Специальность высшего образования: 25.05.05 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения
Специализация: Организация использования воздушного пространства
Получаемая квалификация: инженер
Форма обучения: очная и заочная

Цель обучения: подготовка высококвалифицированных специалистов, контролирующих и обеспечивающих безопасное и упорядоченное движение самолетов на земле и в воздухе, а также оказывающих необходимую помощь летным экипажам.

Основным заказчиком диспетчеров является ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» , структурные подразделения которой осуществляют организацию воздушного движения по всей территории России. Для подготовки специалистов Госкорпорация организует целевой набор курсантов во многих регионах России, что дает возможность поступить в институт на льготных условиях, выплачивает курсантам-целевикам дополнительную стипендию, обеспечивает их преддипломную практику и трудоустройство.

Авиадиспетчеры – это специалисты, контролирующие и обеспечивающие безопасное и упорядоченное движение самолетов на земле и в воздухе для того, чтобы предотвращать их столкновение, а в особых ситуациях, случающихся в полете, оказывать экипажу воздушного судна необходимую помощь. Контроль над движением самолета осуществляется c момента запуска двигателя, перед взлётом на аэродроме вылета, до заруливания на стоянку после посадки на аэродроме назначения.

Диспетчер УВД осуществляет «проводку» самолета по заданному маршруту на аэродроме и далее по своей зоне ответственности в части воздушного пространства, называемой сектором, а потом передает управление ими, словно эстафетную палочку, диспетчерам других зон. Для успешного выполнения этой функции авиадиспетчер использует знания авиационных правил, летно-технических характеристик воздушных судов, воздушной навигации, авиационной метеорологии, английского языка и т. д.

В наши дни работа диспетчера УВД считается одной из самых интеллектуальных, ответственных и интересных.

У курсантов имеется возможность обучения на военной кафедре, после окончания которой им присваивается воинское звание «лейтенант».

По окончании института выпускники поступают на работу в центры ОВД (организация воздушного движения) - структурные подразделения основного работодателя - ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ", где они приступают к стажировке для работы в качестве диспетчера определенного диспетчерского пункта. После окончания стажировки (в среднем, через 3-4 месяца) они получают допуск к самостоятельно работе. Через 5-8 лет, набравшись практического опыта работы в различных условиях, диспетчеры, при условии соответствия определенным критериям, получают 2 или 1 класс квалификации, допуски к работе инструкторами, страшими диспетчерами, руководителями полетов.

Структура воздушного пространства

7. Воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, делится на нижнее и верхнее воздушное пространство.

Границей нижнего и верхнего воздушного пространства является эшелон 8100 м, который относится к верхнему воздушному пространству.

8. Структура воздушного пространства включает в себя следующие элементы:

а) зоны и районы (зоны и районы Единой системы, районы полетной информации, диспетчерские районы, диспетчерские зоны);

б) маршруты обслуживания воздушного движения;

в) районы аэродромов (аэроузлов, вертодромов);

г) специальные зоны (зоны отработки техники пилотирования, пилотажные зоны, зоны испытательных полетов, зоны полетов воздушных судов на малых и предельно малых высотах, зоны полетов воздушных судов на скоростях, превышающих скорость звука, полетов воздушных судов на дозаправку топливом в воздухе, полетов воздушных судов с переменным профилем и т.д.);

д) маршруты полетов воздушных судов;

е) запретные зоны;

ж) опасные зоны;

з) зоны ограничения полетов;

и) другие элементы, устанавливаемые для осуществления деятельности в воздушном пространстве.

9. Границы элементов структуры воздушного пространства устанавливаются по географическим координатам и высотам. Границы и условия использования элементов структуры воздушного пространства публикуются в документах аэронавигационной информации.

Классификация воздушного пространства

10. Воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, классифицируется следующим образом:

а) класс A - разрешаются полеты, выполняемые только по правилам полетов по приборам. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием и эшелонируются. Ограничения по скорости не применяются. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязательно. Все полеты выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Федеральных правил;

б) класс С - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, эшелонируются относительно других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам визуальных полетов, эшелонируются относительно воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам, и получают информацию о движении в отношении других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов. Ограничения по скорости не применяются. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязательно. Все полеты выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Федеральных правил;

в) класс G - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Эшелонирование воздушных судов не производится. Все полеты по запросу обеспечиваются полетно-информационным обслуживанием. Для всех полетов на высотах ниже 3000 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, обязаны иметь постоянную двухстороннюю радиосвязь с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами). При полетах воздушных судов по правилам визуальных полетов наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) не требуется. При выполнении всех полетов воздушных судов наличие разрешения на использование воздушного пространства не требуется.

Установление и использование структуры воздушного пространства

11. Границы зон (районов) Единой системы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.

Организация использования воздушного пространства в зонах (районах) Единой системы осуществляется органами Единой системы.

12. Районом полетной информации является воздушное пространство в границах зоны (района) Единой системы, в пределах которого обеспечиваются полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение.

13. Диспетчерским районом является контролируемое воздушное пространство выше 200 м от земной или водной поверхности в пределах района полетной информации.

В границах диспетчерского района может устанавливаться узловой диспетчерский район.

14. Диспетчерской зоной является контролируемое воздушное пространство в пределах района полетной информации, от земной или водной поверхности до высоты нижней границы диспетчерского района или высоты второго эшелона включительно, как правило, в радиусе не менее 10 км от контрольной точки аэродрома.

Диспетчерская зона может устанавливаться над 2 и более близко расположенными аэродромами.

15. Маршрут обслуживания воздушного движения в соответствующих случаях обозначает воздушную трассу, маршрут зональной навигации, местную воздушную линию.

16. Ширина воздушной трассы устанавливается:

10 км (по 5 км в обе стороны от оси воздушной трассы) - при использовании системы наблюдения обслуживания воздушного движения;

20 км (по 10 км в обе стороны от оси воздушной трассы) - без использования системы наблюдения обслуживания воздушного движения.

Расстояние между границами параллельных воздушных трасс в горизонтальной плоскости при использовании системы наблюдения обслуживания воздушного движения должно быть не менее 20 км, а без использования системы наблюдения обслуживания воздушного движения - не менее 40 км.

Обеспечение оборудования воздушных трасс необходимыми средствами навигации осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта.

17. Маршрут зональной навигации устанавливается в соответствии с типом требуемых навигационных характеристик, который может быть обеспечен при полете по такому маршруту.

Типы требуемых навигационных характеристик для маршрутов зональной навигации утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.

Полеты по маршрутам зональной навигации осуществляют воздушные суда, оборудованные для выполнения полетов методом зональной навигации по любой желаемой траектории в пределах зоны действия навигационных средств, основанных на опорных станциях (в том числе спутниковых), или в пределах, определяемых возможностями автономных бортовых навигационных средств, либо посредством комбинации указанных средств.

18. Местные воздушные линии открываются для полетов на высоте ниже эшелона перехода. Ширина местной воздушной линии должна быть не более 4 км.

Воздушное пространство, выделенное для местной воздушной линии, классифицируется как воздушное пространство класса С.

В период, когда на местных воздушных линиях обслуживание воздушного движения органом обслуживания воздушного движения (управление полетами) не предоставляется, воздушное пространство местной воздушной линии классифицируется как воздушное пространство класса G.

19. Маршруты обслуживания воздушного движения утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.

Организацию разработки и издания сборника маршрутов обслуживания воздушного движения Российской Федерации и поправок к нему осуществляет Федеральное агентство воздушного транспорта.

20. Использование воздушного пространства воздушными судами иностранных государств вне маршрутов обслуживания воздушного движения, открытых для международных полетов, запрещается, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

21. Для организации выполнения аэродромных полетов устанавливаются районы аэродромов (вертодромов).

22. При определении границ районов аэродромов (вертодромов) должны учитываться схемы вылета и захода на посадку, ухода на второй круг, полета в зоне ожидания, а также стандартные маршруты вылета и прилета, маршруты входа (выхода) на воздушные трассы, местные воздушные линии и специальные зоны.

Схемы вылета и захода на посадку, ухода на второй круг должны исключать, а при невозможности исключения - максимально ограничивать пролет воздушных судов над населенными пунктами, опасными производственными объектами.

Границы районов аэродромов (аэроузлов, вертодромов) утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.

23. Организация выполнения полетов и порядок использования воздушного пространства в районе контролируемого аэродрома (вертодрома) определяются инструкцией по производству полетов в районе аэродрома (вертодрома) и аэронавигационным паспортом аэродрома (вертодрома).

Аэронавигационная информация, содержащаяся в инструкции по производству полетов в районе аэродрома (вертодрома) или аэронавигационном паспорте аэродрома (вертодрома), публикуется в документах аэронавигационной информации. Экипажи воздушных судов руководствуются сведениями, опубликованными в документах аэронавигационной информации.

На аэродроме устанавливается полоса воздушных подходов (воздушное пространство в установленных границах), примыкающая к торцу взлетно-посадочной полосы и расположенная в направлении ее оси, в которой воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку. Границы полос воздушных подходов устанавливаются в порядке, определенном Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации соответственно для гражданской, государственной и экспериментальной авиации.

24. Районы аэродромов, которые имеют общие границы, а также организация выполнения полетов с которых требует согласования и координирования, могут объединяться в аэроузлы.

Границы районов аэроузлов устанавливаются по внешним границам районов аэродромов, входящих в аэроузел.

Организация выполнения полетов в районе аэроузла определяется инструкцией по производству полетов в районе аэроузла.

25. Организация выполнения полетов с посадочных площадок определяется аэронавигационным паспортом посадочной площадки. Для посадочных площадок район не устанавливается, за исключением случаев, предусматривающих необходимость организации структуры воздушного пространства с учетом потребностей пользователей воздушного пространства, в интересах которых установлена такая посадочная площадка.

Посадочным площадкам, устанавливаемым на срок менее 30 суток в году, аэронавигационный паспорт не требуется.

26. Инструкции по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла, вертодрома), аэронавигационный паспорт аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) разрабатываются старшим авиационным начальником аэродрома (аэроузла, вертодрома, посадочной площадки) и регистрируются соответствующим территориальным органом Федерального агентства воздушного транспорта.

Порядок регистрации инструкций по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла, вертодрома) или аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) определяется Министерством транспорта Российской Федерации.

27. Типовые инструкции по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла, вертодрома), а также типовая схема аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.

28. В контролируемом воздушном пространстве для выполнения полетов вне маршрутов обслуживания воздушного движения полеты воздушных судов выполняются по маршрутам. Ширина маршрута соответствует:

а) ниже эшелона перехода:

при скорости полета не более 300 км/ч - 4 км;

при скорости полета более 300 км/ч - 10 км;

б) от эшелона перехода включительно и выше:

в районах, обеспеченных системой наблюдения обслуживания воздушного движения, - 10 км;

в районах, не обеспеченных системой наблюдения обслуживания воздушного движения, - 20 км.

29. Запретные зоны устанавливаются в воздушном пространстве Российской Федерации для защиты важных государственных объектов, ключевых промышленных комплексов (атомных электростанций, ядерно-радиационных объектов, химически опасных объектов, а также других особо важных объектов с точки зрения национальной безопасности страны) от вредных воздействий и разрушений, возникающих в результате возможных происшествий в воздушном пространстве.

30. Опасные зоны устанавливаются над открытым морем в интересах следующих видов деятельности:

а) обеспечение запуска и посадки космических объектов;

б) проведение поисково-спасательных работ;

в) выполнение ракетно-артиллерийских стрельб на полигонах боевой подготовки Военно-Морского Флота;

г) выполнение полетов на испытания, исследования авиационной и ракетной техники, на установление рекордов;

д) проведение учений, показов новой военно-морской техники;

е) обеспечение пусков и падения ракет, падения их отделяющихся частей.

31. Опасные зоны устанавливаются в воздушном пространстве Российской Федерации в районах лесных пожаров и вулканической деятельности, промышленных районах с постоянной повышенной задымленностью.

32. Опасные зоны устанавливаются как для использования на определенный период времени (временные опасные зоны), так и для обеспечения деятельности, осуществляемой на постоянной основе (постоянные опасные зоны).

Временная опасная зона устанавливается главным центром Единой системы и доводится посредством извещения NOTAM. Для установления временной опасной зоны пользователи воздушного пространства, в интересах которых устанавливается временная опасная зона, не позднее чем за 5 суток до ввода в действие временной опасной зоны представляют в главный центр Единой системы запрос на установление временной опасной зоны с указанием ее границ и характера осуществляемой деятельности.

33. Зоны ограничения полетов устанавливаются в воздушном пространстве Российской Федерации над объектами (в районах), где полеты воздушных судов необходимо ограничивать по времени или по условиям их выполнения.

34. Зоны ограничения полетов устанавливаются в интересах следующих видов деятельности:

а) проведение на полигонах стрельб, пусков ракет, бомбометаний, десантирования;

б) проведение противоградовых стрельб;

в) проведение работ с боеприпасами на объектах их хранения;

г) осуществление научных исследований в атмосфере;

д) проведение взрывных работ;

е) выполнение полетов в специальных зонах вне районов аэродромов (вертодромов).

35. Зоны ограничения полетов могут устанавливаться над государственными природными заповедниками, национальными парками, памятниками истории и культуры, а также над охраняемыми объектами.

36. Если деятельность, в интересах которой установлена зона ограничений полетов, не носит постоянного характера, действие зоны ограничения полетов ограничивается временным периодом.

На период, когда деятельность, в интересах которой установлена зона ограничений полетов, не производится, полеты воздушных судов в воздушном пространстве указанной зоны выполняются без ограничений.

Сведения о деятельности в зонах ограничения полетов, ограниченных временным периодом, доводятся посредством извещения NOTAM на основании планов использования воздушного пространства (графиков работы) или публикуются в документах аэронавигационной информации.

37. В случае возникновения опасности непреднамеренного влета воздушных судов в зону ограничения полетов, а также в случаях, предусмотренных подпунктами »б» - »г» пункта 39 настоящих Федеральных правил, деятельность по использованию воздушного пространства в указанных зонах должна быть ограничена или прекращена.

38. Запретные зоны, зоны ограничения полетов и постоянные опасные зоны устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации по представлению лиц, заинтересованных в установлении таких зон.

39. Использование воздушного пространства в запретных зонах, а также в зонах ограничения полетов, деятельность в которых осуществляется на постоянной основе, запрещается, за исключением:

а) использования воздушного пространства лицами, в интересах которых установлены такие зоны;

б) выполнения полетов на перехват воздушных судов-нарушителей, а также выполнения других оперативных заданий в интересах государства;

в) выполнения полетов в целях проведения поисково-спасательных работ и работ по оказанию помощи при чрезвычайных ситуациях;

г) выполнения полетов воздушных судов, осуществляемых в соответствии со специальными международными договорами.

40. При необходимости использования воздушного пространства в запретных зонах и зонах ограничения полетов в случаях, не предусмотренных пунктом 39 настоящих Федеральных правил, пользователи воздушного пространства обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны. Почтовые адреса и телефоны указанных лиц предоставляются пользователям воздушного пространства территориальными органами Федерального агентства воздушного транспорта.

41. Специальные зоны, установленные маршруты набора высоты, снижения и захода на посадку должны быть удалены друг от друга и от границ маршрутов обслуживания воздушного движения в горизонтальной плоскости при использовании систем наблюдения обслуживания воздушного движения на расстояние не менее 10 км, а без использования систем наблюдения - не менее 20 км.

В районах аэродромов (аэроузлов) с ограниченным воздушным пространством указанные значения могут быть сокращены в 2 раза. В этих случаях специальные зоны, установленные маршруты набора высоты, снижения и захода на посадку должны быть удалены друг от друга и от границ воздушных трасс, маршрутов зональной навигации и местных воздушных линий в вертикальной плоскости на расстояние не менее 300 м.

42. В случае отсутствия интервалов между границами районов аэродромов выполнение одновременных полетов при использовании системы наблюдения обслуживания воздушного движения возможно при условии удаления схем взлета и захода на посадку, маршрутов полета, специальных зон на расстояние не ближе 5 км от границы района аэродрома, а без использования системы наблюдения одновременные полеты в районах аэродромов запрещаются или устанавливаются интервалы между границами указанных элементов структуры воздушного пространства в вертикальной плоскости, составляющие 600 м.

43. Над территорией Российской Федерации вдоль ее государственной границы устанавливается приграничная полоса - воздушное пространство, примыкающее к государственной границе Российской Федерации, шириной 25 км с особым режимом его использования.

Приграничная полоса вдоль государственной границы Российской Федерации в Северном Ледовитом океане не устанавливается.

44. Запрещаются полеты в приграничной полосе без представления плана полета воздушного судна, разрешения на использование воздушного пространства и без радиосвязи экипажа воздушного судна с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами).

45. При использовании воздушного пространства приграничной полосы вынужденные отклонения от маршрута обслуживания воздушного движения и маршрута полета производятся, как правило, в сторону территории Российской Федерации от государственной границы Российской Федерации.

46. Использование воздушного пространства приграничной полосы при выполнении авиационных работ осуществляется при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения территориального органа Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

47. В целях предотвращения непреднамеренного нарушения государственной границы Российской Федерации аэродромы (вертодромы), пункты управления беспилотным летательным аппаратом, находящиеся в приграничной полосе, должны иметь систему наблюдения обслуживания воздушного движения, позволяющую осуществлять контроль за полетами воздушных судов.

48. Полеты воздушных судов над населенными пунктами в целях осуществления мероприятий по спасанию жизни и охране здоровья людей, пресечения и раскрытия преступлений могут выполняться на высоте, обеспечивающей реализацию указанных мероприятий, с возложением ответственности за обеспечение безопасности выполнения полетов на уполномоченное лицо, организующее такие полеты.

49. Авиационные работы, парашютные прыжки, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

50. Использование воздушного пространства при полетах воздушных судов на сверхзвуковых скоростях разрешается только в специальных зонах или на высоте более 11000 м.

51. Использование воздушного пространства при выполнении полетов с палубы военного корабля или невоенного судна в воздушном пространстве классов А и С над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства.

52. Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов А, С и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства.

Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотным летательным аппаратом.

53. Использование воздушного пространства аэростатами и дирижаблями в воздушном пространстве классов А и С осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства.

54. Использование воздушного пространства при запусках ракет-зондов, радиозондов, шаров-пилотов и подобных материальных объектов (далее - шары-зонды), осуществляемых в единые международные сроки с целью получения метеорологических данных о состоянии атмосферы, производится в соответствии с расписаниями (выписками из годовых планов).

Расписания (выписки из годовых планов) представляются территориальными органами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в зональные центры Единой системы и штабы командований Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны ежегодно, до 15 декабря. Об изменении расписания запусков шаров-зондов сообщается не позднее чем за 15 суток.

Разовые запуски шаров-зондов производятся на основании планов использования воздушного пространства и разрешений на использование воздушного пространства.

Размещение стационарных пунктов запуска шаров-зондов, а также место запуска шаров-зондов с подвижных пунктов согласовываются с Федеральным агентством воздушного транспорта.

55. В воздушном пространстве Российской Федерации, в районах локальных вооруженных конфликтов и контртеррористических операций устанавливается особый режим использования воздушного пространства.

Особый режим использования воздушного пространства устанавливается Федеральным агентством воздушного транспорта по представлению Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

56. Использование воздушного пространства при проведении салютов и фейерверков высотой более 50 м осуществляется с разрешения центров Единой системы. Производство салютов и фейерверков в границах проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность запрещается.

57. Запуск и посадка космических объектов, в том числе иностранных, на территории Российской Федерации производятся в пределах границ полигонов, утвержденных Правительством Российской Федерации.

В случае аварийной ситуации и других непредвиденных обстоятельств при осуществлении космической деятельности посадка космических объектов может производиться вне границ полигонов.

Федеральное космическое агентство и Министерство обороны Российской Федерации уведомляют Федеральное агентство воздушного транспорта, заинтересованные органы государственной власти и органы местного самоуправления о районе и времени посадки космических объектов.

58. Для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.

Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации.

В пределах приаэродромной территории запрещается проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома.

59. Запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении не менее 30 км, а вне полос воздушных подходов - не менее 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов отходов, строительство животноводческих ферм, скотобоен и других объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц.

60. В пределах границ района аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) запрещается строительство без согласования старшего авиационного начальника аэродрома (вертодрома, посадочной площадки):

а) объектов высотой 50 м и более относительно уровня аэродрома (вертодрома);

б) линий связи и электропередачи, а также других источников радио- и электромагнитных излучений, которые могут создавать помехи для работы радиотехнических средств;

в) взрывоопасных объектов;

г) факельных устройств для аварийного сжигания сбрасываемых газов высотой 50 м и более (с учетом возможной высоты выброса пламени);

д) промышленных и иных предприятий и сооружений, деятельность которых может привести к ухудшению видимости в районе аэродрома (вертодрома).

61. Строительство и размещение объектов вне района аэродрома (вертодрома), если их истинная высота превышает 50 м, согласовываются с территориальным органом Федерального агентства воздушного транспорта.

62. Взаимодействие органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при организации использования воздушного пространства осуществляется по каналам связи, которые организуются:

а) между органами Единой системы - Федеральным агентством воздушного транспорта;

б) между органами Единой системы и органами противовоздушной обороны - Министерством обороны Российской Федерации;

в) между органами Единой системы и пользователями воздушного пространства - соответствующими пользователями воздушного пространства.

63. Отключение каналов связи между органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) запрещается.

Установление классификации воздушного пространства

64. В воздушном пространстве над территорией Российской Федерации устанавливаются:

а) класс A - в верхнем воздушном пространстве, где предоставляется диспетчерское обслуживание воздушного движения или осуществляется управление полетами воздушных судов;

б) класс С - в нижнем воздушном пространстве, где предоставляется диспетчерское обслуживание воздушного движения или осуществляется управление полетами воздушных судов;

в) класс G - в воздушном пространстве, где не устанавливаются классы А и С.

65. В воздушном пространстве за пределами территории Российской Федерации, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, устанавливаются:

а) класс A - в воздушном пространстве, выделенном для воздушных трасс и маршрутов зональной навигации;

б) класс G - в воздушном пространстве, где не устанавливается класс А и предоставляются полетно-информационное обслуживание воздушного движения и аварийное оповещение.

66. Классы не устанавливаются в запретных зонах и зонах ограничений полетов.

67. Границы классов А, С и G устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации.

Сведения о классификации воздушного пространства публикуются в документах аэронавигационной информации.

Эшелонирование

68. В воздушном пространстве устанавливаются минимальные интервалы вертикального эшелонирования:

а) 300 м - от эшелона 900 м до эшелона 8100 м;

б) 500 м - от эшелона 8100 м до эшелона 12100 м;

в) 1000 м - выше эшелона 12100 м.

69. Вертикальное эшелонирование в воздушном пространстве осуществляется по полукруговой системе:

а) в направлении от истинного меридиана от 0 до 179 градусов (включительно) устанавливаются эшелоны 900 м, 1500 м, 2100 м, 2700 м, 3300 м, 3900 м, 4500 м, 5100 м, 5700 м, 6300 м, 6900 м, 7500 м, 8100 м, 9100 м, 10100 м, 11100 м, 12100 м, 14100 м и т.д.;

б) в направлении от истинного меридиана от 180 до 359 градусов (включительно) устанавливаются эшелоны 1200 м, 1800 м, 2400 м, 3000 м, 3600 м, 4200 м, 4800 м, 5400 м, 6000 м, 6600 м, 7200 м, 7800 м, 8600 м, 9600 м, 10600 м, 11600 м, 13100 м, 15100 м и т.д.

70. В районе контролируемого аэродрома, в зоне аэродромного диспетчерского обслуживания, в зоне диспетчерского обслуживания подхода и в зонах ожидания вертикальное эшелонирование устанавливается независимо от направления полета воздушного судна.

71. Минимальный интервал вертикального эшелонирования между воздушными судами, выполняющими полет на сверхзвуковой скорости, а также между воздушными судами, выполняющими полет на сверхзвуковой и дозвуковой скорости, должен быть 1000 м.

72. Минимальные вертикальные интервалы между воздушными судами, выполняющими полеты ниже эшелона перехода, устанавливаются:

а) 150 м - при полетах по правилам визуального полета со скоростью полета 300 км/ч и менее;

б) 300 м - при полетах по правилам визуального полета со скоростью полета более 300 км/ч;

в) 300 м - при полетах по правилам визуального полета со скоростью полета воздушного судна 300 км/ч и менее относительно воздушного судна со скоростью полета более 300 км/ч.

73. Минимальный интервал между эшелоном перехода и высотой перехода должен быть не менее 300 м.

74. В районе контролируемого аэродрома, ниже эшелона перехода, вертикальный интервал должен быть не менее 150 м при продольном интервале не менее 5 км - для воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуального полета и правилам полета по приборам со скоростью полета 300 км/ч и менее.

75. В воздушном пространстве устанавливаются минимальные интервалы продольного эшелонирования.

76. Минимальные интервалы продольного эшелонирования при полетах воздушных судов по правилам полета по приборам с использованием системы наблюдения обслуживания воздушного движения устанавливаются:

а) между воздушными судами, следующими в попутном направлении на одном эшелоне (высоте):

при районном диспетчерском обслуживании - не менее 30 км, а при использовании автоматизированных систем управления воздушным движением, или комплекса средств автоматизации, или радиовещательного автоматического зависимого наблюдения - не менее 20 км;

при диспетчерском обслуживании подхода - не менее 20 км, а при использовании автоматизированных систем управления воздушным движением, или комплекса средств автоматизации, или радиовещательного автоматического зависимого наблюдения - не менее 10 км;

при аэродромном диспетчерском обслуживании - не менее 5 км, а при следовании за воздушным судном массой 136 тонн и более - не менее 10 км;

б) между воздушными судами, следующими по пересекающимся маршрутам (при углах пересечения от 45° до 135° и от 225° до 315°на одном эшелоне (высоте), а также при пересечении эшелона (высоты), занятого другим воздушным судном:

при районном диспетчерском обслуживании - не менее 40 км, а при использовании автоматизированных систем управления воздушным движением, или комплекса средств автоматизации, или радиовещательного автоматического зависимого наблюдения - не менее 25 км;

при диспетчерском обслуживании подхода - не менее 30 км, а при использовании автоматизированных систем управления воздушным движением, или комплекса средств автоматизации, или радиовещательного автоматического зависимого наблюдения - не менее 20 км;

при аэродромном диспетчерском обслуживании - не менее 20 км, а при использовании автоматизированных систем управления воздушным движением, или комплекса средств автоматизации, или радиовещательного автоматического зависимого наблюдения - не менее 10 км;

в) между воздушными судами при пересечении эшелона (высоты), занятого встречным воздушным судном в момент пересечения:

при районном диспетчерском обслуживании - не менее 30 км с соблюдением бокового интервала не менее 10 км, а при использовании автоматизированных систем управления воздушным движением, или комплекса средств автоматизации, или радиовещательного автоматического зависимого наблюдения - не менее 30 км при условии обеспечения установленных интервалов вертикального эшелонирования к моменту расхождения воздушных судов;

на маршрутах полетов воздушных судов государственной авиации - не менее 30 км при вертикальной скорости набора высоты (снижении) 10 м/с и более;

на маршрутах полетов воздушных судов государственной авиации - не менее 60 км при вертикальной скорости набора высоты (снижении) до 10 м/с;

при диспетчерском обслуживании подхода - не менее 30 км, а при использовании автоматизированных систем управления воздушным движением, или комплекса средств автоматизации, или радиовещательного автоматического зависимого наблюдения - не менее 20 км при условии обеспечения установленных интервалов вертикального эшелонирования к моменту расхождения воздушных судов;

при аэродромном диспетчерском обслуживании - не менее 20 км, а при использовании автоматизированных систем управления воздушным движением, или комплекса средств автоматизации, или радиовещательного автоматического зависимого наблюдения - не менее 15 км при условии обеспечения установленных интервалов вертикального эшелонирования к моменту расхождения воздушных судов;

г) между воздушными судами при пересечении эшелона (высоты), занятого воздушным судном, следующим в попутном направлении, в момент пересечения - не менее 20 км, а при использовании автоматизированных систем управления воздушным движением, или комплекса средств автоматизации, или радиовещательного автоматического зависимого наблюдения - не менее 10 км.

77. Минимальные временные интервалы продольного эшелонирования при полетах воздушных судов по правилам полетов по приборам без использования системы наблюдения обслуживания воздушного движения устанавливаются:

а) между воздушными судами, следующими на одном эшелоне (высоте) в попутном направлении:

при районном диспетчерском обслуживании и (или) диспетчерском обслуживании подхода - 10 мин.;

при аэродромном диспетчерском обслуживании при выполнении маневра захода на посадку - 3 мин.;

б) при пересечении попутного эшелона (высоты), занятого другим воздушным судном, - 10 мин. в момент пересечения;

в) при пересечении встречного эшелона (высоты), занятого другим воздушным судном, - 20 мин. в момент пересечения;

г) между воздушными судами, следующими по пересекающимся маршрутам (при углах пересечения от 45° до 135° и от 225° до 315°) на одном эшелоне (высоте), - 15 мин. в момент пересечения.

78. Минимальные интервалы продольного эшелонирования при полетах воздушных судов по правилам визуальных полетов устанавливаются:

а) между воздушными судами, следующими по одному маршруту на одном эшелоне (высоте), - 2 км;

б) в момент пересечения эшелона (высоты) полета, занятого другим воздушным судном, а также пересечения маршрута полета на одном эшелоне (высоте):

2 км - для воздушных судов со скоростью полета 300 км/ч и менее;

5 км - для воздушных судов со скоростью полета более 300 км/ч.

79. В воздушном пространстве устанавливаются минимальные интервалы бокового эшелонирования.

80. Минимальные интервалы бокового эшелонирования при полетах воздушных судов по правилам полетов по приборам с использованием системы наблюдения обслуживания воздушного движения устанавливаются:

а) при пересечении эшелона (высоты), занятого воздушным судном, следующим в попутном направлении:

при районном диспетчерском обслуживании - не менее 10 км в момент пересечения;

при диспетчерском обслуживании подхода - не менее 10 км в момент пересечения, а при использовании автоматизированных систем управления воздушным движением, или комплекса средств автоматизации, или радиовещательного автоматического зависимого наблюдения - не менее 6 км в момент пересечения;

при аэродромном диспетчерском обслуживании - не менее 10 км, а при использовании автоматизированных систем управления воздушным движением, или комплекса средств автоматизации, или радиовещательного автоматического зависимого наблюдения - не менее 5 км;

б) при пересечении эшелона (высоты), занятого воздушным судном, следующим во встречном направлении:

при районном диспетчерском обслуживании - не менее 10 км с соблюдением продольного интервала не менее 30 км, а при использовании автоматизированных систем управления воздушным движением, или комплекса средств автоматизации, или радиовещательного автоматического зависимого наблюдения - не менее 10 км в момент пересечения;

при диспетчерском обслуживании подхода и (или) при аэродромном диспетчерском обслуживании - не менее 10 км в момент пересечения.

81. Боковое эшелонирование при выполнении полетов по правилам полетов по приборам без использования системы наблюдения обслуживания воздушного движения запрещается.

82. Минимальные интервалы бокового эшелонирования при полетах воздушных судов по правилам визуальных полетов устанавливаются:

а) при обгоне впереди летящего воздушного судна на одной высоте - не менее 500 м;

б) при полете воздушных судов на встречных курсах - не менее 2 км.

83. Дистанции и интервалы между воздушными судами при выполнении групповых полетов устанавливаются актами Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации соответственно для гражданской, государственной и экспериментальной авиации.

84. Эшелонирование групп воздушных судов относительно одиночных воздушных судов (групп воздушных судов) осуществляется в соответствии с нормами вертикального, продольного и бокового эшелонирования.

Правила пересечения государственной границы

Российской Федерации

85. Пересечение государственной границы Российской Федерации воздушными судами при выполнении международных полетов осуществляется по воздушным коридорам пролета государственной границы Российской Федерации.

Пересечение государственной границы Российской Федерации воздушными судами при выполнении международных полетов вне воздушных коридоров, за исключением случаев, указанных в пункте 96 настоящих Федеральных правил, допускается только по разрешению Правительства Российской Федерации.

При выполнении международных полетов по маршрутам обслуживания воздушного движения, открытым для международных полетов, воздушным коридором пролета государственной границы Российской Федерации является часть воздушного пространства в месте пересечения маршрута обслуживания воздушного движения с линией государственной границы Российской Федерации.

86. Параметры воздушного коридора пролета государственной границы Российской Федерации по высоте и ширине соответствуют параметру маршрута обслуживания воздушного движения.

Воздушный коридор пролета государственной границы Российской Федерации обозначается географическими координатами точки пересечения оси маршрута обслуживания воздушного движения c линией государственной границы Российской Федерации.

87. Основанием для пересечения государственной границы Российской Федерации при выполнении международных полетов является разрешение на выполнение международного полета.

88. Основанием для пересечения государственной границы Российской Федерации российскими пользователями воздушного пространства, выполняющими полеты в воздушном пространстве над открытым морем, является разрешение на использование воздушного пространства.

89. При выполнении международного полета экипаж российского воздушного судна, оборудованного системой государственного радиолокационного опознавания, находясь над сопредельной территорией, обязан не менее чем за 10 минут до пересечения государственной границы Российской Федерации включить аппаратуру государственного радиолокационного опознавания.

При выполнении российскими воздушными судами полетов в воздушном пространстве над открытым морем аппаратура государственного радиолокационного опознавания выключается при удалении воздушного судна от береговой черты Российской Федерации на расстояние 400 км и включается при приближении к береговой черте Российской Федерации на такое же расстояние.

90. Экипаж воздушного судна обязан не менее чем за 10 минут до пересечения государственной границы Российской Федерации сообщить в соответствующий орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) свой номер рейса (радиотелефонный позывной командира воздушного судна, государственный и регистрационный опознавательные знаки), местоположение, эшелон (высоту) полета и расчетное время пересечения государственной границы Российской Федерации.

При наличии каналов связи между органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) и органом обслуживания воздушного движения сопредельного государства согласование условий пересечения государственной границы Российской Федерации осуществляется между органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) и органом обслуживания воздушного движения сопредельного государства. Условия пересечения государственной границы Российской Федерации сообщаются экипажу воздушного судна.

Экипаж воздушного судна, получивший условия пересечения государственной границы Российской Федерации, сообщает в орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) только фактическое время пересечения государственной границы Российской Федерации и эшелон (высоту) полета.

91. Орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) немедленно передает информацию о расчетном времени пересечения государственной границы Российской Федерации воздушным судном, его номер рейса (радиотелефонный позывной командира воздушного судна, государственный и регистрационный опознавательные знаки) и эшелон (высоту) полета в орган противовоздушной обороны.

92. При отсутствии подтверждения органа противовоздушной обороны на пересечение государственной границы Российской Федерации воздушным судном, выполняющим международный полет, орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) запрещает экипажу воздушного судна влет в воздушное пространство Российской Федерации и информирует об этом главный центр Единой системы.

При получении подтверждения от органа противовоздушной обороны на пересечение государственной границы Российской Федерации орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) подтверждает (при необходимости изменяет) экипажу воздушного судна эшелон (высоту) полета и расчетное время пересечения государственной границы Российской Федерации.

93. При наличии различий в системах эшелонирования, принятых в Российской Федерации и в сопредельном с Российской Федерацией государстве, смена эшелона должна быть закончена за 30 км до пересечения государственной границы Российской Федерации (границы зоны Единой системы над открытым морем), если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) и другие указания органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) отсутствуют.

94. Если воздушное судно, выполняющее международный полет, после пересечения государственной границы Российской Федерации не может продолжать полет и экипаж воздушного судна принял решение следовать на аэродром вылета, то пересечение государственной границы Российской Федерации в обратном направлении выполняется, как правило, по тому же маршруту обслуживания воздушного движения или маршруту полета. Орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) сообщает экипажу воздушного судна условия выполнения полета и пересечения государственной границы Российской Федерации и информирует об этом орган противовоздушной обороны.

95. Пересечение воздушным судном государственной границы Российской Федерации без радиосвязи запрещается, за исключением случая, когда отказ радиосвязи произошел в полете после получения экипажем воздушного судна условий на пересечение государственной границы Российской Федерации. Если экипаж воздушного судна принимает решение следовать на аэродром вылета, то пересечение государственной границы Российской Федерации в обратном направлении выполняется по тому же маршруту обслуживания воздушного движения, маршруту полета с занятием попутного эшелона.

96. Не является нарушением правил пересечения государственной границы Российской Федерации вынужденный влет в воздушное пространство Российской Федерации воздушных судов в случае аварии, стихийного бедствия, угрожающего безопасности воздушного судна, доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажирам, а также в силу других чрезвычайных обстоятельств.

97. Командир воздушного судна в случае вынужденного пересечения государственной границы Российской Федерации обязан немедленно сообщить об этом в соответствующий орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) и в дальнейшем действовать согласно указаниям этого органа или указаниям командира дежурного воздушного судна Вооруженных Сил Российской Федерации, поднятого в воздух для выяснения факта такого пересечения. Орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) оповещает о вынужденном пересечении государственной границы Российской Федерации органы противовоздушной обороны и органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

98. Воздушные суда, пересекшие государственную границу Российской Федерации с нарушением установленных правил, признаются нарушителями государственной границы Российской Федерации.

К указанным воздушным судам органы противовоздушной обороны принимают меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кафедра технической эксплуатации

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО

ПРОСТРАНСТВА

1.1. Структура воздушного пространства

Организация ВП – это установление оптимальной структуры ВП в целях обеспечения его эффективного использования. Напомним, что под термином «оптимальная структура» понимается установление структуры в соответствии с выбранными критериями при наличии определенных ограничений.

В основу построения структуры ВП положены критерии экономичности и регулярности ВД при обязательном обеспечении заданного уровня безопасности полетов (БП). То есть в данном случае критериями оптимальности являются экономичность и регулярность полетов ВС, а к ограничениям относятся требования по обеспечению БП. Однако в настоящее время структура воздушного пространства РФ не соответствует современным требованиям и поэтому в Концепции и Программе сформулированы требования по изменению структуры ВП в РФ. В качестве основного критерия должны быть заложены требования по БП при ограничениях, связанных с экономичностью и регулярностью полетов ВС.

♦ метод обслуживания ВД (диспетчерское, полетно-информационное, консультативное, аварийное). Отметим, что в РФ применяется диспетчерское обслуживание ВД;

♦ правила выполнения полетов;

♦ летно-технические характеристики эксплуатируемых ВС;

♦ интенсивность полетов и вид ВД (регулярное или нерегулярное);

тактико-технические характеристики радиотехнических средств обеспечения полетов и УВД;

♦ снижение до минимума числа передач управления ВС со стороны служб УВД;

♦ возможности диспетчерского состава как звена системы УВД по обслуживанию ВД;

♦ физико-географические и метеорологические особенности местности, административно-политические границы, в том числе и границы государств.

Обратим внимание, что по мере реализации концепции ИКАО CNS/ATM в РФ последний фактор постепенно будет утрачивать свое значение из-за повсеместного внедрения спутниковых систем навигации и УВД.

Собственно, структура ВП – это совокупность ограниченных в вертикальной и горизонтальной плоскостях элементов ВП, предназначенных для организации и использования воздушного пространства (ИВП).

В общем случае структура ВП включает в себя следующие элементы:

♦ зоны и районы ЕС ОрВД;

♦ ВП приграничной полосы;

♦ районы аэродромов и аэроузлов;

♦ воздушные трассы и местные воздушные линии (МВЛ);

♦ маршруты полетов ВС;

♦ спрямленные воздушные трассы;

♦ воздушные коридоры пролета границы РФ;

♦ коридоры входа (выхода) на воздушные трассы;

♦ специальные зоны полетов ВС;

♦ запретные зоны;

♦ зоны ограничений полетов;

♦ опасные зоны;

♦ районы полигонов;

♦ районы взрывных работ;

♦ районы противоградовых стрельб;

♦ районы авиационных работ;

♦ специальные районы;

♦ другие специальные элементы ВП, устанавливаемые для осуществления деятельности в ВП.

Среди приведенного перечня элементов ВП, определенных федеральными авиационными правилами (ФАП), выделим наиболее существенные для деятельности гражданской авиации (ГА).

К ним относятся:

♦ воздушная трасса – установленное ВП над поверхностью земли в виде коридора шириной 10 или 20км, по которому выполняются регулярные полеты. Это ВП обеспечено аэропортами и наземными техническими средствами;

♦ маршрут вне воздушных трасс – воздушный коридор для выполнения воздушных полетов;

♦ район аэродрома – ВП над аэродромом и прилегающей к нему местностью;

♦ зона специальных полетов - ВП, необходимое для решения специфических задач авиацией каждого ведомства, например, зона испытательных полетов;

♦ запретная зона – ВП, в котором полеты авиации всех ведомств запрещены.

Указанные элементы структуры ВП входят как составные части в районы УВД. Зоны УВД, как правило, значительных размеров, объединяют несколько районов. Районы УВД имеют различную конфигурацию, определяемую, прежде всего, направлением основных потоков ВС и размещением аэропортов с интенсивным ВД.

Границы элементов структуры ВП устанавливаются по географическим координатам и высотам. Они указываются в соответствующих инструкциях и публикуются в документах аэронавигационной информации.

Воздушное пространство подразделяется на нижнее и верхнее с границей между ними – высотой 6100м (ее относят к верхнему ВП).

По высоте выполнения полетов в ВП выделяются:

♦ предельно малые высоты – от 0 до 200 м включительно над рельефом местности или над водной поверхностью;

♦ малые высоты – свыше 200 м до 1000 м включительно;

♦ средние высоты – свыше 1000 до 4000 м включительно;

♦ большие высоты – свыше 4000 м до 12000 м включительно;

♦ стратосфера – свыше 12000 м и до стратопаузы включительно.

При полете ВС должны выполнять нормы эшелонирования, которые будут рассмотрены ниже в соответствующем разделе.

В верхнем воздушном пространстве полеты выполняются только по правилам полетов по приборам (ППП), а в нижнем – по ППП и правилам визуальных полетов (ПВП). Сами ППП и ПВП будут более подробно рассмотрены ниже. Часть нижнего ВП ниже высоты второго безопасного эшелона (в равнинной местности 1200 м) выделяется для полетов ВС на МВЛ. Понятие эшелона будет подробно рассмотрено ниже.

Помимо зоны полетов на МВЛ, в район УВД входят воздушные трассы, маршруты вне трасс, районы аэродромов, зоны специальных полетов. Воздушные трассы и маршруты вне трасс проходят в верхнем и в нижнем ВП. Районы аэродромов зоны специальных полетов ВС находятся, как правило, в нижнем ВП. При этом верхняя граница районов аэродромов в большинстве своем составляет м, а радиус 50-100 км. Эти размеры районов аэродромов определяются прежде всего летно-техническими данными эксплуатируемых ВС, направлениями подхода воздушных трасс к аэродрому, схемами предпосадочных маневров, тактико-техническими характеристиками радиотехнических средств обеспечения полетов (РТОП) и связи (С) (т. е. РТОП и С), числом и направлением взлетно-посадочных полос (ВПП), а так же специфическими особенностями района, связанными с базированием авиации различных ведомств, его физико-географическими, метеорологическими и другими особенностями.

При близком расположении нескольких аэродромов ВП над ними объединяется в район аэроузла. В районе аэродрома (аэроузла) организуются воздушные коридоры, зоны взлета, посадки и ожидания.

Воздушный коридор – часть ВП, в котором ВС снижаются и набирают высоту.

Зона взлета и посадки – ВП от уровня аэродрома до высоты второго безопасного эшелона полета включительно. Размеры этой зоны определяются летно-техническими характеристиками ВС, эксплуатируемых на данном аэродроме, возможностями средств РТОП и С, схемами захода на посадку и специфическими особенностями района аэродрома. Как правило, границы зоны взлета посадки удалены от аэродрома на 25-30 км. В данной зоне особо выделяется предпосадочная прямая, ориентированная вдоль оси ВПП. Размеры этой прямой определяются посадочными характеристиками самолетов, характеристиками радиотехнических и средств посадки, установленной для данного аэродрома безопасной высотой полета в зоне взлета и посадки и правилами полетов (инструментальный или визуальный заход на посадку).

Предпосадочная прямая удалена от торца ВПП до 15-20 км и ограничена высотой 400-600 м от уровня аэродрома. Если экипаж ВС по каким-либо причинам не посадил ВС с первого захода, то ВС уходит на второй круг, т. е. движется по специальному маршруту в зоне круга. Если ВС не разрешено движение по маршруту захода на посадку из-за временной занятости или неготовности ВПП, то ВС направляется в зону ожидания, предназначенную для ожидания разрешения захода на посадку в районе аэродрома. Эти зоны располагаются либо непосредственно над аэродромом, либо на удалении в 50-100 км от него.

Районы УВД и аэродромов с высокой интенсивностью ВД разделяются на секторы управления, которые также являются элементами ВП.

Все перечисленные выше элементы ВП в обязательном порядке должны иметь ограниченный объем, т. е. четко определенные пространственные границы, из чего следует, что любой элемент ВП может пропустить через себя в определенные отрезки времени ограниченное число ВС.

1.2. Правила использования воздушного пространства

Выше было отмечено, что организация ВП есть установление рациональной (оптимальной) структуры ВП в целях обеспечения его эффективного использования. Понятие «оптимальная структура» было рассмотрено выше, а здесь более подробно остановимся на понятии «эффективное использование». В соответствии с определением, приведенном в стандартах Международной организации по стандартизации (ИСО), эффективность – связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Здесь подразумевается эффективность устройства, системы, процесса и т. д. В нашем случае рассматривается эффективность процесса использования воздушного пространства. Отметим, что под термином «ресурсы» могут пониматься людские ресурсы (т. е. каким количеством персонала обеспечивается данный процесс), временные ресурсы (т. е. сколько времени уходит на ту или иную операцию данного процесса), финансовые ресурсы (т. е. во сколько обходится, с финансовой точки зрения, та или иная операция данного процесса) и т. д. В ситуации рассмотрения процесса использования ВП в качестве конечного (достигнутого) результата следует принять пропускную способность элемента ВП при соблюдении требований БП. Напомним, что пропускной способностью элемента ВП называется максимально допустимая интенсивность ВД, которая в свою очередь определяется числом ВС, проходящих через определенные сечения ВП в единицу времени (например, число ВС, пересекающих границу района УВД в течение часа). Понятие «максимально допустимая» определяется требованиями БП. Здесь же отметим, что плотностью ВД называется число ВС, одновременно находящихся в единице объема (площади) ВП, т. е. находящихся одновременно под управлением диспетчера УВД. Рост плотности ВД приводит к увеличению числа опасных сближений, т. е. к ситуациям, когда ВС подходят друг к другу ближе установленного нормативами расстояния.

Таким образом, эффективное использование ВП должно заключаться в обеспечении максимально возможной пропускной способности данного элемента ВП при заданных ограничениях на временные ресурсы (время загрузки диспетчера УВД), на ресурсы по плотности ВД в данном элементе ВП (требования по БП) и т. д. Соответственно решение задачи эффективного ИВП должно основываться на неукоснительном выполнении правил использования ВП.

Само использование ВП включает деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в ВП различных материальных объектов (ВС, ракет, дельтапланов и т. д.), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, проведение взрывных работ и т. д.), которая может создавать помехи движению в ВП.

Для обеспечения выполнения всех видов деятельности по ИВП без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам необходима организация ИВП, т. е. обеспечение безопасного, экономичного и регулярного ВД, а также другой деятельности по ИВП, включающей в себя:

♦ установление структуры ВП;

♦ планирование и координирование ИВП;

♦ обеспечение разрешительного порядка ИВП;

♦ организация ВД;

♦ контроль за соблюдением Федеральных правил.

Организация использования ВП осуществляется органами ЕС ОрВД, а также органами пользователей ВП – органами УВД в установленных для них районах и зонах ЕС ОрВД.

При использовании ВП используют следующие понятия (как указано выше): воздушные трассы и местные воздушные линии; маршруты ВС.

Воздушная трасса РФ – установленная для полетов ВС область ВП, ограниченная по высоте и ширине, обеспеченная средствами навигации и ОВД. Ширина воздушной трассы устанавливается, как правило, 10 км (по 5 км в обе стороны от ее оси). Однако в районах, не обеспеченных радиотехническими средствами, ширина воздушной трассы может быть увеличена до 20 км (по 10 км в обе стороны от оси трассы). Расстояние между осями параллельных трасс при наличии радиолокационного контроля должно быть не менее 30 км, а при отсутствии – в два раза больше, т. е. 60 км.

Местные воздушные линии открываются для полетов ВС на высотах ниже первого безопасного эшелона (900 м) по правилам визуальных полетов с учетом рельефа местности и препятствий на ней. Ширина МВЛ устанавливается не более 4 км. Местные воздушные линии разрабатываются территориальными органами федеральной аэронавигационной службы (ФАНС - Росаэронавигация). Оборудование МВЛ необходимыми средствами навигации и производится территориальными органами ФАНС.

Маршруты ВС устанавливаются в ВП для полетов вне воздушных трасс и МВЛ и прокладываются на определенном удалении от них.

Ширина маршрута устанавливается при выполнении полета ВС на малых и предельно малых высотах – 20 км, на средних и больших – 40км, в стратосфере – 50 км. Такая же ширина в 50 км устанавливается при полете ВС над морем (океаном) при отсутствии радиолокационной видимости береговой черты.

Если ось маршрута располагается параллельно оси воздушной трассы, т. е. на одном эшелоне, расстояние между этими осями должно превышать ширину маршрута, так, при наличии радиолокационного контроля для высот, указанных выше, это расстояние должно быть не менее 35, 45, и 50 км соответственно. Т. е. для средних и больших высот, например, расстояние между осями воздушной трассы и маршрута должно быть не менее 45 км. При наличии радиолокационного контроля для всех высот полета ВС над морем расстояние между указанными осями должно быть не менее 50 км.

Без радиолокационного контроля соответствующие ограничения увеличиваются и составляют 65,75 и 80 км, причем последняя величина устанавливается также и для всех высотных полетов над морской поверхностью.

Отметим, что при использовании ВП установлены три вида режима (порядка) ИВП: временный, местный и особый.

Временный режим полетов – это временный порядок использования отдельных элементов структуры ВП, устанавливаемый на срок до 3-х суток для осуществления деятельности, требующей специальной организации ИВП.

Местный режим полетов – это временный порядок использования отдельных элементов структуры ВП, в том числе ВП, выделенного для воздушных трасс и МВЛ в нижнем ВП зоны (района) ЕС ОрВД, устанавливаемый на срок до 3-х суток для осуществления деятельности, требующей специальной организации ИВП.

Особый режим полетов – это специальный порядок использования отдельных частей ВП, устанавливаемый в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

Центры ЕС ОрВД имеют право вводить дополнительные кратковременные ограничения в местах пересечения маршрутов полета авиации различных ведомств.

1.3. Эффективность использования воздушного пространства

Как показано выше, эффективность ИВП определяется, прежде всего, пропускной способностью данного элемента ВП, которая равна максимально допустимой интенсивности ВД.

Рассмотрим, от каких факторов зависит и чем определяется пропускная способность элемента ВП.

Выделим внутри элемента ВП некоторый ограниченный объем пространства https://pandia.ru/text/78/261/images/image003_16.png" width="23 height=30" height="30"> с путевой скоростью https://pandia.ru/text/78/261/images/image005_9.png" width="22" height="23"> задается соотношением

https://pandia.ru/text/78/261/images/image007_10.png" width="97" height="28"> выражение (1) справедливо, как для , так и для https://pandia.ru/text/78/261/images/image008_8.png" width="96" height="30"> и https://pandia.ru/text/78/261/images/image003_16.png" width="23" height="30"> как результат дисбаланса между входящим и выходящим потоками ВС объема пространства https://pandia.ru/text/78/261/images/image011_2.png" width="25" height="25"> входящий поток ВС равен , а выходящий - https://pandia.ru/text/78/261/images/image014_2.png" width="279" height="72 src="> (2)

Очевидно, что

https://pandia.ru/text/78/261/images/image016_1.png" width="129" height="82 src=">

В этом стационарном случае есть интенсивность проходящего потока ВС, а ее обратная величина имеет смысл интервала времени между поступлением следующих друг за другом ВС, т. е.

https://pandia.ru/text/78/261/images/image020.png" width="13" height="23 src="> - порядковый номер в потоке ВС.

Если https://pandia.ru/text/78/261/images/image017_0.png" width="20" height="25"> имеет смысл частоты.

Рассмотрим участок трассы на данном эшелоне фиксированной длины . С учетом ограниченности ширины трассы и невозможности «обгона» при полете ВС на одном эшелоне в качестве параметра, соответствующего объему ВП https://pandia.ru/text/78/261/images/image022.png" width="20" height="23 src=">.

Выражению (1) соответствует средняя плотность ВД в объеме , т. е. распределение ВС по длине

https://pandia.ru/text/78/261/images/image022.png" width="20" height="23"> - дифференциальная плотность

https://pandia.ru/text/78/261/images/image026_1.png" width="160" height="72 src="> (4)

С учетом выражения (2) и учитывая, что получим

https://pandia.ru/text/78/261/images/image029.png" width="96" height="25 src="> можем записать

https://pandia.ru/text/78/261/images/image031_1.png" width="23" height="25 src=">.png" width="22" height="32">.png" width="22" height="32">.png" width="345" height="70 src=">

Государственное регулирование ИВП возложено на федеральную аэронавигационную службу, которая является специально уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере ИВП РФ, аэронавигационного обслуживания пользователей ВП РФ и авиационно-космического поиска и спасения.

Правовые основы ИВП устанавливает Воздушный кодекс РФ, а руководство ФАНС осуществляет Правительство РФ.

Кроме перечисленных выше функций на ФАНС также возложено лицензирование и сертификация в установленной сфере деятельности (в том числе сертификация типов систем и средств РТОП и УВД, а также их производства), установление ставок сборов за аэронавигационное обслуживание и порядок их взимания, распоряжение средствами от указанных сборов, выдача разрешений на транзитные полеты иностранных ВС через ВП РФ и на пересечение ими Государственной границы РФ.

Дополнительно к общему списку перечисленных выше функций ФАНС осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

♦ вносит в Правительство РФ проекты Федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ;

♦ самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности: Федеральные авиационные правила;

♦ выдает разрешения в случаях, установленных законодательством РФ, на выполнение международных полетов из аэропортов, с аэродромов РФ, не открытых Правительством РФ для международных полетов, а также выдает сертификаты, в том числе сертификаты (свидетельства) авиационного персонала;

♦ проводит обязательную сертификацию: образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов соответствующего уровня, согласно Перечням должностей авиационного персонала; объектов ЕС ОрВД; юридических лиц, осуществляющих и обеспечивающих аэронавигационное обслуживание пользователей ВП РФ;

Специальность высшего образования: 25.05.05 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения
Специализация: Организация использования воздушного пространства
Получаемая квалификация: инженер
Форма обучения: очная и заочная

Цель обучения: подготовка высококвалифицированных специалистов, контролирующих и обеспечивающих безопасное и упорядоченное движение самолетов на земле и в воздухе, а также оказывающих необходимую помощь летным экипажам.

Основным заказчиком диспетчеров является ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» , структурные подразделения которой осуществляют организацию воздушного движения по всей территории России. Для подготовки специалистов Госкорпорация организует целевой набор курсантов во многих регионах России, что дает возможность поступить в институт на льготных условиях, выплачивает курсантам-целевикам дополнительную стипендию, обеспечивает их преддипломную практику и трудоустройство.

Авиадиспетчеры – это специалисты, контролирующие и обеспечивающие безопасное и упорядоченное движение самолетов на земле и в воздухе для того, чтобы предотвращать их столкновение, а в особых ситуациях, случающихся в полете, оказывать экипажу воздушного судна необходимую помощь. Контроль над движением самолета осуществляется c момента запуска двигателя, перед взлётом на аэродроме вылета, до заруливания на стоянку после посадки на аэродроме назначения.

Диспетчер УВД осуществляет «проводку» самолета по заданному маршруту на аэродроме и далее по своей зоне ответственности в части воздушного пространства, называемой сектором, а потом передает управление ими, словно эстафетную палочку, диспетчерам других зон. Для успешного выполнения этой функции авиадиспетчер использует знания авиационных правил, летно-технических характеристик воздушных судов, воздушной навигации, авиационной метеорологии, английского языка и т. д.

В наши дни работа диспетчера УВД считается одной из самых интеллектуальных, ответственных и интересных.

У курсантов имеется возможность обучения на военной кафедре, после окончания которой им присваивается воинское звание «лейтенант».

По окончании института выпускники поступают на работу в центры ОВД (организация воздушного движения) - структурные подразделения основного работодателя - ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ", где они приступают к стажировке для работы в качестве диспетчера определенного диспетчерского пункта. После окончания стажировки (в среднем, через 3-4 месяца) они получают допуск к самостоятельно работе. Через 5-8 лет, набравшись практического опыта работы в различных условиях, диспетчеры, при условии соответствия определенным критериям, получают 2 или 1 класс квалификации, допуски к работе инструкторами, страшими диспетчерами, руководителями полетов.