Центр Костромы — это огромная Сусанинская площадь, которая раскинулась по обеим сторонам Советской улицы. Её северо-восточная часть в народе ласково зовется «Сковородкой».

Застройка площади представляет собой уникальный, образцовый в своём роде, архитектурный ансамбль конца XVIII-XIX вв. В самом центре, по аналогии с другими областными центрами, здесь находится нулевой меридиан .

Историческая часть Костромы имеет радиально-полукольцовую планировку — от Сусанинской площади в разные стороны отходят улицы, словно лучики солнца. Существует легенда, что Екатерина II на вопрос, какой бы она хотела видеть Кострому, развернула свой веер. Так и выстроили улицы, по веерной планировке императрицы. По сей день, если взглянуть на Кострому с высоты, то кажется, что лежит огромный веер.

Через проспект Текстильщиков проходит большинство маршрутов общественного транспорта. В Костроме есть троллейбус. Но основной перевозчик — это маршрутные такси. Маршрутка — главных признак проблем с общественным транспортом в городе.

Общественный транспорт в Костроме — Троллейбус

Каждый год, на Сусанинской площади высаживаются великолепные цветники. В центре города появляются узоры из тысяч георгин, петуний и цинерарий.

А недалеко от памятника Сусанину в 2014 году поставили интересный цветник в форме ладьи, на которую так любят забираться костромская малышня и туристы.

По-мимо памятника Сусанину, в центре есть «малая архитектурная форма» пожарному псу Бобке. Эта собака в 19 веке жила в пожарной охране и спасала жизни людям. Рядом с памятником расположен шар — копилка, куда каждый желающий может бросить монетку в качестве пожертвования Городскому Центру передержки животных.

Слева от площади в Больших Мучных рядах находится сырная биржа, где можно купить продукцию от производителя. Сырное производство — один из главных брендов Костромы. Вообще, вряд ли в России найдется еще один такой город с таким количеством широко-известных брендов. Вот далеко неполный список: «Колыбель династии Романовых», «Иван Сусанин — патриот земли русской», «Кострома — жемчужина Золотого Кольца России», «Кострома — Малая родина А.Н. Островского», «Кострома — льняная столица России», «Кострома — ювелирная столица России», «Кострома — сырная столица центральной России».

Кострома — сырная столица!

Ниже мы подробно расскажем о наиболее важных достопримечательностях центральной части Костромы.

Архитектура Костромы

На Сусанинской площади Костромы расположены административные и торговые ансамбли, которые стоят в числе лучших образцов русского провинциального классицизма XVIII-XIX вв. Их возводили петербургские мастера соответственно особому «имперскому статусу» города, отчего Кострому иногда сравнивают с Санкт-Петербургом.

На панораме Сусанинской площади (слева направо) — Пожарная каланча, бывшая гаупвахта, бывший дом Рогаткина и Ботникова, дом Борщова и Здание Присутственных мест.

Выдающийся памятник эпохи классицизма — 35-метровая пожарная каланча уже давно является архитектурным символом Костромы и самой высокой точкой в центре города. Приехав сюда в 1834 г., император Николай I восторженно воскликнул: «Такой каланчи у меня даже в Петербурге нет» . Вплоть до 1990-х оставалась действующей пожарной частью, ныне передана Костромскому музею.

Бывшая гаупвахта

По-соседству с пожарной каланчей в Костроме находится здание бывшей гарнизонной гаупвахты. Сегодня здание занимает филиал Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Архитектор П.И. Фурсов — автор этих двух маленьких архитектурных шедевров имперского уровня.

Бывший дом Рогаткина и Ботникова

Центр Костромы. Слева — Бывший дом Рогаткина и Ботникова

Трехэтажное кирпичное здание в стиле классицизма (на фото слева) — самое малоприметное из архитектурного ансамбля Сусанинской площади. Но несмотря на свою невзрачность, сооружение продолжает играть исключительно важную градостроительную роль в ансамбле площади Сусанина. Не говоря уже, об историческом значении — именно в этом доме проживал сам А.Н.Островский и «нравственный гений» русской литературы В.Г. Короленко.

Дом Борщова

Особняк Борщова Н.И. Метлина — это одна из крупнейших усадеб в Костроме первой четверти XIX в., имеющая исключительно важное градостроительное значение в застройке центра.

Именно в этом доме, Николай Некрасов, наблюдая сцены из городской жизни, описал стоявший на Сусанинской площади до 1918 г. монумент царю Михаилу Романову и крестьянину Ивану Сусанину в своей поэму «Кому на Руси жить хорошо»:

Стоит из меди кованный,
Точь-в-точь Савелий
дедушка,
Мужик на площади,
— Чей памятник? —
Сусанина

Здание Присутственных мест в Костроме

По адресу Советская, 1 расположено одно из главных административно-общественных зданий Костромы. В прошлом — Присутственные места, сейчас — администрация города. Сооружение создано по образцовому проекту известного русского архитектора А.Д. Захарова. Похожие административные здания можно увидеть в других городах России, поскольку проект является типовым.

Сырная биржа в Костроме

Сырная биржа находится слева от площади, в Большие Мучные ряды, павильоне № 53

В политическом смысле Кострома именовалась столицей недолго, зато до наших дней она гордо донесла звание сырной столицы.

Еще в конце XIX века в селе Андреевском купец Владимир Бландов основал первую сыроварню на костромской земле. В те времена, сыр был редким и дорогим деликатесом и он редко доставался обычным простолюдинам. Но через некоторое время его стали производить в промышленных масштабах по всей России.

Сегодня в Костромской области насчитывают порядка 11 крупных сырных производств, которые выпускают известные сорта «Костромской», «Сусанинский», «Демидов», «Воскресенский», «Иван Купала».

Если будете в Костроме — обязательно загляните на «Сырную биржу», которая расположена на Сусанинской площади со стороны Волги. Здесь можно попробовать все разнообразие костромских сыров, а понравившийся продукт купить по цене производителя.

Памятник Ивану Сусанину в Костроме

Первоначально, памятник Сусанину стоял на Сусанинской площади, напротив пожарной каланчи. В центре композиции был бюст Михаила Романова, у подножия которого располагалась фигура патриота Ивана Сусанина. Его снесли большевики, которые посчитали такую позу унизительной для народного героя.

Современный монумент Ивана Сусанина встречает туристов у Торговых Рядов на улице Молочная гора.

Следующая наша экскурсия посвящена улицам Костромы. Мы прогуляемся по центральном бульвару, Проспекту Текстильщиков, улице Симановского и Советской.

Некоторые участники анкеты не уловили смысла предлагаемого отбрасывания последней буквы «о» в названии Парфеньево. Старинный город-крепость на Нее Парфеньев (иногда название его еще писалось Парфентьев), в XVIII веке был разжалован из города в посад (посад - нечто среднее между городом и селом). После резолюции и посад Парфеньев стал числиться селом и название его соответственно стало Парфеньево. Из городов, ранее входивших в Костромскую губернию, такая же участь постигла и г. Варнавин, переименованный в село Варнавин.

На первый взгляд это все кажется пустяком, но если вдуматься - это не пустяк. Надо вернуть старинному населенному пункту статус поселка (или еще лучше восстановить его как город) и с полным основанием восстановить тогда исконный мужской род его названия - Парфеньев. Такое восстановление произошло недавно не так далеко от нас - на Верхней Волге, когда по просьбе местных жителей старинный городок Мышкин, долгое время называвшийся село Мышкино, вернул себе исконную форму названия.

Подавляющее большинство отвечающих на анкету поддержали идею о восстановлении названий Святое озеро и сельцо Святое, только несколько человек высказали мнение о том, что это будет неуважительно по отношению к Н.А.Некрасову. Что можно сказать в защиту этих старых топонимов окрестностей Костромы?

Во-первых, это действительно святые места для любого культурного человека, в масштабах нашего края они играют примерно ту же роль, что и Куликово поле для всего нашего Отечества. Берега Святого озера хранят память о двух важных событиях нашей ратной истории; сражениях с татарами в 1263 году и с поляками в 1609 году. До резолюции у озера стояли две часовни - памятники павшим в этих сражениях. До нас дошла только одна часовня, другая была разрушена уже в послевоенное время.

Во-вторых, переименование и озера, и населенного пункта на его берегу в начале 1923 года, формально обусловленное юбилеем Н.А.Некрасова, фактически имело целью убрать еще одно «религиозное» название возле самого города. Имя великого русского поэта при этом было выбрано случайно; ссылались на то, что Некрасов, действительно, неоднократно проезжал через Святое по пути из Грешнева в Кострому и обратно. Но по старому ярославскому («луговому» - как его называли) тракту кто только не проезжал через Святое в прошлом: и большинство декабристов, и А.Н.Островский, и Н.Г.Чернышевский, и Николай I и т. д. Так что восстановление названий Святое озеро и сельцов Святое унизить Некрасова никак не сможет.

В-третьих, при восстановлении исторического названия озера следует учесть и то, что это озеро - практически единственное из целого ряда древних озер, находившихся еще в 50-е годы вблизи Костромы (Великое, Борисово и др.), - не затоплено т. н. «костромским морем».

Многие из отвечавших на анкету, дойдя до названий «Бухарино» и «Зиновьево», решили, что речь идет о восстановлении названий, рожденных в 20-е годы. Конечно, это не так: и Бухарино, и Зиновьево - старинные русские названия. Переименованы они, как писалось выше, то ли по недоразумению, то ли для перестраховки. Бухарино - древний населенный пункт в окрестностях Парфеньева (недавно, например, краевед М.Н.Соловьева передала в дар областному отделению Фонда культуры свой труд «Бухаринская схожая изба 1621-1753 гг.», в которой рассматривает дошедшие до нас посвященные Бухарину документы XVII-XVIII вв.).

Зиновьево - старинное сельцо в окрестностях Костромы, дворянская усадьба в Зиновьеве принадлежала в начале XIX века известному русскому генералу П.Я.Корнилову, сыгравшему видную роль в Отечественной войне 1812 года. Усадьба в Зиновьеве после резолюции погибла, находившиеся неподалеку церковь и кладбище при ней уничтожены. От некогда замечательной усадьбы остался только липовый парк и небольшой каменный флигель. Осенью 1989 года в этом парке был открыт памятный знак в честь П.Я.Корнилова.

Безусловно, что названия Бухарино и Зиновьево нужно вернуть, тем более что местные жители и до сих пор их так называют: спущенные сверху «Ворошилов» и «Кирово» не прижились.

Анкета Фонда культуры предлагает обсудить вопрос о восстановлении ряда исторических названий в городе Костроме.


Скульптуры в центральном парке между Мучными и Красными рядами.

Возьмем нашу старую центральную площадь - этот замечательный пример ансамбля памятников архитектуры XVIII-XIX веков. Появившись в ходе перепланировки Костромы в конце XVIII века, она первоначально называлась Екатеринославской, а с 1842 года, с момента закладки на ней памятника Сусанину, - Сусанинской площадью. Такое название площадь носила 76 лет - до 1918 года, когда ее переименовали в площадь Революции.

Переименование площади произошло одновременно с частичным уничтожением памятника Сусанину. Летом 1918-го была снесена вся верхняя часть памятника - колонна с бюстом царя Михаила Федоровича и коленопреклоненная у подножия колонны фигура Ивана Сусанина. Колонна была закопана на площади, а бронзовые фигуры молодого Романова и Сусанина, по одним сведениям, были утоплены в Волге, по другим - будто бы где-то закопаны, по третьим - отправлены в переплавку. Оставшаяся часть монумента еще 14 лет - пока не была разбита на щебень - использовалась для установки плакатов и портретов вождей.

Возражающие против восстановления старого названия говорят, что площадь по праву носит нынешнее название, поскольку с ней связаны основные события революционной истории Костромы. Это, конечно, так, хотя большинство митингов и демонстраций 1917-1918 гг. происходили на Воскресенской площади (ныне-Советской). Сусанинскую площадь революционные события, конечно, не могли миновать, но ведь здесь проходила вся официальная жизнь Костромы, здесь весь XIX и начало XX вв. встречали и провожали уходящие на войну воинские части, здесь проходили всевозможные церемонии, здесь кипела торговая жизнь и т. д.

Выше говорилось, то название «площадь Резолюции» давно превратилось в штамп, трафарет, общее место почти для всякого города. Кроме Костромы, в нашей области так же называются центральные площади и в Галиче, и в Чухломе, и в Макарьеве, и в Буе; из соседних с нашим краем городов - в Вологде, Иванове, Кинешме, Плесе. Это название давно никак «не работает», а просто лишь служит определенным топографическим ориентиром. К тому же в Костроме есть и другая площадь с названием-синонимом - Октябрьская.

Старое же название - Сусанинская площадь - самобытно оно - специфически костромское, такого названия больше нигде не было. Официальное по происхождению, оно близко к народным названиям и почти современно возникновению самого архитектурного ансамбля площади.

Переименование площади - как бы его ни подавали-было актом неуважения к памяти Ивана Сусанина, национального героя Россия, актом неуважения к нашей истории. В некоторых ответах на анкету говорится, что можно было бы восстановит название «Сусанинская площадь», если бы был восстановлен на ней старый памятник Сусанину работы В. И. Демут-Малиновского. Может быть, со временем так и будет сделано, но ведь есть и сейчас рядом с площадью памятник И. Сусанину, так что возвращение старого названия будет оправданно и в этом смысле.

Или другая старая площадь Костромы - Сенная, сравнительно недавно, в 1967 году, переименованная в площадь Мира. Топоним «Сенная площадь» в прошлом был обязательной частью названий каждого мало-мальски крупного русского города. Была Сенная площадь в Петербурге (ныне как и у нас, называемая площадью Мира, и в настоящее время решается вопрос о восстановлении ее исторического названия), в Ярославле (ныне - пл. Труда), в Нижнем Новгороде (в этом городе Сенная площадь сохранилась под своим названием, но это, кажется, - единственный случай в России).

Старое название костромской Сенной площади, народное по происхождению, было связано с торговлей на площади сеном, с сенными рядами, существовавшими здесь, со старыми базарами; оно хранит память об истории этого уголка Костромы. Название это чисто русское, о многом напоминающее. А с чем нам может напомнить название - площадь Мира? Почему именно «Мира»? Потому что рядом проходит проспект Мира? Так ведь за семь последних десятилетий он менял свое название четыре раза: ул. Павловская, ул. Луначарского, проспект Сталина, проспект Мира. Или - из-за довольно посредственного монумента Славы, находящегося ныне на площади? Что, если бы он находился не на площади Мира, а на Сенной площади, мы бы хуже стали относиться к памяти о погибших или к делу защиты мира? Нет, конечно. Как писалось выше, нынешнее типично казенное и ложно торжественное название появилось, когда здесь стали создавать новый общественно-административный центр города и постыдились старого названия - слишком простодушного и аполитичного. Это название - Сенная площадь - конечно, надо вернуть.

Едва лишь заходит речь о восстановлении старых названий в Костроме, первой всегда называют улицу Нижняя Дебря, которая семь десятилетий известна как ул. Кооперации. Формальным поводом для такого переименования послужило то, что на этой улице располагались кооперативные организации, но ведь были на ней и другие учреждения, даже и революционная история Костромы с нею связана, поэтому выбор нового имени улицы был случаен и формален, взамен его могли взять любое другое.

А вот название «Нижняя Дебря» - название уникальное, уходящее в самую глубь истории города. «Дебря» - старорусское наименование низины, поросшей лесом (Словарь русского языка XI-XVII вв., М., 1977 т. 4. - С. 197), Этот район, действительно, находится в низине, был здесь когда-то и лес, а затем - часть костромского посада. Название связана и с литературой, вспомним роман Вс. Н. Иванова «На Нижней Дебре», пожалуй, самую «костромскую» из всех художественных книг, написанных о нашем городе.

Практически все участники анкеты высказались за возвращение этого старого названия (всего лишь несколько названий, упомянутых в анкете, встретили столь единодушную поддержку).

И еще хотелось бы заметить, что десятилетиями у нас извращалась и опошлялась сама идея кооперативного движения, но зато улица в честь его у нас была. Так, может быть, теперь, когда кооперация хотя и с трудом, но реально входит в кашу жизнь, пришло время вернуть Нижнюю Дебрю?

Вторая старейшая улица Костромы - Мшанская (ныне - Островского). Возникновение этого названия относится к периоду не позднее XVI века, а вероятно, - гораздо раннему. Было время, когда эту улицу переименовали в Московскую (так как по ней проходила дорога на Москву через Костромку и по «луговому» тракту - в сторону Ярославля), но костромичи по-прежнему продолжали называть ее Мшанской. В 1923 году улицу переименовали в улицу Трудовой школы, а в 1948 году, в связи со 125-летием со дня рождения А. Н. Островского, назвали улицей Островского. Формально - почтили память великого писателя, но вряд ли Островский нуждается в таком почитании. Напомню, что до резолюции на той же улице (в здании, где сейчас находится театр кукол) располагалась народная читальня имени А. Н. Островского, упраздненная сразу после революции. Вот это - пример уважительного, серьезного отношения к памяти классика, когда его имя получает очаг культуры. А улица Островского - это формально, для галочки. На Мшанской Островский никогда не жил, ничего связанного с его именем на этой улице нет, с таким же успехом так можно было назвать любую другую улицу нашего старого города

Предложение о восстановлении исторического названия улицы (происходящего то ли от того, что здесь когда-то добывали мох, то ли от того, что его здесь продавали) среди участников анкеты вызывало немало возражений. Вновь говорится о возможном неуважении к памяти драматурга. Но мне думается, что нам следует возродить уважение к памяти Островского реальное, а не показное, в виде формальных юбилеев. В 30-е годы была наполовину разрушена церковь Благовещения в Костроме (ул. Свердлова, д. 24), которую построил, в которой долгие годы прослужил дед А.Н.Островского, протоиерей Ф.И.Островский (и в ней он крестил своих детей). До сих пор в обезображенном здании церкви находится хлебозавод. В крайне тяжелое состояние приведен дом дяди А.Н.Островского, протоиерея П.Ф.Островского, одного из крупнейших историков Костромы. Несколько лет назад дело уже доходило до разговоров о взрыве этого дома (ул. Горная д. 86). Можно напомнить и о том, что в июле 1934 года в нашем бываем кремле был взорван Богоявленский зимний кафедральный собор, в котором - в знак признания его особых заслуг - был похоронен П.Ф.Островский. Ну и, наконец, нынешняя история строительства в самой непосредственной близости от Щелыково, в 8-ми километрах от могилы А.Н.Островского, крупного химического производства...

Вряд ли в свете этих фактов можно говорить о том, что восстановление старых русских названий может занести хоть какой-то ущерб памяти Островского.

И третья старейшая улица Костромы - Русина. В дошедших до нас документах эта улица упоминается в начале XVII века, название это скорее всего происходит от старорусского мужского имени - «Русин». Название эта улица сохраняла несколько веков (был период, когда ее переименовали в ул. Кинешемскую, но затем вернулись к первоначальному названию). В 1918 году, к первой годовщине Октября, улицу переименовали в ул. Советскую (Советской тогда же назвали и Воскресенскую площадь). Никогда еще ни в одном предложении по восстановлению старых названий имя этой улицы не звучало. Опасались, что официальные инстации расценят это как покушение на Советскую власть. Но теперь можно спокойно и гласно решить, какое из двух названий нам ближе - старинное, несколько загадочное, и, к тому же, единственное в России - Русина, или же - Советская, одна из тысяч Советских улиц Советского Союза...

В ответах на анкету за нынешнее название улицы не высказался почти никто: половина отвечавших поддержала восстановление Русиной улицы, другие, не возражая в принципе, считают, что на это никто не пойдет. В некоторых ответах приводятся предложения восстановить название Русина улица только в ее исторических границах - до Октябрьской площади. Это - разумно.

Еще несколько старинных названий, вопрос о возращении которых ставится фондом культуры.

Улица Войкова. До резолюции это был Жоховский переулок, называвшийся так по усадьбе старинного дворянского рода Жоховых (главный дом этой усадьбы существует и поныне - ул. Войкова, д. 6). Одним из предков рода Жоховых был боярин Иван Родионович, по прозвищу Квашня, бывший в 1380 году на Куликовом поле воеводой полка, в который входили и отряды костромичей. Из поздних Жоховых известен А.Н.Жохов, исследователь Арктики (в его честь назван остров Жохова в Восточно-Сибирском море). Уже одна эта священная память истории должна защитить и обосновать для нас необходимость возвращения исторического названия. П.Л.Войков, советский полпред, убитый в 1927 году в Варшаве русским эмигрантом в отмщение за причастность к казни царской семьи в Екатеринбурге в 1918 году никакого отношения к Костроме не имеет. Улиц Войкова в нашей стране достаточно, они есть почти в каждом городе. Жоховский же переулок был один на всю Россию.

Улица Терешковой. Старое ее имя - Кирпичный переулок (называемый также Кирпичной улицей). На первый взгляд это название сродни названиям: Строительная, Силикатная и т. д. Но в действительности здесь отразилось нечто древнее, уводящее в историю Костромы: память о старинной Кирпичной слободе, существовавшей здесь, память о знаменитых в прошлом костромских «кирпишных дел мастерах». Конечно, В.В.Терешкова - человек в высшей степени почтенный, но с Костромой - а уж тем более с Кирпичным переулком - первая женщина-космонавт никак не связана.

И еще одна старинная, спускающаяся к церкви Воскресения-на-Дебре, небольшая улица. С 1925 года она называется Осыпной, а почему именно-даже трудно и предположить. Историческое название этой улицы - Рукавишниковский переулок - происходит то ли от фамилии купцов Рукавишниковых, некогда живших тут, то ли от ремесленников, изготовлявших рукавицы. Во всяком случае, учитывая особую важность всего этого исторического района вокруг древнего костромского храма, Рукавишниковский переулок надо восстановить.

Следует также вернуть старое название пересекающему нынешнюю Осыпную улицу Музейному переулку. Историческое его имя - Воскресенский (по церкви Воскресения-на-Дебре). В 1925 году его назвали Пожарным, а в 1938 году - Музейным, очевидно в связи с планами устройства в закрытом храме Воскресения музея. Но, как известно, вместо музея церковь Воскресения превратили в склад, находящуюся рядом зимнюю Знаменскую церковь наполовину разрушили, а колокольню уничтожили полностью. Лишь после войны церковь Воскресения-на-Дебре была вновь открыта и постепенно оправилась от разгрома, а в ближайшие годы, несомненно, будет решен вопрос о реставрации Знаменской церкви. Логичным было бы в этой связи и восстановление старого названия - Воскресенский переулок.

Надо также решить вопрос о восстановлении в исторической части Костромы названий, может быть, не столь оригинальных и самобытных, но старинных, крепко связанных с историей города.

Если еще как-то можно понять логику тех, кто Нижнюю Дебрю превратил в улицу Кооперации, то появление в Костроме улицы Чайковского- просто классический пример произвола. «Религиозное название этой улицы - Ильинская, или Ильинка - убрали в 1925 году, переименовав ее в Бульварную. А между тем старое имя было крепко «привязано» к истории Костромы. Восходит оно к церкви Ильи-пророка, стоявшей здесь, у кремля, по меньшей мере с XVI века. Выше говорилось, что ликвидация «религиозных» улиц почти всегда сопровождалась уничтожением связанных с ними церквей. Точно так поступили и здесь: через несколько лет после переименования улицы Ильинская церковь, памятник архитектуры XVII-XIX вв. была на две трети разрушена, от нее осталась только трапезная и нижняя часть колокольни (ул. Советская, д.4; ныне в этом здании предполагают разместить центр социального обслуживания одиноких и престарелых). В 1940 году отмечалось 100-летие со дня рождения П. И. Чайковского, и улицу переименовали в честь великого композитора. Разумеется, П. И. Чайковский никогда в Костроме не бывал, не было на этой улице и ничего связанного с музыкой. Выбрали ее, видимо, потому, что была установка - отметить юбилей; переименования же по такому поводу уже стали нормой. Менять какое-то другое название в центре, где господствовали политические названия, было нельзя - вот выбор и пал на Бульварную улицу. Отмечайся тогда, а краткий период советско-германской дружбы, юбилей Бетховена - могли бы назвать и улицей Бетховена. Старинную Ильинскую улицу надо дернуть городу.

Улица Крестьянская. Существует с 1925 года, а до того она была Борисоглебским переулком, по церкви Бориса и Глеба, стоявшей в его конце, на углу с Муравьевкой, по меньшей мере с XVI века. Построенная на месте деревянной каменная церковь - замечательнейший памятник архитектуры начала XIX века - через несколько лет после переименования переулка была полностью уничтожена.

Третий пример - идущая параллельно Крестьянской улица Горная. Это бывший Богословский переулок, по церкви Иоанна Богослова «на Кадкиной горе» (XVII-XIX вв.), разрушенной, к счастью, лишь частично (ныне в этом здании размещается планетарий). В Богословском переулке жил А.Ф.Писемский (д. 7), здесь жил и упоминавшийся выше историк П.Ф.Островский (д. 86), дядя А.Н.Островского, у которого не раз гостил и сам Островский. Вся эта небольшая улочка, сохранившая и свою старинную планировку, и старинную застройку, представляет собой настоящий музей, так что и историческое название вернется к ней естественно и логично.

В поддержку наших предложений заметим, что несколько «религиозных» названий в Костроме уцелело: Пятницкая, Лавровская, Ивановская... И поскольку мир от этого не перевернулся, то и не перевернется он, если мы восстановим сейчас Ильинскую улицу вместе с Богословским и Борисоглебским переулками.

Наряду с площадями, улицами и переулками исторические названия надо вернуть еще целому ряду объектов.

Пруд при пересечении улиц Шагова и Долматова сейчас в разговорной речи чаще всего именуют «долматовским», но пруд этот имеет и снос историческое название - «Козмодемьянский», данное по стоявшей тут с древности и разрушенной в начале 30-х годов церкви Козьмы и Демьяна «в Кузнецах» (сейчас на месте церкви находится т. н. «дом специалистов»). Почему бы официально не восстановить это историческое название последнего сохранившегося в центральной части Костромы пруда? Тем более, что никто его, кажется, и не отменял?!

В последнее время, в основном в связи с проведением Дня города, в официальных бумагах замелькал сквер, именуемый «сквер напротив горисполкома». А ведь этот достаточно старый костромской сквер также имеет свое историческое название - «Ботниковский». Наименование он получил по фамилии инициатора его создания - Г.Н.Ботникова, бывшего в предреволюционное время городским головой Костромы и депутатом Государственной Думы. Раз никакого другого названия у сквера не появилось, то почему бы не вспомнить прежнее? Разве испортит оно центр Костромы? Ведь древняя купеческая фамилия Ботниковых (известна она, по крайней мере, с начала XVII в.) - неотъемлемая часть истории Костромы.

На пересечении улиц Советской и Чайковского находится гостиница «Центральная», памятник архитектуры XVIII-XX вв. Вроде бы все логично - гостиница, действительно, находится в центре. Но, во-первых, в центре она не единственная, а, во-вторых, мы знаем, что примерно с середины XIX века и вплоть до революции эта гостиница называлась «Старый Двор». Понятно, что в свое время это достаточно звучное и красивое название было «не ко двору», но что мешает восстановить его сейчас, взамен нынешнего бюрократизированного- «Центральная»? Эту идею поддержали практически все отвечавшие на анкету Фонда культуры.

Вплотную к старой гостинице примыкает первый костромской кинотеатр, получивший при открытии в 1913 году название «Пале-театр» («пале» - по-французски дворец). Названия кинотеатров России 1910-20-х годов, как правило, были очень яркие, броские - «Аре», «Орион», «Модерн» и др. Историческое название кинотеатра (костромичи обычно называли его «Пале») продержалось до ноября 1939 года, когда попало под кампанию искоренения названий иностранного происхождения. Взамен появилось нынешнее - кинотеатр «Художественный». Голоса участников анкеты по вопросу о «Пале» разделились, но, думается, самому старому из ныне существующих кинотеатров Костромы стоит вернуть историческое название.

Нельзя не вспомнить про «Чижовское» училище (ныне - химико-технологический техникум им. Л.Б.Красина), построенное по воле и на средства, оставленные Ф.В.Чижовым.

(1811-1877) был уроженцем Костромы, профессором Петербургского университета энциклопедически образованным человеком, автором множества статей и книг. За участие в освободительном движении славянских народов тогдашней Австро-Венгрии он был заключен в Петропавловскую крепость, а позднее сослан. После смерти Николая 1 Ф.В.Чижов освобождается из ссылки и принимает активнейшее участие в развитии русской промышленности и строительстве железных дорог. Чижов был одним из руководителей в строительстве железной дороги, которой костромичи пользуются и поныне - Москва-Ярославль. Перед смертью Ф.В.Чижов завещал свое состояние на дело просвещения в родной Костромской губернии. На его деньги в конце прошлого века в нашей губернии было открыто пять крупных для того времени училищ: два- низшее и среднее техническое - в Костроме, и по одному в Макарьеве, Кологриве и Чухломе. Все они получили имя Ф.В.Чижова.

Посмертная судьба всего связанного с памятью о Федоре Васильевиче Чижове по-своему характерна. Чижов был похоронен в Москве, на кладбище Данилова монастыря (вблизи от могилы Н.В.Гоголя, с которым он в молодости был близок). Кладбище это, как известно было после закрытия монастыря ликвидировано. В костромском крае имя Чижова сняли со всех основанных на его средства учебных заведений, причем в костромском Чижовском училище была уничтожена картина, изображающая Ф.В.Чижова работающим у наковальни, разбит бюст Чижова. В 1927 году училищу было присвоено имя Л.Б.Красина.

Ныне Данилов монастырь возрожден, на территории разоренного монастырского кладбища в память о всех погребенных на нем поставлена небольшая часовня. У нас, на родине Ф.В.Чижова, лучшим памятником ему было бы восстановление старого названия училища - имени Ф.В.Чижова. Часть отвечавших на анкету и многие ветераны училища возражают, считая, что это принизит Л.Б.Красина.

Но так ли это? Во-первых, Л.Б.Красин - действительно выдающийся деятель революционного движения в России - не имеет никакого отношения к старому Чижовскому училищу. Присвоение его имени училищу было делом случайным, могли выбрать имя Красина, могли кого-нибудь другого. Во-вторых, в Костроме остается завод им. Л.Б.Красина (бывшие мастерские Чижовского училища). Да и вообще память о Л.Б.Красине в нашей стране, если судить по количеству улиц, учреждений и предприятий, носящих его имя, далеко не унижена. А вот память о Ф.В.Чижове - выдающемся деятеле русской культуры XIX века - поругана и причем даже на его родине. Это - факт, это - надо понять.

Ведь могли бы и Третьяковскую галерею в Москве в свое время переименовать, например, в галерею имени А.В.Луначарского, и вот представим, что сейчас общественность стала бы предлагать восстановить справедливость, а ей бы возражали, что хотя Луначарский прямого отношения к галерее не имел, но он покровительствовал искусству и вообще был очень хороший человек. Ситуация с Чижовским училищем примерно такая же.

Приближается вековой юбилей открытия училища, неужели к этому времени имя Ф.В.Чижова не займет свое законное место в наименовании основанного по его воле учебного заведения?

Еще в середине века Кострому окружило кольцо слобод: Кирпичная, Гашеева, Ямская, Спасская и Никольская за Волгой, Ипатьевская и Андреевская за рекой Костромой, Татарская слобода за Черной речкой и др. Эти слободы в XVIII-XIX веках одна за другой входили в черту города, но память о них хранили названия улиц: Ямская улица - о Ямской слободе, Гашеева - о Гашеевой, Кирпичный переулок - о Кирпичной и т. д. В 1918 году у оставшихся слобод были отброшены их старинные «религиозные» названия - древнюю Ипатьевскую переименовали в Трудовую, Андреевскую - в Рабочую, на находившуюся за Волгой Спасо-Никольскую - в слободу Металлистов.


Церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе

Анкета Фонда культуры предлагает восстановить историческое название - « ». Это предложение поддержали все участники анкеты. Конечно, название «Трудовая» у древней монастырской слободы надо убрать. Слобода входит в охранную зону, на ее территории находятся «экспонаты» музея-заповедника - деревянная церковь Собора Рождества Богородицы XVI века, здесь уцелел замечательный памятник зодчества XVII века - церковь Иоанна Богослова (по которой слобода имела и второе название - Богословская). Вся слобода вместе с Ипатьевским монастырем образует единый ансамбль, и поэтому восстановление ее названия - Ипатьевская - логично и естественно.

В некоторых устных отзывах на анкету крайне отрицательно оценивалось само вынесение на обсуждение вопроса о судьбе некоторых названий (такого, например, как площадь Революции). При этом говорилось о недопустимости «посягать на святыни» и «разрушать все, что было». Таких мнений нельзя не учитывать. Но что можно возразить на это? Во-первых обсуждать - гласно и демократично- это еще не значит «посягать на святыни». А во-вторых, нашим государством сейчас провозглашён и проводится на международной арене курс на деидеологизацию и деполитизацию межгосударственных отношений. Такая же политика терпимости, гуманизма, широты взглядов необходима и в дела с названиями. Корпус названий, безусловно, нужно разгрузить от явно излишних политических имен. Надо осознать, что названия - не Доска почета. Никто ничего не имеет, например, против Карла Либкнехта - выдающегося борца против войн и милитаризма, но нужны ли улицы К. Либкнехта в каждом нашем райцентре?

Конечно, восстановление исторических названий - дело достаточно непростое. Непросто это и в чисто бытовом отношении - после возвращения исконных названий люди какое-то время испытывают различные неудобства, т. к. выросли целые поколения, свыкшиеся с нынешними названиями. Но, как показывает опыт других городов, возвращенные старые названия удивительно быстро входят в жизнь Объясняется это в первую очередь тем, что старые названия обычно совсем никогда не забываются. Мало кто из жителей Сусанина знает, что раньше оно называлось Молвитиным, помнят и жители п. Островское, что когда-то это было с. Семеновское-Лапотное. Помнят в Костроме и Нижнюю Дебрю, и Сусанинскую площадь, помнят древние названия и в Галиче, и в Судиславле... Говорят также, что изменение названий - дело достаточно дорогое. Но тем не менее, в течение куда более скудных и бедных 70 лет на бесчисленные переименования деньги находились, да и с бытовыми неудобствами людей, когда все вокруг постоянно меняло названия, даже и не думали считаться.

Сейчас много говорится о национальных проблемах, о возрождении национальных культур. Надо понять, что бездумное отбрасывание многих старинных русских названий - это одна из форм национального унижения русского народа. Мы не создадим по-настоящему цивилизованного и демократического общества до тех пор, пока не очистим нашу землю от того «словесного мусора» названий, о котором писал К.Паустовский. Конечно, никто не призывает переименовывать в Костроме и области все подряд и восстанавливать все названия, какие были до революции. Это - не реально и не правильно.

Но лучше из неоправданно утраченного: Молвитино, Семеновское-Лапотное, Святое озеро, Мшанская Русина, Нижняя Дебря, Сусанинская и Сенные площади и др. - может вновь вернуться к нам.

Сусанинская площадь – центральная площадь города Костромы. Возникла по регулярному плану Костромы 1781-1784 гг. Застройка площади представляет собой целостный, образцовый в своём роде, архитектурный ансамбль конца XVIII-XIX вв.

Площадь возникла под названием Екатеринославская по регулярному плану Костромы 1781-1784 гг. До пожара 1773 года на её месте с 1619 г. располагалась территория Нового города Костромского кремля, а до его возведения - городской посад. Застройка площади осуществлена в кон. XVIII - 1-й четв. XIX в. Первоначально конфигурация этой площади задумывалась полукруглой, но при осуществлении она получила «гранёную» форму. В 1823 г. площадь была вымощена, а в 1835 году указом Николая I переименована из Екатеринославской в Сусанинскую. П. И. Сумароков писал в 1838 году: - Сумароков П. И. «Прогулки по 12 губерниям с историческими и статистическими замечаниями в 1838 году» В 1851 в центре площади был открыт памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину (скульптор В. И. Демут-Малиновский), вокруг которого в 1900 году был разбит сквер. Таким образом, к началу XX века площадь представляла собой открытое пространство сложной формы, вытянутое с юго-востока на северо-запад. Северная полукруглая часть образована зданиями каланчи, гауптвахты, гостиницы, домом Борщова и боковым фасадом Присутственных мест. Центральная часть ограничена комплексами Гостиного двора (Красных рядов) и Больших Мучных рядов. На южной стороне площади над съездом к Волге в начале 1880-х гг. была построена часовня Александра Невского в память об Александре II. Площадь была вымощена булыжником, в самом её центре располагался сквер с памятником. Пустое пространство площади использовалось для установки временных торговых павильонов. С юга пространство площади открывалось к Волге улицей Молочная гора, а с других сторон от площади расходились веером главные улицы города: в сторону Ипатьевского монастыря - Московская ул. (бывш. Мшанская, ныне ул. Островского), далее Константиновская (бывш. Царёвская, ныне пр. Текстильщиков), Богоявленская (она же Костромская, ныне ул. Симановского ул.), трехлучие Еленинской (ныне ул. Ленина), Павловской (пр. Мира) и Марьинской (ул. Шагова) улиц, к востоку она соединялась с Воскресенской (ныне Советской) площадью и, постепенно сужаясь, переходила в Кинешемскую ул. (бывш. Русину ул., ныне Советскую ул.) Перед зданием Присутственных мест в 1900 году был разбит обнесённый чугунной решёткой узкий сквеp, устроенный так, что в его ствоp попадал памятник Ивану Сусанину, а поперечная аллея давала проход к галерее Гостиного двора. В сквере высадили голландские липы, к которым добавили 12 пихт. Официально сквеp назвали «новым», но так как деньги на его создание - 400 pублей - пожертвовал тогдашний городской голова Г. H. Ботников за ним закрепилось название «Ботниковского». В 1918 году было начато разрушение сусанинского памятника, тогда же произошло переименование в площадь Революции. В 1924 году сносят Александровскую часовню…

Кострома - древний город в Центральной России (340 км от Москвы), входящий в маршрут Золотого кольца. Это крупный речной порт на Волге. Численность населения на 1 января 2017 года - 277648 человек. Туристов готовы принять 25 музеев, 3 театра, 5 концертных залов, 46 гостиниц , где могут разместиться до трёх тысяч гостей одновременно. Здесь много вариантов видов отдыха: активный, познавательный, оздоровительный и другие. Многих Кострома привлекает тем, что здесь сохранился архитектурный ансамбль XIX века с неповторимой веерной застройкой исторической части города. В настоящее время ведутся работы по восстановлению памятников историко-культурного наследия, а значит, варианты маршрутов по древнему городу будут только увеличиваться. Для Костромы много значит её история и традиции, поэтому, возможно, и туристам стоит узнать больше о прошлом города.

Пожарная каланча - один из главных символов Костромы

Датой основания города на левом берегу Волги, около впадения в неё рек Костромы и Сулы, считается 1152 год , а её основателем - князь Юрий Долгорукий , хотя поселения древних мерянских племён жили в этих краях значительно раньше.

Памятник князю Юрию Долгорукому - основателю города

Название «Кострома» историками объясняется по-разному. Возможно, город назван по имени реки Костромы, на берегу которой стоит. По другой версии, название может быть связано с персонажем крестьянских поверий - Костромой - соломенным чучелом, которое сжигали с приходом весны. Самая же популярная версия отсылает нас к временам, когда на берегах Волги к зиме складывали большие «костры» леса, которые позже сплавляли по реке.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Первое летописное упоминание о существовании Костромы, как значительного города, относится к 1213 году, когда здесь случился большой пожар. В первой половине XIV в. (1364 г.) Кострома входит в состав Московского княжества, с тех пор её история неотделима от развития и культуры общерусского государства.

Первое десятилетие XVII века принесло русскому народу тяжёлые испытания «Смутного времени». В 1609 г. Костромское ополчение сыграло заметную роль в борьбе с польской интервенцией, изгнав из Ипатьевского монастыря, укрывшихся там сторонников Лжедмитрия II. Костромичи были смелыми участниками народного ополчения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. В борьбе с польскими интервентами патриотический подвиг совершил костромской крестьянин Иван Сусанин, заведший польский отряд в непроходимые дебри и не давший врагам найти дорогу к Костроме, где в это время находился будущий государь Михаил Романов.

Памятник народному герою - Ивану Сусанину

14 марта 1613 г. из Ипатьевского монастыря Михаил Федорович Романов был призван на царство. Кострома стала родиной династии Романовых, правившей в России более 300 лет.

Панорама Ипатьевского монастыря

К середине XVII века Кострома по своему экономическому развитию становится третьим после Москвы и Ярославля городом Московской Руси. Костромские купцы торговали с Востоком и Западом. Тогда же в Костроме возникает большой торговой центр — мясные, мучные, соляные, калашные, шубные торговые ряды .

Красные ряды (конец XVIII—начало XIX веков) и церковь Спаса в Рядах

На протяжении всего XVIII века Кострома продолжала развиваться как промышленный, торговый и политический центр обширного региона. В 1778 году она стала губернским городом. В Костроме в 1751 году купцом И. Д. Углечаниновым была построена первая полотняная фабрика, а уже в 1790-х годах в городе работало 5 суконных фабрик. Кострома вышла на первое место в России по производству льняных тканей. Здесь также действовали 12 кожевенных и 18 кирпичных заводов, 6 суконных мануфактур, колокололитейный, изразцовый и другие заводы. Кострома стала крупной торговой пристанью на волжском транзитном пути. Костромская продукция шла на рынки Ярославля, Вологды, Нижнего Новгорода, Москвы и Петербурга.

Расцвет города приходится на конец XVIII - начало XIX века. В 1767 году императрица Екатерина II посетила Кострому, даровав ей герб с изображением галеры «Тверь», а также поучаствовав в принятии генерального плана застройки города. И в настоящее время в исторической части Костромы сохраняется уникальная веерная застройка, когда от Сусанинской площади, которую костромичи часто называют «сковородкой», лучами расходятся 8-ь главных улицы.

Вид сверху на Сусанинскую площадь

Начало XX века ознаменовалось в России тремя революциями, событиями Первой мировой и гражданской войн. Не обошли стороной они и жизнь костромичей. В ходе революционных событий 1905 г. в Костроме создается один из первых в стране Совет рабочих депутатов. Активно действуют политические партии.

Начало ХХ века. Вид на левый берег Волги с Костромским кремлём (не сохранился до наших дней)

14 января 1929 г. постановлением ВЦИК СССР Костромская губерния была упразднена. Она входила изначально в состав Ивановской, а затем Ярославской областей. Но это не означало конец истории города. Индустриализация здесь шла высочайшими темпами, например, в 1932 году был открыт железнодорожный мост, существенно упростивший транзит грузов по стране.

Железнодорожный мост через Волгу

В годы Великой Отечественной войны тысячи костромичей отстояли родину в рядах Ярославской коммунистической дивизии и за доблестные подвиги на фронте и в тылу награждены орденами и медалями, 29 из них удостоены звания Героя Советского Союза. С августа 1944 года Костромская область восстановлена, а город Кострома — её административный центр.

Мемориал «Вечный огонь»

В послевоенные годы здесь развиваются новые отрасли промышленности - энергетика, машиностроение и металлообработка, электроника и приборостроение, деревоперерабатывающая промышленность. Развитой и процветающей остаётся традиционная лёгкая промышленность. Открываются новые музеи - в том числе, музей деревянного зодчества (в настоящее время «Костромская слобода»).

В 1970 состоялось открытие авто-пешеходного моста через Волгу, соединившего два берега (и в настоящее время город разрастается на двух берегах).


Авто-пешеходный мост через Волгу

В 2018 году Кострома отметит своё 866-летие.

Достопримечательности города
Своеобразие и уникальность Костромы, входящей в состав "Золотого кольца России", определяет неповторимый сохранившийся архитектурный облик города, включающий многочисленные памятники культуры и исторические достопримечательности. Река Волга, разделяющая город на две части, придает ему особую красоту и привлекательность. Символом Костромы и Костромской области, по праву, является Пожарная каланча (1826) - одна из самых выразительных архитектурных достопримечательностей города. Пожарная каланча и расположенное рядом здание бывшей Гауптвахты, в котором сейчас располагаются экспозиции Костромского музея-заповедника, стали настоящим украшением центральной Сусанинской площади города. Неповторимый архитектурный ансамбль центральной площади дополняет величественный особняк - дом генерала С.Борщова (1822), здание Губернских присутственных мест (1809), в котором расположена городская мэрия, и комплекс Костромских торговых рядов, являющийся одним из самых крупных сохранившихся торговых центров России конца XVIII в. Рядом со зданиями торговых рядов находится памятник Ивану Сусанину, в центре города можно увидеть и памятник основателю древней Костромы - Юрию Долгорукому. Недалеко от центральной площади расположен Богоявленско-Анастасиин женский монастырь (1426) с пятиглавым Богоявленским собором (1565), в стенах которого хранится самая почитаемая святыня - икона Феодоровской Божьей Матери, на протяжении веков считающаяся покровительницей города. Одной из ярких достопримечательностей Костромы является признанный шедевр архитектурного зодчества, выдающийся памятник русской архитектуры XVII в. - церковь Воскресения на Дебре (1652).

Церковь Воскресения Христова на Дебре (Воскресенский собор)

Напротив центральной части города, за рекой Кострома, расположен Ипатьевский монастырь Святой Троицы (1330) - древнейший из сохранившихся церковных архитектурных ансамблей Костромы. Ипатьевский монастырь известен родовой усыпальницей бояр Годуновых, величественным Троицким собором (1652), палатами бояр Романовых и знаменитой Ипатьевской летописью. Рядом с Ипатьевским монастырем находится Музей деревянного зодчества, где можно увидеть памятники народной деревянной архитектуры XVI-начала XX вв., составившие музей под открытым небом.

Одной из наиболее известных и узнаваемых достопримечательностей Костромы является беседка Островского, с которой открывается великолепный вид на реку Волгу.

Беседка Островского

Привлекательность городу придают сохранившиеся старинные купеческие особняки и сооружения, такие как здание Романовского музея (1911), Дворянского собрания, здание Драматического театра (1863). Из достопримечательностей Костромы следует также отметить: Рождественскую церковь (1663), Преображенскую церковь (1685), церковь Иоанна Златоуста (1791), аллею признания, на которой расположены памятные латунные плиты выдающимся людям России с именами царя Михаила Романова, князя Юрия Долгорукого, царя Бориса Годунова, Ивана Сусанина и др. фольклорным ансамблем «Венец» , профессиональный уровень исполнительского мастерства которого позволяет приглашать для сотрудничества солистов - лауреатов международных конкурсов; ансамблем музыки, песни и танца «Волга-Волга» ; творческими коллективами Государственной филармонии Костромской области. Город - родина известного всему миру Государственного ансамбля танца «Кострома» .

Для проведения зрелищных мероприятий используются концертно- выставочный центр «Губернский» , государственная филармония Костромской области, концертный зал МБУ «Возрождение» . В городе 2 современных кинотеатра : «Пять звезд» (6 залов) и «Синема Стар» (4 зала).

С 1997 года ежегодно на Костромской земле стартует внедорожное автомобильное соревнование «Сусанин-трофи» . В нем принимают участие автотуристы не только из России, но и из других стран.

Международный фестиваль фейерверков «Серебряная ладья» , традиционно проходящий в Костроме в августе, дважды признавался лучшим пиротехническим шоу России.

Инвестиционной привлекательностью обладают бренды «Сказочная Кострома - Родина Снегурочки», «Кострома - колыбель династии Романовых» и «Кострома - Ювелирная столица России».

Прежние названия

Екатеринославская площадь,
площадь Революции

Список улиц Костромы Координаты : 57°46′04″ с. ш. 40°55′37″ в. д.  /  57.767889° с. ш. 40.927083° в. д.  / 57.767889; 40.927083 (G) (Я)

Сусанинская площадь – центральная площадь города Костромы . Возникла по регулярному плану Костромы 1781-1784 гг. Застройка площади представляет собой целостный, образцовый в своём роде, архитектурный ансамбль конца XVIII-XIX вв.

История

Площадь возникла под названием Екатеринославская по регулярному плану Костромы 1781-1784 гг. До пожара 1773 года на её месте с 1619 г. располагалась территория Нового города Костромского кремля , а до его возведения - городской посад . Застройка площади осуществлена в кон. XVIII - 1-й четв. XIX в. Первоначально конфигурация этой площади задумывалась полукруглой, но при осуществлении она получила «гранёную» форму.

В 1823 г. площадь была вымощена, а в 1835 году указом Николая I переименована из Екатеринославской в Сусанинскую.

В 1918 году было начато разрушение сусанинского памятника, тогда же произошло переименование в площадь Революции . В 1924 году сносят Александровскую часовню, а на части площади между Красными и Большими Мучными рядами устраивается спортивная площадка, а затем сквер. В 1967 году в сквере на месте часовни был установлен новый памятник Ивану Сусанину (скульптор Н. А. Лавинский).

Историческое название возвращено площади в 1992 году . В 2008-2009 гг. была осуществлена масштабная реконструкция площади: спилены деревья в центре площади, разбиты газоны, проложены пешеходные дорожки, уставлены элементы малой архитектуры. На месте расположения исторического памятника Ивану Сусанину поставлен временный памятный знак.

В настоящее время площадь используется для организации городских праздников. В 2009 и 2010 гг. на площади были поставлены оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» (совместный проект «Новой оперы» и областной филармонии).

Здания и сооружения

    Kostroma main square.JPG

    Вид Сусанинской площади до реконструкции (2005)

    Hauptwachta-kostroma.jpg

    Здание бывшей гауптвахты

    Kostroma Downtown.jpg

    Дом генерала С. С. Борщова

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Памятник Ивану Сусанину (1967)

Транспорт

Радиально-полукольцевая планировка исторической части Костромы привела к тому, что значительная часть транспортных потоков в центре пересекает Сусанинскую площадь. Движение транспорта по площади организовано двумя потоками: Советская улица - проспект Текстильщиков и улица Симановского - улица Ленина - проспект Мира - улица Шагова - улица Свердлова . На площади находятся остановки общественного транспорта: автобуса, троллейбуса и маршрутных такси.

  • В честь Екатерины II площадь получила название Екатеринославская. Главная ось городской планировки, проходящая перпендикулярно набережной Волги - Павловская улица - названа в честь сына, будущего императора Павла I . Еще четыре улицы–луча получили названия в честь внуков и внучек императрицы – Александровская, Константиновская, Мариинская и Еленинская.
  • Площадь в обиходе у костромичей называется «сковородкой ».

Напишите отзыв о статье "Сусанинская площадь"

Ссылки

  • Бочков В. Н.

Литература

Примечания

Отрывок, характеризующий Сусанинская площадь

– Я думаю однако, что есть основание и в этих осуждениях… – сказал князь Андрей, стараясь бороться с влиянием Сперанского, которое он начинал чувствовать. Ему неприятно было во всем соглашаться с ним: он хотел противоречить. Князь Андрей, обыкновенно говоривший легко и хорошо, чувствовал теперь затруднение выражаться, говоря с Сперанским. Его слишком занимали наблюдения над личностью знаменитого человека.
– Основание для личного честолюбия может быть, – тихо вставил свое слово Сперанский.
– Отчасти и для государства, – сказал князь Андрей.
– Как вы разумеете?… – сказал Сперанский, тихо опустив глаза.
– Я почитатель Montesquieu, – сказал князь Андрей. – И его мысль о том, что le рrincipe des monarchies est l"honneur, me parait incontestable. Certains droits еt privileges de la noblesse me paraissent etre des moyens de soutenir ce sentiment. [основа монархий есть честь, мне кажется несомненной. Некоторые права и привилегии дворянства мне кажутся средствами для поддержания этого чувства.]
Улыбка исчезла на белом лице Сперанского и физиономия его много выиграла от этого. Вероятно мысль князя Андрея показалась ему занимательною.
– Si vous envisagez la question sous ce point de vue, [Если вы так смотрите на предмет,] – начал он, с очевидным затруднением выговаривая по французски и говоря еще медленнее, чем по русски, но совершенно спокойно. Он сказал, что честь, l"honneur, не может поддерживаться преимуществами вредными для хода службы, что честь, l"honneur, есть или: отрицательное понятие неделанья предосудительных поступков, или известный источник соревнования для получения одобрения и наград, выражающих его.
Доводы его были сжаты, просты и ясны.
Институт, поддерживающий эту честь, источник соревнования, есть институт, подобный Legion d"honneur [Ордену почетного легиона] великого императора Наполеона, не вредящий, а содействующий успеху службы, а не сословное или придворное преимущество.
– Я не спорю, но нельзя отрицать, что придворное преимущество достигло той же цели, – сказал князь Андрей: – всякий придворный считает себя обязанным достойно нести свое положение.
– Но вы им не хотели воспользоваться, князь, – сказал Сперанский, улыбкой показывая, что он, неловкий для своего собеседника спор, желает прекратить любезностью. – Ежели вы мне сделаете честь пожаловать ко мне в среду, – прибавил он, – то я, переговорив с Магницким, сообщу вам то, что может вас интересовать, и кроме того буду иметь удовольствие подробнее побеседовать с вами. – Он, закрыв глаза, поклонился, и a la francaise, [на французский манер,] не прощаясь, стараясь быть незамеченным, вышел из залы.

Первое время своего пребыванья в Петербурге, князь Андрей почувствовал весь свой склад мыслей, выработавшийся в его уединенной жизни, совершенно затемненным теми мелкими заботами, которые охватили его в Петербурге.
С вечера, возвращаясь домой, он в памятной книжке записывал 4 или 5 необходимых визитов или rendez vous [свиданий] в назначенные часы. Механизм жизни, распоряжение дня такое, чтобы везде поспеть во время, отнимали большую долю самой энергии жизни. Он ничего не делал, ни о чем даже не думал и не успевал думать, а только говорил и с успехом говорил то, что он успел прежде обдумать в деревне.
Он иногда замечал с неудовольствием, что ему случалось в один и тот же день, в разных обществах, повторять одно и то же. Но он был так занят целые дни, что не успевал подумать о том, что он ничего не думал.
Сперанский, как в первое свидание с ним у Кочубея, так и потом в середу дома, где Сперанский с глазу на глаз, приняв Болконского, долго и доверчиво говорил с ним, сделал сильное впечатление на князя Андрея.
Князь Андрей такое огромное количество людей считал презренными и ничтожными существами, так ему хотелось найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился, что он легко поверил, что в Сперанском он нашел этот идеал вполне разумного и добродетельного человека. Ежели бы Сперанский был из того же общества, из которого был князь Андрей, того же воспитания и нравственных привычек, то Болконский скоро бы нашел его слабые, человеческие, не геройские стороны, но теперь этот странный для него логический склад ума тем более внушал ему уважения, что он не вполне понимал его. Кроме того, Сперанский, потому ли что он оценил способности князя Андрея, или потому что нашел нужным приобресть его себе, Сперанский кокетничал перед князем Андреем своим беспристрастным, спокойным разумом и льстил князю Андрею той тонкой лестью, соединенной с самонадеянностью, которая состоит в молчаливом признавании своего собеседника с собою вместе единственным человеком, способным понимать всю глупость всех остальных, и разумность и глубину своих мыслей.
Во время длинного их разговора в середу вечером, Сперанский не раз говорил: «У нас смотрят на всё, что выходит из общего уровня закоренелой привычки…» или с улыбкой: «Но мы хотим, чтоб и волки были сыты и овцы целы…» или: «Они этого не могут понять…» и всё с таким выраженьем, которое говорило: «Мы: вы да я, мы понимаем, что они и кто мы ».
Этот первый, длинный разговор с Сперанским только усилил в князе Андрее то чувство, с которым он в первый раз увидал Сперанского. Он видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России. Сперанский в глазах князя Андрея был именно тот человек, разумно объясняющий все явления жизни, признающий действительным только то, что разумно, и ко всему умеющий прилагать мерило разумности, которым он сам так хотел быть. Всё представлялось так просто, ясно в изложении Сперанского, что князь Андрей невольно соглашался с ним во всем. Ежели он возражал и спорил, то только потому, что хотел нарочно быть самостоятельным и не совсем подчиняться мнениям Сперанского. Всё было так, всё было хорошо, но одно смущало князя Андрея: это был холодный, зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд Сперанского, и его белая, нежная рука, на которую невольно смотрел князь Андрей, как смотрят обыкновенно на руки людей, имеющих власть. Зеркальный взгляд и нежная рука эта почему то раздражали князя Андрея. Неприятно поражало князя Андрея еще слишком большое презрение к людям, которое он замечал в Сперанском, и разнообразность приемов в доказательствах, которые он приводил в подтверждение своих мнений. Он употреблял все возможные орудия мысли, исключая сравнения, и слишком смело, как казалось князю Андрею, переходил от одного к другому. То он становился на почву практического деятеля и осуждал мечтателей, то на почву сатирика и иронически подсмеивался над противниками, то становился строго логичным, то вдруг поднимался в область метафизики. (Это последнее орудие доказательств он особенно часто употреблял.) Он переносил вопрос на метафизические высоты, переходил в определения пространства, времени, мысли и, вынося оттуда опровержения, опять спускался на почву спора.
Вообще главная черта ума Сперанского, поразившая князя Андрея, была несомненная, непоколебимая вера в силу и законность ума. Видно было, что никогда Сперанскому не могла притти в голову та обыкновенная для князя Андрея мысль, что нельзя всё таки выразить всего того, что думаешь, и никогда не приходило сомнение в том, что не вздор ли всё то, что я думаю и всё то, во что я верю? И этот то особенный склад ума Сперанского более всего привлекал к себе князя Андрея.
Первое время своего знакомства с Сперанским князь Андрей питал к нему страстное чувство восхищения, похожее на то, которое он когда то испытывал к Бонапарте. То обстоятельство, что Сперанский был сын священника, которого можно было глупым людям, как это и делали многие, пошло презирать в качестве кутейника и поповича, заставляло князя Андрея особенно бережно обходиться с своим чувством к Сперанскому, и бессознательно усиливать его в самом себе.