УТВЕРЖДАЮ:

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Полетного диспетчера

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность полетного диспетчера [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Полетный диспетчер назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Полетный диспетчер подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. Полетный диспетчер относится к категории специалистов и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

1.5. На должность полетного диспетчера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование, дополнительная специальная подготовка по установленной программе и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года.

1.6. Полетный диспетчер отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну организации.

1.7. Полетный диспетчер должен знать:

  • Воздушный кодекс Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие штурманское обеспечение полетов, организацию и выполнение летной работы в гражданской авиации;
  • документы Международной организации гражданской авиации (ИКАО);
  • теорию и технику самолетовождения;
  • летно-технические характеристики авиационной техники;
  • виды наземных средств обеспечения полетов;
  • правила организации планирования и штурманского обеспечения полетов, маршруты (районы) полетов;
  • расположение площадок десантирования (сброса грузов), их географические и климатические особенности, степень оснащения навигационными средствами;
  • основы трудового законодательства;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8. Полетный диспетчер в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.9. В период временного отсутствия полетного диспетчера его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Полетный диспетчер осуществляет следующие трудовые функции:

2.1. Формирует полный пакет полетной документации диспетчерского решения на выполнение полета.

2.2. Подготавливает и представляет в установленном порядке план полета, контролирует его прохождение через органы по организации воздушного движения (ОрВД) и при необходимости изменяет его.

2.3. Проводит предполетную консультацию с экипажем воздушного судна.

2.4. Осуществляет непрерывное наземное сопровождение обслуживаемого полета воздушного судна.

2.5. Контролирует изменения аэронавигационной и метеорологической обстановки и принимает необходимые меры по обеспечению выполнения полета.

2.6. В случае необходимости передает на борт воздушного судна необходимую информацию, относящуюся к безопасности выполняемого полета, изменению текущей аэронавигационной обстановки, существенному изменению метеорологических условий по маршруту следования полета, а также к изменению первоначального плана полета.

2.7. Выполняет в установленном порядке квалификационные полеты в составе экипажа воздушного судна или проходит тренажерную подготовку с экипажем воздушного судна, к полетному обслуживанию которого он имеет допуск.

В случае служебной необходимости полетный диспетчер может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Полетный диспетчер имеет право:

3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненными ему службами.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности полетного диспетчера, подчиненных ему служб и подразделений.

3.4. Взаимодействовать с другими предприятиями, организациями и учреждениями по производственным и другим вопросам, относящимся к компетенции полетного диспетчера.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Полетный диспетчер несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы полетного диспетчера осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы полетного диспетчера является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы полетного диспетчера определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью полетный диспетчер обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

5.3. В связи с производственной необходимостью полетному диспетчеру для осуществления его трудовых функций может предоставляться служебный автотранспорт.

6. Право подписи

6.1. Полетному диспетчеру для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.

5.100.Сотрудник по обеспечению полетов (полетный диспетчер) допускается к работе, если он:

а) отвечает требованиям, установленным Федеральными авиационными Правилами "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 147*, и имеет соответствующее свидетельство;

в) в течение предшествующих 12 месяцев совершил, находясь в кабине экипажа воздушного судна, по крайней мере, один квалификационный полет над любым районом, в пределах которого он уполномочен осуществлять свои функции, и продемонстрировал эксплуатанту знание РПП, используемого бортового радио и навигационного оборудования;

д) продемонстрировал эксплуатанту знания, касающиеся возложенных на него функций и районов, в пределах которых он уполномочен их осуществлять, в следующих областях:

сезонных метеорологических условий и местных источников метеорологической информации;

влияния метеорологических условий на прием радиосигналов используемым бортовым оборудованием;

особенностей и ограничений каждой навигационной системы, которая используется эксплуатантом;

инструкций по загрузке воздушных судов;

е) продемонстрировал эксплуатанту знание и навыки в области возможностей человека применительно к обязанностям полетного диспетчера;

ж) продемонстрировал эксплуатанту способность выполнять обязанности, указанные в пункте 5.101 настоящих Правил;

з) если в течение прошедших 12 месяцев исполнял свои обязанности.

5.101.Сотрудник по обеспечению полетов (полетный диспетчер) выполняет следующие обязанности:

а) оказывает помощь КВС в подготовке к полету и обеспечивает наличие соответствующей информации;

б) оказывает помощь КВС в подготовке рабочего плана полета и плана полета для ОВД, подписывает, при необходимости, и представляет план полета для ОВД соответствующему органу ОВД;



в) обеспечивает КВС в полете информацией, которая может быть необходимой для безопасного выполнения полета;

г) в случае аварийной ситуации во время полета сотрудник по обеспечению полетов (полетный диспетчер) приступает к выполнению процедур, предусмотренных РПП, и передает КВС информацию, касающуюся безопасности полетов, которая может быть необходимой для безопасного завершения полета, включая информацию о любых изменениях плана полета, необходимость в которых возникает в ходе этого полета.

Авиационная безопасность

На всех самолетах, где устанавливается дверь кабины летного экипажа воздушного судна, дверь находится в закрытом и запертом положении с момента закрытия всех внешних дверей после посадки пассажиров до открытия любой такой двери для их высадки, за исключением случаев покидания рабочего места, предусмотренных пунктом 3.10 настоящих Правил.

5.103.Эксплуатант обеспечивает наличие на борту воздушного судна контрольного перечня осмотра воздушного судна, которым следует руководствоваться при поисках взрывного устройства в случае предполагаемой диверсии и при проверке воздушного судна на предмет выявления спрятанного оружия, взрывчатых веществ или других опасных устройств, когда имеется подозрение относительно того, что воздушное судно может подвергнуться акту незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

5.104.Эксплуатант устанавливает и выполняет программу подготовки членов экипажа воздушного судна по авиационной безопасности, обеспечивающую принятие членами экипажа наиболее правильных действий, направленных на сведение к минимуму последствий актов незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и включающую в себя следующие элементы:

а) оценка уровня опасности события;

б) связь и координация между членами экипажа;

в) соответствующие меры самообороны;

г) применение предназначенных для членов экипажа защитных устройств;

д) ознакомление с методами контроля поведения террористов и реакцией пассажиров;

е) учения по отработке действий в реальной обстановке с учетом различных условий, угроз;

ж) порядок действий в кабине летного экипажа в целях защиты воздушного судна;

5.105.Эксплуатант устанавливает и выполняет программу подготовки с целью ознакомления своих работников с превентивными мерами и методами в отношении пассажиров, багажа, грузов, почты, оборудования, запасов и бортового питания, предназначенных для перевозки на воздушном судне, с тем, чтобы его работники способствовали предотвращению актов терроризма или других форм незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

ЕКСД 2018 . Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

Полетный диспетчер

Должностные обязанности. Формирует полный пакет полетной документации диспетчерского решения на выполнение полета. Подготавливает и представляет в установленном порядке план полета, контролирует его прохождение через органы по организации воздушного движения (ОрВД) и при необходимости изменяет его. Проводит предполетную консультацию с экипажем воздушного судна. Осуществляет непрерывное наземное сопровождение обслуживаемого полета воздушного судна. Контролирует изменения аэронавигационной и метеорологической обстановки и принимает необходимые меры по обеспечению выполнения полета. В случае необходимости передает на борт воздушного судна необходимую информацию, относящуюся к безопасности выполняемого полета, изменению текущей аэронавигационной обстановки, существенному изменению метеорологических условий по маршруту следования полета, а также к изменению первоначального плана полета. Выполняет в установленном порядке квалификационные полеты в составе экипажа воздушного судна или проходит тренажерную подготовку с экипажем воздушного судна, к полетному обслуживанию которого он имеет допуск.

Должен знать: Воздушный кодекс Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие штурманское обеспечение полетов, организацию и выполнение летной работы в гражданской авиации, документы Международной организации гражданской авиации (ИКАО), теорию и технику самолетовождения, летно-технические характеристики авиационной техники, виды наземных средств обеспечения полетов, правила организации планирования и штурманского обеспечения полетов, маршруты (районы) полетов, расположение площадок десантирования (сброса грузов), их географические и климатические особенности, степень оснащения навигационными средствами, основы трудового законодательства, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование, дополнительная специальная подготовка по установленной программе и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года.

Вакансии для должности Полетный диспетчер по общероссийской базе вакансий

  • Установление классификации воздушного пространства
  • Эшелонирование
  • Правила пересечения государственной границы Российской Федерации
  • IV. Разрешительный и уведомительный порядок использования воздушного пространства
  • Разрешительный порядок использования воздушного пространства
  • Уведомительный порядок использования воздушного пространства
  • VI. Запрещение или ограничение использования воздушного пространства
  • VII. Контроль за соблюдением требований настоящих Федеральных правил
  • Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации
  • IV. Безопасные высоты (эшелоны) полета
  • V. Определение, выдерживание и изменение высоты (эшелона) полета. Правила установки высотомеров
  • VI. Общие требования и правила полетов
  • VII. Движение воздушных судов по рабочей площади аэродрома
  • VIII. Правила визуальных полетов
  • IX. Правила полетов по приборам
  • XI. Полеты в зоне ожидания
  • XII. Полеты по воздушным трассам и местным воздушным линиям
  • XIII. Правила пересечения воздушных трасс
  • XIV. Полеты по маршрутам
  • XV. Полеты в воздушном пространстве приграничной полосы
  • XVI. Полеты в специальных районах
  • XVII. Особенности полетов над населенными пунктами
  • XIX. Полеты в районах авиационных работ
  • XXI. Полеты при поиске и спасании
  • XXII. Полеты вертолетов
  • XXIII. Полеты гидросамолетов
  • XXIV. Полеты пилотируемых аэростатов
  • XXV. Полеты сверхлегких летательных аппаратов
  • XXVI. Полеты на буксировку
  • XXVII. Полеты на сверхзвуковых скоростях
  • XXVIII. Требования к безопасности полетов воздушных судов при выполнении демонстрационных полетов
  • XXIX. Групповые полеты
  • XXXI. Полеты в условиях обледенения
  • XXXIII. Полеты в условиях турбулентности воздуха (болтанки)
  • XXXIV. Полеты в условиях повышенной электрической активности атмосферы
  • XXXV. Полеты в условиях пыльной бури
  • XXXVI. Полеты в условиях горной местности
  • XXXVII. Полеты над безориентирной местностью и пустыней
  • XXXVIII. Полеты над водной поверхностью
  • XXXIX. Полеты в полярных районах
  • XL. Полеты в условиях сложной орнитологической обстановки
  • XLI. Полеты на малых и предельно малых высотах
  • XLII. Полеты в стратосфере
  • XLIII. Правила полетов воздушных судов при возникновении угрозы безопасности полета, в том числе связанной с актом незаконного вмешательства на борту воздушного судна
  • XLIV. Попадание в метеоусловия, к полетам в которых экипаж воздушного судна не подготовлен
  • XLV. Потеря ориентировки
  • XLVI. Вынужденная посадка вне аэродрома
  • XLVII. Отказ систем (агрегатов) воздушного судна, приводящий к необходимости изменения плана полета, в том числе к вынужденной посадке
  • XLVIII. Отказ бортовых или наземных систем (средств) радиосвязи
  • XLIX. Отказ радиолокационных средств в районе ОВД, радиотехнических средств на аэродроме посадки
  • L. Внезапное ухудшение состояния здоровья или ранение членов экипажа (пассажиров)
  • Приложение N 1
  • Единая методика расчета высот (эшелонов) полета воздушного судна
  • 1. Расчет безопасной высоты круга полетов над аэродромом:
  • 2. Расчет безопасной высоты полета (высоты перехода) в районе аэродрома в радиусе не более 50 км от КТА (районе аэроузла):
  • 3. Расчет безопасной высоты полета ниже нижнего (безопасного) эшелона:
  • 4. Расчет нижнего (безопасного) эшелона полета:
  • 6. Расчет нижнего (безопасного) эшелона (эшелона перехода) в районе ЕС ОрВД:
  • 7. Расчет высоты перехода района ЕС ОрВД (установленного участка района ЕС ОрВД):
  • Приложение N 3
  • Сигналы для аэродромного движения
  • I. Световые сигналы и сигналы, передаваемые органом ОВД (управления полетами) с помощью сигнальных ракет
  • III. Наземные визуальные сигналы
  • Приложение N 5
  • Сигналы, регулирующие движение воздушных судов на земле
  • I. Сигналы, подаваемые сигнальщиком командиру воздушного судна
  • II. Дополнительные сигналы командиру вертолета в режиме висения
  • II. Передача сообщения о бедствии
  • III. Передача сообщения, если опасность миновала
  • IV. Передача сообщения после вынужденной посадки (приводнения)
  • I. Сигналы-команды, подаваемые воздушным судном-перехватчиком, и сигналы-ответы воздушного судна-нарушителя
  • II. Сигналы-ответы воздушного судна-перехватчика и сигналы-команды воздушного судна-нарушителя
  • Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации"
  • Подготовка к полету
  • Запас кислорода
  • Полеты в условиях обледенения
  • Учет эксплуатационных ограничений воздушных судов
  • Бортовые приборы и оборудование
  • Руководства и судовые документы
  • Учет информации о бортовом аварийно-спасательном оборудовании
  • Инженерно-авиационное обеспечение
  • Техническое обслуживание воздушного судна
  • III. Общие правила выполнения полетов
  • Основные требования
  • Установка барометрического высотомера
  • Минимальная высота полета
  • Правила визуальных полетов
  • Правила полетов по приборам
  • Руление
  • Взлет
  • Набор высоты
  • Крейсерский полет (полет по маршруту)
  • Снижение, заход на посадку и посадка
  • Особенности полетов на вертолетах
  • Особенности выполнения полетов на гидросамолетах
  • Полеты в особых условиях и особые случаи в полете
  • Полеты в зоне повышенной электрической активности атмосферы
  • Учебные полеты и имитация полета по приборам
  • Контрольные полеты (облеты)
  • Акробатические полеты
  • Использование парашютов
  • Буксировка планеров
  • Общие требования
  • Подготовка к полетам
  • Учет ограничений летно-технических характеристик
  • Дополнительные судовые документы и бортовое оборудование
  • Электронные навигационные данные
  • Допуск экипажа ВС к полету
  • V. Правила подготовки и выполнения полетов
  • Общие требования
  • Эксплуатационные минимумы аэродромов
  • Учет заправки топливом и маслом
  • Рабочее время, полетное время и время отдыха
  • Подготовка к полету
  • Запасные аэродромы
  • Метеорологические условия
  • Запас топлива и масла
  • Дополнительные требования при выполнении полетов
  • Учет ограничений летно-технических характеристик
  • Учет сведений о препятствиях
  • Судовые документы
  • Перечни минимального исправного оборудования
  • Бортовые приборы и оборудование
  • Допуск экипажа воздушного судна к полету
  • Сотрудник по обеспечению полетов (полетный диспетчер)
  • Авиационная безопасность
  • VI. Общие правила выполнения авиационных работ
  • VII. Правила выполнения видов авиационных работ
  • VIII. Обеспечение полетов
  • IX. Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов
  • IV. Требования к обладателю свидетельства коммерческого пилота
  • VI. Требования к линейному пилоту
  • VII. Требования, предъявляемые к обладателю свидетельства частного пилота или коммерческого пилота для получения квалификационной отметки о допуске к полетам по приборам
  • IX. Требования к пилоту планера
  • XI. Требования к пилоту сверхлегкого воздушного судна
  • XII. Требования к обладателю свидетельства штурмана
  • ХIII. Требования к обладателю свидетельства бортинженера (бортмеханика)
  • XIV. Требования к обладателю свидетельства бортрадиста
  • XV. Требования к обладателю свидетельства бортпроводника
  • XVI. Требования к обладателю свидетельства бортоператора
  • XVII. Требования к обладателю свидетельства специалиста по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов
  • XVIII. Требования к сотруднику по обеспечению полетов/ полетному диспетчеру
  • Приложение N 1.
  • Термины и определения
  • Приложение N 2.
  • Сведения, указываемые в свидетельствах, выдаваемых в соответствии с настоящими Правилами
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ЛЕТНОГО, ДИСПЕТЧЕРСКОГО СОСТАВА, БОРТПРОВОДНИКОВ, КУРСАНТОВ И КАНДИДАТОВ, ПОСТУПАЮЩИХ В УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
  • III. Порядок вынесения медицинских заключений во ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА)
  • IV. Оформление медицинской документации во ВЛЭК ГА
  • Психические и нервные болезни
  • Внутренние болезни
  • Хирургические болезни
  • Кожные и венерические болезни
  • Женские болезни и беременность
  • Глазные болезни
  • Болезни уха, горла, носа, полости рта и челюстей
  • Приложение N 10
  • Приложение N 13
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА"ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ АВИАЦИОННЫЕ РАБОТЫ. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ"
  • ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 4 ФЕВРАЛЯ 2003 Г. N 11
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА "ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАДИОСВЯЗИ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
  • IV. Опознавание, разведение воздушных судов и использование средств вторичной радиолокации
  • V. Типовая фразеология радиообмена диспетчеров органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) с экипажами воздушных судов
  • VI. Правила радиообмена при аварийной и срочной связи
  • VII. Ведение радиообмена с автотранспортными и аэродромными средствами
  • VIII. Обмен оперативными сообщениями и информацией между диспетчерами смежных диспетчерских пунктов, центров ЕС ОрВД при ОВД
  • Федеральные авиационные правила "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории"
  • IV. Требования к посадочным площадкам, расположенным в акватории
  • Приложение N 2
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА "ЭКЗЕМПЛЯР ВОЗДУШНОГО СУДНА. ТРЕБОВАНИЯ И ПРОЦЕДУРЫ СЕРТИФИКАЦИИ"
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА "ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ДОПУСКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ ЕДИНИЧНЫХ ЭКЗЕМПЛЯРОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ"
  • ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕДИНИЧНЫМ ЭКЗЕМПЛЯРАМ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
  • ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕДИНИЧНЫМ ЭКЗЕМПЛЯРАМ АЭРОСТАТИЧЕСКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
  • ЗАЯВЛЕНИЕ
  • одного года практического опыта работы по техническому обслуживанию и ремонту в эксплуатации при наличии среднего (полного), среднего профессионального образования; или шести месяцев практического опыта работы по техническому обслуживанию и ремонту в эксплуатации при наличии профессионального среднего специального или высшего

    технического образования.

    Для квалификационных отметок "А", "В1" и "В2" опыт должен быть получен в ходе практической работы по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов.

    Опыт работы по техническому обслуживанию воздушных судов, полученный в государственной или экспериментальной авиации, учитывается, если такая работа предполагала выполнение функций, предусмотренных пунктом 17.8 настоящих Правил, при условии, что специалист по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов имеет опыт работы по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации не менее шести месяцев в течение предшествующих 12 месяцев.

    17.10. Обладатель свидетельства специалиста по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов при выполнении своих функций:

    а) должен владеть информацией по техническому обслуживанию и летной годности конкретного воздушного судна или планера, силовой установки, бортовой системы или ее элементов, бортовой электронной системы или ее элементов;

    б) за предшествующие 24 месяца должен иметь не менее шести месяцев опыта по осмотру, техническому обслуживанию, технической эксплуатации или ремонту воздушного судна.

    XVIII. Требования к сотруднику по обеспечению полетов/ полетному диспетчеру

    18.1. Обладатель свидетельства сотрудника по обеспечению полетов/полетного диспетчера должен:

    а) быть старше 21 года; б) пройти подготовку по утвержденной программе и обладать знаниями в следующих

    областях:

    законов и правил, касающихся обладателя свидетельства сотрудника по обеспечению полетов/полетного диспетчера; правил и процедур обслуживания воздушного движения; принципов работы силовых установок самолетов, систем и приборного оборудования;

    эксплуатационных ограничений воздушных судов и силовых установок; перечня минимального оборудования воздушного судна;

    влияния загрузки и распределения массы на летно-технические характеристики воздушных судов; по расчету массы и центровки;

    оперативного планирования полета; по расчету расхода топлива и продолжительности полета по топливу; процедур выбора запасного аэропорта; управления крейсерским полетом по маршруту; полетов на увеличенную дальность;

    подготовки и представления планов полета для организации воздушного движения; основных принципов систем планирования с помощью компьютеров; возможностей человека применительно к обязанностям диспетчера;

    авиационной метеорологии; перемещения областей низкого и высокого давления; структур фронтов, возникновения и характеристик особых явлений погоды, которые влияют на условия взлета, полета по маршруту и посадки;

    по применению авиационных метеорологических сводок, карт и прогнозов; кодов и сокращений; правил получения и использования метеорологической информации;

    принципов аэронавигации, правил выполнения полета по приборам; пользования аэронавигационной документацией; эксплуатационных процедур перевозки обычных и опасных грузов;

    процедур, касающихся авиационных происшествий и инцидентов; правил полетов в аварийной ситуации;

    процедур, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской

    257 ФАП 147

    авиации и диверсиями в отношении воздушных судов; принципов полета, относящихся к соответствующему виду воздушного судна;

    правил ведения связи с воздушными судами и соответствующими наземными станциями; в) иметь не менее двух лет опыта по исполнению функций на одной или нескольких (в

    любом сочетании) должностях при условии, что при любом сочетании опыта период работы составляет не менее одного года в любой из следующей должности:

    члена летного экипажа воздушного судна, задействованного в коммерческих воздушных перевозках; или

    метеоролога в организации, обеспечивающей полеты воздушных судов, задействованных в коммерческих воздушных перевозках, или

    диспетчера управления воздушным движением или технического руководителя сотрудников по обеспечению полетов или службы производства полетов воздушных судов, задействованных в коммерческих воздушных перевозках; или

    иметь не менее одного года стажа работы в качестве сотрудника, оказывающего помощь в обслуживании полетов воздушных судов при осуществлении воздушных перевозок; или

    пройти курс подготовки по утвержденной программе и проработать под наблюдением сотрудника по обеспечению полетов не менее 90 рабочих дней в течение 6 месяцев непосредственно перед подачей заявления;

    производить точные расчеты и проводить анализ погоды по ежедневным синоптическим картам и сводкам погоды; проводить инструктаж об условиях погоды в районах конкретной воздушной трассы; прогнозировать погоду при осуществлении воздушных перевозок в аэропортах назначения и запасных аэропортах;

    определять оптимальную траекторию полета для данного участка и готовить планы полетов;

    проводить оперативный контроль и оказывать помощь летному экипажу при полетах в неблагоприятных метеорологических условиях.

    18.2. Обладатель свидетельства сотрудника по обеспечению полетов/полетного диспетчера при условии соблюдения требований, указанных в пунктах 1.6 и 1.9 настоящих Правил, может осуществлять функции сотрудника по обеспечению полетов/полетного диспетчера в любом регионе при условии, что он обладает знаниями, необходимыми для осуществления деятельности, установленных в регионе.

    _____________________________

    *(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28,

    ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290,

    ст. 3291; 2007, N 1 (ч. I),

    ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46,

    ст. 5554; N 49, ст. 6075; N 50, ст. 6239;

    ст. 6244; ст. 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. I), ст. 3616.

    *(2) Зарегистрирован

    2002 г., регистрационный N 3417, с

    изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 апреля 2003 г. N 125, зарегистрированным Минюстом России 8 июля 2003 г., регистрационный N 4879, и приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. N 27, зарегистрированным Минюстом России 22 ноября 2004 г., регистрационный N 6129.

    *(3) Пункт 3.4 приложения N 14 к Федеральным авиационным правилам "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 50.

    Приложение N 1.

    Термины и определения

    Используемые в Правилах термины имеют следующие значения:

    Бортовое электронное оборудование. Любое электронное устройство, включая его электрическую часть, предназначенное для использования на борту воздушного судна, в том числе радиооборудование, система автоматического управления полетом и приборное оборудование.

    Вертолет. Воздушное судно тяжелее воздуха, которое поддерживается в полете в основном за счет реакций воздуха с одним или несколькими несущими винтами, вращаемыми силовой установкой вокруг осей, находящихся примерно в вертикальном положении.

    Вид воздушных судов. Классификация воздушных судов на основе установленных основных характеристик, например самолет, планер, вертолет, свободный аэростат.

    Возможности человека. Способности человека и пределы его возможностей, влияющие на безопасность и эффективность авиационной деятельности.

    Время наземной тренировки по приборам. Время, в течение которого пилот отрабатывает на земле имитируемый полет по приборам на тренажерном устройстве имитации полета, утвержденном уполномоченным органом по выдаче свидетельств.

    Время полета (налет) по приборам. Время, в течение которого пилот пилотирует воздушное судно исключительно по приборам без использования внешних ориентиров.

    Время полета планера. Общее время нахождения в полете на буксире или без буксира с момента начала движения планера при взлете и до момента его остановки по окончании полета.

    Второй пилот. Имеющий свидетельство пилот, который выполняет любые функции пилота, кроме функций командира воздушного судна, за исключением пилота, находящегося на борту воздушного судна исключительно с целью прохождения летной подготовки.

    Дирижабль. Летательный аппарат легче воздуха, приводимый в движение силовой установкой.

    Зачет. Признание альтернативного средства или полученной ранее квалификации. Квалификационная отметка. Запись, сделанная в свидетельстве или имеющая к нему

    отношение и являющаяся его частью, в которой указываются особые условия, права или ограничения, относящиеся к этому свидетельству.

    Командир воздушного судна под наблюдением. Второй пилот, выполняющий под наблюдением командира воздушного судна обязанности и функции командира воздушного судна в соответствии с методикой наблюдения, приемлемой для уполномоченного органа по выдаче свидетельств.

    Коммерческая воздушная перевозка. Воздушная перевозка, предоставляемая за плату. Контроль ошибок. Процесс обнаружения ошибок и реагирования на них с помощью

    контрмер, которые уменьшают или устраняют последствия ошибок и снижают вероятность ошибок или нежелательных состояний.

    Контроль факторов угрозы. Процесс обнаружения угроз и реагирования на них с помощью контрмер, которые уменьшают или устраняют последствия угроз и снижают вероятность ошибок или нежелательных состояний.

    Летное мастерство. Постоянное принятие правильных решений с использованием знаний, навыков и умений для выполнения целей полета.

    Медицинское заключение. Документ, подтверждающий соответствие его обладателя требованиям, предъявляемым к годности по состоянию здоровья.

    Налет с инструктором. Полетное время, в течение которого какое-либо лицо проходит летную подготовку на борту воздушного судна с пилотом-инструктором, имеющим соответствующее свидетельство.

    Планер. Воздушное судно тяжелее воздуха, не приводимое в движение силовой установкой, подъемная сила которого создается в основном за счет аэродинамических реакций

    на поверхностях, остающихся неподвижными в данных условиях полета.

    Подготовка по утвержденной программе. Подготовка, осуществляемая под контролем и по специальной программе, утвержденной Федеральным агентством воздушного транспорта.

    Полетное время; время полета - вертолеты. Общее время с момента начала вращения лопастей несущих винтов вертолета до момента полной остановки вертолета по окончании полета и прекращения вращения лопастей несущих винтов.

    Полетное время; время полета - самолеты. Общее время с момента начала движения самолета с целью взлета до момента его полной остановки по окончании полета.

    Полет по маршруту. Полет из пункта отправления в пункт прибытия по заранее запланированному маршруту с использованием стандартных навигационных процедур.

    Приборное время. Время полета по приборам или время наземной тренировки по приборам.

    Придание силы (свидетельству). Действие, в результате которого Российская Федерация вместо выдачи собственного свидетельства признает свидетельство, выданное другим государством - членом ИКАО, в качестве равноценного его собственному свидетельству.

    Самолет. Воздушное судно тяжелее воздуха, приводимое в движение силовой установкой, подъемная сила которого в полете создается в основном за счет аэродинамических реакций на поверхностях, остающихся неподвижными в данных условиях полета.

    Свободный аэростат. Воздушное судно легче воздуха, не приводимое в движение силовой установкой.

    Самостоятельный налет. Время полета, в течение которого пилот-курсант является единственным лицом на борту воздушного судна.

    Тренажер для отработки техники пилотирования. См. тренажерное устройство имитации полета.

    Тренажерное устройство имитации полета (тренажер). Любой из следующих трех видов устройств, с помощью которого на земле имитируются условия полета:

    тренажер, имитирующий условия полета, который обеспечивает точное воспроизведение кабины экипажа определенного типа воздушного судна, позволяющее имитировать реальные функции механической, электрической, электронной и других бортовых систем управления, обычную для членов летного экипажа обстановку и летные характеристики данного типа воздушного судна;

    тренажер для отработки техники пилотирования, который обеспечивает реальное воспроизведение обстановки в кабине экипажа и имитирует показания приборов, простые функции механической, электрической, электронной и других бортовых систем, а также летно-технические характеристики воздушных судов определенного класса;

    тренажер для основной подготовки к полетам по приборам, который оборудован соответствующими приборами и который имитирует обстановку в кабине экипажа, аналогичную обстановке во время полета воздушного судна по приборам.

    Угроза. События или ошибки, которые происходят вне сферы компетенции члена эксплуатационного персонала, повышают сложность эксплуатации и которыми необходимо управлять для поддержания допустимого уровня безопасности.

    Член летного экипажа. Имеющий свидетельство член экипажа, на которого возложены обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение служебного полетного времени.

    Экипаж, управляя самолётом, находится на связи с диспетчерами, которые отвечают за порядок движения самолётов и вертолётов. Всё воздушное пространство делится на зоны ответственности диспетчерских пунктов. И диспетчер руководит движением в рамках зоны ответственности своего пункта.

    Диспетчер аэродромного диспетчерского пункта составляет суточный план полётов, согласовывает его выполнение с другими службами, со своими коллегами из других аэропортов, (например, с АДП другого аэропорта). Он постоянно находится на связи с экипажами судов, следит за воздушной обстановкой. В некоторых аэропортах эти функции выполняет группа по взаимодействию.

    Диспетчер «Руления» контролирует движение по территории аэродрома.

    Диспетчера «Старта и посадки» руководят взлетающими и заходящими на посадку судами.

    Диспетчер «Круга» руководит движением в радиусе 50 км на высоте 2100 м и ниже (зона взлёта и посадки). Прилетающим он выдаёт разрешения на выполнение захода на посадку, а вылетающим - указания о первоначальном наборе высоты.

    Диспетчер «Подхода» руководит движением на высоте 2100-5700 м. Площадь охвата зоны круга - 90-120 км. от аэродрома. Он определяет очерёдность захода на посадку захода на посадку, интервалы.

    Диспетчер районного центра контролирует полёт на высотах 2100-17000.

    Диспетчер пункта местных воздушных линий - руководит полётом на высоте 1500 м и ниже в районе аэродрома.

    Диспетчер местного диспетчерского пункта - руководит полетом вдали от крупных аэропортов - на высоте 1500 м и ниже в пределах установленного района ответственности (обычно это площадь административного региона или его значительная часть).

    Диспетчер постоянно отслеживает воздушную обстановку с помощью специального монитора, учитывая метеоусловия, график движения судов и пр. Диспетчер постоянно находится на связи с экипажами судов и со своими коллегами из смежных зон ответственности.

    Самолёт - это слишком быстрый вид транспорта, чтобы диспетчер мог позволять себе медлительность. Например, в неожиданной ситуации он должен быстро рассредоточить самолёты на безопасное расстояние, принять решение о запрете на посадку (или наоборот) и т.д. К тому же на одного диспетчера может приходиться до 20 самолётов одновременно.

    Поскольку времени на долгое обдумывание обстановки нет, все действия диспетчера строго регламентированы.

    Работа диспетчера организована так, чтобы максимально снизить ошибки в управлении полётами. Помимо правил и инструкций в распоряжении диспетчера находится оборудование: мониторы, средства связи, сигнальные табло и пр. Также он получает информацию от метеослужб, пользуется справочной информацией. Каждый диспетчер знает, что его неверные решения могут привести к катастрофе и гибели людей. Высокая ответственность при большом объёме работы, высокая скорость решений - всё это означает повышенное нервное напряжение.

    Авиадиспетчер аэропорта в Майами уснул во время ночного дежурства, сообщает в субботу (16 апреля 2011 г.) Associated Press. Инцидент произошёл рано утром в субботу. Во время этого ночного дежурства в диспетчерской работали еще 12 человек, и один из них сообщил о заснувшем коллеге.

    Согласно предварительным результатам расследования, диспетчер не пропустил ни одного радиосигнала от самолетов, так что инцидент никоим образом не отразился на работе аэропорта. Однако заснувшего на посту диспетчера отстранили от работы.

    Подобное уже случалось в аэропортах Техаса, Невады, Теннесси и города Вашингтон. Несколько дней назад в США началась общенациональная проверка диспетчерских служб, а главный авиадиспетчер США Хэнк Краковски подал в отставку. Руководство Федерального управления гражданской авиации США уже заявило, что придётся отменить практику одиночных ночных дежурств и пересмотреть графики работы авиадиспетчеров.

    Плюсы и минусы

    Особенно тяжела в плане эмоциональной нагрузки работа диспетчера «Подхода».

    Профессия авиадиспетчера является одной из наиболее опасных и ответственных профессий, связанных с техникой и человеческими жизнями (с точки зрения психологии наибольший интерес представляет

    Диспетчерская служба работает круглосуточно, и диспетчеры несут свою вахту посменно. Это, как и нервное напряжение, можно отнести к недостаткам профессии. Однако эти трудности компенсирует чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы и осознание собственной незаменимости.

    Среди бонусов профессии - право на досрочную пенсию. Для мужчин - с 50 лет, для женщин - с 45 лет, если они проработали в службах непосредственного управления полётами не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет. (п.14 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 № 173 - ФЗ)

    Важные качества

    Стрессоустойчивость, высокое чувство ответственности, умение управлять своим вниманием. Необходимо хорошее здоровье (в том числе органов сердечнососудистой системы). Поэтому раз в 2 года авиадиспетчер проходит врачебно-лётную экспертную комиссию.

    Знания и навыки

    Как уже сказано, все действия диспетчера строго регламентированы. На каждую рабочую ситуацию имеются установленные правила, инструкции и сценарии поведения, и диспетчер обязан их знать. Он должен знать законы воздушной навигации, разбираться в авиационной метеорологии.

    Повышение квалификации происходит раз в 3 года, подтверждение действующего свидетельства авиадиспетчера производится, в зависимости от класса диспетчера, через 2 или 3 года. Кроме того, обязательным требованием, предъявляемым к авиадиспетчеру в настоящее время, является. 4 - обязательный уровень по шкале ICAO с 2011 года.

    Среднее профессиональное образование:

    • Красноярский авиационный технический колледж гражданской авиации,
    • Хабаровский филиал Красноярского авиационного технического колледжа

    Специальность «Управление движением воздушного транспорта»