В мире уже существует ряд туристических агентств, специализирующихся на организации космических экскурсий. Одно из них - «Джерман Спейс Шоп» - расположено в Бонне. У него крепкие связи с Российским космическим агентством, которое оказывает различные услуги: полет в стратосферу на МИГ-25 (13 тыс. евро), полет с невесомостью на ИЛ-76 МДК (5 тыс. евро с каждого туриста), тренировки в Звездном городке в погруженных в воду модулях МКС, имитирующих невесомость, комплексную подготовку к полетам туристов на МКС.

Это показывает, что Россия в принципе, готова к созданию у себя такого международного туристического агентства технически. Но предстоит большая работа по созданию финансовой инфраструктуры, особенно в связи с превращением в более массовый и основанный на специализированных экскурсиях и средствах доставки на орбиты. При этом одна из первостепенных задач менеджмента - определить потенциальный спрос в этом виде туристической услуги на ближайшие 15-20 лет.

По имеющимся сведениям, американская компания Space Adventures уже сегодня планирует построить туристический космодром в ОАЭ, оценив его стоимость в 265 млн. долларов. Правительство ОАЭ даже уже сделало первоначальный взнос в проект - 30 млн. долларов. Space Adventures также заключила соглашение с инвестиционной компанией Prodea для финансирования строительства космических кораблей. А Британская компания Virgin Galactic планирует по результатам проводимой маркетинговой деятельности продавать лицензию на технологии своих летательных аппаратов другим компаниям, которые хотят использовать их. «Если примерно через пять лет бизнес станет прибыльным, мы осуществим следующую стадию проекта - создание орбитальной космической системы», - заявил президент компании Virgin Galactic Уилл Уайтхорн (Will Whitehorn). Амбициозные планы также строят американская компания Rocketplane Ltd. и американо-канадское предприятие Planetspace, компания XCOR Aerospace. Rocketplane и Planetspace объявили о своих планах начать коммерческие космические полеты чуть ли не в 2007 году, а Virgin Galactic - в 2008 или в начале 2009 года.

Однако многие из заявлений зарубежных частных компаний, занимающихся вопросами использования и реализации возможностей названного нами как «прикладная» космос-индустрия, сегодня очень похожи на действующую PR-кампанию, своей целью имеющих намерения застолбить за собой места лидеров новой индустрии, создать в умах людей впечатление своей индивидуальности, уникальности и мощи своих внутренних и международных организационных возможностей, а также ресурсов для реализации, с одной стороны, желаний туристов-экстремалов, а с другой, - амбициозных и готовых ради еще большей известности, а также очередного (никогда не лишнего, но теперь на весь мир и во всех странах, а также в истории человечества) упоминания как своего имени, так и имени своих собственных компаний, обеспеченных бизнесменов, готовых уже сегодня потратить десятки миллионов долларов за возможность подняться на высоту в пару сотен километров на несколько суток. А разве предложение совершить космический полет с облетом Луны, не кажется ли сегодня чем-то невообразимым? У выдвинувшей такое предложение компании, естественно, на сегодня просто-напросто нет никаких возможностей реализовать подобное путешествие. Однако, разместив подобное предложение к рассмотрению как предоставляемая ими услуга на своей страничке в Интернете, компания искусно создает себе замечательную рекламную компанию, другими словами, уже сегодня зарабатывает на свой брэнд.

А так что же Россия? Готовы ли мы сегодня перейти к активному и эффективному использованию имеющихся и будущих прогрессивных технологий и их возможностей в области космоса? Вспомним, что российский «Буран», отклонясь от посадочной полосы из-за бокового ветра на 80 километров, сам, управляемый электроникой, развернулся и зашел на нее с противоположенной стороны, а корабль «Клипер» и система «воздушный старт», насколько известно, практически уже готовы к работе.

Прежде чем изложить наш подход к ускорению освоения прикладного космоса, представляется, необходимым изложить ряд не слишком оптимистичных оценок ситуации, сложившейся в данной сфере. Думается, что бедственное положение в использовании не военного космоса сложилось прежде всего в силу недостаточности государственного руководства всей отраслью, включая и области научных разработок, конструирования и непосредственного производства на заводах. Другой немаловажной причиной, по-видимому, является фактическая самоустраненность научной, технической и других сфер общественности, так или иначе связанной с космосом в прошлом и настоящем, а также СМИ от этой темы.

Может, все-таки уже настало время космическому братству в лице космонавтов, испытателей космического оборудования, конструкторов и инженеров, врачей и физиологов, специализирующихся на космонавтике журналистов проявить активность в создании тематических клубов и фондов, привлекая внимание и средства наших «новых» русских миллиардеров в качестве меценатов.

Но прежде всего необходимо усилить заинтересованность государственных структур и законодателей в выделении необходимых инвестиций. В январе 2006 г. утверждена Стратегия развития оборонно-промышленного комплекса, которая предусматривает довести в среднесрочной перспективе долю гражданской продукции в ОПК до 70%. Предусмотрено увеличить объем промышленной продукции ракетно-космической промышленности к 2015 году по сравнению с 2004 годом в 2,8-3 раза. Утверждена и Федеральная космическая программа на период 2006-2015 гг., с помощью которой Роскос-мос пытается восстановить позиции, утерянные в прошлые годы. Пока, кстати, Россия вернула мировое лидерство по количеству космических запусков: в 2005 г. каждая вторая ракета, ушедшая в космос, была российского производства.

Среди приоритетных краткосрочных целей главная - создание или восстановление орбитальной группировки космических аппаратов всех систем, в первую очередь для целей связи. Сегодня в России разрабатывается многоразовый космический корабль «Клипер» повышенной грузоподъемности, уникальность которого состоит в том, что он будет надежен как «Союз», и так же комфортабелен как «Шаттл».

В 2006 г. в России начинается эксперимент по подготовке полета на Марс. Но как считает глава Роскосмоса А. Перминов, выполнение планов сдерживает недостаток финансирования. Действительно, на реализацию всей Федеральной космической программы планируется направить из бюджета 305 млрд. руб., в т.ч. в нынешнем году - 23 млрд. Этого явно недостаточно, но министр торговли и экономического развития Г. Греф предложил при обсуждении посмотреть на эту проблему с другой стороны - а что может зарабатывать сама космическая отрасль. Выход предлагается, в общем то, известный - развитие так называемого частно-государственного партнерства, которое привлечет деньги отечественного бизнеса для финансирования проектов. Поэтому космическая программа предусматривает, что почти треть общего финансирования Роскосмос должен привлечь из внебюджетных источников, в том числе за счет доходов от космического туризма, хотя пока это не самая прибыльная отрасль.

Как же планируется привлекать отечественный бизнес? Стратегия развития российского ОПК предусматривает создание 10-11 горизонтально и вертикально интегрированных структур, в том числе диверсифицированных инновационных объединенных компаний, выпускающих всю необходимую номенклатуру ракетно-космической техники и предлагающих широкий спектр ракетно-космических услуг. Наряду с такими существующими космическими холдингами, как ГКНПЦ им. Хруничева, «ЦСКБ-Прогресс» и недавно организованный холдинг на базе НПО машиностроения в Реутове вскоре могут появиться новые.

Один - по спутникам связи, его планируется организовать на базе НПО прикладной механики. Другой - на базе НИИ космического приборостроения. Третий - на базе НПО «Энергомаш», мирового лидера по производству ракетных двигателей. Сейчас идет проработка поручения Президента РФ по созданию отдельного венчурного фонда по IT-технологиям. Представляется целесообразным включить в разрабатываемые документы и тему использования гражданского прикладного космоса, особенно космической авианавтики. Для решения такой задачи следовало бы на первом этапе определить на 15-20 лет примерные сферы работ, например, космическую авионику кораблей, затраты на разработки и подготовку запусков космических кораблей гражданского назначения, в том числе вопросы производства и обучения кадров пилотов и обслуживающего персонала, объемы необходимого финансирования, перечень международных, национальных и региональных участников проекта, размеры грузовых и пассажирских перевозок, оценить экономическую окупаемость запусков и полетов.

Говоря о теме «прикладного» космоса, следует отметить, что сегодня нам надо идти на определенную доступность технологий военного назначения для гражданской сферы, в том числе для тиражирования их в частном и международном бизнесе. Как лидеры в этой области мы могли бы многое инициировать. Стать, так сказать, «застрельщиками» и, более того, - ведущими в этой безграничной и только-только начинающей развиваться области.

В связи с приведенными выше некоторыми обоснованиями, естественно, возникает вопрос, как понимать термин «прикладной» космос. Не претендуя на оригинальность или окончательную терминологию, под это понятие можно подвести, например, обучение персонала менеджменту, обеспечивающему решение всех организационно-управленческих вопросов (чего сегодня нет вообще ни в одной стране), обучение желающих не просто «прокатиться» в космос в качестве любознательного туриста, но и провести там исследования по индивидуальным программам за собственный счет или на деньги заинтересованного в результатах университета или научного центра, а со временем и для школьных кружков астрономов и юных космонавтов. И, конечно, создание необходимого законодательства. Сюда входит много элементов из всех сторон жизни общества и в том числе обязательства участников, их ответственность, аккумуляция необходимых финансов, привлечение инвестиций, их эффективное и прозрачное использование, разработка инновационных средств, страхование, прибыль, условия участия, права и ответственность наследников и многое другое - вот неполный перечень проблем, которые предстоит решить в рамках правового обустройства «прикладной» космонавтики.

Представляется, что понятие «прикладной» космос, не может ограничиваться только «случайным туризмом» элиты, жаждущей острых ощущений и дополнительного адреналина, а наоборот, должно стать общедоступным мероприятием, охватывать сферы нетрадиционного сотрудничества, включая студенческое (например, сообщено об использовании космических скафандров для тренинга студентов факультета аэрокосмоса МАИ). Ясно, что близится тот час, когда доходы в данной сфере, в том числе от рекламы, увеличатся. Для этого есть все возможности. Фактически, этого бизнеса нигде нет и России надо постараться первой занять эту нишу. Акционерам и участникам надо немного подождать, но потом с помощью организаторов и энтузиастов, авторитета, популярности, широкой гласности, международной рекламы и востребованности, программа начнет приносить деньги.

Что значит объединиться? Понимается, что область военных разработок и деятельности не затрагивается и продолжает осуществляться в обычном порядке, но их возможности в сфере прикладного космоса объединяются. То есть речь идет о создании корпорации, возможно и желательно международной, с доступом к ней для всех других желающих стран и организаций, пока не достигших достаточного уровня развития в сфере космонавтики.

На данном этапе важнейшим вопросом становится организационный. Чтобы инициировать процесс в данной сфере, получить ответы на имеющиеся и новые вопросы, было бы желательно организовать и провести (возможно, в России) Международную конференцию, где рассмотреть примерно следующие вопросы:

1. Государственная политика и программы в области практического использования в ближайшие годы прикладной космонавтики, включая рассмотрение тенденции глобализации в данной сфере и организацию, и постепенное расширение объемов потоков массового туризма, или создание средств для быстрой перевозки людей с помощью средств суборбитальной космонавтики и, в будущем, большого количества пассажиров.
2. Государственная политика и законодательство в области развития и обеспечения технических средств для использования в области прикладного космоса.
3. Законодательное обеспечение предоставления услуг в области прикладного космоса и менеджмента документооборота.
4. Информационно-коммуникационные системы, обеспечение использования и развития прикладного космоса.
5. Электронное управление со стороны заинтересованных сторон по использованию прикладного космоса. Зарубежный и российский опыт, включая электронные и иные услуги гражданам и бизнес.

На основе обобщения предложений и выводов участников Конференции потребуется выработать программу действий и осуществить ряд мероприятий, а именно: создать инициативную группу, которая смогла бы обобщить итоги Конференции и выработать предложения для Правительства, космических структур, Законодательных органов Науки, соответствующих институтов, общественности и СМИ. В нее следовало бы привлечь как практических технических специалистов, владеющих технологией и имеющих доступ к ней, так и ученых, экономистов, экспертов других соответствующих отраслей, в том числе по менеджменту для выработки первоначальных разработок и предложений законодательства, созданию соответствующих космических средств, задействованию необходимых производственных мощностей, созданию необходимых организационных и учебных структур. Возможно, следовало бы привлечь к этому делу соответствующих экспертов и членов Общественной палаты, чтобы придать всему этому проекту общественный резонанс. Чем шире будет круг заинтересованных людей и чем полнее общественность будет оповещена о проекте, тем больше возможностей будет у инициаторов продвинуться в данной сфере, воплотить идеи в конкретную программу действий.

Мыс Канаверал и Космический центр Кеннеди, США

Космический центр Кеннеди – один из главных космодромов в мире. По количеству запусков в год он опережает Байконур. Для посетителей открыт парк ракет и музейный комплекс с космическими аттракционами, однако большая часть территории является секретным объектом, но посторонние могут осмотреть окрестности из окна фирменного автобуса. Во время полуторачасового тура словоохотливый гид проверяет пассажиров на эрудицию и рассказывает о каждом увиденном здании. Остановка только одна – у гигантского эллинга, где в полный рост вытянулась самая большая (110 метров) и мощная ракета-носитель на планете «Сатурн-5». Примерно раз в месяц с Канаверала производится старт очередной ракеты – наблюдать за ним можно непосредственно из Центра. Ближайший запланирован на 16 марта (ракета Atlas V).

Космодром Байконур, Казахстан

Поездка на Байконур – пожалуй, самая доступная возможность увидеть старт космического корабля своими глазами. Как правило, тур длится 3–4 дня, а программа подразумевает обзорную экскурсию по городу Байконур. Главное же, из-за чего туристы приезжают сюда со всего света, – возможность увидеть вывоз ракеты-носителя «Союз» из монтажно-испытательного корпуса и её установку на стартовом столе, побывать на пресс-конференции экипажа и поприветствовать космонавтов на пути к ракете и во время официального доклада председателю Государственной комиссии. Кульминация – наблюдение за пуском корабля, который с рокотом взмывает в небо всего в паре километров от смотровой площадки (на других космодромах так близко не подпускают). Ближайший пилотируемый запуск к МКС запланирован на 27 марта.

Гвианский космический центр, Французская Гвиана

Это базовый космодром Европейского космического агентства. Его удобное расположение по отношению к экватору прибавляет взлетающим ракетам дополнительные 460 м/с. С космодрома взмывают в небо несколько ракет-носителей: тяжёлые «Арианы», средние по грузоподъёмности «Союзы» и лёгкие «Веги». Посетить Гвианский космический центр с его техническими объектами и музеем космонавтики и даже увидеть пуск корабля с расстояния пяти километров разрешат бесплатно – по предварительной договорённости с администрацией и при наличии свободных мест. Если договориться не удалось, наблюдать за стартом можно с пляжа и холмов города Куру, расположенного в 15 километрах. Расписание пусков регулярно вывешивают на официальном сайте – например, старт «Ариана» со спутниками на борту должен состояться в первом квартале 2017-го.

Приглашаем посетить космическую гавань - космодром «Восточный».

Для Вас организована экскурсия в музей, где собрана вся история предыдущего космодрома и поселка Углегорск, который когда-то был небольшим военным городком.

Экскурсия длится час, и все выходят из музея в восторге, особенно дети. Школьников интересуют и макеты ракет, капсула спускаемого аппарата, одежда космонавтов и "космическая" еда. Всё это есть в музее.

Затем вы проедите по территории космодрома и увидите масштабность этого проекта, башню стартового стола, цеха где собирают космические аппараты. К сожалению, на сегодняшний день побывать непосредственно на объектах космодрома не представляется возможным, но и увидеть их с расстояния 500 м. впечатляющее зрелище.

Продолжительность всего мероприятия - 10 часов, на время пути мы приготовили познавательную информацию и несколько интересных остановок, которые вам понравятся.

Предусмотрено 2-х разовое горячее питание, комфортабельный автобус.

План проведения экскурсии на космодром «Восточный»

8.00 сбор участников экскурсии

8.15 - отправление в г. Циолковский

11.00 - прибытие в г. Циолковский

11.00 - 11.30 прохождение паспортного контроля, обед в кафе

12.00 - 13.30 посещение музея, фотографирование, приобретение сувениров

13.30 - 14.30 проезд по территории космодрома, г. Циолковский

14.30 - 15.00 обед

15.00 - 16.00 переезд из г. Циолковский - через г. Свободный, Москвитинский Утес

18.00 прибытие в г. Благовещенск

Стоимость мероприятия 3500 рублей с ребенка и 6500 со взрослого.

Новенький скоростной поезд казахстанско-испанского производства «Тұлпар-Тальго» прибыл в пригород Байконура - Тюратам. На платформе меня встречает сопровождающий - просто так на территорию закрытого города не попасть. Для того чтобы получить разрешение и попасть в списки, нужно за полтора месяца предоставить свои данные, чтобы пройти проверку Роскосмоса, ФСБ и получить режимный пропуск. От Тюратама до пусковой площадки - 41 км, полчаса в пути.

В этом году ФГУП «Центр эксплуатации наземнокосмической инфраструктуры» (ЦЭНКИ) в тестовом режиме запустил первые официальные туристические программы на Байконуре.

Для ЦЭНКИ туризм - не бизнес, его задача обеспечивать безопасность и регламентировать посещение космодрома. Цену и насыщенность программы туроператоры, отобранные в специальный реестр, определяют самостоятельно.

«Развитие наземного космического туризма, безусловно, будет способствовать популяризации космоса и повышению интереса к деятельности отрасли в целом. Конечно, услуги будут оказывать туроператоры, ведь наша основная деятельность – качественная работа космодромов», - заявила Рано Джураева, и.о. генерального директора ФГУП «ЦЭНКИ».

Сколько же стоит поехать на космодром? Например, семья из трех человек, которая приехала из Екатеринбурга на собственном автомобиле, заплатила за двухдневный тур всего 23 000 рублей. Четырехдневный тур для молодой пары из Москвы стоил 150 000 рублей в режиме «все включено». В стандартную программу «космических паломников» входит экскурсия на точку запуска за день до старта, посещение музея истории космодрома, орбитального корабля «Буран», мемориальных домиков Сергея Королева и Юрия Гагарина. Те, кто приехал пораньше, смогли наблюдать перевозку ракеты из ангара на космодром.

В этот раз на Байконуре можно было наблюдать запуск ракеты-носителя «Союз-ФГ» с транспортными пилотируемым кораблем «Союз МС». Ракета с международным экипажем успешно стартовала 7 июля в 04:36 по московскому времени с площадки №1, откуда в 1961 году улетал Гагарин. Российскому космонавту Анатолию Иванишину, японскому астронавту Такуя Ониши и астронавту НАСА Кэтлин Рубинс через двое суток после запуска предстоит провести стыковку «Союза МС» с Международной космической станцией.

Для Иванишина это второй полет в космос, для Ониши и Рубинс - первый. Иностранные участники экспедиции специально учили русский язык. Поддержать японского астронавта приехала вся его семья, включая годовалого сына, а также полсотни сочувствующих - друзья-летчики и просто фанаты космоса, которые размахивали самодельными транспарантами с портретом Ониши в стиле аниме.

Космонавты даже на пресс-конференции общаются с журналистами через стекло, чтобы не заболеть перед полетом. Издалека можно наблюдать их посадку в автобус до облачения в скафандры и после.

Президент туристической компании MIR Corporation Дуглас Гримс привез группу американцев из 13 человек. Девятидневный тур с посещением Москвы, Центра подготовки космонавтов в Королеве, лекциями эксперта из космической отрасли и даже VIP-встречей с космонавтами в их апартаментах обошёлся от $14 000 с человека. Но были и казахстанские экспаты из Австралии, которые приехали по собственной инициативе и заплатили по $1500.

«Чтобы успеть получить допуск на Байконур, заявку пришлось подавать не позже чем за 55 дней, - говорит еще один экспат, прилетевший из Ташкента. - Но путевки подешевели. Раньше для иностранцев только пребывание на Байконуре стоило минимум $1000 в день».

Всего на запуске нового «Союз МС-01» было около двухсот туристов. Но Байконур вряд ли может принять больше. Туристический поток ограничен скромной базой номеров в девяти гостиницах и двух общежитиях. Например, в пятизвездочном отеле «Байконур» всего 33 номера.

«Приехать - не проблема. Нужно просто придумать, что сюда можно приехать! Не все знают, что это можно», - говорит Елена, которой пришлось менять билеты из-за переноса даты запуска.

Ближайший пилотируемый запуск на Байконуре состоится 23 сентября. А после завершения строительства космодрома «Восточный» ФГУП «ЦЭНКИ» обещает открыть для туристов еще одно направление наземного космического туризма.

Туристические поездки на космодромы - новая область бизнеса, которой заинтересовалось руководство «Роскосмоса», недавно преобразованного из федерального органа власти в госкорпорацию, пишет газета "Известия".

Интерес к посещениям таких мест, как Байконур, а в перспективе и «Восточный», будет возрастать, считают эксперты туристической индустрии. Но без инвестиций в развитие инфраструктуры развивать это направление проблематично - при том, что в случае с «Восточным» речь идет не только гостиницах, но о создании всего с нуля.

Будет разработана специальная система, которая позволит сделать туристическое направление более цивилизованным, - говорит официальный представитель «Роскосмоса» Игорь Буренков. - Сама госкорпорация не будет заниматься обслуживанием туристов, но необходимые инфраструктурные изменения она, безусловно, сделает. А далее в прозрачном режиме будет осуществляться отбор операторов, которые уже непосредственно и возьмутся за создание продукта и обслуживание туристов.

Поехать туристом на Байконур можно и сейчас. Но это довольно дорого: skyandspacetravel.com, к примеру, предлагает гражданам Великобритании отправиться в недельный тур на космодром с осмотром всех достопримечательностей и наблюдением старта за 325 тыс. рублей, не считая перелета из Лондона в Москву.

Сейчас экскурсии на космодромы есть, они организуются не системно, а в разовом порядке по договорам с предприятиями, задействованными в обслуживании пусков, - поясняет Буренков.

Масштабировать задачу по привлечению туристов на космодромы мешают инфраструктурные возможности: на Байконуре есть две гостиницы, куда можно поместить иностранного туриста, готового платить тысячи долларов за поездку. И в дни пилотируемых стартов - самых привлекательных с точки зрения туристов событий - они и так забиты под завязку.

В случае крайней необходимости можно обратить внимание на ведомственный потенциал «койко-мест» на космодроме: у Центра Хруничева, Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ФГУП ЦЭНКИ, обслуживает космодромы) и других крупных компаний есть на Байконуре свои общежития и гостиницы.

Крайняя необходимость может наступить уже в 2017 году.

В Астане через два года пройдет «Экспо-2017», ожидается два-три миллиона гостей более чем из ста стран, - говорит Ранохон Джураева, и.о. гендиректора ЦЭНКИ. - Есть стимул выстроить систему и реализовать имеющийся потенциал на должном уровне. На сегодняшний день руководству ЦЭНКИ поручено изучить возможности и сформировать предложение для операторов по Байконуру. Мы свои планы обсуждаем с казахстанской стороной, очень важно взаимопонимание и взаимодействие. Когда будем готовы, выйдем на переговоры с ведущими туристическими компаниями и будем работать вместе по максимально прозрачным и удобным для бизнеса правилам.

Важность развития туризма отмечал во время недавнего визита на космодром «Восточный» премьер-министр Дмитрий Медведев, отметивший причину высокого спроса: «потому что люди хотят видеть процесс запуска космических кораблей».

На «Восточном» сейчас все силы строителей направлены на то, чтобы успеть к декабрю построить и оснастить стартовый стол. Тема жилищной инфраструктуры там пока на втором плане.

По «Восточному» ситуация, с одной стороны, проще, ведь это российская территория и российский гражданский космодром, - говорит Джураева. - С другой стороны - сложнее, потому что космодром еще не введен в эксплуатацию. Туристам нужна хорошая транспортная логистика и готовая инфраструктура. Как только все это будет сделано, мы будем готовы обеспечить прием туристов и там.

По мнению совладельца одной из сетевых туристических компаний, который ранее вел переговоры с «Роскосмосом», познаватальный туризм сейчас на подъеме, и такие объекты, как космодромы, могут стать хорошими точками роста внутреннего туризма.

Мы видим возрастающий интерес к посещению труднодоступных мест с богатой историей, - говорит совладелец туристического бизнеса. - Тот же Чернобыль за последние пару лет посетили сотни тысяч людей. Байконур при должной подаче продукта может стать Меккой советской истории, у него потенциал огромный. Его предел измеряется только возможностями самого Байконура, там нужно заниматься гостиничным фондом.

Помимо посещений космодромов с 2018 года «Роскосмос» планирует вплотную заняться космическим туризмом и таким образом компенсировать потерю контракта с NASA на доставку астронавтов к Международной космической станции (МКС). «Компенсировать падение спроса на пилотируемые транспортные корабли типа «Союз» после 2018 года предполагается за счет возобновления кратковременных экспедиций на российский сегмент МКС на коммерческой основе», - говорится в отчете за IV квартал 2014 года ОАО «РКК «Энергия» - головной организации Роскосмоса в сфере пилотируемой космонавтики.

Сегодня вакантные места третьего члена экипажа на кораблях «Союз» выкупает NASA: по завершении программы Space Shuttle в 2011 году у американцев не осталось действующих космических кораблей, и они используют «Союзы». Доставка астронавта на МКС, а затем обратно на Землю стоит $76 млн.