Включение 1984 (8 сессия)

Координаты : 40°35′21″ с. ш. 4°08′52″ з. д.  /  40.589167° с. ш. 4.147778° з. д. (G) (O) 40.589167 , -4.147778

* Название в официальном рус. списке
** Название в официальном англ. списке
*** Регион по классификации ЮНЕСКО

Монастырь Эскориáл - монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II . Расположен в часе езды от Мадрида у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама . Архитектурный комплекс Эскориал вызывает самые различные чувства: его называют и «восьмым чудом света» , и «монотонной симфонией в камне» и «архитектурным кошмаром» .

Строительство

История Эскориала начинается 10 августа 1557 года , когда армии Филиппа II разбили французов в битве у Сент-Кантена во Фландрии . Это произошло в день св. Лаврентия (San Lorenzo ), и Филипп II решил воздвигнуть монастырь в честь этого святого. Новый дворцовый комплекс должен был олицетворять силу испанской монархии и испанского оружия, напоминая о победе испанцев при Сан-Кантене. Постепенно планы разрастались, равно как и значимость сооружения. В нём было решено воплотить завет Карла V - создание династического пантеона , а также, объединив монастырь с королевским дворцом, в камне выразить политическую доктрину испанского абсолютизма . Король послал двух архитекторов, двух учёных и двух каменотёсов подыскать место для нового монастыря так, чтобы оно было не слишком жарким, не слишком холодным и не слишком далёко от новой столицы. После целого года поисков они оказались там, где сейчас находится Эскориал.

Кроме своего пристрастия к св. Лаврентию Филипп II отличался погружённостью в себя, меланхоличностью, глубокой религиозностью и слабым здоровьем. Он искал место, где мог бы отдохнуть от забот короля самой могущественной империи мира. Он хотел жить в окружении монахов, а не придворных; кроме королевской резиденции Эскориал должен был стать в первую очередь монастырём ордена св. Иеронима . Филипп II говорил, что он хотел «построить дворец для Бога и лачугу для короля». Филипп не разрешал никому составлять свою биографию при жизни: в сущности, он написал её сам, и написал в камне. Победы и поражения империи, последовательность смертей и трагедий, одержимость короля учением, искусством, молитвами и управлением государством - всё это нашло отражение в Эскориале. Центральное положение огромного собора символизирует веру короля в то, что во всех политических действиях нужно руководствоваться религиозными соображениями.

Первый камень был заложен в 1563 году . Строительство продолжалось 21 год. Главным архитектором проекта сначала был Хуан Баутиста де Толедо , ученик Микеланджело , а после его смерти в 1569 году завершение работ поручили Хуану де Эррере , которому принадлежат идеи окончательной отделки. Комплекс представлял собой почти квадратное в плане сооружение, в центре которого располагалась церковь, к югу - помещения монастыря, к северу - дворец; для каждой из частей предусматривался свой внутренний двор.

Филипп следил за всеми этапами проектирования и строительства. Большое значение с концептуальной точки зрения имел выбор архитектурного стиля. Филиппу II нужно было подчеркнуть разрыв со средневековым прошлым и европейское значение своей державы. Этому требованию в наибольшей степени соответствовал стиль архаизированной ренессансной архитектуры.

Для внутреннего убранства использовались лучшие материалы и были собраны лучшие мастера полуострова и других стран. Деревянная резьба была выполнена в Куэнке и Авиле , мрамор привезён из Арасены , скульптурные работы были заказаны в Милане , бронзовые и серебряные изделия изготовлялись в Толедо , Сарагосе , Фландрии. 13 декабря 1584 года был уложен последний камень в здание комплекса. После этого за работу взялись художники и декораторы, среди которых были итальянцы П. Тибальдини, Л. Камбьязо , Ф. Кастелло и др.

И после окончания строительства Филипп II не оставлял своими заботами Эскориал. Здесь он собрал большое количество работ испанских и европейских живописцев, сюда свозились ценные книги и рукописи. Уже после смерти Филиппа II коллекции продолжали пополняться его наследниками, и теперь Эскориал хранит работы Тициана , Эль Греко , Сурбарана , Риберы , Тинторетто , Коэльо .

Покои короля, в противоположность роскоши больших военных залов и мрачной пышности пантеона, были отделаны крайне просто. Кирпичные полы, гладкие белёные стены - это было выдержано более в традиционном духе испанских жилищ и, кроме того, отвечало сотворённому образу Филиппа-монарха.

Архитектура

Потолочная живопись во дворце Эскориал

Эскориал блестяще воплотил заложенные в нём идеи. Воздвигнутый из светлого песчаника в ясных и строгих формах, он высится на фоне горной зелени так же спокойно и уверенно, как смотрит на нас Филипп II с портрета Коэльо. Удивительно соответствие формы каждого из сооружений своему назначению: простота королевских покоев, светлый и высокий интерьер церкви, лёгкий строй аркад в библиотеке, мрачное великолепие усыпальницы. Внутренние дворы с зеленью как бы разрежают камень и впускают горный свет в покои. Недаром Филипп II так любил своё детище. Сюда он приказал перевезти его при приближении смерти. Эскориал стал образцом дворцовых комплексов, которому подражали или от которого отталкивались последующие испанские короли.

Эскориал представляет собой прямоугольник 208 × 162 м. В нём 15 галерей, 16 патио (внутренних двориков), 13 часовен, 300 келий, 86 лестниц, 9 башен, 9 органов, 2673 окна, 1200 дверей и коллекция из более чем 1600 картин. Некоторые считают, что здание по форме напоминает перевёрнутую жаровню в память о св. Лаврентии, которого зажарили живым.

Северную и западную стены монастыря окружает большая площадь, называемая лонха (исп. lonja ), а с южной и восточной стороны расположены сады, откуда открывается великолепный вид на монастырские поля, плодовые сады и окрестности Мадрида за ними. Этим видом любуется и статуя короля Филиппа II в саду Фрайлес (исп. Jardin de los Frailes ), где монахи отдыхали после своих трудов. Справа от сада находится галерея для выздоравливающих.

Музеи

В Эскориале находятся два больших Новых музея . В одном из них представлена история строительства Эскориала в рисунках, планах, строительных инструментах и масштабных моделях. Во втором, в девяти комнатах, хранятся полотна XV-XVII веков начиная от Босха до Веронезе , Тинторетто и Ван Дейка , а также художников испанской школы. Габсбургов поэтому считают величайшими покровителями искусств своего времени. Особенно полно представлены художники фламандской школы и Тициан , придворный художник Карла V .

Пантеон

Одна из целей строительства Филиппом II Эскориала - создание мавзолея для его отца, императора Карла V , чьи останки были перенесены сюда в 1586 году. Однако великолепный пантеон в бронзе, мраморе и яшме был сооружён в крипте церкви только при Филиппе III в 1617 году. Здесь покоится прах всех королей Испании, начиная с Карла V, кроме Филиппа V , который терпеть не мог мрачности Эскориала и просил похоронить его в Сеговии , и Фердинанда VI , чья могила находится в Мадриде . Королевы, которые дали жизнь наследникам мужского пола, также захоронены здесь. Напротив находится возведённый в XIX веке Пантеон принцев , где хоронят принцев, принцесс и королев, чьи дети не унаследовали трона.

Две гробницы в Эскориале пустуют. Последним здесь был погребён единственный не король, удостоенный такой чести, - Дон Хуан Бурбон . Его сын и нынешний король Хуан Карлос I , да и весь народ Испании чувствовали, что он заслужил подобный знак признания своей поддержкой демократии при Франко и отказом от трона в пользу сына ради мирной передачи власти.

Собор

В то время, как некоторые прославленные посетители восторженно отзывались о великолепии Эскориала, других грандиозность собора скорее подавляла. Французский писатель и интеллектуал Теофиль Готье писал: «В соборе Эскориала чувствуешь себя таким ошеломлённым, таким сокрушённым, таким подверженным меланхолии и подавленным несгибаемой силой, что молитва кажется полностью бесполезной».

Фрески на потолке и вдоль 43 алтарей написаны испанскими и итальянскими мастерами. Главное ретабло (заалтарный образ) спроектировал сам архитектор Эскориала Хуан де Эррера; между яшмовыми и мраморными колоннами размещены картины сцен из жизни Христа, Девы Марии и святых. На другой стороне находятся королевские места и скульптуры Карла V, Филиппа II и их семейств за молитвой.

Библиотека

Библиотека Эскориала уступает только ватиканской и хранит рукописи св. Августина , Альфонсо Мудрого и св. Терезы . Здесь находится крупнейшее в мире собрание арабских манускриптов , иллюстрированных сборников гимнов и работ по естественной истории и картографии начиная со средневековья. Это единственная библиотека в мире, где книги ставятся корешками внутрь, чтобы лучше сохранялись древние украшения переплётов. Папа Григорий XIII провозгласил, что каждый укравший книгу отсюда будет отлучён от церкви. Сейчас большинство из выставленных книг - копии оригиналов.

Роспись потолка, сделанная Тибальди и его дочерью, символизирует семь наук: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Двум главным наукам, теологии и философии, посвящены торцевые стены.

Во время царствования Бурбонов часть жилых помещений была перестроена и вблизи монастыря возведены два небольших дворца, используемых как охотничьи и домики для гостей.

В библиотеке Эскориала служил известный испанский арабист Конде .

Эль-Эскориал

Рядом с ансамблем монастыря Эскориал возник город Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль . Численность населения по данным на 2011 год составляет около 19 тыс. человек.

Литература

  • Испания. Окно в мир. М: ЭКОМ-ПРЕСС, 1998.
  • История культуры стран Западной Европы в Эпоху Возрождения / под. ред. Л. М. Брагиной. М .: Высшая школа, 2001.

Ссылки

По мнению испанцев, Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориал, который многие привыкли называть просто Эскориалом, – восьмое чудо света. Этот необычный архитектурный ансамбль находится в пригороде Мадрида и представляет собой резиденцию королей с музеем, библиотекой и крупным национальным архивом. Памятник занесен в список охраняемых объектов ЮНЕСКО.

Туристы включают дворец Эскориал в свой экскурсионный маршрут по Испании, чтобы увидеть своими глазами этот величественный монастырь и прогуляться по его гигантским пустым коридорам, украшенным огромными полотнами.

Планируя отправиться в Эскориал, в Толедо и другие интересные места Испании, не помешает захватить с собой теплую одежду. На территории, где расположен дворец, постоянно ветрено и прохладно, а внутри монастыря даже в жаркое лето можно замерзнуть.

История

Существует легенда, согласно которой королевский дворец-монастырь Сан-Лоренсо построили, чтобы закрыть «Врата в ад». По словам набожных испанцев, они расположены у подножья гор Гвадаррама. И все же настоящая причина возведения монастыря не столь мистичная.

10 августа 1557 года стало знаменательным днем в истории создания Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориал. В этот день произошла битва при Сент-Квентине во Фландрии, в которой испанцы победили над французами, но, к сожалению, случайно разрушили церковь почитаемого во всей стране Святого Лаврентия (Сан Лоренсо). В память о святом и в честь победы Филипп II отдал приказ начать строительство величественного замка, который планировал обустроить как королевскую резиденцию.

Перед строительством король проинструктировал архитектора Толедо, что хотел бы увидеть серьезное сооружение, в котором будут сочетаться благородство без высокомерия и величие без показной роскоши.

Испанский Эскориал стал известен уже тем, что был построен в рекордные сроки. Огромное и красивое здание даже при скудном строительном арсенале возвели всего за двадцать один год. На тот момент это были беспрецедентные сроки для такого объема работ. В результате Испания приобрела достопримечательность, которая вскоре стала известна на весь мир.

Достопримечательности

План комплекса Эскориал включает в себя прямоугольное большое здание с 13 часовнями, 9 башнями, 16 патио, 15 галереями, 9 органами, несколькими десятками келий и лестниц и сотнями дверей и окон. С двух сторон монастыря расположена просторная площадь, а на противоположных – разбиты сады, из которых открываются живописные виды на Мадрид.

Резиденция интересна и снаружи, и внутри. Туристам разрешается посещать внутренние апартаменты дворца с его многочисленными тайными ходами, серыми гранитными галереями и сводчатыми коридорами. В Эскориале действительно есть на что посмотреть.

Пантеон

Эскориал близ Мадрида с самого начала должен был стать усыпальницей королевского дома Испании. Филипп II хотел реализовать здесь свою задумку с мавзолеем для своего отца: останки императора Карла V перенесли в усыпальницу в 1586 году. Каменный пантеон был достроен в крипте церкви уже после смерти короля Филиппа II, в 1617 году.

«Пантеон королей» под главным алтарем церкви сделан из бронзы, яшмы и мрамора. Он стал вечным пристанищем для всех испанских королей, начиная с Карла V, за исключением Филиппа V и Фердинанда VI. Первый похоронен в Сеговии, так как не любил Эскориал за его мрачность, останки второго хранятся в Мадриде. На фото усыпальницы королей в Эскориал и при личном посещении туристы могут заметить на гробницах и женские имена. В пантеоне захоронены королевы, давшие жизнь наследникам мужского пола.

Напротив главной усыпальницы расположен современный пантеон инфантов в Эскориал. В нем хоронят принцесс и принцев, а также королев, дети которых не унаследовали трон.

Музеи

Экскурсия в Эль Эскориал обязательно должна включать в себя посещение двух больших музеев. В одном показана история строительства резиденции в чертежах, планах, инструментах и макетах. Второй состоит из девяти просторных залов: в нем представлены художественные полотна XV–XVII вв.

Картинная галерея

В Эскориале расположена одна из богатейших в Европе картинных галерей – здесь хранится около 5 000 полотен. Тициан, Веласкес, Босх, Тинторетто, Эль Греко – картины известных живописцев можно рассмотреть при посещении монастыря. Есть в галерее и ценная коллекция настенных ковров, вытканных по эскизам Гойи и Рубенса. В отдельном зале представлены старинные карты мира, на которых еще нет России, а вместо Франции указаны Бургундия и Фландрия.

Библиотека

После того как резиденция был достроена, король Филипп II основал в ней библиотеку, в которую перевез огромную коллекцию книг по магии и оккультизму. Говорят, что Святая инквизиция даже не подозревала об этих запасах правителя.

По размерам книжного фонда королевская библиотека уступает только Ватиканской. В первой хранится более 40 000 книг и примерно 3 000 рукописей: даже по фото Эскориал можно оценить ее величие и габариты. Интересно, что только здесь книги ставят корешками внутрь для сохранения древних украшений переплетов.

Собор

Эль-Реаль – это главный собор монастыря, который привлекает посетителей росписью потолка и прекрасными фресками. Хотя, по отзывам, некоторых величие здания приводит в восторг, других же, наоборот, подавляет. Писатель Теофиль Готье писал, что чувствует себя в храме сокрушенным и ошеломленным.

Пространство за алтарем собора украшено золотыми картинами, на которых итальянские и испанские мастера воспроизвели сцены из жизни Девы Марии и Христа. Здесь же можно увидеть скульптуры Филиппа II, Карла V и других членов королевской семьи.

Площадь и сады

Карта Эскориала показывает королевскую резиденцию, окруженную со всех сторон садами и большой площадью, которую называют «лонха». Прогулявшись по монастырю, можно выйти на свежий воздух, чтобы лично оценить красивейший сад, в котором реализованы присущие для XVI века решения в области ландшафтного дизайна.

Если пройтись по цветущей парковой зоне, можно насладиться живописным видом на горы, поля и сам Мадрид. Тут же можно найти и скульптуру короля, который как будто с довольным видом рассматривает свою резиденцию.

Кресло Филиппа

Посетив Эскориал (Испания), достопримечательности можно встретить на каждом шагу. Но и на некотором отдалении от величественного места можно увидеть интересные и памятные места, связанные историей с королевской резиденцией и самим монархом.

«Кресло Филиппа», которое еще называют «Вышкой Филиппа», находится на расстоянии 6 км от монастыря. Большой камень действительно напоминает кресло. По легенде, король использовал его для того, чтобы наблюдать за ходом строительства замка. Именно это гласит каждое туристическое описание, посвященное необычной достопримечательности.

Подъем к «стулу монарха» довольно крут и может отнять много сил, но, по рассказам туристов, оно того стоит. Из этого места открывается захватывающий вид, а еще можно рассмотреть дворец во всех подробностях и увидеть, что он построен в форме решетки. Знающие люди объясняют, что на схожей по форме решетке сожгли святого Лаврентия, покровителя Эскориала.

Хор мальчиков

Закрепить впечатления от посещения королевской резиденции может хор мальчиков монастыря Эскориал в Испании, который уже прославился на весь мир. Церковные службы с участием хора и его концерты стали одним из основных «магнитов», притягивающих толпы туристов в эту часть страны. Юные певцы периодически ездят с гастролями в другие страны.

Как добраться

Резиденция и монастырь Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориал расположен на расстоянии 50 км от Мадрида, прямо у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама.

Добраться до известной достопримечательности из Мадрида можно двумя способами по цене от 7 до 20 евро (в одну сторону):

  • на поезде. Электрички отправляются от станций «Atocha» и «Chamartin» и курсируют до «El Escorial». От железнодорожной станции «Эскориал» до самого монастыря идти примерно 20 минут, расстояние – 1,5 км. Преодолеть путь можно и на местном автобусе;
  • на автобусе. Автобусные маршруты 661 и 664 проложены от нового терминала в столице «Intercambiador Moncloa» и прямо до королевского замка. Доехать можно примерно за 1 час. Назад в Мадрид получится вернуться с автостанции, расположенной на улице рядом с монастырем Calle Juan de Toledo.

— испанский монастырь, дворец и королевская резиденция. Здание Эскориала находится в часе езды от испанской столицы, прямо возле подножия гор Сьерра-де Гвадаррама.

Дворец из гранитных блоков выглядит весьма сурово: его фасады украшены только угловыми башнями, традиционными для испанской архитектуры. Жёсткий нрав испанского короля как бы отражён во внешнем виде Эскориала.

В самой Испании королевская резиденция именуется Восьмым Чудом Света.

Внешне дворец больше походит на настоящую крепость. Раскинувшись обширным прямоугольником, он имеет строгие и симметричные фасады, а размер стен дворца составляет 206 на 161 метр.

Выточенные с военной грацией стены здания могут показаться однообразными и безыскусными.

Окон и дверей здесь так много, что все попытки подсчитать их точное количество изначально обречены на провал. (Наиболее часто звучит цифра — 2500 окон и 1250 дверей, но это результат не всегда одинаков.)

Основная работа над Эскориалом принадлежит двум архитекторам.

Первые чертежи проекта выполнил Хуан Баутиста де Толедо: есть сведения, что для этой цели он занимался изучением опыта строителей римского собора Святого Петра.

Продолжение строительства дворца в 1567 году принадлежит зодчему Хуану де Эррера, определившему окончательный облик здания.

Строительство Эскориала длилось с 1563 до 1584 год. Филипп Второй, резиденцией которого в последствие и стал дворец, принимал активное участие в осуществлении проекта Эскориала.

Покои короля во дворце разместили так, чтобы прямо из них испанский монарх мог попасть в церковь. Король выбирал такой строгий и лаконичный внешний вид дворца, позаботившись об его богатом внутреннем убранстве: покои украсили множеством произведений изобразительного искусства.

Поэтому сегодня дворец Эскориал ценен также в качестве картинной галереи. Этот архитектурный памятник располагает работами таких именитых мастеров живописи как Веласкес, Эль Греко, Веронезе, Иероним Босх и Тинторетто.

Огромный основательный дворец — монастырь из светлого песчаника, строгих форм, без каких-либо украшений, лепнины, колон, статуй поражает своей монументальностью на фоне ярко-голубого неба Испании и зелени гор.

Облик Эскориала открыл новый стиль в архитектуре, ставший довольно распространённым в Испании тех времен — десорнаментадо (неукрашенный).

Лион Фейхтвангер в своей статье, посвященной Эскориалу, рассказывает легенду, согласно которой испанцы в битве при Сан-Кантене победили французов, но случайно разрушили монастырь чрезвычайно почитаемого испанского святого Лаврентия, принявшего смерть от мучений на решетке, установленной над огнем. Король Филипп, чтобы искупить вину за разрушение, приказал возвести храм, напоминающий в плане решетку. Четыре башни по углам должны были символизировать ее ножки, а Дворец Инфантов, выдающийся своим фасадом вперед — ручку. И такой монастырь с дворцами был построен по проекту ученика Микеланджело Хуан Батиста из Толедо и его приемника Хуан из Эррера с 1563г. по 1584г.

Ни на фасадах, ни во внутреннем убранстве королевских покоев нет показной роскоши и пышности отделки. Только строгие колонны и статуи ветхозаветных королей, изящно выполненная балюстрада карнизов.

Оживляют вид красивые внутренние дворики с замысловатыми посадками деревьев и кустарников насыщенного зеленого цвета.

Внутри монастырь также отделан скоромным серым мрамором. Пилястры, колонны, фриз, стены собора все в спокойном сером цвете, но воздушное, легкое, возвышенное.

Только алтарь, вознесенный на высоту четырех этажей в главном нефе храма, украшен мрамором разных цветов, драгоценными камнями и яшмой, освещенный через стеклянный фонарь в куполе собора, притягивает взгляд.

Да еще в легкой аркаде библиотеки, расположенной в одной из длинных галерей дворца все книги выставлены позолоченными обрезами к публике, а корешками вовнутрь, словно предупреждая, что нам не следует знать даже названия произведений, которые читает сам король Испании.

Эта библиотека если и не равна по собранным редкостям библиотеке Ватикана, то занимает второе место.

В Эскориале устроен великолепный в своей мрачности Пантеон, где погребены все короли Испании, начиная с Карла V.

Только Филипп V попросил предать его земле в Сеговии, да еще прах Фердинанда IV находится в столице.

Также здесь захоронены королевы, родившие наследников престола. Напротив королевской усыпальницы расположен пантеон, где с XIX века хоронят инфантов обоих полов и королев, чьи дети так и не унаследовали трон. Стоит посетить этот основательный замок Эль Эскориал, где собраны великолепные полотна великих художников.

Картины Тициана, Веронезе, Эль Греко, Иеронима Босха, Тинторетто, Коэльо, Рибера, гобелены по эскизам Гойи — можно довольно долго еще перечислять знаменитые имена.

Что стоит помнить

  • Оденьтесь потеплее — в этой области Испании всегда гуляют холодные ветра.
  • Валюта-евро, язык испанский, но много англоговорящих.

Время работы музея

  • начиная с октября до конца марта с 10.00 до 17.00 (выходной — понедельник)
  • а с начала апреля и по сентябрь включительно с 10.00 до 18.00 (выходной — понедельник)

При посещении музея, перед покупкой билета (к нему прилагается схема замка), необходимо пройти металлодетектор и проверку вещей.

Цены

  • Стоимость посещения в зависимости от экскурсии: обзорная, познавательная или историческая - в среднем, 10 Евро. Можно оплатить банковской картой.

Как добраться

  1. Электричкой: линия C-8 от вокзала Atocha. До остановки, которая так и называется — El Escorial ехать около часа. Потом по указателю «Monasterio» пешком вверх 100 м и потом по специальной дорожке через парк. Всего минут 15 ходьбы. Стоимость билетов туда-обратно около 8 евро.
  2. Автобусом: с автовокзала Madrid Intercambiador, что находится при выходе из метро «Moncloa», автобусы №№ 661 или 664 отправляются по будням каждые 15 мин., по выходным — каждые 30 мин. Ехать около часа. Потом от остановки 200м пешком. Цена проезда 3,20 евро.
  3. Аренда автомобиля обойдется от 30 Евро в сутки, но сделает вас более мобильными.
Эскориал - историческая резиденция короля Испании, состоящая из дворца, монастыря, библиотеки и музея. Весь комплекс находится в городе Сан-Лоренсо-дель-Эскориаль, в предгорьях Сьерры-де-Гвадаррама. Здания Эскориала представляют собой один большой архитектурный памятник эпохи испанского Ренессанса.
Эскориал был построен испанским королем Филиппом II в честь победы у Сен-Кантена 1557 г. над войсками французского короля Генриха II. Король Испании дал обет в случае победы построить монастырь, который превзойдет своим великолепием все существующие монастыри.
Король Филипп II был человеком очень набожным, чтил память предков, терпеть не мог столичной суеты и обожал уединение. Он пожелал, чтобы Эскориал соответствовал его склонностям, и весь комплекс стал одновременно не только монастырем ордена иеронимитов, но и местом погребения испанских королей (первоначально Карла V Габсбурга и Изабеллы Португальской) и королевским дворцом. Желание короля было исполнено, и в результате получился грандиозный дворец-монастырь-некрополь, олицетворение «Золотого века» Испании, хотя в его архитектуре преобладает влияние итальянской и фламандской архитектуры.
Место для Эскориала искала целая экспедиция в течение года, оно было найдено в 1560 г. (по другим данным - в конце 1562 г.).
В 1563 г. начались работы под руководством архитектора Хуана Баутисты де Толедо (1563-1657 гг.), создавшего общий план комплекса и дизайн почти всех помещений. Центральное место в нем занимал огромный собор - символ веры короля, подчеркивавший главенство религии в политике монарха и Испании. За основу планировки монастыря был взят план Иерусалимского храма, составленный по описаниям Иосифа Флавия.
К 1571 г монастырь был почти построен, в 1572 г. началась работа над королевским дворцом, а в 1574 г. - над собором, который был закончен в 1584 г. и освящен в честь Святого Лаврентия: битва у Сен-Кантена произошла 10 августа, в день этого святого. День освящения собора должен был ознаменовать окончание работы над всем архитектурным комплексом, хотя его продолжали достраивать еще лет десять.
После кончины де Толедо окончательную отделку Эскориала проводил другой знаменитый архитектор Хуан Баутиста де Эррера (1567-1586 гг.), постаравшийся внести в него больше «испанских» мотивов. Он проделал значительную работу: увеличил размер здания, удвоил число его этажей, объединил все четыре фасада общим карнизом, спроектировал церковь и построил лазарет.
Филипп II лично наблюдал за ходом строительства. После окончания стройки король проводил в Эскориале по полгода - до конца своей жизни, постоянно пополняя собрание работ испанских и европейских живописцев, а также ценных книг и рукописей.
Преемники короля не испытывали религиозного трепета перед Эскориалом и навещали его по две-три недели в году, хотя и продолжали расширять коллекцию живописи. Преемники Филиппа II постарались не разрушать целостность архитектурного ансамбля, лишь в XVII в. Филипп IV достроил королевскую усыпальницу.
С 1570-х гг. и вплоть до середины XVII в. архитектура Эскориала считалась эталонной для всей Испании, подобные постройки появились и за ее пределами.
Дворцово-монастырский комплекс Эскориал находится в центре Пиренейского полуострова, в южных предгорьях массива Съерра-де-Гвадаррама.
Многие современники находили несомненное сходство между Эскориалом и его создателем - королем Испании, человеком замкнутым и строгим.
В плане Эскориал представляет собой суровый, холодный, мрачный, одиноко стоящий прямоугольник с башнями по углам, с внутренними дворами. В постройке преобладают прямые линии, с редкими вкраплениями овалов и полукружий. Даже при выборе картин и фресок король Филипп II требовал, чтобы отдельные произведения искусства не выделялись, соответствуя общей строгости ансамбля, за что впоследствии Эскориал называли «монотонным».
Само же массивное сооружение, построенное из голубовато-серого гранита, лишенное внешних украшений (исключение - усыпальница), хотя и кажется однообразным, гармонирующим со скалистой, обнаженной равниной, тем не менее смотрится довольно живо на фоне горной зелени.
Главный фасад Эскориапа обращен на восток, в нем три портала, средний, главный, украшен статуей Святого Лаврентия.
Дворец и внешне также кажется монотонным и нарочито аскетичным, как и фасад всего сооружения, зато его интерьеры богато украшены скульптурой и фресками XVI-XVIII вв.
Стены монастыря, к которому ведет большая лестница, украшены множеством фресок работы Джиордано, в интерьерах представлено огромное количество живописных работ. Сюжеты этих произведений посвящены теме, к которой король Филипп II питал особый интерес. Кроме множества изображений Девы Марии с картин на посетителей смотрят изможденные и искаженные лица Спасителя, святых, мучеников, подвергаемых пыткам.
Также в Эскориале представлены картины кисти величайших мастеров всех времен: «Мученичество Святого Маврикия» Эль Греко, «Христос на кресте» Тициана, «Истязание Спасителя» и «Мучение Апостола Иакова» де Наваррете. Такое специфическое собрание историки объясняют необходимостью поддерживать в верующих дух сопротивления Реформации, которая во времена Филиппа II представляла большую угрозу католической церкви.
Купольный храм - композиционный центр всего архитектурного ансамбля, он построен по образцу собора Святого Петра в Риме, который был закончен почти тогда же, когда началось строительство Эскориала. Фасад украшен шестью статуями иудейских царей, причем статуи Давида и Соломона установлены над входом и символизируют воинственного Карла V и мудрого Филиппа II; даже лицам статуй приданы черты лица испанских королей. Внутри находится всемирно известная статуя Христа из белого мрамора работы Бенвенуто Челлини.
Тем не менее для самих испанцев куда большую ценность представляют находящиеся в монастыре 500 ларцов, в которых хранится более 7 тыс. реликвий католической церкви.
В богато расписанной монастырской библиотеке находятся десятки тысяч томов редких и ценных книг, ее стены и панели украшены фресками Кардуччи и Пеллегрино.
Усыпальница «Пантеоне» выполнена в несколько неожиданном для такого строгого здания стиле барокко. В ней находятся 26 мраморных надгробий, под которыми похоронены испанские короли из династий Габсбургов и Бурбонов, за исключением Филиппа V и Фердинанда VI. Последними здесь были захоронены король Альфонсо XIII (1886-1941 гг.) и его супруга королева Виктория.
Есть еще усыпальница «Инфант», в ней находится прах принцев, принцесс, инфантов и бездетных королев.
В 1984 г. Эскориал был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Общая информация

Местонахождение : центральная Испания.

Официальный статус : Историческая резиденция короля Испании Эскориал.

Административная принадлежность : город Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль, район Куэнка-дель-Гвадаррама, провинция Мадрид, автономное сообщество Мадрид, историческая область Новая Кастилия, Испания.
Ближайший город : Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль - 18 241 чел. (2014 г.).

Начало строительства : 1563 г.
Окончание строительства : 1584 г.
Язык : испанский.

Этнический состав : испанцы.

Религия : католицизм.

Денежная единица : евро.

Цифры

Длина : 200 м.

Ширина : 156 м.

Высота купола собора : 95 м.

Внутренние дворы : 16.

Монахи-иеронимиты (до изгнания) : около 100.

Количество томов в библиотеке : 45 500.

Средняя температура января : +6°С.

Средняя температура июля : +25°С.
Среднегодовое количество осадков : 430 мм.

Относительная влажность воздуха : 60%.

Достопримечательности

Архитектурный комплекс Исторической резиденции короля Испании Эскориал

Внешняя стена (XVI в.), собор (1582 г.), монастырь с королевским дворцом и колледжем (1584 г.), библиотека (1592 г.), усыпальница «Пантеон» (окончена в 1654 гг.), павильоны Касита-дель-Инфанте (1771-1773 гг.) и Касита-дель-Принсипе (1772 г.), усыпальница «Инфант» (окончена в 1888 г.), картинная галерея «Пинакотека», Музей архитектуры, сады Хардинес-де-лос-Фрайлес («Монастырские сады»).

Любопытные факты

■ Битва при Сен-Кантене 1557 г. - одно из крупнейших сражений в войне между династиями Габсбургов и Валуа 1551-1559 гг. за земли во Франции и Италии. Испанцы в союзе с англичанами и герцогом Савойским Эммануилом Филибертом разбили французов. Однако все воюющие стороны понесли колоссальные убытки: Испания и Франция даже отказались от выплат по долгам, что впоследствии стало классическим примером средневекового «дефолта».
■ Название Эскориал происходит от испанского слова escoria («шлак»), в древности здесь находилась кузница и литейные мастерские.
■ Орден иеронимитов попадал в опалу и трижды изгонялся из монастыря в 1808, 1837 и 1854 гг., пока наконец в 1885 г. монастырь не был передан ордену августинцев, которые и ныне занимают его. Но официально весь комплекс управляется администрацией государственного Фонда национального наследия (Патримонио Насьональ), который распоряжается всем недвижимым имуществом короля Испании.
■ К нашему времени от ранее могущественного и многочисленного монашеского ордена иеронимитов остался лишь один монастырь Эль-Паррапь в испанском городе Сеговия. Сам орден был почти полностью разгромлен в период наполеоновских войн 1799-1815 гг.
■ Святой Лаврентий (около 225-258 гг.) был испанцем, и соотечественники особенно чтили его мученическую кончину: он был заживо изжарен римлянами на железной решетке за отказ поклоняться языческим богам. Главный архитектор Хуан Баутиста де Толедо по требованию короля Филиппа II спланировал Эскориал так, чтобы за счет стен между внутренними дворами комплекс вызывал ассоциации с решеткой, на которой погиб Святой Лаврентий.
■ Город Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль, в котором находится архитектурный комплекс, в разговорной речи именуют Эскориапь-де-Арриба (Верхний Эскориал), чтобы отличать от дворца-монастыря, называемого Эскориаль-де-Абахо (Нижний Эскориал).
■ Эскориал не раз горел, самые крупные пожары случились в 1671 (когда пришлось менять конструкцию всей крыши), 1731, 1763 и 1825 гг.
■ Архитектор Хуан Баутиста де Толедо начинал свою карьеру зодчего в Риме, выполняя работы для великого Микеланджело и папы Павла III. Ему принадлежит честь завершить фасад и двор знаменитого римского палаццо Фарнезе.
■ Работая над завершающей стадией проекта, архитектор Хуан Баутиста де Эррера выработал особый стиль, отличающийся строгостью архитектурных форм и отсутствием украшений. За это стиль был назван «неукрашенным» («десомаментадо»), более известным как стиль «эрререско» - по имени автора.
■ В усыпальнице «Инфант» захоронен прах дона Хуана Австрийского (1547-1578 гг.) - испанского полководца, незаконного сына Карла V и Барбары Блуменберг, дочери бургомистра немецкого города Регенсбург. В своем завещании Карл V признал дона Хуана своим сыном, а Филипп II, свято чтивший память отца, призвал дона Хуана ко двору и относился к нему благосклонно.
■ Принцы и принцессы не совсем то же самое, что инфанты. Инфант и инфанта - титул принцев и принцесс королевских домов Испании и Португалии (до ликвидации португальской монархии в 1910 г.), кроме наследников престола.

У меня в запасе остался всего один день на осмотр окрестностей испанской столицы…

В претендентах на однодневное путешествие из Мадрида значились дворцы Ла-Гранха и Аранхуэс, однако душа просила чего-то особенного. Не хочу выпендриваться, но посудите сами, чему можно удивиться после наших Петергофа и Эрмитажа? Парков шикарнее первого всё равно ещё не придумали (особенно для марта месяца!), а царские палаццо вроде второго я посещаю с малых лет. Зато легендарный комплекс из королевского дворца и монастыря – это что-то новенькое. Сомнений не оставалось, меня ждал Эскориал!

Как доехать до Эскориала из Мадрида

На автобусе – просто и удобно. Время в пути – 55 минут, в будни рейсов довольно много, на выходных в разы меньше. Отправление с автовокзала Moncloa, куда из центра Мадрида идёт прямая ветка метро, прибытие в Эскориал на местный автовокзал (estasion de autobuses), что в 5 минутах ходьбы от монастыря. Для поездки подойдут два автобуса, номер 661 и 664, расписание можно найти , введя тот или иной номер маршрута. Билеты продаются прямо у водителя, цена – 4.20 евро в один конец (как для автобусной поездки через 5 транспортных зон Мадрида и пригородов: здесь из A в C1). Плюс 3 евро за билет на метро до автовокзала и обратно, если у вас нет специального проездного.

На электричке – неудобно и со своими тонкостями. Время в пути – чуть больше часа, отправление 1-2 раза в час. В Эскориал ведёт железная дорога Cercanias, включённая в городскую систему метро (). Вам понадобится ветка С-3, которая в центре Мадрида проходит через станции Sol и Atocha. Интересно, что иногда та же линия именуется как С-8, поэтому важно смотреть на табло над перроном, где указана конечная станция: на пути туда – El Escorial (возможно также Santa Maria), а обратно – Aranjuez (или иногда Atocha). Расписание электричек есть на сайте пригородных поездов , однако на пунктуальность не рассчитывайте, случаются опоздания. Билеты продаются только в день отправления в специальных кассах Cercanias или в автоматах с таким же логотипом железной дороги. Цена – 4.05 евро в один конец (как для ж/д билета для поездки через 6 зон: из нулевой в С1). В Эскориале вокзал расположен в 2 км от монастыря. Это расстояние можно пройти пешком по парку или новой части города (около 30 минут), но дорога забирается в горку, так что прогулка может быть нелёгкой, особенно если по жаре или в плохую погоду. Лучше всё-таки проехать пару остановок на местном автобусе №1 (за 1.30 евро в один конец), если получится его найти))) С этим тоже непросто, ибо указателей в районе вокзала нет (ни на автобус, ни на монастырь), поэтому лучше спросить у местных, главное не запутаться в названиях: El Escorial – городок вокруг станции, а монастырь – это San Lorenzo de el Escorial (но для простоты дальше звать его Эскориалом).

В этот раз пришлось ехать на поезде, потому что моя попутчица плохо переносит автобусы. На ближайшей к отелю станцию метро Sol мы купили билеты в автомате (на английском ничего сложного) и уселись ждать. Однако поезд вовремя не пришёл, и никаких сообщений на табло и, как мне показалось, по громкой связи, не появлялось. Было совершенно непонятно, можно ли идти гулять по городу целый час до следующей электрички или стоит подождать. Выбрали второе и не ошиблись: поезд приехал через 20 минут. В Эскориале тоже пришлось помучиться с навигацией, но в итоге помог кто-то из аборигенов, а вот на обратном пути проблема была уже в том, чтобы рассчитать время до поезда: дорога на вокзал почему-то казалась бесконечной. В общем, я рекомендую по возможности ехать на автобусе, так проще!

Внешне Эскориал выглядит внушительно

Посещение музейного комплекса: организационные моменты

Самое главное , что надо помнить – не приезжать в Эскориал в понедельник, когда музей закрыт! В остальное время он работает с 10 до 18 или до 20 в зависимости от сезона, подробности по ссылке .

С билетами всё просто:
обычная цена – 10 €,
— льготная (дети до 16 лет и студенты до 25 лет, с паспортом или ISIC, соответственно) – 5 €,
— бесплатно – 18 мая и 12 октября (представляю, сколько там народа!) и дети до 5 лет всегда.

Навигация по музею – большая проблема. На вопрос, можно ли вместе с билетом получить план дворца (как, например, дают в Эрмитаже), в кассе мне ответили «фотографировать запрещено»))) Знания английского языка в одном из главных музеев страны на высоте! Потом уже выяснилось, что подобной схемы в принципе не существует, то есть блуждайте, как хотите, или берите аудиогид.

Аудиогид – главная часть навигационного кошмара. Стоимость услуги – всего 3 евро, есть русскоязычный вариант. Однако чтобы туристы не пытались сэкономить и взять один девайс на двоих, предусмотрен только один наушник. Так что если рядом с вами окажется групповая экскурсия (и вряд ли на русском языке!), то одним ухом вы невольно прослушаете и её. Дальше больше – аудиогид представляет собой (дорогой?) планшет, поэтому в залог за него требуют паспорт, который по правилам (см. последнюю страницу документа) отдавать кому попало не рекомендуется, а я вообще предпочитаю оставлять его под замком в отеле и возить с собой копию. В качестве альтернативы мне предложили оставить кредитную карту))) Да-да, и ещё ключ от квартиры, где деньги лежат! В итоге сошлись на том, что они проведут мою карту через считывающее устройство компьютера, а при возврате планшета удалят её данные из системы. Эх, надо было брать с собой пустую кредитку, но кто ж знал?! Другие варианты залога – любое удостоверение личности с фотографией (можно взять какой-нибудь ненужный пропуск) или ключи от отеля (подойдут любые ключи и с пронумерованным брелоком).

Однако это ещё не все радости! Оказалось, что столь навороченный аудиогид подходит только в качестве информационного справочника, но для навигации по музею он почти непригоден. Все залы в планшете поделены на тематические группы, а как в реальности перемещаться между этими группами непонятно. Из-за непродуманности маршрута я хаотично бродила по комплексу, пропустив часть важных помещений. Потом пришлось собирать «потеряшек», но я так и не поняла, всё удалось посмотреть или нет. Так что не зря Эскориал прозвали архитектурным кошмаром! Возможно, лучше заранее поискать его схему в интернете и наплевать на этот ненужный аудиогид.

Главный фасад Эскориала

Фотографировать в Эскориале строго запрещено, даже без вспышки. Как потом выяснилось, это любимое правило всех дорогих музеев Мадрида, но я-то ходила лишь , так что оказалась не в курсе. За соблюдением «устава» в каждом зале следят рычащие церберы (ах вот кому мы платим зарплату, покупая билет!): ко мне пристали даже за съёмку вида на сад из окна дворца. Так что если хотите увезти из Эскориала небольшой фотоотчёт, готовьтесь к игре в шпынялки-догонялки.

Комфортные условия для осмотра залов – это тоже не про Эскориал. Я была там в середине марта, когда на улице термометр показывал +25, но внутри комплекса был дикий холод, не спасала даже кофта. Возможно, летом в музее приятно освежиться после 40-градусной жары, но в остальное время советую вам одеваться максимально тепло, чтобы выдержать 2-3-часовую аудио-экскурсию. А моим спасением стал солнечный внутренний двор, куда приходилось постоянно возвращаться, чтобы немного согреться.

Тот самый солнечный внутренний двор Эскориала и фасад базилики Сан Лоренцо

Что посмотреть в музейном комплексе Эскориала

Признаюсь, когда-то я замирала от одного только слова Эскориал. Легендарность и грандиозность комплекса поражали воображение, хотя я толком даже не знала, что там спрятано внутри. Оказалось, это был тот самый случай, когда размер не имеет значения, главное – содержание! И последнее как раз подкачало, но зато я навсегда усвоила: не стоит вестись на громкие названия.

Итак, что же стоит увидеть и не потерять (благодаря аудиогиду) в Эскориале?

Библиотека – самое красивое, что есть во всём музее. Говорят, её богатства могут сравниться лишь с «книжной сестрицей» в Ватикане, но главное здесь даже не это, а потолок! Невероятно огромная фреска в несколько сот квадратных метров с великолепным освещением – вот, что притягивает взор.

Усыпальница , где похоронены почти все короли, королевы, принцы и принцессы Испании, начиная с 1586 года. Интересно, что в пантеоне сейчас пустуют всего три гробницы, но и те уже «забронированы»: их займут последние умершие члены королевской семьи после 50-летнего ожидания в «комнате разложения», что предусмотрено всё ещё действующей средневековой традицией. Получается, что для ныне живущих монархов места-то уже и нет, причём этот вопрос до сих пор остаётся нерешённым!

Библиотека Эскориала

Пантеон Эскориала (самая красивая часть из тех, что дали сфотографировать)

Королевские покои – довольно скромные, чего явно не ожидаешь от статуса Эскориала, но, как говорил «заказчик» комплекса Филипп II, он строил «дворец для Бога и хижину для короля». Ага, значит, религиозная часть должна изобиловать красотами!

А вот и нет! Базилика Сан Лоренцо – единственная открытая для посещения часть Эскориала, относящаяся к монастырю, однако и там всё очень аскетично, сурово и даже грустно. Пожалуй, это самый некрасивый собор из всех, что я видела в Испании.

Архитектурный и художественный музеи – неожиданно оказались интереснее некоторых частей Эскориала. Первая экспозиция рассказывает о строительстве самого комплекса, а вторая представляет собой картинную галерею с работами таких мастеров, как Босх, Веронезе, Тинторетто, Ван Дейк и других.

Королевские покои (выбрала самую красивую их часть)

Ещё хотелось бы отметить парадную лестницу дворца и несколько красивейших галерей , мимо которых вы точно не пройдёте. А вот из того, что можно потерять, – это комната с секретом (она как-то так и называется), первая при входе из внутреннего двора. На вид это обычное проходное помещение, поэтому о его особенности обязательно спросите у работников музея: они там дежурят всегда и, в отличие от остальных, с радостью расскажут о том, как отыскать секрет.

Что ещё посмотреть в Эскориале

Помимо дворца-монастыря стоит заглянуть в Сад Монахов, что раскинулся прямо под стенами комплекса. Сюда можно войти бесплатно, но обратите внимание, что ворота открываются по расписанию, которое почти совпадает с музейным. При входе в сад разбит большой пруд с лебедями и золотыми рыбками, а в самой дальней части разгуливают самодовольные павлины, совершенно не желающие позировать для фотографии. А ещё отсюда открывается вид на живописные горы Сьерра де Гвадаррама и монастырские фруктовые сады.

Сад Монахов в Эскориале, где-то там внизу обитают павлины

Фруктовые сады Эскориала с видом на горы Сьерра де Гвадаррама

Я почти не сомневаюсь, что после Эскориала-музея у вас ещё останется куча времени, поэтому обязательно прогуляйтесь по симпатичному одноимённому городку. Не то чтобы там были какие-то достопримечательности, но стоит провести хотя бы полчаса, блуждая по уютным тихим улочкам, карабкающимся по склону холма. Кстати, по пути можно зайти за картой в местный инфопункт, что расположен под аркой-мостом в доме напротив входа в монастырь.

Где поесть в Эскориале

Вряд ли кто-то удивится, если я скажу, что в Эскориале тоже была проблема с питанием))) Однако здесь фортуна улыбнулась мне и сразу привела в нужное заведение! На площади Jacinto Benavente (что на ступеньках) рядом с книжным магазином Centro Coliseo справа в уголке притаилось небольшое бистро, белые зонтики которого стоят тут же на улице. Как и всегда, меню было только на испанском, но после вопроса про English произошло чудо… узнав, откуда я приехала, хозяин кафе схватился за телефон и потом передал мне трубку: на том конце провода с акцентом говорили по-русски и готовы были сходу перевести всё (!) меню))) Оба «добрых самаритянина» оказались болгарами, и один из них ещё помнил, чему его учили в школе советского периода. Цены в кафе, конечно, соответствовали центру туристического места: тортилья (испанский омлет), сендвич с ломо (это то, что круче хамона) и два напитка обошлись в 13 евро, но зато в эту цифру были включены услуги переводчика!

Эскориал: быть или не быть?

После барочных, готических и мавританских красот Толедо и Сеговии, Эскориал показался просто скучной каменной глыбой, как по форме, так и по цвету. Внутреннее убранство немного скрасило это впечатление, но до роскошных интерьеров мадридского музея Серральбо и сеговийского Алькасара монастырю, конечно, ещё очень далеко. Поэтому после его посещения я справедливо задумалась, а стоило ли вообще туда ехать? Скажу так: если вы большой поклонник королевских резиденций и уже посмотрели остальные достопримечательности близ Мадрида, можете заехать и в Эскориал. Однако при возможности всё переиграть, лично я бы уже не включила это место в недельное путешествие по Центральной Испании.

Эпилог всей поездки

В заключение хочется сказать не очень литературно, но зато самокритично: на самом деле я зажралась! Опять возвращаюсь к тому, с чего