Служебные помещения на судне — помещения, в которых экипаж постоянно или временно выполняет работу по эксплуатации судна:

  • Машинное отделение;
  • Служебно-хозяйственные помещения (фонарная, малярная, шкиперская, плотницкая и некоторые другие).

Служебные помещения, связанные с управлением судна, расположены главным образом на палубе ходового мостика.

Ходовой мостик. На нем расположены штурманская и рулевая рубки — место управления судном и несения вахт судоводительским составом. Современные суда имеют обычно закрытый мостик. Открытые его площадки с каждого борта называются крыльями.

Рис. 1 Ходовой мостик: а — полузакрытый; б — закрытый

На крыше ходового мостика устраивают верхний мостик. Этот высоко расположенный и совершенно открытый мостик обеспечивает хорошую видимость по всему горизонту и используется при маневрировании в уз-костях, во льдах, для проведения навигационных и астрономических наблюдений.

Рулевая рубка — небольшое закрытое помещение с застекленной передней переборкой.

В рулевой рубке установлены:

  • Штурвальная тумба;
  • Путевой магнитный компас;
  • Репитеры гирокомпаса;
  • Машинный телеграф и другое необходимое оборудование.

Рис. 2 Рулевая рубка

Рядом с рулевой расположена штурманская рубка, оборудованная большим столом для хранения и раскладывания карт, а также несколькими шкафами и полками для хранения навигационных инструментов и пособий. На судах с большим закрытым мостиком штурманскую и рулевую рубки часто размещают в одном помещении, отделяя штурманскую рубку шторкой.

Довольно часто сейчас рулевая рубка имеет застекленную и заднюю переборку для обеспечения наблюдения за кормой.

Разновидностью судового мостика является переходной мостик, расположенный выше верхней палубы для сообщения между надстройками или для перехода с одного борта на другой. Такие мостики устанавливаются на танкерах из-за повышенной заливаемости палубы и на промысловых судах, у которых верхняя палуба занята большим числом палубных и промысловых механизмов.


Рис. 3 Чертежи общего расположения
Рис. 3.1 Чертежи общего расположения: 1 — радиорубка; 2 — рулевая рубка; 3 — штурманская рубка; 4 — каюта четвертого штурмана; 5 — каюта третьего штурмана; 6, 7 — кабинет и спальня старшего помощника; 8 — каюта начальника радиостанции; 9 — каюта радиста; 10, 11, 12 — кабинет, спальня и ванная капитана; 13 — каюта лоцмана; 14 — изолятор; 15 — ванная; 16 — амбулатория; 17 — каюта первого помощника; 18 — каюта врача; 19 -каюта электромеханика; 20, 21, 22 — кабинет, спальня и душевая старшего механика; 23 — каюта второго механика; 24 — канцелярия; 25 — резервная каюта; 26 — каюта четвертого механика; 27 — каюта третьего механика; 28 — каюта второго штурмана; 29 — канцелярия второго штурмана; 30 — буфет; 31 — кают-компания; 32 — салон для команды; 33 — столовая команды; 34 — румпельное отделение; 35 — прачечная, 36 — твиндек №4; 37 — каюты матросов; 38 — малярная; 39 — фонарная; 40 — шкиперская; 41 — плотницкая; 42 -каюты мотористов; 43 — гладильная; 44 — трюм №4; 45 — цистерна питьевой воды; 46 — механическая мастерская; 47 -электромастерская; 48 — твиндек №3, 49 — твиндек №2, 50 — твиндек №1; 51 — помещение электроприборов; 52 — отделение рефрижераторных установок; 53 — провизионные кладовые; 54 — цистерна смазочного масла; 55 — балластная цистерна; 56 — машинное отделение; 57 — выгородка вспомогательного котла; 58 — топливные цистерны; 59 — трюм №3; 60 — трюм №2; 61 — трюм №1; 62 — туннель гребного вала

Радиорубку, если это возможно, располагают на палубе ходового мостика, что обеспечивает быструю и надежную передачу всей полученной корреспонденции вахтенному помощнику.

Служебно-хозяйственные помещения. Они наиболее часто располагаются в надстройках бака, что позволяет изолировать их от других помещений.

В шкиперской кладовой хранят предметы судового снаряжения (тросы, гаки, скобы, блоки и т. п.). В тех случаях, когда шкиперская имеет небольшие размеры, для хранения инвентаря используют верхнюю часть форпика, отделенную от балластной цистерны водонепроницаемой платформой.

Фонарная и малярная предназначены для хранения фонарей и красок, а также малярного инструмента и небольшого запаса горючего для судовых фонарей. Эти помещения опасны в пожарном отношении и поэтому должны иметь выход на открытую палубу.

Металлические переборки служебных помещений выполняют из огнеупорного материала. Кроме того, конструктивно эти помещения всегда должны удовлетворять самым высоким требованиям пожарной безопасности.

Устройство и расположение оборудования служебных помещений должны гарантировать максимальные удобства обслуживания и возможность использования общесудовых систем (пожаротушения, орошения и других.

К служебным помещениям относится также румпельное отделение, в котором размещен рулевой привод. Оно расположено в корме.

скачать

Реферат на тему:

Мостик (морской термин)



Мо́стик - ограждённая часть палубы верхних ярусов надстроек и рубок или отдельная платформа. Мостики предназначены для размещения постов управления, наблюдения или связи, а также для перехода из одной надстройки в другую.

Мостики различают по назначению - ходовой, дальномерный, сигнальный, прожекторный, навигационный и другие.

По месту расположения мостики делятся на носовые и кормовые, по степени защищённости от воздействия неблагоприятных условий внешней среды - на открытые, закрытые и полузакрытые.

Всю палубу ходовой рубки называют ходовым мостиком , а её открытые площадки по бортам от рубки - крыльями ходового мостика . На судах предназначенных для плавания в высоких широтах крылья ходового мостика и рулевую рубку объединяют в одно закрытое помещение для защиты от низких температур. Ходовой мостик также носит название капитанского (pilot bridge).

Навигационным мостиком называется крыша рулевой рубки и смежных с ней помещений. На ходовом и навигационном мостиках находятся основные посты управления судном.

Разновидностью судовых мостиков являются переходные мостики , расположенные выше верхней палубы и предназначенные для перехода с одного борта на другой и для сообщения между надстройками. Продольные переходные мостики устанавливаются на танкерах, не имеющих никаких внутренних переходов под верхней палубой и обладающих небольшой высотой надводного борта в полном грузу.


Литература
  • Морской Словарь, М, Военное издательство МО СССР, 1959
  • Морской Энциклопедический Словарь, Л-д, «Судостроение», 1991, ISBN 5-7355-0280-8
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 09.07.11 21:42:00
Похожие рефераты:

Рассказываю дальше о пароме "Георг Отс".
Попал я на него без проблем, сначала купил пропуск на въезд в порт, сказал что мне надо на СВХ новую коляску глянуть, потом прямиком поехал на причал, где стоял Отс, поднялся на судно, вызвал вахтенного помощника капитана, и честно ему рассказал, кто я и зачем приехал. Когда-то я тоже работал на морском флоте, и подчинялся Уставу служба на судах морского флота, поэтому мы без проблем нашли с вахтенным общий язык. Поэтому я не только получил разрешение поснимать судно, но и мне провели подробную экскурсию по судну.
С чего начинается судно? Трудно сказать конечно, может с имени, может быть с форштевня, может быть с капитана. Давайте начнем с мостика. Правильное название командный мостик или ходовой мостик, но на флоте говорят сокращенно - мостик. Обычно мостик на судне расположен в верхней части надстройки, и чем длиннее судно, тем выше стараются его поднять для обеспечения наилучшего обзора. На современных судах мостик занимают всю ширину судна, и даже имеет выступающие за обычную ширину крылья. Вот примерно как на "Георг Отс". Так как судно предназначено для плавания в высоких широтах, то крылья мостика сделаны закрытыми. Для ещё лучшего обзора переборки и иллюминаторы наклонены вперед и по бокам. Стекла имеют дворники, обогрев, практически как на автомобиле. Выше мостика находится навигационный мостик, это грубо говоря, крыша обычного мостика. На нем продублированы основные средства по управлению судном, такие как машинный телеграф, руль, установлены магнитный компас, прожекторы и пр.

1. Т/х "Георг Отс"


2. Вот как выглядит мостик у т/х "Георг Отс"

Навигационный мостик с мачтой, белая надпись на палубе - это так идентификационный номер судна, нанесен для легкой идентификации судна с воздуха. На мачте расположены приемники GPS, приборов погоды, мачты радиостанций всех диапазонов, примники спутникового телефона, вращающиеся антенны радаров, ходовые огни. Надпись "GEORG OTS" необходима, чтобы штурмана с других судов с помощью бинокля могли обратится именно к штурману Отса, а не кричали, "Эй вы, идущие по курсу 237, вы нас щас переедете". Ходовые огни нужны для того, чтобы ночью было видно, что судно движется по отношению к вам определенным бортом, слева - красный, справа - зеленый. Чтобы штурмана с училища запомнили получше, их учат, что нужно вспоминать "женский половой орган", откуда они самостоятельно должны вычленить буквы "П" и "З", что соответствует "Правый" и "Зелёный". Запоминается на всю жизнь.
3.

На этой переборке расположены, устройства для связи с берегом, они заменили собой те громоздкие устройства, которые раньше занимали отдельное помещение и требовали присутствия на судне начальника радиостанции и радистов. Сейчас со всем этим управляются помощники капитана. По сути все эти устройства может заменить обычный спутниковый телефон, но здесь наиболее важна гарантированная связь и безопасность, поэтому лучше громоздкое, но надежное. Здесь насколько понимаю установлены приборы для подачи сигналов SOS. Раньше на переборке еще обычно висел так называемый прибор Коспас, в случае экстренной ситуации необходимо было его перевернуть вверх ногами и он начинал подавать сигнал. Сохранились ли эти приборы до сих пор в связи с введением глобальной системы ГМССБ я не знаю. Раньше связь с берегом с рейса выглядела, как особый шаманский ритуал, в определенное время радист вызывал "Владивосток-Радио" через длинноволновую связь, потом девушка-оператор во Владивостоке звонила на необходимый телефон, при соединении подключала телефон к связи. Разговор происходил открытым способом на весь Тихий океан, выглядело примерно как "Владивосток-Радио, сейчас с вами будет разговаривать Сергей", "Алло, давайте", "Алло, алло, жена, привет. Ждёшь меня???. Прием!", а оттуда "Да, жду, приём!", "Как дети? приём!", "Какие дети? Вы Сергей с какого судна? Прием".
4.

5. Этот закуток - заведование третьего помощника капитана, здесь на морских картах прокладывается маршрут судна. Сверху на полочках лежат сигнальные флаги. Онии используются в том случае, если необходимо подать сигнал другим судам, а по радиостанции связь с ними установить нельзя. Для связи между судами и с береговыми службами существует свой дежурный канал. После связи на нем, стороны выбирают другой канал для связи только между собой и освобождают дежурный канал. Чтобы определить, кто именно тебя вызывает, на борту судна есть надписи на английском языке. У рыбаков еще написан большими буквами позывной. На столе лежит судовой журнал. В судовом журнале фиксируются: список команды, дата прибытия в порт и отплытия из порта, глубина воды в порту и при выходе в море, скорость, курс, сила ветра во время рейса, фамилии вахтенных экипажа и вахтенных штурманов и их подробный доклад о всех событиях, происшедших за время совершения рейса.

6. Вот здесь расположены сверху-вниз преобразователь, который переводит данные, полученные с лага и гирокомпаса в цифровой вид и передает в навигационные устройства, еще прибор показывающий скорость, снятую с лага, прибор снимающий данные с гирокомпаса, плоттер, который фиксирует передвижения судна с помощью спутниковой системы GPS, на второй картинке показан репитер гирокомпаса, показывающий курс судна. По сути работу этих приборов может заменить обычный GPS-приемник, но для безопасности мореплавания все приборы устанавливаются ещё на заводе. Без них или с неработающими судно в море не выпустят.

7. Авторулевой, показывает угол поворота и позволяет управлять поворотом рулей судна. Может работать в автоматическом режиме, удерживая судно на заданном курсе. Современные приборы учитывают даже снос от бокового ветра или волны.

8. Здесь же висит прибор, автоматически через определенные промежутки времени получающий через спутник и печатающий карту погоды.

9. На переборках висят схемы различных судовых систем жизнеобеспечения.

10. Система пожарной сигнализации и управление пожарными перегородками и системами тушения. Где-то неподалеку должны быть пульты управления гидравлическими дверями водонепроницаемых перегородок.

Суда в море расходятся используя некий аналог ПДД, так называемый МППСС-72, т.е. международные правила по предупреждению столкновения судов в море. Принятые в 1972 году международной конвенцией и вступившие в силу в 1977 году они имеют обязательную силу для всех лиц, управляющих судном. Последние изменения вносились в них в 2003 году.
Для того, чтобы разобраться каким курсом следуют суда вокруг используется судовой радар. По нему можно определить скорость и направление движения объектов на море, даже тех, которые ещё не видно визуально. На основании этого вахтенный помощник принимает решение о необходимости маневра либо изменения скорости судна. Если вдруг радары сломались, для опеределения курсов используются пеленгатор, часы и линейка.

11. Вот так он выглядит на т/х "Георг Отс".

12. Для безопасности на втором борту продублирован. Имеет обычно свою отдельную антенну. Вообще для флота дублирование систем обычное дело, как говорится safety first.

13. Здесь расположены приборы управления различными прожекторами, судовыми гудками, ходовыми огнями, освещением, рулевыми машинами и пр. Точно не знаю, особо не рассматривал.

14. Здесь расположены телеграфы управления энергетической установкой, винтами регулируемого шага, носовым и кормовым подруливающими устройствами, а также связь с центральным постом управления.

15. На каждом крыле управление продублировано.

На сегодня всё...если где был неточен, не взыщите, я не "рогатый", как называют на судне штурманов, завтра расскажу про внутренние помещения судна, а потом про машинное отделение.

В состав ходового мостика входит:

Рулевая рубка;

Крылья ходового мостика;

Верхний ходовой мостик;

Штурманский пост.

1.7.1 Рулевая рубка

В рулевой рубке установлены посты управления судном. Оборудование установлено так, чтобы обеспечить управление судном одним человеком. Форма, размеры рубки и ее остекление должны обеспечивать судоводителю максимальный обзор приближенный к 360 0 .

Оборудование рулевой рубки:

ПСО, ПВ,ПВМ,ПСВ

ПСПБ, ПСЛБ

Кренометр (на передней стенке рубки ближе к ДП)

Щит пожарной сигнализации

Комутатор сигнальных огней (задняя стенка рулевой рубки)

Аксиометр (по ДП на подволоке)

Кресло судоводителя

Диван (допускается у задней стенки)

Вешалки

Полки и вешалки для документов и флагов

Передние стенки рубки наклонены. Простенки между окнами 150 мм.

Эскиз ходовой рубки представлен на рисунке 1/17.

1.7.2 Штурманская выгородка

Для определения места судна, курса с помощью навигационного оборудования, приборов и карт в современных рубках выгораживают штурманский пост в рулевых рубках, которые размещают у задней стенки справа от ДП. Штурманский пост оборудуется столом штурмана с ящиками для карт. Стол стоит так, что штурман располагается лицом к носу судна.

1.7.3 Верхний ходовой мостик и крылья мостика

На верхнем ходовом мостике устанавливается переговорные трубы, антенны и прожектор.

Крылья ходового мостика размещены за большой рулевой рубкой. Размеры обеспечивают наблюдения вдоль борта судна, пеленги береговых объектов. На крыльях установлены пелорусы.

2 Оборудование и снабжение судна

Оборудование и снабжение судна выполнено в соответствие с требованиями «Правил» Российского Речного Регистра.

2.1 Сигнальные средства

Количество сигнальных фонарей и дневных сигналов назначено по таблице 10.2.1 «Правил» и представлено в таблице 2.1

В соответствии с пунктом 10.5.2 «Правил» Российского Речного Регистра сигнально-отличительные фонари должны иметь углы освещения и дальность видимости, которые представлены в таблице 2.1.1

В соответствии с пунктами 10.3 «Правил» Российского Речного Регистра судно снабжено пиротехническими сигнальными средствами:

Ракеты сигнала бедствия парашютные судовые – 3 штуки;

Фальшфейеры красные – 3 штуки.

Для запуска ракет бедствия на каждом борту судна на ограждении ходового мостика или фальшборте следует устанавливать специальный стакан с прорезью с наклоном наружу под углом к горизонту 60-70°.

В соответствии с «Нормами снабжения сигнальными звуковыми средствами» пункта 10.4 «Правил» Российского Речного Регистра судно оборудуется воздушными тифонами для подачи звуковых сигналов.

Таблица 2.1 - Сигнальные фонари и дневные сигналы судна

Сигнально-отличительные фонари

Дневные сигналы

Бортовые

Кормовые

Отмашки свето-импульсные

Круговые

Стояночно бортовые

Черный шар

Флаг отмашка белый

1*-красный, 2*-зелёный,3*-белый, 4*-круговые

Таблица 2.1.1 - Углы освещения и дальность видимости сигнально-отличительных фонарей.

Тип и цвет сигнально-отличительного фонаря

Сектор освещения в горизонтальной плоскости

Дальность видимости, км

Угол освещения

Углы видимости

Топовый фонарь

От диаметральной плоскости судна с носа по 112,5° на каждый борт

Бортовой фонарь

От направления прямо по носу судна до 22,5° поза-ди траверза правого борта

От направления прямо по носу судна до 22,5° поза-ди траверза левого борта

Кормовой фонарь

От направления прямо по корме до 67,5° в сторону каждого борта

Круговой

По всему горизонту

Стояночный бортовой

От траверза судна по 90° в нос и в корму

Отмашка свето- импульсная:

От траверза судна к носу с перекрытием диаметральной плоскости на 22,5° и от траверза судна в корму с перекрытием диаметральной плоскости на 22,5°

Световая отмашка

Топовые фонари установлены в диаметральной плоскости судна. Бортовые отличительные фонари установлены в специальных нишах рулевой рубки и расположены на одной горизонтальной линии симметрично диаметральной плоскости судна. Один кормовой фонарь установлен позади надстройки в диаметральной плоскости судна на одной высоте с бортовыми отличительными фонарями. Два других – на фальшборте на одной горизонтальной линии и симметрично относительно диаметральной плоскости. Бортовые стояночные фонари расположены по бортам ходового мостика. Светоимпульсные отмашки устанавливаются попарно (в нос и в корму) на каждом борту над бортовыми фонарями на высоте 0,5 м.