До настоящего времени картина крушения выглядела слишком противоречиво, что породило массу слухов и неподтвержденных версий, которые моментально распространились в СМИ. Официально на данный момент подтверждено лишь то, что самолет начал разваливаться еще в воздухе. Об этом сообщил глава Росавиации Александр Нерадько. По его словам, обломки самолета разлетелись в радиусе 20 км.

Все остальные данные о катастрофе, появившиеся ранее, на данный момент практически полностью опровергнуты. Статистику таких опровержений «МК» представили специалисты Международного Консультативно-аналитического агентства «Безопасность Полетов»:

Информация о том, что экипаж доложил о проблеме на борту, что запрашивал посадку в Каире или на другом ближайшем аэродроме была опровергнута министром гражданской авиации Египта, который вечером 1 ноября сказал, что российский экипаж сигналов бедствия не подавал и на связь не выходил.

Информация о том, что самолет упал, и на земле лежит две его крупных части - фюзеляж и хвост - опровергнута видеосъемкой.

Информация о том, что хвостовая часть обгорела, также опровергнута фотографиями и видеосъемкой.

Информация о том, что спасатели слышат стоны пассажиров внутри упавшего самолета, опровергнута внешним видом обломков - при таких разрушениях никто выжить не может.

Тем временем, рассказал «МК» гендиректор Международного Консультативно-аналитического агентства «Безопасность Полетов» Сергей Мельниченко, Египет опубликовал информацию, в которой содержится предложение к авиакомпаниям не использовать воздушное пространство над Северным Синаем до выяснения обстоятельств случившегося. Так что волна сообщений от перевозчиков о приостановке полетов в данной зоне - это уже не их собственная инициатива, заявленная ране, якобы, с целью успокоения пассажиров.

Фотографии со спутника, ставшие доступными в интернете, где показаны районы падения обломков, по мнению Мельниченко, свидетельствуют, что разброс частей самолета на территории в несколько километров действительно дает основание считать, что дезинтеграция А321 началась в воздухе. Возможно, передняя часть самолета, где расположен приемоответчик (транспондер) и его антенна, пролетели несколько большее расстояние, чем первые отделившиеся от самолета детали конструкции - они обнаружены по маршруту ближе, чем та точка, где исчезла метка от приемоответчика.

«То, что передняя часть самолета лежит в перевернутом положении, - говорит Сергей Мельниченко, - объясняется законами аэродинамики и конструкцией воздушного судна. В то время как крылья создают подъемную силу, расположенный на хвосте стабилизатор «отвечает» за продольную устойчивость самолета. Если предположить, что хвостовая часть по какой-то причине отделилась в воздухе, то нос самолета сразу же пойдет вниз, а оставшаяся за крыльями часть вверх. Так что осталось установить причину отделения хвостовой части, и станут понятны основная и сопутствующие причины авиационного происшествия. Хочется надеяться, что они действительно будут найдены».

В связи с этим, главные надежды всех специалистов на установление истинных причин катастрофы, связаны сейчас с расшифровкой «черных ящиков». Однако специалисты агентства «Безопасность Полетов» считают, что «возможно, полученных после расшифровки самописцев данных не хватит, чтобы полностью восстановить картину случившегося. Вспомним, сколько надежд связывалось с расшифровкой «черных ящиков» сбитого малайзийского Боинга, однако она лишь подтвердила то, что самолет упал в результате воздействия извне».

Американский инфракрасный спутник перед падением авиалайнера Airbus A321 зафиксировал тепловую вспышку именно в том месте, где произошло крушение самолёта. /сайт/

По мнению американских разведчиков, вспышка является свидетельством возможного взрыва на борту самолёта. Это мог быть взрыв топливного бака, двигателя или бомбы. В связи с тем, что в момент взрыва спутник не зафиксировал теплового следа от находящейся вблизи возможной ракеты, американцы исключили версию о внешнем воздействии на самолёт. «Версия о том, что самолёт был сбит ракетой, теперь не обсуждается», ― заявили разведчики США.

Позднее представитель Пентагона заявил, что тепловые вспышки могли и не относиться к катастрофе самолёта, а являться отражением боевых действий с исламистами в этом районе.

Наиболее вероятной причиной авиакатастрофы считается пронос на борт самолёта взрывного устройства, говорится в отчёте американского аналитического агентства Stratfor. При этом телеканал CNN заявил, что остатки взрывоопасных веществ на обломках лайнера не обнаружены до сих пор. Ранее директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер предположил причастность боевиков террористической организации «Исламское государство» к крушению самолёта.

Однако Stratfor исключила такую версию. «Маловероятно, что джихадисты на Синае сбили самолёт при помощи переносных зенитно-оборонных систем или ПЗРК. Хотя боевикам в этом районе удалось использовать ПЗРК для того, чтобы сбить египетский вертолёт и обстрелять ракетами израильский самолёт, рейс 9268 был вне диапазона оружия», ― считают аналитики.

Расшифровка «чёрных ящиков»

Самые первые результаты расшифровки данных «чёрных ящиков» также показали, что самолёт не подвергался внешнему воздействию. До своего исчезновения с радаров он также не посылал сигналов SOS.

В отчёте отмечается маловероятность отказа работы электрооборудования, поскольку в этом случае пилоты могли бы маневрировать и посадить лайнер.

Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа», следовавший рейсом 9268 из Шарм-эш-Шейха, в центральной части Синайского полуострова в Египте. На борту авиалайнера находились 217 пассажиров и 7 членов экипажа, все они погибли.

Двумя спецрейсами МЧС останки жертв авиакатастрофы и их личные вещи доставлены в аэропорт «Пулково» Санкт-Петербурга. На месте крушения продолжаются поисковые работы.

Утром 31 октября на территории Синайского полуострова произошла авиакатастрофа, унесшая жизни 224 человек. Через 30 минут после взлета с радаров пропал лайнер Airbus А321 компании "Когалымавиа", совершавший рейс Шарм-эль-Шейх – Санкт-Петербург. Самолет начал стремительно терять высоту и, по предварительной информации, развалился до падения..

Авиакатастрофа на Синае стала самой крупной по количеству жертв в истории российской и советской авиации. До этого печальный список возглавляла трагедия, произошедшая под Учкудуком 10 июля 1985 года. Тогда катастрофа Ту-154 унесла жизни 200 человек.

Что же случилось в субботу на Синайском полуострове? Пока эксперты разбираются с содержимым "черных ящиков" разбившегося лайнера, уже появляются первые версии случившегося.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 18

Отказ двигателя

Самая популярная версия – отказ двигателей самолета. По одним сообщениям, за несколько минут до катастрофы летчики связались с диспетчерами и запросили разрешение на экстренную посадку из-за отказа одного из двигателя, по другим – ничего подобного не было. Египетские официальные лица придерживаются второго варианта: никто с землей не связывался, полет происходил в штатном режиме.

В египетской прессе приведены слова одного из местных жителей, который якобы видел, как у лайнера в воздухе загорелась одна из турбин.

Впрочем, у этой версии есть и слабые места. Для падения самолета необходим был отказ сразу нескольких двигателей. Иными словами, поломка одного двигателя не могла бы привести к авиакатастрофе.

Повреждение самолета в другом полете

Вторая версия – самолет получил повреждения в каком-то другом полете и их просто вовремя не заметили. А если заметили, то некачественно "залатали" самолет. Разбившемуся лайнеру было 18 лет, за такой срок эксплуатации во время полетов не раз происходили нештатные ситуации. Так, 14 лет назад при приземлении в Каире самолет сильно ударился хвостом, после чего долго находился на ремонте.

Авиакатастрофы, произошедшие из-за некачественного ремонта или халатного обследования самолетов, – не самая большая редкость. Так, 12 августа 1985 года авиакатастрофа Boeing-747 под Токио унесла жизни 520 человек. Выяснилось, что причиной трагедии стал плохо проведенный ремонт: рабочие некачественно приварили гермошпангоут, который отвалился в ходе полета вместе с рулями высоты.

Самолет стал практически неуправляемым, пилоты еще полчаса держали лайнер в воздухе, умудряясь управлять лайнером при помощи уменьшения и увеличения тяги двигателей. Однако затем самолет врезался в гору.

По словам египетского техника, осматривавшего Airbus A321 перед вылетом, он был совершенно исправен.

Самолет был сбит

Последняя из наиболее популярных версий. Самолет мог быть сбит боевиками запрещенной в России террористической группировки "Исламское государство". В настоящее время на Синайском полуострове идет кровавая война между войсками правительства Египта и "Исламским государством".

Не исключено, что боевики выпустили ракету, которая сбила самолет. Однако против этой версии говорит отсутствие у ИГ соответствующих средств, ведь лайнеры летают на высоте около 9-10 тысяч метров. Сбить лайнер можно только с помощью ракетного комплекса.

Впрочем, накануне появились сведения, что самолет не успел набрать высоту эшелона, а значит вполне стать мишенью для ПЗРК. ИГ уже опубликовало ролик, на котором видно как некий самолет сбивают ракетой, однако в подлинности записи есть большие сомнения.

Какие-то выводы можно будет сделать после официального расследования МАК и расшифровки "черных ящиков". В рамках расследования крушения Airbus А321 следователи изъяли документы по техническому обслуживанию судна. В Самаре с места последней заправки самолета изъяты образцы топлива, сообщил официальный представитель СКР Владимир Маркин.

"СК России проверит все возможные версии, которые могли привести к трагедии, в том числе о технической неисправности воздушного судна", – заявил Маркин.

Почему упал самолет авиакомпании Когалымавиа (Metrojet) рейс 7K 9268 Airbus A321-231 r/n EI-ETJ s/n 663? Пока никто не знает ответ, и результаты расследования могут появиться только через несколько месяцев.


Гуглил больше часа. Выкачал с сайта Jetphotos.net все доступные фотографии именно этого самолета. Также нашел в других источниках фотографии до крушения.

Мое внимание привлекло небольшое почернение на конической части хвоста. Вот эти две фотографии похоже сделаны в последний день или за несколько дней до катастрофы (с другого сайта):


Почернение крупным планом:



Почернение крупным планом:


Затем я посмотрел все фотографии этого самолета в обратном порядке до 2012 года. На фотографии от 2 сентября 2015 года почернения нет:


Листал в обратном порядке. Все чистенько. Правда и фотографий мало. Только сентябрь и август 2015. Потом был перекрас. На фотографии от 26 сентября 2014 года другая раскраска и все чисто.


В этой расцветке все чисто. Всего 8 фотографий. Лишь незначительное потемнение есть. Долистал до предыдущей раскраски, последнее фото от 6 октября 2013 года и сразу в глаза бросилась черная коническая часть фюзеляжа:


Крупным планом:


Фотография от 14 сентября 2013 года:


Крупным планом:


Более-менее чистый фюзеляж только на самой первой фотографии от 31 мая 2012 года:


Потом на всех фотках вплоть до 6 октября 2013 года все темнее и темнее. И затем перекрас.

Теперь о характере разброса обломков. Не сильно слежу за новостями. Но видел вот такие фотографии в социальных сетях:

Отдельно валяющаяся коническая часть с почернением сверху:


Задняя часть самолета со сломанным вертикальным стабилизатором, без конической части:





Стало интересно, есть ли почернения на других аналогичных "Аэробусах". Загуглил, посмотрел фотографии - у других авиакомпаний все самолеты беленькие и чистенькие в хвостовой части, в том числе другие аналогичные самолеты у Когалымавиа.

К тому же, именно этот самолет в 2001 году приземлился на пятую точку, слегка ударился хвостом при посадке. Тогда он еще был в собственности у другой авиакомпании. После того происшествия самолет починили. Но негативные последствия могли быть...

Стал искать описания конструкции самолетов. В данном коническом окончании располагается вспомогательная силовая установка (ВСУ), или по-английски Auxiliary power unit (APU). Она необходима для запуска основных двигателей и для обеспечения энергией на стоянках. В конце конуса сопло. Т.е. там и электрика есть и топливо.

Представляет из себя небольшой газотурбинный двигатель, запускаемый от электрического или гидравлического аккумулятора. Генерирует переменный ток, необходимый для запуска больших двигателей (топливные насосы, искра для топлива), создает давление в гидравлической системе, обеспечивает работу пневматической системы. Чтобы запустить основные двигатели необходима пневматическая раскрутка турбины.

Во время полета не используется. Но в случае отказа одного из двигателей может использоваться для дополнительного обеспечения энергией различных систем самолета.

Вот так выглядит ВСУ Боинга 737:


Из следующих видеороликов видно, что отдельно разбросаны коническая часть с ВСУ, хвост, и отдельно место падения основной части самолета, с отпечатком крыльев.

Видео с высоты места крушения самолета "Когалымавиа" 7K9268 Airbus A321, Синай, Египет 31.10.2015


Место крушения Airbus A321 показали с воздуха


Схема похожего самолета A320-200:


Скорее всего по какой-то причине сначала оторвало коническую часть, затем горизонтальный стабилизатор. На горизонтальном стабилизаторе располагаются рули высоты. Возможно поэтому самолет стал резко снижаться, а потом вновь пытаться набрать высоту.


На фотографиях с упавшим хвостом видны дыры в местах крепления горизонтального стабилизатора. Произошла взрывная разгерметизация салона, деформированный ранее хвост оторвало. Самолет мгновенно стал неуправляемым. Вся электрика отрубилась. Что-то подобное я уже видел в одной из серий "За секунду до катастрофы". Этим же можно объяснить, что связь с самолетом оборвалась внезапно.

Также на фотографиях с упавшим хвостом отсутствует руль управления на вертикальном стабилизаторе.

К отрыву конической части с ВСУ мог привести перегрев корпуса самолета в этом месте. А почернение - лишь следствие перегрева. К тому же самолет постоянно перекрашивался.

P.S. Фотографии APU на A321:



Неудачный запуск APU на A321:

A320 aircraft APU doors operation


P.P.S. Также есть интересные результаты поиска по запросу "black soot on apu".