Мы с вами находимся в Центральной части Европы.

Это 3 страны- Германия, Австрия, Швейцария. Остановимся мы с вами в Германии.

Германия- это большое государство Центральной части Европы. Разговаривают на немецком языке. Люди здесь любят порядок и точность. Главой государства Германии является президент. Его зовут Хорст Колер.

Столица Германии - это Берлин. Это- крупнейший промышленный, научный и культурный центр Германии.

Главная улица Берлина.

В 1961 году Берлин, как и вся страна, была рассечена на 2 части, т.е. отделены друг от друга железобетонной стеной.

А в 1990 году эту стену снесли, и страна стала единой.

Знаменит Берлин- Берлинским зоопарком, Высокой Берлинской телебашней, Бранденбургскими воротами.

В Германии есть крупные города:

Гамбург

Мюнхен

Лейпциг

Дрезден

Бонн

(Звучит песня Бременских музыкантов)

Всем знаком и известен город Бремен. Тут можно увидеть памятник знаменитым музыкантам- героям сказки Братьев Гримм. С раннего детства мы знакомимся с их сказками, они популярны во всём мире. А какие вы знаете сказки Братьев Гримм?

Также знаменит город Кёльн- огромным собором. Строили 600 лет. В каменной лестнице 500 ступенек, поднявшись можно увидеть весь город. Кёльн стоит на самой большой реке в Германии Рейн, что означает «чистый».

Знаменита Германия и своими композиторами и музыкантами.

Город Бонн- родина композитора Людвига Ван Бетховена. В центре ему установлен памятник, а в доме композитора находится музей. Произведения Бетховена популярны во всём мире.

В Германии родился великий композитор Иоганн Себастьян Бах. Его произведения слушают и восхищаются во всём мире.

Очень большой популярностью пользуются немецкие марки автомобилей.

А какие вы знаете марки автомобилей?

А вот немецкие марки автомобилей:

Мерседес-Бенц

БМВ

Фольксваген

Опель

Ауди

Форд

А теперь мы прибываем в самую красивую страну, которая называется Австрия.

В Австрии разговаривают на немецком языке. Главой государства является президент. Его зовут Хайнц Рудольф Мерц Фишер.

Посмотрите на государственный флаг Австрии.

Столицей Австрии является- город вена. Вена- один из самых красивых городов мира. Это город дворцов и парков. В центре Вены стоит Собор Святого Стефана. Чтобы подняться на башню надо преодолеть 300 ступенек.

По улицам Вены нужно проехать на старинном фиакре (экипаж, запряжённый парой лошадей).

Вену называют городом вальсов. Здесь родился и жил выдающийся композитор Иоганн Штраус, который сочинял чудесные вальсы. Жители Вены отличались любовью к музыке. Они любили народные песни и танцы. В парке есть памятник И. Штраусу.

Красивы города в Австрии. Вот город Зальцбург. В этом городе родился и вырос знаменитый композитор Великий Моцарт. Он начал сочинять свои произведения с 5-ти лет.

Австрию называют альпийской республикой.

Здесь устраивают соревнования мирового уровня.

Также Австрия- родина балета на льду.

Сюда приезжают много туристов, чтобы посетить старинные музеи, покататься на лыжах в Альпах.

Наконец мы прибываем в самую богатую страну- Швейцарию.

Это страна самая возвышенная в Европе.

Разговаривают здесь на немецком, французском и итальянском языках.

Главой государства является президент. Его зовут Ханс Рудольф Мерц.

Вот государственный флаг Швейцарии.

Столицей Швейцарии является город Берн.

Здесь большую часть занимают горы.

В Швейцарии выведена специальная порода собак, которая отыскивает людей на снегу.

Знаменита страна своими курортами.

Швейцария славится своими часами. Они всегда точны и надёжны.

Крупным доходом страны является Швейцарский Банк. Здесь хранятся деньги богатых людей из разных стран мира.

Урок окружающего мира в 3-м классе "В центре Европы"

Цели урока:

    Изучение учащимися нового материала по теме урока и закрепление полученных знаний.

    Формирование представлений о странах, располагающихся в центральной части Европы.

    Формирование эмоционально-положительного отношения к зарубежным странам.

Задачи урок:

Образовательные:

    Познакомить детей со странами центральной Европы.

Развивающие:

    Развивать познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать.

    Развитие умение анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения, умения применять накопленные знания.

    Расширять кругозор детей.

Воспитательные:

    Воспитывать интерес к предмету.

    Расширять представление учащихся о зарубежных странах.

    Познакомить с наиболее знаменитыми достопримечательностями стран Центральной Европы.

Ход урока

    Организационный момент

Психологический настрой

Ребята, мысленно возьмите в руки солнышко. Посмотрите, как оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы ему! Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе в правую ладонь, прикройте левой. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительная энергия, добро, хорошее настроение.

Поместите это все в свое сердце.

Чувствуете, у вас появляются новые силы, энергия?!

Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствуете, и чтобы такое чувство осталось у вас до конца урока.

II. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос:

У: Что такое Бенилюкс?

У.: Маленькое государство, с красивыми домиками, каждый домик имеет своё название. Эту страну можно проехать из конца в конец на автомобиле за 4-5 часов, славится цветочным рынком.

Д.: Бельгия.

У.: Страна каналов, велосипедов, страна тюльпанов. Название страны означает низкие земли. Славится своим сыром.

Д.: Нидерланды.

У.: Одна из самых маленьких стран. Название столицы совпадает с названием страны, Название означает « маленький замок».

Д.: Люксембург.

У.: Чем же знаменита Бельгия?

Д.: Домиками, цветочным рынком, горячими вафлями, Бельгийским шоколадом.

У.: Чем же знамениты Нидерланды,?

Д.: Страна каналов, велосипедов, любимый – цветок тюльпан, голландским сыром.

У.: Чем же знаменит Люксембург.?

Д.: Маленьким Замком, правит государством Великий Герцог, здесь нет высших учебных заведений.

Тест.

Что такое Бенилюкс?

1.Допиши названия стран Бенилюкса

Бе___________________________

Ни__________________________

Люкс________________________

2. В какой стране глава государства - Великий герцог?

А) В Бельгии

Б) В Нидерландах

В) В Люксембурге

3.Напиши названия столиц

А) В Бельгии - _________________________

Б) В Нидерландах -____________________

В) В Люксембурге -____________________

4. Символом какой страны стали тюльпаны?

А) Бельгии

Б) Нидерландов

В) Люксембурга

Г) Финляндии

5. Какая страна славится ветряными мельницами, сыром и велосипедами?

А) Бельгия

Б) Нидерланды

В) Люксембург

5. какой город стоит на реке Амстел?

А) Люксембург

Б) Брюссель

В) Амстердам

V. Изучение нового материала.

Сообщение темы и целей урока.

У.: Итак, мы с вами находимся в Центральной части Европы.

Это 3 страны – Германия, Австрия, Швейцария. Остановимся мы с вами в Германии.

У: Что вы узнали об этой стране?

Германия – это большое государство Центральной части Европы. Разговаривают на немецком языке. Люди здесь любят порядок и точность.

Крупные города:

Столица Германии – это Берлин. Это – крупнейший промышленный, научный и культурный центр Германии.

Достопримечательности:

Знаменит город Кёльн – огромным собором. В каменной лестнице 500 ступенек, поднявшись можно увидеть весь город. Кёльн стоит на самой большой реке в Германии Рейн, что означает «чистый».

Всем знаком и известен город Бремен. Тут можно увидеть памятник знаменитым музыкантам- героям сказки Братьев Гримм. С раннего детства мы знакомимся с их сказками, они популярны во

всём мире

Знаменита Германия и своими композиторами и музыкантами.

Город Бонн – родина композитора Людвига Ван Бетховена. В центре ему установлен памятник, а в доме композитора находится музей. Произведения Бетховена популярны во всём мире.

В Германии родился великий композитор Иоганн Себастьян Бах. Его произведения слушают и восхищаются во всём мире.

Очень большой популярностью пользуются немецкие марки автомобилей.

А какие вы знаете марки автомобилей?

А вот немецкие марки автомобилей:

    Мерседес-Бенц

    БМВ

    Фольксваген

    Опель

    Ауди

    Форд


А теперь мы прибываем в самую красивую страну, которая называется Австрия.

Посмотрите на государственный флаг Австрии.

В Австрии разговаривают на немецком языке. Главой государства является президент. Его зовут Хайнц Рудольф Мерц Фишер.

Вопрос: расскажи о Германии Австрии и Швейцарии по карте.

Ответ: Австрия (столица Вена), Германия (столица Берлин), Швейцария (столица (Берн); Швейцария и Австрия не имеют выхода к морю, в отличие от Германии, которая омывается водами Северного и Балтийского морей. Швейцария граничит с Францией и Италией, Австрия граничит с Италией, Словенией, Венгрией, Чехией, Словакией. Германия граничит с Францией, странами Бенилюкса, Польшей, Чехией. Обоюдно Германия, Австрия, Швейцария граничат между собой; между Австрией и Швейцарией заключено город-государство Лихтенштейн.

Проверь себя

1. Вопрос: найди и покажи на карте Германию, Австрию, Швейцарию и их столицы.

Ответ: Австрия (столица Вена), Германия (столица Берлин), Швейцария (столица (Берн).

2.Вопрос: Расскажи о достопримечательностях этих стран.

Германия. Берлин: Бранденбургские ворота, телебашня, Берлинский зоопарк;

Бремен: памятник Бременским музыкантам (героям известной сказки братье Гримм.)

Кёльн: Кёльнский собор.

Австрия. Вена: собор Святого Стефана, памятник И.Штраусу,

Швейцария. Знаменита своими банками, шоколадом, курортами, производством самых дорогих в мире часов, Женевским озеро;

3. Вопрос: опиши достопримечательности этих стран по фотографиям в учебнике.

1. Германия.

Бранденбургские ворота

Бранденбургские ворота- архитектурный памятник в центре Берлина в районе Митте. Возведены в 1788-1791 годах. Бранденбургские ворота - единственные сохранившиеся городские ворота Берлина, их первоначальное название - Ворота мира. Они были построены Карлом Готтгардом Ланггансом и являются первой значимой работой, выполненной в стиле берлинского классицизма. Образцом для Бранденбургских ворот послужили Пропилеи Акрополя в Афинах. Фасад ворот был первоначально выкрашен в белый цвет. Украшение фасада принадлежит руке Иоганна Готфрида Шадова; он также спроектировал и шестиметровую квадригу, которой управляет богиня Победы Виктория (квадрига развёрнута в восточную сторону).

Берлинская телебашня

Берлинская телебашня - сооружение в центре германской столицы высотой 368 м. Самое высокое сооружение Германии и четвертое по высоте среди телебашен в Европе.

Ствол башни возводился из железобетона методом скользящей опалубки. Далее на земле был собран стальной каркас шарообразной части. На вершине ствола был установлен монтажный кран, с помощью которого поднимались отдельные сегменты шара. Этот кран и сегодня находится на том же месте, его стрела опущена вниз. Антенну собирали из отдельных сегментов длиной в четыре метра. Для установки антенны также использовался кран, который по завершении работ был демонтирован.

Построенная за четыре года телебашня была запущена в эксплуатацию 3 октября 1969 г. и заняла достойное место среди достопримечательностей Берлина.

Берлинский зоопарк.

Берлинский зоопарк. Занимает площадь в 35 гектаров в берлинском районе Тиргартен и является одним из самых больших зоопарков Германии. Ни в одном зоопарке мира не представлено такое количество видов животных. Вместе с примыкающим аквариумом, на трёх этажах которого представлены не только рыбы, но и рептилии, амфибии, насекомые и беспозвоночные, Берлинский зоопарк относится к основным достопримечательностям Берлина.

Главная городская достопримечательность – скульптура, изображающая бременских музыкантов: осла, собаку, кота и петуха, которые стоят друг на друге. Автор этой замечательной «пирамиды» – Герхард Маркс. Установлена скульптурная композиция в 1951 году в самом центре города, возле ратуши.

Знаменитый Кельнский Кафедральный Собор, воздвигнутый в стиле готика в честь святого апостола Петра и Девы Марии располагается в самой высокой точке Соборного холма, неподалеку от железнодорожного вокзала. Внешний вид Кельнского собора вызывает восхищение благодаря необычной изящной архитектуре этого грандиозного строения, сотканной из каменного кружева порталов, башен, арок, колонн и пилястр, а также благодаря очертаниям всего здания, выполненным в виде латинского креста. Высота Кельнского собора в Германии составляет 157,18 метров, поэтому он стоит на третьем месте в списке самых высоких соборов мира. Собор строили более 600 лет. Иногда с перерывами в столетия. Строительство было начато в 1248 году и полностью окончено в 1880 году.

2. Австрия.

Памятник Иоганну Штраусу

Бронзовый памятник «королю вальсов» Иоганну Штраусу появился в городском парке Вены (Stadtpark) 26 июня 1921 года. Он был установлен на мраморном основании и изначально имел золотое покрытие, которое решено было снять в 1935 году. Без покрытия статуя композитора находилась до 1991 года. В 2011 году власти Вены приняли решение начать серьезные реставрационные работы - золотое покрытие обновили, мраморные части памятника почистили, и уже осенью 2011 года памятник Штраусу вновь открыли для венцев и гостей австрийской столицы.

Собор Святого Стефана

Собор Святого Стефана - символ Вены на площади Штефансплатц. Великолепный, неповторимый, многоликий храм как кафедральный собор впервые упоминается в венских хрониках 1221 года. Построили его на святом, «намоленном», месте. Еще в первой половине XII столетия здесь стояла приходская церковь. Трёхнефную романскую базилику, носившую имя Святого Стефана (Штефана), начали перестраивать в 1230 году. Архитекторы планировали возведение храма в позднероманском стиле, и большая часть здания была уже закончена, когда случился пожар. Восстанавливать строение начали только в начале XIV века. Работы окончательно завершились в 1340 году. Архитектура храма осталась готической, но черты строения позднее менялись в ходе множества реконструкций. Только в 1523 году, при Рудольфе IV, собор приобрел облик, сохранившийся до нашего времени. Собор построили асимметричным: южная башня получилась намного выше северной. Высота Южной башни храма составила 136,44 м. На эту башню сегодня можно подняться, к смотровой площадке ведут 343 ступени. Высота Северной башни составляет всего 68,3 м. Сооружение по ряду причин не достроили (при возведении оно обрушилось). Во II половине XVI столетия башню увенчали куполом. Северная башня служит колокольней собора. Главный колокол на ее звоннице – огромный Пуммерин – гигант весом более 21 тонны, диаметром более 3 метров. Если сказать точнее, сейчас башню украшает Новый Пуммерин. Старый колокол, отлитый в XVII веке из захваченных в боях турецких орудий, был разбит при пожаре в конце II Мировой войны. Осколки собрали и на колокольном заводе в городе Санкт-Флориане изготовили новый колокол. Вновь голос Пуммерина собирает прихожан в Собор по главным церковным праздникам.

3. Швейцария.

Женевское озеро - самое большое озеро Альп и второе по величине озеро Центральной Европы. Расположено в границах Швейцарии и Франции.

Женевское озеро лежит в пойме Роны и имеет форму полумесяца, изгибающегося в районе деревни Ивуар. Изгиб естественным образом делит его на Большое и Малое озёра. Воды Женевского озера зачастую остаются идеально спокойными на протяжении всего дня, отражая как зеркало каждый кустик и домик на берегу. Вода в нем чистая, но весьма прохладная: купаться можно только в июле-августе. Пляжи - травяные и платформы. В основном туристов привлекает сюда не столько пляж, сколько чистейший воздух, тёплый климат (летом до +32..+36 °C, при этом жара не ощущается) и эффектное сочетание субтропической растительности и заснеженных горных вершин.

4. Вопрос: из каких источников мы получили информацию о странах центральной части Европы?

Ответ: из учебника, энциклопедии, интернета.

Задания для домашней работы

Задание 2. Выясните какие товары из стран, изученных на уроке, продаются в наших магазинах. Составьте список таких товаров.

Ответ: Германия – автомобили(отдельная отрасль совместная с Россией),

Германия, Австрия, Швейцария: кондитерские изделия, бытовая техника, одежда, обувь, часы.

На следующем уроке

Вопрос: вспомни, в каких странах центральной части Европы мы побывали. Что в этих странах тебя особенно заинтересовало?

Ответ: Германия, Австрия, Швейцария.

Швейцарские альпийские луга, Женевское озеро.

В центре Европы

Цель: познакомить со странами, расположенными в центре Европы.

Планируемые результаты : учащиеся научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников, работать в группах, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Оборудование: политическая карта Европы; справочная ли­тература; видеофильмы о Герма­нии, Австрии и Швейцарии.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний . Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

- Что такое Бенилюкс?

- В какой части Европы расположены страны Бельгия, Нидерланды, Люксембург?

- Назовите столицы этих стран.

- Чем примечательны эти страны?

- Почему Нидерланды называют страной каналов, велосипедов и тюльпанов?

- О какой стране вы приготовили сообщение? Расскажите

- Какие интересные факты о странах вы нашли?

III . Самоопределение к деятельности

- Найдите на политической карте страну, столбца Которой Берлин. Как называется эта страна? (Германия)

- Найдите на политической карте страну, столица которой Вена. Как называется эта страна? (Австрия.)

- Найдите на политической карте страну, столица которой Берн. Как называется эта страна? (Швейцария!)

Сегодня на уроке будем говорить об этих странах.

IV . Работа по теме урока

- В центре Европы мы посетим три страны: Германию, Ав­стрию, Швейцарию.

(Ученики делятся на три группы.)

- Расскажите об этих странах, пользуясь текстом учебника на с. 126-130, а также материалами справочников энцик­лопедий.

V . Физкультминутка

VI . Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

1 (с. 63).

- Прочитайте задание. Рассмотрите карту.

- Пользуясь картой в учебнике на с. 125, выполните задание.

- Какая страна имеет самую большую площадь и обозначена на карте коричневым цветом? (Германия.)

- Назовите столицу Германии. (Берлин.)

-

- Какая страна обозначена на карте желтым цветом? (Ав­стрия.)

- Назовите столицу Австрии. (Вена.)

- Подпишите названия страны и столицы.

- Какая страна обозначена на карте зеленым цветом? (Швей­цария.)

- Назовите столицу Швейцарии. (Берн.)

- Подпишите названия страны и столицы. №2 (с. 63).

- Прочитайте слова в первой строчке.

- Найдите лишнее слово. (Вена.)

- (Вена - это город, столица Австрии; остальное - названия стран.)

- Прочитайте слова во второй строчке.

- Найдите лишнее слово. (Германия.)

- Докажите, что это слово лишнее. (Германия - это государ­ство; остальное - названия городов.)

3(с.64).

- Прочитайте названия городов, которые записал мальчик.

- Найдите эти города на карте. Все ли находятся в Германии?

- Назовите города, которые находятся в других странах. (Же­нева находится в Швейцарии, Зальцбург - в Австрии.)

- Зачеркните названия этих городов.

4 (с. 64).

- Прочитайте задание. Рассмотрите таблицу.

- Найдите в тексте учебника информацию о достопримеча­тельностях Германии. Назовите их. (Бранденбургские во­рота, Берлинский зоопарк, телевизионная башня, Кельнский собор, памятник бременским музыкантам.)

- Впишите в таблицу.

- Назовите достопримечательности Австрии. (Собор Святого Стефана, фиакры, памятник Иоганну Штраусу.)

- Впишите в таблицу.

- А какие достопримечательности есть в Швейцарии? Назо­вите их. (Горные курорты, банки.)

- Впишите в таблицу.

- В каких из этих стран вы бывали? Что можете о них расска­зать? Отметьте эти страны знаком «+».

5 (с. 65).

- Прочитайте задание. Найдите в приложении фотографии к этому заданию, вырежьте их и наклейте.

- В какой стране находится Кельнский собор? (В Германии.)

- Что вы можете о нем рассказать?

- Подпишите название страны.

- В какой стране находится памятник бременским музыкан­там? (В Германии.)

- Кто написал сказку «Бременские музыканты»? (Братья Гримм.)

- Подпишите название страны.

- В какой стране находится памятник Иоганну Штраусу? (В Австрии.)

(Учитель может включить аудиозапись вальса И. Штрауса.)

6 (с. 65).

- С помощью учебника раскрасьте флаги.

VII. Рефлексия

- Дополните таблицу.

Страна

Столица

Государствен­ный язык

Протекающие по территории реки

Достопримеча­тельности

Немецкий

Дунай

Памятник И. Штраусу

Герма­ния

Немецкий,

французский,

итальянский

VIII. Подведение итогов урока

- С какими государствами вы познакомились?

- Что вам особенно запомнилось?

Итак, Германия, Австрия и Швейцария - государства цен­тральной части Европы. Самое большое из них - Германия. Круп­ные города Германии - Берлин, Бремен, Кельн.

Домашнее задание

2. Приготовить сообщение о любой стране центральной части Европы