроме того, в это время не слишком жарко. Время в полете по маршруту Москва – Лиссабон составляет 3,5 часа.

При прилете в Португалию необходимо перевести часы на 3 часа назад.

Паспортный контроль занимает довольно много времени, минимум час, а то и полтора часа. Португальские пограничники вежливы, но очень неторопливы. После перелета это немного раздражает, но, пожалуй, это последнее, что может вызвать неприятные эмоции.

Аэропорт находится в 10-15 минутах езды от Лиссабона. На такси можно доехать за 5 – 6 евро. Но нас ждет автобус и доставляет через 25 минут в город Эшторил, где мы размещаемся в отеле Saboia – 3*.

Города Эшторил и Кашкаиш расположены вдоль побережья и являются курортами, куда в преддверье жаркого лета направляются состоятельные люди. Добраться туда из Лиссабона можно за 30 минут на комфортабельной электричке, доехав до станции Кайш де Шудре.

В Эшториле и Кашкаише песочные пляжи. Так что, если вы приехали в Лиссабон летом, то после осмотра города в Эшторил можно приехать искупаться и поужинать в Кашкаише с видом на океан.

Во всяком случае, я купался еще 29 апреля. По ощущениям температура воды как в Прибалтике в конце июня.

В Эшториле в окружении прекрасного парка расположено самое крупное в стране Казино. Но наиболее замечательным является прогулка вдоль моря по набережной в направлении к городу Кашкаиш.

Кашкайш – один из самых популярных курортных городов около Лиссабона с несколькими хорошими пляжами, большой гаванью для яхт и набережной для прогулок.

Наша первая экскурсия состоялась в город Эвора, который расположен в 120 км. от Лиссабона. Дороги прекрасные, гид рассказывает много интересного, время летит незаметно. Эвора небольшой симпатичный город, по улицам которого приятно побродить, попадая то в прошлое, то в настоящее. На осмотр достопримечательностей города достаточно 2-х – 2-х с половиной часов. Наиболее интересные объекты для осмотра: остатки римского храма Дианы, парк с памятником Васко де Гама, в котором гуляют павлины, Собор построенный в раннем готическом стиле и конечно же Капелла мощей, внутренние стены которой выложены из нескольких тысяч черепов.

О Португальской кухне я еще буду говорить особо, но отмечу, что в Эворе мы откушали местное блюдо - мясо черного поросенка.

Посетив Эшторил и Кашкаиш, мы двинулись по атлантическому побережью и через некоторое время остановились на обзорной площадке с видом на океан. Но это была только прелюдия. Затем по серпантину мы поднялись вверх к самой западной точке Европы – мысу Рока. Кабу да Рока расположен на высоте 140 метров над уровнем моря. Внизу о скалистый берег бьются волны и в 5000 км расположена Америка. По скалам шляются толпы туристов, которые, как и я, стремятся запечатлеть себя на фоне великолепных видов. Около маяка находятся не меньше сотни рокеров, для которых мыс Рока любимое место тусовки.

Следующий город для осмотра - Синтра – резиденция португальских королей. Город находится в 40 км от Лиссабона. Добраться туда можно как на автомобиле, так и на электричке. На осмотр Синтры, по-хорошему нужен целый день. К сожалению, нам далеко не все удалось увидеть, отчасти из огромного количество туристов и, конечно же, недостатка времени.

Город Синтра состоит из нижней и верхней части. В нижней части расположены сады, где можно встретить растения редчайших видов, государственный дворец, узкие улочки с 2-х – 3-х этажными домами и сувенирными лавками, а также небольшие уютные кафе. А в верхней части города расположены дворец Пена и Замок мавров. Оттуда открывается великолепная панорама Синтры и ее окрестностей. В верхнюю часть можно добраться на такси или пешком около часа, совершив превосходную прогулку.

Для отдыхающих в Синтре создан специальный park de Marandes где, наслаждаясь прогулкой можно перекусить под сводами деревьев на специальных стоянках для отдыха. Если вы находитесь в Португалии больше, чем два дня обязательно посетите г. Синтра.

Лиссабон

Столицей Португалии является город Лиссабон. На его осмотр необходимо три полноценных дня.

История

Лиссабон был известен еще финикийцам, которые называли его Алис-Уббо, что означает "волшебная гавань". В средние века город представлял собой мощную крепость, им пытались овладеть арабы. В 1147 году город был отвоеван у арабов Афонсо Энрикешем I.

Через 100 лет город становится столицей Португалии. Во времена великих открытий Лиссабон считался самым богатым городом Европы; он поражал современников роскошью и великолепием.

Однако в 1775 году здесь происходит небывалое для Европы землетрясение. Оно разрушило большую часть города и унесло около 40 тысяч жизней. Казалось, что красота и слава Лиссабона померкли уже навсегда. Но нашелся человек удивительных способностей и энергии – маркиз Помбал, сумевший отстроить Лиссабон и во многом вернуть ему былой блеск.

Лиссабон – очень красивый город! Старинные дома, узкие улочки, черно-белые мостовые. Черные и белые камни вручную укладывают по определенному узору, весь город вымощен ими, при этом рисунки везде разные. При свете солнца Лиссабон меняется, его очень трудно воспринимать целостно, он просто поражает своей разноликостью и противоречивостью, ослепляет матовой пастелью домов и ярко-красными черепичными крышами. Паутина крутых и узких средневековых улочек может завести вас просто в тупик, а может вывести в тихие идиллические уголки, где поют канарейки, и журчит вода, где просто забываешь о шумной суете большого портового города.

Условно в Лиссабоне можно выделить несколько особо привлекательных зон:
Замок Святого Георгия и кварталы Альфамы;
пл. Коммерции, пл. Россио и др.
район Белень
Парк Наций (он же ЭКСПО-98).

Замок Святого Георгия – крепость, отвоеванная королем Афонсо Энрикишем у мавров, поднимается своими могучими стенами над городом. Крепость находится на холме, на востоке города и особенно хорошо видна из центральной части города с площади Праса де Фигейра, где установлен памятник королю Жоану 1.

Добраться до крепости можно пешком через старый, мавританский район Лиссабона Алфама,все время поднимаясь вверх по крутым живописным улочкам, которые переносят нас в совсем другую эпоху.

Можно сделать остановку у средневекового Кафедрального собора, который был построен на месте прежней мечети как символ победы христианства над маврами.

В районе Алфама ходят антикварные трамвайчики – на них ездят и местные жители и туристы. Особенной популярностью пользуется маршрут 28, поднимающийся по улицам Альфамы, между многочисленными церквями и красивыми старыми домами, целые фасады которых выложены цветной плиткой –азулежу. Со смотровой площадки крепости Сан-Жоржи открывается один из лучших видов на Лиссабон.

Площадь Коммерцио (Праса ду Комерсио) является триумфальным входом в Лиссабон. Именно здесь была самая первая гавань Лиссабона. В центе площади расположен памятник королю Жосе и триумфальна арка. Отсюда начинается центральная пешеходная улица Rua Augusta.

Минуя триумфальную арку и пройдя по центральной пешеходной улице Аугушта, мы попадаем на площадь Росиу, где когда-то сжигали еретиков и устраивали корриды (дворец инквизиции до пожара был на месте сегодняшнего Национального драматического театра). На улице Аугушта расположены бутики, магазины и кафе.

Мы движемся вверх и слева по ходу движения сворачиваем к ажурной металлической башне подъемника Санта-Жушта, с которого открывается великолепный вид на город. Лифт Санта Жушта позволяет подняться к району Байру Алту. Пройдя всего несколько метров, мы оказываемся у одного из государственных зданий, которое охраняют гвардейцы с саблями. В 18 часов здесь происходит церемония смены караула со спуском флага, трубачом и.т.д. Любопытное зрелище.

Район Белень

К основным объектам осмотра относятся: монастырь Жиронимуш, башня Белень, монумент Первооткрывателям. В идеале можно добавить Президенский дворец, Морской музей и Музей Карет.

Монастырь Жиронимуш самое впечатляющее архитектурное сооружение Лиссабона был построен в начале 16го века, в честь открытия пути в Индию Васко да Гама. Он выполнен во всем блеске стиля "мануэлино". Просторный внутренний двор монастыря, залитый солнцем, украшают красивые фонтаны и изысканная каменная резьба – все столбы, балконы и стены покрыты фрагментами из Библии или статуями святых. В одном из залов устроен исторический калейдоскоп, иллюстрирующий историю монастыря с даты его основания в 1500 году, параллельно с историей Португалии и всемирной историей. В мраморном пантеоне монастыря можно увидеть саркофаги Васко да Гамы и Мануэля I.

Монастырь Жеронимуш, включен в список памятников ЮНЕСКО. Перед монастырем расстилаются сады, ведущие к Памятнику первооткрывателям. Памятник этот построен в наши дни и является данью современников своему великому прошлому. Перед памятником площадь на которой прямо на камнях выгравирована карта мира с указанием мест и дат, которые были открыты португальцами, в основном в 15 – 16 вв. Недалеко от монастыря, на берегу реки Тежу, находится Башня Белема, построенная в 1515 году для охраны гавани Лиссабона. Когда-то отсюда уходили каравеллы в далекие плавания. В честь этого события на реке Тежу устраивают морские регаты.

Башня является еще одним шедевром в силе "мануэлино". Трудно представить, что этот ажурный белый замок на воде служил одновременно сторожевой крепостью, таможней и тюрьмой.

На башню можно забраться – с нее открываются чудесные виды, особенно на мост 25-го апреля и на весь район Белень.

По улице Белен можно дойти до Президентского дворца, резиденции президента республики и зайти в бывший королевский манеж, в котором размещена коллекция Музея карет.

Из района Белен в центр ходит 15-й трамвай. На каждой остановке есть стенд с указанием, куда следует транспорт. Самый известный музей Лиссабона – музей Калуста Гульбенкяна. Коллекция охватывает экспонаты, начиная с египетской, древнегреческой и римской цивилизаций. Затем следует великолепная выставка исламского искусства; китайский и японский залы и, наконец, европейское искусство.

Мост 25 апреля, длиной 2300 метров выдающееся достижение современного инженерного искусства, был построен в 1966 году. Он соединяет Лиссабон с противоположным берегом реки Тежу. На высоком берегу реки, на массивном пьедестале установлена статуя Христа – Царя с распростертыми руками. Он словно обнимает и благословляет жителей города. Точно такая же статуя существует еще в г. Рио де Жанейро. В 1988 году к всемирной выставке Экспо 98 был построен еще один мост – мост Васко да Гама,который считается самым длинным в Европе. Его длина 17 километров. Конец этого моста не виден. Мост сюрреалистично уходит за горизонт, сливаясь с серебристо-серой гладью воды. Парк Наций (Экспо 98) являются самый молодым районом Лиссабона.

В центре Васко да Гама можно заняться шопингом. Магазины здесь на все вкусы, от недорогого С&A до бутиков. Но в основном, сюда приезжают погулять среди просторных аллей, фонтанов, и главное посетить Океанариум, в котором проживает 450 видов флоры и фауны из разных морей. Парк также служит местом проведения культурно-массовых мероприятий. В современных павильонах проходят различные выставки и концерты и, наконец, парк просто располагает к приятному времяпрепровождению ресторанов и в коммерческой зоне.

Над всей территорией Экспо проходит фуникулер. С него открывается завораживающий вид на весь Экспоцентр, особенно мост Васко да Гама.

В один из вечеров в Лиссабоне мы посетили фольклорный вечер с фадо. Фадо это традиционная португальская музыка. Само слово в переводе означает "судьба". Лиричные немного грустные песни исполняются под аккомпанемент 12 струнной гитары. Главное в фадо не голос, а душевный нвдрыв,столь знакомый русскому сердцу.

Из Лиссабона мы двинулись на север в сторону города Куимбра.

Мы почему-то не заехали в город Мафру, который расположен в 20 км от Синтры. В путеводителе отмечено, что город лежит в расщелине между холмами и основной его доминантой является величественный монастырь площадью 40000 м2. Но зато проехав дальше на север, мы посетили город Обидуш. Обидуш – средневековый город-крепость, построенный еще в 12 веке. Представляет собой живописный комплекс выбеленных домиков с красными черепичными крышами и узких средневековых улочек в окружении крепостных стен. По стенам можно обойти город вокруг. На улочках продаются сувениры. Особенно интересен вишневый ликер, который можно приобрести после дегустации. На осмотр Обидуща требуется полтора – два часа.

Дальше наш путь лежал в Алкобасу, где можно осмотреть монастырь 12 века. Внутрь мы не попали, поскольку было 1 мая и оказывается, что были открыты не все государственные музеи. Удалось осмотреть очень интересный музей дизайна с восковыми фигурами и современными коллекциями одежды. В принципе Алкобаса – альтернативный объект к осмотру.

Баталья

В Баталье находится Монастырь Санта Мария да Виктория, - шедевр португальской готической архитектуры, построенный королем Жоаном 1 в память о победе над испанцами в 1385 году. Этот монастырь яркий образец готической архитектуры Португалии с элементами "мануэлино". Внутренний дворик по случаю 1 мая нам также не удалось осмотреть. Но монастырь величественен и снаружи. Для его осмотра достаточно час – полтора.

Назаре

Заявлен в путеводителях как рыбацкий поселок. Назаре - стратегическое место. Наверняка, если отдыхать в провинции Алгарве расположенной на юге, то увидеть Португалию, скорее всего не удастся. А в Назаре можно купаться и загорать на песчаном пляже, а если взять на прокат машину, то можно объехать множество красивых и интереснейших мест. Жить в Назаре можно в апартаментах, питаться морепродуктами в многочисленных пляжных кафе и ресторанах.

Мы поднялись в верхнюю часть, на скалу, и осмотрели капеллу в честь Св. Девы, спасшей по преданию всадника, который чуть не сорвался с утеса в погоне за оленем. Интересной является алтарная часть, куда можно пройти(!) и осмотреть фигурку Св. Девы Марии вырезанную по преданию Иосифом.

На площади колоритные старушки-рыбачки в цветастых одеждах продают сухофрукты. С вершины горы открывается вид на песчаный пляж и океан.

Фатима

Небольшой городок находится восточнее Батальи. Является всемирно известным центром католического паломничества, где по преданию трое местных детей стали свидетелями явления Святой Девы Марии. В центре города расположены церковь Св. Девы в Фатиме, капелла и дерево,под которым детям явилась Святая Дева Мария, а также огромная площадь, значительно большая, чем площадь св. Петра в Ватикане. Служба в церкви и органная музыка транслируются на всю площадь. Истинно верующие на коленях преодолевают путь до Храма по специальной мраморной дорожке. В Фатиму приезжают десятки тысяч паломников приезжают с просьбами и благодарностью. Здесь устраиваются многочисленные процессии. Даже если вы не религиозны это место стоит посетить, скучно не покажется. Для тех, кому нравится паломнический туризм стоит зайти на www.Fatima.org .

Куимбра

Поскольку мы приехали вечером, то ночевали в приличной гостинице Almedina 3*.

Главные достопримечательности города: Университет, монастырь Санта – Круз и "Португалия в миниатюре". На осмотр Куимбры достаточно 1 дня.

Университет в Куимбре является одним из старейших в Европе. Его история начинается в 12 веке. Университет перемещали в Лиссабон, возвращали обратно и в 1537 он окончательно обосновывается в Куимбре. Внутри здания расположено несколько музеев,а с террасы открывается красивая панорама города и реки. Особенно потрясает библиотека. В здании с многовековой историей проходят лекционные занятия.

Вокруг университета сосредоточена вся жизнь Куимбры, а студенты до сих пор определяют его облик. Многие из них ходят в традиционных черных костюмах и черных плащах с цветными лентами. Очень похоже на то, что Дж.Ролингс, когда писала "Гарри Поттер" использовала образ Куимбры и ее студентов.

"Португалия в миниатюре" - небольшой парк, в котором в уменьшенном виде собраны все основные стили португальской архитектуры. В игрушечные дома можно залезть или сфотографироваться рядом с ними. Считается, что в основном это развлечение для детей, но и взрослые получат от прогулки удовольствие.

Из Куимбры мы отправились в сторону города Порто, но по дороге заехали еще в несколько мест.

В начале португальская "голгофа". Подобное можно встретить еще в Испании и Италии. Живописное место, в котором нужно все время подниматься по ступеням вверх. Можно останавливаться на "станциях" с изображениями голгофских страданий Христа. Когда станции заканчиваются, начинается самый тяжелый подъем, но он пролегает рядом с фонтанами, а венчает путь церковь, где верующие немного отдыхают и молятся. Для нас все было по облегченной программе. Вместо подъема мы спускались вниз.

В 30 км от Куимбры находится термальный курорт Лузо с источником. А чуть выше волшебный парк и усадьба Бусако. Похоже, это место, отмеченное особой благодатью. Дворец в настоящее время является отелем 5*. Вот куда надо ехать хотя бы на 2–3 дня, если не пожалеть денег.

Эти места славятся еще тем,что в местных ресторанах (больше нигде в стране) готовят на обед или ужин leitau da barada (молочный поросенок). Нам его подавали со Spumante. Вкус "спицфический". Язык проглотить можно.

Порто

Это второй по величине город Португалии, родина знаменитого Генриха Мореплавателя. На его осмотр, нужно хотя бы 2 дня. Город не был разрушен землетрясением, и там сохранились дома не только 18, но и 17 и 16 веков. Удивительно, но в большинстве из них до сих пор живут люди. Исторический центр с набережной это настоящий средневековый город. Чтобы понять город, нужно обязательно прогуляться по нему пешком.

С башни Клеригос открывается панорамный вид на город. Забравшись на нее можно увидеть, как правильно построить маршрут. Кафедральный собор Се напоминающий крепость, Епископский дворец, помпезное здание биржи, частная церковь Францисканцев поражающая внутренним богатством, Можно пройтись по очаровательной набережной. С нее отрывается вид на лодки, груженные портвейном и живописные фасады средневековых домов с развевающимся по ветру бельем.

Во время нашей экскурсии на набережной снимали исторический фильм. Полное погружение в 18 век. Не нужно никаких декораций. Если будете в Порту и доведется гулять по набережной, то двигаясь в сторону фуникулера, загляните в крайнее по ходу движения заведение (расположенное ближе всех к фуникулеру). В подвальчике вам предложат чудесную колбаску, которую судя по рекламе производят уже 500 лет и вы запьете все это портвейном и чудесным португальским вином. А потом, когда уже и сам черт вам будет не брат, можно совершить прогулку по реке Доуру на лодке.Маршрут будет лежать под 7 мостами соединяющими Порту и район Гайя, где находятся знаменитые хранилища портвейна и погреба для дегустации.

Лично мне кажется, что Порту чем-то похож на столицу Амбера ("Хроники Амбера"Р. Желязны).

Португалия – Порту – Портвейн. Созвучные, однокоренные слова. В нашей стране портвейн имеет дурную славу. Многие помнят "Агдам", "Три семерки", напиток ласково называемый "портвешок", покупаемый как альтернатива водке в основном для женщин в советский период. Ценители вспомнят Крымский портвейн, имеющий неплохой вкус, но все же не являющийся собственно благородным Портвейном, так как виноград для его производства должен произрастать в строго контролируемом районе.

Vinio de porto (портвейн) употребляется в качестве аперитива или под хорошую беседу. Несмотря на то, что вино крепленое пьется портвейн легко, голова после него не болит.

Вообще-то знакомство с портвейном мы начали еще в Домодедово,приобретя бутылку за 19 евро. Все, что я затем пробовал на маршруте, на мой вкус было хуже. И только дегустация в подвалах Гайи частично восстановила "статус кво". В двух словах, либо надо покупать напиток больших лет выдержки: 10, 20,30, 50 лет, либо "vintage" когда хороший год для урожая и портвейн стареет прямо в бутылке. Стоить портвейн может от 15 до 100 евро и выше. Из города Порту мы отправились в Гимараиш и Брагу.

Гимараиш

Находится в 50 км севернее Порту и считается "колыбелью Португалии". В этом городе родился первый король Афонсо Энрикеш 1. В городе живописные улицы, средневековый замок – крепость. На площади Оливера музей частных коллекций. Наиболее интересным мне показался экспонат изображающий святую троицу. Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух были изображены не на холсте (что вполне привычно), а в скульптуре.

Брага

Нам показалось, что самое лучшее, что есть в Браге это сад "Санта Барбара". Начало мая. У нас только, только повылазила травка. Цветов, даже полевых еще мало. А в Санта Барбаре розовый сад в пике цветения…

В Москву мы должны были улетать из Лиссабона. Порту, Брага и Гимараиш крайние на севере точки нашего путешествия. Возвращаясь в Лиссабон, мы заехали в город Томар.

Томар

За Томар я готов был бы пожертвовать Гимараишем и Брагой, но к счастью этого не пришлось делать. Томар был резиденцией тамплиеров. Изгнанные из Франции тамплиеры обосновались в Португалии. Мы были всего пару часов, нужно хотя бы четыре, а еще лучше внизу в старой части города переночевать, а с утра подняться в крепость рыцарей Креста. Орден был одним из богатейших в Европе и соперничал по богатству с монархами. Понимаешь это, когда попадаешь в крепость. Она изящна, красива, огромна и внутри нее есть памятники мирового значения: окно в стиле "мануэлино" и центральный зал – храм, в который рыцари попадали через ворота прямо на конях.

Мы проехали на автобусе 1400 км, по дорогам с пышной лесной растительностью, очень живописным местам Португалии. Мы не видели свалок, строек, на всем маршруте не встретили дымящихся труб и ни одного промышленного предприятия. Но, конечно, это было не все, что может предложить прекрасная страна Португалия.

Мы не были на Португальской корриде, которая отличается от Испанской и которую, по свидетельству других путешественников устраивают недалеко от Лиссабона в деревне Алькочете на противоположном берегу реки Тежу по субботам. Мы не были на сафари. В 120 км от Лиссабона, в западной части Алентежу, расположен Бадока парк, где можно полюбоваться жизнью диких животных: жирафов, крокодилов, тигров, как в Африке. А в 15 км от Фатимы расположены пещеры Св. Антонио. В путеводителе сказано, что каждая пещера это дворец, созданный природой и запрятанный вглубь земли.

Есть и другие замечательные места, отзывы о которых можно найти на www.ayda.ru . И есть повод еще раз вернуться в Португалию.

Информация

Португальцы гостеприимный, и контактный народ. Стоит выучить всего несколько фраз, чтобы проявить хотя бы минимальную вежливость.

Bon Dia (бон диа) – доброе утро (до 12.00)
Bon Tarde (бон тарде) – добрый день (после 12.00)
Obrigado (обригадо) – спасибо, благодарю (если говорит мужчина)
Obrigada (обригада) - благодарю (если говорит женщина)
Fasch favor a conto (фаш фавор а конто) – пожалуйста, счет.
Suko del orange naturale – натуральный апельсиновый сок.

Португальцы крупные специалисты по еде. Португальская кухня - это сочетание мяса и рыбы.

На маршруте нас кормили в основном блюдами тех провинций, где мы находились. Иногда это было "незабываемое кулинарное впечатление". Иногда это просто было вкусно, а иногда (гораздо реже) только сытно. Но всегда соблюдался принцип: съешь и (что удивительно) выпей сколько сможешь. Красное и белое вино к обеду (ужину), впрочем как и сама еда, всегда предлагались в неограниченных количествах. Обычный португальский обед включает в себя: холодные закуски (колбаску, оливки с мягким хлебом), первое блюдо (как правило суп-пюре), основное блюдо, десерт, кофе (иногда еще фрукты)

А самостоятельно блюда, например, из морепродуктов лучше всего пробовать в заведениях с указанием "Marisqueira". ("Гамбош" - королевские креветки.)

Португальское вино – легкое и насыщенное. Все вина очень качественные. Даже среди недорогих столовых вин нет кислых на вкус. Но если боитесь ошибиться, то покупайте вина провинции Алентежу.

О выпечке и кондитерских пишут все. Действительно это какая - то фантастическая вкуснятина. Причем свежайшую выпечку можно было пробовать в любых местах на всем маршруте. Как увидели кондитерскую, так и зайдите, попробуйте португальский пирог. Это такая корзиночка из слоеного теста посыпанная сахарной пудрой и молотой корицей. В Португалии очень вкусные и сочные апельсины (кг стоит 1 евро). Марокканские апельсины им в подметки не годятся. Хороши сыры и очень вкусный хлеб.

Сувениры: портвейн, португальское вино, изделия из пробкового дерева, керамика с португальским петухом.

Привалов Андрей Владимирович
17/05/2006 19:43



Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.

Португалия – популярная туристическая страна с потрясающими природными ландшафтами. Однако далеко не всегда туристам, приехавшим по путевке, удается оценить природные красоты этой страны. Поэтому все большую популярность приобретает путешествие по стране на собственном или арендованном автомобиле. Португалия на машине воспринимается совершенно по-иному, открываясь, словно изнутри, к тому же путешествовать на авто по собственному маршруту значительно удобнее.

Оформление визы

Если вы едете в Португалию в качестве туриста, вам следует оформить шенгенскую визу категории С. Эта виза может быть однократной, двукратной или многократной. Срок действия данной категории визы может составлять 1 месяц, 6 месяцев, 12 месяцев или 5 лет. В каждом из этих случаев срок пребывания в стране не должен превышать 90 дней с момента первого въезда. Чаще всего путешественникам выдают визы сроком на 1 месяц или 6 месяцев.

Какие правила действуют на таможне

По правилам въезда в Португалию путешественникам, достигшим 17 лет и старше, разрешается беспошлинно ввозить на территорию страны:

  • сигареты – 200 штук, или сигары – 50 штук, или табак – 250 г;
  • крепкие алкогольные напитки (с содержанием алкоголя более 22%) – 1 л;
  • вино (с содержанием алкоголя менее 22%) – 2 л;
  • кофе – 500 г;
  • чай – 200 г;
  • духи – 50 мл;
  • туалетная вода – 250 мл.

Товары для личного пользования, ввозимые на территорию Португалии, не должны превышать 175 евро (185 долларов США) из расчета на одного человека.

Особенности дорожного движения

Первое, о чем нужно знать иностранному путешественнику, так это о том, что проезд по большинству португальских дорог, а также некоторым мостам, – платный. При этом средняя скорость движения на автомагистралях составляет 100 километров в час, тогда как бесплатные дороги, проходящие через населенные пункты, ограничивают скорость до 50 километров в час. Оплата проезда традиционно рассчитывается в зависимости от расстояния между пунктами въезда на автомагистраль и выезда с нее. Для того чтобы оплатить проезд, на терминалах платных магистралей имеются специальные полосы соответствующего цвета: зеленая – только для пользователей португальской системой оплаты ViaVerde, оранжевая – для оплаты через оператора наличными или карточкой, красная – для оплаты наличными или карточкой через автомат. В последнем случае нужно быть осторожным, так как при оплате наличными машина сдачу не выдает.

Парковка в Португалии тоже платная, средняя стоимость за 1 час пользования – 1 евро (1,05 долларов США).

Кроме того, путешественникам на машине следует знать, что в случае нахождения в стране дольше 90 дней нужно обязательно получить местные права.

Особенности туристических маршрутов Португалии

Составляя собственный маршрут по Португалии для путешествия, рекомендуем воспользоваться советами бывалых автотуристов:

  • заранее узнайте об особенностях и стоимости аренды автомобиля и нюансах оплаты, учитывайте стоимость бензина и плату за пользование дорогами;
  • не пытайтесь увидеть все достопримечательности за один день – лучше запланируйте осмотр 3-4 точек и не торопитесь, гуляя по городу;
  • во время путешествия больше времени уделите созерцанию живописных пейзажей и посещению дворцов и замков;
  • отправляясь в Португалию на авто, позаботьтесь о бронировании отеля или хостела с наличием парковки;
  • проезжайте не больше 150-200 км в день;
  • не забывайте выделять время на обед – для этого можно заранее выбрать в интернете интересные заведения для посещения либо остановиться в любом понравившемся местном колоритном ресторанчике;
  • И, наконец, самое интересное – ограничение выезда за границу должникам. Именно о статусе должника проще всего «забыть», собираясь в очередной заграничный отпуск. Причиной могут быть просроченные кредиты , неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2018 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф
  • если для ночевки выбирать гостиницы на трассе, вместо отелей в населенных пунктах, можно значительно сэкономить;
  • для путешественников, желающих приехать в Португалию на автомобиле самостоятельно, существует возможность остановиться вместо отеля в одном из автокемпингов.
  • На машине в Порту

    Порту – второй по величине после столицы город Португалии. Живописных пейзажей в городе не найти, зато можно сполна насладиться городской архитектурой и музеями. Уникальной достопримечательностью города является Кафедральный Собор Порту, построенный еще в XII веке. Собор сохранил свой первозданный вид, так как его никогда не перестраивали. Обязательно следует посетить квартал Рибейра, который внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО – в нем многие жилые дома были построены еще 300 лет назад. Путешественники на машине обязательно должны проехаться по мосту Понти-ди-Дон-Луиш, построенному по проекту Теофила Сейрига, который был учеником знаменитого Гюстава Эйфеля. Неслучайно элементы моста очень напоминают всемирно известное творение его учителя – Эйфелеву башню. Кстати, в Порту есть мост, который простроен по проекту самого Эйфеля – мост Понти-Ди-Дона-Мария-Пиа.

    На авто в Фару

    Город Фару достоин внимания в первую очередь благодаря расположенному здесь природному ландшафтному парку Риа-Формоза. Парк представляет собой 60-километровую лагуну вдоль морского побережья. Общая город площадь лагуны – 18,400 га. Как туристический центр Фару не самый популярный город в Португалии, тем не менее здесь находится один из лучших пляжей страны Прайа-да-Фару. Пляж довольно большой, но многолюдно здесь бывает только в разгар летнего сезона.

    Ценители архитектурных памятников могут посетить в этом городе различные замки, соборы, церкви и монастыри. Для этого следует отправиться в старый центральный квартал. Недалеко от города находится еще одна достопримечательность – Дворец Эштой, построенный в стиле рококо.

    На машине в Портимао

    Самое красивое место в Портимао – это его побережье. Поезжайте на пляж Прая-де-Роша – здесь есть смотровая площадка, с которой открывается потрясающий вид на город и морской пейзаж. Любители архитектуры могут прогуляться по центру города и посетить церковь Богородицы Девы Марии, часовню Св. Жозе, замок Алвор или монастырь иезуитов.

    На автомобиле в Сагреш

    Маленький городок Сагреш известен тем, что именно здесь в XV веке принц Генрих Мореплаватель основал школу мореплавания. Есть все основания предполагать, что именно в этой школе учились всемирно известные мореплаватели Фернан Магеллан и Васко да Гама. Кроме того, в этом городе стоит посетить мыс Сан-Висенти, который в прошлом считался краем мира. На мысе расположен один из самых больших в мире маяков, диапазон освещения которого достигает 90 км.

    На машине в Лагос

    В 5 км от Портимао и в 45 км от города Фару расположен маленький городок Лагос (Лагуш). Этот курортный город отлично подходит для семейного отдыха. Главное, на что здесь стоит посмотреть, это океан, пляжи и скалы. На мысе Понта-да-Пьедаде находится смотровая площадка и маяк. Кстати, возле маяка для автопутешественников предусмотрена бесплатная парковка. Оставив машину на стоянке, можно совершить путешествие на лодке по гротам и водяным пещерам. В этом городе есть несколько пляжей, но самый впечатляющий из них, на котором обязательно следует побывать автотуристам, это пляж Маринья.

    На машине на Мадейру

    На остров Мадейра на автомобиле можно добраться только на пароме с острова Порту-Санту (работает один раз в день). Стоимость билетов на паром зависит от месяца, класса, а также от того, являетесь ли вы резидентом острова. Покупая билеты группой от двух до четырех человек, можно получить значительные скидки. Средняя стоимость билетов на одного человека с машиной указана в таблице:

    Паромных соединений между материковой частью Португалии и островом Мадейра нет, но автомобиль можно доставить грузовым судном, а самому воспользоваться самолетом. Кроме того, можно взять автомобиль в аренду непосредственно на острове.

    Во время путешествия на машине по острову Мадейра, главное, что можно посмотреть, это природа. На острове преобладает горный ландшафт, поэтому дороги здесь довольно извилистые. Отправляйтесь на машине на смотровые площадки. К примеру, Eira do Serrado находится на высоте 1,053 метра, Pico dos Barcelos – на высоте 355 метров. С первой площадки открывается вид на Долину монахинь (Curral das Freiras) – это название появилось в XVI веке, когда на расположенный вблизи монастырь Святой Клары нападали пираты, и монахини вынуждены были прятаться в этой долине. Вторая площадка находится ближе к океану, и отсюда лучше видны морские суда.

    На машине в Лиссабон

    Пожалуй, самая важная достопримечательность, которую следует посмотреть в окрестностях Лиссабона – статуя Иисуса Христа. Чтобы добраться сюда, нужно пересечь реку Тежу по Мосту имени 25 апреля. Причем сам мост тоже стоит того, чтобы его увидеть. Он абсолютно идентичен мосту «Золотые ворота» в Сан-Франциско, так как их строила одна и та же американская строительная фирма. Итак, на другом берегу реки Тежу, в месте ее впадения в Атлантический океан, расположен городок Алмада. Здесь на высоте 113 над уровнем моря высится монумент, который был построен в 1959 году в знак благодарности за неучастие Португалии во Второй мировой войне. Статую Христа видно из любой точки Лиссабона.

    Гуляя по центру города, обязательно нужно заглянуть на Площадь Коммерции. Здесь сразу же бросается в глаза Триумфальная Арка улицы Аугушта, на которую можно подняться за 2,5 евро (2,65 доллара США). Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на залив, колоритные улочки, замки и монастыри, на посещение и осмотр которых можно потратить все оставшееся время.

    Путешествие на авто в Синтру

    Синтра является одним из самых красивых городов Португалии. Говорят, что по красоте этот город превосходит даже Лиссабон. В первый день пребывания в городке можно не спеша посетить два места: Дворец Пена и Замок Мавров. Около дворца расположен большой парк, входной билет в который можно приобрести отдельно, не покупая билет во дворец. Еще одна достопримечательность – Замок Мавров. Эта крепость была построена еще в IX-X вв. Попасть в замок можно по длинной лестнице, идущей через лес.

    Не менее интересный объект, достойный внимания путешественников, – Дворец Монсеррати, расположенный в 4 км от города. При дворце имеется ботанический сад с 2 тысячами видов растений со всего мира.

    Еще один памятник – Кинта де Регалейра, архитектурное сооружение в стиле неоготики. На территории этого дворцово-паркового комплекса повсюду можно встретить различные загадочные знаки и символы тамплиеров и масонов.

    Если Вы любите изучать историю не только через знакомство с замками и дворцами, можете посетить Музей новостей. Здесь вы познакомитесь с историей Португалии посредством освещения ее в СМИ.

    Ну и напоследок, находясь в Синтре, нельзя не заехать в одно из самых значимых мест не только Португалии, но и всего континента – Мыс Рока. Это самая крайняя точка Евразии на Западе, где открывается красивейший вид на Атлантический океан.

    Как снять жилье в Португалии

    Во время путешествия по Португалии необходимо где-то останавливаться. Если вас не устраивает вариант с паркингами и гостиницами, вы можете взять жилье в аренду. Во время путешествия лучше рассматривать варианты посуточной аренды жилья. Объявления можно найти в интернете на форумах, на популярных сайтах посуточной аренды недвижимости либо поспрашивать у местных жителей.

    На машине в Португалию: Видео

Португалия - страна, где не было вот этих вот всяких известных художников, скульпторов, режиссеров, музыкантов, писателей… Там не нужно очертя голову бегать по музеям, монастырям, замкам и кладбищам. Там вообще всего два города на всю страну. И и...

В Португалию на автомобиле. Часть 1: Москва-Альгарве

Автотуризм, Отчет о путешествиях в Германия; Испания, Лерида (Льейда); Испания, Толедо; Португалия, Алгарве; Франция, Оранж; Польша; Беларусь

Португалия - страна, где не было вот этих вот всяких известных художников, скульпторов, режиссеров, музыкантов, писателей… Там не нужно очертя голову бегать по музеям, монастырям, замкам и кладбищам. Там вообще всего два города на всю страну. И именно поэтому там нужно отдыхать!

Примерно так, кратко и ёмко, меня напутствовал мой приятель Вася туда, где уже были выкуплены апарты, и где я должен был оказаться через пару-тройку месяцев. Оказаться, конечно, хотелось не просто так, сел в Шарике в “боинг”, всосал стакан и уже там. Нет. Большая цель была прокатиться на машине, пересечь Европу по диагоняли, сделать “сэлфи” на мысе Рока, поглазеть и потрогать океан, а остальное уж как получится.

Когда планируешь путешествие на машине, всегда определяешь какие-то вехи на своем пути и прокручиваешь в голове маршрут. В 4:30 встал. Кофе. Зубы. Сигарета. Почитать новости в туалете. Можно еще кофе. Еще сигарета. Присели на дорожку. И вот он долгожданный момент - ключ в замке, включаются фары, мотор, началось. Непроснувшиеся московские светофоры мигают желтым светом, а задние фонари уже не редких в начале шестого утра случайных попутчиков отражаются в мокром от поливальных машин асфальте. МКАД. М1... Дорога нескучная. Провинциальные города. Леса. Поля. Речки и речушки. Днепр. В Смоленской области меняется рельеф, начинаются небольшие горки. Глазу есть за что зацепиться и время летит незаметно. Белоруссия. Очень высокая средняя скорость, но будет смертельно скучно и минуты потянутся часами. Борьба со сном. Граница, Буг. Варшава, Висла. Обильный, дешевый, поганый ужин. Новый день. Ранний подъем. Еще 500 грустных километров по Польше и пересекаем Одер. Германия! Ритуальный Сашин боквюрст на первой заправке и бодрый трафик до самого Рейна. Захочется поскорее его пересечь в Манхайме-Людвигсхафене и въехать во Францию, но мы поедем на юг. Переезжаем Рейн на юге Шварцвальда. И вот уже на второй день путешествия Франция. Если повезет, будет хороший ужин в Эльзасе. День третий. Опять встаем ни свет ни заря. Рона. Cotes du Rhone. Таримся вином. Перекатываемся через Пиренеи и через пару дней ждем встречи с океаном. Примерно так все представлялось. Реалии вышли немного другие. Об этом в отчете.

План

Поездка в Португалию стала третьим по порядку пунктом в моем летнем плане автопутешественника. В феврале мы сидели на нашей кухне с друзьями и прикидывали, куда бы можно было поехать. Месяцем ранее Наташа отказалась от пробега в Кампанию с формулировкой “очень долго ехать, устанем” и выкупила билеты в Неаполь. Я при таком раскладе готов был уже согласиться на традиционную (для меня) Архангельскую область. Но как-то так получилось, что за полчаса нас убедили в том, что и Португалия не так далеко, и бюджет посильный и отпуск у меня будет в 3.5 недели при стандартных двух.

Общее понимание отдыха - снять домушку на 2 недели в пляжно-купальном регионе, провинции Альгарве (Algarve), предаться лени, забавам и пьянству, в перерывах культурно обогащаться однодневными вылазками куда-нибудь. Обязательными пунктами программы были Лиссабон, Синтра и мыс Рока, опционно Томарский замок тамплиеров.

С самого начала мы планировали южное побережье Португалии на запад от Фаро (Faro), месяцем ранее Саша ездил туда в командировку. Но в итоге выбор пал на южную часть западного. И как показал последующий опыт, он был верным и ожидания на 100% оправдались. На участке побережья в 250 км можно выделить несколько зон:

Фаро и восточнее. Плавни в океане. Сюда приезжают вполне состоятельные граждане понаблюдать за фламинго и прочими птичками. Когда уже всем пресытились - отличный вариант отдыха наверное. Специфично и дорого.

Фаро - Албуфейра (Albufeira). Отличные пляжи покупаться и позагорать. Виллы и поля для гольфа рядом, обычно в комплекте. Дорого.

Портимао (Portimao) и окрестности. По природе и погоде аналогично предыдущему, но народу много и насрано. Геленджик.

Лагуш (Lagos). Вполне культурное место. Без пафоса Фаро-Албуфейры. Волны нет. Жара (как и на всем южном побережье)

Юг западного побережья. Отличная волна. Океан чуть холоднее южного берега. Нежарко настолько, что в домах даже не ставят кондиционеры. Народу немного. И ценник хороший. Райский, в-общем, уголок.

Мы забронировали отдельный домик с бассейном в районе поселка Алжезур (Aljezur) в километре от океана. С машинами и правилом 0.5 промилле нас это более чем устраивало.

Путешествие семьи в Италию очень хорошо легло на поезду в Португалию. Дорога к океану для жены и сына сокращалась более чем в два раза за счет перелета Неаполь - Барселона, и я гарантировано успевал доехать, так и не услышав “Пап, скоро приедем?”. Правда нам пришлось сделать крюк в несколько сотен километров. Кратчайший же по расстоянию путь лежит через Ганновер, Кельн, Париж.

Общая протяженность маршрута в одну сторону примерно 5 000 км. Понятно, что за три дня это в принципе непреодолимо (речь о посменной рулежке без ночевок не идет). За четыре, безусловно, можно, но стыковка в Барселоне на пути туда и нежелание гнать обратно определили нашу скорость перемещения - пять дней в каждую сторону. В таком режиме получится сделать небольшую паузу, в какой-то день встать не в 5, а в 7 утра, посмотреть города. Разработку плана и поиск гостиниц взял на себя Саша.

Итого, дорога туда: 2 длинных перегона Москва-Варшава и Варшава-Бельфор (Belfort, небольшой городок в Эльзасе), на третий день закупка вина во Франции и финиш в Барсе, где встречаю семью и, возможно, какая-никакая прогулка по городу. Гауди и все такое прочее. Четвертый день - короткий перегон в Толедо, прогулка по городу. Пятый день - финиш в Алжезуре.

Обратный путь: Алжезур-Саламанка в расслабленном режиме, неможко смотрим город, Саламанка-Дигуэн (Degoin, захолустье в самом сердце Франции) с закупкой вина где-то в Бордо. На третий день неблизкий, но быстрый перегон до Нюрнберга, в планах “шоппинг”. Два последних дня едем как можно быстрее домой. Ночевка в Бяла-подляска (Biala Podlaska), чтобы пораньше оказаться на границе и потерять там как можно меньше времени.

Мы и наш транспорт

В Португалию мы отправились двумя машинами, две семьи. Я, моя жена Наташа, сын Антон. Саша Николаев с женой Таней и сыном Сергеем. Это была первая совместная поездка. У Сереги уже есть права и они будут периодически меняться, если понадобится сможет подменить и меня. Как оказалось, для путешествия по Европе у нас была весьма уместная техника. Если не брать во внимание автобаны Германии, VW Touran 2.TDI 110 л.с. был идеален по совокупности характеристик: удобная посадка, просторный салон, вместительный багажник, довольно экономичный дизельный двигатель. В багажник влез велосипед сына, только одно из сидений пришлось подвинуть на 5 см. Задний ряд при этом остался свободным и можно было даже прилечь. Сашина Skoda Superb Combi 1.8T 152 л.с. с подвеской Koni конечно была краше в Германии, но из-за велика Сереги пришлось сложить ⅓ сиденья, да и топлива по деньгам он потреблял на 20-25% больше. Впрочем и Шкода и Туран порадовали своих владельцев экономичностью.

Туда

Немножко с опозданием, где-то в 6:30 мы съехали с МКАД. Оперативно домчали до последней Российскиой АЗС, где заодно и перекусили домашними припасами. Серега пересел ко мне, чтобы мешать мне спать, и в обычной болтовне, развлекаясь чтением забавных русскому глазу населенных пунктов (Арехавка, Альшанка и т.д.), мы незаметно доехали до последней белорусской заправки. Перед Брестом справа есть “Белнефтехим”. По опыту знающих людей ДТ в этой сети вполне пристойное, они батькины. Кайен ел и не болел. Стоимость топлива лишь немногим, процентов на 10, выше, чем у нас.

Граница. Скучно проезжаем российских погранцев, польских таможенников и пограничников. Никто не рылся в багажнике, колбасу изо рта не выхватывали, про сигареты только спросили.

От границы плетемся по населенке,таращимся на быт и устройство панов. Все чинно, благородно, с оглядкой на немцев, но на польский манер. Между селами и городками прилично воняет каким-то химозным навозом. Может добавляют что в него, может коровы уже так гадят от комбикормов, не знаю, но лучше ехать с закрытыми окнами.

Поплутали по Варшаве - вся в ремонтах и объездах. Наверное на то, чтобы ее пересечь нам понадобился час. В итоге добрались до гостиницы Rest Hotel (29 евро номер на двоих без завтрака). Место годное, чтобы переночевать. Основной его плюс на пути в Европу - впереди только автобан. Весь остальной польский гемморой пройден первым днем. Еда невкусная, зато дешево и много, ха-ха. Местное пиво (немногим краше нашего, очень жесткая вода) и зубровка (отличная водочка) в меню есть.

Итого за день: 1 255 км от МКАД. Расход ~5.8 литра на 100 км.

Снова ранний подъем, пьем кофе и выдвигаемся. Польский автобан свежий, недавно построенный, ровный и быстрый. Ограничение 140 км/ч. Но неимоверно скучный пейзажик, даже в Беларуси повеселее будет. Т.к. топливо в Польше все-таки несколько дешевле чем в Европе, заправляем баки перед Одером. Перекусываем на первой немецкой АЗС боквюрстом и выезжаем на бан с его очень динамичным движением, требующим регулярных перестроений. Налетевший в Познани сон сняло как рукой.

Немецкие автострады - тема интересная. Первое, что бросается в глаза - дороги сильно загружены. Причин множество: отсутствие платы за проезд, высокая плотность населения (в гэдээрии еще ничего, но дальше и правда много), наверное самое большое число машин на 1000 чел. среди Европейских стран, ну и потом это все-таки страна с автомобильной историей. Но несмотря на это вся пестрая армия автомобилистов очень шустро перемещается. Каждый участник дорожного движения - клетка единого организма. Все перестроения, акты вежливости или, наоборот, неприятия, подчинены определенному смыслу и заточены под обеспечение высокой скорости безопасного перемещения из точки А в точку Б. Я усвоил действие нескольких правил (они прописаны и в наших ПДД, но разве что прописаны):

1. Обгон совершается только слева. Основа основ всей линии поведения на дороге и залог безаварийного перемещения потока. Как следствие:
- Знакомое лишь понаслышке “не занимай левый ряд” работает. Машины движутся в максимально возможно правом ряду. Обогнал, убрался вправо.
- Справа нельзя даже опережать. Т.е., если при движении в первом ряду, ты догоняешь ездока во втором ряду, ты должен уйти в третий, совершить обгон и вернуться в первый. Да, это неудобно, да, обгоняемый неправ или просто задумался (что одно и то же), но нельзя нарушать порядок.
2. Не заставляй без крайней необходимости других участников движения жать на тормоз. Общее правило, которое помогает поддерживать высокую среднюю скорость потока:
- Немцы всегда заблаговременно уходят во второй ряд перед съездом на их дорогу с другого бана. Даже если там две разгонных полосы.
- Если ты видишь, что в правой полосе машина, которую ты собираешься обогнать, в свою очередь догоняет другую машину, уйди по возможности в третий ряд. Ну и т.д., ситуаций масса!
Руководствуясь нехитрыми правилами, немцы вежливы и ожидают взаимности. Если перед ремонтом на бане заблаговременно, как только начинают формироваться потоки, начать перестраиваться в левый ряд (при ремонте полотна в одну сторону идет сужение с трех до двух полос), всегда пропускают. Попытка же влезть в уже сформировавшийся поток пресекается на корню. К хамам, идиотам и просто зазевавшимся отношение примерно одинаковое.

Отдельного внимания также заслуживает полотно, которым сейчас мостят дороги. Что-то очень похожее на бетон, быстро отводящее воду и позволяющее снизить расход процентов на 10-15%! Компенсируется увеличением скоростью. Больше 190км/ч по спидометру разогнаться мне не удалось. При этом основными моими соперниками всегда были микроавтобусы Mercedes Sprinter:) Это самая быстрая машина на автобане! Еще одной быстрой был Порш Панамера с московскими номерами. Наконец-то он обошел нас в Тюрингии на девятой дороге. С МКАД мы съехали в одно время:)

Казалось бы, проезжая по Германии, нельзя не затариться пивом. Так нет же, можно! За Нюрнбергом мы съехали в городишко Ансбах (Ansbach) и в двух супермаркетах не обнаружили этого немецкого напитка. Т.е. был Оттингер, Францисканер и прочая дребедень, но вот пива не было.

Очень здорово помог какой-то тайваньский навигатор с функцией приема информации о пробках в FM-диапозоне. Абсолютно необходимая вещь. Перед Хайльбронном ушли на Штутгард, избежав, таким образом, большого количества заторов на 100-километровом участке до Карлсруэ.

Уже достаточно поздно прибыли в Бельфор в Premiere Classe Belfort (37 евро номер на двоих без завтрака). Это не отель, скорее тесное стойло, но чисто. Плюс один - ценник. Общепита никакого нет, поэтому поужинали нарезкой с пивом, зубровкой и улеглись спать. Завтра опять рано вставать, часа в 3-4 дня нужно быть в Барселоне.

Итого за день: 1 434 км. Расход ~6.1 литра на 100 км.

В 4:30 встали, в 4:45 Саня уже поинтересовался, когда мы с Серегой спустимся к машинам. Очень скоренькие сборы и затемно мы уже ехали к ближайшей АЗС в надежде выпить хотя бы кофе и сожрать круассан.

Дороги платные, машин немного и едем быстро. В Леоне попадаем в небольшую пробочку. Французы уже допускают отклонения от немецких “понятий”, все это немножко напоминает родину. На “Route du Soleil” (“Дорога Солнца”, по которой вся северная, густонаселенная Европа валит в отпуска на Средиземное море) довольно тесно, но мы удачно избегаем заторов и за Оранжем (Orange) съезжаем с автострады к виноградникам Cotes du Rhone в районе Шатонеф-дю-Пап (Chateauneuf du Pape, деревенька в которой вроде как должна была быть построена одна из папских резиденций в период так называемого “авиньонского пленения пап”).

Виноградники Chateauneuf du Pape

Сворачиваем к ближайшему “шато”. Пробуем по 5, потом по 10, потом по 20 евро за бутылку. Невкусно. Т.е. совсем невкусно. Хозяйка говорит, что этому вину (которое по 20) нужно еще немного постоять. Не нужно. Оревуар, мадам. Отъезжаем за пару километров в Domain de Saint Siffrein. Хозяйка южанка, поболтливее и сильно приветлевее предыдущей. У них 20 гектаров виноградников из которых 15 под “премиальный” AOC Chateauneuf du Pape. Пробуем. По 10 отлично, по 19 прекрасно. Закупаемся в Москву плюс берем пакет 10 литров за 37 евро в надежде на то, что еще 10 возьмем где-нибудь в Лангедоке.

Почему же у соседки было не такое хорошее вино? Мадам объяснила это следующим образом: хозяйства специализируются на различных категориях потребителях. Она, точнее ее сын, приверженцы старой школы виноделия, а соседи делают вино для молодежи. Есть еще виноделы, которые ориентируются на американский рынок и прочие ужасы. Вот так все сложно, оказывается. Мадам с удовольствием рассказывала Тане о своем вине и отвечала на все вопросы.

Естественно, к вину здесь совершенно особое отношение. Возможно, вино даже является основой для самоидентификации во Франции.

“Обед без вина, что день без Солнца”

Напоследок заехали в еще одно шато. Каменный дом скорее напоминал обветшалый сарай. Нас встретила пара лабрадоров (хотя породистые собаки здесь больше редкость, чем норма, в отличие от России), потом минуты три мы звали хоть кого-нибудь. На наш вопрос вопрос “есть ли у него недорогое вино” нарисовавшийся из тьмы чулана хозяин спросонья и легкого бодуна заявил, что в ЕГО заведении ценник от 40 евро. Но все очень мило. Бонусом за потраченные 10 минут были его вид и вид его хозяйства.

Посещение винодела не только полезно для кошелька, но и весьма увлекательно. Мало того, что по минимальной (!) цене вы берете понравившееся (!) вино. Можно еще поторговаться, а франкоговорящим еще и полопетать на этом прекрасном языке с селянами. Если повезет, можно будет встретить местного дедушку или мужичка, который достанет ведерко и попросит хозяина налить ему прямо из бочки. Или посмотреть на горожан, которые приехали пополнить свои запасы на год вперед.

Движемся дальше. Время поджимает, самолет из Неаполя вылетает точно по графику, а это значит, что мы проезжаем мимо 10 литров вина. Ближе к границе нарядные барышни в униформе ставят спидкамы, прием нарушителей осуществляется на очередном пункте оплаты. И вот Барселона. Город, в котором побывало огромное число моих знакомых, о котором там много восторгов оставлено в отзывах, где есть Сограда Фамилия, какая-то Рамбла и пр. Но мы подъехали с другой стороны и первое, что встретили - натуральная фавелла на окраине Барсы! Находим отель и пока ребята заселяются, я спешу в аэропорт. Самолет сел около часа назад. На поездку туда и обратно, поиск терминала, парковку и встречу ушло не более часа. По возвращении нас всех ждал сюрприз: гостиница, в которой мы планировали переночевать Centre Esplai Alberque оказалась хостелом со всеми вытекающими. Грязь, плохое кондиционирование, неудобные кровати и пр. Решили уехать из города. Саша с Серегой нашли гостиницу в Лериде (Lleida), Jardins del Segria (69 евро на семью с хорошим завтраком). Это и к лучшему, завтра останется больше времени на Толедо.

Засранец из Барселонского хостела не смог сразу вернуть деньги (оплатили на ресепшене до того как увидели номер) на карту. Возврат провели примерно через месяц. И то, вероятно лишь из-за писем с обещанием сообщить в booking.com

В Лериду мы поехали по бесплатной автомагистрали. В отличие от Франции по Испании можно ездить по бесплатным дорогам, но в некоторых местах, например, чтобы пересечь Пиренеи, доступны только платные магистрали или дорожки, проходящие по населенным пунктам. В дороге делимся впечатляниями за полтора месяца и разглядываем пейзажи за окном. Гостиница оказалась вполне пристойной, посещаемой местным населением. Немножко расслабились, завтра перегон чуть больше 500 км, можно не спешить с подъемом. Риоха все таки-очень неплохое вино.

Итого за день: ~1178 км. Расход ~6.1 литра на 100 км.

Утро четвертого дня оказалось хмурым. Зарядил дождик. Сначала небольшой, потом усилился.

За окном очень приятные картинки вплоть до Сигуэнса, перевалы ~1000 метров, затем до Гвадалахары равнинное плато, на котором разбиты поля. Вся Испания достаточно высоко над уровнем моря, а Мадрид так вообще самая “высокогорная” столица в Европе. А еще в Испании самое дешевое топливо на европейской части нашего маршрута. И если на ДТ разница с Францией не столь велика, то на бензин ~15%. Это нужно иметь в виду, планируя путешествие. Ниже фотки, сделанные на ходу из машины:

В Толедо приехали после полудня. Гостиница расположена в самом центре так называемого "исторического города Толедо", Hotel Conquista de Toledo (69 евро на семью без завтрака). Метрах в 200-300, чуть выше, напротив алькасара, есть подземная стоянка. 20 евро за ночь, как никак объект всемирного наследия Юнеско:)

Закинув вещи, отправляемся на экскурсию. Сам город (исторический город) расположен на приличном холме и в свое время был столицей Кастилии, пока король не перенес ее в Мадрид. Очень долгое время являлся оборонительным укреплением. Сначала вестготы защищались от вестготов, потом мавры от кастильцев, потом кастильцы от мавров и в конце концов сторонники Франко от республиканцев. С одной стороны Толедо обнесен крепостной стеной, с другой естественным образом защищен речкой Тахо (той самой Тахо, которая в Лиссабоне будет зваться Тежу) и пропастью.

В городе большое количество достопримечательностей. Орды туристов со всего мира ходят по четким маршрутам: только что ты был в толпе и внезапно оказываешься один одинешынек на целой улице. Многие постройки выглядят неестественно свежо. Все это вместе вызывает ощущение, что в Толедо вообще нет местных жителей. Но это неправда, они есть:

Галопом по европам мы обежали весь город. Благо есть эскалатор, подарок короля Хуана Карлоса. Потому абсолютно бесплатен.

На узких улочках Толедо: