18 апреля 2017

Было время, когда на отечественных верфях строилось и сдавалось в эксплуатацию по несколько десятков речных и морских пассажирских судов в год. Однако в 90-е годы и в начале нулевых отрасль пережила острый кризис...

Немногочисленные новые суда строились преимущественно по заказам из-за рубежа, туда же было продано и большое количество действующих пассажирских кораблей. Сегодня ситуация изменилась, мы расскажем о некоторых пассажирских судах, которые построены или строятся в России в течение последних лет.

Такие морские пассажирские суда на подводных крыльях выпускались в СССР в 1964-1981 годах на Феодосийской судоверфи, серия хорошо известна и в нашей стране, и за рубежом. В 2016 году на судостроительном заводе «Вымпел» в Рыбинске было построено судно нового поколения - «Комета 120М». В просторных кондиционируемых салонах бизнес- и эконом-классов новой «Кометы» в удобных пассажирских креслах авиационного типа могут разместиться до 120 пассажиров.

Судно оснащено автоматической системой уменьшения качки и перегрузок. Дальность хода при полном водоизмещении - 200 миль, автономность плавания до восьми часов.

Катамаран с нелёгкой судьбой

Катамаран класса река-море «Москва», принадлежащий администрации Приморского края, способен перевозить до 250 пассажиров в прибрежной зоне. Корпус, надстройки, рубка и мачты построены с использованием композитного пластика. Автономность плавания катамарана - до 500 миль. Судно построено в рамках проекта CD342, приуроченного к проведению во Владивостоке в 2012 году саммита АТЭС.

Предполагалось на местных верфях построить три таких судна, однако к началу мероприятия было готово только одно, получившее название «Москва», оно и обслуживало гостей саммита. Два других катамарана в 2014 году были выставлены на торги.

Старые добрые колёса

Колёсные речные суда, которые можно сегодня увидеть на реках - совсем не обязательно архаичные, знакомые по кино пароходы постройки XIX или начала XX века. Такие суда, предназначенные для путешествий по малым рекам, и сегодня строят в России, в частности, на Городецкой судоверфи, в Нижегородской области. Называется такой тип судна «заднеколёсный пассажирский каютный теплоход для малых рек».

За счёт небольшой, до одного метра, осадки колёсному теплоходу удаётся посещать интересные, малонаселённые места по берегам Волги, поэтому чаще всего их используют для туристических целей. Туристов на теплоходах ждут современные каюты со всеми удобствами, ресторан, прогулочная палуба, бар.

«Валдай 45Р» - быстрые крылья

По рекам и озёрам нашей родины скоро можно будет путешествовать и с комфортом, и с приличной (до 65 км/час) скоростью. Именно такую скорость развивает пассажирский катер на подводных крыльях «Валдай 45Р», выпускаемый на уже упомянутом судостроительном заводе «Вымпел» в Рыбинске.

В салоне с кондиционерами, в креслах авиационного типа на судне могут разместиться до 45 пассажиров. А управляет «Валдаем» экипаж всего из двух человек.

А145 - морской глиссер

С 2011 года на Зеленодольском судостроительном заводе им. А.М. Горького в Республике Татарстан выпускаются теплоходы проекта А 145, скоростные пассажирские суда глиссирующего (скользящего) типа, способные перевозить в до 150 пассажиров в прибрежной морской зоне и по большим рекам. Судно, скользя по поверхности моря или реки с помощью водомётов, развивает скорость до 40 узлов, или 74 км/час. Автономность хода - 200 миль (320 километров).

Для пассажиров предусмотрены удобные кресла авиационного типа, система кондиционирования воздуха. Скоростные теплоходы А145 планируется использовать в основном на курортах Черноморского побережья России.

Из большого разнообразия пассажирских судов выделим несколько основных типов (рис. 6.21 – 6.30): линейные (лайнеры), круизные, линейно-круизные, паромы (автомобильно-пассажирские и железнодорожно-пассажирские), прогулочные и разъездные суда. Существуют также комбинированные - грузопассажирские суда, к которым можно отнести и большинство паромов.

Океанские пассажирские лайнеры, широко распространённые до середины XX в., в настоящее время практически исчезли, не выдержав конкуренции со стороны авиатранспорта. В основном линейные суда используются на местных линиях небольшой протяжённости, причём это, как правило, высокоскоростные суда (СМПВ и СПК).

Основные требования к пассажирским судам, определяющие их архитектуру и конструкцию: привлекательный внешний вид и внутренний дизайн; удобство размещения пассажиров в каютах с естественным освещением; повышенные ограничения к уровням вибрации, шума и ускорений при качке; повышенные требования безопасности. Условия эксплуатации корпуса у пассажирских судов обычно относительно «мягкие» (малые давления от груза, уравновешенность нагрузки по длине судна, меньшая коррозия).

Рис. 6.21. Пассажирское судно

Конструктивными особенностями пассажирских судов являются: многоярусные и длинные надстройки с пассажирскими каютами и другими помещениями для обслуживания пассажиров, имеющие большое количество оконных вырезов; увеличенное число переборок или двойные борта; применение устройств и конструкций, снижающих качку или её воздействие на людей (успокоители качки, скуловые кили, многокорпусные конструкции); применение вибро- и шумоизоляции, демпферов вибрации. Для обеспечения остойчивости надстройки часто изготавливают из лёгких сплавов. Для прогулочных судов (рис. 6.26 – 6.29) при изготовлении не только надстроек, но и всего корпуса часто используются алюминиевые сплавы и композиционные материалы (стеклопластики, углепластики и пр.).

Рис. 6.22. Круизное судно

Рис. 6.23. Круизные суда /20/:

Carnival Conquest; Voyager of the Seas; Queen Mary 2


Рис. 6.24. Схемы архитектурно-конструктивных типов пассажирских судов:

а – лайнеры и круизные суда; б – автомобильно-пассажирские паромы;

в – железнодорожно-автомобильные паромы с грузовым трюмом;

г – грузопассажирские суда с грузовыми люками

Рис. 6.25. Примеры компоновки помещений пассажирских судов /14/

Океанский лайнер – традиционный тип пассажирского судна. Они созданы для доставки пассажиров по заранее опредленному маршруту из одной части света в другую. Данный тип судов был популярен в начале ХХ века для пересечения Атлантического океана, однако с развитием авиации данный вид морского транспорта стал непопулярен. В 80-е года ХХ века океанские лайнеры эволюционировали в круизные суда.

Queen Mary 2 - океанский лайнер

Круизный лайнер – это судно, совершающее международный рейс и перевозящее пассажиров, участвующих в групповой туристической программе и размещенных на судне, с целью кратковременных туристических посещений согласно расписанию одного или нескольких портов, открытых для захода иностранных судов. На сегодняшний день многие суда объединяют в себе характеристики 2-х типов: скорость океанского лайнера и роскошь круизного судна. Круизные суда организованы по типу отеля, кроме обычного экипажа, на таких судах присутствует обслуживающий персонал для пассажиров.


Voyager of the Seas - круизный лайнер

Отдельно следует упомянуть речные круизные лайнеры, которые совершают круизные путешествия по внтуренним водным путям с остановками в портах. Речные круизные суда меньше по размерам чем океанские, обычно они позволяют разместить от 90 до 240 пассажиров на борту (хотя некоторые из них могут вмещать более 1000 пассажиров). Во время речных круизов суша как правило находится в поле зрения, что особенно нравится тем, кто некомфортно чувствует себя в далеке от берега. Некоторые речные круизные суда представляют собой хорошо оборудованные плавучие отели с площадками для загара, ресторанами, гостинными, спортзалами, бассейнами, казино и другими атрибутами для приятного отдыха.


Речное круизное судно

Круизный паром (cruiseferry) – это тип судна, которое сочитает в себе особенности круизного судна и парома. Много людей используют круизные паромы для осуществления круизов с заходом в различные порты для остановки на несколько часов, при этом не покидая судно, в то время как другие пассажиры используют круизный паром для транспортировки небольшого количества груза и транспортных средств. Судоходство круизных паромов развито в Северной Европе особенно в Балтийском и Северном морях. Однако круизные паромы также распространены в Ла-Манше, Ирландском и Средиземном морях и даже в Северной Атлантике. Некоторые компании Китая и Австралии в своей деятельности также используют круизные паромы.

Морской сайт Россия нет 03 октября 2016 Создано: 03 октября 2016 Обновлено: 21 ноября 2016 Просмотров: 53858

Грузовое судно - любое судно, не являющееся пассажирским (сухогрузное, наливное, транспортный рефрижератор, ледокол, буксир, толкач, спасательное, технического флота, кабельное, специального назначения и другое непассажирское судно).

Универсальные сухогрузные суда (рис. 1.1). предназначены для перевозки генеральных грузов.

Генеральный груз - это груз в упаковке (в ящиках, бочках, мешках и т.п.) или в отдельных местах (машины, металлические отливки и прокат, промышленное оборудование и т.п.).

Рис. 1.1. Универсальное судно

Универсальные суда не приспособлены для перевозки какого-либо определенного типа груза, что не позволяет в максимальной степени использовать возможности судна.

По этой причине строятся и широко применяются в мировом судоходстве грузовые специализированные суда, на которых лучше используется грузоподъемность и значительно сокращается время стоянки в портах под грузовыми операциями.

Подразделяются они на следующие основные типы: балкеры, контейнеровозы, ролкеры, лихтеровозы, рефрижераторные, пассажирские суда и танкеры и др.

Все специализированные суда имеют свои индивидуальные эксплуатационные особенности, что требует от экипажа специальной дополнительной подготовки по приобретению определенных навыков для сохранной перевозки груза, а также обеспечения безопасности экипажа и судна в течение рейса.

Рефрижераторное судно (Reefer)

Рефрижераторные суда (Reefers) - это суда (рис. 1.2) с повышенной скоростью хода, предназначенные для перевозки скоропортящихся грузов, в основном продовольственных, требующих поддержания определенного температурного режима в грузовых помещениях – трюмах.
Грузовые трюмы имеют теплоизоляцию, специальное оборудование и люки небольшого размера, а для обеспечения температурного режима служит холодильная установка рефрижераторного машинного отделения судна.

Балкеры (Bulkers)

Рис. 1.3 Балкер LONDON SPIRIT (Bulker)

Балкеры (Bulkers) - это суда (рис. 1.3), которые приспособлены в определенной степени к перевозке насыпью любого массового сухого груза.

Балкеры обычно не имеют грузового устройства, и все грузовые операции производятся портовыми средствами, а люки грузовых трюмов делают больших размеров для полной механизации.

Контейнеровозы (Container Ships)

Контейнеровозы (Container Ships) – это суда (рис.1.4), предназначенные для перевозки грузов в контейнерах международного образца и имеющие ячеистые направляющие конструкции в трюмах.
Грузовые трюмы разделены специальными направляющими на ячейки, в которые загружают контейнеры, а часть контейнеров размещают на верхней палубе.
Грузового устройства контейнеровозы обычно не имеют, и грузовые операции производятся у специально оборудованных причалов – контейнерных терминалов. Некоторые типы судов оборудуются специальным саморазгружающим устройством.

Ролкеры «Ро-Ро» (Rolker «Ro-Ro» ships)

Ролкеры «Ро-Ро» (Rolker «Ro-Ro» ships) – это суда (рис.1.5) с горизонтальным способом погрузки, служат для перевозки груженых трейлеров (автоприцепов), колесной техники, контейнеров и пакетов.
Суда имеют один большой трюм и несколько палуб. Грузовые операции производятся у причала с помощью автопогрузчиков и платформ с тягачами через кормовые или носовые лацпорты (ворота) судна по специальным мосткам – рампам, а перемещают груз с палубы на палубу по внутренним аппарелям (устройство для въезда/съезда техники) или при помощи специальных лифтовых подъемников.

Лихтеровозы (Lighter Ships)

Рис. 1.6 Лихтеровоз (Lighter ship)

Лихтеровозы (Lighter Ships) – это суда (рис. 1.6), где в качестве грузовых единиц используются несамоходные баржи – лихтеры, погрузка которых на судно в порту производится с воды, а выгрузка соответственно на воду.

Пассажирские суда (Passenger Ships)

Пассажирские суда (Passenger Ships) – это суда (рис. 1.7), предназначенные для перевозки более 12 пассажиров. Они подразделяются на рейсовые, круизные и суда местного сообщения.
Отличительной особенностью является их высокая комфортабельность и скорость хода, а также повышенные по всем показа- телям нормы обеспечения безопасности пассажиров и всего судна в целом.

Рыболовные суда (Fishing vessel)

Рыболовное судно (Fishing vessel) – любое судно (рис. 1.8), используемое для промысла или для промысла и первичной обработки улова (рыбы и других живых ресурсов моря). К рыболовным судам относятся сейнеры, траулеры, ярусники и другие, различающиеся назначением, размерениями, типом промыслового устройства и рыбообрабатывающего оборудования, способом хранения улова.

Лесовозы

Лесовоз (Timber carrying vessel) – сухогрузное судно, предназначеннон для перевозки палубного лесного груза (рис. 1.9). При перевозке леса для полной загрузки судна значительную часть груза принимают на верхнюю палубу (караван). Палубу на лесовозах ограждают фальшбортом повышенной прочности и оснащают специальными устройствами для крепления каравана: деревянными или металлическими стензелями, установленными вдоль судна по бортам, и поперечными найтовыми.

Парусные суда

Рис. 1.10. Парусные суда - барк Седов

Парусное судно (Sailing vessel) – судно (рис. 1.10), для движения которого используется энергия ветра, преобразуемая с помощью парусов. Парусные суда различаются по числу мачт и типу парусного вооружения.

Служебно-вспомогательные суда

Служебно-вспомогательные суда – суда (рис. 1.11) для материально- технического обеспечения флота и служб, организующих их эксплуатацию. К ним относятся ледоколы, буксирные, спасательные, водолазные, патрульные, лоцманские суда, бункеровщики и т.п.

Танкеры (Tankers)

Танкеры (Tankers) – это наливные суда, предназначенные для перевозки наливом в специальных грузовых помещениях – танках (емкостях) жидких грузов. Все грузовые операции на танкерах производятся специальной грузовой системой, которая состоит из насосов и трубопроводов, проложенных по верхней палубе и в грузовых танках. В зависимости от рода перевозимого груза танкеры делятся на:

Рис. 1.12. Нефтеналивной танкер PAPILLON (Oil tanker)

1. танкеры (Tankers) – это наливные суда, предназначенные для перевозки наливом в специальных грузовых помещениях – танках (емкостях) жидких грузов, в основном нефтепродуктов (рис. 1.12);

2. газовозы (Liquefied Gas Tankers) – это танкеры, предназначенные для перевозки природных и нефтяных газов в жидком состоянии под давлением и (или) при пониженной температуре, в специально предназначенных грузовых емкостях различных типов. Некоторые типы судов имеют рефрижераторное отделение (рис. 1.13);

3. химовозы (Chemical Tankers) – это танкеры, предназначенные для перевозки жидких химических грузов, грузовая система и танки изготавливаются из специальной нержавеющей стали, либо покрываются специальными кислотостойкими материалами (рис. 1.14).

Конструкция корпуса судна

Конструкция корпуса (рис. 1.15) определяется назначением судна и характеризуется размерами, формой и материалом частей и деталей корпуса, их взаимным расположением, способами соединения.

Корпус судна представляет собой сложное инженерное сооружение, которое в процессе эксплуатации постоянно подвергается деформации, особенно при плавании на волнении.
При прохождении вершины волны через середину судна корпус испытывает растяжение, при одновременном попадании носовой и кормовой оконечностей на гребни волн корпус испытывает сжатие. Возникает деформация общего изгиба, в результате чего судно может переломиться (рис. 1.16). Способность судна сопротивляться общему изгибу называется общей продольной прочностью.

Внешние силы, действуя непосредственно на отдельные элементы судового корпуса, вызывают их местную деформацию. Поэтому корпус судна должен также обладать местной прочностью . Кроме этого, корпус судна должен обладать водонепроницаемостью, которая обеспечивается наружной обшивкой и настилом верхней палубы, которые крепятся к балкам, образующим набор корпуса судна («скелет» судна).

Система набора определяется направлением большинства балок и бывает поперечная, продольная и комбинированная.

При поперечной системе набора балками главного направления будут: в палубных перекрытиях – бимсы, в бортовых – шпангоуты, в днищевых – флоры. Такая система набора применяется на сравнительно коротких судах (до 120 метров длины) и наиболее выгодна на ледоколах и судах ледового плавания, так как обеспечивает высокую сопротивляемость корпуса при поперечном сжатии корпуса льдом. Мидель-шпангоут - шпангоут, находящийся на середине расчетной длины судна.

При продольной системе набора во всех перекрытиях в средней части длины корпуса балки главного направления расположены вдоль судна. Оконечности же судна при этом набираются по поперечной системе набора, т.к. в оконечностях продольная система не эффективна.
Балками главного направления в средних днищевых, бортовых и палубных перекрытиях являются соответственно днищевые, бортовые и подпалубные продольные рёбра жёсткости: стрингеры, карлингсы, киль.
Перекрёстными связями служат флоры, шпангоуты и бимсы. Применение продольной системы в средней части длины судна позволяет обеспечить высокую продольную прочность. Поэтому данная система применяется на длинных судах, испытывающих действие большого изгибающего момента.

При комбинированной системе набора палубные и днищевые перекрытия в средней части длины корпуса набираются по продольной системе набора, а бортовые перекрытия в средней части и все перекрытия в оконечностях - по поперечной системе набора. Такое комбинирование систем набора перекрытий позволяет более рационально решить вопросы общей продольной и местной прочности корпуса, а также обеспечить хорошую устойчивость листов палубы и днища при их сжатии.
Комбинированная система набора применяется на крупнотоннажных сухо- грузных судах и танкерах. Смешанная система набора судна характеризуется примерно одинаковыми расстояниями между продольными и поперечными балками. В носовой и кормовой частях набор закрепляется на замыкающих корпус форштевне и ахтерштевне.

Словарь морских терминов

Автономность плавания - длительность пребывания судна в рейсе без пополнения запасов топлива, провизии и пресной воды, необходимых для жизни и нормальной деятельности находящихся на судне людей (экипажа и пассажиров).

Ахтерпик - крайний кормовой отсек судна, занимает пространство от передней кромки ахтерштевня до первой от него кормовой водонепроницаемой переборки. Используется как балластная цистерна для устранения дифферента судна и хранения запаса воды.

Аппарель - (рампа) составная платформа, предназначенная для въезда машин различных типов самостоятельно или с помощью специальных тягачей с берега на одну из палуб судна и съезда обратно.

Ахтерштевень - нижняя кормовая часть судна в виде открытой или закрытой рамы, которая служит продолжением киля. Передняя ветвь ахтерштевня, в которой находится отверстие для дейдвудной (дейдвуд) трубы, называется старнпостом, задняя, служащая для навески руля - рудерпостом. На современных одновинтовых судах получил распространение ахтерштевень без рудерпоста.

Бак - надстройка в носовой оконечности судна, начинающаяся от форштевня. Служит для защиты верхней палубы от заливания на встречной волне, а также для повышения запаса плавучести и размещения служебных помещений (малярной, шкиперской, плотницкой и др.) Частично утопленный в корпус судна бак (обычно на половину высоты) называется полубаком. На палубе бака или внутри него обычно располагают якорное и швартовное устройства.

Балласт - груз, принимаемый на судно для обеспечения требуемой посадки и остойчивости, когда полезного груза и запасов для этого недостаточно. Различают переменный и постоянный балласт. В качестве переменного балласта обычно используют воду (жидкий балласт), а постоянного - чугунные чушки, смесь цемента с чугунной дробью, реже цепи, камень и т. п.

Баллер - руля неподвижно соединенный с пером руля (насадкой) вал, служащий для поворота пера руля (насадки).

Бимс - балка поперечного набора судна, преимущественно таврового профиля, поддерживающая настил палубы (платформы). Бимсы сплошных участков палубы опираются концами на шпангоуты, в пролете - на карлингсы и продольные переборки, в районе люков - на бортовые шпангоуты и продольные комингсы люков (такие бимсы часто называют полубимсами).

Борт - боковая стенка корпуса судна, простирающаяся по длине от форштевня до ахтерштевня, а по высоте от днища до верхней палубы. Обшивка борта состоит из листов, ориентированных вдоль судна, образующих поясья, а набор - из шпангоутов и продольных ребер жесткости или бортовых стрингеров. Высотой непроницаемого надводного борта определяется запас плавучести.

Бракета - прямоугольной или более сложной формы пластина, служащая для подкрепления балок судового набора или соединения их между собой. Бракету изготовляют из материала корпуса.

Брештук - горизонтальная треугольная или трапециевидная бракета, соединяющая боковые стенки форштевня (ахтерштевня) и придающая ему необходимую прочность и жесткость.

Брашпиль - палубный механизм лебедочного типа с горизонтальным валом, предназначенный для подъема якоря и натяжения тросов при швартовке.

Буй - плавучий знак навигационной обстановки, предназначенный для ограждения опасных мест (мелей, рифов, банок и т.п.), в морях, проливах, каналах, портах.

Бридель - якорная цепь, прикрепляемая коренным концом к мертвому якорю на грунте, а ходовым - к рейдовой швартовной бочке.

Бульб - утолщение подводной части носа судна, обычно круглое или каплеобразное, которое служит для улучшения ходкости.

Валопровод - предназначен для передачи крутящего момента (мощности) от главного двигателя к движителю. Основными элементами валопровода являются: гребной вал, промежуточные валы, главный упорный подшипник, опорные подшипники, дейдвудное устройство.

Ватервейс - специальный канал по кромке палубы, служащий для стока воды.

Ватерлиния - линия, нанесённая на борту судна, которая показывает его осадку с полным грузом в месте соприкосновения поверхности воды с корпусом плавающего судна.

Вертлюг - приспособление для соединения двух частей якорной цепи, позволяющее одной из них вращаться вокруг своей оси. Применяется для предупреждения закручивания якорной цепи при разворачивании судна, стоящего на якоре, при изменении направления ветра.

Водоизмещение порожнем - водоизмещение судна без груза, топлива, смазочного масла, балластной, пресной, котельной воды в цистернах, провизии, расходных материалов, а также без пассажиров, экипажа и их вещей.

Гак - стальной крюк, используемый на судах для подъема груза кранами, стрелами и другими приспособлениями.

Гельмпорт - вырез в нижней части кормы или в ахтерштевне судна для прохода баллера руля. Над гельмпортом обычно устанавливается гельмпортовая труба, обеспечивающая непроницаемость прохода баллера к рулевой машине.

Грузовместимость - суммарный объём всех грузовых помещений. Измеряется грузовместимость в м3.

Валовая вместимость , измеряемая в регистровых тоннах (1 рег. т = 2,83 м3), представляет собой полный объем помещений корпуса и закрытых надстроек, за исключением объемов отсеков двойного дна, цистерн водяного балласта, а также объемов некоторых служебных помещений и постов, расположенных на верхней палубе и выше (рулевой и штурманской рубки, камбуза, санузлов экипажа, световых люков, шахт, помещений вспомогательных механизмов и пр.)..
Чистую вместимость получают в результате вычета из валовой вместимости объемов помещений, непригодных для перевозки коммерческого груза, пассажиров и запасов, в том числе жилых, общественных и санитарных помещений экипажа, помещений, занятых палубными механизмами и навигационными приборами, машинного отделения и т.п. Иными словами, в чистую вместимость входят только помещения, которые приносят судовладельцу непосредственный доход.

Грузоподъемность - вес различного рода грузов, которые может перевезти судно при условии сохране- ния проектной посадки. Существует чистая грузоподъемность и дедвейт.

Грузоподъемность - чистая полная масса перевозимого судном полезного груза, т.е. масса груза в трюмах и масса пассажиров с багажом и предназначенных для них пресной водой и провизией, масса выловленной рыбы и т. п., при загрузке судна по расчетную осадку.

Дальность плавания - наибольшее расстояние, которое судно может пройти с заданной скоростью без пополнения запасов топлива, котельно-питательной воды и смазочного масла.

Дедвейт - разность между водоизмещением судна по грузовую ватерлинию, соответствующую назначенному летнему надводному борту в воде с плотностью 1,025 т/м3, и водоизмещением порожнем.

Дейдвудная труба - служит для поддержания гребного вала и обеспечения водонепроницаемости в том месте, где он выходит из корпуса.

Дифферент - наклон судна в продольной плоскости. Дифферент характеризует посадку судна и измеряется разностью его осадок (углублений) кормой и носом. Дифферент считается положительным, когда осадка носом больше осадки кормой, и отрицательным, когда осадка кормой больше осадки носом.

Кабельтов - десятая часть мили. Следовательно, значение кабельтова составляет 185,2 метра.

Карлингс - продольная подпалубная балка судна, поддерживающая бимсы и обеспечивающая вместе с остальным набором палубного перекрытия его прочность при действии поперечной нагрузки и устойчивость при общем изгибе судна. Опорами для карлингса служат поперечные переборки корпуса, поперечные комингсы люков и пиллерсы.

Качка - колебательные движения около положения равновесия, совершаемые свободно плавающим на поверхности воды судном. Различают бортовую, килевую и вертикальную качки. Период качки - продолжительность одного полного колебания.

Кингстон - забортный клапан на подводной части наружной обшивки судна. Через кингстон, присоединяемые к приёмным или отливным патрубкам судовых систем (балластной, противопожарной и пр.), заполняют отсеки судна забортной водой и отливают воду за борт.

Киль - основная продольная днищевая балка в диаметральной плоскости (ДП) судна, идущая от форштевня до ахтерштевня.

Клюз - отверстие в корпусе судна, окаймлённое чугунной или стальной литой рамой для пропуска якорной цепи или швартовых тросов.

Кнехт - парная тумба с общим основанием на палубе судна, служащая для закрепления накладываемого восьмёрками швартового или буксирного троса.

Комингс - вертикальное водонепроницаемое ограждение люков и других вырезов в палубе судна, а также нижняя часть переборки под вырезом двери (порог). Предохраняет помещения под люком и за дверью от попадания воды в незакрытом положении.

Кница - треугольной или трапециевидной формы пластина, соединяющая сходящиеся под углом балки набора корпуса судна (шпангоуты с бимсами и флорами, стойки переборок со стрингерами и ребрами жесткости и т.п.)

Коффердам - узкий непроницаемый отсек, разделяющий соседние помещения на судне. Коффердам препятствует проникновению выделяемых нефтепродуктами газов из одного помещения в другое. Например, на танкерах грузовые цистерны отделены коффердамом от носовых помещений и машинного отделения Леер ограждение открытой палубы в виде нескольких натянутых тросов или металлических прутков.

Льяло - углубление по длине трюма (отсека) судна между скуловым поясом наружной обшивки и наклонным междудонным листом (скуловым стрингером), предназначенное для сбора трюмной воды и последующего удаления ее с помощью осушительной системы.

Морская миля - единица длины, равная одной дуговой минуте меридиана. Длина морской мили принята равной 1852 метров.

Пайол - деревянный настил на палубе трюма.

Планширь - планка из стали или дерева, прикрепляемая к верхней кромке фальшборта.

Подволок - зашивка потолка жилых и многих служебных помещений судна, т.е. нижние стороны палубного перекрытия. Выполняется из тонких металлических листов, или негорючего пластика.

Пиллерс - одиночная вертикальная стойка, поддерживающая палубное перекрытие судна; может служить также опорой для тяжелых палубных механизмов и грузов. Концы пиллерса соединяются с балками набора при помощи книц.

Рангоут - совокупность надпалубных конструкций и деталей судового оборудования, предназначенного на судах с механическими двигателями для размещения судовых огней, средств связи, наблюдения и сигнализации, крепления и поддержания грузовых устройств (мачты, стрелы и т.п.), а на парусных судах - для постановки, раскрепления и несения парусов (мачты, стеньги, реи, гики, гафели, бушприты и пр.)

Рулевое устройство - судовое устройство, обеспечивающее поворотливость и устойчивость судна на курсе. Включает руль, румпель, рулевую машину и пост управления. Создаваемое рулевой машиной усилие передается на румпель, что вызывает вращение баллера, а вместе с ним перекладку руля.

Рыбинсы - продольные деревянные рейки, толщиной 40-50 мм и шириной 100-120 мм, устанавливают в специальные скобы, приваренные к шпангоутам. Предназначены для предохранения груза от подмочки и повреждения упаковки бортовым набором. Скула место перехода от днища к борту судна.

Стрингер - продольный элемент набора корпуса судна в виде листовой или тавровой балки, стенка которой перпендикулярна к обшивке корпуса. Различают днищевой, скуловой, бортовой и палубный стрингер.

Талреп - приспособление для натягивания стоячего такелажа и найтовов.

Твиндек - пространство внутри корпуса судна между 2-мя палубами или между палубой и платформой.

Фальшборт - ограждение открытой палубы в виде сплошной стенки высотой не менее 1 м.

Филёнка - дверей лист фанеры или пластика, закрывающий отверстие в судовой двери, предназначенное для аварийного выхода из помещения.

Флор - стальной лист, нижняя кромка которого приварена к днищевой обшивке, а к верхней кромке приварена стальная полоса. Флоры идут от борта до борта, где они соединяются со шпангоутами скуловыми кницами.

Форпик - крайний носовой отсек судна, простирающийся от форштевня до таранной (форпиковой) переборки, обычно служит балластной цистерной. Форштевень брус по контуру носового заострения судна, соединяющий обшивку и набор правого и левого бортов. В нижней части форштевень соединяется с килем. Форштевню придается наклон к вертикали для повышения мореходности и предохранения разрушения подводной части корпуса при ударе.

Швартов - трос, обычно с огоном на конце, предназначенный для подтягивания и удерживания судна у причала или у борта другого судна. В качестве швартовов используются стальные, а также растительные и синтетические тросы из прочных, гибких и износостойких волокон.

Шпация - расстояние между соседними балками набора корпуса судна. Поперечная шпация - расстояние между основными шпангоутами, продольная - между продольными балками.

Шпигат - отверстие в палубе для удаления воды.

Средства морских пассажирских перевозок можно классифицировать следую­щим образом:

Рис.6.1. . Классификация пассажирских судов по функционалу

Морской круизный лайнер может вмещать несколько сотен пассажиров, а также многочисленный обслуживающий персонал и команду. На круизных лайнерах созданы все условия для полноценного отдыха путешествующих: есть рестораны, кафе, магазины, кинозалы, бассейны.

Рис.6.2. Круизные теплоходы

1 - прогулочная палуба; 2 - солнечная палуба; 3 - ресторан; 4 - бассейн; 5 - читальный зал; 6 - администрация/сувенирный киоск; 7 - сауна; 8 - солярий; 9 - навес от солнца; 10 - веранда/бар; 11 - мостик; 12 - верхняя палуба; 13 - главная палуба; 14 - панорамный салон.

Основными показателями комфортабельности кают на круизных лайнерах являются: количество комнат в каюте, расположение каюты на судне (по отношению к носу/середине/кормі судну; на разных палубах); вид из окон и другие факторы. В зависимости от комфортабельности каюты могут быть разных категорий: от наиболее престижных, расположенных на наивысших палубах судна, что имеют несколько комнат, к внутренним каютам без окон или иллюминаторов.

Как правило, круизное судно эксплуатируется не более 10 лет и один раз в 6-8 лет поддается реконструкции. Некоторые из судов являются 12-14-палубными «плавучими городами», которые вмещают 2- 6 тыс. пассажиров.

В настоящее время для круизного бизнеса характерный повышение качества и количества услуг на борту судна. Качество услуг обеспечивается достаточным числом обслуживающего персонала (соотношение - один человек на двох-трьох пассажиров) и их высокой квалификацией.

На современных круизных судах кроме традиционных услуг, таких, как бассейн, лифт, кино, видео, ресторан, сауна, солярий, предусмотренные площадки для волейбола и гольфа, теннисные корты и др. Круизы соединяют в себе морской и береговой отдых, в частности экскурсии. В зависимости от программы берегового отдыха принято различать две системы организации круизных поездок: европейскую и американскую.

Круизные суда сертифицируют по шести категориям (звездам). К последней категории, 6 звезд (супер-люкс), в мире относятся всего четыре судна. Стоимость круиза данного класса-8-10 тыс. дол. США за неделю. Питание на судах супер-люкс только индивидуальное с учетом конкретных запросов и привычек пассажиров.

По зарубежной классификации класс кают (Cabin class) на круизном теплоходе отражается таким образом:

Premium P-1 (2-3-местное размещение со всеми атрибутами комфорта - две комнаты, ванну, туалет, мини-бар и др.);

Premium P-2 (2-местное размещение с теми же атрибутами комфорта);

Standart SI (2-3-местное размещение с частичными удобствами);

Standart S2 (2-4-местное размещение с частичными удобствами);

Economy - Е (экономический класс с 2-4-6-местным размещением и частичными удобствами).

В ряде случаев классификация может быть другой.

По принципу движения суда делятся на:

    водоизмещающие, то есть плавающие по водной поверхности;

    глиссируючие, то есть что скользят по поверхности воды;

    суда на подводных крыльях, воздушной подушке и экраноплан, то есть что передвигаются над водной поверхностью.

При наличии у судоходных компаний новых пассажирских специальных средства туроператор для опрокидывания туристов из одного пункта маршрута путешествия в другой может воспользоваться аквапланами, судами на воздушной подушке и др.

Отметим, что принцип действия движителя судна на воздушной подушке предъявляет определенные требования к размещению и поведению на его борту пассажиров и туроператор должен с ними познакомить своих туристов.

В целом к речным и морским транспортным средствам, доступным и для перемещения туристов, относятся(табл.6.1):

Табл.6.1. Виды и средства водного транспорта

Речной транспорт:

лодки и суда маломерного флота с механическим приводом;

проворные лодки,

теплоходы,

суда на подводных крыльях,

суда на воздушной подушке

Морской транспорт:

суперлайнеры,

    теплоходы,

    суда на подводных крыльях,

    экраноплан,

    океанские яхты

Значительное число туристов на внутреннем водном транспорте пользуется маломерными судами, к которым Государственная инспекция (ГИМС) относит плавсредства водоизмещением до 80 регистровых тонн, пассажировместимостью до 12 человек, с подвесным мотором без ограничения мощности или стационарным 75 л.с.

Катера, яхты и лодки, используемые для отдыха и путешествий водным путем, являются маломерными судами.

В путешествии маломерным судном часто сталкиваются с необходимостью иметь значительный запас топлива - специальных заправок для маломерных судов на берегу нет, недостаточно и оборудованных мест для стоянки.Маломерные суда за рубежом используются весьма часто, например, в Финляндии на 5 млн. жителей зарегистрировано 15 млн. плавсредств. В 2010 году общий североамериканский рынок круизных перевозок оценивается в $ 15.95 млрд. долларов. Это включает у себя североамериканских пассажиров (5% из Канады) и иностранных туристов, которые выходят из портов Северной Америки

Рис.6.3.Схема круизного судна лайнера «Radiance of the sea»