Госсовет Удмуртии внес на рассмотрение Госдумы законопроект об административной ответственности перевозчика за отправление одного и того же транспортного средства, используемого для перевозок пассажиров и багажа по заказу, более трёх раз из одного и того же места в течение месяца. Пакет документов опубликован в пятницу в электронной базе нижней палаты парламента.

В документе указывается, что в последнее время в стране существенно обострилась проблема аварийности в результате осуществления массовых перевозок, значительная часть из которых осуществляется под видом заказных.

При этом обычно регулярные перевозки проводятся «нелегальными перевозчиками» под видом нерегулярных, с повышенным риском для пассажиров (т.к. при их осуществлении транспортная безопасность в местах посадки и высадки пассажиров должным образом не обеспечивается, а транспортные средства и их водители не проходят соответствующий контроль и проверку) и содержат признаки недобросовестной конкуренции в отношении легальных регулярных перевозчиков.

В связи с этим Госсовет Удмуртии предложил за отправление одного и того же транспортного средства более трёх раз в течение месяца без надлежащего согласования накладывать штраф на граждан в размере 3-4 тысяч рублей, на должностных лиц, а также на предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, - 80-100 тысяч рублей, на юрлиц - 100-200 тысяч рублей.

В проекте отмечается необходимость ввести соответствующую ответственность на федеральном уровне, чтобы решить рассматриваемую проблему в целом в стране, а не в отдельных регионах.

Гр. дело № 2-1043/2016 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Калачёвский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего федерального судьи Запорожской О.А., при секретаре Савенковой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калач -на- Дону 23 июня 2016 года дело по иску прокурора Центрального района г. Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Соловьеву М.В. о признании деятельности по организации регулярных перевозок незаконной и запрете указанной деятельности,

Установил:

Прокурор Центрального района города Волгограда в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Соловьеву М.В.(далее ИП Соловьев М.В.) о признании деятельности по организации регулярных перевозок незаконной и запрете указанной деятельности.

В обоснование заявленных требований истец указал следующее.

Прокуратурой Центрального района города Волгограда проведена проверка соблюдения законодательства при организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в ходе которой было установлено, что ИП Соловьев М.В., имея право на перевозку пассажиров и багажа только по заказу, фактически осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа по маршруту «Калач-Волгоград», что приводит к дестабилизации транспортного обслуживания, оттоку пассажиров у законных перевозчиков и ухудшению их экономической ситуации.

Истец помощник прокурора Калачёвского района Волгоградской области Гаджиев Д.Д., действующий на основании поручения прокурора Центрального района г. Волгограда, поддержал исковые требования, просил суд признать деятельность ИП Соловьева М.В. по организации и перевозке пассажиров автомобильным транспортом по маршруту «г.Калач - г.Волгоград» регулярными перевозками пассажиров и багажа, признать деятельность ИП Соловьева М.В. по организации и перевозке пассажиров автомобильным транспортом по маршруту «г. Калач - г.Волгоград» незаконной, запретив её, пояснил обстоятельства, изложенные в иске.

Ответчик ИП Соловьев М.В. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика ИП Соловьева М.В. - Дронова С.Г., действующая на основании доверенности (л.д. 68), возражала против удовлетворения исковых требований истца, суду пояснила, что деятельность ИП Соловьева М.В. осуществляется в строгом соответствии с действующим законодательством и в согласно пунктов 98,99 100 и 101 Постановления правительства Российской федерации от 14 февраля 2009 года № 112 Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Законодатель допускает наличие двух видов перевозок: регулярные и заказные. Осуществление как заказных, так и регулярных перевозок осуществляется посредством оферты. В частности в рамках договора фрахтования, который никем не оспорен и является действительным до настоящего времени, заключенного между ИП Соловьевым М.В. и ООО «ОКГН», систематические заказные перевозки осуществляются посредством публичного коммерческого предложения, реализуемого агентами ООО «ОКГН». Таким образом, происходит формирование из неопределенного круга лиц в определенный, перевозку которого в последующем осуществляют указанные стороны. При этом, в соответствии с п. 92 Правил перевозки пассажиров посадка данных лиц в транспортное средство производится согласно выданных им при формировании списка пассажиров посадочных талонов.

Наличие «табличек», маршрута, места подачи транспортного средства не нарушает действующего законодательства о перевозке пассажиров автомобильным транспортом и не нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.

Доказательств нарушения со стороны ответчика вопросов безопасности при перевозке граждан прокуратурой не представлено, в целом исковое заявление основывается на домыслах и предположениях, что противоречит положениям ст. , . Просит в иске прокурору Центрального района г. Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ИП Соловьеву М.В. о признании деятельности по организации регулярных перевозок незаконной и запрете указанной деятельности отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, ООО «ОКГН» Куликовский Д.В., действующий на основании доверенности (л.д. 86), возражал против удовлетворения исковых требований прокурора Центрального района г. Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ИП Соловьеву М.В. о признании деятельности по организации регулярных перевозок незаконной и запрете указанной деятельности, поскольку истцом не представлено доказательств осуществления ответчиком регулярных перевозок под видом заказных, просит в иске отказать.

Выслушав стороны, представителей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Центрального района города Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Соловьеву М.В. о признании деятельности по организации регулярных перевозок незаконной и запрете указанной деятельности - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Калачёвский районный суд.

Председательствующий

Федеральный судья:

Суд:

Калачевский районный суд (Волгоградская область)

Истцы:

Прокурор Центрального района г. Волгограда

Одним из распространенных видов услуг в России для перевозки людей по автомобильным дорогам являются заказные . К ним относятся рейсы по городу, пригородные и .

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Используются они в личных целях, для отправления на мероприятия, экскурсии, для туристических поездок. С целью контроля безопасности движения созданы нормативы на законодательном уровне, которые учитываются уже на стадии получения разрешения на соответствующую деятельность.

Определение

Пассажирские перевозки – это вид услуг, выполняющих доставку пассажира от места отправления к конечному пункту движения транспортного средства. Они относятся к коммерческим рейсам, так как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель получают за это материальную выгоду.

По этой причине для выполнения рейсов на постоянной основе или по заказу перевозчик должен оформить лицензию, а само транспортное средство в обязательном порядке оборудуется цифровым тахографом и системой определения места нахождения .

Правила заказных перевозок пассажиров автобусами

Основное требование к перевозчикам, осуществляющим пассажирские рейсы – безопасность всех участников дорожного движения, включая людей и багаж, находящийся в салоне. Это регламентирует законодательство РФ: ФЗ № 196 от 10.12.1995 г. с ред. 26.07.2017 г.

Для организации перевозки на автобусе требуется оформление договора фрахтования в письменной форме соответственно главе 4 с ред. от 03.07.2016 г.

Сами правила перевозки утверждены с ред. 28.04.2015 г. Основные требования предъявляются к самому транспортному средству (ТС) и его исправности.

Он должен содержать:

  1. Сведения о заинтересованных сторонах, подписывающих документ.
  2. Тип ТС, их количество.
  3. Маршрут движения и место отправления.
  4. Определение пассажиров для перевозки.
  5. Сроки выполнения услуги.
  6. Сумму для оплаты поездки.
  7. Порядок допуска людей в ТС соответственно кругу лиц.

Если нет необходимости в выполнении систематических рейсов, может быть оформлен заказ-нарядка для перевозки пассажиров и багажа. Форма для оформления не имеет стандартного вида.

Согласно терминологии в соглашении, их значения следующие:

  1. Фрахтовщик – лицо, берущее на себя обязанность выполнения платной услуги, он же перевозчик.
  2. Фрахтователь – лицо, заказывающее услугу перевозки пассажиров, груза.

Правила транспортировки людей в заказных автобусах от проезда в обычных рейсовых отличаются для самих пассажиров только четко спланированным маршрутом под их задачи. Для перевозчика изменяется документальная часть.

В остальном, он должен обеспечить безопасность, что зависит от водителя, состояния транспортного средства, а также требований, которые приведены ниже. Особое отношение для заказных автобусов, перевозящих детей. Здесь правила строже, как и особенности документального оформления, обязательно наличие сопровождающих.

Перечислим главные отличительные черты того, что требуется при перевозке несовершеннолетних:

  1. По новым правилам автобус должен быть не старше 10 лет, а на его стеклах должны крепиться отличительные знаки в красных рамках, указывающие на категорию пассажиров.
  2. В зависимости от расстояния определяется класс автобуса. Для дальних поездок используются ТС повышенной комфортности.
  3. Если поездка организованной группы детей будет длиться больше 12 часов, обязательно должен быть медик.
  4. При наличии 3 автобусов и более заказывается машина сопровождения.
  5. Обязательно подать для получения разрешения и согласования маршрута движения. Документы для этого, списки сопровождающих и детей передаются для утверждения заранее.
  6. Существуют ограничения на время проезда и длительность. Так, в ночное время, после 23.00 разрешено ездить только на вокзал для пересадки на другой транспорт или с целью встречи детей по приезду. В крайних случаях расстояние должно быть 50 км, после чего обязательна остановка.
  7. Водитель обязан проходить предрейсовый инструктаж о правилах перевозки несовершеннолетних.
  8. При поездке больше, чем 16 часов требуется 2 водителя, которые обязаны сменять друг друга через 8 часов.
  9. Нельзя оставлять ТС с детьми, превышать скорость 60 км/час. Ехать рекомендовано в светлое время суток.

Обязанности транспортировщика

Главная, основная обязанность перевозчика – безопасная доставка пассажира в пункт назначения, а при необходимости и его багажа, выполнение условий согласно договору фрахтования.

Для этого он должен осуществить:

  1. Своевременную подачу ТС для посадки людей в оговоренное время и высадку в установленном месте. Несоблюдение условия несет материальное взыскание.
  2. Обеспечить наличие исправного и безопасного ТС, соответствующего санитарным, экологическим, техническим требованиям.
  3. Включать в стоимость билета согласно
  4. Нести ответственность не только за свои действия, но и за сотрудников, включая водителей.
  5. Работать на основании лицензии и соблюдать ее условия.
  6. Обеспечить выполнение предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей.
  7. Выполнять плановое и внеплановое обслуживание ТС.
  8. Контролировать деятельность водителей, включая работу диспетчера.
  9. Соблюдать права и законные интересы пассажиров.
  10. Предоставлять организатору поездки достоверную информацию и документы, требуемые в целях контроля соблюдения законных перевозок.
  11. Выполнять предписания контролирующих органов.
  12. Рассматривать жалобы.
  13. Предоставлять информацию пассажирам о маршруте движения.
  14. Обеспечить наличие у водителя нужных сопроводительных документов (перечень ниже).
  15. Уведомлять организатора поездки в случае отмены рейса письменно.

Обеспечение безопасности

Автобус для перевозки пассажиров должен иметь:

  • исправное техническое состояние;
  • сертификат соответствия качеству;
  • разрешение на дорожное движение в путевом талоне;
  • соответствие экологическим нормам;
  • содержать аптечку, огнетушители для пассажиров и водителя;
  • противооткатный упор и предмет для доступа к аварийному выходу;
  • знак аварийной остановки;
  • место для багажа для рейсов дальнего следования;
  • отличительные знаки о перевозке людей;
  • в салоне надпись «Запасной выход»;
  • цифровой тахограф и документы для него;
  • навигатор, видеорегистратор;
  • для пассажиров правила перевозки.

Нужна ли лицензия

Лицензия – это официальное разрешение, документ, подтверждающий перевозку физическими и юридическими лицами для внутренних и международных рейсов.

Ее наличие позволяет обеспечить безопасность пассажиров, профессиональную пригодность водителей и соответствие требованиям ТС. Выдается под личный транспорт или арендуемый сроком на 5 лет.

Документ не нужен тем предприятиям, которые:

  • выполняют нерегулярные пассажирские перевозки в целях собственных нужд (для доставки работников);
  • имеют количество сидячих мест, без учета водительского, меньше восьми по маршрутам внутри страны;
  • сдают автобусы в аренду без водителя.

То есть, если договор фрахтования предусматривает участие водителя, то для заказных рейсов должны быть лицензии, подтверждающие правомерность предоставления услуги.

Оформлять лицензию можно лично или же воспользоваться почтовой пересылкой, отправкой онлайн заявки в Ространснадзор. Для этого требуется собрать документы, требуемые согласно .

Перечень может меняться, что требует уточнения на момент обращения:

  1. , в котором указывается информация по паспорту.
  2. Документ, подтверждающий официальную регистрацию ИП или ООО.
  3. Идентификационный номер.
  4. Учредительные документы.
  5. Трудовые книжки водителей со стажем вождения более 3 лет.
  6. Справка о прохождении медосмотра.
  7. Данные о наличии помещений для расположения автотранспорта, обслуживания, с сертификатом соответствия установленным нормам.
  8. Сведения о транспортных средствах, праве их использования (купля-продажа или договор аренды), техпаспорта.

После рассмотрения заявки комиссия может выдать разрешение либо отказать по причинам несоответствия указанных данных, ошибок, что можно оспорить в суде.
Если требования не соблюдены, перевозчику придется доказать отсутствие необходимости оформления лицензии.

В противном случае, при остановке инспектором ГИБДД будет оформлен протокол об административной ответственности. Штраф предполагается не только для водителя, но и других ответственных лиц ().

Таблица. Штрафы за перевозку пассажиров автобусом без лицензии.

Кроме штрафов следует опасаться конфискации ТС, приостановки деятельности предприятия на 3 месяца, что также законно.

Необходимые документы для водителя

Для подтверждения правомерности управления транспортным средством и оказания услуги перевозки пассажиров, водитель должен иметь при себе личные документы и бумаги, выданные ему представителем перевозчика.

Основной пакет должен содержать:

  1. Удостоверение водителя категории D.
  2. Путевой лист.
  3. Лицензионную карточку.
  4. Схему маршрута, согласованную с организатором перевозки.
  5. Документы на тахограф.

Обстоятельства столкновения маршрутки с автобусом 5 октября в Тверской области показали, насколько важно усилить контроль за перевозками всех статусов. Авария, в которой, по предварительным данным, погибло 13 человек, ещё раз напомнила - закон о возвращении лицензий для частных перевозчиков жизненно необходим.

Виновник оказался нелегалом

Рано утром 5 октября на дороге вблизи села Некрасово Тверской области крупная авария. Микроавтобус Ford Transit выехал на встречную полосу и на полном ходу влетел в рейсовый автобус ЛиАЗ. В ДТП погибло 13 человек, включая шофёра маршрутки. При этом повезло, что автобус шёл практически пустой и основной удар пришёлся на место водителя, но мужчина выжил.

Фото: УГИБДД России по Тверской области

Вскоре выяснилось, что маршрутное такси работало нелегально. «Это частная компания, которая осуществляет незаконные пассажирские перевозки под видом заказных», - сообщил журналистам губернатор Тверской области Игорь Руденя .

Лицензии для частников вернутся

Такие ДТП уже давно перестали вызывать удивление. После того как в 2012 году были упразднены лицензии для заказных и частных перевозок, количество аварий с участием автобусов постоянно растёт, сообщал Минтранс. Статистика Госавтоинспекции это подтверждает: в 2015 году по вине водителей автобусов произошло 4996 аварий, в 2016-м - 5294, в 2017-м - 5608. А с начала 2018 года в России произошло уже 3632 аварии. Правда, в данных ГАИ не указаны характеристики виновников аварий: были ли это нелегальные перевозчики или водители рейсовых автобусов, неизвестно.


Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

Но факт, что на российский дорогах курсируют пиратские рейсы, неоспорим. Лицензия обязывает перевозчиков соблюдать массу правил: содержать помещения для ремонта и техобслуживания транспорта, проводить медосмотр водителей перед рейсами и следить, чтобы они не нарушали Правила дорожного движения, устанавливать на автобусы тахометры и системы ГЛОНАСС и прочее. Чтобы избежать всего этого, недобросовестные компании стали попросту отказываться от лицензий и совершать регулярные перевозки под видом заказных.

В прошлом году законодатели пришли к выводу, что нужно лицензии для абсолютно всех перевозок восьми и более пассажиров. ИП и юрлица будут обязаны получать лицензии, если возят людей по заказу или для нужд компании. Соответствующий законопроект, разработанный Минтрансом, вошёл в число приоритетных на осеннюю сессию. В планах Госдумы рассмотрение документа было намечено на октябрь этого года. Как сообщил «Парламентской газете» глава думского Комитета по транспорту и строительству , второе чтение законопроекта должно состояться уже на следующей неделе.

Как выявить нелегала

Надо признать: полулегальные рейсы на микроавтобусах пользуются спросом среди россиян. Потому что они лучше удовлетворяют постоянно меняющийся спрос, пояснил председатель Союза пассажиров Кирилл Янков . И дело даже не в более низких ценах, а ведь такие перевозчики экономят на содержании транспорта и водителей, так что могут позволить себе демпинговать. Микроавтобусы более мобильны, они могут ездить чаще и останавливаться по требованию.

«Поэтому и нужно, чтобы контроль усиливался за любыми перевозчиками независимо от их статуса. А в этом пока проблема», - сказал Кирилл Янков «Парламентской газете».

В то же время возвращение лицензий не представляется эксперту панацеей: «Не факт, что наличие лицензии будет гарантировать контроль технического состояния транспортного средства и состояния водителя. Кроме того, на дороге всегда есть вероятность ДТП, даже если водитель соблюдает все правила движения, как это делал шофёр ЛиАЗа».


Кирилл Янков. Фото: ПГ / Михаил Нилов

Пассажирам, которым небезразлична собственная безопасность, можно дать один совет: предпочитать легальные рейсы. Как же определить добросовестного перевозчика? «Если автобус ходит по расписанию и отправляется с автовокзала, то есть большая вероятность, что компания контролирует соблюдение всех требований в отношении транспорта и водителя. Если же автобус отправляется не с автовокзала, его нет в расписании, он собирает пассажиров по городу - уверенность в качестве обслуживания намного ниже», - посоветовал Кирилл Янков.

Архив новостей

Архив прессы

Госдума обязала лицензировать автобусные перевозки

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, запрещающий автобусные перевозки без лицензии . В течение 120 дней с момента вступления закона в силу все юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся перевозками пассажиров, обязаны получить лицензию.

Также документ предусматривает оснащение всех транспортных средств тахографами , показания которых смогут проверить органы госконтроля.

Нововведения касаются транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 т и числом сидячих мест более восьми. Закон не коснется транспортных средств пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, ФСБ, ФСО, Вооруженных сил, Росгвардии, Следственного комитета, а также перевозок без использования автомобильных дорог общего пользования.

Требования к междугородним автобусным перевозкам было решено ужесточить в 2017 году после ряда крупных аварий. Самыми распространенными причинами ДТП тогда назвали как переработки водителей, так и нарушения ответственных за безопасность на транспортных предприятиях. Лицензирование поможет отслеживать такие случаи. Кроме того, эта процедура позволит приостановить деятельность перевозчиков-нарушителей, а не просто выписать им штраф.

Прежде всего, перевозки снова станут лицензируемыми - законодатель отказывается от уведомительного характера деятельности. Таким образом, при обязательном лицензировании заказных перевозок водители обязаны проходить каждый день медицинское обследование, соблюдать график движения и предоставлять все необходимые документы на транспортное средство.

Также все транспортные средства должны быть оснащены тахографами.

Как сообщает пресс-служба депутата ГД Сергея Тена, этим законопроектом вносятся изменения в целый ряд действующих законов: «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О безопасности дорожного движения», «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

– Основная цель закона – качественно повысить безопасность дорожного движения, учитывая, что пассажирские перевозки, к сожалению, являются одной из чувствительных в этом отношении сфер. За последние годы мы видим существенное снижение показателей количества ДТП и смертности в них. К примеру, за 2017 год показатель смертности на дорогах снизился на 6% по отношению к 2016 году, а по отношению к 2012-му – более чем на 30%. Вместе с тем работы в этом направлении предстоит еще сделать много, трагические случаи с большим количеством жертв пока что, к сожалению, случаются регулярно. Лицензирование в этом отношении выступает действенным инструментом государства по контролю и наведению порядка в данной сфере, – отметил Сергей Тен.

Действующее законодательство разделяет перевозки пассажиров автобусами на регулярные перевозки и перевозки по заказу. Оно уже предусматривает лицензирование деятельности по осуществлению регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя. Принятый законопроект вносит изменения в эту норму и обязывает перевозчиков получать лицензию даже для перевозок по заказу или для собственных нужд, что позволит уменьшить количество злоупотреблений и снизить риски для жизни и здоровья людей.

– Норма не должна повлиять на стоимость проезда в общественном транспорте, поскольку регулярные перевозки, как я уже сказал, и так подлежат лицензированию в соответствии с действующим законодательством. Вместе с тем это позволит вывести из тени незаконный рынок пассажирских перевозок, который, пренебрегая безопасностью наших граждан, работает на собственную выгоду. После принятия законопроекта недобросовестные перевозчики, осуществляющие регулярные перевозки под видом заказных перевозок или перевозок для собственных нужд, больше не смогут прикрываться трудной для практического контроля Ространснадзора нормой, – отметил депутат.

Таким образом, заявил Сергей Тен, принятие этого законопроекта – это еще один шаг на пути к достижению целей «Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы», утвержденной в январе этого года. Задача Государственной думы, правительства России, гражданского общества – снизить аварийность и травматизм на автомобильном транспорте настолько, насколько это возможно.