Можно ли не сдавать самокат в багаж. Можно ли перевозить электросамокат в самолёте? Берём самокат на борт самолёта… с отдельным билетом
Разбираемся с новыми требованиями авиакомпаний.
В феврале текущего года Международная организация гражданской авиации (ICAO) утвердила новые правила, которые касаются провоза литий-ионных аккумуляторов в багажных отделениях гражданских самолетов и в рекомендательном порядке распространяются на 191 страну-участницу ICAO, включая Россию.
Давайте расставим все точки над «и», в этом нам помогут специалисты из Авиакасса.
Что такое литий-ионные аккумуляторы
Самый популярный тип батарей, который получил широкое распространение в последние годы. Такие аккумуляторы выступают источником энергии в большинстве современной электроники, от них питаются телефоны, ноутбуки, цифровые камеры и даже электромобили.
В твой iPhone, iPad, MacBook и даже Apple Watch тоже установлен литий-ионный аккумулятор.
Принцип работы таких батарей основан на химическом составе их компонентов. Большую популярность элементы получили благодаря высокой энергетической плотности, низкому саморазряду и неприхотливости в обслуживании.
Чего боятся авиакомпании
Нет дыма без огня, в истории гражданской авиации есть несколько печальных примеров, когда литий-ионные аккумуляторы приводили к возгоранию на борту самолетов.
В 2013 году такие инциденты были зафиксированы в США и Японии. На борту пассажирских самолетов произошли возгорания, которые были вызваны перегревшимися литий-ионными батареями. К счастью, обошлось без жертв. Ранее подобные происшествия случались и на борту грузовых самолетов.
Перегревшийся литий-ионный аккумулятор может спровоцировать взрыв и возгорание. Температура горения таких батарей составляет более 600 градусов Цельсия. Этого достаточно, чтобы расплавить алюминий, из которого сделан фюзеляж лайнеров.
Не стоит расслабляться
Каждый авиа-перевозчик имеет свои стандарты безопасности и нормы провоза багажа и ручной клади. Иногда ограничения распространяются на все рейсы, а иногда – на перелеты, которые осуществляются в определенных странах.
Лучше изучить правила каждого из перевозчиков сразу после покупки билетов.
Вот такие требования к перевозке литий-ионных аккумуляторов предъявляют ТОП-5 авиаперевозчиков России:
Аэрофлот
Чего касается: литий-ионные аккумуляторы с удельной мощностью до 100 Втч* (мобильные телефоны, камеры, часы, ноутбуки)
Можно провозить в ручной клади внутри техники и гаджетов. Внешние аккумуляторы разрешено брать не более 2 штук на человека. При этом они должны быть чем-то защищены, исключающим возможность короткого замыкания. В багаже провоз возможен только внутри оборудования.
Тип аккумулятора: литий-ионные аккумуляторы с удельной мощностью 100-160 Втч* (ноутбуки с увеличенной батареей, профессиональное аудио- и видео-оборудование, портативные приборы)
Могут быть пронесены с разрешения представителей авиакомпании внутри оборудования. Портативные и сменные аккумуляторы (не более двух на человека) должны быть упакованы так, чтобы предотвратить замыкание контактов. В багаже такие батареи можно провозить только внутри оборудования, при этом необходимо получить разрешение представителя авиакомпании.
Тип аккумулятора: литий-ионные аккумуляторы с удельной мощностью более 160 Втч* (промышленное оборудование, некоторые электрические и гибридные транспортные средства, мопеды)
Подлежат оформлению в качестве «опасного груза» с выполнением специальных требований перевозки.
S7 Airlines
Портативные электронные устройства (часы, камеры, телефоны, портативные компьютеры и т.д.), содержащие литий-ионные аккумуляторы, должны перевозиться в качестве ручной клади. Если такие устройства перевозятся в зарегистрированном багаже, должны быть приняты меры, предотвращающие самопроизвольное включение.
Портативные медицинские электронные устройства с аналогичными элементами питания должны перевозиться в качестве ручной клади.
Запасные батареи должны отдельно защищаться таким образом, чтобы исключалась возможность короткого замыкания, и перевозятся только в ручной клади.
ЮТэйр
На официальном сайте компании в разделе о разрешенном багаже не предусмотрены отдельные нормы и ограничения по провозу литий-ионных аккумуляторов.
Представители лишь упоминают о необходимости получения разрешения на провоз в багаже медицинского оборудования и средств передвижения, которые работают от аккумуляторных батарей.
Уральские авиалинии
Разрешается провозить в багаже и ручной клади потребительские электронные устройства с литий-ионными элементами или батареями, такие как часы, калькуляторы, фотокамеры, телефоны, ноутбуки и т.д. для личного пользования. Запасные батареи должны быть в отдельных упаковках, защищающих батареи от коротких замыканий, их следует перевозить только в ручной клади.
Запрещены к провозу малые передвижные устройства с литиевыми батареями, такие как электроскутеры, электросамокаты и т.д.
В ногу со временем
Сегодня все большую популярность набирают небольшие транспортные средства, работающие на литий-ионных аккумуляторах. Не стоит забывать, что ховерборды, скутеры и сигвеи тоже оборудованы литий-ионными батареями.
Подавляющее большинство авиакомпаний запрещает провоз таких устройств в качестве зарегистрированного багажа или ручной клади. Исключение могут составлять лишь средства передвижения для людей с ограниченными возможностями.
Некоторые перевозчики предлагают оформить такие устройства как «опасный груз» с выполнением надлежащих норм и правил транспортировки.
Будьте внимательны, чтобы модная игрушка из заграничной поездки не стала подарком для представителей авиакомпании.
Каждая авиакомпания выдвигает свои требования относительно того, что можно, а что под запретом провоза в самолете. Условия авиакомпании желательно уточнять перед покупкой билетов или непосредственно перед полетом. Существует и некий базовый список предметов, которые запрещены к провозу по Приказу Министерства Транспорта, как в багаже, так и в ручной клади. Что же в него входит?
Рассмотрим на примерах:
Оружие (ножи, электрошокеры, огнестрельное оружие и его муляжи);
Взрывчатые предметы и вещества (патроны, бенгальские огни);
Газы (например, зажигалки или аэрозоли);
Горючие жидкости (растворители, ацетон);
Горючие твердые вещества (спички), ;
Токсичные вещества и яды (мышьяк, ртуть, антифриз);
Едкие вещества (известь, перекись, кислота, смола);
Радиоактивные вещества и магниты.
Что запрещено провозить в салоне самолета?
Запрещены и некоторые другие вещества, которые могут представлять опасность для пассажиров или их багажа.
Малогабаритный транспорт личного пользования — скейтборды, сегвеи, детские и взрослые электросамокаты.
В случае, если рейс международный, к провозу также запрещены не срезанные растения и земля.
Также, для провоза в салоне авиалайнера есть список запрещенных предметов:
Колюще-режущие предметы (ножницы и ножи с длиной лезвий больше 6 см, спицы, иглы);
Надо помнить, что в случае присутствия в багаже пассажира запрещенных предметов, они будут изъяты сотрудниками. Если перевозимые предметы относятся к первому списку и не сопровождаются разрешением (например, огнестрельное оружие), то пассажир снимается с рейса для проведения расследования.
Что же разрешено провозить в салоне самолета?
Техника с мощностью батарей до 160 Втч (ноутбуки, фото- и видеотехника, мобильные и медицинские устройства);
Термометр без ртути;
Ртутные тонометр и манометр в заводском чехле;
Одна зажигалка;
Сухой лед до 2 кг на человека;
Перекись водорода до 100 мл;
Жидкости, аэрозоли и гели до 100 мл, упакованные в прозрачный пакет до 1 л. Если тара объемом больше 100 мл, хотя и объем жидкости укладывается в норму, к провозу она все равно запрещена;
Товары из “Duty free” упаковываются специальным образом с опознавательными знаками о месте покупки.
В багаже лайнера разрешено провозить
Режущие и колющие предметы хозяйственного назначения, помимо запрещенных;
Аэрозоли бытового назначения.
Не стоит забывать, что в индивидуальных случаях возможно получение разрешения на предметы, не приведенные в списке (например, инвалидные коляски мощностью более 160 Втч). Для этого необходимо обратиться к представителям компании-перевозчика заблаговременно.
Вот и стало тепло, а значит, пора открывать велосезон. И открывать его не обязательно в своем городе: многие авиакомпании позволяют взять двухколесного друга с собой в путешествие. Согласитесь, вкручивать на своем велике гораздо легче и приятнее, чем тратить время и силы на освоение систем городского хламопроката или платить бешеные деньги за прокат велов в отеле. Мы расскажем, во-первых, как провезти велосипед, во-вторых, как сделать это бесплатно.
Велосипед в любом случае сдается в негабаритный багаж. Самый простой способ перевозки велосипеда - это as is, в смысле, «как есть». Он удобен тем, что на велосипеде в этой ситуации можно доехать хоть до самого аэропорта. Правила большинства авиакомпаний требуют только, чтобы вы открутили педали, вывернули руль вдоль рамы и привязали переднее колесо. Этот способ подходит, если у вас велосипед достаточно простой - например, обычный дорожный синглспид, в котором нечему ломаться даже при падении с десятикилометровой высоты на землю. Хотя и такой велосипед лучше обмотать хотя бы пакетами для мусора и упаковочным скотчем снаружи, чтобы не поцарапать раму при погрузке.
Для простого велосипеда хватит и простого полиэтилена
Если велосипед со скоростями, то первый способ усложняется необходимостью снимать задний переключатель, причем вместе с «петухом» (кто не знает, это такая деталь для крепления переключателя к раме), в противном случае велика вероятность его поломки, и в пункте назначения вы поедете не кататься, а искать веломастерскую. Поэтому такую технику лучше перевозить в коробке. Да-да, коробке от велосипеда. Нет-нет, мы понимаем, что вы бережно хранили ее под кроватью все эти годы. Опытные велосипедисты просто идут в ближайший веломагазин и просят коробку, которую иначе все равно выбросят. После этого остается разобрать велосипед до «магазинного» состояния (снимаем педали, переднее колесо, переключатель, руль, иногда седло с подседельным штырем), сложить в коробку и думать, как вы будете грузить ее в такси - так что заказывайте универсал или минивен.
Велосипед в коробке выглядит примерно так
Как ехать с коробкой на общественном транспорте, науке не известно. Кроме того, есть еще один нюанс: если велосипед достаточно большой, то и коробка может превысить пресловутые 203 см по сумме трех измерений. И если к «просто велосипедам» нормы по габаритам не применяются, то к коробке с велосипедом внутри в некоторых аэропортах могут придраться - мол, это коробка, а что внутри - без разницы. Потеряете время и нервы в попытках доказать, что доплачивать за превышение габаритов в данном случае неправильно.
Прикинуть размеры коробки поможет эта таблица:
Еще один способ - это мягкий чехол для велосипеда. При его использовании нужно разобрать байк примерно до той же степени, что и при перевозке в коробке. Велосипед в чехле занимает гораздо меньше места, чем в коробке, упаковать его туда можно непосредственно в аэропорту, и не требуется искать коробку ни по пути туда, ни по возвращению обратно, так что вы будете более автономны. Чехлов выпускается великое множество под все модели и размеры велосипедов, они оснащаются ручками и часто колесиками по типу чемоданных, минус тут только один: если вы не очень часто летаете с велосипедом куда-либо, то ради одной-двух поездок покупать чехол, стоимость которого сопоставима со стоимостью не самого плохого байка - так себе идея. Дешевые же чехлы за пару тысяч рублей предназначены скорее для хранения велосипедов или перевозки их в электричке.
Хороший чехол для транспортировки велосипеда стоит, мягко говоря, недешево
И нельзя не упомянуть, хотя бы для общего развития, жесткие пластиковые кейсы. С такими обычно путешествуют профессиональные велогонщики, ибо вес и габариты этих кейсов - верный путь к доплате за сверхнормативный багаж. Но зато дорогая карбоновая рама не треснет, а тормозные диски не погнутся.
Хардкорный велосипедист собирается в полет
Теперь перейдем к организационным вопросам. Благодаря Aviasales нам удалось узнать, что в мире не так много авиакомпаний, которые позволяют бесплатно провезти велосипед. Вот эти ребята: (возможно, список неполный - добавляйте в комментариях)
Авиакомпания | Код IATA | Условия перевозки велосипеда |
British airways | BA | |
Delta | DL | Бесплатно в пределах норм веса одной единицы багажа |
Air Canada | AC | Бесплатно в пределах норм веса одной единицы багажа, по предварительному согласованию с перевозчиком |
Czech Airlines | OK | Бесплатно в пределах норм веса одной единицы багажа |
Уральские авиалинии | U6 | |
Ютейр | UT | Бесплатно в пределах норм веса одной единицы багажа (кроме тарифов без багажа) |
S7 Airlines | S7 | Бесплатно в пределах норм веса одной единицы багажа, «Эконом базовый» - 2000 рублей на прямой рейс, 4000 - трансфер |
Аэрофлот | SU | Бесплатно в пределах норм веса одной единицы багажа |
Emirates | EK | Бесплатно в пределах норм веса одной единицы багажа |
Iberia | IB | Бесплатно в пределах норм веса одной единицы багажа |
Frontier Airlines | F9 | Бесплатно для билетов «Classic» или «Classic Plus» |
WestJet | WS | Бесплатно в пределах норм веса одной единицы багажа |
Singapore Airlines | SQ | Принимаются к перевозке, как зарегистрированный багаж, по предварительному согласованию с перевозчиком |
Thai Airways | TG | Бесплатно в пределах норм веса одной единицы багажа |
Alaska Air | AS | Бесплатно, если велосипед упакован в специальную сумку |
«Бесплатно в пределах норм веса одной единицы багажа» означает, что велосипед считается одним местом багажа. То есть, в большинстве случаев, когда место багажа по тарифу включено одно, придется выбирать: или чемодан с вещами, или велосипед - и, соответственно, складывать все в ручную кладь. Другое дело, если вы часто летающий пассажир. Даже серебряная карта в большинстве авиакомпаний дает возможность перевезти одно место багажа дополнительно - им и может стать велосипед. Кроме того, не забывайте про специальные тарифы: например, возвратный «эконом» у многих авиакомпаний включает два места багажа, а у азиатских перевозчиков нормы багажа настолько щедры, что два места дают всем.
Не стоит, впрочем, хитрить и навешивать на велосипед все, что не поместилось в ваш чемодан и ручную кладь: шлемы и прочую экипировку, как правило, попросят везти отдельно от байка. И помните про ограничение веса: все вместе не должно быть тяжелее (чаще всего 23 кг).
А еще правила для велосипедов касаются и более скромной техники - например, беговелов, самокатов (речь не про электросамокаты, а обычные) и т.п. Более того, их в ряде случаев разрешают даже взять в салон в дополнение к ручной клади, однако рассчитывать на это не стоит: тут, скорее, все зависит от конкретного человека в аэропорту. Всегда рассчитывайте, что самокат придется сдавать в багаж. Кстати, многие самокаты в сложенном виде отлично помещаются в полноразмерные чемоданы: достаточно открутить рулевую колонку, и ваш хипстороллер войдет внутрь по диагонали.
Самый простой способ перевезти велосипед на самолете