В настоящее время кораблем называют военное судно. Танкеры, балкеры, сухогрузы, пассажирские лайнеры, контейнеровозы, ледоколы и прочие представители технического парка гражданских или торговых флотов в эту категорию не входят. Но когда-то, на заре судоходства, когда человечество еще заполняло на лоциях белые пространства неясными очертаниями новых островов и даже материков, любой парусник считался кораблем. На борту каждого из них были пушки, а команда состояла из отчаянных молодцев, готовых на все ради наживы и романтики дальних странствий. Тогда же, в эти неспокойные века, произошло деление на виды кораблей. Список с учетом современных дополнений получился бы очень длинным, поэтому стоит сосредоточиться на парусниках. Ну, может быть, добавить можно и некоторые гребные суда.

Галеры

Попасть на них - доля незавидная. Такое наказание в стародавние времена ждало отпетых преступников. И в Древнем Египте, и в Финкии, и в Элладе они уже были. Со временем появлялись другие виды кораблей, но галеры использовались до Средних веков. Главной движущей силой служили те самые каторжники, но помощь им иногда оказывали паруса, прямые или треугольные, установленные на двух-трех мачтах. По современным понятиям суда эти не были большими, их водоизмещение составляло всего 30-70 тонн, а длина редко превышала 30 метров, но в те далекие времена размеры кораблей вообще не были гигантскими. Гребцы сидели рядами, по оценке специалистов-историков, не более чем в три горизонтальных яруса. Вооружение галер представлено баллистами и носовыми таранами, в более поздние века эти боевые средства дополнялись и артиллерией. Ход, то есть скорость перемещения, контролировали надсмотрщики, задавая ритм особыми тамбуринами, а в случае необходимости и плетью.

Барки

Итак, барк (название вида происходит от фламандского слова «bark») представляет собой судно с числом мачт от трех до пяти. Все его паруса прямые, за исключением косоугольной оснастки бизани (кормовой мачты). Барки - суда довольно крупные, например «Крузенштерн» имеет длину около 115 метров, ширину 14 м, экипаж из 70 человек. Так как построен он в 1926 году, когда паровые двигатели уже были широко распространены, то в его конструкции присутствует и вспомогательная энергетическая установка мощностью почти в полторы тысячи киловатт, нагруженная на два постоянного шага. Скорость судна и сегодня не кажется малой, под парусами ход этого барка достигает 17 узлов. Назначение типа, в общем-то, обычное для торгового флота XIX века - доставка смешанных грузов, почты и пассажиров по морским линиям.

Бригантина поднимает паруса

Фактически те же барки, но с двумя мачтами, называются бригантинами. Все различаются по своему назначению и судоходным качествам. Бригантины выделяются быстроходностью и легкостью. Парусная оснастка смешанная, на фоке (передней мачте) ветрила прямые, а на гроте косые. Любимое судно пиратов всех морей. В исторических источниках упоминаются бригантины с так называемым «бермудским гротом», то есть треугольным парусом, натянутым между ликтросом и передней шкаториной, но ни один из сохранившихся представителей вида не может им похвастаться. Впрочем, эти нюансы интересны только специалистам.

Фрегаты

По мере развития флота некоторые виды военных кораблей появлялись, другие исчезали, а третьи приобретали иной смысл. Примером может служить фрегат. Это понятие пережило более поздние типы, такие как броненосцы, дредноуты и даже линкоры. Правда современный фрегат примерно соответствует советскому понятию большого противолодочного корабля, но звучит короче и как-то красивее. В изначальном смысле оно означает трехмачтовое судно с одной артиллерийской палубой на 20-30 пушек. К слову «фрегат» начиная с XVII столетия долгое время добавляли прилагательное «дюнкеркский», означавшее преимущественное использование в отдельной зоне морского театра военных действий, примыкавшего к Па-де-Кале. Тип этот отличался быстроходностью. Затем, по мере увеличения радиуса автономности, их стали называть просто фрегатами. Водоизмещение - среднее для того времени, примерно Самый знаменитый русский фрегат назывался «Паллада», на нем в 1855 году была предпринята славная экспедиция к берегам Восточной Азии под командованием адмирала Е. В. Путятина.

Каравеллы

«Она прошла как каравелла…» - поется в известной эстрадной песенке. Невредно изучить виды парусных кораблей, перед тем, как сочинять тексты к будущим хитам. Комплимент получился несколько двусмысленным. Не каждая девушка захочет быть сравненной с грузоподъемным, крупным и довольно тяжелым судном. К тому же у каравеллы нос высоко задран, в чем также можно углядеть нежелательный намек.

Впрочем, в основном у этого типа, безусловно, хорошие мореходные свойства. Знаменит он более всего тем, что Колумб совершил свою экспедицию к берегам Нового Света именно на трех каравеллах («Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья»). Внешне их можно отличить по упомянутым приподнятым бакам (носовым надстройкам), а также по парусной оснастке. Мачты три, фок с прямыми, а остальные - с латинскими (косыми) парусами.

Назначение - дальние морские и трансокеанские походы.

От слова «каравелла» морфологически происходит русское слово «корабль». Оно дало название и знаменитому французскому пассажирскому авиалайнеру, очень красивому.

Клиперы

Для быстрого плавания создаются все виды судов не всегда запоминаются, но есть исключения. Скажет кто-то слово «крейсер», и тут же все вокруг подумают что-то - одни «Аврора», другие «Варяг». По поводу клиперов вариант всего один - «Катти Сарк». Это судно с длинным и узким корпусом вошло в историю по нескольким причинам, но главным и важнейшим его качеством стала скорость. Доставлять чай из Китая, быстро привозить почту в дальние колонии и выполнять особо деликатные поручения королевы было уделом клиперов и их команд. И выполняли свою работу эти суда до самого появления пароходов, а в некоторых случаях и позже.

Галеоны

Перебирая старинные виды боевых кораблей, нельзя не вспомнить о Великой Армаде, соперничавшей с Британским флотом в XVI столетии. Главной единицей этой грозной силы был испанский галеон. Сравниться по совершенству с ним не могло ни одно парусное судно того времени. По своей сути это усовершенствованная каравелла, с уменьшенной надстройкой бака (тот самый «задранный нос» практически исчез) и удлиненным корпусом. В результате старинные испанские судостроители добились повышения устойчивости, снижения сопротивления волнам и, как следствие, увеличения скорости. Маневренность также улучшилась. Другие виды военных кораблей XVI столетия выглядели рядом с галеоном более короткими и слишком высокими (это был недостаток, в такую цель легче попасть). Очертания юта (кормовой надстройки) приобрели прямоугольную форму, а условия экипажа стали комфортнее. Именно на галеонах появились первые гальюны (уборные), отсюда и происхождение этого слова.

Водоизмещение этих «линкоров XVI века» колебалось от 500 до 2 тыс. тонн. Они, наконец, были очень красивыми, их украшали искусной резьбой, а нос венчала величественная скульптура.

Шхуны

Есть виды больших кораблей, ставших «рабочими лошадками», предназначенными для перевозки самых разнообразных грузов. Среди них особое место занимают шхуны. Это многомачтовые суда, отличающиеся тем, что не менее двух их оснасток косоугольные. Они бывают марсельными, стаксельными, бермудскими или гафельными, в зависимости от того, какие именно мачты снабжены косыми парусами. При этом нужно учитывать, что грань между двухмачтовой брамсельной или марсельной шхуной и бригантиной очень условна. Тип этот известен с XVII столетия. Наибольшего распространения он достиг в торговом американском флоте, в частности Волк Ларсен, персонаж Джека Лондона, со своей командой охотится на именно на шхуне. По сравнению с ней другие виды кораблей труднее управляются (Если верить Дж. Лондону этот процесс доступен даже одинокому моряку). Чаще всего шхуны были двух- и трехмачтовыми, но известны случаи, когда оснастка была куда многочисленнее. Своеобразный рекорд был поставлен в 1902 году, когда на воду спустили судно с семью мачтами («Томас Даблю Лоусон», верфи Куинси).

Другие виды кораблей

Фото парусников, прибывших на международную регату со всего света, публикуется в газетах, журналах и на страницах сайтов. Такой парад - всегда событие, красота этих судов несравнима ни с чем. Барки, бригантины, корветы, фрегаты, клиперы, кэчи, яхты представляют все виды кораблей, сохранившиеся, к счастью, до наших дней. Это зрелище отвлекает от повседневности и уносит зрителя в минувшие века, полные приключений и романтики дальних странствий. Настоящий моряк должен овладеть искусством парусной навигации, так считают во многих странах и у нас в том числе. Забравшись по вантам наверх, развернув паруса и вдохнув вольный ветер моря, можно занимать свои места у современных пультов управления сухогрузов, танкеров балкеровозов и круизных лайнеров. Такому моряку смело можно доверять судьбу груза и жизни пассажиров, он не подведет.

Мачтой именуется конструкция, которая стоит на судне вертикально и подпирается вантами. Она является составляющей парусной экипировки яхт и кораблей (парусников). Различают судна с прямыми и косыми типами парусов. Существуют следующие судна с косыми парусами 3 буквы:

  • Иол – сравнительно небольшое двухмачтовое судно с косыми парусами.
  • Бригантина – двухмачтовое судно с косым парусом.
  • Кеч – парусное судно с двумя мачтами с косыми парусами.

Виды двухмачтового парусного судна с косыми парусами

  1. Иол является косым типом парусного вооружения. Так, двухмачтовое судно, оборудовано грот-мачтой, находящейся в передней части судна, и бизань-мачтой, которая расположена в задней его части. Площадь бизани от общей парусной оснастки корабля приравнивается к 8-10%. До определенного времени такой тип кораблей использовался в Северном море, при этом он не обязательно оснащался иолом.
  2. Кеч – разновидность двухмачтового парусника. Такой тип судна также имеет грот-мачту и бизань-мачту. На вопрос, как отличить иол от кеча, ответ дать достаточно легко. У кеча головка баллера руля находится позади бизань-мачты. Если вооружать судно кечем, площадь задней мачты должна составлять не менее 15% от площади корабля. Это же название носит парусное судно, которое с 19 века начало вооружатся кетчем. По определенным признакам, к названию прибавляется характеристика, к примеру, балтийский кеч.
  3. Бригантина – двухмачтовый корабль, который вооружен смешанным парусным оборудованием, то есть на прежней части корабля располагаются прямые паруса, а на задней – косые. Интересно, что с самого начала бригантины приводились в движение с помощью весел. В 16-19 столетиях двухмачтовые парусные суда использовались пиратами и разбойниками, отсюда и пошло название – бригантина, в переводе с итальянского, означает «пират». Бригантина вооружалась не менее чем двадцатью пушками.

На сегодняшний день бригантины оснащены фок-мачтой грот-мачтой с косыми парусами.

Что являют собой мачты парусного двухмачтового судна

В давние времена мачты делали из цельного дерева, которое устанавливалось в качестве столба и прикреплялось в гнезде палубы. Поддерживали мачту растяжки – штаги и ванты.

Природно, что с увеличением количества парусов мачта должна быть сложнее. Так, во времена изобретения теплового двигателя она по форме стала напоминать треногу, ажурную или пустотелую башню из металла. Важно знать, что верх мачты именуется топом, а низ – шпором. Часть, соединяющая мачту с основой корабля, именовалась нижней мачтой. Поскольку древние мачты делали из целого ствола дерева, их называли мачтами однодревками.

Чтобы построить мачту, зачастую использовали пихту, пинию, и прочие смолистые породы дерева. Предпочтение отдавалось именно этим породам в силу их легкости.

Разумеется, на сегодняшний день на парусниках (в том числе на парусных яхтах) для постройки мачты больше не используется дерево. Применяются такие же легкие, но искусственные материалы. Например, пластмасса, металлы с полой конструкцией и т.д.

Начиная заниматься судоходным делом, следует обратить внимание на ряд факторов. Первоначально нужно обратиться к морскому словарю, ибо, даже если вы ходите с капитаном, вы захотите понимать команды, которые он отдает. Так, на первых этапах этого будет достаточно. Если арендовать яхту для вечеринки или романтической прогулки, следует помнить, что в случае бедствия навигационные знания вам также пригодятся.

Папирусная лодка

Древнеегипетский корабль из папируса, один из самых древних в мире.

Поначалу он представлял собой всего лишь папирусный плот, а приблизительно к 3500 году до н. э. это уже был корабль. Использовали его почти исключительно для плаваний по Нилу. Его нос и корма были специально приподняты, чтобы легче было перетаскивать через отмели. Но, предусмотрев возможность ещё выше поднимать нос и корму при помощи тросов, египтяне со временем стали выходить на этих кораблях в море.

Египетские парусники строили, связывая папирусные пачки, причем снаружи располагали самые толстые из них. Парус был квадратный, полотняный или из папируса. Он держался на двух реях, связанных в одну длинную, которая крепилась на двуногой мачте. При движении вниз по Нилу ветер был всегда встречным, а при движении вверх приходилось преодолевать течение, так что парус был полезен. Плоты и суда этого типа используют в Восточной Африке, в Персидском заливе и в Южной Америке по сей день.

Экспедиции Тура Хейердала на папирусных лодках «Ра» (1969 год) и «Ра-2» (1970 год) показали, что папирус выдерживает два месяца плавания в море. Правда, «Ра» затонула раньше, но это было связано с большим волнением на море и с тем, что экипаж не подтянул снасти, управляющие изгибом кормы. На «Ра-2» корма была с самого начала плавания подтянута достаточно высоко. «Ра-2» отплыла из Сафи и через два месяца, перейдя Атлантический океан, достигла Бриджтауна, столицы Барбадоса. Конструктивно «Ра-2» строилась из коротких пачек папируса. Длинные тяжи гораздо меньше впитывают воду. «Ра-2» строили боливийские индейцы аймара, живущие на озере Титикака. Они с древности и до сих пор плавают на таких камышовых судах, называя их тоторас.


Папирусная лодка «Ра-II» (Музей Кон-Тики, Осло, Норвегия)

Солнечные египетские ладьи

Два полноразмерных гребных судна, запечатанных в тайниках у подножия пирамиды Хеопса более 4,5 тыс. лет тому назад (около 2550 г. до н. э.).


Первая ладья

В мае 1954 года во время уборки от осколков камней территории у пирамиды Хеопса была обнаружена герметично закупоренная подземная камера треугольной формы. Её потолок образовывали 40 тяжеловесных известняковых плит. После того как были подняты крайние северные плиты, на которых был изображен картуш фараона Джедефра - сына Хеопса, в котловане нашли большую деревянную ладью, разобранную на 1224 детали.

Царская ладья была сделана из ливанского кедра и имела 43,3 м в длину и 5,6 м в ширину. Низкая осадка (всего 1,5 м) позволяла ей плавать по реке. На ладье было 2 каюты: в середине корпуса, примерно 9 м, и на носу. Двигалась ладья с помощью 10 пар вёсел. Некоторое незначительное число деталей было сделано из египетской акации, что предполагает ремонт сломанных деталей.

Процесс сборки продолжался 10 лет, применялись только деревянные колья и канты, никаких гвоздей и металлических приспособлений. Собранную ладью в 1971 году поместили в специальный ангар - Музей солнечной ладьи в Гизе (англ.), недалеко от её места погребения.

На лодке сохранились следы её эксплуатации (речной ил на канатах): возможно, на ней тело Хуфу перевозилось из Мемфиса в Гизу, либо фараон пользовался судном для посещения храмов вдоль нильских берегов. «Солнечные лодки» имели и символическое значение: в загробном мире фараон мог плавать в ней по небесной глади вместе с богом солнца Ра.

Вторая ладья

О существовании второй камеры рядом с первой стало известно ещё в 1950-е годы. Египетское общество исследования древностей решило её не вскрывать. В 1987 году с помощью подземного радара, разработанного совместно с Национальным географическим обществом, было проведено исследование камеры. Оно показало наличие второй ладьи, меньшего размера и в значительно худшей сохранности.

В 2008 году университет Васэда выделил 10 млн долларов для проведения раскопок второй разобранной ладьи. В 2011 году фрагменты судна стали поднимать на поверхность. Предполагается, что после реставрации вторая ладья заменит первую в музее близ пирамиды, а первая займёт место в экспозиции Большого Египетского музея.

Драккар

(норв. Drakkar, от древнескандинавских Drage - «дракон» и Kar - «корабль», буквально - «корабль-дракон») - так сегодня принято называть деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко поднятыми носом и кормой. Отсюда другое название подобного судна - «длинный корабль» (Langskip). Принято считать, что драккар - «большой длинный корабль». В Европе его ещё называют также и Draka/Dreka. В зависимости от языка написание слова может варьироваться.

Осебергский корабль, носовая часть (Музей драккаров, г. Осло).


«Заморские гости», Николай Рерих, 1901, Третьяковская галерея.

Корабль

Кораблями исторически называли большие военные корабли или вообще все корабли.

В настоящее время распространено деление: корабль - военный, судно - гражданское.

Корабли 1, 2, 3 и 4 рангов

Во времена парусного флота корабли делились на ранги по количеству установленных на них орудий и/или по их водоизмещению.

В подавляющем числе случаев корабли были деревянными парусниками и несли порядка 40-100 разнообразных орудий.

Линейный корабль

Во времена парусного флота линейными, назывались самые крупные и вооружённые корабли, которые создавались специально для линейного боя и способные противостоять в перестрелке любым кораблям противника.

Часто имели более сотни орудий.

Фрегат

Изначально фрегатом назывался парусный, как правило, трёхмачтовый корабль.

Отличался от линейных кораблей меньшими размерами и меньшим количеством орудий на борту (порядка, 20-45).

Фрегаты могли действовать, как в составе линейных флотов, так и самостоятельно.


Фрегат пятого ранга с одним деком и открытой батареей за фальшбортом. XVII-XVIII века


«Надежда» - учебный трёхмачтовый корабль (судно с полным парусным вооружением, в регистре значится как фрегат).

В настоящее время принадлежит Федеральному государственному унитарному предприятию Дальневосточного бассейного филиала «Росморпорт». ИМО 8811986, позывной UABA.

Пятый парусный учебный корабль типа «Дружба».

Каракка

(итал. Carасса, исп. Carraca) - большое парусное судно XV-XVI веков, распространённое во всей Европе. Отличалось исключительно хорошей по тем временам мореходностью, с чем связано активное использование каракк для плаваний в океанах в эпоху Великих географических открытий.


Каракка. Фрагмент картины Питера Брейгеля Старшего «Падение Икара». 1558 г.


Современная копия Магеллановой каракки «Виктория»

Корвет

Исторически корветом назывался парусный трёхмачтовый корабль, уступающий по размерам и вооружению фрегатам, и нёсшим порядка 15-30 орудий.

Обычно использовался для разведки или курьерской службы.


Французский паровой корвет Dupleix (1856-1887)

Шнява

Шнявы - сравнительно небольшие двухмачтовые корабли, нёсшие 10-20 орудий. Имели прямые паруса и бушприт, стаксель и кливер. Были растпространены в северных странах в XVII-XIX веках.

Schnau-Takelage, "Architectura Navalis Mercatoria", 1768

Бриг

Двухмачтовое судно с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты и одним косым гафельным парусом на гроте


Бриг Эндимион

Бригантина (шхуна-бриг)

(итал. brigantino - шхуна-бриг, brigantina - бизань) - двухмачтовое парусное судно со смешанным парусным вооружением - прямыми парусами на передней мачте (фок-мачта) и с косыми на задней (грот-мачта). Первоначально бригантины оснащались вёслами.

Бригантина Asgard II (Ирландия)

Баркентина (шхуна-барк)

Трёх-пятимачтовое (иногда шестимачтовое) морское парусное судно с косыми парусами на всех мачтах, кроме носовой (фок-мачты), несущей прямые паруса.


Баркентина «Меркатор»


Баркентина «Сириус», после списания переделана в ресторан «Кронверк», Ленинград, Кронверкский пролив, 1984 год.

Галеон

(исп. galeón, также галион, от фр. galion) - большое многопалубное парусное судно XVI-XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Основным толчком к его созданию было возникновение постоянных перевозок между Европой и американскими колониями. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих испанские сокровища и в сражении Непобедимой армады, произошедшем в 1588 году.


Нидерландский галеон начала XVII века


Галеон «Нептун» в Генуе

Шлюп

Достаточно неопределённый термин, изначально обозначающий парусный корабль, уступающий по размерам и вооружению фрегатам.

Так же словом "шлюп" в настоящее время обозначается тип парусного вооружения, для кораблей с одной мачтой.


Шлюп «Бигль» (в центре) на акварели Оуэна Стенли 1841 г. во время своего третьего путешествия близ берегов Австралии.


USS Constellation (США)


Шлюп «Восток» - парусный военный шлюп, корабль 1-й русской антарктической кругосветной экспедиции 1819-1821 годов под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена, открывшей Антарктиду (в составе экспедиции также был шлюп «Мирный»).

Шхуна

Шхунами называют корабли, имеющие косые паруса.

Двухмачтовая марсельная гафельная шхуна французского флота «Этуаль» (Étoile)

Трёхмачтовая гафельная шхуна Linden, Мариехамн, Аландские острова.

Барк

(нидерл. bark) - большое парусное судно с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты), несущей косое парусное вооружение.

Иными словами, все мачты барка, за исключением последней, из поперечного рангоута имеют только реи, тогда как последняя мачта рей не имеет.

Число мачт барка - три и более (двухмачтовые парусники подобного вооружения называются бригантинами).

«Паллада» - учебный трёхмачтовый корабль (судно с полным парусным вооружением), принадлежащий Дальневосточному государственному техническому рыбохозяйственному университету (Владивосток).

Построен в Польше на Гданьской судоверфи в 1989 году. Флаг был поднят 4 июля 1989 года.

Назван в честь фрегата «Паллада» русского военного флота, который в 1852-1855 годах под командованием капитана И. С. Унковского совершил с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский, Тихий океаны к берегам Японии. В этом рейсе участвовал писатель И. А. Гончаров.


Барк «Горх Фок» (1948-2003 «Товарищ»), 1933 года постройки.

«Крузенштерн» - четырёхмачтовый барк, российское учебное парусное судно. Построено в 1925-1926 годах на верфи Й. Текленборга в Гестемюнде возле Бремерхафена (Германия), при спуске названо Падуя, в 1946 перешло по репарациям в собственность СССР и переименовано в честь известного русского мореплавателя адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Порт приписки судна - Калининград. Судно совершало неоднократные трансатлантические и кругосветные экспедиции.


«Кобенхавн» (дат. København, Копенгаген) - последний пятимачтовый барк, построенный в 1921 году шотландской верфью «Рэмэдж энд Фергюсон» по заказу датской Восточно-Азиатской компании уже после Первой мировой войны в Копенгагене.

Клипер

Парусный или парусно-винтовой корабль, отличающийся высокой скоростью.


«Катти Сарк» (скотс. Cutty Sark) - один из наиболее известных и единственный сохранившийся до XXI века чайный клипер. Был построен в 1869 году. С середины XX века является кораблём-музеем и находится в сухом доке в Гринвиче (Великобритания).

Судно серьёзно пострадало во время пожара 21 мая 2007 года. Повторное открытие после реставрации состоялось в апреле 2012 года.

Каравелла

Тип парусного судна, распространённый в Европе, особенно в Португалии и Испании, во второй половине XV - начале XVII века. Один из первых и наиболее известный тип кораблей, с которых начиналась эпоха Великих географических открытий.

Образ каравеллы обычно представляется двух- или трёхмачтовым судном с косым латинским парусным вооружением (каравелла-латина). Хотя на каравеллах нередко использовалось и прямое парусное вооружение (каравелла-редонда).

Благодаря своему поэтичному названию, Каравелла ассоциируется со всеми средневековыми океанскими путешествиями и открытиями новых земель, тем самым незаслуженно вытеснив более пригодные для морских походов и более распространённые в то время каракки. Хотя каравеллы и участвовали в океанских походах, это было на начальном этапе Эпохи Великих географических открытий, во время первых походов португальцев вдоль западного африканского побережья. Позже каравеллы играли второстепенную роль в составе эскадр, состоящих из каракк, в том числе в походах Христофора Колумба, Васко да Гамы, Фернана Магеллана.

Двухмачтовая каравелла-латина

Люгер

Люгеры - небольшие трехмачтовые суда первой половины XIX в., вооруженные 8–14 пушками и предназначенные для посыльной службы.


Трёхмачтовый люгер «Corentin» с откидным бушпритом и гиком