Предыдущая фотография Следующая фотография

В настоящее время дворец на реконструкции, открытие планируется в середине 2018 г.

Если роскошный Екатерининский дворец в Царском селе создавался для помпезных приемов, то его более простой сосед был предназначен для жизни. Будущую семейную резиденцию Романовых возвели при Екатерине II. В 1796 г. дворец стал достойным свадебным подарком внуку царицы Александру Павловичу. Сам он во время своих визитов в Царское село любил жить в Большом Царскосельском, а вот его младший брат и преемник Николай I предпочитал Александровский дворец и с удовольствием занимался его благоустройством. В левой части здания находились жилые комнаты его внука Александра Александровича, однако, став царем, Александр III выбрал в качестве своей резиденции Гатчинский дворец. Настоящим семейным гнездом Александровский дворец стал для Николая II и его супруги Александры Федоровны. Оттуда Романовы и отправились в ссылку, из которой так и не вернулись.

В 1918 г. дворец превратился в музей, потом здание переоборудовали в дом отдыха представителей НКВД, на втором этаже находился детский приют, во время оккупации здесь был немецкий штаб и гестапо с тюремными камерами в подвалах. После войны помещения дворца отдали Институту русской литературы, а потом - Военному ведомству. Сейчас Александровский дворец снова служит музеем.

Особенности архитектуры

Двухэтажное здание кажется довольно простым, особенно если сравнивать его с ближайшим соседом - Екатерининским дворцом. Несмотря на это, Александровский дворец признан одним из выдающихся образцов архитектуры классицизма. Автором проекта выступил знаменитый Джакомо Кварнеги, здание возводилось под присмотром зодчего Петра Неелова. С обеих сторон дворца расположены двойные флигели - раньше там находились жилые помещения. Главный фасад украшен роскошной сквозной колоннадой - в центре располагались залы парадной анфилады. Часть здания дополняет полуротонда с куполом в форме сферы.

Залы и интерьеры

Над обстановкой Александровского дворца трудился все тот же Кварнеги, а вместе с ним десяток именитых художников, лепщиков и декораторов. Интерьеры резиденции соответствовали классическим канонам. Сегодня они активно восстанавливаются.

Реконструировано 3 зала парадной части резиденции: Мраморная гостиная, украшенная золоченым гарнитуром, зеркалами и шкурой тигра, Полукруглый зал, где в начале прошлого века каждый год зажигали рождественскую елку, и Портретный зал с изображениями членов императорской династии. В конце анфилады находятся Приемная императора, обшитая дубом, и его Парадный кабинет.

Жилые комнаты императорской семьи находились в восточном флигеле. Восстановлены Угловая гостиная, принадлежавшая Александре Федоровне, Сиреневый кабинет, Кленовая гостиная императрицы и ее спальня. Убранство некоторых помещений было утрачено целиком, остались лишь архивные фотоснимки интерьеров.

Это название все время было у меня на слуху и подозреваю, что нередко забредал на его территорию, но точно идентифицировать его месторасположение не мог. Вот решил наконец разобраться выездом на место в рамках подготовки к летнему сезону. . В результате изысканий было установлено, что в современном понимании Нескучный сад расположен между Москвой-рекой и Ленинским проспектом. От ЦПКО им. Горького его отделяет Титовский проезд и Пушкинский мост(перебазированный Андреевский) а от Воробьевых гор - Третье транспортное кольцо. Главный вход находится между домами 18 и 20 по Ленинскому проспекту. Что касается истории этого места, читайте далее.

В 1728 года Князь Н. Ю. Трубецкой купил у архимандрита Заиконоспасского монастыря «дворовое хоромное строение с деревьями, насаженными на берегу Москвы-реки». Участок располагался недалеко от Андреевского монастыря возле двора князя Бориса Васильевича Голицына — юго-восток современного Нескучного сада, неподалеку от площади Гагарина. В начале 1750-х годов здесь был возведён в стиле барокко, по проекту архитектора Д. В. Ухтомского Нескучный загородный дом (двухэтажный, с 4 флигелями). От обширного регулярного парка с «птичьим домом», домиками ординарцев и караульнями сохранился только Охотничий домик — крытая беседка из кирпича, известная широкой публике как традиционное место проведения игры «Что? Где? Когда?». За домом были устроены «лабиринт» и оранжереи, в глубоком овраге — зверинец.

После смерти Никиты Юрьевича усадьба была выставлен на продажу. Покупателя не нашлось, и в 1776 году его сын князь П. Н. Трубецкой устроил в саду место массовых гуляний - вход стоил 1 рубль на человека и включал еду и напитки. Трубецкие постоянно перестраивали усадьбу: был разбит «версальский сад» с крытыми деревянными галереями; между зверинцем и главным домом устроен птичник, рядом каменный грот; прямая аллея за домом завершалась каменными и деревянными галереями. В начале XIX века усадьба перешла в руки надворного советника В. Н. Зубова, при котором продолжилось использование сада для увеселительных мероприятий, включая полеты на воздушном шаре при огромном стечение публики. С 1823 году Нескучным владел князь Л. А. Шаховской, который обнаружил в усадьбе якобы целебные воды и построил первое в Москве заведение искусственных минеральных вод. Однако предприятие лопнуло и он продал в 1826 году Нескучное соседу, московскому градоначальнику Д.В.Голицыну, а тот Николаю I . Собственные же 11 десятин земли он продал министерству императорского двора только в 1843 году. В описи указывается на то, что в парке растут 2500 лип, берёз и клёнов, а также имеются ветхие строения (каменное и деревянное). К голицынскому участку примыкала общедоступная больница, построенная на деньги, завещенные князем Дмитрием Михайловичем Голицыным (1721—1793) «на устройство в столичном городе Москве учреждения Богу угодного и людям полезного». Сейчас там один из корпусов Первой городской клинической больницы, что был построен по проекту архитектора Матвея Фёдоровича Казакова.

Часть Нескучного сада, которая ближе всего к центру Москвы, купил в 1754 году у разных владельцев промышленник Прокофий Демидов, который сосредоточил в своих руках все земли «между рвом и дорогою, что ездят от церкви Риз-Положения к Москве-реке». Демидовский дворец был выстроен в стиле барокко по проекту архитектора Яковлева. При дворце Демидов развёл целый ботанический сад в форме амфитеатра с двумя оранжереями (зимней и летней), а также «травниками». Современники утверждали, что его сад «не только не имеет себе подобного во всей России, но и со многими в других государствах сравнен быть может как редкостью, так и множеством содержащихся в оном растений». После смерти владельца опустевшую демидовскую усадьбу приобрела Е. Н.Вяземская, жена генерал-прокурора, которая провела детство в этих местах, в имении своего отца Н.Ю. Трубецкого. В 1793 г. у Вяземской бывшее имение Демидова выкупил граф Фёдор Орлов — один из знаменитых братьев Орловых. Ранее в его собственность уже перешёл соседний земельный участок, который занимала фабрика купца Серикова. Фёдор Григорьевич хотел выстроить за городом «хоромы», которые превзошли бы по изяществу усадьбу на Донском поле его брата Алексея Чесменского. До своей смерти в 1796 году Орлов успел перестроить дом Демидова в соответствии с требованиями классицизма. Тогда же у дворца появился нарядный восьмиколонный портик. Не имея законнорожденного потомства, Ф. Г. Орлов завещал имение своей 11-летней племяннице Анне Чесменской. Всё управление Нескучным от имени дочери осуществлял её знаменитый отец. В бывшем Демидовском дворце старый граф давал пиршества для забавы своей единственной дочери, по окончании которых пускали фейерверк. . В 1804-06 гг. в имении Орлова был воздвигнут двухэтажный Чайный домик с 4 коринфскими колоннами.

Сад графа в Нескучном был расположен на полугоре, разбит на множество дорожек, холмов, долин и обрывов и испещрён обычными постройками в виде храмов, купален, беседок; все памятники и постройки в этом саду напоминали подвиги и победы графа. Сохранились и другие парковые павильоны — грот из валунов и ванный домик с куполом.

По случаю коронации Николая I в 1826 году графиня Орлова дала огромнейший бал, на который съехались 1200 гостей. Одних свечей во дворце горело до семи тысяч, столового серебра и бронзы было арендовано на 40 тысяч рублей. Возможно, именно во время этого бала императрица выразила пожелание приобрести Нескучное. В 1832 г. Орлова продала имение в казну за полтора миллиона рублей.

Таким образом к середине XIXвека все земли из описанных выше были сосредоточены в Министерстве императорского двора. После этого архитектору Е. Д. Тюрину было поручено привести территорию в соответствие с вкусами и потребностями новых владельцев. Демидовский дворец был переименован в Александринский и обновлён в духе позднего ампира. От Калужской улицы ко дворцу проложен парадный подъезд. Въезд в парк оформлен пилонами с аллегорическими скульптурами, представляющими изобилие. Регулярная террасная планировка заменена пейзажной, через овраги перекинуты мостики, перестроен манеж, где устроили бальный зал (сейчас там Минералогический музей им.А.Е.Ферсмана).


Обновлен главный дворец и парадный двор, на который выходят два корпуса — фрейлинский и кавалерский; на тот же двор выходят дорические колонны ампирной Гауптвахты. В центр двора перенесён с Лубянской площади чугунный фонтан. Скульптурное оформление парка, как принято считать, курировал Иван Витали. В советское время бывший дворец был отдан под размещение президиума Академии наук.

В общем достойное место, чтобы провести свободное время в летнюю пору.

От усадьбы к дворцово-парковому ансамблю: архитектурно-историческая шпаргалка

Парк устроили за пределами тогдашней Москвы на берегу реки. Выбранное место было неудобным для строительства, поэтому в течение двух лет 700 человек работали над выравниванием почвы, чтобы придать парку форму амфитеатра. Но результат того стоил: от усадебного дома к реке сад спускался уступами, разной ширины и высоты, но одинаковой длины в 95 сажен. В парке было много каменных оранжерей с пальмами и деревьями из жарких стран: специально для него собрали 2 000 сортов редких растений. На пятой сверху площадке размещался большой пруд и птичник с выписанными из Голландии и Англии редкими птицами и животными. А в грунтовых сараях и парниках выращивали ананасы и виноград.

Охраняли растения вымазанные мелом сторожа. При беглом взгляде они не отличались от садовых скульптур. Но когда посетители начинали что-либо ломать, «скульптуры» оживали и подавали голос. Слухи о говорящих статуях наполнили Москву, и народ массово повалил в сад, который назвал «Нескучным».

При следующем владельце - графе Алексее Орлове-Чесменском - в Нескучнике появились памятники в честь военных баталий, павильоны, беседки и различные садовые «затеи». Но так как главной страстью хозяина были лошади (именно он вывел знаменитых орловских рысаков), в парке появились манеж и конюшни. Перестроили и главный дом. Среди возможных архитекторов называют И. Ситникова, В. Иехта, В. Яковлева.

В 1830 в Нескучном саду построили театр под открытым небом - так называемый «воздушный» театр. Его декорациями и кулисами были кусты и деревья. Занавеса и сцены не было. Из-за этого иногда спектакли давали по колено в воде. Но зрителям новшество нравилось, и театр пользовался завидной популярностью.

…театр, устроенный в саду под открытым небом, восхитил меня; декорациями служили вековые деревья, журчащий ручеек, дерновые скамьи и кусты махровых роз. Во время антракта дамы перебегали из ложи в ложу, в креслах тоже пестрели нарядные дамские шляпки, кавалеры подносили своим избранным и их безмолвным и неулыбчивым телохранительницам букеты, фрукты и мороженое.

Летом 1830 года «воздушный» театр в Нескучном посетил Пушкин с Гончаровой и Нащокиным. Шла репетиция, но при появлении знаменитого гостя, ее прервали, и актеры толпою ходили за ним, пока поэт осматривал сцену и зрительские места. А в 1834 году театр закрылся.

В 1923 на территории Нескучного сада прошла первая Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка.

В парке поставили несколько павильонов, в том числе «Махорка» К.С. Мельникова и «Машиностроение» И.В. Жолтовского. А в 1947-1951 годах в Нескучнике по проекту Сергея Иконникова построили беседку в честь 800-летия Москвы. На ее стенах запечатлены главные события из истории города.

А в 2006-2007 годах площадь возле ротонды благоустроили и назвали «Аллеей влюбленных». На ней пустили фонтаны и установили специальные часы: теперь влюбленным не нужно беспокоиться о том, что они опоздают на свидание - на часах всегда без пяти шесть.

В Нескучном саду на краю Андреевского оврага стоит Охотничий домик, где снимали игры «Что? Где? Когда?». В летнем домике работает библиотека, есть небольшой зоопарк, действует старейшая в Москве площадка для пинг-понга. От пруда видна скульптура девушки-ныряльщицы работы Р. Иодко над единственным в Москве фонтаном-каскадом. А у самой реки притаился небольшой грот.

Говорят, что... ...если влюбленные пройдут вместе по Гротесковому мосту, то любовь их будет крепкой. А если при этом еще и поцелуются, то не расстанутся уже никогда.
...невзрачная постройка зеленого цвета на берегу пруда в Нескучном саду - все, что осталось от Ванного (Купального) домика конца XVIII века. Там в мраморных ваннах любил купаться император Александр II. И даже дно чистейшего пруда было выложено мраморными плитами.
В советское время в Ванном домике устроили заведения общепита, но после пожара он опустел. И теперь этот парковый павильон медленно разрушается.
...на кирпичах строений и аллей Нескучного сада можно найти клейма «Н.Я.». Эти кирпичи были изготовлены в XIX веке на подмосковном заводе купца Николая Якунчикова.
...на своем участке П.Н. Трубецкой устроил первый воксал - увеселительный сад с иллюминацией, театральными представлениями и закусками. Здесь же в 1805 году москвичи наблюдали за первым полетом на воздушном шаре. Следующий владелец участка - Шаховской - устроил там водолечебницу. Но в тамошние ванны никто не садился, воды не пили, в галереях не гуляли - проект оказался коммерчески неуспешным, и владение пришлось продать в казну.
...Илья Ильф любил гулять в Нескучном саду. Однажды он подошел к дрессированному слоненку из местного цирка-шапито. Тот вдруг встал на задние ноги. Ильф опешил, но вскинул фотоаппарат, сделал несколько кадров и облегченно сказал: «Садитесь!». Тут уже опешил слоненок и сел.
...в течение нескольких лет после революции в Александринском дворце располагался Московский музей мебели. Это тот самый музей, где в романе «Двенадцать стульев» Остап Бендер и Киса Воробьянинов разыскивали драгоценные стулья.

Одним из самых популярных в Москве мест отдыха, особенно в летнее время, является знаменитый Парк культуры или Парк Горького. Логичным его продолжением служит не менее интересный Нескучный сад.

Если в Парке Горького всегда многолюдно, обустроена набережная, множество кафе и развлечений на любой вкус, то в Нескучный сад - место более уединенное, с бурной растительностью и холмистым рельефом, чем-то напоминающее настоящий лес в центре Москвы, я даже заметила там белочек, бойко бегающих по деревьям.

В то время как Парк Горького – место отдыха молодежи, Нескучный предпочитают мамы с колясками, пенсионеры и любители спокойного отдыха. Когда-то на месте этого сада было целых три дворянских усадьбы Трубецких, Голицыных и Орловых, которые впоследствии выкупил императорский двор и объединил в одну под общим названием Нескучное.


Попасть в Нескучный сад можно от станций метро «Фрунзенская», «Ленинский проспект», «Шаболовская» и через Парк Горького. Я решила прогуляться от Фрунзенской по обновленному Андреевскому мосту.


Вернее в настоящее время мост этот называется Пушкинский, но так как при его строительстве использовали некоторые конструкции старого железнодорожного Андреевского моста, построенного в 1905 г., то первое название также часто применяют по отношению к этой инженерной конструкции.


Крытая центральная галерея выглядит вполне современно, а на боковых сохранились старые башенки.


С этого моста открываются потрясающие виды на Нескучный сад, Пушкинскую набережную с одной стороны, и храм Христа Спасителя и Парк Горького – с другой.



Спускаемся к парку, у входа в который есть схема. Первое, что мы видим – это изогнутый каменный малый мостик.


Так же как и следующие два он был построен в XIX веке. Существует романтическая легенда, что влюбленные, которые поцелуются на этом мостике, свяжут свои жизни навсегда. От этого места в разные стороны расходятся тропинки.


Одна из них идет по дну оврага, над которым мы видим далее средний и большой каменный мост.



Последний соединяет бывший манеж с Александрийским дворцом.


В манеже сейчас размещается минералогический музей.


Эту часть парка приобрел в середине XVIII века старший сын знаменитого горнозаводчика П.А. Демидов, страстно увлекавшийся ботаникой и садоводством. В 1756 г. он начал строительство каменного дома. За ним на склоне Москвы-реки велел разбить парк, для которого привез более двухсот видов различных растений. Поговаривали, что подобного сада не было не только в России, но и за рубежом. Над выравниванием рельефа более двух лет трудились 700 крепостных. В парке были построенные каменные оранжереи, где выращивались экзотические растения: виноград, ананасы, персики. Прокофий Демидов славился своими чудачествами. Так, сторожей имения он гримировал под парковые скульптуры, и когда какой-нибудь посетитель срывал цветок или вел себя неподобающим образом, скульптуры эти оживали и пугали прохожих. В 1793 г. усадьбу Демидовых купил один из знаменитых братьев Орловых - Федор и начал в ней обустраивать все по своему вкусу. После его смерти, так как все дети графа были незаконнорожденные, имение досталось его племяннице Анне Орловой-Чесменской, но в силу ее слишком молодого возраста, управлял всем ее отец Алексей Орлов. Для дочери он устраивал в усадьбе грандиозные балы. В парке появились павильоны, в том числе Ванный домик, который сохранился до наших дней в крайне плачевном состоянии. Сейчас у него нет крыши, а колонны огорожены какой-то панелью.


Возле этого павильона искусственный пруд, а на холме сохранился грот.



Так же до наших дней дошел летний домик графа Орлова, построенный в начале XIX века.


Около него оборудован уютный скверик с лавочками, есть здесь и птичник.


А вот так выглядит это здание со стороны Фрунзенской набережной.


В четь коронации императора Николая I в Нескучном графиня Орлова дала грандиозный бал, на который собралось более 1200 гостей. Возможно, именно тогда императорская семья решила приобрести это имение. В 1832 г. графиня продала Нескучное царю, который устроил здесь летнюю резиденцию для своей супруги Александры Федоровны. После седьмых родов врачи запретили ей в будущем рожать, поэтому близкие отношения с супругом у них на этом закончились. Говорят, Николай I специально купил эту усадьбу, чтобы отправлять в нее жену, а самому беспрепятственно встречаться в Петербурге с фаворитками. В честь Александры Федоровны дворец в Нескучном был назван Александийским. Кроме того, императору перешло в собственность соседнее имение московского генерал-губернатора Д.В. Голицына, и усадьба князя Л.А. Шаховского, принадлежащая до этого Трубецким. Именно при князе Трубецком в начале XVIII века это владение стало называться Нескучным. Дело в том, что собственник имения развлекал своих гостей музыкальным вечерами, маскарадами и фейерверками. Эта традиция снова возродилась при Александре Федоровне – в усадьбе был организован театр под открытым небом. Кулисами служили кусты и деревья, сцены как таковой не было. Сначала новое развлечение привлекло публику, но у такого театра были и недостатки: из-за ветра не все слова были хорошо слышны, а под дождем спектакль становился и вовсе невозможен. От усадьбы Трубецких сохранился только Охотничий домик, в котором в наши дни снимают передачу «Что, где, когда?». К сожалению, во время моей прогулки как раз проходили очередные съемки, домик был огорожен, а площадка перед ним заставлена машинами.

В 1923 г. в Нескучном саду была организована Первая всероссийская сельскохозяйственная выставка. А в 1951 г. после празднования 800-летия основания Москвы в парке был разбит парк и возведена белокаменная беседка-ротонда.


На ее барельефах можно увидеть основные этапы истории столицы и России: основание Москвы, Куликовская битва, революции, гражданская и отечественная война.


По легенде, если написать на бумажке имя любимого или любимой и закопать рядом с этой ротондой, то объект мечтаний обязательно обратит на тебя внимание. Поблизости находится Аллея любви, также популярная у влюбленных. Таким образом в Нескучном саду очень много романтических мест, вполне возможно, этому способствует его немноголюдность и особая атмосфера.


Также в этом парке любят собираться члены всяких неформальных группировок типа толкинистов. Как мне показалось, Нескучный сад - одно из самых интересных и уютных мест отдыха в самом центре столицы.

Демидовский дворец расположен рядом с Третьяковской галереей. Расположен на берегу Москва-реки, является памятником архитектуры середины XVIII века.

Прокопий Акинфиевич Демидов - старший сын крупнейшего уральского горнозаводчика А.Н. Демидова, крупнейший владелец горнопромышленных предприятий. Основал Московское коммерческое училище в 1772 году, известен многотысячными пожертвованиями на Московский университет и миллионными вкладами в строительство Московского воспитательного дома, членом опекунского совета которого состоял. Был знаменит своими чудачествами, современниками характеризовался как человек грубоватый и независимый настолько, что вызывал негодование Екатерины II, отзывавшейся о нём как о «дерзком болтуне». С увлечением предавался занятиям ботаникой, собрал гербарий, переданный Московскому университету, написал исследование о пчёлах, очень любил певчих птиц.


Демидов в течение ряда лет приобрел на имя жены землю у нескольких московских владельцев. К этим владениям в 1754 гору был куплен двор с домом Ф.И. Соймонова, известного навигатора и картографа. Это округлило участок, и усадьба заняла все пространство, лежащее между "рвом и дорогою, что ездят от церкви Риз-Положения к Москве-реке". Сохранилась “челобитная дворянина П.А. Демидова и жены его Матрены Антиповой” от 10 апреля 1756 года о том, что они хотят построить “каменные палаты”. Имеется и резолюция: "дозволяется строиться согласно приложенному плану архитектора Яковлева".

Демидовский Нескучный дворец , расположенный на берегу реки Москвы, является памятником архитектуры середины XVIII века и прекрасно представляет классический стиль. Дворец имел завидную судьбу. При жизни владельца он был заставлен тысячами клеток с пернатыми. Любоваться этакими чудесами ездила вся московская знать. Тут бывали живописцы, литераторы, государственные деятели, ученые… После смерти владельца одно время дворец принадлежал графам Орловым. Позже здание вместе с угодьями купил Николай I и поселил в нем супругу Александру Федоровну (иногда и дворец называли Александрийский). После революции уникальный памятник истории превратили в музей. Люди приходили сюда, чтобы познакомиться с богатейшими коллекциями изысканной мебели. Говорят, Ильф и Петров сочинили свой прославленный роман о злополучных стульях не без подсказки, услышанной в этих стенах.


Решетка ограды изготовлена в 50-е годы 18 века на Нижнетагильском заводе Демидова по проекту Ф.С.Аргунова. Чугунные створы не собраны из отдельных частей, а отлиты цельным куском.


В бытность Прокопия Демидова усадьба Нескучного дворца славилась знаменитым ботаническим садом. Демидов, увлекаясь коллекционированием экзотических растений, еще в 1740-х гг. попросил у брата Григория отводок и семян из его соликамского сада. После смерти Григория Прокопий перевез в Москву наиболее интересные растения из уральской коллекции. Сад и сам по себе привлекал внимание посетителей, доступ в него был открыт, и он всегда был заполнен посетителями. Популярности сада способствовали и эксцентрические выдумки хозяина. Например, однажды вместо гипсовых копий римских статуй он расставил на клумбах вымазанных мелом мужиков, которые окликали всех, кто осмеливался сорвать цветок. Слух о живых статуях взбудоражил Москву, в сад валом повалил народ. Тогда-то и возникло название нынешнего места - Нескучный сад .


В саду Демидова ежегодно составлялись "травники" (гербарии), куда входили многочисленные растения его сада. Этими травниками снабжались "охотники и любители ботаники". Каталог сада в 1781 году составил академик Паллас, он писал: "Владетель сего сада определил его сперва для плодов, а наконец для одной ботаники, и построил в нем множество разных каменных оранжерей". Паллас упоминает пять террас, спускавшихся к реке, и восемь оранжерей, на них расположенных. Эти оранжереи были предназначены не только для “сочных растений и дерев из теплых стран”, но и специально для “рощения семян", и тянулись на целые полверсты.


В предисловии к своему каталогу 1786 года П.А. Демидов указывает 8000 растений - общее число их за весь период существования сада, куда входит 6000 видов и не менее 2000 садовых форм. Среди растений демидовского сада было немало видов российской флоры из различных регионов страны. Некоторые растения были уроженцами далеких заморских краев. Для пополнения коллекции растений своего сада хозяин установил связи с зарубежными и отечественными ботаниками.


После смерти П.А. Демидова ботанический сад в Москве постепенно пришел в запустение. Прямые наследники, сыновья, садом не интересовались. Исполняя волю покойного, его вдова Татьяна Васильевна обратилась в 1787 г. к Екатерине II с просьбой передать сад в ведение Московского университета, но получила отказ, новые владельцы имения также не обращали внимания на сад, и он захирел и погиб как ботанический. Только часть редких растений из него пересадили в университетский сад. В 1920-х гг. краеведы Л.П. Александров и В.Л. Некрасов писали: “Лучше всего была бы восстановлена память о первом ботаническом саде России… если бы Нескучный сад, украшенный памятниками Демидову и Палласу, был обращен в большой ботанический сад… и служил целям просвещения, знакомя с разнообразной флорой России".

Беседка в Нескучном саду


Дворцовый комплекс в Нескучном саду содержится в хорошем состоянии, его по-прежнему занимает в основном Российская Академия наук.


Охотничий домик, сохранившийся от старейшей усадьбы Трубецкого занимает Элитарный клуб "Что, где, когда?". Обнесенное высоким забором и охраняемое собаками здание мало доступно для осмотра. Однако, можно рассмотреть, что передний фасад, служащий декорацией для съемок игр, содержится в хорошем состоянии, правда перед ним установлено нагромождение металлических конструкций, видимо, используемых при съемках. Задний и боковые фасады производят впечатление заброшенности, которую трудно себе представить, наблюдая здание по телевизору во время регулярных игр знатоков.

Летний домик, судя по внешнему виду, находится в удовлетворительном состоянии, в нем размещается библиотека, в которой работает и за которой следит, наверное, всего одна немолодая библиотекарша (на фото справа). Одной из основных ее забот является защита здания и библиотеки от компаний пьяниц, собирающихся к вечеру на скамейках вблизи домика.