Старт сезон сноубординга и горнолыжных видов спорта становится все ближе в Европе. В буквальном смысле до начала катания остаются считанные дни. Почему же все так ждут момента, когда европейские горнолыжки начнут зазывать к себе посетителец? Все просто! – В Европе самые длинные, самые прекрасные спуски, которые не оставляют равнодушными тех, кто любит кататься на сноуборде, или горных лыжах, а не проводить большую часть времени на подъемниках.

Итак, последнее место в рейтинге самых длинных трасс европейских горнолыжных курортов занимает трасса в Ле-Арк. Местный ГЛЦ почти всегда радует своих гостей-райдеров хорошим снегом. Спуск по трассе, общей протяженностью составляющей 8 км, начинается на самой вершине курорта - Aiguille Rouge (3226 м.) Сюда вас доставит фуникулер, а спуститься вы сможете до высоты 1200 метров северной части горы, на которой находится уютная деревенька Вилларож. Впечатляет не только протяженность трассы, но и перепады её вершин - 2 км. Так как трасса считается черно-красной, спуск потребует от вас определенного мастерства.

Другой популярный французский горнолыжный курорт, позволяющий больше времени проводить в процессе спуска - Валь-Сени и его десятикилометровая трасса L"Escargot. Это отличное место - своеобразная ступенька на новый уровень катаний для новичков, уже достаточно опробовавших мини-трассы для начинающих. Спуски совершаются с высоты в 2050 метров, проходят сквозь хвойный лес и заканчиваются на высоте 1398 метров.

Четырнадцатикилометровая трасса Cascades, берущая свое начало на вершине Grandes Platières (2500м.), что находится на французском курорте Флэйн - это самый длинный в Европе синий склон. Тем он и знаменит. Спуск дарит неописуемое удовольствие райдерам не только своей скоростью, но и окружающим пейзажем. В Сиксте, где находится последняя точка спуска, можно отдохнуть в ресторане у озера Герс и заодно полюбоваться на местную природу.

Нужна ещё более длинная трасса? Тогда снова остаемся во Франции. Черная трасса Sarenne, протяженность которой составляет 16 км, начинается на высоте 3300 метров Черного пика, что находится на популярном горнолыжном французском курорте Альп-д"Юэз. Трасса, надо признать, не простая: её первая часть отличается кочками и крутостью склона, а вторая - красивым пологим спуском по долине. Спокойная часть трассы начинается у Marmottes 3. Райдеры, едущие кататься по крутым склонам, должны быть хорошо знакомы с таким видом лыжного фристайла как могул.

А вот одна из наиболее протяженных горнолыжных трасс в мире находится в Италии, на курорте Чевинья, в горах Klein Matterhorn. Её протяженность составляет 20 км. Спуск начинается на высоте 3883 метра, куда вас доставит самая длинная в Европе канатная дорога, и заканчивается на высоте 1524 км, в небольшом городе Вальтурнанш. Именно благодаря высоте спуска Klein Matterhorn горнолыжный сезон здесь длится долго - с ноября до середины апреля.

Есть здесь и другая трасса, протяженностью в 13 км, которая ведет уже к швейцарскому горнолыжному курорту Церматт. И первая, и вторая трассы начинаются с ледниковых полей и проходят по крутым могульным трекам. Ну а чуть более короткую трассу можно найти на курорте Cervinia. Почти одиннадцатикилометровый красный спуск начинается с Плато Роса.


Легендарная "черная" трасса Lauberhorn находится в Венгене - одном из старейших горнолыжных курортов Швейцарии. Расположился этот городок в Бернских Альпах, на высоте более 1270 метров: это удивительно красивое место, откуда открываются потрясающие виды на вершины Айгер, Мёнх и Юнгфрау. Курорт невероятно популярен как у поклонников красивых пейзажей, так и у любителей экстремального катания: зимой население Венгена увеличивается с 1300 до 5000 человек, а в период проведения знаменитых "Лауберхорнских гонок" число туристов достигает десяти тысяч.

"Черная" трасса Lauberhorn - самая длинная, а также одна из самых сложных в мире, поэтому именно здесь проходят наиболее престижные горнолыжные соревнования, в том числе Кубок мира и Кубок Европы. Первый заезд на этом склоне состоялся в 1927 году, когда газета Sunday Times провела No Fall Cup - "Кубок спуска без падений". Тогда из сорока семи участников гонки без проблем до финиша доехали лишь тринадцать. Однако отцом "Лауберхорнских гонок" принято считать уроженца Венгена Эрнста Герча (Ernst Gertsch), который в феврале 1930 года организовал здесь первый международный чемпионат.

Сегодня гонки на трассе Lauberhorn - один из этапов Кубка мира по горнолыжному спорту, они проводятся ежегодно в январе и состоят из трех дисциплин: суперкомбинация, скоростной спуск и слалом. Из-за сложности трассы победа в "Лауберхорнских гонках" невероятно престижна. Длина спуска составляет 4260 метров, а перепад высот - более километра, при этом на отдельных участках спортсмены развивают скорость более 150 километров в час. Несмотря на столь экстремальные показатели, трасса открыта и для любителей. Однако тем, кто рискнет попробовать свои силы на трассе Lauberhorn, нужно быть готовым к сложнейшим препятствиям - порогам и рампам, крутым поворотам, резким уклонам, узким проходам между скал и многому другому. Осторожнее всего спортсменам нужно быть в самом конце спуска, недаром перед финальным выкатом установлена табличка с надписью Nur fur gute Skifahrer, что переводится с немецкого как "Только для опытных лыжников". Главная опасность - не в крутом спуске, а в широкой полосе льда: за день эта часть склона подтаивает, а за ночь вновь замерзает. Этот участок нужно преодолеть по прямой, на большой скорости.

Лауберхорн считается одной из самых опасных лыжных трасс в мире // www.lauberhorn.ch


На горнолыжной трассе Лауберхорн спортсмены разгоняются почти до 160 километров в час // www.lauberhorn.ch


Длина спуска составляет 4260 метров // www.lauberhorn.ch


Соревнования на трассе Лауберхорн в Швейцарии считаются очень престижными // www.lauberhorn.ch


До финиша трассы добираются не все участники // www.lauberhorn.ch


Во время проведения соревнований на трассе Лауберхорн в Венген приезжают более 60 тысяч человек // www.lauberhorn.ch


Время работы и стоимость посещения

Как правило, "Лауберхорнские гонки" стартуют в середине января и продолжаются несколько дней. Зрители могут посмотреть не только сами соревнования, но и посетить тренировки спортсменов и принять участие в церемонии открытия чемпионата. Посетители соревнований могут приобрести билеты как на весь турнир, так и на отдельные дисциплины. Есть также категория билетов, в стоимость которых включены не только места на трибунах, но и проезд на поездах и фуникулерах. Для обладателей ски-пассов горнолыжных курортов региона Юнгфрау действуют специальные цены, а дети до 16 лет в сопровождении взрослых могут посмотреть гонки бесплатно. Узнать подробнее о программе мероприятия и ценах можно на официальном сайте "Лауберхорнских гонок": www.lauberhorn.ch .

Желающим проверить трассу Lauberhorn на прочность необходимо приобрести ски-пасс стоимостью 62 швейцарских франка на день или 255 франков на пять дней. Абонемент является единым для всего , а значит, туристы смогут кататься на трассах сразу трех горнолыжных курортов - Венген, Мюррен и Гриндельвальд.

Катание на лыжах можно совместить с интереснейшими экскурсиями, например, посетить перевал Юнгфрауйох - место, где на высоте около 3450 метров расположилась самая высокогорная железнодорожная станция Европы. Путешественников ждет поездка на панорамном зубчатом поезде, потрясающие виды на самый длинный ледник Альп - Алеч, посещение Ледового дворца и экскурсия на метеостанцию "Сфинкс", со смотровой площадки которой открывается 360-градусная панорама гор.

Бронировать номер в гостинице на время проведения соревнований необходимо заранее, можно в отельном разделе сайта сайт.

Как добраться

Так как Венген расположен высоко в горах, где нет автомобильных трасс, путешественникам нужно быть готовым к продолжительной поездке на поезде с двумя пересадками. Однако для начала нужно добраться на самолете до Берна, Цюриха или Базеля, а затем уже по железной дороге доехать до крупного альпийского города-курорта Интерлакен (Interlaken). На этой же станции путешественникам следует пересесть на поезд, следующий до Лаутербруннена (Lauterbrunnen), а затем - на поезд до станции Wengernalpbahn в Венгене. Несмотря на кажущуюся сложность маршрута и большое число пересадок, дорога займет совсем немного времени, так как все поезда ходят с небольшим интервалом, а города расположены на небольшом расстоянии друг от друга.

Как добраться

Трасса Lauberhorn расположена на горнолыжном курорте Венген (Wengen) в центральной части Швейцарии.

Этой зимой пуляйте с размахом с нашей подборкой действительно затяжных альпийских спусков.

Длинные горнолыжные трассы означают не только больше времени на склоне и меньше ожидания в очереди на подъемник - как правило, они начинаются очень высоко, и, стало быть, позволяют насладиться умопомрачительными видами и любопытными ландшафтами.
Мы тут немного поскрипели мозгами, поскребли в интернете и набросали список самых долгих спусков в Альпах. Итак, приступим.

L"Escargot - 10-километровая зеленая

Val Cenis, Франция

трасса L"Escargot

10-километровый L"Escargot , самый длинный зеленый склон в Европе, - идеальное место для новичков, которых до икоты достали новичковые трассы-коротышки. Здесь для них наконец-то появляется возможность размять ножки наравне со «взрослыми пацанами». L"Escargot начинается на высоте 2050 метров и скатывается до 1398 метров, большей частью проходя по хвойным лесам. Видок с вершины ни разу не плох, несмотря на относительно небольшую высоту. Оттуда видно Dent Parachee, Pointe D’Andagne и даже Grand Paradis. Впрочем, бордерам на трассе может не понравится, так как большая часть склона лыса, как колено.

Eleven - 11-километровая красно-черная

Ischgl, Австрия

Трасса Одиннадцать (Eleven), как вы, без сомнения, уже догадались, - это 11 километровый спуск. Начинается он от Greitspitze на 2,872 метрах – самой высокой доступной для катания точке Тироля, - и заканчивается на 1400 метрах. Первая часть «Одиннадцатой» куда как черна, зато оставшаяся – вполне себе красная, без надрыва, так сказать. Промежуточная часть уводит райдера из Idalp’а в центр Ischgl’я. Подниматься к началу трассы лучше всего на новой Lange Wand C5, но можно и на подъемнике Greitspitz B4 либо по горной железной дороге Greitspitz О1.

Cascades - 14-километровый синий склон

Flaine, Франция

Трасса Cascades широко известна как самый длинный синий склон в Европе. Беря начало на вершине Grandes Platières в Flaine на высоте 2500 метров, бежит она вниз к Sixt, давая райдеру возможность насладиться в меньшей степени скоростью – трасса-то синяя, в большей – видами, ведь вокруг – просто чудо! И обязательно забегите в ресторан на озере Gers – очень популярное место, где можно передохнуть и чего-нибудь зажевать, параллельно оглядывая действительно впечатляющие окрестности. А по прибытии в Sixt не забудьте воспользоваться бесплатным автобусом до автопарка GME в Samoëns.

Aiguille Rouge - 8-километровая красно-черная

Les Arcs, Франция

Поднявшись на фуникулере на самый высокий пик курорта - Aiguille Rouge (Красная Свеча) на высоте 3226 метров, вы сможете пульнуть оттуда по одноименному спуску до деревушки Villaroger на 1,200 метрах. Трасса достойна упоминания за свою протяженность - 8 километров – это только по меркам нашего списка не очень много, сами понимаете, и перепад высот – 2 километра, тоже не шутка. Формально трасса считается черной ближе к вершине и красной – примерно со второй трети. Но на деле спуск потребует известного мастерства. Лучше всего пулять с Aguille Rouge пораньше с утречка, так как очереди на фуникулер просасываются быстро и народу на склоне становится чуть больше, чем в Макдональдсе на Пушкинской в районе обеда. Что приятно, снег на Aguille Rouge практически всегда очень хороший – верхняя часть трассы пролегает выше 3 000 метров, а нижняя - с северной стороны горы.

Sarenne - 16-километровая черная

Alpe d"Huez, Франция

Трасса Sarenne, Alpe d"Huez

Трасса Sarenne начинается на Черном пике на высоте 3300 метров и втыкается в Alpe d"Huez на 1860 метрах. Фактически, она состоит из двух частей: первая, конкретно крутая, обычно утыкана кочками и предполагает, что «могуль» для райдера - это не какое-то непонятное слово, когда-то виденное на заборе. Вторая, более пологая, красиво струится по долине. Формально, вся трасса черная, но здесь есть одна хитрость: если начать спуск от подъемника Marmottes 3, то по более крутой верхней части спускаться не придется.

Piccolo Cervino - 20-километровая красная

Cervinia, Италия

Спуск с Klein Matterhorn , также известного, как Piccolo Cervino , - это одна из самых долгих трасс в мире! А ведет туда, конечно же, самая длинная, правда, на этот раз уже только в Европе, канатная дорога. С высоты в 3883 метра трасса протяженностью 20 километров сбегает к Valtournenche на высоте 1524 метра. Вообще говоря, с Klein Matterhorn идет и другая трасса, к швейцарскому Zermatt, протяженностью 13 километров. И какой бы путь вы ни выбрали, начнется он с сумасшедших ледниковых полей и продолжится еще более крутым могульным треком. Учитывая высоту Klein Matterhorn, кататься с него можно уже начиная с конца ноября и аж по середину апреля. Ну, а если вдруг захочется чуть сократить заезд, то отправляйтесь на Cervinia с ее 11,5-километровой красной трассой Ventina, бегущей с Plateau Rosa.

Если раньше все дороги вели только в Рим, то теперь все дороги (во всяком случае, горнолыжные) ведут в Шамони - ведь именно там находится самая длинная горнолыжная трасса в Европе - Белая Долина.

Любители лыж и сноуборда по праву считают Шамони-Монблан горнолыжной столицей: практически все трассы расположены на высоте 2000 м над уровнем моря, и поэтому не только зимой, но и летом склоны гор покрыты приличным слоем снега.


Общее количество трасс и их протяжённость - 100 и 170 км соответственно. Но это не объединённая зона - до районов катания нужно добираться автобусом (действует ски-пасс). Наиболее популярные - Флежер, Ле-Тур, Гран-Монте, Лез-Уш, Бревен.

Новички под руководством опытных инструкторов (за весьма доступную оплату) делают свои "первые лыжные шаги" на "зелёных" трассах - их 13: прекрасный безопасный рельеф, небольшой мороз и солнце, а дни тут всегда чудесные... Падая и снова вставая, смеясь и подшучивая, компания начинающих горнолыжников, освоив наконец искусство катания на лыжах, долго будет потом вспоминать весёлый отдых в Шамони.

Те же из туристов, кто уверенно стоит на лыжах и птицей летит на спусках, любят "синие" и "красные" трассы - их 34 и 32 соответственно. Прекрасно оборудованные и освещённые, эти зоны катания заслуженно пользуются международной славой. Дети и взрослые всех возрастов и национальностей наслаждаются не только совместным лыжными "занятиями", но и сказочной красотой царственных горных вершин, покрытых слепящих снегом.

В этот курорт приезжают и профессиональные горнолыжники - не зря как раз здесь и были проведены первые зимние Олимпийские игры в далёком 1924 году. Зона настоящих альпинистов - "чёрные" трассы, которых общим числом 21. Великолепно обустроенные, они дают возможность и отдохнуть, и подготовиться к серьёзным соревнованиям многим именитым спортсменам.


Однако есть места, куда в одиночку, без сопровождения проводника, лучше не отправляться: речь идет именно о ней, самой длинной в мире, 22-километровой, чертовски опасной трассе Белая Долина (Vallee Blanche). Спуск по крутым склонам даст, конечно, острые адреналиновые ощущения, но лишь хорошо натренированным горнолыжникам. Кроме крутых участков, лыжников подстерегают более серьезные опасности, например, трещины в леднике, которые часто покрыты сверху снегом. К Белой Долине возможно попасть как с французской, так и с итальянской стороны. Начало трассы находится на вершине Эйгюй дю Миди - «Полуденный пик» (Aiguille du Midi). Гора так называется потому, что при взгляде в полдень из городка кажется, что солнце располагается прямо над пиком.

Вот этим-то и привлекает Шамони: от спортсменов-экстремалов до новичков и даже маленьких детей - для всех найдётся отлично подготовленная трасса, все испытают радость стремительного скольжения на быстрых лыжах.

Поговорим об уклонах

На практике крутизна наклонной поверхности в различных областях человеческой деятельности обозначается величиной уклона (или еще иначе — градиентом). Для начала давайте разберемся, что же означает само это понятие. Таблички с указанием уклона знакомы, наверное, всем водителям автомобилей (по крайней тем, кто самостоятельно сдал хотя бы теорию), но далеко не все из них знают, что же фактически означает, например, 10% на знаке.

Кто-то по-простому думает, что это угол наклона дороги, то есть 10 градусов. Некоторые идут дальше в своих размышлениях и считают, что это доля от максимально возможного угла подъема в 90 градусов (отвесная стена) и 10% — это 90°×0.1 = 9° . Мы все привыкли мыслить в градусах, каждый может визуально представить себе 90 градусов, 45, 30 и т.д., поэтому и стремимся все воспринимать в этой единице измерения (а правильный ответ: 10% = 5.7°).

На самом деле математически уклон — это отношение перепада высоты на определенном участке пути к длине горизонтальной проекции этого пути, выраженное в процентах. Т.е. высота (h), разделенная на проекцию пути (c) и умноженная на 100. Геометрически это отношение противолежащего катета к прилежащему (тангенс, умноженный на 100). Таким образом:

Уклон в процентах (градиент) = h/c×100 = tg(a)×100

Распространенная ошибка — когда тангенс путают с синусом, считая, что уклон — это h/b. Эта ошибка имеет право на жизнь, но в определенных пределах. Дело в том, что для углов меньше 25 градусов разница между синусом и тангенсом незначительна и в практических целях ею можно пренебречь, а вот дальше, с ростом угла, расхождение становится весьма существенным.

Ниже представлена форма, позволяющая перевести значения из градиентов в градусы и обратно:

Градиенты % = Градусы °

Ближе к делам горнолыжным

С теорией разобрались, переходим к горнолыжной практике.

Профиль горнолыжной трассы никогда не представляет из себя идеальную прямую. Где-то наклон может быть покруче, где-то поположе. В этом случае используется понятие среднего градиента, который, впрочем, вычисляется все по той же формуле: перепад высот между стартом и финишем трассы, деленный на длину горизонтальной проекции трассы.

Средний уклон знаменитой черной трассы Streif в австрийском Китцбюэле , где регулярно проходит этап Кубка мира по горным лыжам, составляет 27% (15°; длина трассы — 3312 метров при перепаде 860 метров). Максимальный уклон на одном из ее участков — 85% (40°).

По статистике средние градиенты синих трасс находятся в пределах до 18% (порядка 10 градусов), красных — до 23% (13 градусов), а черных — от 23% и выше (больше 13 градусов). На каких-то курортах сложность трасс несколько занижена (синие трассы в реальности могут оказаться ближе к красным по крутизне), на каких-то наоборот, ее завышают, но в среднем картина везде примерно такая.

Замечание: на французских курортах дополнительно используется обозначение зеленым цветом наиболее простых трасс. В общем и целом зеленые тут мало отличаются от синих, в других странах все простые трассы (в том числе даже плоские траверсы) обозначаются синим.

Для ориентировочной оценки длин трасс, катаясь на курорте и имея на руках схему катания с обозначением перепадов высот, вы можете использовать следующие соотношения:

На каждый километр перепада высоты синей трассы приходится порядка 7 км ее длины, на километр перепада красной — 5 км, черной — 3.5 км.

Ниже на картинке для сравнения представлены профили синей, красной и черной трасс. Трассы находятся в известнейшем итальянском регионе Селларонда , а профили их взяты из замечательного приложения 3D Dolomiti Superski , которое позволяет совершить виртуальный тур по региону, а также посмотреть технические характеристики всех трасс.

Отдельно отметим представленную на картинке Gran Risa — знаменитую трассу, входящую в пятерку культовых трасс Кубка мира . Глядя на ее профиль можно подумать, что ничего такого особенного в нем нет, но на деле, когда вы оказываетесь на трассе, в некоторых местах может показаться, что склон уходит вертикально вниз.

Этот эффект часто присутствует при сравнении профиля трассы с реальной обстановкой на местности. Также не будем забывать, что мы все время ведем речь о средних градиентах, в то время как некоторые локальные участки склона могут оказаться намного круче (и часто именно по этим самым крутым местам присваивают сложность трассе).

Харакири

В австрийском Майрхофене находится одна из самых крутых трасс мира (и самая крутая в Австрии), с говорящим названием Harakiri . Ее средний уклон составляет 78% (38°, длина около 620 метров при перепаде 380 метров). Для подготовки склона используется специальная техника, закрепленная на спущенных сверху страховочных канатах.

Падение на Harakiri может быть чревато тем, что до конца трассы вы будете катиться кубарем, не имея возможности затормозить.

Так что всегда, катаясь на лыжах, соизмеряйте свои возможности с предлагаемыми горами условиями. Берегите себя и окружающих лыжников!