Организация питания пассажиров на борту самолета - крайне важный и достаточно сложный процесс, при котором необходимо учитывать целый ряд факторов, в том числе длительность перелета, время суток, тип самолета, класс обслуживания пассажиров и многое другое. Как правило, на коротких и ночных рейсах пассажирам предлагается компактный ланч-бокс с бутербродами, сэндвичами, орешками, минеральной водой и другими напитками. На длительных рейсах каждые четыре часа предусмотрено горячее питание. Рацион зависит от класса обслуживания, но всегда включает не менее трех-четырех блюд (мясо, рыба, птица), а также чай, кофе, соки. Питание пассажиров первого и бизнес-класса отличается более широким ассортиментом с наличием деликатесов. Продуктовые наборы формируются не про запас, а партиями по мере поступления заказа. Блюда изготавливаются, сервируются и пакуются в соответствии с жесткими санитарными нормами, ведь отравление пассажиров во время перелета чревато серьезными осложнениями. По окончании сервировки блюдо закрывается целлофаном или крышкой, а затем хранится при определенном температурном режиме вплоть до сервировки в тележки уже на борту. Готовые холодные блюда фасуются на тарелки, полуподносы и до подачи пассажирам размещаются в специальных контейнерах; продукция в вакуумной упаковке - в термоконтейнерах или сумках-холодильниках; некоторые компоненты рациона хранятся в индивидуальной упаковке (так называемые снек-боксы, ланч-боксы, динер-боксы). На все упакованные продукты наносится маркировка - сведения о содержимом, изготовителе, дате выпуска и сроке годности, также указываются номер рейса, дата, время вылета. Меню для бортпроводников в большинстве случаев то же, что и для пассажиров. А вот к качеству питания летного экипажа предъявляются куда более жесткие требования. Блюда для пилотов готовят отдельно; на всех стадиях приготовления, упаковки, транспортировки комплекты проходят многочисленные проверки и помечаются особой маркировкой. Обслуживание пассажиров варьируется в зависимости от класса обслуживания. В первом оно аналогично ресторанному: сначала - закуска, потом - горячее и затем десерт. В других классах все блюда приносят сразу. Отличается и сервировка стола. В эконом- и бизнес-классах еда, как правило, подается в одноразовом контейнере, а также используется одноразовая или многоразовая пластмассовая посуда. Горячие блюда фасуются в специальные алюминиевые контейнеры (касалетки) или пластиковые из кристализованного полиэтилентерафталата, которые способны, не деформируясь, выдерживать температуру свыше +150 °C. В салонах первого класса блюда подают в фарфоровой или даже хрустальной посуде (в отличие от обычной авиационная посуда более тонкостенная и упроченная), со столовыми приборами из нержавеющей стали или мельхиора. Одноразовая упаковка для бортового питания чаще всего изготавливается из полимеров и алюминия. Она должна соответствовать целому ряду критериев, таких как безопасность для здоровья человека, инертность по отношению к пищевым ингредиентам и устойчивость к развитию микроорганизмов, а также обладать легким весом и компактностью. Многие авиакомпании имеют пределенные требования к размерам упаковки, что связано с габаритами бортового оборудования (контейнеры, тележки и др.). Стоимость комплекта питания может существенно варьироваться в зависимости от бюджета компаний. У российских перевозчиков он обходится в среднем в 3–4 доллара, у западных - 5–6 долларов, иногда и выше. В большинстве случаев стоимость продуктового набора автоматически включается в билет и составляет до 5% от общей стоимости билета. Специалисты в области авиакейтеринга подчеркивают, что бортпитание просто не может быть дешевым из-за затрат на безопасность и непростую логистику. Однако в последние годы на международном рынке сформировался сегмент авиакомпаний low-cost, где еда вовсе не является обязательной частью полета: это дает пассажиру возможность сэкономить. При желании он может заказать продукты из меню за отдельные деньги. Sky Express - единственный российский перевозчик, работающий в сегменте low-cost. По данным за 2007 год, в среднем каждый ее пассажир приобретает за время рейса питание на сумму 50 рублей, причем основные продажи здесь обеспечивают не готовые упакованные комплекты продуктов, а отдельные наименования -сэндвичи, шоколадные батончики и др.

Фабрики-кухни

Вопросы, связанные с формированием продуктовых комплектов для бортового питания, лежат в ведении авиакейтеринговых компаний. Среди них есть предприятия с полным циклом производства (от закупки сырья, приготовления блюд до их фасовки и упаковки, а также розлива напитков) и те, которые закупают готовые полуфабрикаты, а затем на заказ формируют и доставляют наборы. Второй вариант предпочитают многие компании в странах, где развита индустрия производства готовых блюд и полуфабрикатов, отвечающая жестким требованиям авиакейтеринга. В России же пока преобладает кейтеринг полного цикла. Чем больше аэропорт, тем крупнее его основной производитель бортпитания, он же зачастую и единственный. В Москве, как и в целом по стране, лидирует компания «Домодедово Эр Сервис», в зависимости от сезона производящая ежедневно 45–60 тыс. рационов питания для 250–300 рейсов. Она обеспечивает более 45 российских (около 80% отечественного рынка воздушных пассажирских перевозок) и 40 авиакомпаний из стран ближнего и дальнего зарубежья. Вторым по величине является «АэроМар» (20–45 тыс. рационов) - совместное предприятие «Аэрофлота» и корпорации LSG Sky Chefs, компании №1 в мире по производству бортпитания для авиаперевозчиков. Затем следуют «Ресторан при МА Внуково» (15–25 тыс. комплектов) и «Аэро-Фуд Кейтеринг» - «дочка» Международного аэропорта Шереметьево. В Санкт-Петербурге на рынке авиационного кейтеринга лидирует Служба организации бортового питания ГТК «Россия», расположенная в аэропорту «Пулково» (около 10 тыс.) Из региональных производителей бортпитания можно отметить «Кольцово» в Екатеринбурге и «Толмачево» в Новосибирске (каждый до 6 тыс. рационов в сутки). Особую нишу занимает московская компания «Провайдер-сервис» - она обслуживает исключительно VIP-пассажиров. Упаковку для бортпитания в России производят и продают не более четырех-пяти компаний, в том числе «Планета Термоформинг», «Мистерия», группа «СХЛ». Они предлагают одноразовые ланч-боксы (ПЭТФ, полистирол) для холодных и горячих блюд, снэк-боксы, тарелки, салатники, чашки, стаканы, столовые приборы отечественного производства, а также пластиковую посуду для многоразового использования крупнейших зарубежных производителей De Ster, W.K. Thomas и др. Ведущим отечественным производителем авиационных алюминиевых касалеток для горячих блюд является «РУСАЛ-Саянская фольга». Представители компаний, потерпевшие неудачу при попытке выйти на рынок одноразовой упаковки для бортпитания, сетуют на его закрытость и жесткий контроль со стороны чиновников. Действительно, количество игроков в сегменте авиакейтеринга весьма ограничено, немного и поставщиков упаковки для бортовых продуктовых наборов. Новым компаниям очень сложно войти в этот сегмент, даже несмотря на проходящие тендеры. Между тем стоит отметить, что рынок бортпитания является закрытым не только в России, но и во всем мире, втом числе и по соображениям безопасности. За рубежом производством бортпитания занимаются преимущественно холдинги при аэропортах или глобальные операторы типа LSG Sky Chefs, работающего более чем в двухстах аэропортах. Небольших независимых компаний на этом рынке крайне мало. Хотя вполне можно допустить, что российские бизнес-реалии лишь усугубляют эту закрытость. Так, компанию «Провайдер-сервис» в свое время не пускали во Внуково, гендиректор которой Алла Сучинская подала заявление в антимонопольную службу и выиграла суд. Кстати, по ее мнению, разговоры о невозможности выхода на данный рынок сильно преувеличены. Однако это очень непростой бизнес, потому желающих вкладывать средства в борьбу за место и рисковать «с нуля» крайне мало.

Рынок в пролете?

Отечественные производители одноразовой упаковки для бортпитания cчитают этот рынок весьма привлекательным, ведь объемы авиаперевозок в России с каждым годом увеличиваются. Так, по данным Ассоциации производителей сервисных услуг для пассажиров на транспорте, в 2006 году отечественными авиакомпаниями было перевезено 38 млн пассажиров, а по итогам 2007-го данный показатель вырос на целых 18%! Соответственно, с ростом пассажиропотока повышается спрос на продуктовые комплекты, а следом - и на упаковку для них. При этом, по словам упаковщиков, основную долю продаж составляют стандартные пластиковые контейнеры. Иногда вместо обычных прозрачных ланч-боксов или белых тарелок авиакомпании заказывают цветные (в тон фирменному цвету авиакомпании), иногда - с корпоративной символикой. Дело в том, что первостепенным вопросом является все же качество блюд, а вот в упаковке можно обойтись и без особых изысков - главное, чтоб она отвечала санитарным нормам. Мировой рынок бортпитания находится, по мнению экспертов, в состоянии стагнации. Большинство зарубежных перевозчиков стремятся к экономии, и в первую очередь «в жертву» приносят бортпитание пассажиров экономкласса. Такому принципу следуют и российские авиакомпании.

По данным экспертов, за последние десять лет расходы «Аэрофлота» на питание пассажиров снизились почти в два раза: если раньше цена рациона питания в экономклассе составляла 5 долларов, то сейчас - около 3,8. Разумеется, в этой ситуации перевозчикам нет смысла вкладывать значительные средства в улучшение внешнего оформления или конструкций одноразовой упаковки. Однако не все столь пессимистично. Несмотря на сложности, рынок упаковки для бортового питания все же развивается. Специалисты компании «Домодедово Эр Сервис» отмечают, что требования авиаперевозчиков к фасовке и упаковке растут: «Если раньше фабрика упаковывала продуктовые наборы для российских авиакомпаний в основном в одноразовую посуду и контейнеры, то сейчас поступает больше заказов на сервировку в многоразовую посуду». Отечественные кейтеринговые компании внедряют технологию упаковки скоропортящихся продуктов питания в газомодифицированной среде. Пионером в этой области не только на авиационном, но и на всем пищевом рынке стала все та же «Домодедово Эр Сервис», внедрившая данный метод еще в июле 2003 года. В процессе упаковывания блюд при помощи газа используется особая упаковка с высокими барьерными свойствами, позволяющая обеспечить герметичность и препятствующая проникновению агрессивной среды и кислорода. В июне 2008 года «Домодедово Эйр Сервис» совместно с инжиниринговым центром Gastronorm запустила консалтинговый проект, в рамках которого будет проведен комплекс работ по оптимизации процессов упаковки бортовых рационов питания. В ходе экспериментов станут испытываться новейшие технологии упаковки готовой продукции, применяемые на комбинатах бортового питания ОАЭ, Англии и Америки. Еще одной из тенденций является постепенный переход на экологически чистую и легко утилизируемую упаковку. Так, в сентябре «Аэрофлот» сообщил о комплексе мероприятий, направленных на снижение потребления топлива и других энергоресурсов и вместе с тем на повышение экологических показателей. Наряду с обновлением парка воздушных судов, внедрением электронного билета и другими действиями будет осуществляться замена пластиковых контейнеров и стаканчиков на бумажные. Некоторые российские авиакомпании используют одноразовую упаковку в качестве инструмента для формирования лояльности пассажиров. Скажем, питание для детей пакуют в специально оформленный красочный ланч-бокс и дополняют забавной игрушкой. А вот еще более интересный пример: по заказу Austrian Airlines шеф-повар Хельмут Остеррейхер, имеющий четыре короны (национальный аналог звезд Мишлен), придумал блюда для пассажиров экономкласса на коротких перелетах. Легкие закуски от «повара десятилетия» подают упакованными в специальный Austrian Snack Box, крышку от которого можно оторвать и бесплатно отправить как открытку в любую точку мира. По словам специалистов компании, порой отправляется до 4 тыс. таких открыток в день. А вот большинству российских кейтеринговых фирм и авиаперевозчиков пока не до открыток: в первую очередь следует решить вопрос качества бортового питания. Главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко отмечал, что, по данным управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ, в 2005–2006 годах было проведено 490 обследований цехов бортового питания. Из 1500 лабораторных проб, взятых с готовой продукции на борту самолетов, по микробиологическим показателям не соответствовало нормам более 11%. В цехах бортового питания этот показатель в среднем по России составил 5%. Причем в ряде регионов он значительно превысил среднероссийский: в Красноярском крае - 50%, в Самарской и Курганской областях - 40%, в Республике Дагестан - более 28%. Не зря же в феврале 2007-го Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи с ухудшением качества питания на российских авиалиниях выпустила постановление «Об обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов». Представители авиакомпаний сетуют, что на сегодняшний день отсутствуют механизмы, которые регулировали бы рынок предоставления услуг питания на транспорте. Раньше существовала система сертификации производства бортпитания, но она вступала в противоречие с российским законодательством, поэтому ее отменили. Хотя Роспотребнадзор и осуществляет разовые проверки, однако для влияния на ситуацию в целом у него просто нет механизмов. Качество упаковки также никто не контролирует.

Под стук колес

Питание в поездах - еще один, казалось бы, привлекательный рынок для игроков индустрии питания, если бы не одно «но». Дело в том, что в нашей стране ОАО «Российские железные дороги» является перевозчиком-монополистом и не желает отдавать на сторону ни один лакомый кусок «своего» бизнеса. Это и понятно, ведь услуга питания, например, приносит 5% дохода от пассажирских перевозок, хотя прибыль могла бы быть и больше. В отличие от авиации, где бортпитание вошло в стандарт сразу с появлением регулярных рейсов, на российской железной дороге продуктовые наборы в ланч-боксах появились лишь в начале 1990-х и за это время не особенно распространились. Сейчас их можно получить в вагонах повышенной комфортности, которыми, по данным РЖД, пользуется лишь 6% пассажиров, или порядка 6,2 млн человек. Билеты с гарантированным питанием приобретают 5,5% от общего количества пассажиров дальнего следования. Средняя цена на стандартный комплект продуктов составляет 200–300 рублей плюс 20% за обслуживание. В вагонах-ресторанах питается в среднем по 15–35 человек с поезда. Около половины вагонов-ресторанов компания «РЖД» сдает в аренду частным операторам питания, которые не только обслуживают посетителей, но и доставляют ланч-боксы в вагоны повышенной комфортности (бизнес-класса и экономкласса). А основным производителем продуктовых комплектов для железных дорог является «Домодедово Эр Сервис». Компания поставляет 2–3 тыс. рационов в сутки в 37 поездов, уходящих со столичных вокзалов. Но, разумеется, не может полностью обеспечить потребности рынка, так что на сегодняшний день спрос превышает предложение. Согласно требованиям, рацион гарантированного горячего питания в поезде должен состоять из холодной закуски, горячего блюда на выбор, фруктов, кондитерского изделия, минеральной воды, чая, кофе, сахара.«Холодный» набор может включать йогурты, круассаны, масло, плавленый сыр или икру в мелкой расфасовке, свежий сыр или колбасу в индивидуальной упаковке, а также напитки, соки. Но на практике все гораздо прозаичнее. «Вы видели ланч-боксы, которые сейчас обычно дают в поездах? - сердится один из собеседников PG. - Это такая пластиковая штука, куда нарезана засаленная колбаса, положен йогурт и булка, которой можно убить. За это берется 300 рублей». РЖД регулярно выявляют предпочтения пассажиров относительно питания в пути с помощью опросов. Любовь Полковникова, замначальника службы организации питания и сервисного обслуживания пассажиров Федеральной пассажирской дирекции РЖД, рассказывает: «Большинство пассажиров отдают предпочтение горячему питанию. Кроме того, многие хотят видеть в меню свежие фрукты и овощи. Но зачастую это создает сложности для выполнения санитарных норм: такие продукты быстро портятся, хотя последние технологии, использующие модифицированную газовую среду, позволяют идти навстречу подобным желаниям. Больше всего критикуют гарантированные наборы питания, так называемые ланчики. Такие рационы уже надоели пассажирам, постепенно будем от этого отходить. И более того, мы планируем полностью изменить концепцию организации питания на железной дороге - от стандартов питания и системы приготовления блюд до посуды и упаковки. Сейчас, например, в зависимости от класса вагона используются разная посуда и упаковка. Для пассажиров бизнес-класса блюда подаются на фарфоровой посуде, столовые приборы - из нержавеющей стали, для обслуживания в вагонах экономкласса используются пластиковые контейнеры, одноразовые столовые приборы. На некоторых направлениях применяют пенопластовые боксы, принятые в системе фастфуда, на других - касалетки, как в самолетах. Очевидно, что нужно переходить на единый стандарт рационов и их сервировки». В будущем специалисты РЖД намерены прийти к такому же высокотехнологичному питанию, как на борту самолета. «На Западе в вагонах-ресторанах не готовят, а только разогревают и подают блюда. Конечно, в Европе нет таких длинных маршрутов, дорога занимает 2–4 часа, а в России нам не удастся полностью отказаться от готовки в вагонах-ресторанах, но мы стремимся свести это к минимуму», - отмечает Любовь Полковникова. Отставание от зарубежья связано еще и с тем, что вагонный парк РЖД устарел. К работе по новым технологиям (с использованием готовых замороженных блюд) пригодно около 200 вагонов-ресторанов из 880. Но уже сейчас в системе питания на железнодорожном транспорте начали происходить кардинальные изменения. Осенью 2008 года компания «Арпиком», управляющая несколькими ресторанными сетями, заявила, что выходит в сегмент бортового питания пассажиров поездов, создав совместное с РЖД предприятие «Единая Сеть Питания». СП уже строит первую высокотехнологичную фабрику-кухню для производства готовой еды. Учредитель «Арпикома» и «Единой Сети Питания» Михаил Зельман отметил в интервью изданию Food Servise: «Я убежден, что индустрия гостеприимства в нашей стране достигла переломного момента, после которого она должна развиваться иначе. Теперь необходимо предлагать решения в области общественного массового питания, а не развивать локальные рестораны. РЖД постоянно проводят тендеры на обеспечение пассажиров питанием в поездах. Но почему мы них сегодня не участвуем? Мы не хотим собирать боксы из сомнительных продуктов на коленках низкоквалифицированного персонала. Наше сотрудничество с РЖД заключается в другом: мы создали совместное предприятие «Единая Сеть Питания». Это компания, инвестирующая в строительство фабрик, которые будут выпускать принципиально новый продукт. Во всем мире таких производств единицы, а в России вообще нет ни одного. Если сравнивать нашу фабрику с существующим производством «Домодедово Эр Сервис», то это как автомобили, выпущенные в 1905-м и 2005-м. И то, и другое довезет до места, но эффективность работы даже сравнить невозможно. На нашем производстве практически нивелирован человеческий фактор. Мы, наоборот, стараемся упростить технологию. На борту готовить блюда полного цикла нельзя. Нет гарантий, что вас не отравят, поскольку могут происходить технологические сбои. На борту можно оставить только операции разогрева и подачи. Наша задача - подобрать такие блюда, которые не потеряют качество при разогреве. Я убежден, что сегодня технологии позволяют добиться на крупном производстве лучшего качества еды, чем при приготовлении дома. А разговоры про «бабушкину еду» - это все маркетинг. На борту должны быть профессиональные стандарты питания и единое меню». Общий объем инвестиций в проект - около $100 млн.

Люди, которые решили брать с собой на работу обеды из дома, через неделю сталкиваются с одинаковой проблемой. Они не знают, что положить в ланч-бокс. Бутерброды и пельмени надоели, а доедать вчерашние макароны нет никакого желания. Лайфхакер решил внести разнообразие в содержимое ваших ланч-боксов и сделал эту подборку.

Amanda Quintana-Bowles/Flickr.com

Онигири - это японские рисовые шарики или треугольники с начинкой внутри, обёрнутые нори. В Стране восходящего солнца они очень популярны. Существует множество вариаций и даже есть специализированные магазинчики, где продаются только онигири.

Плюсы : сытно; большое разнообразие начинок.
Минусы : тонкости в выборе и приготовлении риса; недешёвые ингредиенты.
Среднее время приготовления : от 30 до 60 минут.

Ингредиенты

  • 1 стакан риса для суши;
  • 2–3 листа нори;
  • 200 г малосолёной сёмги;
  • 100 г сливочного сыра.

Приготовление

Лучше брать круглозернистый рис - он более клейкий. Его нужно тщательно промыть, пока вода не станет прозрачной. Промытый рис следует запускать в кипяток и варить на медленном огне до готовности. Готовый рис оставьте на некоторое время под закрытой крышкой.

Приготовьте начинку: рыбу порежьте на небольшие кубики (проследите, чтобы не было костей) и смешайте со сливочным сыром.

Когда рис остынет до температуры, позволяющей держать его в руках, можно приступать к лепке. Положите на ладонь пласт риса, на него небольшой кусочек начинки и сожмите ладонь.

Слово «онигири» происходит от глагола «нигиру», что переводится как «сжимать». Чтобы шар был ровнее, покатайте его между ладонями. Треугольные онигири можно сделать при помощи широкого ножа.

Получившийся колобок оберните полоской водоросли нори и сложите в ланч-бокс. Если готовите с вечера, нори лучше оборачивать утром, чтобы блюдо не размокло. Храните онигири в холодильнике.


Melissa Cuppett/Flickr.com

Плюсы : полезно; сытно.
Минусы : миндальная мука и мука из льняного семени найдётся не в любом магазине.
Среднее время приготовления : от 30 до 60 минут.

Из следующего количества продуктов у вас получится четыре порции.

Ингредиенты

  • 900 г куриной грудки;
  • 100 г миндальной муки;
  • 2 яйца;
  • 1 столовая ложка муки из льняного семени;
  • 1 чайная ложка паприки;
  • ½ чайной ложки чесночного порошка;
  • ½ чайной ложки соли;
  • ½ чайной ложки сухой петрушки;
  • ¼ чайной ложки чёрного перца.

Приготовление

Если вам плевать на углеводы, то смело берите панировочные сухари. Но помните, что калорийность блюда при этом увеличится. Те, кто следит за фигурой, смешайте в глубокой тарелке все сухие ингредиенты.

В отдельной миске взбейте яйца. Опускайте нарезанное ломтиками куриное филе сначала в яичную смесь, а затем в мучную. Выложите курицу на противень, застеленный пергаментом, и выпекайте в разогретой до 220 градусов духовке в течение 20 минут.

В качестве гарнира можно использовать зелёный горошек или бобы.


Shinya Suzuki/Flickr.com

Рамен - блюдо из пшеничной лапши, пользующееся большой популярностью в странах Азии. Между ресторанами, специализирующимися на рамене, царит нешуточная конкуренция. Но кроме свежего рамена существует и мгновенный. Он-то нам и потребуется.

Плюсы : дёшево и сердито; сытно.
Минусы : калорийно; долгое приготовление, если нет готовых котлет.
Среднее время приготовления : от 60 до 120 минут.

Ингредиенты

  • 1 упаковка лапши быстрого приготовления;
  • котлета для бургера;
  • 2 яйца;
  • ломтик чеддера;
  • 1 столовая ложка остро-сладкого соуса чили;
  • зелёный лук и листья салата;
  • оливковое масло.

Приготовление

Отварите лапшу по инструкции, обсушите и немного остудите в дуршлаге. Переложите в тарелку и залейте взбитым яйцом. Перемешайте. Застелите две миски с плоским дном диаметром около восьми сантиметров пищевой плёнкой и смажьте растительным маслом. Выложите в них лапшу, заверните плёнку и, придавив любым тяжёлым предметом, отправьте на час в холодильник.

Обжаренный бекон уложите в питу (удобно разделить её пополам) вместе с листьями салата и нарезанными помидорами черри.


Rachelle @ Mommy? I’m Hungry!/Flickr.com

Если угостите ими коллег, рискуете сами остаться без обеда.

Плюсы : сытно; вкусно даже в холодном виде.
Минусы : довольно трудоёмкое приготовление; большое количество ингредиентов.
Среднее время приготовления : от 40 до 80 минут.

Ингредиенты

  • 500 г слоёного теста;
  • 700 г говяжьего фарша;
  • 200 г полутвёрдого сыра;
  • 1 яйцо;
  • 1 томат;
  • 1 луковица;
  • 1 зелёный болгарский перец;
  • 1 зубчик чеснока;
  • ½ стакана кетчупа;
  • ½ столовой ложки воды;
  • 1 чайная ложка тмина;
  • 1 чайная ложка орегано;
  • 1 чайная ложка порошка чили;
  • 1 чайная ложка корицы;
  • оливковое масло для жарки;
  • свежая кинза и петрушка.

Приготовление

Приготовить в домашних условиях довольно трудно. Лучше держать в морозилке на всякий случай готовое.

Обжарьте на оливковом масле фарш с измельчённым луком и перцем. Когда лук станет золотистым, а мясо мягким, добавьте измельчённый чеснок и жарьте ещё около минуты, постоянно помешивая. Слейте со сковороды жир и добавьте томат, кетчуп, рубленую зелень и специи. Уменьшите огонь до минимума и тушите около 10 минут. Затем снимите с огня и остудите.

Раскатайте тесто и вырежьте из него круглые лепёшки. В центр каждой из них выложите 1–2 столовые ложки начинки. Сверните. Для того, чтобы края лучше держались, смажьте их яичной смесью (яйцо нужно взбить с водой).

Выпекайте в течение 15–20 минут в разогретой до 190 градусов духовке. Не забудьте застелить противень пекарской бумагой или смазать маслом, а в ланч-бокс обязательно налейте кетчуп или другой соус на своё усмотрение.


Foodtolove.com.au

Это оригинальная альтернатива сэндвичам. При такой необычной подаче коллеги обязательно попросят у вас пару штук на пробу. Так что делайте больше.

Наша компания производит упаковку из картона для авиа кейтеринга.

Снек-боксы и касалетки из картона отличаются от пластиковых или алюминиевых аналогов привлекательным внешним видом, более высокой прочностью и удобством в процессе упаковки и использования на борту самолета.

Кроме того, касалетки из картона удобнее для потребителей, т.к. не нагреваются как алюминиевые.

Они более экологичны и легко утилизируются.

Снек-боксы и касалетки могут быть изготовлены с печатью логотипа авиакомпании

Вас интересует такой вопрос, как где купить контейнеры для еды в Москве? Обращайтесь в компанию «Пакформ». Наша продукция пользуется огромным спросом среди всех слоев населения. Самый распространенный товар - полипропиленовые контейнеры для пищевых продуктов . Но существует и много другой продукции. Выбор зависит только от того, в каких целях вы будете использовать данные изделия. Например - детские контейнеры для еды, которые очень востребованы среди многих родителей, беспокоящихся о здоровом питании своих детей.

Мы вправе рассчитывать на то, что одноразовые контейнеры для еды с отделениями обеспечат как минимум, герметичность, удобную транспортировку и сохранность ваших продуктов.

Купить контейнеры для еды в Москве

Где купить контейнеры для еды в школу? Наши изделия премиум-класса превосходят все ожидания. В нашем интернет-магазине «Пакформ» можно заказать пищевые контейнеры для хранения еды, которые наделены расширенными возможностями для максимально длительного хранения. Это могут быть варианты, которые имеют много отсеков для мяса, соусов, гарнира и напитков, к примеру. Имеются также специальные секционные контейнеры для доставки еды, которые используются только один раз. Многофункциональные образцы с термосом идеально подойдут для транспортировки горячих напитков и пищи. В ассортименте нашего магазина представлены и варианты, которые могут сохранять холод – все зависит от изначальной температуры продуктов.

Одноразовые контейнеры для еды: оптом

Очень востребованным является производство контейнеров для еды одноразового типа. Вместе с удобной формой и универсальным назначением следует уделять особое внимание использующимся материалам. Ни для кого не секрет, что многие люди используют пищевые лотки с крышкой не только для хранения, а и для разогрева еды. По этой причине такие ланчбоксы должны изготавливаться из специального высокотехнологического пластика, который не только сохраняет изначальный вкус и свежесть продуктов, а и не выделяет вредных веществ, даже если использовать их в микроволновке. Для того чтобы сохранялась температура и свежесть, некоторые изделия оборудованы специальной конструкцией и приспособлениями для максимально герметичного закрывания. Вы без опасений можете брать с собой горячие напитки и продукты, не опасаясь протекания.

Собственное производство контейнеров для еды

Наша компания «Пакформ» имеет собственные производственные мощности, которые могут производить и особо большие размеры пищевых контейнеров. Среди представленного у нас ассортимента можно найти очень привлекательные на внешний вид изделия, которые также имеют исключительную функциональность и являются очень универсальными. Большинство товаров отпускается только оптом.

Некоторые изделия, например пищевые ланчбоксы для детей, имеют очень яркую и красочную раскраску, что несомненно порадует вашего ребенка.

Цена на все виды товаров у нас вполне конкурентоспособная и намного ниже, чем в большинстве магазинов наших конкурентов на данном рынке.

Чай, кофе, воду? Покушать желаете? Эту фразу мы слышим каждый раз через несколько десятков минут после взлета самолета в небо во время очередного путешествия, командировки или просто перелета по своим личным делам. На одном рейсе вам предложат сендвич с кофе, на другом - полноценный обед, включающий горячее второе, фрукты и десерт к кофе (подробно об этом совсем недавно писал alexcheban в своем посте). Каждая авиакомпания подходит к вопросу питания пассажиров во время полет по-своему. Одни готовят бортовое питание сами, другие заказывают кетеринг непосредственно в аэропорту. Интересно, что в России всего две авиакомпании готовят пищу для своих пассажиров - это ЮТэйр и Аэрофлот. Остальные же "покупают" готовую еду. Сегодня мы побываем на одной из фабрик бортового питания авиакомпании ЮТэйр, которая находится в аэропорту города Сургут. и своими глазами увидим какой путь проходят ланч-боксы и касалетки с обедом, который подают нам улыбающиеся стюардессы на высоте 10 тысяч метров.

Авиакомпания Ютейт имеет три фабрики бортового питания - в аэропортах Сургута, Тюмени и Ханты-Мансийска. Здесь готовится еда для всех рейсов авиакомпании ЮТэйр, а также для других авиакомпаний, вылетающих из этих городов.Вопреки представлению о том, что здесь должны готовить пищу для всех рейсов своей авиакомпании, откуда бы и куда бы они не летели, на самом деле этого не происходит. Почему? Потому что срок жизни приготовленной еды очень ограничен. Впрочем, об этом ниже

Фабрика бортового питания в Сургуте состоит из нескольких цехов, каждый из которых является промежуточным звеном во всей цепочке пути продукта от поставки до пломбировки пищевого контейнера перед погрузкой в самолет. Один из главных цехов - мясо-рыбный. Здесь идет разделка мяса или рыбы и их подготовка для последующей тепловой обработки. Часть из них идет сразу в горячий цех, часть - в заморозку для обработки в другое время.

Рядом с мясо-рыбным цехом расположен овощной. Здесь идет подготовка и очистка овощей (картофель, морковь, лук и т.д.) для последующей передачи в горячий цех, а также окончательная подготовка некоторых овощей (свежий огурец, помидор, болгарский перец и т.д.), а также фруктов для расфасовки в ланч-боксы. За смену через этот цех проходит более 100 килограммов одного только картофеля.

Хлеб на борту самолета заменяют булочки. Они вместе с кексами и другими мучными изделиями выпекаются в кондитерском цеху. В день здесь выпекается более 1000 булочек, каждая из которых проводит в печи ровно 18 минут

Все мучные кондитерские изделия - кексы и разные виды песочного печенья - делаются вручную и выпекаются в соседних с булочками печах

А в соседнем помещении расположен фасовочный цех для закусок. Операторы раскладывают по ланчбоксам наборы маринованных овощей, зелень, оливки, холодные мясные закуски и т.д. в зависимости от того меню, приготовление которого идет в данный момент.

Ланч-боксы упаковываются в специальную герметичную упаковку, которая препятствует попаданию воздуха внутрь

Здесь же расположены специальные температурные шкафы для временного хранения и доводки до охлажденного состояния тех или иных продуктов или готовых наборов

После закладки в температурный шкаф, на нем закрепляется специальная карта регистрации, в которой указываются все необходимые данные

Один из главных цехов - царство половников и вотчина шеф-повара. Это горячий цех

Шеф-повар лично контролирует все блюда, которые здесь готовят. Дело в том, что помимо бортового питания, здесь готовят также блюда для кафе аэропорта Сургут, а также гостиницы при аэропорте

Тушеные овощи для постного меню одного из ближайших рейсов из Сургута

Самый большой цех - в котором идет окончательная упаковка продуктовых наборов. Сюда стекается приготовленная еда из горячего цеха, мучные и кондитерские изделия, ланч-боксы с закусками, фруктами и овощами. Здесь все это будет разложено по пластиковым контейнерам в соответствии с нужным набором продуктов для тех или иных рейсов, отмечено маркировкой, упаковано в авиационные тележки и опечатано для передачи на борт авиалайнера.

На стене цеха расположена специальная карта, в соответствии с которой наносится маркировка на контейнеры с пищей. На самом деле из детей и экипажа здесь ничего не готовят) Это лишь специальная метка, которая ставится на контейнерах, предназначенных для детей и экипажа самолета.

Касалетки (специальные запаянные контейнеры для горячей пищи) с проставленной маркировкой готовятся укладки в авиационную тележку.

Тележки и вся другая упаковочная тара многоразового использования моется в специальном цеху. Сами тележки бывают разных форматов, стандартизированных под те или иные типы самолетов. На фото тележки Boeing 737, в которые через несколько минут будут укладывать обед для ближайшего рейса

Упакованную и промаркированную еду помещают в металлические контейнеры, прошедшие мойку и сушку

Затем их пломбируют

И проставляют маркировку - номер рейса, пункт назначения, дату и время вылета, а также время приготовления. В этом месте я бы хотел отметить ряд интересных особенностей. Вся еда, приготовленная на этой фабрике, имеет срок хранения три часа. Если с момента упаковки прошло больше времени - она уничтожается. То есть, в случае, если вылет рейса №296 задержится более, чем на 30 минут, этот контейнер будет вскрыт, пища уничтожена, а на борт самолета загрузят касалетки и ланч-боксы, упакованные позже. Но, в принципе, все делается настолько оперативно, чтобы еда не простаивала. Обычно, если вылет самолета задерживается надолго, об этом известно заранее, поэтому обеды собирают к фактическому времени отлета. Также стоит отметить, что на каждых 50 пассажиров на борт загружается 1 лишний набор питания. Т.е. если на рейс продано 150 билетов, в самолет погрузят 153 обеда. Одновременно на борт загружают несколько видов меню для пассажиров эконом-класса в равных пропорциях - например, рыбу с рисом, говядину с гречкой и сосиску с макаронами. Во время полета стюардесса поинтересуется какое именно меню вы желаете.

Помимо готовых продуктовых наборов, для погрузки на борт самолета готовят также многоразовую посуду для пассажиров бизнес-класса. Ее количество зависит от количества проданных в этот класс на конкретный рейс билетов.

Финальным аккордом нашего знакомства с фабрикой бортового питания авиакомпании ЮТэйр в Сургуте стала дегустация всех тех блюд, которые присутствуют в меню для разных категорий пассажиров - первого, бизнес, эконом, а также в меню экипажа.

Столь популярные ныне вагоны повышенной комфортности появились почти десять лет назад – в 1996 году.

К билету в такой вагон, как правило, прилагаются «услуги» – постельные принадлежности, печатная продукция, гигиенический набор и съестной паек. И вот здесь-то начинаются проблемы.

Нет, раз по документам кормить пассажира железнодорожники должны, то его и кормят. Но согласитесь, что между горячим, только что из ресторанной печи куском мяса с аппетитной жареной картошечкой и запаянным в целлофан куском колбасы существует некоторая разница.

Особенно обидно ощущать ее при одинаковой стоимости «обедов». Судите сами. В стандартный паек, называемый громким словом «ланч-бокс», входит несколько кусочков сухой колбасы, практически прозрачный кусочек сыра, пара до крайности миниатюрных булочек, по десять граммов масла и джема и суп «Магги». Ну и плюс к этому пакетики с кофе, чаем и какой-нибудь кексик.

Самое же интересное, что блюдо, вышедшее из ресторанной печи, экономически выгоднее сухого пайка.

Есть в Москве такая компания – «Домодедовские авиалинии», а при ней существует фирма «Домодедово эйр-лайн». Открываем «матрешку» дальше и обнаруживаем еще одних коммерсантов – «Домодедово Р-Сервис». Вот теперь мы добрались до сути.

Именно эта компания занимается поставками «ланч-боксов» на Российские железные дороги. Как компания, напрямую связанная с авиаторами, заполучила контракт с железнодорожниками, вопрос отдельный. Но начиналось все достаточно красиво.

Домодедовцы должны были поставлять этакий авиационный рацион, а вместе с ним и необходимое оборудование для его хранения и приготовления. Вагоны-рестораны за счет поставщиков должны были быть оборудованы ларями для хранения еды при температуре -18 градусов, конвекторами для разогрева и преобразователями тока для поддержания работы этого оборудования. Однако до сих пор все это «железо» на Северо-Кавказской не появлялось, лишь демонстрировалось на различных выставках и презентациях.

Хорошо, что они достаются не всем. Из всех составов СКЖД, имеющих в своей схеме вагоны повышенной комфортности, сегодня пайками «осчастливлены» лишь шесть. Причем даже в них пассажиры СВ кушают вкусную и добротную еду от железнодорожных поваров. В купе же приходится пока довольствоваться пайками.

Но южане работают над тем, чтобы еще 4 состава перевести на нормальный рацион. С двумя оставшимися, а это фирменные «Тихий Дон» и «Атаман Платов», ситуация сложнее. В их схеме, как правило, курсируют по 6 – 7 вагонов повышенной комфортности – 1 СВ, остальные купейные. Если все их перевести на рацион ресторана, то повара просто физически не смогут успеть приготовить на 234 человека.

Здесь, пожалуй, только два выхода. Или сократить количество вагонов повышенной комфортности, что вряд ли реально, или ставить в схему состава второй вагон-ресторан.

Однако и над горячим питанием начинают сгущаться тучи. Сегодня разговор идет о том, что ушлые авиаторы готовятся заменить горячие обеды неким подобием фастфуда, тем самым, для которого необходимы конвекторы, холодильные лари и преобразователи тока. Иными словами, пассажир может быть отлучен от свежей, исходящей ароматами отбивной и «обручен» с разогретыми, «консервированными» в фольге картофельными шариками и набившими оскомину окорочками.

Если подобный рацион еще можно объяснить условиями авиационных перевозок, где попросту нельзя приготовить нормальный обед, то смысл возможного внедрения такого меню на железнодорожном транспорте в составах, имеющих собственные вагоны-рестораны, понять трудно.

Начальник Северо-Кавказской дороги Владимир Воробьев не раз говорил о необходимости полного перевода вагонов повышенной комфортности на горячий рацион. И постепенно эта задача на магистрали выполняется. Осталось решить, как быть с составами, в которых по шесть и больше таких вагонов, и как защититься от поклонников фаст-фуда.

Игорь ЕВДОКИМОВ,
соб. корр. «Гудка»
Ростов-на-Дону