Мост на Русский назвали «бесполезным сооружением за $ 1 млрд»

Мост на остров Русский во Владивостоке с самого начала строительства подвергается критике. Некоторые эксперты ставили под сомнение целесообразность такого грандиозного проекта. Очередную «ложку дегтя» добавил аналитик центра экономических и политических исследований (ЭПИцентр) Алексей Михайлов.

ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН?

Вантовый мост, как и его Золотой «брат», соединивший центр города с мысом Чуркин, на остров Русский был построен в рамках подготовки Владивостоку к саммиту АТЭС. Сооружение уникальное. Ведь у Русского моста - а это его официальное название - самый большой в мире пролет среди вантовых мостов, длиной 1104 метра, и первые по высоте пилоны - 324 м.

Экономист Алексей Михайлов приводит другие впечатляющие цифры: стоимость сооружения составляет порядка 1 млрд долларов. Еще столько же ушло на подъездную дорогу в аэропорт и город.

Этот вантовый мост на самом деле очень красив, парящий в воздухе с центральным пролетом более 1 километра на высоте в 70 метров, который поддерживают два пилона высотой в 324 метра. Наверное, он грандиозен в инженерных решениях. И уж точно станет теперь новым символом Владивостока. Вот только… зачем он нужен? - вопрошает эксперт.

Главный аргумент «против моста» у аналитика тот же, что и многих критиков сооружения - у него небольшая пропускная способность, а население острова слишком мало для таких затрат.

Мост с пропускной способностью в 50 тысяч машин в день ведет на небольшой островок Русский с численностью жителей 5 тысяч человек. Да и те в основном бедные рыбаки, живущие в домах барачного типа, автомобилей не имеют, - утверждает Михайлов.

В противовес этой критике власти Владивостока уже не раз заявляли, что мост построен, в том числе и для развития острова, программа которого включает в себя строительство многих крупных объектов и создание инфраструктуры на 150 тысяч населения.

МОСТ «НЕ ОКУПАЕТСЯ»

Что дальше с островом Русский? Теперь там остались те же 5 тысяч жителей без автомобилей. Положа руку на сердце, скажите, действительно стоило потратить $2 млрд для доступа к пляжам на автомобиле? А на пароме никак не доехать? Ведь каждые два часа ходит и даже машины перевозит, не так уж и дорого, - продолжает эксперт.

Развитие туризма , строительство нового жилья на острове - одно. Но, пожалуй, главным аргументом в пользу целесообразности моста был строящийся ДВФУ на том же острове. Ведь планировалось, что объединенный вуз станет крупнейшим учебным заведением страны и даже мира. Туда приедут учиться студенты со всей планеты, а преподавать будут лучшие иностранные педагоги. Однако достроить здания ДВФУ подрядчик не успел. И великий «план по переселению» провалился, и студенты остались на материке, по крайней мере, до окончания строительства. Сейчас на острове живут лишь иногородние студенты, которые каждое утро ездят на занятия в город.

К этому всему можно добавить абсолютно неразвитую дорожную инфраструктуру острова. После того как съезжаешь с моста, попадаешь на настоящие «российские дороги», проехав по которым необходимо прибегать к услугам авторемонта. Потому и ездить туда большинство горожан не отваживается. А фирмы такси задирают цены на поездки до острова - до 1 тысячи рублей из центра Владивостока.

Алексей Михайлов сравнивает мост на Русский с его «коллегой» Golden Gate в Сан-Франциско, США. Только не в пользу первого.

По основным характеристикам они похожи. Вот только Golden Gate построен 75 лет назад, является платным и реально пропускает 120 тысяч машин в день. Этот мост буквально зарабатывает полмиллиона долларов ежедневно. А Русский мост бесплатный и сколько он сейчас, после завершения саммита стран АТЭС, будет реально пропускать в день? Пару тысяч машин? А может, пару сотен? - пишет эксперт.

Впрочем, стоит отметить, что ни мостостроители, ни власти Приморья мнение экономиста не разделяют.

Это будет комфортный район Владивостока, очень удобный для проживания. Дети смогут здесь ходить в школу, затем в университет - и не надо будет никуда ездить. Что касается другой территории острова, то планируется ее оставить под туристско-рекреационную зону, - считает губернатор Приморья Владимир Миклушевский. - Застраиваться будет лишь побережье - речь идет о пансионатах и домах отдыха. Все-таки природу острова надо максимально сохранить для потомков.

Взгляните на любую фотографию, туристический проспект: если в городе есть мост, то он непременно на них будет. Мост - это своеобразный памятник, архитектурное украшение города, достижение его жителей. Сан-Франциско - Золотые ворота, Нью-Йорк - Бруклинский мост, Гонконг - мост Камнерезов, - высказывает свое мнение директор филиала ОАО «УСК МОСТ» во Владивостоке Алексей Баранов. - И еще одно неоспоримое преимущество, чисто практическое. Связав материк с островом Русским, мост открыл новые перспективы застройки. Многие города России, в том числе Владивосток, страдают разнородностью стиля: в разные периоды, при разных правительствах и культурах строили иначе и не всегда заботились о сочетаемости. А фасад города по-хорошему должен быть спланирован раз и навсегда, только тогда он будет красив. Конечно, перестройку существующих кварталов город себе позволить не может. А вот на Русском есть шанс начать с чистого листа, получив в итоге большой и гармонично застроенный район, очень перспективный для развития.

КСТАТИ

Вопрос о строительстве моста на остров Русский был поднят еще в первой половине XX века. Первый проект был выполнен в 1939 году, второй - в 1960-е годы. Однако ни тот, ни другой так и не был осуществлен. В начале октября 2007 года НПО «Мостовик» выиграло тендер на проектирование мостового перехода на остров Русский. Подрядчиком выступило ОАО «УСК МОСТ». Мост начали строить в 2008 году, 1 июля 2012 года премьер-министр Дмитрий Медведев открыл рабочее движение по мосту, а спустя месяц, 1 августа мост открыли и для личного транспорта.

Как гласит народная мудрость, к хорошему человек привыкает быстро. Сегодня сложно представить, что еще год назад добраться до острова Русский можно было только на пароме. Поездка занимала от 40 минут до полутора часов в зависимости от пункта назначения. Сегодня же путь сократился до 5-10 минут, и все благодаря осуществлению уникального проекта - строительство вантового моста, соединяющего остров Русский с материком.

Как все начиналось

Хотя идея создания моста на остров Русский (вернее, тогда еще канатной дороги) через пролив Босфор Восточный зародилась в 1939 году, строительство началось лишь в 2008, и то по воле случая. Народная молва гласит, что возвращались как-то с очередного саммита в Куала-Лумпуре министр экономики Герман Греф с бывшим губернатором Приморья Сергеем Дарькиным. И, пролетая над островом Русский, обронил Греф фразу, мол, пусть Саммит АТЭС-2012 пройдет именно здесь! Но как же туда будут добираться главы государств? Тогда и вспомнили о проекте прошлого столетия.

Правда это или нет, но мост все же построили, да еще какой! Описывая его, не раз приходится употребить слово «самый» - это один из самых крупных в мире вантовых мостов с самым длинным центральным пролетом и вантами, а также самым высоким пилоном. По версии «Мирового портала недвижимости» мост был признан наиболее значимым архитектурным проектом России в 2012 году.

Технические особенности

Длина моста - 1885,53 м
Длина центрального пролета (от одного пилона до другого) - 1104 м
Подмостовой габарит (свободное пространство под мостом) - 70 м
Высота пилонов - 324 м
Самая длинная ванта - 579,83 м

Строительство всем миром

Вантовая система была спроектирована в рамках совместной работы множества лучших инженеров России и зарубежья. Например, французская компания «Фрейссине» разработала систему вант, похожих, как точно подметила «Российская газета», на струны гигантской арфы - арфы для океанских ветров.

Впервые в мире вантовый мост строился в условиях таких перепадов температур, сильных ветров и влажного климата. В результате благодаря специальной стали ванты могут выдержать температурный диапазон от -40 до +40, а срок их эксплуатации - до 100 лет! Аэродинамическое сечение пролетного строения делает мост устойчивым даже к шквалистому ветру, которым так славится Владивосток.

Первые шаги

Строился мост одновременно с двух частей суши - с Русского острова и материка. 12 апреля 2012 года произошло историческое событие - стыковка панелей в центре моста. 2 июля по мосту впервые проехала строительная техника, затем его опробовали велосипедисты, а 1 августа 2012 года было официально открыто автомобильное движение.

Спустя месяц мост официально получил имя: по результатам народного голосования его окрестили Русским мостом.

Уже на протяжении года мост соединяет Русский с материком. Ручеек любопытствующих автолюбителей, приезжающих взглянуть на изменившиеся пейзажи острова Русский, постепенно превратился в мощный поток. Среди курсирующих на Русский и обратно теперь встречаются студенты и работники ДВФУ, жители Русского острова и отдыхающие. И хотя последние часто оставляют за собой горы мусора, а у первых до недавнего времени возникали проблемы с общественным транспортом, население Владивостока и окрестностей сходится в одном: мост - это благо, и сейчас уже никто не понимает, как же нам раньше без него жилось.

Ну вот наконец и состоялось открытие моста на остров Русский. Моста, к которому перешло право называться самым длинным вантовым мостом в мире. И конечно же особую гордость вызывает то, что построен он был не где-нибудь, в Китае или США, а в России, точнее во Владивостоке.


Сразу же, во избежание "непоняток", хочу напомнить, что длина вантовых и подвесных мостов считается по центральному пролету, а не по общей длине моста. Именно поэтому мост на остров Русский имеет полное право называться самым длинным. Расстояние между его пилонами - 1104 метра. Предыдущий рекорд, 1088 метров, принадлежал китайскому мосту Сутун. А вот по общей длине, мост на остров Русский уступает многим вантовым мостам, его показатели тут составляют - 3100 метров. К примеру, у того же Сутуна, общая длина более 8 километров. Но это уже не столь важно.

После разработки инвестиционного проекта "Развитие острова Русский", согласно которому на этом острове будут воздвигнуты производственные комплексы в сфере био- и информационных технологий, научно-исследовательские институты, университет, крупный медицинский центр, жилые и гостиничные комплексы, международный деловой центр и еще много чего для привлечения сюда крупного бизнеса и туристов. Стала очевидной необходимость постройки моста соединяющего остров с Владивостоком. И в 2008 году строительство началось. По началу, было много сомнений, возможно ли это вообще, перекинуть мост через пролив Босфор Восточный? Ведь погодные условия тут очень неблагоприятные (зимой толщины льда в проливе может достигать 70 см), помимо этого будущий мост должен выдерживать шквальные ветра и быть сейсмоустойчивым, но в итоге были найдены конструкторские решения, которые помогли воплотить проект в реальность.





Цифровые показатели данного суперсооружения следующие. Глубина свай под опорами - до 77 метров. Высота пилонов - 324 метра (такая же, как у Эйфелевой башни).


Высота дорожного полотна над уровнем моря - 70 метров.

Ширина моста - 29,5 метров (4 полосы для автомобильного транспорта, по две в каждую сторону, плюс пешеходные дорожки). Общий вес моста - 23 тыс. тонн.

Техническое открытие сооружения состоялось 2 июля 2012 года. 28 июля по мосту был устроен велопробег. А 1 августа 2012 года состоялось открытие движения для всего транспорта.

Пожалуй единственным недостатком моста на остров Русский является его дороговизна. По разным оценкам его строительство обошлось от 1 до 1,5 млрд долларов. Однако учитывая погодные условия, в которых он строился и будет функционировать, эта сумма вполне объяснима.

Еще несколько фото моста на остров Русский:







Крупный скандал, рискующий перерасти в коррупционный, разгорается во Владивостоке. Там из-за дождя буквально рассыпался мост, являющийся участком дороги, на возведение которой было выделено 29 млрд бюджетных рублей. По словам местных жителей, дождь был вполне рядовым - «средней интенсивности», а значит мост развалился из-за дефекта строительства. Причины столь быстрого разрушения крупного инфраструктурного объекта, построенного к саммиту АТЭС, еще предстоит установить, но уже сейчас можно предположить, что дело, скорее всего, в безалаберности генподрядчика, коррупции и наплевательстве чиновников, как это было в случае с печально известным «танцующим мостом» в Волгограде.

«Просто легкий дождик»


Как выяснилось, пополз грунт под недавно построенным участком трассы. В течение дня грунт под дорогой продолжал смещаться вниз, и это может продолжиться в случае ожидающихся во Владивостоке в предстоящие выходные дождей.

В итоге несколько тонн грунта погребли под собой гаражи с находящимися внутри автомобилями и, предположительно, одним катером: дорога проходит практически по берегу бухты Патрокл.

«Когда там стоял, реально слышал, как лопается проволока и хрустят камни, - пишет о ситуации местный житель на интернет-форуме. - Жутко и страшно. Детям там запретил ходить на море».

«А ведь это был просто легкий дождик средней интенсивности на два дня», - сообщает другой очевидец.

На ситуацию с трассой обратили внимание местные депутаты. «Я был на месте оползня, - рассказал агентству PrimaMedia депутат городской думы Александр Юртаев. - Моя точка зрения: стену строители пытались сделать более вертикальной из-за гаражей внизу. Сама трасса прямая, на ней почти нет ливневок, и получается, что весь поток воды стекает как раз в сторону габионной сетки. И это еще слабый дождь прошел. А если зарядит обычный приморский тайфун? Асфальт следовало укладывать с небольшим наклоном в противоположную сторону, чтобы вода уходила. Да и сам склон следовало бы засадить травой и дерном, чтобы удерживать кладку камня. Этой дорогой нам фактически отрезали проход к пляжу. А ведь дорогу можно было пустить по-другому, через Сахалинскую, и тогда зона отдыха микрорайона сохранилась бы. К сожалению, ситуация сложилась аварийная. Теперь, чтобы убрать последствия, придется снимать более 40 метров асфальта, так как под ним пустота, и делать все по новой».

Местные жители обратились с коллективным письмом к губернатору края Владимиру Миклушевскому, так как, по их мнению, строительство дороги практически уничтожило пляж, превратившийся в каменистую пустыню.

Подпорную стену установили прямо на гараже


Представители генподрядчика, строившего этот участок дороги, ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» (ТМК) заявили, что восьмикилометровый участок трассы, на котором произошел обвал грунта, должен был сдаваться в эксплуатацию только 1 июля, однако автомобили горожан могли по нему двигаться, так как это «было им удобно, а все закрывали на это глаза».

Сейчас движение по незаконченному участку трассу перекрыто кучами грунта, насыпанными после происшествия. Асфальт покрыт крупными разломами и трещинами на протяжении нескольких десятков метров. Пользоваться этой частью дороги местные жители теперь опасаются. При этом пресс-секретарь ТМК Ольга Зарубина заверила портал Gazeta.ru, что происшествие не повлияет на сроки сдачи трассы в эксплуатацию.

Как рассказал журналистам местный житель по имени Алексей, причиной оползня могло стать то, что строители начали установку габионов подпорной стенки прямо на крышу его гаража. По словам мужчины, он предупреждал прораба, что гаражам по 40 лет и они могут не выдержать. Однако строители на его замечание не обратили внимания.

В ЗАО ТМК заявили, что причины оползня выясняет специальная комиссия и названы они будут позже. Пока ясно, что одной из основных причин происшествия стали дожди, продолжавшиеся во Владивостоке с 9 июня.

«Грунт в первые несколько месяцев после строительства дороги очень нестабилен и подвержен рассыпанию при обильном увлажнении, - прокомментировал ситуацию президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций Олег Скворцов. - Когда грунт обрастает травой и стабилизируется, то сдвинуть грунтовую массу сложно. Сложно сказать, по какой причине произошла авария. Могли и проектировщики ошибиться, и строители, но здесь надо разбираться с ситуацией на месте».

Кто будет возмещать материальный ущерб владельцам гаражей и будут ли его возмещать вообще, пока неизвестно. По неофициальной информации, гаражи находились на склоне под дорогой незаконно, поэтому местные жители могут рассчитывать лишь на выплаты за погребенные под землей автомобили.

Трасса поселок Новый - полуостров Де-Фриз - Седанка - бухта Патрокл протяженностью 42 км должна связать аэропорт Владивостока и мост на остров Русский. По заявлениям строителей, благодаря тому что дорога будет «непрерывного движения», то есть без светофоров и наземных пешеходных переходов, время поездки от аэропорта до острова, которое всегда занимало не менее полутора часов, сократится до 20 минут. Магистраль планировалось сдать в эксплуатацию в 2011 году, однако сроки были пересмотрены. На строительства объекта из бюджета было выделено 29 млрд рублей.

Танцуют все


Отметим, в прошлом году скандал разгорелся вокруг другого моста - в Волгограде. Его возводили 13 лет, объект обошелся бюджету в 12,3 млрд рублей. Мост был открыт для движения в октябре 2009 года, а в мае следующего на мосту стали наблюдаться сильные колебания, из-за которых местные жители окрестили его «танцующим». Движение на участке было перекрыто.

В ходе расследования причин возникновения колебаний выяснилось, что причиной произошедшего стала коррупция : были выявлены нарушения на 152 млн рублей, а проект оказался дороже своей истинной стоимости на 1,5 млрд рублей. Так, в ходе контрольного мероприятия было установлено, что администрацией Волгоградской области допущено значительное увеличение расходов на отселение граждан из зоны строительства. Доля таких расходов в сметной стоимости строительства выросла с 2,9% до 9,1% и превысила 1,1 млрд рублей.

В ноябре прошлого года сообщалось, что специалисты укрепили «танцующий мост» противовесами для гашения колебаний. Стоимость работ составила 112 миллионов рублей.

«Мы сейчас можем гарантировать безопасность движения по мосту. Мы теперь уверены, что никогда мост, как это было 20 мая прошлого года, больше не «затанцует», - заявил тогдашний губернатор региона Анатолий Бровко журналистам.

По материалам: