В аэропорту Домодедово состоялся уникальный парад аэродромной техники, приуроченный ко дню воздушного флота России. Впервые праздничной колонной прошли самые разнообразные машины, которые обеспечивают функционирование аэропорта. Без этих машин не летали бы самолеты.
Всего в парке специализированной техники аэропорта более 200 различных машин, самые интересные из них были представлены на параде.

2. Водная арка, которой встречают технику, — знак особой почести. Обычно так встречают самолеты новых авиакомпаний, открывающие новые маршруты. На этот раз водной арки удостоились настоящие работяги, труженики аэродрома.

3. Первой машиной по праву едет автомобиль сопровождения с надписью Follow me на табло.

4. Про эти машины я недавно опубликовал большой репортаж . Но для самых любознательных я опубликую краткие описания всех видов техники.


Машины сопровождения воздушных судов (ВС) «follow me car» используются для обеспечения безопасного лидирования ВС согласно заданному маршруту. Расстановка и руление ВС на перроне Московского аэропорта Домодедово производится по заранее утвержденным маршрутам. В парке спецтехники аэропорта Домодедово в настоящее время работают 12 машин сопровождения ВС марки Skoda Fabia.

От обычного легкового автомобиля эта техника отличается специальной окраской и светодиодным табло. Каждая машина обеспечена двумя радиостанциями (авиационного и внутриаэропортового диапазона), комплектом оборудования, управляющего информационным табло (для подачи визуальных команд экипажу лидируемого ВС), блоком навигационного оборудования и проблесковыми маяками. За день машины проезжают несколько сотен километров.

Сопровождение воздушного судна машиной производится в следующих случаях: по требованию экипажа; при видимости менее 400 метров; в ночное время; при отсутствии видимости разметки; при сопровождении самолетов иностранных авиакомпаний и в некоторых других случаях.

5. Самоходный трап с электродвигателем TLD Green BBS-580.


Самоходные трапы TLD Green BBS-580 приобретены в рамках программы воздушной гавани по переходу на использование наземного оборудования и специальной техники на электрической тяге. В настоящее время в Домодедово используются 18 подобных машин.

В конструкции самоходных трапов TLD Green применен ряд современных решений, таких как аккумуляторные батареи повышенной производительности, позволяющие эксплуатировать его без подзарядки на протяжении стандартной рабочей смены, и специальные датчики безопасности, блокирующие движение трапа во время нахождения на нем пассажиров. Для комфорта авиапутешественников предусмотрена яркая светодиодная подсветка, а также особое противоскользящее покрытие ступеней.

Состоящий из двух телескопически соединенных секций трап способен обслуживать все типы современных ВС с высотой пассажирской палубы от 2,2 до 5,9 метров. Механизмы самоходного трапа выдерживают нагрузку до 5 920 кг (одновременно на нем могут находиться около 70 человек), что позволяет повысить скорость посадки и высадки пассажиров. Новые машины оснащены надежным электрическим приводом и специальной гидравлической системой, обеспечивающей устойчивость трапа и плавную регулировку лестницы по высоте. Спецтехнику можно бесперебойно эксплуатировать в сложных климатических условиях в зимний период.

Всего на сегодняшний день парк аэродромной техники Московского аэропорта Домодедово насчитывает 73 пассажирских трапа различных модификаций, среди которых более половины машин оснащены электродвигателями. Заботясь об окружающей среде, воздушная гавань планирует и дальше проводить программу расширения парка «зеленой» техники и внедрения самых современных экологичных технологий.

6. Аэродромный тягач SCHOPF F396С. Про него тоже есть .


Аэродромные тягачи - самые сильные работники аэропорта. В Домодедово трудятся 22 тягача, включая два «тяжеловеса» SCHOPF F396C. Эта небольшая с виду машина может буксировать ВС с максимальной взлетной массой до 600 тонн, включая и самый большой в мире пассажирский авиалайнер. Рабочий вес SCHOPF F396C варьируется от 45 до 70 тонн. Мощность двигателя 300 кВт (408 л.с.), полный привод и коробка-автомат. Для облегчения работы оператора в кабине SCHOPF F396C установлены кондиционер и парктроник с камерой заднего вида, а для улучшения обзора водителя кабина тягача может приподниматься или опускаться.

Также используются тягачи SCHOPF F59 — универсальные аэродромный тягачи с полным приводом, предназначенные для военных и гражданских воздушных судов с максимальной взлётной массой до 70 тонн. Опционально устанавливаемая подъёмная кабина обеспечивает отличную видимость при работе на аэродроме и в ангарах. В Домодедово имеется 15 таких тягачей.

7. Кейтеринговый автолифт. Эти автомобили доставляют на самолет бортпитание и не только его.


Кейтеринговый автолифт Mаlaghan CT8000
С помощью автолифтов на борт доставляется питание и различные расходные материалы, например, бумага, салфетки, освежители воздуха и т.п. Основное отличие этого автомобиля — подъемный механизм типа «двойные ножницы» с диапазоном обслуживаемых высот от 3 до 8,4 метра. Это почти на три метра выше, чем у других, аналогичных по назначению механизмов. Только с помощью этих автолифтов возможно доставить необходимый груз на высоту второй палубы Airbus А380. На сегодня в Домодедово два подобных лифта.

Malaghan CT6000
На данном типе автомобиля установлен подъемный механизм с диапазоном обслуживаемых высот от 1,4 до 5,6 метра. Таким образом, автолифт запросто может обслуживать такие ВС, как CRJ-100. Минимальная высота обслуживания этой техники - 1,4 метра, это почти на метр ниже, чем у других, аналогичных по назначению машин. Автолиф обслуживает такие ВС, как: Воeing-737, Вoeing-777, Аirbus А310 и др. Аэропорт Домодедово располагает двумя малыми кейтеринговыми автолифтами.

8. Перронный автобус. .


Перронный автобус Neoplan Vision Neoplan Airliner

Автобусы оборудованы пандусами для пассажиров, передвигающихся на колясках. Необычно, что выхлопные газы выводятся в сторону, противоположную открытию дверей. «Умный автобус» оборудован специальной системой, которая позволяет водителю контролировать посадку и высадку пассажиров без участия дополнительного персонала. Для этого водителю достаточно провести рукой по сенсорному экрану, установленному снаружи рядом с дверью. Система не даст закрыть дверь при наличии любых помех, а также блокирует движение автобуса, если хотя бы одна дверь открыта или закрыта не полностью. Новые автобусы Neoplan оборудованы климатической системой, которая создает комфортные условия для пассажиров особенно в летний период. Габариты салона (3 метра в ширину и более 14 метров в длину) сделали эту модель более комфортной и просторной для путешественников. Для пассажиров с ограниченными возможностями установлен автоматический пандус.

Дизайн перронных автобусов футуристичен: колеса «спрятаны» под боковой «юбкой» так, что их почти не видно. Благодаря этому дизайнерскому решению создается впечатление, что автобус «парит» над перроном. На службе в аэропорту 34 подобных автобуса.

9. r, машина для противообледенительной обработки поверхностей самолетов. Этим уникальным машинам я посвятил пару репортажей и даже выложил из кабины деайсера.


Это самая «высотная» аэродромная техника Домодедово. Специально разработанная стрела может поднять кабину оператора на высоту более 15 метров над землей, а форсунку распылителя выше, чем на 23 метра. Это дает возможность применять The Elephant® Beta-15 DeIcer для обслуживания самых больших типов ВС. Машина оборудована осветительным фонарем (он находится на конце манипулятора), что позволяет вести обработку ВС в темное время суток.

Гидравлическая система машины очень гибкая и подвижная, она сконструирована так, чтобы можно было удобно и быстро обрабатывать поверхность ВС как по горизонтали, так и по вертикали. Продолжительность деайсинга зависит от таких факторов, как, например, тип ВС, а также степень обледенения борта. Среднее время противообледенительной обработки составляет 5-7 минут.

10. Тягач для доставки багажа.

В аэропорту Домодедово используется два типа тягачей для доставки багажа Toyota 02-ТД25 и Still R07-25.

Представленный на параде тягач Toyota 02-ТД25 предназначен для доставки багажа на перроне. Имея трехметровую длину и высоту около 2 метров, данный автомобиль может одновременно буксировать груз весом до 25 тонн. В настоящее время в аэропорту 22 подобных тягача.

Кроме этого, в аэропорту есть 19 электротягачей Still R07-25, которые предназначены для транспортировки грузов в зоне сортировки багажа.

11. Самоходный ленточный транспортер.


На данный момент в эксплуатации Московского аэропорта Домодедово используются 10 самоходных ленточных транспортеров. В ближайшее время парк пополнится еще 9 единицами подобной техники. Самоходные ленточные транспортеры служат для транспортировки багажа груза и почты. Они способны обслуживать все типы современных воздушных судов с высотой багажно-грузового отсека до 4,3 метров. Механизмы самоходного ленточного транспортера при разгрузке багажа, груза и почты выдерживают общую нагрузку на ленту до 1000 кг. Скорость ленты достигает 30м/мин, что позволяет обеспечивать погрузо-разгрузочные работы на высоких скоростях.

Помимо этих машин в парке спецтехники Домодедово есть еще 35 прицепных ленточных транспортеров.

12. Топливозаправщики ТЗА-45 Mercedes Actros 2032 и ТЗА-18 Mercedes Aхor-1828. Хотите знать,


На сегодняшний день в аэропорту Домодедово эксплуатируется 31 единица топливозаправочной техники: топливозаправщики и заправочные агрегаты. Данная техника способна обеспечить топливом любой тип отечественных и зарубежных воздушных судов. Парк топливозаправочных машин воздушной гавани позволяет производить заправку кондиционным авиатопливом порядка 470 воздушных судов в сутки.

Имеющиеся в аэропорту Домодедово топливозаправщики были специально разработаны по заказу воздушной гавани. Большинство машин сконструированы на базе Mercedes-Benz.

В воздушной гавани имеются топливозаправщики вместимостью от 18 до 60 кубических метров. На параде представлен автомобиль вместимостью 45 кубических метров и низкопрофильный топливозаправщик вместимостью от 18 кубических метров, который осуществляет заправку в крыло среднемагистральных самолетов типа Аirbus A319 и Airbus A320 без применения дополнительных приспособлений.

В аэропорту Домодедово регулярно проводится обновление и пополнение парка топливозаправщиков и заправочных агрегатов. Все закупаемые средства заправки сконструированы с использованием двигателей экологического стандарта ЕВРО-4.

14. Техника для очистки взлетно-посадочной полосы (ВПП) и перрона.


Shmidt TJS-630

Прицепная плужно-щёточная машина TJS-630 - наиболее мощная и габаритная техника. Она предназначена для уборки ВПП и рулежных дорожек (РД) от снега. За период от 15 до 30 минут отряд из 16 машин выстраивается в ряд, перекрывает ВПП на всю ширину и за один проход полностью очищает полосу.

Компактная плужно-щёточная продувочная машина Schmidt CJS-914 по своим возможностям ничем не уступает прицепной технике и также позволяет проводить уборку от снега и мусора искусственных поверхностей аэродрома. Её основное отличие от прицепной заключается в том, что всё оборудование устанавливается на базе тягача и позволяет работать на перроне в условиях ограниченных площадей и между стоянками самолётов. Благодаря своим габаритам, данная машина является одним из самых эффективных средств в работе по содержанию аэродрома.

На вооружении аэродромной службы аэропорта стоят 6 единиц CJS-914. Максимальная скорость движения автомобиля во время уборки может достигать более
50 км/ч.

15. Тракторы Valtra

Техника задействуется для работ по очистке ВПП и всех прилегающих территорий аэродрома. Благодаря техническим особенностям, тракторы эффективно используются для быстрой сколки льда в зимний период и для выравнивания подъездных грунтовых дорог в летний. Кроме того, машины имеют специальный сертификат соответствия, позволяющий проводить аэродромно-уборочные работы на ВПП.

По заказу аэропорта часть машин Valtra N121 была оснащена фронтальными погрузчиками, предназначенными для сбора снега и гравия. Все имеющиеся в аэропорту модели тракторов оснащены надежными двигателями AGCO Power и работают с малым радиусом поворота, что имеет большое значение при выполнении работ в ограниченном пространстве.

В Домодедово используется 16 тракторов Valtra.

16. Машина для замера коэффициента сцепления. Про нее я писал в репортаже

Для замера коэффициента сцепления применяется специальный механизм - прицепная тележка ASFT T-5 Trailer CFME.

Принцип измерения коэффициента сцепления основан на электромеханическом подтормаживании измерительного колеса, что позволяет поддерживать заданный процент проскальзывания вне зависимости от состояния летного поля (наличие на покрытии льда, снега, воды, загрязнений и т.п.). Таким образом, происходит имитация режима торможения шасси любого типа ВС.

В распоряжении аэропорта три таких машины.

17. После прохода специальной техники, к ней присоединились пожарные машины.

18. Спецтехника выстроилась на перроне. Здесь можно было познакомиться поближе с этими удивительными машинами.

19. Сотрудники аэропорта ответили на все вопросы и продемонстрировали возможности техники.

20. Удивиться есть чему, особенно, если видишь эту технику впервые.

22. Работа кейтерингового автолифта.

23. Самый эффектный экспонат — деайсер.

24. Обработка крыла.

25. Можно было подняться на борт самолета, где всех встречали Наталья и Екатерина.

26. Можно было даже заглянуть в кабину Airbus и познакомиться с пилотом.


Андрей в небе уже 25 лет. Из них почти десять в авиакомпании «Сибирь». До этого был военным летчиком, летал на Ил-76.

27. Я думаю, что никто не расстроится, если репортаж о специальной технике я закончу фотографиями бортпроводниц.

28. Счастливого полета! И помните, чтобы ваш самолет поднялся в воздух, пара сотен машин должны круглосуточно работать на аэродроме. Спасибо тем, кто летает в небе, и тем, кто помогает летать на земле!

Большое спасибо пресс-службе аэропорта Домодедово за организацию парада и предоставленные материалы. Также хочу поблагодарить сотрудников авиакомпании «Сибирь» за самое активное участие.

И еще раз поздравляю всех с праздником. С днем воздушного флота!

Подписывайтесь на журнал ! Впереди много интересного.
Также я есть

Предыдущие части:



О самых интересных мероприятиях обычно узнаёшь случайно. Так случилось накануне. На одном из сайтов рассказали про необычную выставку, которая проводилась в Государственном музее Авиации. Я там уже был год тому, в 2013м. Тогда там тоже была . В этот раз выставка длилась всего три дня, с 13 по 15 июня. К счастью, успел посетить в последний день работы.

Не так часто бывают интересные зрелища, чтоб их пропускать. Много автомобильных выставок в этом году отменили. Поэтому ни прохладный летний день(!) с вероятностью дождя, ни простуда, ни отвратительное настроение не помешали поездке. Тем более, всё равно собирался в Киев (чтоб посетить Детскую железную дорогу).


1. Аэродромный пожарный автомобиль на базе ракетовоза МАЗ-7310 «Ураган» или МАЗ-543. Этот экспонат выставки был передан в первый день показа в Государственный музей авиации.

Выставка аэродромной спецавтотехники посвящена юбилею — 90-летию международного аэропорта «КИЕВ» (экс - Жуляны). Проходила она на территории Государственного музея авиации при Национальном Авиационном Университете. Цель такой необычной выставки — познакомить посетителей со сложной, важной и невидимой для обычных граждан, специальной автомобильной и самоходной техникой наземной аэродромной службы. Это и цистерны-топливозаправщики, цистерны-маслозаправщики, пусковые агрегаты, погрузчики, самоходные трапы, тягачи, перронные автобусы. А также машины цивильных служб — пожарные, уборочные (поливомоечные, подметальные, снегоуборочные). Среди них есть немало легендарных авто. Например, это пожарный МАЗ.

Выставка обещала быть интересной. А чтоб не прогуливаться в одиночестве, пригласил tavalex2007 .

Подходим к кассе и тут шок! Где-то нашёл информацию, что билеты по 30 гривень. А тут, бац, расценки!


2. Билет 50 гривень. Плюс — 10 грн. за фотосъёмку. Плюс — дорога 2х10 грн.(маршрутки неделю тому подорожали). А лишних с собой при себе не было. Посчитал, что дорогая экскурсия получится. Денег может не хватить не только на второй пункт поездки; но и появлялась перспектива идти домой пешком.

Друг сказал, что раз уж пришли не возвращаться же? Поскрёб по сусекам — вроде впритык, но денег должно хватить.
Сейчас посмотрел прошлогодние отчёты с Музея авиции. Билеты тоже были по 50 грн. Аж полегчало.


3. Аэродромная техника расположилась на выставочной площадке музея, возле взлётно-посадочной полосы.
С утра людей было не много. Так что можно было нормально пофотографировать.

Друг в Музее авиации был впервые. Поэтому сперва слегка прогулялись между самолётами и вертолётами. Я уже музей видел. Экспозиция немного поменялась: одинаковые вертолёты убрали, кое-что отреставрировали.


4. У входа на выставку — два самоходных трапа «Giraffe». Одинаковые, поэтому покажу одиного.
Как узнал название?


5. Да вот же пропуск! (Музейщики могли бы прикрыть бумажками.) На некоторых машинах даже были номера. Поэтому на фотографиях их заретушировал.
Пояснительные бумажки были прикреплены в разных, непредсказуемых, местах. Так что некоторые машины пришлось опознавать по интернету. Либо по талонам.

Насчёт экспонатов: основное внимание уделили автомобилям (грузовикам). Хорошо, что выставка преимущественно из автомобильной техники и состояла. Всяческие самоходные агрегаты, тракторы, электрокары и прочие пепелацы фоткал постольку-поскольку.

Сначала о неинтересном (хотя кому как) — трапы, прицепы, автокары, тракторы, подметально-уборочные микромобили. То, что назвать автомобилями сложно.


6. Аэродромно-уборочная машина ДЭ-224 (на базе одноосного (!) скрепера МоАЗ-546П).
Выпускалась в 1975-1979 годах. Всего построили 20 таких машин.

Между прочим, у этой штуковины два двигателя!


7. Трапы.


8. Самоходный трап фирмы JBT AeroTech. Чё за модель не знаю.


9. Тележки-прицепы.


10. Самоходный трап для багажа.


11. Забавный микромобиль. Тягач АТК для буксировки тележек-прицепов.


12. Вакуумно-подметальная машина Nilfisk RS 502


13. Грузовой электрокар без названия.

Некоторые тарантайки затесались среди грузовиков. Как этот "ламповый", советский снегоуборщик.


14. Снегопогрузчик КО-206. Советские школьники такую технику помнят.


15. Ёщё одна неведомая тарантайка, стоявшая между грузовиками, повергла в шок. Где у неё перед, где зад?
С одной стороны — сопло-рассеиватель. С другой — передняя часть от трактора «Беларусь». Не поймёшь - автодорожная техника, авто или трактор.

Так и не понял с какой стороны его фоткать и для чего он предназначен. Видимо, снегоуборщик.


16. Были и трактора. Снегоуборочный трактор Т-701.


17. Трактор Т-150К (слева).

Ну а теперь — самое интересное. Автомобили.
Сперва — современная аэродромная спецавтотехника.


18. Композиция «Обслуживание самолёта».


19. Аэродромный топливозаправщик ТЗА-7,5 (на базе МАЗ-5334).


20. Топливозаправщик — вторая популярная разновидность грузовика МАЗ-5334 (после самосвала).


21. Аэродромный автомобиль сопровождения Chevrolet Niva.
Номера предусмотрительно закрасил на фото.


22.


23. Аэродромный тягач самолётов Goldhofer AST-3.
Их бывает две версии. Какая эта - не знаю.


24. Деайсер (anti-icing) EFI 2000 (на шасси Volvo FE 240).
Машина предназначена для чистки корпуса самолётов от снега и наледи. Их на выставке аж два было.


25. Ещё один деайсер (anti-icing) EFI 2000 (на шасси Volvo FE 240).


26. Оба EFI 2000 (на шасси Volvo FE 240).


27. Японский деайсер на шасси Isuzu FVR 900.


28. Универсальная машина подогрева, подачи питания и обогрева. Думаете, она на шасси TATA?


29. Не угадали! Оказывается, это украинский клон — БАЗ-Т713.13.
Я сам удивлён, что ТАТы выпускают под маркой БАЗ.

Переходим к старинным машинам.
Показываю машины по моделям, а не по разновидностям техники по назначению.


30. Установка воздушного запуска УВЗ-4 (УАЗ-452).
Страшнющий!


31. Цистерна для перевозки воды АЦПТ-4,1(130) (на шасси ЗИЛ-130).


32. Автолифт для доставки продуктов на борт АЛ-3 (на шасси ЗИЛ-130Г). (По крайней мере, так написано.)
Это удлинённая версия ЗИЛ-130.


33. Уборочно-поливомоечная машина КО-829 (?) (на шасси ЗИЛ-130).
Хотя с идентификацией модели могу ошибаться.


34. Аэродромный пусковой агрегат АПА-35/30-130 (ЗИЛ-130).

Ещё один ЗИЛ-130. Но какой!


35. Перронный автобус АППА-4 + тягач ЗИЛ-130В1.


36. Детвора внаглую взбирается на грузовик. Куда только родители смотрят?


37. Взрослым тоже интересно.


38. Можно даже зайти в салон.
Вот удивился! Думал, что в перронных автобусах сидений нет.

Переходим к другим маркам.


39. Аэродромный пожарный автомобиль АА-60 (МАЗ-7310 «Ураган» (или МАЗ-543))
Четырёхосный 8х4. Пожарный автомобиль на базе ракетовоза.


40. Такие на обычных дорогах не ездят. Но известные многим с детства по картинке из советского букваря .


41. оО! Сзади ещё круглые фонари.


42. Пожарный автомобиль АА-60 на шасси МАЗ-7310 «Ураган».

А это снова современная техника.


43. Аэродромная уборочная машина АСВ-4000 (МАЗ-5434).


44. По-сути, это уборочно-подметальный автопоезд.

Два уборочных брата МАЗа.


45. Поливомоечно-уборочная машина на шасси МАЗ-5337.
Название модели не известно.


46. Пескоразбрасывающая машина на базе МАЗ-5337. На бумажке написано МДК, но полное название модели на фото не разглядеть.


47. Маслозаправщик МЗ-66 (ГАЗ-66).


48. Аэродромный пусковой агрегат АПА-80 (ЗИЛ-131).


49. Вроде тоже пусковой агрегат ЗИЛ-131.


50. Машина для обогрева авиации УМП-350-131 (ЗИЛ-131).


51. Аэродромный пусковой агрегат АПА-100 (на шасси УрАЛ-4320).


52. Шнекороторный снегоочиститель «Амкодор-9531» на шасси длинноносого УрАЛ-4320.
Фары на крыше. Мотор в кузове (под капотом нет двигателя!).

Авиация на сегодня самый быстрый и во многом наиболее удобный вид транспорта для перемещения на большие расстояния.
И не секрет, что для обеспечения полета каждого самолета задействуется довольно большое количество сил и средств.
Важным звеном авиаперевозок являются аэропорты — от самых маленьких до огромных международных хабов.
И в каждом из них жизнь похожа на муравейник. Просто муравейники тоже разные по размерам и количеству в них рабочих муравьев.
Такими рабочими муравьями в каждом аэропорту является огромный парк техники — перонные автобусы, тягачи, трапы, деайсеры, снегоочистители, топливозаправщики, пожарные машины и др. Все они в круглосуточном режиме суетятся на взлетно-посадочных полосах и в ангарах для обеспечения скорости обслуживания самолетов и обеспечения безопасного полета для пассажиров.
О некоторых рабочих муравьях, которые находятся на службе в аэропорту сегодня, и будет мой рассказ

2. Стоя в терминале практически любого аэропорта в ожидании посадки на свой рейс, мы часто наблюдаем работу тех или иных машин на взлетно-посадочных полосах или рулежных площадках. Наиболее часто это передвижение различных легковых автомобилей технических служб, а также очистка полосы от снега или льда.
Любые погодные осадки для аэропорта являются потенциально опасным фактором, который необходимо максимально быстро и эффективно устранять.
Именно поэтому во время снегопада, а также после него снегоуборочная техника на взлетно-посадочной полосе работает практически без остановки.
Какой бы ни была погода, асфальтное покрытие должно быть чистым и обеспечивать достаточный уровень сцепления при взлете, посадке и рулежке авиалайнера.

3. Для уборки больших массивов снега при сильных снегопадах используется машина-шнекоротор. Ее устройство позволяет, не повреждая бетонное покрытие, быстро и эффективно удалять большие массы снега за короткий промежуток времени. Специальные поддерживающие колеса и нижняя лыжа располагает шнекоротор максимально близко к земле.

4. Выброс снега происходит из боковой улитки на расстояние около 50 метров. Таким образом быстро удаляется снег с полосы, а затем грейдеры (как на фото №2) уже сметают снег, а грузовики его вывозят.

5. Еще одним крайне важным рабочим муравьем в зимнее время является деайсер — машина для противообледенительной обработки, которая наносит на фюзеляж самолета специальную противообледенительную жидкость на основе спиртов. Противообледенительная обработка нужна для того, чтобы не замерзали закрылки и другие подвижные элементы фюзеляжа во время взлета, посадки и полета. Процесс ведется в полуавтоматическом режиме – около форсунок ПОЖ имеются ультразвуковые радары, которые контролируют расстояние до фюзеляжа и в критический момент останавливают штангу с форсункой. Сначала удаляют остатки льда, а затем наносят противообледенительную жидкость.

6. Деайсер, несмотря на внешнюю «обычность», фактически является компьютерным монстром — за его работу отвечает пять различных встроенных компьютерных систем.
Для обработки одного авиалайнера типа Boeing 737-500 обычно требуется от 400 до 700 литров противообледенительной жидкости.
Стоимость одной такой машины, со слов представителя технической службы международного аэропорта Сургут, составляет около 20 миллионов рублей (примерно 650 тыс. долларов)

7. Взлетно-посадочную полосу нужно содержать в идеальном состоянии не только зимой, но и в любое другое время года. Для этих целей есть машина, сочетающая в себе функции мойщика, полотера и подметальщика

8. Сегодня ни один международный аэропорт не обходится без аэродромного тягача. Этот невысокий, но мощный и злобный гном способен буксировать самолеты весом в 60 тонн и больше.

9. Белые плиты на корме буксировщика — утяжелители.

10. Пожарная техника в аэропорту всегда находится в боевой готовности, ведь в случае возникновения пожара счет идет на секунды

11. Обратите внимание, в кабине пожарного автомобиля находятся готовые к моментальному реагированию люди. Все машины обязательно оснащены мощными водяными пушками

12. Залив топлива в самолет осуществляют специальные автомобили — топливозаправщики. Известно, что во время полета самолет потребляет достаточно большое количество топлива — от 700-800 литров в час для небольших моделей до нескольких тысяч литров в час для крупных авиалайнеров. Кроме того, на борту самолета должен быть достаточно большой запас топлива на случай различных непредвиденных ситуаций — полет в другой аэропорт в случае отказа аэропорта назначения принять борт по различным форсмажорным причинам (погодные условия, аварии и др), дополнительное нахождение в воздухе в ожидании команды на посадку и т.д.
Современные топливозаправщики имеют емкость топливных цистерн 10 и более тысяч литров и обеспечивают точную дозировку заливаемого топлива.

13. Наполнение цистерн топливозаправщиков происходит на специальном топливном складе, где осуществляется контроль за качеством топлива, а также введение в него специальных присадок в зависимости от различных текущих потребностей.

14. Для доставки пассажиров из терминала к самолету (при невозможности подачи самолета к телетрапу) используются специальные автобусы, называемые перонными.
Как правило, это низкопольные автобусы повышенной вместимости — более 100 человек

15. Для доставки пассажиров непосредственно в салон самолета используются различные виды самоходных трапов. Один из крупнейших мировых производителей трапов – французская компания Sovam. Самоходные трапы оснащаются двигателями Perkins, Deutz или VW. Минимальная высота стыковки – 2,2 м (Boeing 737), максимальная – 5,8 м (Airbus A340). Трап может выдержать до 102 человек.

16. Но современные аэропорты постепенно максимально переходят на использование специальных телетрапов, позволяющих пассажирам сразу попадать из терминала на борт самолета минуя улицу

17. На лицо и удобство, и безопасность

18. Еще одним интересным муравьем является автомобиль, обеспечивающий заправку самолета питьевой водой, а также ее слив после полета.
В автомобиле две емкости — одна со свежей водой, вторая — для несвежей воды. Когда самолет прилетает, питьевая вода, находящаяся на его борту, уже считается несвежей и подлежит сливу. Даже если самолет планируется к взлету через короткое время в обратный или другой рейс, воду на нем все равно заменяют на свежую

19. Закончив осмотр технического парка аэропорта Сургута, мы вновь вернулись на взлетно-посадочную полосу, где все также продолжала трудиться снегоуборочная техника, удаляя с покрытия медленно падающий снег…

20. Но каким бы мощным техническим парком не оснащались современные аэропорты, основные функции все равно выполняют обычные люди — управление этой техникой, логистику, коммуникации, диспетчеризацию и т.д…

Малая авиация, сверхлегкая авиация, частная авиация — это все термины одного понятия. Все они обозначают летательные аппараты, которые по массе, мощности, типу двигателя и вместимости пассажиров, похожи на легковые автомобили. Малая авиация — это в первую очередь одно- или двухместный самолет, легкий вертолет на 4 пассажира и к этой категории можно отнести автожир. Главная задача такой категории транспорта персональная транспортировка человека.

Что такое малая авиация?

Частная авиация захватывает мир. Привычный алюминий в каркасе летальных аппаратов сменили композитами из высокотехнологичных углеродных материалов. Из углеродной пленки, которая чем-то напоминает полиэтилен, изготавливают малые летательные аппараты, свертывая пленку во много слоев. В конечном итоге, обшивка летательного аппарата чем-то напоминает кокон. Самолет становится намного легче, что позволяет сильно сэкономить на топливе, а это, в свою очередь, сильно снижает стоимость перевозок.

Около 90% всех самолетов на земле работают именно в малой авиации, почти все из них классифицируют как полеты малых авиационных транспортов. Для примера, в США используется около 250 тысяч средств частной авиации. Для них специально выделены 5400 взлетно-посадочных полос, ангары, а также многое другое. Общий годовой доход с таких ЛА составляет около 50 млрд долларов.

Некоторые страны Европы (Ирландия, Англия и Германия) дают возможность после получения документа частного пилота, через некоторое время, при желании, может пилотировать и лайнер. Множество программистов, учителей, докторов и прочих, являются как раз линейными пилотами.

Малая авиация в России

В России термин «частная авиация» не определен ГОСТом, но при этом, учитывается, что самолеты с тягой до 500 кгс можно считать малой авиацией. При этом, число пассажиров не должно превышать 19 человек. Что касается вертолетов, то их показатели кгс, для малой авиации, находится в рамках 500-4500 кгс, а беспилотники могут иметь тягу до 8600 кгс. Для удобства, многие малые фирмы отдают предпочтению частным перелетам и командировкам посредством частной авиации.

Самолет

Самые популярные частные летательные аппараты в РФ – это Як-52 и Л-29. Стоимость перелетов в качестве пассажира составляет соответственно, 150 и 400-600 долларов за час полета.
Як-52 представляет собой спортивный самолет, для тренировок, моноплан с аэровыгодным низким крылом. Длина самолета составляет примерно 7.7 метра, размах крыльев – около 10 м. Вес пустого самолета составляет 1000 кг, а нагруженного – до 1200 кг. Самолет двухместный.
L-29 – также тренировочный самолет, с экипажем на двоих, размахом крыльев и длинной около 10 метров. Масса пустого Л-29 составляет 2200 кг.
На сегодняшний день популярностью пользуются Cessna 172 и Як-18. Стоимость Cessna 172 на данный момент около 1 500 000 рублей, а Як-18 обойдет в 2 200 000 рублей.

Вертолет

Кроме самолетов, можно себя побаловать еще и вертолетом Robinson, американского производства, но это обойдется в 600-700 тысяч долларов, а Ми-34 – в 400 000 долларов. Сверхлегкий самолет «Сигма», российского производства, который обладает довольно хорошим качеством и экономичностью, сейчас стоит около 55 000 евро, но если нужен шестиместный самолет «Эклипс», для перевозки бизнес-партнеров или просто экскурсионного полета, то за него придется выложить не менее 1.6 млн долларов, не включая топлива.

Автожир

Автожир представляет собой легкую платформу для перевозок, который при весе всего в 40 кг способен развивать скорость до 180-200 км\час за счет мощности до 140 л.с. Скорость обеспечивается легким двигателем ROTAX 793 на водном охлаждении. Аппарат внешне похож на вертолет, имеет закрытую кабину, а сам ЛА можно поддать модификации, как вариант – смена двигателя. Автожиры взлетают с разбега 10-50 метров. За счет несущего ротора, подъемная сила довольно существенна и в отличии от вертолета, винт направлен против движения, принимая роль крыла с положительным углом атаки. Есть несколько вариантов винтового движка, но от этого не будет зависеть диаметр винта, двигатель просто будет влиять на грузоподъемность. Этот компактный аппарат может совершать посадку везде в России из-за малых габаритов, а стоимость аппарата такова, что его может купить даже не богатый человек.

Паралеты и дельталеты

Паралет и дельталет это примерно похожие конструкции, основная часть, где находится пилот и двигатель и у того и у другого ЛА одинаковы, сваренная из труб тележка, с установленным креслом пилота и колесами, закрепленным на ней мотором и органами управления. К мотору крепиться воздушный винт, который и движет всю конструкцию в воздушном пространстве. Сама рама в полете опирается, либо на полужесткое дельтовидное крыло, которое состоит из каркаса дюралевых трубок, обтянутых воздухонепроницаемым материалом, либо на бескаркасное крыло — парашют. Паралет и дельталет — это конструктивно элементарное средство для полетов. Особенность данных ЛА заключается в легкой разборке, упаковке и малом объеме в сложенном состоянии, а также в малом весе, делает их непривередливыми к взлетно-посадочным поверхностям, к хранению и обслуживанию. По факту хватит обычного гаража для обслуживания и хранения паралетов и дельталетов.

Сегодня много конструкторских бюро работают в области сверхлегкой авиации. В России есть целая база и уже подготовленная для способствования внедрения и развития малой авиации в стране. Эта база создана на основе самарского аэрокосмического университета. Выпускники СГАУ образовали передовую авиационную сферу в Самарской области — Конструкторское бюро Аэросамара, (бывшее студенческое конструкторское бюро летательных аппаратов СКБ ЛА СГАУ) , на собственном производстве создают и собирают уникальные аппараты.

Оформление ЛА

Для оформления самолета необходимо обзавестись разрешением и лицензией на эксплуатацию летательного аппарата. Стоимость оформления бумаг стоит около 1 млн рублей, кроме того, придется подождать от месяца до года для полного оформления разрешения. Свидетельство выдается после прохождения всех что не есть инстанций на 2-5 лет. После этого, судно следует заново перерегистрировать, проходя оформление по новой.

В США, к примеру, вертолет можно оформить за 2-3 дня, без последующего переоформления.

Полета на частных транспортирных средствах

Современные перелеты в России

На данный момент есть возможность избежать пробок в Москве, заказав свой личный маленький самолет. Формально, никаких ограничений нет для оформления персонального самолета в любой авиационной организации для гражданских. На данный момент в РФ нет возможности купить ЛА, как в автосалоне, но это все возможно сделать через посредников. Отечественные самолеты ЛА не дорогие, но уступают в качестве и надежности, зарубежной технике. Лучшие самолеты в России для частных перевозок – это А-33, Л-42, ЛА-8 и Су-31. Из-за дороговизны сертификации.

Следующий важный вопрос: каким образом можно получить необходимы качественный сервис и обслуживание на аэродроме?

В России пока слабо развита инфраструктура, она сильно уступает мировым стандартам. Кадровый кризис а авиации, малое количество полигонов, отсутствие нужных дополнительных запчастей и слабость ДОСААФ плохо влияет на развитие частной авиации.

Полеты в ЕС и США

В Европе и США легкая или малая авиация воспринимается также обыденно, как и автомобильные переезды. Получаешь права, лицензию, проходишь технических осмотр, проверка бензина, покупка карты и можно лететь по делам, либо же просто так, для отдыха. Перед вылетом необходимо сообщить летчику метеоситуацию, сделать запись в журнал аэродрома из которого совершается вылет, записать и сообщить точку назначения, после чего можно спокойно совершать полет.

В Европе и США полеты становятся все более доступнее, количество полетов растет, вместе с этим, возрастает интерес к бизнесу, в который инвесторы вкладывают свои средства. Основные клиенты малой авиации – это люди среднего класса, а не только высшие слои населения. Ежегодный оборот США только с малой авиации составляет около 80% от всех авиаперевозок.

Малая авиация в Европе и Штатах – это подготовка авиационных курьеров-профессионалов. Авиационная история каждого человека стирается и не сохраняется вовсе, кроме того, никто не платит никаких налогов за полеты. Если взять, к примеру, Литву и Беларусь, то это страны недавно перешли на европейский уровень малой авиации. Благодаря европейским стандартам, частная авиация там начала развитие полным ходом.

Считается, что необходим пробный экспериментальный проект прогрессивной правовой базы и малоавиационных узлов, которые реализуют возможность развития малой авиации и в Российской Федерации, хотя бы в нескольких крупных городах.

Как летают в ЕС

Одна из специальных школ в Ирландии, которая была организована бизнесменами, имеет в своем штате 6 сотрудников. В этой школе проходят подготовку теоретической и практической базы авиационных полетов. Некоторые из людей, могут освоить полеты с помощью интернета или же купленных специальных книг, особенно, если они закончили качественную подготовку в колледже. Система теоретического обучения почти такая же, как в физтехе. Свобода в пути, жесткость требований и экзамены дадут возможность открыть для себя небо, после прохождения экзаменов.

Персональные, элитные школы высшей летной подготовки в США обучают как линейных пилотов, так и пилотов лайнеров, которые используют для перевозки грузов и пассажиров на «Эйрбасах» или «Боингах». Стать линейным пилотом сейчас довольно просто. Получив документ, удостоверяющий человека как частного пилота, есть возможность налетать в персональных целях «часы» и затем получить возможность увеличиваешь свое время налета до 200 часов. После прохождения экзаменов всегда есть возможность взять право на работу инструктором в авиационном клубе.

С этого момента уже не нужно тратить собственных денег на подготовку и налет часов. Если заинтересованный пилот налетает 500 часов, то он может стать уже даже коммерческим пилотом. При желании, можно сдать экзамены на пилотирование самолетов с большим экипажем и стать уже вторым пилотом авиалайнера. Всего этого легко можно достичь, совмещая любую профессию с авиаполетами и двигаться параллельно по двум карьерным лестницам. Десятки и сотни врачей, программистов, ученых и учителей имеют возможность управлять малыми или даже крупными летательными аппаратами, бизнесмены или дипломаты же, чаще предпочитают именно частные перелеты на малых самолетах и вертолетах.

Реалии полетов на малых ЛА в РФ, обучение рядовых граждан управлению ЛА

Иллюзорная легкость. Полет, только для ознакомления, с инструктором, в течении 20-30 минут, что включает в себя только базовую информацию, стоит как минимум 5000 рублей. Сэкономить на первом полете можно с помощью специальных купонов или на акциях. Руль ученику в руки сразу не дадут, минимум, что разрешит ему инструктор – это подержать штурвал в руках. Многие люди хотят испытать это ощущение во-второй раз. На это и расчет, чтоб клиент вошел в азарт и захотел продолжить тренировки снова, чтобы научится управлять самолетом самому. Тем, кто «подсел» на полеты приходится много платить, особенно на этапе обучения полетам.

Любительская авиация – удовольствие не из дешевых. На ближних Московских аэродромах за час полета берут не менее 8-10 тыс. рублей. В большинстве авиационных клубов стоимость часа налета зависит от многих факторов, к примеру, модели самолета, пролета воздушного судна за все время эксплуатации и так далее. Стоимость полета снижается при оплате сразу за несколько часов полетного времени.

Маленькое видео подготовки пилотов гражданской авиации, она нечем не отличается, кроме типа ЛА, от подготовки пилотов малой авиации.

К примеру, в «ЧелАвиа», где летают только на итальянских самолетах Tecnam, стоимость летного часа при оплате за всю практику (42 часа) примерно 8-9 тыс. рублей, а вот при плате от 10 часов и больше - 9 тыс. рублей за час. Новобранца в небо никто не пустит, в том числе с инструктором, даже на час. Максимальное время полета новичка составляет около часа, а расчет стоимости полета идет поминутно.

Новичок может сесть за штурвал летательного аппарата только после 15 часов полета с инструктором – таковы правила. На самом деле, это может произойти гораздо позже, из-за плохой обучаемости клиента. Самостоятельный полет стажера допускается только через год после начала обучения, когда инструктор будет уверен в знаниях и умениях своего ученика. Примерно столько же времени занимает и обучение вождению автомобиля в автошколе.

Без свидетельства пилота-любителя, летать разрешается только по маршрутам или над аэродромом. По маршрутам полеты разрешены только в сопровождении инструктора, — опять таки, аналогичный пример с вождением автомобиля. Чтобы стать полноценным пилотом, нужно обязательно пройти обучение, сдать экзамен и получить свидетельство пилота PPL. Главное в обучении – теоретическая часть, знания аэродинамики, авиационная метеорология, конструкция летательного аппарата, радиообмен и предмет самолетовождения. Общая стоимость курса в Москве стоит около 300 000 рублей. Кроме этого, можно испытать на себе вертикальный взлет, как на самолете, так и на вертолете. Сам по себе, вертолет ест много топлива, как минимум, 50 литров в час, что в сравнении с легкими самолетами, в 5 раз больше. По этой причине, стоимость обучения даже на легких и экономных вертолетах может достигать миллиона рублей и больше. Если сравнить стоимость полета на легком самолете и вертолете, то, к примеру, в «Авиамаркете» за час полета берут 23 000 рублей, но курс обучения длится 42 часа налета, как и у других ЛА. После прохождения курса обучения, выдается свидетельство частного пилота.

Пик популярности малых воздушных судов приходится на 2003-2004 год, потом волна интереса немного пропала, а сейчас появился новый тренд полетов на средствах малой авиации. Если в Европе воздушное пространство выделено очень жестко, то в России можно летать просто для интереса, для хобби, вдали от воздушных коридоров и авиабаз. Средняя скорость обычного, простого, вертолета, который можно взять после обучения, составляет до 200 км/час, а горизонтальная скорость маленьких бипланов 200-250 км/час, при расходе топлива в 5 раз ниже.

Управлять проще самолетом, чем вертолетом, из-за меньшего влияния воздушных потоков. Вертолеты подходят больше для частных небольших перевозок, а самолеты используют чаще для развлечения, разумеется, если это касается малой авиационной техники, а не грузового лайнера. В странах Евросоюза и в США на основе сверхлегких самолетов сложилась целая культура развлечения. Лидером среди соревнований по аэробатике считается соревнования Red Bull Air Race , которые проводятся на разных площадках по всему миру.

Вроде не так давно наша жизнь круто изменилась. Мы летали на отечественных машинах, бороздя бескрайние просторы СНГ на ТУ, Яках и ИЛах. Но, постепенно, сначала на правах редких гостей, а затем всё более и более уверенно, на авиалиниях стали появляться другие машины. Поначалу мы радовались когда выпадал шанс слетать на Boeing или Airbus. Но прошло всего несколько лет, и гости из-за рубежа стали практически полновластными хозяевами. А знакомые с детства крылатые машины вдруг оказались «на приколе» на задворках аэропортов, покорно ожидая своей участи

Не хочется быть понятым неверно, я не испытываю никакого негатива по отношению к продукции европейских и американских авиастроителей. Я хочу лишь вспомнить, какой была жизнь частолетающего пассажира всего несколько лет назад. В этом посте я разместил несколько снимков авиалайнеров, ещё совсем недавно трудившихся в поте лица, а сейчас брошенных и забытых. Начнем, пожалуй, с Ульяновска


Ещё 5 лет назад я летал на самолёте ИЛ-86 на Казантип. А сейчас один из самых красивых и удивительных отечественных лайнеров стоит на задворках аэропортов, ожидая своей участи


Самара


Этими лайнерами я летал по 4 раза в неделю, покупая билеты с 50% скидкой (по студенческому билету Самарского Государственного Аэрокосмического Университета). Я открыл для себя другой мир, и помогла мне в этом ныне не существующая авиакомпания «Самара». Ради этого снимка я летал в Самару на официальный споттинг


Волгоград


Здесь тоже был свой авиаперевозчик. Авиакомпания «Волга - АвиаЭкспресс» прекратила полёты всего 2 с небольшим года назад. Совсем недавно мне посчастливилось снять одиноко стоящий ТУ-134, ранее эксплуатировавшийся в парке этой авиакомпании. В истории «Волга - АвиаЭкспресс» была и трагическая страница. 24 августа 2004 года самолет Ту-134 (регистрационный номер RA-65080) взорван в воздухе террористкой-смертницей через 26 минут после взлета...



Здесь на лётном поле можно найти огромное количество нестареющей классики. :) 
Летает или нет - мне неизвестно


Саратов


Поднимутся ли кода-нибудь в небо эти машины? Очень красивое внешнее оформление самолета


Екатеринбург, Кольцово


Листая френдленту несколько недель назад я наткнулся на фотографии большого скопления ТУшек и ИЛов, ожидающих «распила» у забора аэропорта Кольцово. Очень хочу слетать в Екатеринбург и снять то, что осталось. Если кто-то из друзей, живущих в Екатеринбурге или окрестных городах составит компанию - соберусь намного быстрее


Москва, Шереметьево


Этот кадр был сделан из автобуса, доставляющего пассажиров аэроэкспресса по «внутреннему периметру» в терминал «B». ИЛ-62. Невероятная по своей красоте и грациозности машина


Казань


Если вы полетите в этот город, просите на регистрации кресло А. При посадке вы сможете снять через иллюминатор огромное количество отечественных лайнеров, стоящих на траве вдоль ВПП