— авиапроисшествие, произошедшее 28 апреля 1988 года. Boeing 737-297 авиакомпании Aloha Airlines выполнял рейс AQ 243 из Мауи в Гонолулу, на борту находились 5 членов экипажа и 90 пассажиров. Через несколько минут после взлёта лайнер внезапно потерял значительную часть конструкции фюзеляжа, в результате чего пассажиры и бортпроводницы подверглись действию набегающего потока воздуха и кислородному голоданию, а одна из бортпроводниц погибла.

Пилоты благополучно посадили самолёт в Гонолулу. Выжило 94 человека.

Рейс AQ 243 вылетел из Международного аэропорта Хило в 13:25 HST и взял курс на Гонолулу. На предполётном досмотре не было замечено ничего необычного. Полёт занимал всего 35 минут. Во время отрыва и подъёма всё проходило как обычно.

Примерно в 13:48 самолёт достиг полётной высоты в 7300 метров и в этот момент у самолёта внезапно сорвало 35 м² фюзеляжа. Пассажиры находились под открытым небом при скорости ветра более чем в три раза сильнее ураганного (около 500 км/ч) и температуре до -45 °C. После уменьшения высоты пилоты снизили скорость до 380 км/ч. Через 12 минут после аварии самолёт благополучно приземлился в Гонолулу.

Выжило 94 человека из 95 (90 пассажиров и 5 членов экипажа). Погибла одна из стюардесс, Кларабелль «СиБи» Лэнсинг — в момент срыва части фюзеляжа она находилась посередине самолёта и ее высосало наружу. 65 пассажиров получили ранения (перелом черепа — худшее).

Расследованием причин аварии рейса AQ 243 занялся Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB).

  • коррозия металла,
  • плохая эпоксидная связка частей фюзеляжа,
  • усталость заклёпок,
  • повреждения металла фюзеляжа (из-за множества циклов «взлёт-посадка»; самолёт совершал только короткие рейсы).

На основе этого снят художественный фильм Miracle Landing ("

Боб Шорнстхаймер, Мими Томпкинс, Мишель Хонда. Кто нибудь знает этих людей? До недавнего времени и я их не знал. Однако этим людям за свое спасение обязаны 91 человек. Это экипаж рейса Алоха Эйрлайнз 243, с которым произошел катастрофический и одновременно уникальный случай.

28 апреля 1988 года было обыкновенное солнечное утро над гавайскими островами. Капитан Боб Шорнстхаймер и второй пилот Мими Томпкинс готовили старенький 737 для обычного рейса из аэропорта Хило в аэропорт Гонолулу. Это короткий 35 минутный рейс. На этом участке самолеты летали как автобусы. По 8 - 10 рейсов в день. Для рейса 243 это был 9й вылет за это утро.


Примерно в 13:25 самолет был поднят в воздух и начал набор рабочей высоты. На высоте 7 тысяч метров произошла взрывная декомпрессия салона, что послужило срыву 25 квадратных метров обшивки самолета. Салон первого класса оказался целиком на открытом воздухе на скорости 500 км/ч.


Экипаж немедленно начал снижение до минимальной высоты, чтобы дать возможность пассажирам дышать. Из-за отсутствия крыши пассажиры не могли надеть воздушные маски. Их просто не было. Кабели связи между салоном и кабиной были повреждены, поэтому стюардесса Мишель Хонда не смогла установить есть кто в кабине или там все умерли. Она лишь могла помочь пассажирам сгруппироваться и успокоиться. На такой высоте под открытым небом очень сложно успокоиться, тем не менее она не допустила паники в салоне. Вторая стюардесса Джейн Сато-Томина была ранена и находилась без сознания.


Из-за повреждения части кабелей связи экипаж не мог связаться с вышкой в аэропорте Гонолулу. Тем более с такими повреждениями они вообще не могли более находиться в воздухе. Самолет необходимо было сажать. И чем быстрее тем лучше. Ближайшим аэропортом, способным принять такой самолет, был аэропорт на острове Мауи. Второй пилот немедленно установила связь с вышкой.


Аварийные службы на земле были немедленно оповещены о приближающемся самолете. Об этом так же было доложено экипажу 243 который сразу же начал подготовку к экстренной посадке. К сожалению не все шло так гладко. Из-за разрыва фюзеляжа нос самолета опустился практически на метр и фактически болтался на нескольких балках. Выпустить закрылки на достаточный угол экипаж не мог, это бы разорвало самолет до конца. Поэтому было принято решение тормозить выпущенным шасси.


К сожалению лампа переднего шасси не загорелась. Это означало что при посадке с такими повреждениями нос оторвался бы от основной части фюзеляжа, а остальная часть начала бы разваливаться, что привело бы к повреждению и возгоранию топливных баков. Обычно в подобной ситуации пилот проходит над посадочной полосой на достаточно низкой скорости и высоте, чтобы наземные службы могли подтвердить выпуск шасси или его отсутствие.


К счастью это был дефект электропроводки. Шасси было выпущено. Но оставался вопрос, а зафиксировано ли оно? У экипажа не было времени на решение этого вопроса и капитан принял решение садиться во что бы то ни стало.


В 13:58 рейс 243, благодаря слаженным действия экипажа и наземных служб произвел успешную экстренную посадку в аэропорту Мауи. К сожалению не обошлось без жертв. Стюардесса Кларабель Лансинг с 37 летним стажем была выброшена за борт потоком воздуха в образовавшееся отверстие сразу после начала катастрофы.


Комиссия по расследованию авиакатастроф установила что причинами трагедии послужили некачественная эпоксидная связка и усталость металла. Так же причиной послужили эксплуатация на износ и истекший срок эксплуатации воздушного судна.


По мотивам этого авиапроишествия был снят фильм:

Мягкая посадка (Жесткая посадка) / Miracle Landing

Год выпуска: 1990
Страна: США
Жанр: Фильм-катастрофа
Продолжительность: 01:24:24
Перевод: Профессиональный (многоголосый, закадровый)
Русские субтитры: нет

Режиссер: Дик Лоури / Dick Lowry

В ролях: Конни Селлекка, Уэйн Роджерс, Ана Алисия, Нэнси Кван

Описание: Основанный на реальных событиях фильм рассказывает о трагедии самолета, выполнявшего рейс в Гонолулу в 1988 году. Вскоре после взлета отрывается часть фюзеляжа, и, несмотря на гибель пилота, мужественный экипаж проявляет верх профессионализма, чтобы приземлиться...

Качество: SATRip
Формат: AVI
Видео кодек: XviD
Аудио кодек: MP3
Видео: XVID 640x480 25.00fps 1717Kbps
Аудио: MPEG Audio Layer 3 48000Hz stereo 128Kbps

Скрины

Один мой знакомый летчик говаривал: «Взлететь - легко, попробуй приземлиться!» Действительно, самый сложный этап полета - это посадка. История авиации знает немало случаев аварийных посадок пассажирских лайнеров: на брюхо из-за невыпустившихся шасси, на слишком короткую посадочную полосу, на автомобильное шоссе, на реку и т.д. Но сегодня речь о самом невероятном приземлении самолета, у которого снесло крышу - в самом прямом смысле этого слова.

Воздушный автобус

Солнечным днем 28 апреля 1988 года экипаж авиалайнера «Боинг-737-297» авиакомпании Aloha Airlines готовился к очередному рейсу. Предстоял обычный рутинный перелет из аэропорта Хило в Гонолулу. Время полета - всего 35 минут: взлететь и сесть, делов-то! По сути, боинг работал как автобус, курсирующий между островами Гавайев. Ежедневно он совершал по маршруту AQ 243 8-10 рейсов. Погода прекрасная, тихая, никаких штормов и прочих неприятностей не предвиделось. На предполетном досмотре не было замечено ничего необычного. Правда, самолет был далеко не нов, выпущен в 1969 году, совершил 89 680 циклов «взлет-посадка» и налетал 35 496 часов. Он являлся одним из старейших в авиакомпании, свой ресурс давно выработал, а посему использовался только на коротких внутренних рейсах.
Но этим старичком управлял очень опытный экипаж. Командир - 44-летний Роберт А. Шорнштаймер - проработал в авиакомпании Aloha Airlines 11 лет. В должности командира Роберт работал с 1 июня 1987 года. Он налетал свыше 8500 часов, более 6700 из них - на «Боинге-737». Второй пилот 36-летняя Мэделин Томпкинс проработала в этой авиакомпании девять лет, в должности второго пилота - с 30 июня 1979 года. Она налетала свыше 8000 часов, более 3500 из них - на «Боинге-737».
В салоне авиалайнера обслуживали пассажиров три стюардессы: старший бортпроводник Кларабелль Лэнсинг (58 лет, в авиакомпании с 1 августа 1951 года), а также Мишель Хонда (35 лет, в авиакомпании с 1 июля 1974 года) и Джейн Сато-Томита (43 года, в авиакомпании с 1 декабря 1969 года).

Развороченный салон самолёта "Боинг-737-297"


На борту самолета находился сопровождающий авиадиспетчер, занимавший откидное кресло в кабине пилотов. В салоне - 89 пассажиров.

Под открытым небом

В 13:25 по местному времени рейс AQ 243 вылетел из аэропорта Хило. Во время отрыва и подъема все проходило как обычно. Самолет взял курс на Гонолулу. Примерно в 13:48 он достиг рабочей высоты 7300 метров - и тут внезапно сорвало 35 квадратных метров обшивки над первыми шестью рядами салона первого класса и дверь кабины пилотов, Пассажиры оказались под открытым небом при скорости набегающего потока около 500 километров в час и температуре до -45 °С.
В салоне началась паника. Пассажиры задыхались. Кислородных масок они не могли надеть по той причине, что их просто не было. Экипаж немедленно начал снижение до минимальной высоты, чтобы дать возможность людям дышать.
Стюардесса Мишель Хонда не могла связаться с пилотами - кабели связи между салоном и кабиной были повреждены. Она даже не могла понять, живы ли летчики. Тем не менее женщина не потеряла присутствия духа. Она постаралась успокоить пассажиров, помогла им сгруппироваться и не допустила паники в салоне. Действовать в этой экстремальной ситуации ей пришлось в одиночку: Джейн была ранена и находилась без сознания, не отзывалась и Кларабелль.
Пилоты понимали, что с такими повреждениями самолет продолжать полет не может - чудо, что он до сих пор не развалился и не рухнул. Его нужно немедленно сажать, и чем скорее, тем лучше. Ближайшим аэропортом, способным принять самолет класса боинга, был аэропорт Кахулуи на острове Мауи. Мэделин Томпкинс, несмотря на проблемы со связью, все же сумела связаться с его диспетчерской службой.

«На честном слове и на одном крыле»

Аварийные службы на земле были приведены в повышенную готовность. Командир повел боинг на экстренную посадку. И тут он обнаружил ухудшение управляемости при скоростях ниже 315 километров в час (рекомендуемые - 290 и 250 километров в час). Пришлось принимать решение садиться на повышенной скорости.
Но это было еще не самое страшное. Лайнер представлял собой весьма жалкое зрелище. Из-за разрыва фюзеляжа нос самолета опустился на метр и фактически болтался на нескольких балках. Выпустить закрылки на достаточный угол было невозможно, это бы разорвало боинг до конца. Поэтому Шорнштаймер принял решение тормозить выпущенным шасси.
Однако лампочка индикатора фиксации переднего шасси в рабочем положении на приборной доске не загорелась, и было непонятно, то ли неисправна индикация, то ли шасси не вышло. Во втором случае была большая вероятность, что при посадке нос совсем оторвется от основной части фюзеляжа, которая тоже стала бы разваливаться, что привело бы к повреждению и возгоранию топливных баков.


Обычно в подобной ситуации пилот проходит над посадочной полосой на достаточно низкой скорости и высоте, чтобы наземные службы могли подтвердить выпуск шасси или его отсутствие. Однако в это же время отказал левый двигатель, и выбора у командира не осталось - времени на второй круг уже не было, и нужно было немедленно сажать самолет на одном правом двигателе и надеяться на то, что переднее шасси все же зафиксировалось.
К счастью, лампочка не загорелась из-за дефекта электропроводки. На самом деле шасси было благополучно выпущено и зафиксировано. В 13:58, то есть примерно через 10 минут после срыва крыши, шасси боинга коснулись взлетно-посадочной полосы №2 аэродрома острова Мауи, и он остановился с помощью тормозов и реверса работающего двигателя.
Благодаря слаженным действиям и мастерству экипажа никто из пассажиров не погиб. Правда, 65 из них получили ранения различной степени тяжести, но при столь ужасной катастрофе все могло быть гораздо хуже. Единственной жертвой этой аварии стала старший бортпроводник Кларабелль Лэнсинг, которая в момент срыва обшивки находилась посередине самолета, и ее выбросило за борт потоком воздуха.

Самолет устал

Расследованием причин аварии рейса AQ 243 занялся Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB). 14 апреля 1989 года он опубликовал отчет, согласно которому причинами аварии были признаны: коррозия металла; плохая эпоксидная связка частей фюзеляжа; усталость заклепок; повреждения металла фюзеляжа.
Один из участников расследования выдвинул теорию Liquid Hammer (в дословном переводе с английского «жидкий молоток», что соответствует русскоязычному техническому термину «гидравлический удар»). По его мнению, сначала открылся люк наверху, поток воздуха подхватил стоявшую под ним стюардессу, и ее тело заткнуло люк. И только уже после этого из-за скачка давления сорвалась крыша фюзеляжа. Но сам этот термин в данном случае принципиально неверен, потому что «гидроудар» случается исключительно в системах, заполненных жидкостью. А то, что произошло в салоне боинга, следовало бы назвать пневмоударом. А пневмоудар (то есть ударный скачок давления воздуха), который мог произойти из-за мгновенного закупоривания открывшегося на высоте свыше семи километров люка (или разрушившегося иллюминатора) телом стюардессы, действительно мог привести к разрушению большой части фюзеляжа, тем более корпуса, прочность которого была ослаблена старением или дефектами материала.

«На волосок от смерти»

Это невероятное приземление вызвало большой резонанс в американских СМИ. В 1990 году в США был снят художественный телефильм, основанный на этом происшествии, - «Жесткая посадка». Заметим, что авторы старались точно придерживаться фактов, не давая большой воли порывам своей художественной фантазии. В фильме были изменены только ливрея самолета (бело-голубая вместо бело-оранжевой) и название авиакомпании (Paradise Airlines).
Также происшествие с рейсом AQ 243 Aloha Airlines показано в третьем сезоне канадского документального телесериала «Расследования авиакатастроф» в серии «На волосок от смерти».
Этот случай был описан в американском телесериале «1000 способов умереть». Хотя он больше бы подошел для передачи «Единственный способ выжить», если бы она существовала.

    Как купить авиабилет, не выходя из дома?

    Укажите в нужных полях маршрут, дату поездки и число пассажиров. Система подберет варианты из предложений сотен авиакомпаний.

    Из списка рейсов выберите удобный для вас.

    Введите личные данные — они необходимы для оформления билетов. Туту.ру передает их только по защищенному каналу.

    Оплатите билеты банковской картой.

    Как выглядит электронный билет и где его получить?

    После оплаты на сайте, в базе данных авиакомпании появится новая запись — это и есть ваш электронный билет.

    Теперь вся информация о перелете будет храниться у авиакомпании-перевозчика.

    Современные авиабилеты не выпускаются в бумажной форме.

    Увидеть, распечатать и взять с собой в аэропорт можно не сам билет, а маршрутную квитанцию. В ней есть номер электронного билета и все сведения о вашем полете.

    Туту.ру высылает маршрутную квитанцию по электронной почте. Советуем распечатать ее и взять с собой в аэропорт.

    Она может пригодиться на паспортном контроле за границей, хотя для посадки в самолет вам понадобится только паспорт.

    Как вернуть электронный авиабилет?

    Правила возврата билетов определяет авиакомпания. Обычно чем дешевле билет, тем меньше денег вы сможете вернуть.

    Чтобы сдать билет, как можно быстрее свяжитесь с оператором.

    Для этого надо ответить на письмо, которое вы получите после заказа билетов на сайте Туту.ру.

    Укажите в теме сообщения «Возврат билетов» и кратко опишите свою ситуацию. С вами свяжутся наши специалисты.

    В письме, которое вы получите после заказа, будут контакты агентства-партнера, через которое оформлен билет. Вы можете связаться с ним напрямую.