Монета крестоносцев Старинные монеты представляют большую ценность как источник сведений о прошедших временах. В них сосредоточился дух, аромат тех эпох, которые никогда не вернутся. Прикасаясь к старинной монете, человек как бы переносится в прошлое. Подобное чувство я испытал, когда впервые взял в руки средневековую монету крестоносцев – грош графства Триполи. Походы рыцарей в Палестину, преследовавшие цель освобождение от мусульман Иерусалима и Гроба Господнего, и основание ими в Восточном Средиземноморье христианских государств оказали сильное влияние на развитие средневекового мира. На “латинском Востоке”, в Палестине и Сирии, крестоносцы в XI-XIII веках создали четыре государства - Иерусалимское королевство, княжество Антиохия, Эдесское графство и графство Триполи. Все они чеканили собственные монеты, в изображениях и надписях которых смешались европейские, исламские и византийские элементы оформления. Плавательная практика на пароходе “Малахов курган” заканчивалась в конце августа 1967 года. Последним портом захода была сирийская Латакия. Город этот, как и расположенный южнее Бейрут, практически не пострадал от “Шестидневной войны”, здесь царили мир и спокойствие, велась активная деловая и торговая деятельность. По просьбе первого помощника капитана судовой агент организовал для экипажа автобусную экскурсию по древнему городу. Средств на мероприятие в судовом культфонде скопилось достаточно, и их следовало потратить в текущем рейсе, чтобы не депонировать на будущее. В назначенное время к борту судна подъехал экскурсионный автобус и члены экипажа, свободные от вахт и работ, отправились в увлекательное путешествие. - История Латакии восходит к античному времени. – начала рассказ молодой гид Фатима, студентка выпускного курса факультета гуманитарных наук Дамасского университета. - Город основали финикийцы и назвали Рамита. Полководец Александра Великого Селевк I переименовал полис в честь своей матери, назвав Лаодикеей. В средние века в Латакии, как и на всем Ближнем Востоке, попеременно хозяйничали арабы, крестоносцы, египетские и османские султаны. Экскурсовод показала хорошо сохранившиеся римские постройки – городскую арку тетрапилон и остатки античной колоннады, а также несколько христианских церквей византийского времени и средневековые мусульманские мечети. После осмотра исторических достопримечательностей автобус сделал остановку на популярном пляже Шатт аль-Азрак, что переводится как “Лазурный берег“. В конце экскурсии гид предоставила морякам час свободного времени, чтобы те могли сделать покупки на городском базаре – суке. В поисках памятного сувенира о Латакии набрел на антикварную лавку, где в груде старого хлама заметил небольшой серебряный предмет круглой формы. - Это монета? – спросил я хозяина. - Да. Монета крестоносцев. – ответил тот. Торговцу – арабу понравился фотоаппарат, висевший на моем плече. – Давай меняться: я тебе монету, ты мне – фотокамеру. Накануне рейса в магазине “Динамо” на улице Советской Армии (ныне Преображенская) за 12 рублей я купил простенький фотоаппарат “Смена”. Планировал запечатлеть на фото первые встречи с заграницей. Рейс заканчивался, и задача эта была практически выполнена. Денег же после покупки подарков уже не оставалось и, чтобы не упустить интересную монету, согласился на предложение араба. Вернувшись на судно, принялся с помощью каталога изучать свое приобретение. В справочнике сообщалось, что номинал моей монеты - грош, отчеканили его в ближневосточном городе Триполи примерно в 1275 – 1287 годы. Более подробную информацию рассчитывал получить уже в Одессе у опытного специалиста по средневековой нумизматике профессора Карышковского П.О. С возвращением судна из рейса, отправился на истфак Одесского университета, где профессор заведовал кафедрой истории древнего мира и средних веков. - Всё верно, продавец тебя не обманул – это монета крестоносцев. – сказал Петр Осипович. Профессор хорошо знал латынь и без труда перевел легенды на монете. - На аверсе указано имя эмитента “SEPTIMVS BOEMVNDVS” - Боэмунд VII, а на реверсе место чекана “CIVITAS TRIPOLIS SVRIE“ - Государство Триполи в Сирии. - Но ведь Триполи находится не в Сирии, а в Ливане. – переспросил я. - Правильно, это сейчас, а в средние века границы между государствами были другими. Название монетного двора указано для того, чтобы не путать сирийский Триполи с одноименным городом на севере Африки. - А что обозначают изображения на монете? - Крест в ажурной оправе на лицевой стороне гроша это не только символ христианской веры, но одновременно и герб графства Триполи. Три крепостные башни на оборотной стороне представляют собой часть замка крестоносцев. – ответил профессор. Карышковский объяснил, какая крепость, по его мнению, изображена на монете. Некоторые нумизматы считают, что это знаменитая цитадель Крак-де-Шевалье, оплот Ордена госпитальеров в Сирии. Но профессор придерживался иного мнения. - Замок Крак-де-Шевалье не входил в юрисдикцию графства Триполи, а посему не мог быть изображен на триполитанской монете. Я считаю, что на реверсе данного гроша изображены башни крепости Шато Сен-Жиль, которая находилась в городе Триполи, столице одноименного графства. Замок этот был назван в честь графа Раймона Сен-Жильского, предводителя Первого крестового похода и основателя крепости. Кстати, крепость эта неплохо сохранилась до наших дней. – сказал Петр Осипович. Профессор дал исчерпывающую информацию относительно истории моей монеты и трагической судьбы государства, ее отчеканившего. Графство Триполи возникло на севере современного Ливана в ходе Первого крестового похода. После захвата городов Библ и Триполи войском Раймона Сен-Жильского, графа Тулузского, и завоевания Бейрута и Сидона королем Иерусалимским Балдуином I, все побережье Финикии, а также значительная часть горных районов страны в начале XII века оказались в руках крестоносцев. Приморские и горные местности к северу от Библа вошли в состав графства Триполи, а Бейрут и Сидон стали вассалами Иерусалимского королевства. При графе Боэмунде VI государство Триполи в 1268 году приступило к чеканке собственных монет - гроссо. Граф и его преемник Боэмунд VII выпускали серебряные монеты двух номиналов – гроши и полугроши. Средний вес гроша составлял 4,2 г, а у полугроша он колебался в пределах 1,9 - 2,1 г. Вначале своего правления Боэмунд VII чеканил монеты, почти не отличимые от гроссо отца, но проба серебра в них была ниже. Графство Триполи просуществовало без малого два столетия – с 1105 по 1289 годы. После смерти Боэмунда VI в 1275 году в государстве вспыхнула междоусобица. Верхушка общества раскололось на два лагеря, в одном оказались вдова графа Сибилла и светское рыцарство во главе с молодым и горячим Боэмундом VII, в другом - епископ Триполи Вильгельм и его сторонники, которых поддержали рыцари - тамплиеры. Боэмунд VII захватил резиденцию Ордена тамплиеров в Триполи и собственноручно убил кинжалом генуэзского наместника, союзника “храмовников”. При Боэмунде VII крестоносцы уже не воевали с мусульманами, а предпочитали покупать мир с ними за деньги. Заключение мирного договора с султаном Бейбарсом стоило графству Триполи 20 тысяч золотых безантов. Боэмунд VII был бездетным, и после его смерти в 1287 году новая правительница Триполи по имени Люсия вступила в конфликт с городской коммуной. Глава коммуны обратился за помощью к мамлюкскому султану Келауну. Великий магистр ордена тамплиеров Гильом де Боже предупреждал жителей Триполи об опасности, но те не поверили. Армия Келауна застала город врасплох, мамлюки ворвались в столицу графства и завязались уличные бои. Командор тамплиеров Пьер де Монкада имел возможность спастись на галере, отплывавшей на Кипр, но предпочел остаться в Триполи и погиб с мечом в руках, как и остальные защитники города. Так в 1289 году трагично закончилась история графства Триполи. - Если бы меня попросили назвать самую красивую монету, чеканенную крестоносцами в Святой Земле, я бы выбрал триполитанский грош Боэмунда VII. – подытожил свой рассказ Карышковский. - Дизайн монеты поражает своей суровой красотой, лаконичностью и выразительностью. Сегодня эта небольшая монетка на европейском нумизматическом рынке стоит хороших денег - 300 евро и выше. Мне же она дорога еще как память о плавательной практике на пароходе “Малахов курган” и первом знакомстве с заграницей.

Стихотворение Владимира Высоцкого Анатолию Гарагуле. Предлагаем вашему вниманию другое стихотворение Владимир Высоцкого — «Ну вот и всё! Закончен сон глубокий!»

Ну вот и всё! Закончен сон глубокий!
Никто и ничего не разрешает!
Я ухожу, отдельный, одинокий
По полю лётному, с которого взлетают!

Я посещу надводную обитель,
Что кораблём зовут другие люди.
Мой капитан, мой друг и мой спаситель!
Давай с тобой хоть что-нибудь забудем!

Забудем что-нибудь - мне нужно, можно!
Всё - женщину, с которою знакомы!
Всё помнить - это просто невозможно.
Да это просто и не нужно - что мы?

1969 г.

Интересные факты:

Гарагуля Анатолий Григорьевич (1922-2004 гг.) — капитан дальнего плавания, участник Великой Отечественной войны. Интересно, что воевал Анатолий Григорьевич в небе — был летчиком, а после войны решил покорить водную стихию — поступил и закончил Одесское высшее мореходное училище. С 1965 года — капитан теплохода «Грузия», а после его списания с 1975 года — капитан нового теплохода с тем же названием (правда, новый теплоход не обладал индивидуальностью и роскошью своего предшественника, что вызывало недовольство капитана).

Анатолий Гарагуля дружил с известнейшими деятелями культуры, которые путешествовали на теплоходе «Грузия», совершавшем круизы по Черному морю. Среди них Владимир Высоцкий, Марина Влади, Василий Аксенов, Константин Ваншенкин, Булат Окуджава, Петр Тодоровский и др.

Высоцкий и Влади отдыхали душой на теплоходе, скрываясь от любопытных глаз. Пара останавливалась в просторной каюте, питалась в личной столовой капитана. Вот как описан теплоход в воспоминаниях Марины Влади: «Каюты и салоны – необычайной роскоши. «Грузия» богато украшена коврами, чеканкой и росписью… Толя чудесно всё устроил: каюта уставлена цветами, на столе – фрукты, пироги и бутылка грузинского вина. Мы не знаем с чего начать…» Есть множество фотографий, на которых Высоцкий и Влади запечатлены вместе с Анатолием Гарагулей на капитанском мостике теплохода. Во время круиза на «Грузии» Высоцким было написано много замечательных стихотворений.

Анатолий Гарагуля снялся в кино — сыграл капитана теплохода «Глория» в фильме “Корона Российской Империи, или снова Неуловимые” в 1970 году. Анатолию Гарагуле Владимир Высоцкий посвящал стихотворения, из которых самое известное — «Человек за бортом».


Высоцкий - третий справа, Марина Влади и моряки советских круизных судов на фоне теплохода "Грузия"

Сегодня о белом пароходе.
Редкий человек мечтательно не улыбнется, завидев на горизонте стремительный силуэт скользящего в ультрамарине большого пассажирского судна. Там - вкусная и беззаботная жизнь, там - свежий ветер странствий и приятные знакомства, там все хорошо по определению. Универсальный символ надежды на лучшее будущее. Таким герой сегодняшнего рассказа и остался для тысяч людей, в разное время ловивших взглядами линию горизонта с его палубы.

Судно, о котором ниже пойдет речь, перемещалось не только в пространстве, связывая континенты, но и оставило множество следов в истории, став свидетелем многих знаковых событий в "ревущие" 1940-е. Как и у всякого интересного героя, случилось у нашего персонажа две жизни: одна - зрелая черноморская советская, другая, как и у многих послевоенных наших круизных судов, - заграничная военная океанская молодость. Польско-датские родители, разбивая традиционную бутылку шампанского о борт построенного судна, не могли даже представить, через какие испытания придется пройти их детищу, торжественно нареченному MS Sobieski.

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ




Теплоход "Грузия". Кадры из фильма "Корона Российской империи" (1971)

Начнем с финала. В 1971 году на экраны страны вышло продолжение супер-блокбастера советских детей "Неуловимые мстители" под названием "Корона российской империи". Развязка лихо закрученного сюжета фильма произошла на борту белоснежного лайнера "Глория" в Черном море. Его роль исполнило советское круизное судно "Грузия". В 1950-70-х годах лайнер выполнял регулярные рейсы на Крымско-Кавказской линии в Черном море.
Среди его пассажиров бывал и Владимир Высоцкий. Он очень любил морские круизы, ежегодно ходил на теплоходах «Аджария», «Шота Руставели» и «Грузия», которые курсировали по маршруту Одесса-Батуми с заходом в Сухуми.


Романтическая идиллия на борту лайнера

МОЛОДОСТЬ

Теплоход, ставший "Грузией" попал в 1950 г. на Черное море из Польши, где носил имя польского "наше всё" Яна III Собеского, средневекового правителя Польши, при котором Речь Посполитая пережила свой ренессанс. Sobieski был построен перед войной в июне 1939 г британской верфью Swan, Hunter & Wigham Ричардсон в пригороде Ньюкасла Уолсенде. Полная вместимость лайнера составляла 11 030 брт. Длина корпуса - 155,9 м, ширина - 20,5 м, осадка - 7,72 м. Судно могло взять на борт 850 пассажиров.

Судно было заказано польско-датской судоходной компанией Gdynia-Ameryka Linie Żeglugowe SA и предназначалось для наиболее тогда прибыльных рейсов в Новый Свет. Самолеты тогда еще не летали через океан и добраться до Америки и обратно можно было только на судах специальной постройки различных пароходных компаний.
Польские суда вышли на трансатлантические линии в 1930 г. и их появление сопровождалось следующими текстами в местной прессе:

"Создание трансатлантического сообщения имеет крайне важное значение. С одной стороны, наше молодое судоходство демонстрирует флаг на ведущих трассах мира, с другой стороны - это первый шаг на пути разрыва с безразличием к главенствy иностранных судоходных компаний, в первую очередь немецких. Из Польши за океан отправляется один из самых больших контингентов европейских иммигрантов. До сих пор весьма внушительная выручка от перевозки полностью шла в иностранные карманы. Если учесть, что в прошлом году Польшу покинули более чем 60 000 иммигрантов, то иностранные компании заработали на этом около $ 6 млн. И это только плата за перевозку эмигрантов, без учета прибывших обратно."

Первое плаванье MS Sobieski состоялось 15 июня 1939 г из Гдыни в Бразилию и Аргентину. Это направление было популярно у эмигрантов из Европы в межвоенный период. В воспоминаниях они отмечают комфорт и изысканность внутреннего устройства судна и наличие кошерной кухни. Но всё это длилось недолго.

ВОЙНА
После начала 2-й Мировой в сентябре 1939, судно избежало германского плена и оказалось у британцев, где было мобилизовано на военную службу. В качестве военного транспорта Sobieski принял участие во многих знаковых событиях войны на море, упоминание о которых греют душу любителю морской истории.

НОРВЕГИЯ 1940


Военнослужащие 1/6-го батальона, полка герцога Веллингтона (West Riding), 147 бригады, 61-я дивизии беседуют с офицерами польского парохода MS Sobieski по пути в Норвегию, 20 апреля 1940 года.


Они же на борту лайнера MS Sobieski играют на палубе

В мае-июне 1940 г. эвакуирует союзные войска из Нарвика (Норвегия) во время операции Alphabet.

ФРАНЦИЯ 1940
В конце июля 1940 эвакуирует союзные войска из Западной Франции (операция Aerial).


Польские интернированные военнослужащие из лагеря под Тулузой, которых эвакуируют в том числе и на борту MS Sobieski во время одного из рейсов в Британию из Западной Франции. Июнь 1940 г. Всего спаслось 25 000 поляков


Генерал де Голль с представителем Черчилля генералом Спирсом на пути в Дакаре в сентябре 1940 года.

ЗАПАДНАЯ АФРИКА 1940
Уже в сентябре 1940 г теплоход участвует в Битве за Дакар (операция Menace) - неудачной попытке союзников отбить стратегически важный в Атлантике порт Дакар в Французской Западной Африке (ныне Сенегал) у вишистов. В операции приняло участие 8 000 десантников. Отрицательный результат на суше, выход из строя линкора HMS Resolution, уронили авторитет де Голля в глазах англичан надолго.


MS Sobieski, Атлантический океан, Сьерра Леоне, Фритаун - база британского флота в Западной Африке. 1940.

ЦЕННЫЙ ГРУЗ 1940

Далее в том же июле 1940 г. в составе конвоя перевозит около тысячи пленных немцев и итальянцев, а также часть польских ценностей в Канаду. Среди ценностей находились: Щербец - коронационный меч польских королей, Библия Гутенберга, 136 огромных гобелена 16 века, времен короля Сигизмунда из коллекции замка Вавель в Кракове, 36 рукописей Шопена, а также золотых слитков на несколько сотен миллионов долларов из Банка Англии. В этой связи нахождение пленных на борту как бы указывает на "живой щит", я правильно понимаю?
MS Sobieski идет в составе внушительного конвоя Royal Navy во главе линкора HMS Revenge под командованием адмирала сэра Эрнеста Рассела Арчера, который чуть позже станет старшим морским офицером в Северной России (с 1943 года) , а затем возглавит Joint Services Mission в Москве (с 1944 года).
По прибытию судна в Галифакс 13 июля 1940 ценности отправились в Оттаву.
Сразу после этого в составе конвоя MS Sobieski возвращается в Британию и привозит 8 077 канадских военнослужащих.


Рисунок солдата из 18-й дивизии, который следует на «Sobieski» в Галифакс в конце октября 1941 г.

1941
30 октября судно следует из базы британского флота в Шотландии в Галифакс в составе конвоя CT.5. На борту находились британские войска, которые должны были затем отправиться из Галифакса в Африку в составе первого американского конвоя WS-12x. Конвой прибыл в Кейптаун 8 декабря 1941 г. Через два дня Германия и Италия объявили войну США.

СИНГАПУР 1942


Освобожденные из печально знаменитого японского лагеря Changi, союзные военнослужащие прибыли в порт на госпитальные суда. 1945

В феврале начинается битва за Сингапур с японцами. Sobieski упоминается в связи с перевозкой на театр военных действий британской 18-ой пехотной дивизии, которая прибыв за несколько недель до финала, успела повоевать лишь короткое время, после чего попала в плен к японцам.
Sobieski вернется за ними в конце войны и заберет их на родину из печально известного в Британии лагеря Changi. Следуя на борту лайнера домой, британец James Bradley пишет книгу Towards the Setting Sun: An Escape from the Thailand-Burma Railway, 1943 о своем побеге из ужасного японского плена в джунглях. Там на строительстве ж/д дороги погибло более 100 000 пленных союзников.


Высадка на Мадагаскаре. Операция Ironclad. На заднем плане - транспорты.

МАДАГАСКАР 1942
В 1942 судно участвует в операции Ironclad, названной впоследствии Черчиллем "единственным эпизодом, который стал примером хорошего и умелого руководства войной". C 5 мая по 6 ноября 1942 года на Мадагаскар при поддержке крупного морского соединения высадились порядка 15 тысяч солдат союзников из Британии, Южно-Африканского Союза, Индии, Австралии, Таньганьики, Южной и Северной Родезий, а также из голландского добровольческого корпуса.


Британская корабельная эскадра на Diego Suarez, Мадагаскар после капитуляции французов. 1942 г. MS Sobieski - один из транспортов эскадры

Их целью было предотвращение захвата острова Японией. Здесь впервые были применены революционные для того времени средства и методы высадки морского десанта на необорудованное побережье(высадка на берег бронетехники, поддержка десанта авианосцами и др.). В дальнейшем опыт этой операции был так или иначе использован при разработке всех последующих морских десантов союзников, в том числе и для высадки в Нормандии в 1944 году. Стоит отметить, что силы де Голля после провала в Дакаре не были задействованы. Британцы на этот раз предпочли обойтись без них.
Интересно, если посчитать потерянные во время WW2 Францией корабли, то кто их потопил больше всех? Не удивлюсь, если англичане:)


Подписание капитуляции французами-вишистами на борту британского HMS Ramillies. Captain Howson, Chief of Staff to Rear Admiral Syfret with Colonel Claerbout, the Officer Commanding Diego Suarez

Союзникам противостояли силы вишистской Франции, представленные, в основном, колониальными войсками. Интересно, что 15 тыс. тонн топлива для операции доставили из Порт-Саида в порты Южной Африки два советских танкера - «Сахалин» и «Туапсе». Им было «по пути» помочь союзникам во время кругосветного перехода группы советских кораблей во главе с ледоколом «Микоян».
Что касается самого транспорта Sobieski, то после капитуляции гарнизонов острова британцы усердно тралили прибрежные воды и первым пустили в очищенный от мин район порта именно Sobieski, а уж затем туда зашли основные силы десанта. В Польше этим фактом очень гордятся. Скептики же понимающе улыбаются, подозревая британцев в практичности.
Далее, почему-то, описание активной жизни судна заканчиваются и судно мелькает лишь в списках различных конвоев союзников.

1943
В 1943 году Sobieski встречается в списке конвоя союзников WS 28, шедшего по африканскому маршруту Фритаун-Кейптаун-Аден.

1944
В 1944 году имя теплохода встречается в конвое, который вышел 25.12.1944 из Саутгемптона во Францию. На борту Sobieski находился 201st General Hospital. Дату можно связать с началом 16 декабря 1944 г. контрнаступления немцев в Арденнах.

ПОСЛЕ ВОЙНЫ 1946-1950
По окончанию мировой бойни, MS Sobieski ходит под польским флагом по маршруту Генуя-Нью-Йорк и Неаполь-Галифакс. Но былые времена безвозвратно ушли - начиналась эра полетов через океан пассажирской авиации. В феврале 1950 г. Sobieski совершил свой последний 29-й североатлантический вояж. После чего был продан в СССР.


Учения по безопасности на борту MS Sobieski во время рейса с армянскими репатриантами


Открытка с борта теплохода, отправленная одним из репатриантов из Гибралтара

За это время теплоход "всплывает" в интересном эпизоде. В 1947 году группа американских армян решила вернуться в Армению. 162 человека плыли на Sobieski в январе 1949 года из США в Италию, где в Неаполе пересели на румынский теплоход, который шел на Батуми. Переселенцы отмечали в воспоминаниях, что были разочарованы, когда богатые интерьеры польского лайнера сменились суровыми отсеками румынского транспорта - "приземистого, некрасиво выглядящего грузового судна без каких-либо специальных помещений для пассажиров".

Вот, в общем, как-то так сложилась счастливая судьба польского довоенного судна с американских линий, ставшего свидетелем известных военных операций союзников на море, 20 лет возившего счастливчиков на советских черноморских круизах и ушедшего в свое последнее плаванье на разделку в конце 1970-х годов.

Польское видео, в котором под хронику якобы прибытия MS Sobieski в Америку замаскированы кадры из фильма "Корона российской империи"! Так рождаются фейковые сюжеты:)

Судьба тройки пассажирских судов германской судоходной компании «Seedienst Ostpreussen»: «Tannenberg», «Hansestadt Danzig» и «Preussen» в вихре исторических событий 1930-40-х гг.

В 1975 году на верфи Wartsila в финском городе Турку состоялась передача заказчику - Совкомфлоту СССР - нового судна автомобиле-пассажирского теплохода "Белоруссия". Это судно являлось головным в серии из пяти теплоходов. Первоначально все пять теплоходов были переданы Черноморскому Пароходству МинМорФлота СССР.


Заказ был отдан финской верфи не спроста - фирма Wartsila была уже известна в СССР, да и опыта у финских корабелов в строительстве паромов было немало. При всей внешней схожести с крупными автомобиле-пассажирскими паромами, курсировавшими в Балтийском бассейне, новые суда нельзя назвать паромами в обычном смысле. Суда имели всего одну автомобильную палубу и придназначались все же для перевозки в первую очередь пассажиров, а потом уже и автомобилей между портами Черноморского побережья СССР.



т/х "Белоруссия" покидает порт Валетта, 1975 год




"Белоруссия" выходит из Саутгемптона, 1987 год



Красная полоса на фальштрубе с советским гербом, порт приписки Одесса - такой была "Белоруссия" во второй половине 80-х. На фото - июнь 1988 года, Фримантл



т/х "Белоруссия" 1992 год. идет на буксире через Английский канал (Ла-Манш) под буксиром SMIT ROTTERDAM


В 1993 году после ремонта в сухом доке Сингапура судно переименуют в Казахстан II, а заnем, в 1996 году, в DELPHIN



Уже под именем Казастан II, Дурбан, 1994 год.


Такая она в наши дни - DELPHIN:



на подходе к Кильской гавани (Киль, Германия)




Тогда же, в 1975 году, был сдан в эксплуатацию теплоход "Грузия". Он также был передан ЧМП.



"Грузия" в Саутгемптоне, 1976 год



в Сочи, 1983 год



Саутгемптон, ноябрь 1983 года



Стамбул, 1991 год



пока еще "Грузия", 1992 год, Квебек, Канада. Судно была офрахтовано для круизов по реке Святого Лаврентия.



герб СССР сменился на украинский трезубец, имя - на Odessa Sky, река Святого Лаврентия, Канада, август 1995 года



В 1999 году судно ходило под именем Club I. Снимок сделан в Северном море


Вскоре судно было опять переименовано - Club Cruise I. Предположительно что это переименование произошло в том же 1999 году - судно меняло владельцев. Тогда же в 1999 году теплоход был вновь переименован - Van Gogh - по имени известного голландского живописца. Под этим именем судно проходило до 2009 года. В 2009-м его переименовывают вновь - SALAMIS FILOXENIA. Под этим именем судно и работает по настоящее время.



Порт Каен, 2004 год



у побережья Норвегии, 2007 год



Кильский канал, 2008 год



Порт Сплит, Хорватия, 2008 год





SALAMIS FILOXENIA на якоре у острова Патмос, июль 2010 года


Если условно разделить суда на серии по году постройки, то теплоход "Азербайджан" является последним теплоходом первой серии - как "Белоруссия" и "Грузия" он построен в 1975 года и стал третьим судном типа "Белоруссия". В 1996 году судно получает новое имя - Аркадия (когда будете искать его снимки по различным сайтам - на Ardkadia отзывается как минимум еще одно судно, не имеющее к нашему флоту никакого отшения - New Australia и он же Monarch of Bermuda). В 1997 году новое переименование - Island Holyday, под этим именем теплоход работает до 1998 года. С 1998 года и по настоящее время - ENCHANTED CAPRI.



Фотография сделана еще до распада СССР, но точно год установить пока не представляется возможным



порт Фримантл, первая половина 90-х годов



Соутгемптон, 1992 год



"Азербайджан" в Генуе, конец 70-х. Кстати есть фото теплохода "Иван Франко", сделанное на этом же причале. Только несколько с иного ракурса.



1998 год, название уже Island Holiday



фото 1996-1997 годов


В 1976 году МинМорФлоту СССР было сдано еще два судна серии - Казахстан и Карелия.


Теплоход "Казахстан" был переименован в 1996 году - ROYAL SEAS, а в 1997 году в "Украину". Именно по этой причине "Белоруссия" и носило название "Казахстан II". В 1998 году судно меняет владельца, флаг и имя - ISLAND ADVENTURE. Под этим названием теплоход работает и по сей день. Хотя в каком качестве - трудно сказать. Известно что в 2007 году оно работало в Майами-Бич как плавучее казино.



"Казахстан" в Греции, Миконос, май 1983 года



"Украина" уходит из Форт-Лоудердейл, 1998 год



ISLAND ADVENTURE, фото 1998 года, место - Форт-Лаудердейл



Майами-Бич, 2007 год


Последним судном серии стала "Карелия". В настоящее время она находится в Гонг-Конге.


"Карелия" была сдана в работу в 1976 году, в 1982 году первое переименование - судно получает имя свежеумершего Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева. В 1989 году, когда в стране идет полным ходом перестройка, судно вновь переименовывают - ему возвращают первоначальное имя. В 1998 году теплоход переходит под Либерийский флаг и меняет название на OLVIA, потом следует череда перепродаж и переименований - 2004 год - NEPTUNE, 2005 - CT NEPTUNE, 2006 год - NEPTUNE.



декабрь 1983 года



"Леонид Брежнев" в Кильском канале, 1985 год



"Леонид Брежнев" в порту Тилбери, 1987 год



порт Тилбери, 1989 год



"Карелия" в первой половине 90-х



OLVIA в 2004 году, устье реки Эльба



Neptun в 2007 году, Гонг-Конг



Гонг-Конг, март 2010 года


________________________________________ ___________________


Фотографии теплоходов - www.shipspotting.com, www.faktaomfartyg.se


Информация по переименованиям - www.faktaomfartyg.se

Страница 4 из 7

В этом же году санитарный транспорт был расформирован и возвращен гражданскому ведомству. За годы войны "Львов" выполнил 35 эвакорейсов и доставил в тыл 12431 чел. На теплоходе 325 раз звучали сигналы "боевой тревоги" и он уклонился от атак более 900 самолетов противника. Вблизи его борта разорвалось свыше 700 авиабомб, в корпусе насчитали более 300 пробоин. По транспорту было выпущено 26 торпед, он дважды тонул. Семнадцать членов экипажа были убиты и сорок пять получили ранение. После ремонта 1946-1947 гг. судно вновь поставили на линию Одесса-Батуми. В 1950 г. - вновь ремонт и в 1952 г. теплоход перевели на линию Одесса-Жданов-Сочи.

В свой последний рейс "Львов" вышел из Одессы 11 октября 1964 года и прошел по всем портам Причерноморья, где в годы войны пролегали его маршруты. Потом судно было передано самым юным морякам - детской флотилии. Сначала теплоход стоял на якоре в Одессе, а затем его перевели в Херсон, где более двух десятилетий к нему приходили юные моряки. Коридоры и каюты теплохода заполняли будущие матросы, механики, радисты, капитаны. Многие из тех, кто плавал по морям и океанам планеты или трудился на мощнейших судостроительных заводах страны, начинали свою жизнь на палубах теплохода «Львов». Испанский лайнер-"интернационалист" честно отслужили своей второй Родине и достоин благодарной памяти потомков.

Неожиданным пополнением для Черноморского пассажирского флота после войны стали два бывших польских лайнера. В 1949 году из Польши прибыл паротурбоход "Ягелло", который был построен в 1939 г. в Германии для Турции под названием "Dogu", затем реквизированный самой Германией. Судно получило новое имя - "Duala". Захватившие после войны судно англичане дали ему имя "Empire Ock". Судно принимало участие в военных перевозках до 1946 года, когда было передано Советскому Союзу по репарациям, который временно переуступил паротурбоход Польше, где ему дали имя "Ягелло".

В 1949 году лайнер был возвращен СССР и получил название "Петр Великий". Судно имело полную вместимость 6261 брт. Длина корпуса лайнера составляла 125,1 м, ширина - 16,1 м, осадка - 6,63 м. Две паровых турбины с низким давлением пары позволяли судну развить скорость полного хода в 15 узлов.

"Петр Великий" брал на борт 610 пассажиров, но судно оказалось шатким, с изнурительной качкой, что пугало туристов.

В 1974 году лайнер был продан на сметаллолом в Испанию и его отбуксирован для разборки в порт Кастеллон.

Другим лайнером, который прибыл на Черное море из Польши, стал теплоход "Собески". Судно было построено в 1939 году на верфи в Ньюкасли (Великобритания). Полная вместимость лайнера составляла 11 030 брт. Длина корпуса - 155,9 м, ширина - 20,5 м, осадка - 7,72 м. Два восьмицилиндровых дизеля Кинкейд работали на два винты и обеспечивали скорость полного хода 16 узлов. Судно могло взять на борт 850 пассажиров. Лайнер в своё время специально строился для работы на линии Гдыня (Гданск) - Нью-Йорк. Во время войны "Собески", как военный транспорт, брал участие в десантных операциях у Нарвика, Мадагаскара, Сицилии, Салерно, Северной Африки и Нормандии. По завершении войны теплоход был возвращен в 1946 году на линию Гдыня - Нью-Йорк.

В 1950 году поляки передали судно Совторгфлоту (Одесскому Черноморскому пароходству). Теплоход получил новое название "Грузия", и начал регулярные рейсы на Крымско-Кавказской линии в Черном море. Безаварийно судно прослужило до апреля 1975 года, когда было исключено из состава Черноморского пароходства и продано на слом в итальянский порт Ла-Специя.

Как чистые трофеи после войны Черноморскому пароходству по репарациям были переданы от Румынии, союзника Германии, ещё некоторые суда. Первым реальным пополнением пассажирского флота на Черном море стал белоснежный красавец-лайнер с именем "Украина". Этот теплоход до войны принадлежал королевской Румынии и уже тогда полуофициально имел прозвище "Белый лебедь Черного моря". А Лайнеры "Бессарабия" и "Трансильвания" были спроектированы в Дании по румынским заказом в 1934 году. 26 июня 1938 года. к строю вошла "Трансильвания". Через три месяца закончилось и строительство "Бессарабии". Предусматривалось, что оба теплохода будут использоваться на линии Констанца - Стамбул - Пирей - Александрия - Яффа - Хайфа - Бейрут - Александрия - Пирей - Стамбул - Констанца. Но начало второй мировой войны перечеркнуло эти планы. До апреля 1940 года лайнеры перевозили польских беженцев-евреев из Констанцы в Бейрут. Дважды во время войны оба лайнера едва не стали мишенями советских субмарин, которые выходили на позиции к Босфору. Румынское правительство вынуждено было задержать возвращения теплоходов на родину и оставить их на рейде Стамбула, вплоть до окончания боевых действий. Ну а потом пути теплоходов разошлись: "Трансильвания" была оставлена Румынии, а "Бессарабию" передали СССР. Румынская "Трансильвания" вплоть до начала 70-х годов осуществлял пассажирские перевозки в Черном, Эгейском и Адриатическом морях, около побережья Северной Африки. Иногда она заходила в Одессу и судно из далека можно было принять за т/д "Украина"