Это единственное место в городе, которое сами венецианцы называют пъяцей – площадью.

Оставшиеся площади жители города называют campo или campiello – полем или маленьким полем. В IX веке это была небольшая площадка возле Собора Святого Марка. В 1777 году площадь обрела свои сегодняшние размеры. В наши дни площадь Святого Марка имеет форму трапеции с длиной – 175м, шириной в широкой части – 82м, а в узкой – 56м.

Северную сторону площади занимает здание Старых Прокураций, южную — здание Новых Прокураций. К Старым Прокурациям пристроена часовая башня с колоколом, по которому каждый час бьют бронзовые статуи, а циферблат украшен знаками зодиака. Эти здания в западной части соединяют аркады Фабрике Нуове, благодаря чему площадь имеет вид огромного двора . В юго-восточном углу возвышается колокольня Сан-Марко. Высота колокольни – 99м.

Однако главной достопримечательностью площади является Собор Святого Марка – кафедральный собор Венеции, который и дал площади ее название. До 1807 года собор был придворной капеллой при .

Совет: попасть в собор без очереди можно купив билет заранее онлайн за 5 евро.

По легенде в 828 году два венецианских купца Рустико и Буоно украли тело Святого Марка и вывезли его из Александрии, предварительно спрятав в свиных тушах. Для хранения мощей Святого Марка и была возведена базилика, которая была освящена в 832 году. В 976 году пожар практически уничтожил базилику, но к концу X века ее реставрировали. Новое строительство собора по византийскому образцу (Константинопольская церковь Двенадцати апостолов) было начато в 1063 году, а в 1094 собор был освящен. В течение следующих веков собор украшался и расширялся. Каждый иностранный корабль, приходивший порт, должен был предоставить в собор драгоценный подарок. Много реликвий оказалось в церкви после разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году.

  • Читайте

Собор Сан-Марко становится религиозным и политическим центром Венецианской республики. В соборе проводились грандиозные официальные церемонии: коронация и представление горожанам нового дожа, благословление войск перед войной (в частности перед 4-м крестовым походом). Здесь же получил свое благословление перед отплытием капитан Марко Поло.

Более 4-х веков собор строился и достраивался. Это сказалось на архитектурном стиле. Собор представляет собой гармоничную смесь эпох и стилей.

Преобладающий стиль – византийский, но это верно для общего вида и куполов. Добавление античных колон и барельефов, готических башен и стрел, облицовки восточным мрамором – все это дает основание сделать вывод, что Собор Сан-Марко – уникальный архитектурный памятник, выполненный в своем, венецианском стиле.

Здание собора построено в форме греческого креста размерами 76,5м на 62,5м, высота по центральному куполу – 43м. Интерьер церкви представлен разнообразным иконостасом, статуями апостолов и многочисленной мозаикой.

В наши дни Собор Сан-Марко является действующим храмом, где проводятся богослужения. А такие реликвии как мощи Святого Марка, мощи мученика Исидора, образ Богородицы «Никопея», делают Собор Сан-Марко центром христианского паломничества.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Чтобы не спеша осмотреть все достопримечательности Венеции , побывать в самых удалённых её уголках и чтобы прочувствовать и хотя бы немного понять этот город, необходимо провести здесь как минимум неделю.

Практически все путешественники начинают знакомиться с Венецией со знаменитой площади Сан-Марко , когда многочисленные кораблики высаживают их, причалив к шумной набережной. И мы не были исключением - нас доставили к пристани, и мы, пройдя мимо бесконечных сувенирных лавок, прикупили на всякий случай зонт с видами города и отправились гулять по Сан-Марко.

Площадь, несомненно, стоит посетить. Во-первых, на Сан-Марко сосредоточены самые именитые достопримечательности, и, во-вторых, на площади просто очень красиво. Впервые в жизни оказавшись здесь, мы испытали чувство дежавю, ведь это место неоднократно становилось площадкой для съёмок кино, и столько раз мы видели площадь на фото и по телевизору.

Самыми главными архитектурными объектами площади Сан-Марко в Венеции считаются и Кампанила базилики Св. Марка - колокольня высотой около 100 метров. Несмотря на то что очередь перед башней была внушительной, продвигалась она довольно быстро. Вход платный - приблизительно 5-6 евро, но за эту сумму наверх нас поднял лифт (пусть и не очень быстрый), а не собственные ноги). Вид с вершины колокольни отличный!

Туристов наверху надёжно защищает сетчатое ограждение. Сетка крупная, поэтому можно приноровиться, чтобы сделать неплохие снимки. Кстати, можно приобрести комбинированный билет за 11 евро, который позволяет посетить Дворец дожей и многие другие музеи на площади Сан-Марко.

Невозможно не заметить на площади часовую башню Torre dell`Orologio , возведённую в конце XV века архитектором Кодуччи. Настоящий шедевр - астрономические часы на башне, показывающие времена года, лунные фазы, часы и переход Солнца из созвездия в созвездие.

Дворец дожей, пожалуй, самое пышное здание во всей Венеции. Здесь проходили заседания сената и Большого совета, работали суд и тайная полиция. На мой взгляд, дворец больше напоминает резную шкатулку, чем крепость. Ведь главной целью создателей дворца было поразить иностранных послов, изумить их. Фасад строения словно говорил, что Венеция способна завоевать новые территории не огнём и мечом, а торговлей. Этим вполне можно объяснить роскошные внутренние помещения, созданные знаменитыми художниками - Беллини, Тицианом и другими. Что ж, Дворец дожей нам, безусловно, понравился.

Увидев собор Св. Марка , мы ахнули от удивления - настолько он оказался красив. Снаружи собор можно разделить на три уровня: нижний ярус, затем терраса и купола.

Говорят, что саркофаг, который стоит у алтаря, хранит мощи Святого Марка.

За небольшой дверью около главного входа есть лестница, ведущая на внешнюю галерею. Здесь можно побыть рядом с конной квадригой из Константинополя. Оригиналы, правда, хранятся в музее собора, а здесь стоят их копии.

А с крыши собора Св. Марка можно полюбоваться красивым видом на венецианскую лагуну.

Раньше многочисленных голубей, которыми славится площадь Сан-Марко, можно было кормить крупой. Купив за один евро кулёк, люди предавались тесному общению с этими милыми птичками: тучи голубей тут же слетались, садясь на руки и головы счастливых туристов. Но сейчас почему-то крупу больше не продают, а вот голуби остались. У меня, например, возник вопрос: птиц на площади множество, но везде очень чисто! Ведь где-то же голуби это делают?))

После долгой прогулки по площади Сан-Марко мы решили отдохнуть в расположенном здесь кафе «Флориан». Это, кстати, одно из самых старых кафе в Венеции, открытое в далёком 1720 году. За прошедшие века здесь успели побывать многие великие люди - Руссо, Байрон, Бродский, Хемингуэй, Гёте и другие.

Посидеть в знаменитом кафе приятно, конечно, но дорого. За чашечку ароматного кофе придётся выложить не менее 6 евро. И в счёт обязательно включат supplemento musica, т. е. доплату за живую музыку, которая составит 6 евро с человека.

Невзирая на сумму в итоге мы остались довольны не только приятной атмосферой «Флориан», но и замечательной прогулкой по площади Сан-Марко в Венеции!

Окружённое памятниками мировой культуры, это место буквально дышит историей и манит путников на своя пьяцетты. "Прекраснейший салон Европы" - так называл Наполеон знаменитую центральную площадь Венеции.

Доминантой площади считают Дворец дожей - памятник итальянской готической архитектуры и главное здание всей Венеции, а также находящуюся на некотором расстоянии колокольню базилики Святого Марка.

Нельзя обойти вниманием собор Святого Марка, который щедро украшен мозаиками, выполненными в византийском стиле. Собор является последним пристанищем мощей апостола Марка, а под его сводами хранится множество ценнейших предметов искусства, вывезенных из Константинополя во время крестовых походов.

Площадь Святого Иоанна и Святого Павла

Базилика Святых Иоанна и Павла расположена в венецианском квартале Кастелло. Эта церковь считается своеобразным городским пантеоном. Согласно преданию, базилика была построена при доже Якопо Тьеполо, который в 1234-м году подарил приехавшим в Венецию доминиканцам часовню Святого Даниила. Церковь была посвящена двум римским мученикам Иоанну и Павлу. Одновременно с храмом был построен монастырь.

Архитектурно здание представляет собой яркий образец венецианской готики и является типичным для монастырских церквей. Фасад сложен из кирпича и разделен на три части лизенами (плоские вертикальные выступы). В центральной части фасада - большое круглое окно, в боковых – круглые окна меньшего диаметра. На отделанном мрамором карнизе установлены статуи святого Фомы Аквинского, святого Доминика и святого Петра-мученика Веронского. На нижней части фасада - шесть готических арок и византийских рельефов.

Справа от церкви установлен знаменитый бронзовый памятник, посвященный кондотьеру Бартоломео Коллеони, работы скульптора Андреа Верроккьо. Эта статуя является вторым по счету полномасштабным конным памятником эпохи Возрождения.

Площадь Святого Марка

Здесь находится центр общественной жизни города, место торжественных церемоний, церковных и народных праздников. Об этой красивейшей в Европе площади говорят, что по ней летают львы, а птицы, то есть голуби, расхаживают с аристократической важностью

Он присутствует и на флаге, и на гербе Венеции. Главную площадь Венеции – площадь святого Марка — порой называют площадью парящих львов. Вероятно, поэтому сотни голубей позволяют себе с благородным аристократизмом вальяжно разгуливать в самом сердце Венеции. Голуби настолько органично вписались в великолепный архитектурный ансамбль площади, что сами венецианцы считают их гармоничным обрамлением этого, по словам Наполеона, «красивейшего в мире салона».

Площадь святого Марка действительно можно назвать залом под открытым небом. Пьяцца ди Сан-Марко представляет собой замкнутое пространство длиной 176 м и шириной 82 м. Орнаментальные каменные плиты мостовой и освещаемые многочисленными фонарями арки окружающих зданий лишь усиливают сходство площади с парадной дворцовой залой. За всю историю своего существования эта площадь не слышала грохота колес конных повозок и уж тем более — шелеста автомобильных шин.

Единственная венецианская площадь, удостоившаяся гордого наименования пьяцца, в отличие от прочих кампи, условно поделена на 3 части: непосредственно главная – Пьяцца, Пьяцетта — дорожка от Гранд-канала к колокольне Сан-Марко и площадка львов – небольшое пространство перед собором Святого Марка . Изначально базилика Святого Марка была домовой церковью дожей – представителей знатных венецианских семейств. В XI веке ее перестроили и в нее были помещены мощи небесного покровителя города – Святого Марка. Торжественное освящение собора в 1094 году не остановило полет творческих замыслов виртуозных зодчих. Здание продолжали достраивать и украшать. Пять обрамленных ярусами колонн и скульптур порталов и роскошный мраморный декор фасадов лишь дополняют изысканные мозаики над входами в собор. Внутреннее убранство также впечатляет. Мозаики здесь исчисляются тысячами квадратных метров, многие из них изготовлены из чистого золота. Не менее великолепны оттенки изобилующего в отделке собора мрамора. Венчают все пять гигантских свинцовых с позолоченными крестами куполов. В соборе, считающемся капеллой дожей, освящались самые парадоксальные в истории юриспруденции решения. Так, сохранились записи принятого в 1460 году закона, который повелевал венецианским гражданкам быть добрее, ласковее и получше питаться, чтобы их соблазнительные формы отвлекали мужчин от распространяющегося в те времена гомосексуализма. Но это из серии курьезов. Чудеса, происходящие у мощей апостола Марка, до сих пор привлекают в собор толпы верующих.

Cобор Святого Марка.

Прямо перед собором взмывает ввысь основательная кирпичная башня колокольни Сан-Марко, строительство и реконструкция которой длились с 888 по1517 г.г. Венецианцы прозвали ее «хозяином дома». Самая высокая точка колокольни находится на отметке 96,8 метра - это самое высокое сооружение города. Именно на этой колокольне состоялась «презентация» дожам изобретенного Галилео Галилеем телескопа. Раньше башня служила маяком для возвращавшихся из плавания кораблей. Сейчас же на вершине установлена позолоченная статуя ангела, колышущегося от дуновения ветра. Внезапно рухнувшая в 1902 г., в течение 10 лет она была полностью восстановлена.

В 1537-1549 г.г. у подножия колокольни была выстроена небольшая открытая галерея - лоджетта. Легкая, украшенная арками, колоннами и статуями, она прекрасно гармонирует с монументальной колокольней.

В конце XV века площадь украсила созвучная собору Святого Марка Башня Часов. Огромный циферблат башни отмечает не только быстротекущее время, но и лунные фазы, положение Солнца по знакам Зодиака и дни недели. Согласно легенде, венецианцы, опасаясь, что их уникальные часы могут быть повторены где-либо еще, ослепили изготовивших их мастеров. Над циферблатом установлена скульптура Мадонны, мимо которой в праздник Вознесения ежечасно проходят кланяющиеся ей волхвы и трубящие ангелы. В верхней части башни установлен позолоченный лев Святого Марка. Завершает композицию колокол, в который уже несколько веков подряд два бронзовых стража отбивают молотами каждый час.

Парадный выход в город оформлен легкой воздушной архитектурой Библиотеки и своеобразным монументальным дворцом Дожей . Оба здания перекликаются друг с другом аркадами, скульптурным декором, ажурными карнизами. Рядом с Библиотекой возвышается построенный исключительно из камня и железа Монетный двор, настолько грамотно спланированный, что, по мнению итальянского художника и архитектора Вазари, нигде на свете нет более разумного и надежного монетного двора.

Завершают архитектурную симфонию две колонны из красного мрамора. Основание колонн украшено барельефами, изображающими различные искусства и ремесла. Капители – мраморной скульптурой Святого Теодора с драконом, и символом площади Сан-Марко – бронзовой скульптурой Крылатого Льва.

А вот так, площадь Сан-Марко выглядит во время наводнения в Венеции.

.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Знаменитая в первую очередь голубями, мостками для наводнений и, что уж там, Дворцом дожей, площадь Сан-Марко - душа и сердце Венеции. Своё достойное место в ряду товарок-конкуренток Сан-Марко заняла благодаря немалому количеству исторических зданий по периметру - здесь буквально не найдёшь «средненького» строения. А ещё площадь неоднократно становилась местом действия сцен кинофильмов, обросла массой легенд и просто стала культовым местом для всех, посещающих Венецию.

Как добраться

Площадь Сан-Марко - самый центр Венеции, где неизменно оказывается любой гуляющий по просторам города на воде. Архитектурная доминанта - колокольня, опять же в честь Святого Марка, - видно её практически отовсюду (если только вы не уплыли на какой-нибудь очень отдалённый канал).

Что посмотреть

Обилию «must-see» на одной только площади Сан-Марко мог бы с лёгкостью позавидовать европейский город средней руки. Здесь и колонны Святого Марка и Святого Теодора, и великолепный Дворец дожей, и собор Святого Марка с одноименной часовой башней, а также Старая и Новая Прокурации, крыло Наполеона и, наконец, выдающаяся библиотека, как вы уже могли догадаться, также носящая имя апостола.

Площадь

Знакомство с площадью Сан-Марко начинается с «предбанника», ласково называемого местными «пьяцетта» - «площадочка». Высадившись на остановке «Сан-Марко» (имеется в виду, конечно, причал Большого канала), попадаешь как раз на пьяцетту - небольшое прямоугольное пространство, в конце которого высится колокольня Святого Марка, маркирующая собой начало большой пьяццы.

Непременно стоит обратить внимание на мостовую Сан-Марко: площадь вымощена светлым камнем в нечто, напоминающее рисунок «ёлочка». Рисунок был выложен в 13 веке с целью маркировать направление движения церемониальных процессий.

Колонны

Колонны Святого Марка и Святого Теодора - первый памятник, встречающий посетителей Сан-Марко, вернее, её пьяцетты. Колонна Святого Марка увенчана бронзовым изваянием крылатого льва весьма почтенного возраста - оно было отлито в 5 в до н э в ассирийском Тарсе. Надо сказать, от первоначального льва до наших дней дошло мало - бурная история скульптуры сохранила в целости лишь отдельные части, последняя реставрация была проведена в 1991 году. Лев появился на берегах Венеции благодаря воинам Крестовых походов в 11-12 веках.

Колонна Святого Теодора увенчана статуей этого святого, покровителя Венеции. Обратите внимание на «прирученного» крокодила у ног Святого Теодора - он символизирует могущество города на морях.

Дворец дожей

Изумительный Дворец дожей был построен в 14-15 веках в готическом стиле и служил резиденцией дожей Венецианской республики, а также местом заседаний Большого совета, суда и сената. Парадный балкон на фасаде служил трибуной для дожа, который таким образом приветствовал народ и гостей, подплывающих по Большому каналу.

Собор Святого Марка

Главный собор Венеции и одна из самых посещаемых достопримечательностей, собор Святого Марка был основан в 9 веке, а нынешний облик получил к концу 15 века. Внутри находятся мощи апостола Марка, главы апостолов Иакова и Тита, икона Богоматери «Никопея» и мощи мученика Исидора. Эстетических особенностей в нём ещё больше - великолепные надвратные мозаики, летящие купола, квадрига Святого Марка, тетрархи и т. д. Ну а настоящие жемчужины внутреннего убранства - купольные мозаики на библейские темы.

Часовая башня Святого Марка

«Оролоджо» («часы») - так называют часовую башню Святого Марка, которая таит в себе множество интересных «фишек». Начнём сверху: обратите внимание на бронзовые статуи старика и юноши, бьющие в колокол: первый за 5 минут до окончания часа, второй - через 5 минут после его начала, символизируя таким образом ушедшее время и будущее. Чуть ниже можно увидеть льва с раскрытой книгой - символ Венеции, ещё ниже - Богородицу с младенцем Христом, наконец - роскошные сине-золотые часы на 24 деления, богато украшенные эмалью и позолотой. Ещё по часам можно узнать текущий знак зодиака и фазу луны.

Библиотека Сан-Марко

Крупнейшая и наиболее важная библиотека Италии, Сан-Марко располагает более 13 тысячами ценнейших рукописей, а книгам и вовсе несть числа. В числе шедевров коллекции - два списка «Илиады» 5 и 6 веков, а также первая напечатанная в Венеции книга. С начала 17 века библиотека получала обязательный экземпляр каждой книги, напечатанной в Венеции. Два белоснежных здания с ренессансным изяществом обращены фасадом на Большой канал, украшены скульптурами и лепниной.

Адрес: Venezia, Piazza San Marco.