Архиепархия Парижа Дата основания 558 Дата упразднения 1792 Статус Приходская церковь Координаты : 48°51′14″ с. ш. 2°20′04″ в. д.  /  48.85389° с. ш. 2.33444° в. д.  / 48.85389; 2.33444 (G) (Я)

Сен-Жерме́н-де-Пре , Абба́тство Свято́го Ге́рмана (фр. l"abbaye de Saint-Germain-des-Prés ) - бывшее бенедиктинское аббатство , в настоящее время - приходская церковь. Самое старое аббатство Парижа , памятник романской архитектуры ; находится на левом берегу Сены в 6-м округе французской столицы.

История

История возникновения аббатства связана с именем короля из династии франкских королей Меровингов Хильдеберта I . Хильдеберт вывез из Испании дорогую для вестготов реликвию, так называемую тунику святого Викентия , диакона сарагосской церкви, принявшего мученическую смерть во время гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане . Хильдеберт приказал прибить её к воротам Парижа , но по совету парижского епископа св. Германа Парижского (496-576) основал в 541 году монастырь для хранения реликвии святого Викентия из Сарагосы. Имя похороненного в этом монастыре епископа, произносящееся по-французски как «Жерме́н», и было присвоено аббатству в 576 году .

Настоятелем базилики св. Викентия и св. Креста, которая и дала жизнь монастырю Сен-Жермен-де-Пре, Герман Парижский поставил своего ученика Дроктовея , позже канонизированного Католической церковью .

Сегодня от аббатства сохранилась лишь церковь Сен-Жермен-де-Пре, считающаяся самой старой в Париже. Колокольня и неф церкви относятся к романскому стилю и датируются XI-XII веками. Сен-Жермен-де-Пре был в средние века одним из богатейших монастырей Франции. В описи его владений (полиптик аббата Ирминона, начало IX века) перечислено 25 поместий и более 2 тысяч крестьянских семей.

Базилика королей династии Меровингов

В аббатстве также захоронено сердце короля польского и великого князя литовского Яна II Казимира , 76-м аббатом которого он был после отречения от трона Речи Посполитой и вплоть до своей смерти в 1668 году .

Французская революция и дальнейшая история

Во время Великой французской революции аббатство было закрыто 13 февраля 1793 года. На его территории помещалась фабрика по производству калиевой селитры , являющейся одним из компонентов чёрного пороха . 29 апреля 1803 года было вновь открыто в качестве приходской церкви. В 1821-1854 годах церковь реставрировалась архитекторами Этьеном-Ипполитом Гоббом и Виктором Бальтаром . В 1862 году была внесена в список исторических памятников Франции . Уцелевшие части аббатства внесены в этот список 26 октября 1953 года.

См. также

Напишите отзыв о статье "Сен-Жермен-де-Пре"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сен-Жермен-де-Пре

Наташа выбежала из комнаты.
Наташа не говорила больше с Соней и избегала ее. С тем же выражением взволнованного удивления и преступности она ходила по комнатам, принимаясь то за то, то за другое занятие и тотчас же бросая их.
Как это ни тяжело было для Сони, но она, не спуская глаз, следила за своей подругой.
Накануне того дня, в который должен был вернуться граф, Соня заметила, что Наташа сидела всё утро у окна гостиной, как будто ожидая чего то и что она сделала какой то знак проехавшему военному, которого Соня приняла за Анатоля.
Соня стала еще внимательнее наблюдать свою подругу и заметила, что Наташа была всё время обеда и вечер в странном и неестественном состоянии (отвечала невпопад на делаемые ей вопросы, начинала и не доканчивала фразы, всему смеялась).
После чая Соня увидала робеющую горничную девушку, выжидавшую ее у двери Наташи. Она пропустила ее и, подслушав у двери, узнала, что опять было передано письмо. И вдруг Соне стало ясно, что у Наташи был какой нибудь страшный план на нынешний вечер. Соня постучалась к ней. Наташа не пустила ее.
«Она убежит с ним! думала Соня. Она на всё способна. Нынче в лице ее было что то особенно жалкое и решительное. Она заплакала, прощаясь с дяденькой, вспоминала Соня. Да это верно, она бежит с ним, – но что мне делать?» думала Соня, припоминая теперь те признаки, которые ясно доказывали, почему у Наташи было какое то страшное намерение. «Графа нет. Что мне делать, написать к Курагину, требуя от него объяснения? Но кто велит ему ответить? Писать Пьеру, как просил князь Андрей в случае несчастия?… Но может быть, в самом деле она уже отказала Болконскому (она вчера отослала письмо княжне Марье). Дяденьки нет!» Сказать Марье Дмитриевне, которая так верила в Наташу, Соне казалось ужасно. «Но так или иначе, думала Соня, стоя в темном коридоре: теперь или никогда пришло время доказать, что я помню благодеяния их семейства и люблю Nicolas. Нет, я хоть три ночи не буду спать, а не выйду из этого коридора и силой не пущу ее, и не дам позору обрушиться на их семейство», думала она.

Анатоль последнее время переселился к Долохову. План похищения Ростовой уже несколько дней был обдуман и приготовлен Долоховым, и в тот день, когда Соня, подслушав у двери Наташу, решилась оберегать ее, план этот должен был быть приведен в исполнение. Наташа в десять часов вечера обещала выйти к Курагину на заднее крыльцо. Курагин должен был посадить ее в приготовленную тройку и везти за 60 верст от Москвы в село Каменку, где был приготовлен расстриженный поп, который должен был обвенчать их. В Каменке и была готова подстава, которая должна была вывезти их на Варшавскую дорогу и там на почтовых они должны были скакать за границу.
У Анатоля были и паспорт, и подорожная, и десять тысяч денег, взятые у сестры, и десять тысяч, занятые через посредство Долохова.
Два свидетеля – Хвостиков, бывший приказный, которого употреблял для игры Долохов и Макарин, отставной гусар, добродушный и слабый человек, питавший беспредельную любовь к Курагину – сидели в первой комнате за чаем.
В большом кабинете Долохова, убранном от стен до потолка персидскими коврами, медвежьими шкурами и оружием, сидел Долохов в дорожном бешмете и сапогах перед раскрытым бюро, на котором лежали счеты и пачки денег. Анатоль в расстегнутом мундире ходил из той комнаты, где сидели свидетели, через кабинет в заднюю комнату, где его лакей француз с другими укладывал последние вещи. Долохов считал деньги и записывал.
– Ну, – сказал он, – Хвостикову надо дать две тысячи.
– Ну и дай, – сказал Анатоль.
– Макарка (они так звали Макарина), этот бескорыстно за тебя в огонь и в воду. Ну вот и кончены счеты, – сказал Долохов, показывая ему записку. – Так?
– Да, разумеется, так, – сказал Анатоль, видимо не слушавший Долохова и с улыбкой, не сходившей у него с лица, смотревший вперед себя.
Долохов захлопнул бюро и обратился к Анатолю с насмешливой улыбкой.
– А знаешь что – брось всё это: еще время есть! – сказал он.
– Дурак! – сказал Анатоль. – Перестань говорить глупости. Ежели бы ты знал… Это чорт знает, что такое!
– Право брось, – сказал Долохов. – Я тебе дело говорю. Разве это шутка, что ты затеял?
– Ну, опять, опять дразнить? Пошел к чорту! А?… – сморщившись сказал Анатоль. – Право не до твоих дурацких шуток. – И он ушел из комнаты.
Долохов презрительно и снисходительно улыбался, когда Анатоль вышел.
– Ты постой, – сказал он вслед Анатолю, – я не шучу, я дело говорю, поди, поди сюда.
Анатоль опять вошел в комнату и, стараясь сосредоточить внимание, смотрел на Долохова, очевидно невольно покоряясь ему.

Продолжительность: 2 часа

Стоимость: 120 €

Происхождение квартала Сен-Жермен-де-Пре (Saint-Germain-des-Prés) уходит в 6 век нашей эры. Хильдеберт I, сын первого христианского короля франков Хлодвига I, в 542 году осадил племена визиготов в Сарагосе. По возвращении, согласно совету аббата Жермена, он возвел базилику за пределами города, для хранения редких сокровищ - реликвий Святого Викентия Сарагосского (мученика убитого в 304 г. н.э. в Валенсии) : туники и золотого креста.

Церковь Сен-Жермен-де-Пре (Париж) освящена в 558 г. Хильдеберт Первый ушел из жизни несколько месяцев спустя и она стала королевским захоронением до возведения позднее, базилики Сен-Дени. Со временем Сен-Жермен-де-Пре превратилось в аббатство и стало главным монастырским комплексом столицы Франции, привлекая учеников, просвещенных людей и издателей.
С веками вокруг церкви Сен-Жермен-де-Пре с её эмблематичной колокольней, насчитывающей 1000 лет и аббатства, ставшего центром интеллектуальной жизни французской столицы.

Квартал превратился в богемный квартал артистов, писателей и поэтов, собирающихся в кафе Флора и Два Маго, район увеселительных заведений молодежи и студентов, стремительно распространившихся здесь после войны, с винными погребами, в которых в то время играли джаз.

Люксембургский сад, украшающий одноименный величественный дворец, хранит слезы и печаль королевы Франции Марии Медичи. Иные громкие имена приходят на ум прогуливаясь по цветущим аллеям.

Люксембургский дворец

Жизнь и тайны квартала Сен-Жермен-де-Пре

Сен-Жермен-де-Пре в Париже связан с именами гениальных артистов. Рабочие ателье Эжена Делакруа и молодого Моне рядом с Высшей школой изящных искусств, основанной в эпоху кардинала Мазарини и открытой по сегодняшний день.

Близ нее расположилась оживленная часть квартала Сен-Жермен-де-Пре: узкие улочки обрамленные небольшими бутиками, террасами кафе и уютных ресторанов. Здесь же скрыта самая маленькая площадь города.

С сюжетом знаменитого романа Дэна Брауна «Код да Винчи» в Париже связана церковь Святого Сюльписа, таящая до наших дней многовековые секреты.

Ближе к театру Одеон, квартал Сен-Жермен-де-Пре сохранил живописные и тихие мощеные дворы и первое литературное кафе, открытие которого состоялось еще в 1686 году. Улочка Сент-Андрэ-дез-Ар, название которой напоминает о некогда расположенной здесь церкви, сохранила первозданный вид и старинные особняки 17-18 века.

Элегантный бульвар Сен-Жермен уводит к близлежащему Латинскому кварталу, в котором таится самая маленькая улица Парижа и такие достопримечательности как:

  • Музей Клюни,
  • Сорбонна

Экскурсия в Сен-Жермен-де-Пре – увлекательная пешеходная прогулка с частным русским гидом Оксаной Романовой, будет отличным дополнением к



Даже в Париже постройки такого возраста — невероятная редкость. Легенда гласит, что аббатство, частью которого была церковь Сен-Жермен де Пре (Saint-Germain-des-Pres ), было основано в 541 году нашей эры королем Хильдебергом I, сыном Хлодвига, первого короля франков. И предназначалась она для хранения величайшей святыни – хитона святого Викентия, добытого королем во время похода в Вестготию (нынешнюю Испанию). Сначала, якобы, он хотел прибить ее к воротам Парижа, но потом решил, что под охраной монахов реликвия сохранится подольше. По другой версии, здесь был похоронен епископ Жермен, проповедник христианства, причисленный к лику святых. До VII века территория аббатства являлась некрополем франкских королей династии Меровингов.

В 885 году аббатство стало жертвой «ярости викингов», поднявшихся в своих драккарах по Сене и разграбивших Париж. Нынешнее здание церкви начало строиться в XI веке, не прошло и ста лет, как его перестраивали, затем это повторилось еще дважды. В результате, постройка является весьма причудливой смесью романского и готического стилей. Для защиты от нападений город был обнесен стеной, а аббатство оказалось за ее пределами, потому и получило свое нынешнее название, которое переводится с французского, как «Церковь святого Германа в лугах».




Церковь Сен-Жермен де Пре переживала и тяжелые времена. В годы Революции здесь находилась тюрьма и было казнено больше 200 священников. Потом в ней хранили селитру, необходимую для производства пороха. Случился пожар, и аббатство сгорело дотла, вместе с богатейшей библиотекой. Только в 19 веке здание было возвращено церкви и восстановлено. Королевские захоронения перенесены в Сен-Дени, в церковь Сен-Жермен де Пре осталась только одна реликвия – здесь захоронено сердце великого французского математика и философа Рене Декарта, умершего и изгнании, в протестантской Швеции, и похороненного на кладбище некрещенных, потому что он был католиком.

Но в Париже есть и еще одна церковь, посвященная святому Герману. Это Сен-Жермен л’Оксерруа, которая стоит прямо напротив колоннады Лувра и с 15 века была приходской церковью французских королей. Ее история не была такой бурной, как у старшей сестры, однако именно с колокольни этой церкви прозвучал набат в ночь перед праздником Святого Варфоломея 24 августа 1572 года, бывший сигналом к резне французских протестантов – гугенотов, организованной Католической Лигой. Это событие так поразило современников, что Варфоломеевская ночь вошла во многие языки, как синоним бессмысленной жестокости и подлого предательства. Революция также не обошла эту церковь стороной, в ее году здесь был склад фуража. Восстановили церковь только в 19 веке.



Аббатство Сен-Жермен-де-Пре, чуть ли не самое древнее здание Парижа, лично меня в первую очередь поразило невероятным многоцветьем своего интерьера. Я раньше читала, что интерьеры готических соборов никогда не были однотонными, что они раскрашивались средневековыми мастерами со всей детской искренностью в понимании прекрасного: если свод - то синий со звездами, как небо, если несколько колонн собраны в "пучок", то каждая будет раскрашена разным цветом, если просто стена, то ее камни тоже не оставят в натуральном виде, а нарисуют красивые "кирпичики"... но представить это никогда не получалось.

// alienordis.livejournal.com


А вот в Аббатстве Сен-Жермен-де-Пре удалось посмотреть на разноцветные готические интерьеры в живую. Сразу оговорюсь, что, конечно, не со средних веков эта полихромия сохранилась. Большая часть росписи - плод реcтаврации XIX в., когда реставрировали, конечно с большим энтузиазмом и любовью к делу, но с гораздо меньшим объемом знаний, чем нам доступен сейчас. Поэтому "реставрацией" с современной точки зрения это вряд ли назовешь, скорее "фантазией на тему". Однако эта фантазия, на мой взгляд, вполне способна передать ту атмосферу, которая существовала в готических соборах во времена их постройки.

История аббатства Сен-Жермен-де-Пре началась в VI веке, когда Хильдеберт I, сын первого христианского короля франков, получил от епископа Сарагосы тунику св. Викентия и частичку Истинного Креста. Чтобы обеспечить реликвиям достойное место, Хильдеберт повелел построить монастырь и церковь Св. Викентия на специально выбранном для них месте среди лугов неподалеку от Парижа.

Свое нынешнее имя аббатство получило несколько позже, когда Герман (Жермен), парижский епископ, и первый настоятель монастыря Св. Викентия, был причислен к лику святых. С тех пор монастырь стал называться "Святого Германа в Лугах (Saint-Germain-des-Prés). Начиная с VIII века Сен-Жермен-де-Пре был влиятельнейшим аббатством христианского мира. Он подчинялся только Папе Римскому, а руководил семнадцатью тысячами бенедиктинских монастырей по всей Европе.

Со времени постройки в VI веке церковь неоднократно была разграблена, потом не раз восстанавливалась и снова разрушалась.

Первая реконструкция церкви, следы которой дошли до нашего времени, была предпринята около 1000 года. Именно к этому времени относится основание колокольни, расположенной над входом в нартекс. Тяжелая каменная кладка, глухие стены, тяжелый двойные контрфорсы по углам со всей очевидностью выдают романский стиль, господствовавший тогда в европейской церковной архитектуре.

Романская колокольня церкви Сен-Жермен, построенная в XI веке.

// alienordis.livejournal.com


Фото из Википедии.

Навершие колокольни более позднее и отноится уже к XII веку.

// alienordis.livejournal.com


Фото из Википедии.

Портик у входа еще более поздний и относится уже к XVII веку.

// alienordis.livejournal.com


Приблизительно в начале 50-х годов XII века в Сен-Жермен-де-Пре была произведена еще одна реконструкция. Был сохранен центральный неф XI века, а также старая западная башня (см. фото выше), которую украсили более современным скульптурным порталом.

Центральный неф (Если кому нужно, универсальную схему готического храма с обозначением на плане всех архитектурных терминов типа "неф", "хор" и т.д. смотрите .)

// alienordis.livejournal.com


Романские капители колонн, отделяющих боковой неф, от центрального. То, что сейчас находится в храме - копии, оригиналы были разбиты во время Революции, а те, что остались находятся сейчас в музее Клюни.

// alienordis.livejournal.com


// alienordis.livejournal.com


Вид портала в 1745 году. Тимпан над входом исчез еще в XVII веке. Те фигуры, что представлены на рисунке были разбиты во время Французской революции.

// alienordis.livejournal.com


Был полностью перестроен только хор, капеллы которого стали располагаться венцом.

// alienordis.livejournal.com


Деамбулаторий - галерея, расположенная между хором и капеллами.

// alienordis.livejournal.com


Внутри апсиды и в остальном пространстве хора вместо обычных изящных монолитных колонн были установлены более мощные опорные столбы с высокими капителями.

// alienordis.livejournal.com


Обладавшие классическими пропорциями, эти колонны выполняли не только прикладные, но и эстетические функции. Благодаря ним, удалось сгладить визуальное противоречие между прямыми боковыми стенами и округлой апсидой хора.

// alienordis.livejournal.com


Кроме того, обретенное стилистическое единство хора было подкреплено единообразными группами высоких пилястр, протянувшихся вдоль колонн до самого свода.

// alienordis.livejournal.com


Эта цельность композиции отвлекала посетителей церкви от того, что внешние пилястры апсиды и боковых стен хора поддерживали различные по форме арки и нервюры, зритель замечал только гармонию и структурную логику хора, которые в то же время эффектно контрастировали с крышей нефа, которая была все еще плоской.

// alienordis.livejournal.com


В том же XII веке снаружи была построена система аркбутанов.

Система аркбутанов.

// alienordis.livejournal.com


Фото из Википедии.

По вертикали, хор Сен-Жермен-де-Пре делится на три яруса: в отличие от двухъярусного центрального нефа он был снабжен дополнительным этажом - трифорием.

Трифорий - декоративная галерея, раположенная над арками и под окнами.

// alienordis.livejournal.com


Двухярусная стена центрального нефа.

// alienordis.livejournal.com


Слева - фрагмент трифория с арками, справа - двухярусная стена центрального нефа.

// alienordis.livejournal.com


Арки трифория были освящены в XIII веке, когда верхние окна центрального нефа удлинили, чтобы улучшить освещенность интерьера.

Окна центрального нефа.

// alienordis.livejournal.com


Вид хора и центрального нефа со стороны хора.

// alienordis.livejournal.com


Аркбутаны же остались нетронутыми, благодаря чему церковь Сен-Жермен-де-Пре в настоящее время обладает самыми старинными сохранившимися готическими аркбутанами.

// alienordis.livejournal.com


Фото из Википедии.

Если стены бокового нефа, в основном, гладкие и оснащены лишь окнами в круглых арках, то окна капелл и верхнего яруса центрального нефа обрамлены стрельчатыми арками, которые в центральном нефе выглядят еще рельефнее благодаря пилястрам и декоративным архивольтам.

Окна бокового нефа.

// alienordis.livejournal.com


Окна центрального нефа.

// alienordis.livejournal.com


Нервюрный свод центрального нефа, повторяющий формой свод хора, заменил оригинальную конструкцию крыши только в XVII веке.

// alienordis.livejournal.com


Во время Французской революции абатство Сен-Жермен-де-Пре сильно пострадало. В частности, была частично уничтожена, частично распродана его богатейшая библиотека. Часть рукописей, кстати, сумел приобрести русский дипломат Петр Дубровский, и потом они поступили в Императорскую публичную библиотеку и Эрмитаж.

В уцелевших постройках аббатста устроили фабрику по производству селитры, непременного компонента в изготовлении пороха. На опасном производстве регулярно случались взрывы, нарушавшие прочность зданий.

Аббатство Сен-Жермен-де-Пре в 1687 г.

// alienordis.livejournal.com


И в 1798 году.

// alienordis.livejournal.com


В XIX веке была предпринята масштабная реставрация аббатства, но большинство строений настолько обветшали, что их пришлось снести. Нынешняя церковь - это практически все, что от него осталось. Именно во время этой реставрации было создано большинство росписей, которые можно увидеть в Сен-Жермен-де-Пре на сегодняшний день. Но, хотя это и новодел XIX века, по ним вполне можно проникнуться пониманием прекрасного людей средневековья. Смотрите и делайте выводы сами...

Отправляясь на прогулку в квартал Сен-Жермен-де-Пре, и желая слиться с местной публикой, доставайте свои лучшие наряды. Это один из самых роскошных районов, где сосредоточены шикарные бутики и дорогие , а местное население даже за покупками ходит, облачившись в «Диор», «Шанель» и «Нина Риччи».

Происхождение названия

Ныне светская авеню уходи корнями в V столетие, когда король Хильдеберт I привез из военного похода в Испанию христианскую реликвию – платье мученика св. Викентия Сарагосского, умершего в 304 г. в результате травли христиан при правителе римской империи – Гае Аврелии Диоклетиане.

Хильдеберт хотел прикрепить святыню к вратам города, но прислушался к епископу Герману (на французском звучит – Жермен), и основал для нее монастырь св. Викентия. В те дни это была прилегающая к территория, что и нашло отражение в названии: «де Пре» – «в полях».

Когда душа епископа Германа перебралась ближе к богу, а тело похоронили в монастыре (576 г.), было решено увековечить имя святого отца, присвоив его аббатству. Хотя общины давно нет, уцелела церковь Сен-Жермен, вокруг которой и образовался квартал.

Приход, чья колокольня и трансепт относятся к XI-XII столетиям, оформлен в романском направлении и является наиболее древним в столице Франции. Хотя аббатство Сен-Дени официально считается главным королевским акрополем, первым принял останки монархов Сен-Жермен, и это представители династии Меровингов: Хильперик I, Фредегонд и Хлотарь II.

Тут также нашли вечный покой литовский князь Ян II Казимир, философ Рене Декарт, и продолжительное время среди них поколись мощи Пьера Абеляра – теолога, музыканты и поэта средневековья.

Структура бульвара Сен Жермен

Благоустройством Парижа при Наполеоне III занимался Жорж Осман и, будучи человеком предприимчивым, он перекроил половину города, часто радикально меняя его внешний вид. В частности, его детищем является , из запущенной чащи превратившийся в благоустроенную зону отдыха.


В 1855 году дошло дело и до церкви, вокруг которой Осман решил соорудить площадь и протянуть проспект. Не мудрствуя лукаво, его тоже назвали Сен-Жермен-де-Пре.

Имея длину 3,5 км, авеню извилистой кривой пролегает параллельно Сене. С одной стороны оно упирается в мост Конкор и набережную Орсе, а с другой – в мост Сюли и набережную Сен-Бернар.

От широкой магистрали отходит множество улиц, уводящих к историческим . Их легко найти , планируя познавательную бесконечных соблазнов.

Памятные места Saint-Germain-des-Prés

Еще в XIX веке бульвар Сен-Жермен облюбовала творческая элита. Тут жили и обдумывали свои великие творения художники, такие как Мане, Делакруа и Энгру, а среди писателей – Бальзак и Жорж Санд. Эти тротуары видели бунты негодующих студентов, и отсюда с размахом началось печатное дело.


В 1826 году Луи Ашетт в доме № 79 основал издательскую фирму. В его планы входило зарабатывать на продаже тиражей томов, а еще он хотел организовать библиотеку, в которой было бы 800 экземпляров книг, скрашивающих путь во время поездки в поезде.

В доме № 5 в конце XIX века располагалась студия фотографа Эжена Пиру. Он работал как раз в период Парижской Коммуны, делая не только фото, но и первые видео в уникальном жанре.

В № 87 обитал Эдуард Бранли – создатель первого радиоконструктора и автор термина «радио».

Первое в мире Географическое общество, организованное в декабре 1821 года, расположилось в доме № 184. В его становлении принимали участие выдающиеся ученые, и первыми адептами стали 227 человек (естествоиспытатели, энциклопедисты, лингвисты, путешественники, математики-астрономы и другие).

В разные периоды истории к нему примыкали такие личности, как географ и писатель Жюль Верн, литературовед Анатоль Франс, 11-й князь Монако Альберт I, картограф Вивьен де Сен-Мартен. Именно это общество в 1879 году приняло решение о создании Панамского канала.

Узнать здание организации легко по украшающему его фасад глобусу авторства Эмиля Солди, а также кариатидам, представляющим землю и море.

Гуляя вдоль квартала Сен-Жермен, полезно сворачивать на отходящие от него улицы. Так, по Rue de Grenelle посетите музей Майоля, посвященный работам художника и скульптора прошлого столетия. Помимо его творений там выставлены произведения Матисса и Сезанна, Кандинского и Дега, Пикассо, Энгра и Родена. Многих Майоль не только знал лично, но и дружил с ними.

Если пройти всего 250 м от станции подземки Saint-Germain-des-Près, свернув на улицу 6, rue de Furstenberg, увидите музей Делакруа. В этом доме художник жил и творил (1857-1863 года), а теперь помимо его 20-и картин тут представлены и личные вещи: мольберт, палитра, мебель, подсвечники, дневники, фотографии и письма, а также другие документы и книги, касающиеся жизни и творчества мастера.

Кстати, вход для всех бесплатный.

Удаляясь от него примерно на 550 метров, держа курс на север в сторону набережной Сены, выйдите к Институту Франции. Это научный бастион, включающий пятерку национальных академий, где неустанно кипит работа над разработками в разных областях технического и гуманитарного направлений. А перейдя по Мосту Искусств через реку, окажетесь недалеко от .

Западная часть проспекта (62 rue de Lille) приглашает посетить . Хотя сегодня на его пяти уровнях представлены все виды искусства: живопись и музыка, скульптура и архитектура, кино и фотография, мебель и прочее, строился он как железнодорожный вокзал.

Самое привлекательное место неподалеку, куда стремятся попасть туристы – . Это прекрасный зеленый уголок в центре города с тенистыми аллеями, живописными фонтанами, прекрасными скульптурами, спортивными площадками, театрами, каруселями и музеем современного искусства.

Совсем рядом расположен театр Одеон 1779 года постройки. Его название перекликается с древнегреческой историей, а задумывался он как площадка для состязаний в музицировании и вокале. На его подмостках в 1784 году впервые состоялся показ пьесы «Женитьба Фигаро».

Сен Жермен де Пре (Панорама)

Оказавшись на углу Сен-Жермен и авеню Сен-Пер, возле остановки метро Saint Germain-de-Pres (186, boulevard Saint-Germain), увидите собор св. Владимира Великого, куда приходит украинская диаспора. Вмещает он до 500 прихожан, и пользуется популярностью у эмигрантов, которые тут посещают уроки французского, литературы и истории.

Неподалеку от собора и вдали от суетливой жизни бульвара разместился тихий и приветливый парк Тараса Шевченко. В 1978 году его украсил памятник-бюст поэту киевского скульптора Михаила Лысенка. Присев на скамейке у монумента, чувствуешь себя почти дома.

Фешенебельные отели квартала Сен Жермен

Сен-Жермен-де-Пре – наиболее шумный район Парижа, рядом с которым немало достопримечательностей: одноименная церковь, Люксембургский сад, парк Медьеваль с музеем Средневековья и другие.


Он пленяет и завораживает, а потому состоятельные гости французской столицы нередко отдают предпочтение гостиницам в этой части мегаполиса. Под их окнами кипит оживленная жизнь площади, а близлежащие станции метрополитена: Одеон, Мабильон и Сен-Жермен-де-Пре, позволяют быстро добираться в любую сторону города.

Роскошь и шик проявляется во всем, а среди номеров преобладают люксы, полулюксы, улучшенные стандартные и стандартные. Практически в каждом отеле имеется собственный бассейн, СПА, сауна, фитнес-зал, бар с рестораном и игровая площадка.

А вот трансфер, шведский стол, Wi-Fi, уборка номеров и прачечная с гладильней – обязательно входят в ассортимент услуг.

При желании можно найти номера для курящих и постояльцев с животными, а стоят апартаменты 105 – 330 евро в сутки, зависимо от звездности заведения.

Если достаточно «призираете» деньги, чтобы тратить их с размахом широкой души, вам понравится в Best Western Trianon Rive Gauche, Relais Hôtel du Vieux Paris и Résidence & Spa Le Prince Régent. Но и в более дешевых вариантах будет комфортно, например, в Louison, Фонтане Люксембурга и Le Clos Medicis.

Кафе и рестораны в квартале Сен Жермен

Кафетерии на Сен-Жермен, это не просто приветливые места, где уставший путник сможет утолить голод и перевести дух. Зачастую это довольно старые учреждения со своим богатым прошлым, хотя есть и современные, как кофейни Starbucks.


Кафе «Прокоп» по 13, rue de l’Ancienne Comédie (возле метро Одеон) впервые открылось в 1686 году. Основал его сицилиец Прокопио деи Кольтелли. Особую популярность оно обрело в XVIII столетии, поскольку помимо кофе в нем предлагали мороженое.

Сегодня убранство и подаваемые деликатесы больше соответствуют дорогому ресторану. Самое дешевое блюдо здесь – береговые устрицы за 8 евро, а вот дюжина бургундских крупных улиток обойдется в 19 евро. Если хотите чего-то более существенного, приготовьтесь выложить за запеканку из телячьей головы 28 евро, а за вырезку – 37 евро.

Кафе держало марку всегда, и не зря сюда любили захаживать Вольтер и Руссо, Робеспьер, Дантон, Ж. Санд, Бальзак, Гюго, Бенджамин Франклин и другие представители мира политики, литераторы и философии.

Еще одно популярное местечко – кафе «Маго». В 1812 году в этом здании было издательство журнала, который тоже так назывался. Маго (фр. Magot) – уродливая статуэтка, и в данном случае в зале на посетителей взирают две фигурки китайских торговцев. В 1933 кафе основало литературную «Премию Двух Маго», которую вручают до сих пор.

В свое время его завсегдатаями были сюрреалисты во главе с А. Бретоном. Приходили выпить несколько рюмок ликера и Пабло Пикассо, Эрнест Хемингуэй, Антуан Сент-Экзюпери и другие. Если оно покажется вам знакомым, память вас не подводит. Его действительно снимали в 4-х кинолентах, среди которых «1+1».

Отобедать или поужинать тут можно за 30 евро с персоны за блюдо, а богатый ассортимент аппетитных яств и напитков радует.

Адрес кафе «Маго»: 6 place St-Germain, рядом с метрополитеном St-Germain-des-Prés.

Конкуренцию предыдущим двум составляет кафе «де Флор» – наименование появилось благодаря изваянию божественной девы Флоры по другую сторону бульвара. Как и «Маго», тут тоже есть своя литературная «Премия Флоры», основанная в 1994 г. Это свидетельство того, что ресторацию облюбовала интеллигенция. С момента открытия в 1887 году, в ней побывали философы, писатели, актеры, художники: Пикассо, Хемингуэй, Камю, Капоте, а Гийом Аполлинер проводил тут свои «Парижские вечера».

Сегодня же сюда захаживают знаменитости современности: Катрин Денев, Аль Пачино, Карл Лагерфельд, Бриджит Бардо.

В период войны заведение прославилось обязательным наличием свежих яиц в рационе, и это при продуктовом дефиците. Ныне это стало его фишкой, и в меню им отведен целый раздел.

Горячие блюда варьируются в диапазоне 10-23 евро, десерты 14-15 евро, напитки 6-15 евро.

Адрес: 172 bd St-Germain, вблизи станции подземки St-Germain-des-Prés.

Эти три титана привлекают увлекательной историей, но немало и других мест помогут вкусно утолить голод:

  • Bouillon Racine (3 rue Racine)
  • Les Bouquinistes (53 quai des Grands Augustins)
  • Chez Maître Paul (12 rue Monsieur-le-Prince)
  • Le Petit Vatel (5 rue Lobineau)
  • Le Petit Zinc (11 rue St-Benoit)
  • A la Petite Chaise (36 rue de Grenelle)
  • Бистро La Tourelle (5 rue Hautefeuille)
  • Бистро Au 35 (35 rue Jacob)
  • Чайная L’Artisan des Saveurs (72 rue du Cherche-Midi)
  • Пивная Brasserie Lipp (151 bd St-Germain)
  • Винный бар Bistrot des Augustins (39 quai de Grands Augustins)
  • Ночной джаз-бар Монтана (28 Rue Saint Benoît)

Шоппинг в квартале Сен Жермен

Обретая популярность, бульвар Сен-Жермен постепенно становился все дороже, и творцы прекрасного уже не могли позволить себе жить в столь дорогом районе. Теперь тут правит бал его величество Мода.


Если пройти до перекрестка площади Сен-Сюльпис и Круа-Руж, перед вами откроют двери магазины мировых брендов модной одежды. Если думаете, что это пик совершенства, возьмите немного западнее, и найдете старый универмаг «Бон-Марше», где изобилие и великолепие затмевает взор.

Вдоль Сены равномерно разбросаны антикварные лавочки, где можно присмотреть что-то на память.

Свернув на улицу Сен-Жак, увидите магазин с товарами для альпинистов, а по 37 Rue de la Bûcherie работает удивительный книжный под названием «Шекспир и компания».

Над его входом девиз: «Будьте вежливы с незнакомцами, любой из них может оказаться ангелом».

В здании № 34 нашел свое место парфюмерный бутик «Диптик», из которого помимо основной покупки вы унесете несколько пробников изысканных ароматов.

В доме № 79 дамы смогут обновить запасы французской косметики и парфюма в магазине SEPHORA inside JCPenney. А в № 126 салон сотовой связи Orange Partener пригодится тем, кто ищет телефона.

Если пройти до здания № 218, окажетесь у порога бывшего отеля, в котором некогда жил мемуарист – герцог Сен-Симон, подробно описавший интриги версальского двора при Людовике XIV, приправляя повествование острым словцом.

Позже, начиная с 1834 года, Мадлен Гели тут открыла магазинчик ручной работы, снабжая парижских модниц стильными зонтиками. Он функционирует и сейчас, правда с 2002 года носит название нынешней владелицы – Александры Сойфер.

Как добраться в квартал Сен Жермен де Пре?

Если шиковать, можно взять или , но гораздо быстрее доехать в на бульвар Сен-Жермен-де-Пре, воспользовавшись , тем более, что сюда ведет несколько станций.

Остановки метро: Assemblée Nationale, Rue du Bac, St-Germain-des-Prés, Mabillon, Odeon, Cluny-La Sorbonne, Maubert-Mutualite.

Предпочитая автобус, вам нужны №: 24, 47, 58, 63, 68, 69, 70, 73, 83, 84, 86, 87, 94, 96.

Адрес квартала Сен-Жермен: Boulevard Saint-Germain, Paris 75007.