Цемесская бухта является природной гаванью, расположенной на северо-востоке Черноморского побережья. В северо-западной части бухты находится город-герой Новороссийск и морской порт. Это вторая по значимости бухта акватории РФ после Севастопольской. Молы, причалы, волнорезы, заводы, грузовые, торговые и военные суда – все это делает бухту мало привлекательной с курортной точки зрения. Однако, бухта чрезвычайно интересна своей историей и природными особенностями.

Цемесская бухта образована Суджукской косой и мысом Дооб. На западе бухты находится Абрауский полуостров, на востоке — Маркхотский хребет. Длина береговой линии составляет 15 км, вдаётся бухта в сушу на 7 км.


Вход в Цемесскую бухту широкий — 9 км, ширина в средней части составляет 4,6 км

Максимальная глубина бухты — 27 метров. Однако проходимость судов осложняется окаймляющими берега рифами, Пенайскими банками (мелями у входа с глубиной 5-6 метров), а также останками затонувших кораблей.


При прохождении Цемесской бухты суда в обязательном порядке руководствуются лоцией, учитывая все навигационные опасности

Температура воды зимой не опускается ниже +5, благодаря чему бухта судоходна в течение всего года. Но с ноября по март бухта подвержена норд-остам (борам) , когда скорость ветра может достигать 40 м/с, а волнение моря — 12 баллов. Бора («боре») – холодный северный ветер. Такие ветра обычно образуются в регионах, где теплое море соседствует с невысокими горными хребтами. В Новороссийске это Маркхотский хребет или хребет Варада. Жители Новороссийска могут предугадать скорое появление боры по густым облакам на вершинах гор, которые называют «бородой». Бора способствует резкому падению температуры, образованию ледяной корки и иногда появлению торнадо. Во время боры суда уходят в открытое море или отстаиваются на якоре в спокойных водах соседнего селения Южная Озереевка в 12 км от Новороссийска. Такие боры наблюдаются на берегах Адриатического моря Балканского полуострова, на Новой Земле, на берегах Байкала.


Вид на Цемесскую бухту и гору Колдун по трассе М-4 из Геленджика в сторону Новороссийска

Описания боры в Новороссийске в повести К. Паустовского «Черное море»:

«Впервые наши моряки узнали, что такое черноморская бора, в 1848 году. Это было через десять лет после основания на берегу Цемесской бухты, у подножия тёмных и безлесных гор, Новороссийского укрепления».

«Как начинается бора? Над голым хребтом Варада показываются белые клочья облаков. Они похожи на рваную вату. Облака переваливают через хребет и падают к морю, но никогда до него не доходят. На половине горного склона они растворяются в воздухе».

«Первые порывы ветра бьют по палубам кораблей. В море взвиваются смерчи. Ветер быстро набирает полную силу, и через два-три часа жестокий ураган уже хлещет с гор на бухту и город. Он подымает воду в заливе и несёт её ливнями на дома. Море клокочет, как бы пытаясь взорваться. Ветер швыряет увесистые камни, сбрасывает под откосы товарные поезда, свёртывает в тонкие трубки железные крыши, качает стены домов».

Почему «Цемесская»?

Названа по одноименной реке Цемес (Цемез), впадающей в бухту. Исток реки находится на северо-восточном склоне г. Гудзева (425,6 м). С адыгейского «цемез» означает «лес насекомых», «гнилой лес». В натухайском диалекте также переводится как «лес с большим количеством насекомых».

Течет речка через индустриальную часть города Новороссийска и впадает в бухту в районе Цемесской рощи. Река была судоходной до 1921 года, пока не вырубили лес по склонам гор.

Набережная Адмирала Серебрякова вдоль западного берега Цемесской бухты. Названа в честь первого генерал-губернатора города — адмирала Лазаря Марковича Серебрякова (1792- 1862)

Сахарная голова и цементные заводы

Если вы будете в Новороссийске, то можете услышать о Сахарной голове. Это самая высокая точка Маркотхского хребта (558 м), названная так из-за своей конусообразной формы. Кстати, точно так же, Сахарной головой, называется и характерная вершина в Рио-де-Жанейро.


Вид на Маркотхский хребет, карьеры и цементный завод с набережной Новороссийска

Высота Маркотхского хребта колеблется от 400 до 800 метров над уровнем моря, сложен он осадочными породами мелового периода. Название хребта произошло от адыгского «маркотх», что переводится как «ежевичные места». Ягод здесь и правда много, однако, основное «богатство» не ежевика, а мергель, который идет на производство высокопрочного цемента. Поэтому склоны хребта изуродованы карьерами по добыче мергеля, а Сахарная голова с каждым годом «тает». У подножья находятся цементные заводы, что не прибавляет экологии Новороссийску.

Затонувшие корабли

Цемесская бухта приобрела дурную славу из-за событий, связанных с гибелью кораблей, и ряда аномальных явлений. Многие называют бухту «Бермудским треугольником Черного моря», куда затягивает корабли, водолазов и дайверов. По одной из версий, бухта представляет собой кратер остывшего вулкана, и поэтому во время тектонической активности и землетрясений происходят магнитные аномалии. Также эти явления связывают с наличием железных руд на дне Цемесской бухты. По другой версии, в бухте нет ничего аномального, а все происшествия связаны лишь с большой судоходностью. До сих пор в бухте дайверы находят обломки древних судов.

При упоминании Цемесской бухты прежде всего вспоминают событие июня 1918 года, когда была затоплена эскадра кораблей Черноморского флота во избежание взятия ее немцами. На 12-м километре Сухумского шоссе над Цемесской бухтой в 1980 году в память об этом трагическом событии установлен ансамбль «В память затопленных кораблей Черноморского флота» . В сторону Цемесской бухты обращен 12-метровый гранитный коленопреклонённый матрос с надписью: «Морякам-революции». Напротив, на смотровой площадке находится гранитный «Куб-визир» , символизирующий уходящий ко дну корабль.


Внутри куба из цветного стекла и металла выложен флажной сигнал, который был поднят на всех затопленных кораблях: «Погибаю, но не сдаюсь»

На кубе надпись: «18 июня 1918 года в Цемесской бухте во имя Революции мужественные моряки-черноморцы затопили боевые корабли, чтобы они не достались кайзеровской Германии». На другой стороне: «Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Пред. СНК В. Ульянов (Ленин)». По краю расположена композиция «Силуэты затопленных кораблей» с изображением (где известно) и названием каждого корабля, направлением и расстоянием до места его затопления. В 1920-х годах некоторые из затопленных судов были подняты и восстановлены.

Вид на мыс Дооб и курортный поселок Кабардинка от памятника затонувшим кораблям


Где-то там, под гладью воды, покоятся останки кораблей

Цемесская бухта – небольшая часть Черного моря у Новороссийска, отделенная от ветров и открытых вод сушей. Название она обрела от несущей свои воды реки Цемес, является уникальным природным сооружением, совместившим в себе сразу две функции – практическую и эстетическую. Считаясь одним из основных способов связи окружного центра с внешним миром, она по праву считается крупнейшим вместилищем памятников города.

Где находится Цемесская бухта?

Ее расположение – северо-восток Черноморья. Ближайшие к ней населенные пункты, кроме Новороссийска, — Мысхако и Кабардинка.

На карте Цемесская бухта располагается таким образом:

Исторические факты и легенды

Цемесская бухта всегда ценилась российским флотом – это крупнейшая по военному значению гавань после Севастопольской, что на полуострове Крым. В состав Российской империи она вошла лишь в 1829 г., доставшись государству в награду за победу в войне с турками-османами.

С тех пор ее активно эксплуатируют: в период с марта по октябрь по ней курсируют корабли различной величины и назначения – от военных до торговых, обслуживая нужды Новороссийска. Гавань эта не замерзает и в зимнее время, но в холодные месяцы ею завладевают ветры: штормы бывают настолько сильными, что моряки в этот период не рискуют отправляться в плавание.

Длина береговой линии Цемесской бухты – 15 км, с запада ее формирует Абрауский полуостров, с северо-запада – остров , а на востоке расположено село Кабардинка. Максимальная глубина здешних вод – 27 м, внушительная цифра делает возможным вхождение сюда даже океанских лайнеров.

Мифы и легенды

Охотники за паранормальными явлениями и искатели аномальных зон всей планеты давно дали этой уникальной природной достопримечательности собственное название – Российский бермудский треугольник. В 1917 г. именно здесь новое правительство страны решило потопить не один десяток судов, организовав своего рода корабельный погост против неприятеля.


Интересно, что ни одно из многочисленных судов не было найдено впоследствии: множество раз дайверы погружались на дно, но не находили никаких крупных корабельных частей, за исключением их обломков. С тех пор бухта так и влечет за собой череду трагических событий, увеличивая подводное кладбище. А многие уверяют, что видели здесь корабль-призрак: видение возникает в сумерки, когда на землю опускается туман.

Местные жители уверены, что мистическое судно – это «Адмирал Нахимов», затонувший в 1986 г. в результате столкновения с другим кораблем. В свое время трагедия наделала много шума, мистики связывали эту катастрофу с дурной славой местности. И теперь крейсер вынужден курсировать по своему маршруту вновь и вновь, перевозя людей, которых уже давно нет в мире живых.

Цемесская бухта: прогулка по достопримечательностям

Цемесская бухта – это не только место с богатейшей историей и крупный порт, но и настоящее скопление памятников и достопримечательностей. Прогулка по береговой линии доставит туристу много прекрасных часов и даже дней: обойти все 15 км за сутки не представляется возможным.

На въезде в Новороссийск установлен Монумент морякам революции. Открытый в 1980 г., он должен был стать частью целого комплекса, посвященного героям гражданской и Великой Отечественной войны. Но финансирование проекта остановилось – завершенным оказался лишь это памятный знак. Он великолепен: 12 м в высоту, мемориал изображает коленопреклоненного моряка, опустившего голову в минуту скорби по погибшим товарищам. В одной руке он держит собственную бескозырку, а в другой – головной убор не вернувшегося из боя товарища, бережно прижимая все, что от него осталось, к сердцу. Композиция невероятно трогательна, многие плачут, вглядевшись в нее повнимательнее.

Если перейти дорогу, вы выйдете на масштабную обзорную площадку, открывающую великолепный вид на море: здесь получатся захватывающие дух панорамные фото, Цемесская бухта – живописное место. Тут же установлен оригинальный знак «Куб-визир», выполненный в память о затонувших в гавани кораблях. Столь абстрактное толкование трагедии делает его еще более привлекательным, хочется остановиться и полюбоваться подольше.

Одна из интереснейших здешних экскурсий – посещение . В середине XX века судно принимало участие в боевых действиях в Средиземном море и Атлантическом океане, путешествовало к берегам Египта и Сирии. Благодаря техническим характеристикам, опережавшим большинство судов тех лет, оно вошло в ТОП-10 лучших в своем времени. Но время дает о себе знать: крейсер больше не бороздит моря, зато дает шанс каждому посетителю поближе познакомиться с морским делом и узнать о великой истории России за последние 100 лет. Более 200 м в длину и 20 м в ширину, он сохранил на борту уникальные памятки прошлого. Купив билет за символическую стоимость, турист получает увлекательную информацию и прогулку по морю на корабле-легенде.

Морская слава города-города

Еще один великолепный образец величественной скульптуры – стела Морская слава. Авторы – Суворов и Аполлонов – вложили в нее все свои силы и талант. Общая высота – 7,5 м, из-за этого ее пришлось создавать не целиком, а частицами: первой отлили фигуру девушки-ангела, под ногами которой находится вся планета, в руках она держит парусник, оберегая корабль от несчастий и бед. Затем возвели и гранитную колонну, на которую поместили фигуру, видимую задолго до вхождения в Цемесскую бухту. Моряки, разглядев памятник, безошибочно определяют, что они прибыли в славный город-герой Новороссийск.

Интересно погулять и по : среди огромных сухогрузов с многотонными грузами, невиданной техникой и людской суетой, ощущаешь себя всего лишь песчинкой. Порт из-за величины разделен на четыре района: военный, пассажирский, нефтяной и грузовой. Для осмотра доступна только пассажирская часть, но при должной ловкости можно попасть и в остальные отделы.

— монументальная скульптура в виде боевого судна с матросами, готовящимися вступить в бой. Прямо внутри расположен музей, содержащий барельефы портретов героев Советского Союза.

Как добраться (доехать)?

Попасть к гавани несложно – многие маршруты транспорта, курсирующего между Новороссийском и Геленджиком, идут возле нее. Городские маршрутки и автобусы также подходят к ней.

От центра Новороссийска доехать до Цемесской бухты вы сможете так:

Туристу на заметку

По праву воспета и признана уникальной Цемесская бухта, Новороссийск не зря считает ее своей главной кормилицей. Именно благодаря ей он держит связь с внешним миром. Стараниями властей она же превратилась в настоящую многокилометровую достопримечательность, на которую стоит каждому туристу этого прекрасного города, история которого знала немало как славных, так и трагических дней. В заключение смотрите о ней видеоматериал.

Цемесская бухта (или Новороссийская) расположена на севере побережья Черного моря, свое название получила от реки Цемес, впадающей в нее.

Длина Цемесской бухты равна 15 километрам, ширина у входа в нее – девяти, а глубина колеблется между 21 и 27 метрами. Вход в бухту с северо-западной части ограничен островом Суджук, а с юго-восточной – мысом Дооб. На северо-западе бухты располагаются морской порт и город Новороссийск, от которого и произошло второе название водоема.

В восточной части Новороссийской бухты расположено село Кабардинка, которое находится в подчинении администрации Геленджика. 31 августа 1986 года здесь произошло столкновение парома «Адмирал Нахимов» и балкера «Петр Васев». Спустя год на месте аварии, на мысе Дооб, был установлен знак - дань памяти погибшим членам экипажа и пассажирам.

Цемесская бухта

Цеме"сская бухта (Новороссийская бухта) - бухта в северной части российского побережья Чёрного моря. Название получила от впадающей в неё реки Цемес. Длина 15 км, ширина у входа 9 км, в средней части 4,6 км, глубина 21-27 м, что позволяет входить в бухту любым океанским судам.

В северо-западной части бухты располагается город-герой Новороссийск.


Цемесская бухта - это акватория, которую сейчас занимает один из крупнейших морских торговых портов Черного моря и России вообще. Бухта омывает берега города-героя Новороссийска.
Если Вы окажетесь в этом замечательном городке, просто придите на набережную и насладитесь величием порта. Еще каждые полчаса летом от центральной набережной отходят прогулочные катера. Часовая поездка по бухте очень доступна - 200 р. с человека, так что советую
В Новороссийске порт мирового значения, оттого и встретить тут можно корабли со всего мира. Вот, например, прямиком из Панамы, разгружается недалеко от административного здания организации

Вот такие прогулочные катера

А это край бунны (волнореза) с маяком на конце. Строятся для того, чтобы уберечь корабли от штормов, столь частых для здешних мест в осенне-зимний период

Три красно-белые трубы у горы - это очередной цементный завод, которых в Новороссийском районе хоть отбавляй

Как Вы наверное уже заметили, горы вокруг этих заводов с довольно измененным рельефом. Никуда не денешься - главное сырье - с них

В правом нижнем углу между гор - там находится курортный поселок Кабардинка, административно относящийся к Новороссийскому району

Нефтеналивная часть здесь также имеется и вынесена на край порта

Плавучий кран выглядит именно так

Военные корабли здесь курсируют постоянно

Недалеко от Суджукской косы открывается панорамный вид на сам город. А это мемориал, посвященный Великой Отечественной Войне, называется "Малая Земля". Внутри музей, довольно популярное место у туристов соседних городов

Новороссийск

Расположение города. Климатические особенности. Краткая история города.
        Город Новороссийск расположен амфитеатром на берегу Цемесской бухты, одной из самых удобных и обширных на Чёрном море. Новороссийск занимает 834.9 квадратных километров площади. Населяют Новороссийск около 220000 жителей.
        Новороссийск является промышленным городом и самым крупным портом на российском черноморском побережье. Административно Новороссийску подчиняются посёлки Абрау-Дюрсо, Гайдук, Верхнебаканский, Горный, Мысхако, Цемдолина, Борисовка, а кроме того, станицы Натухаевская и Раевская, объединённые в Приморский округ. В Мысхако расположено винодельческое хозяйство, которое выпускает замечательные вина "Шардоне", "Каберне", "Алиготе" и другие. Молодые вина стоят достаточно недорого и впоне доступны, а выдержанные марочные вина сильно вырастают в цене, но своего покупателя находят.
        Сам Новороссийск курортом не является, т.к. наполнен промышленными предприятиями и имеет громадный портовый комплекс. В Новороссийске огромный нефтеналивной терминал. Порт Новороссийска обеспечивает погрузку зерна и других грузов. В Новороссийске уже стали обыденным явлением многокилометровые вереницы гружёных зерном КамАЗов, которые ждут выгрузки в порту. В связи с неопределённым положением Севастополя в Новороссийске происходит строительство военно-морской базы. Некоторые корабли Черноморского флота уже сейчас базируются на Новороссийск. Проезжая вдоль Цемесской бухты в сторону Геленджика и взглянув вниз можно увидеть военные корабли у причалов. Но, до конца строительства ВМБ ещё далеко. Промышленность Новороссийска, в основном, представлена цементными заводами. Цементное производство одно из немногих, которое осталось на плаву после начала реформ в 90-е.
        Курортные зоны с удобными пляжами и множеством баз отдыха расположены около Новороссийска - в районе Широкой балки, Сухой Щели, посёлков Дюрсо и Южная Озереевка. С северо-востока город окаймляет Маркотхский хребет (в переводе с адыгейских наречий "маркотх" означает "ежевичные горы"). Горные вершины поднимаются на высоту до 700 метров, но этого не достаточно для защиты города от холодных северных ветров. Среднегодовая температура воздуха в Новороссийске +12.5 градуса. Летом нередко температура поднимается до 40 градусов. Морской бриз едва смягчает жару. Зимой мощный северо-восточный ветер (норд-ост), который часто именуют сочетанием "Новороссийская бора", срывается с близлежащих гор и мощно обрушивается на город и Цемесскую бухту. В это время корабли вынуждены выходить из порта и пережидать ненастье в открытом море. Природа в окрестностях Новороссийска достаточно разнообразна. По склонам гор растёт можжевельник, иглица понтийская, держидерево, тёрн, плющ, фисташка, дуб скальный, кизил, скумпия, бересклет. В горных лесах водятся кабан, косуля, куница, барсук, шакал, ёж, средиземноморская черепаха, степной орёл. Около моря живут баклан, лысуха, чомга, чирок, крачка и зимуют лебеди шипуны. В Новороссийске на ул.Советов, 58 работает исторический музей, где представлены различные экспозиции по истории и природе Новороссийского региона. (т.23-00-00)
        Ещё в VI веке до н.э. на берегу Цемесской бухты греки основали античную колонию Баты. В XIV-XV веках генуэзцы построили в устье реки Цемес крепость. При генуэзцах бухта носила наименование Кало-Лимено ("Прекрасная гавань"). В 1722 году на южном берегу бухты возникла турецкая крепость Суджук-Кале. После окончания очередной Русско-турецкой войны в 1829 году, по Адрианопольскому мирному договору Турция уступила свои права на восточное побережье Чёрного моря от до границ Абхазии. 12 сентября 1838 года в Суджукской (Цемесской) бухте высаживается русский десант и начинается строительство укрепления, которое в дальнейшем получило наименование Новороссийск. Морской частью операции руководил командующий Черноморским флотом вице-адмирал М.П.Лазарев. Десантом численностью более пяти тысяч человек руководил начальник первого отделения Черноморской береговой линии генерал-лейтенант Н.Н.Раевский. В состав его штаба входил штаб-офицер по движению и действию морских отрядов на восточном берегу Чёрного моря контр-адмирал Л.М.Серебряков, будущий строитель Новороссийска.
        В своём рапорте Николаю I от 15 сентября 1838 года командир Черноморской эскадры адмирал М.П.Лазарев отмечал "удобство местонахождения" бухты. Само устройство пристани для кораблей он признавал "более удобным, нежели в Геленджике". 14 января 1839 года укреплению в Суджукской бухте было присвоено наименование Новороссийск, а 15 декабря 1846 года укрепление было преобразовано в город. Главным его достоинством, которое предопределило дальнейшее развитие, была удобная, самая крупная на Кавказе, незамерзающая Цемесская бухта. Но, шло время и усиление России на Черноморских берегах взволновало владычицу морей Англию и её союзников. В итоге английские и французкие войска высадились под Севастополем и эта война получила наименование Крымская. В 1855 году, во время этой войны, Новороссийск четыре дня обстреливался англо-французкой эскадрой и вёл ответный огонь. Только ответный огонь артиллерийских батарей Новороссийска не позволил высадить неприятелю десант. Англо-французкая эскадра ушла в море понеся потери и получив повреждения кораблей. Однако, по итогам войны русские войска были вынуждены покинуть укрепления на Чёрном море. По приказу командования гарнизон оставляет город, а жителей расселяют по кубанским станицам. В 1858 году принято решение о восстановлении укреплений и гарнизон возвращается в Новороссийск. В марте 1866 года Новороссийск становится центром Черноморского округа. Первым крупным сооружением в городе стал цементный завод, который построен в 1882 году. В 1888 году в Новроссийск приходит железная дорога и в результате начинается строительство порта и элеватора. С постройкой порта увеличивается вывоз зерна за границу с Дона, Поволжья, Кубани и Ставрополья. В 1887 году начинается строительство Новороссийско-Сухумского шоссе. В России в то время был неурожай, голод и рабочие охотно ехали на строительство. Но, с продовольствием на строительстве было не намного лучше и часто эту дорогу именовали "голодное шоссе". Не смотря на все трудности за пять лет дорога в 500 с лишним км. была построена, что имело большой экономический эффект. В 1896 году Черноморский округ преобразовывается в Черноморскую губернию с центром в Новороссийске. В конце XIX века в Новороссийске происходят попытки организации курорта. В Новороссийске появляется купальня Дмитрия Серафимова. Купальня представляла из себя деревянное сооружение с крышей и маленькими окошками. Размещалась купальня на сваях вдали от берега. Купальня была на 80 номеров и имела ванны с подогретой морской водой, лечебными грязями. Была там и лечебная минеральная вода и, кроме того ресторан с буфетом. Пример оказался заразительным и скоро стали появляться другие купальни. В 1904 году появилось товарищество "Новороссийский курорт". Курортное дело развивалось и в 1910 году запускается железнодорожный состав "Черноморский экспресс" сообщением Санкт-Петербург - Новороссийск, через Москву. Курсировал состав круглогодично, в его составе были вагоны разной классности и вагон-ресторан. Вагоны экспресса подавались прямо на пристань, где транзитные пассажиры могли отправиться дальше в Туапсе, Сочи, Гагры и др. населённые пункты.
        Первая русская революция 1905-1907 годов коснулась и Новороссийска. Здесь проходили митинги, стачки, демонстрации. С 11 по 25 декабря 1905 года власть в городе принадлежала Совету рабочих депутатов. Этот период получил в истории название "Новороссийская республика". К 1914 году город становится крупным промышленным и торговым центром Северного Кавказа и имеет население около 63000 человек. Во время Гражданской войны и интервенции в Цемесской бухте вынужденно был затоплен Черноморский флот. Если ехать по Новороссийско-Сухумскому шоссе, то вдоль дороги, на берегу Цемесской бухты стоит памятник этим событиям. На памятном знаке надпись "18 июня 1918 года в Цемесской бухте во имя революции мужественные моряки черноморцы затопили боевые корабли, чтобы они не достались кайзеровской Германии". До сих пор на дне Цемесской бухты покоятся боевые корабли Черноморского флота.

        После событий 1917 года и окончания Гражданской войны Новороссийск продолжил своё развитие в качестве портового и промышленного центра. Во время Великой Отечественной войны город оказался в центре боёв и был почти полностью разрушен.
        В конце лета 1942 года немецкие и румынские войска стремятся прорваться на Кавказ. Горы прикрывают выход к Чёрному морю. Противник пытается выйти на побережье Кавказа через узкую полоску вдоль моря. Новороссийск оказывается пробкой для немецких войск. В районе цементных заводов фронт надолго стабилизируется. Следы боёв можно увидеть и поныне проезжая на курорты Геленджика. Линия фронта проходила на восточной окраине города. А, героическая высадка отряда майора Цезаря Куникова на легендарную и последующая оборона, которая длилась 225 дней, вошли в историю.
        Развитие города продолжалось и в послевоенный период. В 1964 г. была введена в строй крупнейшая в стране нефтегавань Шесхарис. Глубоководный причал способен принимать танкеры вместительностью до 250 000 тонн.
        Мощным импульсом развития города стало создание в Новороссийске морского пароходства, в состав которого вошёл крупнейший в стране танкерный флот.
        В сентябре 1973 года Новороссийску было присвоено звание города-героя.
        До 70-х годов в Новороссийске были очень большие проблемы с водоснабжением. Собственных источников водоснабжения в Новороссийске нет и воду в Новороссийск возили танкерами из Туапсе. За водой выстраивались очереди. Было принято решение строить водовод на побережье Чёрного море. Нынешнее ГУП "Троицкий Групповой водопровод" организован на основании решения Краснодарского Крайисполкома от 28 июля 1971 года № 497 и приказа Крайупркомхоза от 10 августа 1971 года № 161 "О создании производственного управления Троицкого группового водопровода".
        Целью создания ТГВ являлась добыча пресных подземных вод хозяйственного и производственного водоснабжения городов Новороссийска, Крымска, Геленджика и прилегающей курортной зоны Черноморского побережья.
        После прихода пресной воды в Новороссийск на набережной Цемесской бухты был сооружён памятник . В 2006 г. памятник восстановлен.
        В 2004 году в центре Новороссийска был установлен памятник генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Бержневу. В открытии памятника принимали участие представители администрации города, делегация из Украины и ветераны Великой Отечественной войны. Монумент высотой около двух метров был выполнен скульптором Александром Бугаевым. Скульптура получила название "Человек, идущий по городу". Советский лидер представлен с плащем, перекинутым через плечо. Это второй памятник Брежневу на пространстве бывшего СССР. Идея установки памятника принадлежит мэру Новороссийска Д.Шишову. Установка памятника была приурочена к годовщине освобождения города от немецко-румынских войск 16 сентября. Как известно, бывший лидер Советского Союза воевал в этих местах и после войны не забывал Новороссийск.
        Сейчас, не смотря на существующие проблемы, город Новороссийск развивается, похорошела реконструированная набережная, появляются современные здания, растёт товарооборот порта и заказы на продукцию цементной промышленности.