Железные дороги Крыма и Севастополя обслуживаются унитарным предприятием КрымЖД (Крымская железная дорога). Благодаря путям сообщения поддерживается связь между такими городами, как Симферополь, Севастополь, Саки, Евпатория, Керчь, Феодосия, Джанкой и др.

Развитие Крымской железной дороги

Госпредприятие «Крымская железная дорога» образовалось на базе Крымского отделения Приднепровской железной дороги в марте 2014 г. Сеть железных дорог не охватывает Тарханкут и ЮБК. Пассажирское сообщение происходит между Крымом и Воронежем, Москвой и Ростовом-на-Дону. Схема перевозок является интермодальной: поезд – паром – поезд. В составе КрымЖД имеются 3 локомотивных депо: Керчь, Джанкой и Симферополь.

Весной 2014 г. ГК «Автодор» и ОАО «РЖД» основали ООО «Керченский мостовой переход», главной задачей которого является возведение автомобильно-железнодорожного моста через Керченский пролив. Мост будет иметь протяженность около 19 км. Также было запланировано строительство новой ж/д ветки Симферополь – Керчь, реконструкция ветки Керчь – Армянск и создание новых станций.

Ж/д мост через пролив – это возможность сократить до минимума время переезда через водное пространство и увеличить пассажиропоток и грузооборот. Ранее КрымЖД поддерживал перевозки пассажиров между российской столицей и Харьковом, Донецком, Симферополем и Кривым Рогом. В настоящее время сообщение между Украиной и Россией прекращено. Приобрести билет на поезд можно онлайн, посетив сайт train.crimea.pro. Ж/д билеты поступают в продажу не ранее чем за 45 суток до даты отправления.

Как добраться в Крым по железной дороге

Крымская железная дорога предлагает маршрут Москва – Симферополь, который проходит по российской территории. В пути пассажиры проводят 44 часа. Поезд следует до станции «Кавказ», далее пассажиры пересаживаются на автобус и доезжают до порта «Кавказ». Там они переправляются через Керченский пролив и прибывают в Керчь, где снова занимают свои места в поезде и следуют до Симферополя.

Чтобы попасть на полуостров, не обязательно использовать железные дороги Крыма. Достаточно обратиться к услугам ОАО «ФПК» (подразделение «РЖД»). Маршрут предполагает путешествие по линии Москва – Анапа или Москва – Краснодар. Затем пассажиры пересаживаются на автобусы и следуют до порта «Кавказ», где переправляются через пролив. После прибытия в Керчь они на автобусе едут до Ялты или Феодосии.

Добраться до Крымского полуострова можно в основном четырьмя способами. Первый способ, самый дорогой и комфортабельный - авиаперелёт. Пару часов в самолёте - и вы уже в Симферополе или Севастополе. Из этих городов до пункта назначения вас по прямым маршрутам довезут автобусы, троллейбусы, маршрутки или такси - выбор за вами.
Второй - железнодорожный. Проведя сутки в поезде, разгадав все кроссворды, и ваша цель - солнце, море и горы будет достигнута. Основные железнодорожные вокзалы в Крыму - Симферополь, Феодосия, Евпатория.
Третий способ - посетить Крым – выбрав автомобильное путешествие. Выбирая этот вариант, нужно заранее всё продумать, свериться с картой, так как некоторые маршруты на деле оказываются долгими и экстремальными. Для автомобилистов Южный Берег Крыма иногда готовит приключения: дороги здесь непростые, в большинстве своем горные и петляющие.
Самый последний четвертый способ, наиболее экстремальный. Ежегодно, каждое лето большое количество молодёжи добирается в Крым автостопом. Причины у каждого свои: кто-то жаждет приключений, у кого-то не хватает денег. Тут нужно иметь опыт общения с людьми, быть осмотрительным.


В этом году, а точнее, за неделю до нового года произошло то, что в принципе являлось закономерным итогом присоединения Крыма в состав России - полное прекращение железнодорожного сообщения с Украиной, как пассажирского, так и грузового. Что означало начало эпохи небывалого застоя железных дорог Крыма до тех пор, пока не будет возведена важнейшая транспортная артерия для полуострова - мост через Керченский пролив, который свяжет Крым с материковой Россией. Все кто думал и надеялся,что курортный сезон был сорван - пусть обломаются, т.к. с задачей по приему туристов на полуостров прекрасно справлялся аэропорт Симферополь, где летом с периодичностью в 5 минут приземлялись или прилетали самолеты + паромная переправа Кавказ-Крым в этом году работала как часы и больших очередей на паром особо не наблюдалось, кроме разве что пиковых дней в конце августа, когда народ массово повалил с курортов.
Что же касается ЖД - мы имеем систему по сути малодеятельных линий с единственным пассажирским поедом №561/562 Москва-Симферополь-Москва, идущим через паромную переправу, не столь интенсивное грузовое движение (на Севастополь около 2-3 пар, редкий груз на Евпаторию) и превалирующее движение пригородных поездов:
- Симферополь - Евпатория всего 4 пары
- Симферополь - Севастополь 5 пар
- Симферополь - Джанкой- Соленое Озеро около 8 пар
- и в среднем 3-4 пары на тепловозках

Вот вроде все, чем могла бы похвастаться Крымская ЖД в этом году. Главное новшество этого сезона - ввод на электрифицированных участках пригородных поездов с цельнометаллическими вагонами на локомотивной тяге. Это объясняется тем, что в связи с отменой поездов через Украину, огромный штат проводников и локбригады депо Симферополь остались не у дел и, чтобы у них была хоть какая то работа, их определили на пригородные маршруты. + можно предположить, что парк электричек приписки моторвагонного депо Симферополь находился уже в неудовлетворительном состоянии - обещанные электрички с материка так и не пришли, а у ЭР1, которые еще в день присоединения с Россией должны были быть сразу отставлены, все тяжелые ремонты, начиная с ТР-2 совершались ранее в депо Никополь и Днепропетровск Приднепровской жд- естественно, туда теперь дорога закрыта. Этим летом на линии работало всего 6 составов собранных из более менее исправных секций- конечно, такое количество электричек не могло обеспечить стабильное движени всех пар пригородных- тут на помощь пришли ЧС2Т и пасс вагоны.

Итак, обо всех моих поездках по порядку:

11 июля 2015 г.
Первую свою вылазку совершил в первый же вечер после прилета в Крым. Состоялась она по традиции на ветке Евпатория-Остряково, рядом с которой я отдыхаю вот уже 15 лет. Как уже писал, на этой линии этим летом, ну по крайней мере во время моего нахождения там, курсировало минимальное количество поездов в сравнении хотя б с прошлым сезоном- из пригородных всего 4 пары(как в зимнем графике- раньше летом добавляли еще 4), очень редкий грузовой на Евпаторию-товарную, а ПДСов, как известно, тут больше нет- в общем, линия умерла... Так вот, целью вылазки был последняя электричка на Евпаторию:

1. Электропоезд ЭР1-117 на перегоне Саки-Прибрежная

12 июля 2015 г.
На следующее утро я выбрался туда же, но уже за пригородным на локомотивной тяге. К сожалению, с ним попался пидованный терем:

2. Электровоз ЧС2Т-1020 с пригородным поездом Евпатория-Курорт - Симферополь прибывает к о.п. Техникум, перегон Прибрежная - Саки.

В нем же я доехал до соседней станции Саки. Боже, как же давно я не ездил по этой линии в вагоне пассажирского поезда...

И снял отправление этого поезда со станции:

3. Электровоз ЧС2Т-1020 с пригородным поездом Евпатория-Курорт - Симферополь отправляется со станции Саки

13 июля 2015 г.
Отсутствие движухи на давно засиженных местах послужило мотиватором для поездок на новые (ну, во всяком случае для себя новые, но хорошо известные многим) . Правда, за тем же самым минимумом движения - с миру по нитке. В этот раз я наконец-то таки решился поехать в Инкерман на тот самый перегон, куда совершаются паломничества ферроэквинологов и православных верующих - кто в теме, тот поймет, где я оказался- а для тех кто не понял, ответ дальше =). Но перед этим было решено снять единственный ПДС Крыма (скажи это год-два назад, приняли б за сумасшедшего) не доезжая Симферополя. Вставать пришлось в 4 утра и ехать на первой электричке до Евпаторию, и так как она шла от Остряково до Симферополя без остановок пропуская в т ч. и нужную мне платформу, пришлось делать пересадку в Остряково на элку c Джанкойского направления. Утренняя электричка на станции Остряково, везущая народ на работу в Симферополь:

Вышел уже на следующей остановке - о.п. 1450 километр, снимаю свою секцию в хвост:

4. Электропоезд ЭР1-199 отправляется с о.п. 1450 км, перегон Остряково-Симферополь

Не успела ЭРка скрыться за кривой, как навстречу ей следует пригородный под теремком. И да, снова пидованный:

5. Электровоз ЧС2Т-1045 с пригородным поездом Симферополь - Мамут на перегоне Симферополь-Грузовой - Остряково

За ним следом по идее должен следовать Московский поезд, а пока со стороны Остряково прибыла электричка:

6. Электропоезд ЭР2-425 на о.п. 1450 км, перегон Остряково - Симферополь-Грузовой

На момент съемки это была самая новая электричка в Крыму. Катавшаяся здесь в прошлом сезоне ЭД4М-0415 признана непригодной к эксплуатации в Крыму и возвращена обратно на материк.

Бригада оказалась довольно приветливой. Впрочем оно и понятно, ведь за контроллером сидит Владимир Иванюра - машинист и по совместительству хороший ЖД-фотограф.


7.

Делаю кадр ЭРки в хвост, со стороны Симферополя уже приближается ПДС:

8. Электропоезд ЭР2-425 на перегоне Остряково - Симферополь-Грузовой

Да, везет мне на этих красных дьяволов. Учитывая что из 6 оставшихся на полуострове пидованные только эти вот 2 (1020 и 1045) , то это, блин, "успех"..

9. Электровоз ЧС2Т-1020 с поездом №562 Симферополь - Ростов-на-Дону (ВБС Симферополь-Москва) на перегоне Симферополь-Грузовой - Остряково

Симферополь-Москва, на самом деле, сказано громко. По прибытию в порт Крым, пассажиров высаживают и переправляют в порт Кавказ и сажают уже в другой состав. Вагоны переправляли только первый месяц после назначения этого поезда, но потом признали эту идею ни разу не рациональной (хотя в советские годы поезда паром вполне себе ходили).
Цель утреннего сета выполнена- теперь пора на Севастопольскую ветку. Сел в электричку из Джанкоя и прибыв в Симф сделал пересадку на элку до Севастополя.
Итак, интересующий меня перегон- да-да, звезда всех железнодорожных фотогалерей - Инкерман-II - Мекензиевы Горы, стоящий в одном ряду с такими "монстрами" как Ревда-Решеты и Ховрино-Москва-Тов.))
Выхожу на о.п. 1528 км и фоткаю уходящую элку в хвост - что ж, вышло неплохо:

10. Электропоезд ЭР1-218 на перегоне Мекензиевы Горы - Инкерман-II

Кадр сделанный с платформы в сторону Мекензиевых Гор. Эх, красота - сюда бы поезд:(


11.

И начинаю прогулку по боянчикам этого перегона. Пройдя немного, выхожу на топовое место этого перегона)). Вид на Каламитскую крепость и словно выколотый в нем Свято-Климентьевский мужской монастырь.

12.

Увы, снимать с этого места было неактуально- контрсвет. Так что я пошел дальше.
С левой скалы был сделан предыдущий кадр:

13.


14. Свято-Климентьевский мужской монастырь, Инкерман

Из запланированного снимаемого ПС была лишь обратная электричка. С видом на пещеры каламитской крепости:

15. Электропоезд ЭР1-140 на перегоне Инкерман-II - Мекензиевы Горы

Больше задерживаться особо и не планировал. Стало уж было возвращаться, как по удалению что то показалось с Инкермана... Чмуха! В очередной раз убедился что спонтанные фото выходят лучше:

16. Тепловоз ЧМЭ3-4247 на перегоне Инкерман-II - Мекензиевы Горы

Вот собственно все чем порадовала меня в тот день железка. Далее проложил день в городе-герое Севастополе. Кстати, неЖДшные фоточки в т.ч. из Севаса можно посмотреть - альбом по состоянию на 27.11.15 еще пополняется.

17 июля 2015 г.
В этот день снова поохототился за Теремковским пригородным Евпатория-Симферополь. На этот раз выбрался на озеро Сасык-Сиваш, берег которого огибает ЖД. Здесь я довольно неожиданно для себя пересекся и познакомился с одним из авторов проекта railwaysband . Ну и наконец-то свезло на правильного чеха!

17. Электровоз ЧС2Т-1024 с пригородным поездом Евпатория - Симферополь на перегоне Евпатория-Товарная - Прибрежная

21 июля 2015 г.
Этот год для меня ознаменовался открытием Крыма по-новому. Не избежала этой участи и железка - я наконец-то решился посетить тепловозные железнодорожности Крыма и выбрался в Феодосию. Итак, снова подъем в 4 утра на первую электру до Симфа - тут выбора особо то нет. В этот раз по пути сделал несколько фоток. Электра прибывающая к моей платформе (фото сделано еще до восхода Солнца) :

18. Электропоезд ЭР1-199 прибывает к о.п. Техникум, перегон Прибрежная-Саки

Прибываем на станцию Яркая. Здесь наша секция разъезжается с тем самым теремковским пригородным. Электровозники встречают моторвагонников:) .

19. Электровоз ЧС2Т-1025 с пригородным поездос Симферополь - Евпатроия на станции Яркая

Прибыв в Симферополь, направился в сторону автостанции. А по пути делаю кадр Московского поезда за считанные минуты до отправления:

20. Электровоз ЧС2Т-1056 с поездом №562 Симферополь - Ростов-на-Дону на станции Симферополь

До Феодосии же я добирался на автобусе. В программе исследования железнодорожностей Феодосии было запланировано 3 пригородных, которые должны в течение 2 часов. Первый, чмухопригородный Владиславовка-Феодосия был снят почти сразу по приезду на станции Айвазовская. Народное название этого поезда - "Волна"

21. Тепловоз ЧМЭ3-3767 с пригородным поездом Владиславовка-Феодосия на станции Айвазовкая

Следующие кадры были сделаны на перегоне Айвазовская-Феодосия - он проходит вдоль улиц и парков и по сути по побережью Черного моря.
Пригородный Арменск-Феодосия под половинкой боинга:

22. Секция тепловоза 2ТЭ116-1591 с пригородным поездом Армянск-Феодосия на перегоне Айвазовская-Феодосия

И пригородный Феодосия-Керчь под тапком. Теперь и на тепловозке заловил октябренка в Крыму:

23. Тепловоз ТЭП70-0195 с пригородным поездом Феодосия-Керчь на перегоне Айвазовская-Феодосия

В итоге снял все виды пригородных, а вернее всех возможных локомотивов под ними.

Утром этого дня чисто по фану решил прокатиться туда-обратно на пригородном под теремком в Евпаторию. Вез меня 1025 чех, который снял в Яркой поездкой ранее. Прибыв в Евпаторию, электровоз отцепился и начал совершать маневры:

24. Электровоз ЧС2Т-1025 на станции Евпатория-Курорт

И зашел под состав:

25. Электровоз ЧС2Т-1025 с пригородным поездом Евпатория-Симферополь на станции Евпатория-Курорт

И теперь обратная дорога. Сойдя с поезда, сделал кадр с пригородным у о.п. Техникум:

26. Электровоз ЧС2Т-1025 с пригородным поездом Евпатория-Симферополь отправляется с о.п. Техникум, перегон Прибрежная-Саки

А под вечер решил выбраться снова на эту же ветку и половить тот самый редкий грузовой до Евпатории-Товарной. По EXIFу фотографий у везунчиков, которые сняли тут грузовой ранее этим летом, я знал примерное время прохода поезда. Ближе к нему я и подъехал. В качестве места решил выбрать район о.п. Солнышко между Прибрежной и Евпаторией- до него я доехал на автобусе и там уже начал ждать грузовой. Увы, за 1,5 часа кроме как электрички так ничего и не прошло:

27. Электропоезд ЭР1-218 на перегоне Прибрежная - Евпатория-Товарная

Не теряя надежды на груз, решил поменять место и доехать на электричке до следующего о.п. - 54 км - грузовой могут пропустить следом за электричкой. Но к сожалению и этого не случилось. До обратной электрички так ничего и не проехало и я уехал вместе с толпой отдыхающих с пляжа на этой секции:

28. Электропоезд ЭР1-218 на о.п. 54 км, перегон Евпатория-Товарная - Прибрежная

И доехал до станции Саки:

29. Электропоезд ЭР1-218 отправляется со станции Саки

Это был последний кадр с железки в Крыму этого года и, кажется, с ЭР1 последний кадр в моей жизни. Стоило мне уехать, как в Крым все таки начали поступать ЭР2К с Октябрьской и Куйбышевской ЖД. Вскоре им удалось вытеснить все ЭРки доставшихся по наследству Крымской ЖД от Приднепровской.
Во все остальные дни на полуострове установилась просто невыносимая жара для каких либо поездок, поэтому часть запланированного осталась нереализованной и все остальные дни делать что либо кроме как безвылазно находиться в море не хотелось ничего. Но я и этому рад, ведь в этом году я посмотрел на Крым по-новому и не только на железку. Надеюсь в следующем году мне удастся там оказаться и продолжить начатое.

Всем спасибо за внимание и до новых встреч!

Крымская железная дорога, протяженностью 1325 км, образована 26 марта 2014 года на базе Приднестровской железной дороги Украины и ныне принадлежит Государственному унитарному предприятию Республики Крым.

Следы обитания древнего человека на крымской земле насчитывает около 100000 лет. Пережив эпохи неолита, энеолита, а также бронзовый и ранний железный века в Крыму сменялись народы Приднепровья. Не смотря на раздоры и войны в эпоху античности и средневековья, Крымского ханства и Османской империи, экономика Крыма менялась и бурно развивалась.

Первая железнодорожная линия на полуострове Мелитополь – Симферополь запущена в работу Российской Империей 14 октября 1874 года. Далее поочередно вводились в эксплуатацию: Симферополь – Севастополь (1875 г.), Джанкой – Феодосия (1896 г.), Владиславовка – Керчь (1900 г.), Остряково – Евпатория (1915 г.), Джанкой – Армянск (1935 г.), Армянск – граница УССР (1944 г.), Керчь – порт Крым (1951 г.), Инкерман I – Инкерман II (1953 г.) и Инкерман II – Камышовая бухта (1969 г.). Эти железнодорожные направления обслуживают более 150 станций, локомотивные депо Симферополя, Джанкоя, Керчи, вагонным депо в Джанкое, пассажирскими депо и другими структурными подразделениями.

В будущем планируется строительство железнодорожного моста через Керченский пролив Тамань – Керчь, реконструкция линии Керчь – Армянск, а также строительство дороги Пролетная – Керчь и новых станций.